кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения
Принципы обучения по Коменскому и Ушинскому
Алина Гильмутдинова
Опытные преподаватели обычно уже на интуитивном уровне руководствуются принципами обучения. Однако для молодых преподавателей и студентов все эти принципы ведения образовательного процесса пока могут показаться сложным искусством. Но мы поможем вам в этом разобраться и дадим рекомендации на другие полезные статьи для начинающих учителей и репетиторов.
Принципы обучения
Для начала определим, что такое принципы обучения. Это установленные условия, которые берутся за основу в процессе построения обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.
Мы рассмотрим 2 наиболее популярные вариации принципов обучения — по Коменскому и по Ушинскому.
Принципы обучения по Коменскому
Чешский педагог Ян Коменский был первым, кто обозначил основополагающие принципы обучения. Сделал он это в своей работе «Великая дидактика».
Принцип сознательности и активности
Этот принцип говорит о том, что обучение учеников должно происходить не пассивно (с помощью зубрёжки), а осознанно, глубоко и основательно (с помощью искреннего интереса учащегося). Ведь где нет сознательности, господствует формализм.
При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает.
Принцип наглядности
Принцип наглядности обучения подразумевает усвоение знаний путем наблюдения за предметами и явлениями, а также их чувственного восприятия.
Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении.
Принцип постепенности и систематичности знаний
Этот принцип призывает подавать информацию для изучения последовательно — в установленной логической и методической последовательности.
Последовательность необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением.
Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками
Согласно этому принципу, регулярные упражнения и повторения являются показателем полноценности знаний и навыков. Однако Коменский уточнил, что нельзя слепо зубрить учебный материал, не разобравшись в нём. То есть делает выбор в пользу логического, а не механического запоминания.
Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно.
Принципы обучения по Ушинскому
Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский предложил свои принципы обучения. Некоторые из них соотносятся с принципами Коменского.
Принцип доступности
Принцип говорит о том, что содержание учебных материалов должно быть адаптировано под умственные и физические возможности учащихся, имеющийся у них уровень знаний, умений и развития. Притом изучаемая информация должна требовать от детей определенных усилий для её усвоения. То есть должны соблюдаться 3 условия: связь с жизнью, связь с природой ребенка и связь с родным языком.
Принцип научности
Этот принцип свидетельствует о следующем: познание действительности может быть как верным, так и неверным. Поэтому обучение должно использовать признанные научные методы познания.
Принцип воспитывающего обучения
Согласно этому принципу обучения, наука должна действовать не только на ум, но и на душу. Иными словами, процессы обучения и воспитания должны существовать в единстве.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип иллюстрирует необходимость объединения получаемых знаний и умений учеников в одну систему и изложения информации в правильном порядке, чтобы каждый новый элемент логично вписывался в созданную систему.
Принцип наглядности
Это принцип говорит о том, что процесс познания окружающего мира более эффективно проходит с использованием прямых наблюдений и включения органов восприятия. Более того, наглядное обучение повышает внимание учащихся и делает процесс обучения более легким.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся
Этот принцип — о том, что для лучшего восприятия информации ученик должен проявлять свою заинтересованность в обучении. Тогда с помощью самостоятельного переосмысления, применения знаний на практике, продуктивной работы ученика с учителем будет достигаться главная цель обучения.
Принцип народности
Согласно этом принципу, обучать необходимо с оглядкой на реальность самих учащихся — их язык, культуру, привычки. Полагается, что в таком случае ученикам будет проще найти связь теории с практикой.
Кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
1. Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
Принципы обучения впервые сформулировал
Дидактика – это
А. наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Б. искусство, «детоводческое мастерство».
В. упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.
Г. система приобретённых в процессе обучения ЗУН и способов мышления.
Обучение – это
А. упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.
Б. наука о получении образования.
В. упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Г. категория философии, психологии и педагогики.
Форма организации – это
А. то, как организацется процесс обучения.
Б. то, где организуется процесс обучения.
В. то, зачем организуется процесс обучения.
Г. то, для кого организуется процесс обучения.
Продолжительность стандартного урока
Преподавание и учение – это
А. категории обучения.
Г. средства обучения.
13. Педагогические технологии подразделяются на:
А. общепредметные, предметные и модульные.
