кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения

Принципы обучения по Коменскому и Ушинскому

кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения. Смотреть фото кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения. Смотреть картинку кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения. Картинка про кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения. Фото кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения

Алина Гильмутдинова

Опытные преподаватели обычно уже на интуитивном уровне руководствуются принципами обучения. Однако для молодых преподавателей и студентов все эти принципы ведения образовательного процесса пока могут показаться сложным искусством. Но мы поможем вам в этом разобраться и дадим рекомендации на другие полезные статьи для начинающих учителей и репетиторов.

кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения. Смотреть фото кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения. Смотреть картинку кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения. Картинка про кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения. Фото кем были наиболее полно сформулированы принципы обученияПринципы обучения

Для начала определим, что такое принципы обучения. Это установленные условия, которые берутся за основу в процессе построения обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.

Мы рассмотрим 2 наиболее популярные вариации принципов обучения — по Коменскому и по Ушинскому.

Принципы обучения по Коменскому

Чешский педагог Ян Коменский был первым, кто обозначил основополагающие принципы обучения. Сделал он это в своей работе «Великая дидактика».

Принцип сознательности и активности

Этот принцип говорит о том, что обучение учеников должно происходить не пассивно (с помощью зубрёжки), а осознанно, глубоко и основательно (с помощью искреннего интереса учащегося). Ведь где нет сознательности, господствует формализм.

При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает.

Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения подразумевает усвоение знаний путем наблюдения за предметами и явлениями, а также их чувственного восприятия.

Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении.

Принцип постепенности и систематичности знаний

Этот принцип призывает подавать информацию для изучения последовательно — в установленной логической и методической последовательности.

Последовательность необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением.

Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Согласно этому принципу, регулярные упражнения и повторения являются показателем полноценности знаний и навыков. Однако Коменский уточнил, что нельзя слепо зубрить учебный материал, не разобравшись в нём. То есть делает выбор в пользу логического, а не механического запоминания.

Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно.

Принципы обучения по Ушинскому

Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский предложил свои принципы обучения. Некоторые из них соотносятся с принципами Коменского.

Принцип доступности

Принцип говорит о том, что содержание учебных материалов должно быть адаптировано под умственные и физические возможности учащихся, имеющийся у них уровень знаний, умений и развития. Притом изучаемая информация должна требовать от детей определенных усилий для её усвоения. То есть должны соблюдаться 3 условия: связь с жизнью, связь с природой ребенка и связь с родным языком.

Принцип научности

Этот принцип свидетельствует о следующем: познание действительности может быть как верным, так и неверным. Поэтому обучение должно использовать признанные научные методы познания.

Принцип воспитывающего обучения

Согласно этому принципу обучения, наука должна действовать не только на ум, но и на душу. Иными словами, процессы обучения и воспитания должны существовать в единстве.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип иллюстрирует необходимость объединения получаемых знаний и умений учеников в одну систему и изложения информации в правильном порядке, чтобы каждый новый элемент логично вписывался в созданную систему.

Принцип наглядности

Это принцип говорит о том, что процесс познания окружающего мира более эффективно проходит с использованием прямых наблюдений и включения органов восприятия. Более того, наглядное обучение повышает внимание учащихся и делает процесс обучения более легким.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся

Этот принцип — о том, что для лучшего восприятия информации ученик должен проявлять свою заинтересованность в обучении. Тогда с помощью самостоятельного переосмысления, применения знаний на практике, продуктивной работы ученика с учителем будет достигаться главная цель обучения.

Принцип народности

Согласно этом принципу, обучать необходимо с оглядкой на реальность самих учащихся — их язык, культуру, привычки. Полагается, что в таком случае ученикам будет проще найти связь теории с практикой.

Источник

Кем были наиболее полно сформулированы принципы обучения

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Источник

Принципы обучения впервые сформулировал

Дидактика – это

А. наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Б. искусство, «детоводческое мастерство».

В. упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.

Г. система приобретённых в процессе обучения ЗУН и способов мышления.

Обучение – это

А. упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Б. наука о получении образования.

В. упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Г. категория философии, психологии и педагогики.

Форма организации – это

А. то, как организацется процесс обучения.

Б. то, где организуется процесс обучения.

В. то, зачем организуется процесс обучения.

Г. то, для кого организуется процесс обучения.