Б. общепредметные, предметные, модульные и частнометодические.
В. общепредметные и предметные.
Г. предметные и модульные.
Образование – это
А. пусть достижения цели и задачи обучения.
Б. система приобретенных в процессе обучения ЗУН и способов мышления.
В. то, к чему приходит процесс обучения, коечные следствия учебного процесса.
Г. упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
15. Цель обучения дробится на составляющие – задачи, которые подразделяются на:
А. воспитательные, образовательные и развивающие.
Б. коррекционные, организационные и общедидактические.
В. организационно-методические и гносеолого-смысловые.
Г. внутренние и внешние.
Какой из уроков не является уроком контроля знаний умений и навыков?
Г. лабораторная работа.
17. Средства обучения могут быть:
А. материалы (технические, информационные…), идеальные.
Б. идеальные и реальные.
В. материальные и идеологические.
Г. технические и эстетические.
Педагогическая технология – это
А. набор операций по конструированию, формированию и контроля знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.
Б. инструментарий достижения цели обучения.
В. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки.
Г. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.
Методы обучения – это
А. способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения.
Б. монологическая форма изложения, призвана ретранслировать систему социального опыта.
В. средство самообучения и взаимообучения.
Г. пути познания объективной реальности в условиях многоаспектного рассмотрения гносеологических механизмов и познавательной активности учащихся.
20. Педагогические технологии по ведущему фактору развития подразделяются на:
А. биогенные и социогенные.
Б. биогенные, социогенные, психогенные.
В. суггестивные, нейролингвистические.
Г. светские и религиозные.
21. Учебно-воспитательный процесс обусловлен категориями:
А. обучение и воспитание.
Б. совокупность категорий педагогической науки.
В. совокупностью категорий дидактики.
Г. совокупность категорий психолого-педагогической антропологии.
22. … обучение – это вид обучения, в основе которого лежит алгоритм в его первоначальном смысле…
Какое понятие (термин) не является понятием теории обучения?
А. способы умственной деятельности.
Б. теории поэтапного формирования умственных действий.
И. качество образования.
Причины обучения – это
А. педагогические условия сотрудничества, сотворчества.
Б. механизмы реализации личностно-ориентированного обучения.
В. основные положения какой-либо теории или концепции.
Г. основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностями.
В России впервые сформулировал(а) принципы обучения
Обучение, как сотворчество учителя и ученика рассматривали
Творческий урок и нестандартный урок – это понятие
В. имеющие общую основу (пересекающиеся).
Что не относится к письменному контролю?
К методам контроля не относят
Б. письменный контроль.
Г. компьютерный контроль.
Функции обучения и задачи обучения модно подразделить на
А. внутренние и внешние.
Б. коррекционные, организационные и общедидактические.
В. организационно-методические и гносеолого-смысловые.
Г. воспитательные, образовательные и развивающие.
31. Обучение имеет следующие категории:
А. преподавание и научение.
Б. учение и воспитание.
В. преподавание и учение.
Г. социализация и адаптация.
32. К учреждениям среднего профессионального образования не относят:
Образование – это
А. упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.
Б. предметная поддержка учебного процесса.
В. система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков.
Г. способ сотрудничества учителя и учащихся.
Средство обучения – это
А. совокупность идеальных и материальных объектов, которые позволяют решить цели и задачи, поставленные в процессе обучения.
Б. приемы и методы получения, обобщения и систематизации знаний.
В. набор педагогического инструментария для решения познавательных задач.
Г. все предметы материального мира, которые используются для организации занятий.
Педагогическая технология – это
А. форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.
Б. совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные цели.
В. активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает, как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Г. практический метод достижения нравственного самосовершенствования по средствам регуляции человеком своих телесных потребностей.
36. Педагогические технологии по философской основе могут быть:
А. авторитарные и демократические.
Б. материалистические, идеалистические и дуалистические.
Принципы обучения: исторический очерк
На первых этапах развития дидактики принципы и правила обучения выводились эмпирически на основе обобщения опыта преподавания. Например, убедившись в том, что для прочности обучения необходимы упражнения и повторение усвоенного учащимися материала, сформулировали правило: «повторение – мать учения». Исходя из того, что обучение с использованием картин, рисунков и других иллюстраций оказывается более успешным, педагоги сделали вывод о необходимости обучать наглядно.
Напомним, что наглядность применялась еще в школах Древнего Египта, Китая, Рима, Древней Греции и других стран. Однако средневековой системе образования с ее догматичностью, схоластическими диспутами, механической зубрежкой не всегда понятных текстов наглядность не была нужна. И лишь в эпоху Возрождения педагоги-гуманисты вновь обратились к идее наглядности обучения. Так, в известном романе Томаса Мора утопийцы широко пользовались наглядными пособиями. Эту идею наглядного обучения на практике осуществил известный педагог Витторино да Фельтре. Он применял наглядные пособия и практические работы в созданной им школе, которую назвал «Дом радости».
Одним из первых, кто сформулировал основные принципы обучения является величайший педагог Я.А. Коменский. Он не только впервые в истории дидактики указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но и раскрыл сущность принципов: сознательности и активности; наглядности; постепенности и систематичности знаний; упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
В основе учения Я.А.Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология, нашедшая отражение во фразе, которую он много раз приводил: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущениях». Для правильного осуществления наглядности Я.А.Коменский требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
Следующее основное положение Я.А.Коменского – «обучение должно вестись последовательно». Содержание этого положения он раскрывает с помощью ряда требований. Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок – душа всего». Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и «чтобы вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы». Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до завершения». Четвертое требование – «подкреплять все основания разума – это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь – это значит называть вещь в причинной связи». Кроме этого, Коменский формулирует ряд конкретных указаний и правил реализации этих требований.
В понятия упражнения и повторения Я.А. Коменский вложил новое содержание. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению и использованию в практической деятельности. Приведем некоторые правила, которые выдвигает Коменский для реализации этого принципа в обучении: «Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».
«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято» и др.
Как видно, Коменский упражнения и повторения полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. Это положение Коменского не только явилось крупным достижением дидактики, но и поныне сохраняет свое теоретическое и практическое значение.
Большое внимание принципам обучения уделяли и советские педагоги. Внимание работников педагогической науки было сосредоточено на решение основной задачи – вооружение учащихся прочными знаниями основ наук. Именно с этих позиций велась разработка всех основных категорий дидактики. Прежде всего, это нашло отражение в новых подходах к разработке принципов дидактики. Рассматривая принципы обучения в качестве исходных положений дидактики, в которых выражены основные требования к построению процесса обучения в школе, педагоги стали разрабатывать системы принципов, исходящих из необходимости вооружения учащимся прочными знаниями основ наук.
Так, в учебнике «Педагогика» под редакцией И.А. Каирова (1939) указывались следующие принципы обучения: наглядность; сознательность; прочное усвоение знаний; систематическое обучение; доступность. В «Педагогике» под редакцией П.Н. Груздева (1940) были сформулированы такие принципы, как: воспитывающий характер обучения; сознательность в обучении; активность; наглядность в обучении; прочность усвоения; индивидуализация обучения (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся); последовательность и систематичность в обучении. Система принципов обучения, предложенная М.Н. Скаткиным, включала научность, сознательность, гармоническое сочетание интересов личности и коллектива. Такие принципы дидактики, как наглядность, доступность, систематичность и другие, рассматривались им в качестве подчиненных по отношению к перечисленным выше ведущим принципам обучения.
Более глубокое проникновение в сущность принципов обучения было связано с попытками рассматривать их с точки зрения закономерностей процесса обучения и во взаимосвязи с другими компонентами. М.А.Данилов и Б.П.Есипов в фундаментальном труде «Дидактика» писали: «Принципы обучения – это руководящие положения, определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями воспитания и образования и закономерностями процесса усвоения знаний, умений и навыков учащихся». В данном определении обращает на себя внимание стремление исследователей рассматривать принципы с позиций не только деятельности учителя, но и деятельности ученика.
Все большее внимание стало уделяться вопросу о взаимосвязи принципов обучения, их функционированию как системы. По мнению М.А. Данилова, «в каждый момент обучения, в каждом его компоненте действуют все принципы обучения, но в зависимости от специфических задач того или иного компонента, той или иной стороны обучения нередко проявляется ведущая роль того или иного отдельного принципа».