Продолжительность стандартного урока

Преподавание и учение – это

А. категории обучения.

Г. средства обучения.

13. Педагогические технологии подразделяются на:

А. общепредметные, предметные и модульные.

Б. общепредметные, предметные, модульные и частнометодические.

В. общепредметные и предметные.

Г. предметные и модульные.

Образование – это

А. пусть достижения цели и задачи обучения.

Б. система приобретенных в процессе обучения ЗУН и способов мышления.

В. то, к чему приходит процесс обучения, коечные следствия учебного процесса.

Г. упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

15. Цель обучения дробится на составляющие – задачи, которые подразделяются на:

А. воспитательные, образовательные и развивающие.

Б. коррекционные, организационные и общедидактические.

В. организационно-методические и гносеолого-смысловые.

Г. внутренние и внешние.

Какой из уроков не является уроком контроля знаний умений и навыков?

Г. лабораторная работа.

17. Средства обучения могут быть:

А. материалы (технические, информационные…), идеальные.

Б. идеальные и реальные.

В. материальные и идеологические.

Г. технические и эстетические.

Педагогическая технология – это

А. набор операций по конструированию, формированию и контроля знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

Б. инструментарий достижения цели обучения.

В. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки.

Г. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.

Методы обучения – это

А. способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения.

Б. монологическая форма изложения, призвана ретранслировать систему социального опыта.

В. средство самообучения и взаимообучения.

Г. пути познания объективной реальности в условиях многоаспектного рассмотрения гносеологических механизмов и познавательной активности учащихся.

20. Педагогические технологии по ведущему фактору развития подразделяются на:

А. биогенные и социогенные.

Б. биогенные, социогенные, психогенные.

В. суггестивные, нейролингвистические.

Г. светские и религиозные.

21. Учебно-воспитательный процесс обусловлен категориями:

А. обучение и воспитание.

Б. совокупность категорий педагогической науки.

В. совокупностью категорий дидактики.

Г. совокупность категорий психолого-педагогической антропологии.

22. … обучение – это вид обучения, в основе которого лежит алгоритм в его первоначальном смысле…

Какое понятие (термин) не является понятием теории обучения?

А. способы умственной деятельности.

Б. теории поэтапного формирования умственных действий.

И. качество образования.

Причины обучения – это

А. педагогические условия сотрудничества, сотворчества.

Б. механизмы реализации личностно-ориентированного обучения.

В. основные положения какой-либо теории или концепции.

Г. основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностями.

В России впервые сформулировал(а) принципы обучения

Обучение, как сотворчество учителя и ученика рассматривали

Творческий урок и нестандартный урок – это понятие

В. имеющие общую основу (пересекающиеся).

Что не относится к письменному контролю?

К методам контроля не относят

Б. письменный контроль.

Г. компьютерный контроль.

Функции обучения и задачи обучения модно подразделить на

А. внутренние и внешние.

Б. коррекционные, организационные и общедидактические.

В. организационно-методические и гносеолого-смысловые.

Г. воспитательные, образовательные и развивающие.

31. Обучение имеет следующие категории:

А. преподавание и научение.

Б. учение и воспитание.

В. преподавание и учение.

Г. социализация и адаптация.

32. К учреждениям среднего профессионального образования не относят:

Образование – это

А. упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.

Б. предметная поддержка учебного процесса.

В. система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков.

Г. способ сотрудничества учителя и учащихся.

Средство обучения – это

А. совокупность идеальных и материальных объектов, которые позволяют решить цели и задачи, поставленные в процессе обучения.

Б. приемы и методы получения, обобщения и систематизации знаний.

В. набор педагогического инструментария для решения познавательных задач.

Г. все предметы материального мира, которые используются для организации занятий.

Педагогическая технология – это

А. форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Б. совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные цели.

В. активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает, как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Г. практический метод достижения нравственного самосовершенствования по средствам регуляции человеком своих телесных потребностей.

36. Педагогические технологии по философской основе могут быть:

А. авторитарные и демократические.

Б. материалистические, идеалистические и дуалистические.

Источник

Принципы обучения: исторический очерк

На первых этапах развития дидактики принципы и правила обучения выводились эмпирически на основе обобщения опыта преподавания. Например, убедившись в том, что для прочности обучения необходимы упражнения и повторение усвоенного учащимися материала, сформулировали правило: «повторение – мать учения». Исходя из того, что обучение с использованием картин, рисунков и других иллюстраций оказывается более успешным, педагоги сделали вывод о необходимости обучать наглядно.

Напомним, что наглядность применялась еще в школах Древнего Египта, Китая, Рима, Древней Греции и других стран. Однако средневековой системе образования с ее догматичностью, схоластическими диспутами, механической зубрежкой не всегда понятных текстов наглядность не была нужна. И лишь в эпоху Возрождения педагоги-гуманисты вновь обратились к идее наглядности обучения. Так, в известном романе Томаса Мора утопийцы широко пользовались наглядными пособиями. Эту идею наглядного обучения на практике осуществил известный педагог Витторино да Фельтре. Он применял наглядные пособия и практические работы в созданной им школе, которую назвал «Дом радости».

Одним из первых, кто сформулировал основные принципы обучения является величайший педагог Я.А. Коменский. Он не только впервые в истории дидактики указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но и раскрыл сущность принципов: сознательности и активности; наглядности; постепенности и систематичности знаний; упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

В основе учения Я.А.Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология, нашедшая отражение во фразе, которую он много раз приводил: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущениях». Для правильного осуществления наглядности Я.А.Коменский требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Следующее основное положение Я.А.Коменского – «обучение должно вестись последовательно». Содержание этого положения он раскрывает с помощью ряда требований. Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок – душа всего». Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и «чтобы вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы». Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до завершения». Четвертое требование – «подкреплять все основания разума – это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь – это значит называть вещь в причинной связи». Кроме этого, Коменский формулирует ряд конкретных указаний и правил реализации этих требований.

В понятия упражнения и повторения Я.А. Коменский вложил новое содержание. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению и использованию в практической деятельности. Приведем некоторые правила, которые выдвигает Коменский для реализации этого принципа в обучении: «Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».

«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято» и др.

Как видно, Коменский упражнения и повторения полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. Это положение Коменского не только явилось крупным достижением дидактики, но и поныне сохраняет свое теоретическое и практическое значение.

Большое внимание принципам обучения уделяли и советские педагоги. Внимание работников педагогической науки было сосредоточено на решение основной задачи – вооружение учащихся прочными знаниями основ наук. Именно с этих позиций велась разработка всех основных категорий дидактики. Прежде всего, это нашло отражение в новых подходах к разработке принципов дидактики. Рассматривая принципы обучения в качестве исходных положений дидактики, в которых выражены основные требования к построению процесса обучения в школе, педагоги стали разрабатывать системы принципов, исходящих из необходимости вооружения учащимся прочными знаниями основ наук.

Так, в учебнике «Педагогика» под редакцией И.А. Каирова (1939) указывались следующие принципы обучения: наглядность; сознательность; прочное усвоение знаний; систематическое обучение; доступность. В «Педагогике» под редакцией П.Н. Груздева (1940) были сформулированы такие принципы, как: воспитывающий характер обучения; сознательность в обучении; активность; наглядность в обучении; прочность усвоения; индивидуализация обучения (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся); последовательность и систематичность в обучении. Система принципов обучения, предложенная М.Н. Скаткиным, включала научность, сознательность, гармоническое сочетание интересов личности и коллектива. Такие принципы дидактики, как наглядность, доступность, систематичность и другие, рассматривались им в качестве подчиненных по отношению к перечисленным выше ведущим принципам обучения.

Более глубокое проникновение в сущность принципов обучения было связано с попытками рассматривать их с точки зрения закономерностей процесса обучения и во взаимосвязи с другими компонентами. М.А.Данилов и Б.П.Есипов в фундаментальном труде «Дидактика» писали: «Принципы обучения – это руководящие положения, определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями воспитания и образования и закономерностями процесса усвоения знаний, умений и навыков учащихся». В данном определении обращает на себя внимание стремление исследователей рассматривать принципы с позиций не только деятельности учителя, но и деятельности ученика.

Все большее внимание стало уделяться вопросу о взаимосвязи принципов обучения, их функционированию как системы. По мнению М.А. Данилова, «в каждый момент обучения, в каждом его компоненте действуют все принципы обучения, но в зависимости от специфических задач того или иного компонента, той или иной стороны обучения нередко проявляется ведущая роль того или иного отдельного принципа».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *