кем выступает педагог который участвует в дистанционном обучении
3 новые роли учителя, которые стали очевидны на дистанционке
От дистанционного обучения устали все. А почему? Может быть, не хватает общения? Или тяжело весь день сидеть перед компьютером? Наш блогер Мария Курандина считает, что дело не в этом. Просто сама система преподавания давно устарела, а вместе с ней и традиционная роль учителя.
Прошлой весной учителя уходили на дистант «на несколько дней» и даже не взяли с собой необходимые вещи. Кто из нас знал, что теперь дистант станет частью жизни? Начало полноформатного дистанта стало стрессом для каждого: учителей, родителей школьников. Проблемы были во всем: начиная от нехватки технических возможностей и заканчивая тем, что прежний учебный процесс не удавалось воссоздать. Ребенок мог запросто выйти из чата, предъявить домашнее задание, выполненное родителем, а также в целом, контролировать его поведение, как на обычном уроке, не представлялось возможным.
Мы анализировали всевозможные ситуации и искали причины. А причины не заставят себя ждать, если поставить себя на место ребенка. Каково ребенку дома делать ровно то же, что в и классе: решать однотипные тесты и задачи, когда можно заняться на том же компьютере более интересными делами? Какое усилие воли нужно проявить обычному подростку, чтобы не переключиться в соседнюю вкладку браузера? И какие рычаги есть у учителя в дистанционном формате?
Мы анализировали и искали выход, как решить эти проблемы, пока не пришли к простому выводу: проблема вовсе не в дистанте
Дистант лишь проявил то, что уже требует изменений. Сегодня есть огромное количество образовательных ресурсов. Множество форм подачи материала. Множество интересных авторов образовательного контента. И это уже совсем другая среда, другое окружение, которое требует новой роли учителя. Административная роль в новом формате уже не столь сильна, большая часть рычагов влияния утрачивается.
Необходимо принимать во внимание, что обучение, мотивация к нему, как и любой другой психический процесс, регулируется законами психической деятельности. Те психические процессы, что в широком смысле называются сегодня мотивацией, были сформулированы еще Куртом Левином в прошлом веке.
Новое и старое пугало: как ВПР добивает учителей и может ли школа отказаться от проведения работы
Любой стимул может стать движущей силой лишь тогда, когда он с со внешнего переключается на внутренний. Среди школьников всегда были высокомотивированные на учебу дети. В дистанционном формате их фокус на учебе сохранился. А также существует другая часть школьников, внимание которой учителю в новых условиях стало сложнее удерживать. Очевидно, настало время существенной трансформации его роли.
Какой должна быть новая роль учителя, чтобы удерживать внимание детей, и мотивировать учиться?
Конечно, никакие дистанционные мероприятия не могут полностью заменить живое общение. Рано ли поздно школьники вернутся в классы. Но будет ли школьная жизнь такой же, как и прежде? Приоткрыв дверь дистанционного формата, его недостатков и одновременно преимуществ, мы увидели, насколько велики его возможности. Увидели и то, как много задач стоит перед нами в плане организации процесса обучения, его методов и ролей участников. И новый формат, даже при условии живого присутствия в классе — теперь уже не опция, а вызов времени.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Роль сетевого педагога в дистанционном обучении.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Роль сетевого педагога в дистанционном обучении
Дистанционные проекты способствуют развитию творчества, инициативности, помогают осознать, сравнить свои собственные умения со способностями коллег. При этом среда дистанционных форм обеспечивает интенсивный образовательный рост, в некоторых случаях в условиях «повышенной сложности».
И учителю не следует этого бояться, а нужно понять, что мир современного ученика ограничить пространством парты, доски и мела сегодня просто невозможно! Усадить за компьютер, для прохождения какого либо теста, уже не актуально. На мой взгляд, миссия сетевого педагога и состоит в том, чтобы разработать сообразно запросам времени учебные программы, создать учебные материалы для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие индивидуальности мышления ученика.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно- урочной системой.
Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если раньше в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
В ближайшее время наше общество ждут по-настоящему революционные изменения в системе образования. Каждый желающий сможет получить знания в той или иной научной области, воспользовавшись Интернетом, дистанционно выбрать понравившийся курс любого учебного заведения. Вот где простор для творчества преподавателя через Интернет.
Роль и функции преподавателя, применяющего возможности дистанционного обучения, в современной системе профессиональной подготовки студентов
Сергей Лесин, канд. пед. наук, редактор журнала «Интерактивное образование»
В статье автор анализирует подходы к организации дистанционного обучения в современном вузе и изменения роли преподавателя в связи с этим. На основе анализа формируется представление о разных моделях организации деятельности преподавателя в рамках системы дистанционного обучения и его функциях.
Современная система российского высшего образования сегодня формируя информационную образовательную среду вуза, демонстрирует, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Чтобы вуз оставался конкурентоспособной образовательной организацией необходимо организовывать и реализовывать процесс обучения студентов с использованием как современных информационных технологий, так и с использованием современных форм организации самого образовательного процесса. В частности, такой формой может стать система дистанционного обучения студентов посредством применения как готовых программных оболочек, так и открытых, концептуально построенных на идеологии свободного программного обеспечения.
Применение систем дистанционного обучения студентов в вузе
предполагает изменение роли преподавателя в этом вузе, точнее роль преподавателя становиться еще более значимой, а его функции — шире. Это возможно при условии определенной четкой организации всех процессов дистанционного обучения в образовательной организации, а также понимания самих преподавателей этой роли и функций, которые они вынуждены принимать на себя, тем самым меняя свое место в процессе обучения в целом.
Следует отметить тот факт, что современный вуз, как и другие образовательные организации системы российского образования, не может обойтись без проектирования своей информационной образовательной среды, которая, фактически, в обязательном порядке включает использование системы дистанционного обучения, построенной на основе электронного обучения или дистанционных образовательных технологий.
Согласно Статьи 16 Федерального закона об образовании в российской федерации (273-ФЗ) «… под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [5]. Данный термин дает четкое представление о том, что содержательно должно быть при организации образовательного процесса на основе электронного обучения. В этой же статье «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [5].
Таким образом образовательный процесс в вузе, построенный на основе реализации принципов электронного обучения должен строиться с применением информационно-телекоммуникационных технологий и с использованием программных сред, объединяющих всех участников этого процесса, то есть в рамках системы дистанционного обучения. Организовывая и реализуя электронное обучение, вуз становиться современной конкурентоспособной образовательной организацией.
Что касается изменений в формировании информационной образовательной среды вуза, то следует особое внимание уделить проблеме четкого понимания роли и места преподавателя вуза при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в рамках дистанционного обучения студентов. Проблема определения роли и места преподавателя при организации дистанционного обучения студентов достаточно высока и актуальна, так как неправильное понимание ее принципов и содержания влечет за собой снижение эффективности образовательного процесса, а также трудности с достижением результатов профессиональной подготовки студентов.
Анализируя различные научные и педагогические источники, посвященные проблемам дистанционного обучения, следует в первую очередь определиться с ключевыми понятиями. А именно, с понятиями дистанционного обучения, основными ролями и функциями участников дистанционного обучения: тьютора, фасилитатора и др.
Дистанционное обучение.
Дистанционное обучение, считает Е.С. Полат, это «взаимодействие учителя и учащихся, и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [4]. Такое определение показывает, что процесс дистанционного обучения – это всего лишь одна из форм обучения, но только с применением современных информационно-телекоммуникационных средств организации обучения. Принципиальным остается только то, что все участники процесса обучения находятся на расстоянии друг от друга, а значит роль преподавателя усложняется, так как ему необходимо четко владеть методикой применения данных средств, чтобы получить как минимум тот образовательный результат, который был запланирован.
Чтобы понять особенности изменения роли и функционала преподавателя в рамках современной информационно-образовательной среды вуза, необходимо четко определить основные роли преподавателя вуза, который реализует дистанционное обучение.
Рассматривая систему дистанционного обучения как форму организации образовательного процесса, следует указать на то, что сам процесс должен быть организован в рамках использования автоматизированной информационной системы, которая обеспечивает взаимодействие всех участников дистанционного обучения, а также автоматизирует связанные с этим процессы. Такая система является информационным центром и, чаще всего, представляется в виде программной оболочки, освоить которую предстоит каждому участнику. В связи с этим преподавателю вуза, где реализуется дистанционное обучение предстоит «примерить» на себя одну или несколько следующих ролей.
Рассмотрим данный ролевой перечень как идеальное сочетание всех участников системы дистанционного обучения, необходимых для организации эффективного и качественного образовательного процесса.
Администратор системы дистанционного обучения. Данным участником реже всего становиться преподаватель, так как основная его функция в этом случае – обеспечение функционирования всей системы на техническом уровне. Чаще всего такую роль играет технический специалист или преподаватель вуза, который обладает компетентностями в области организации, наладки и проверки работоспособности автоматизированных информационных систем. Чаще всего, выполняя функции этой роли, преподаватель ничего больше взять на себя не может, так как она требует достаточно больших временных затрат.
Дизайнер курсов. Роль разработчика содержания и логики обучения в системе дистанционного обучения. Одна из основных ролей преподавателя вуза может стать именно эта роль, так как функционально здесь необходимо разработать полный пакет материалов и сформировать методику обучения. Преподаватель, выполняя роль дизайнера курсов, фактически, выполняет такую же роль, как и при очном обучении, когда разрабатывает учебно-методическую документацию. Единственное, чем отличается функционал – это необходимостью сделать все учебные материалы максимально интерактивными, а значит преподаватель должен владеть современными информационными технологиями в достаточной мере. Данная роль очень часто совмещается с другими, которые приводятся ниже.
Преподаватель. Основная роль преподавателя вуза как организатора дистанционного обучения. В отличие от дизайнера курсов, роль преподавателя сводиться к непосредственному процессу научения (преподавания), а также строгому контролю успешности выполнения учебного графика или расписания. В данной роли преподаватель может только обучать и контролировать процесс обучения, но при этом не быть автором курса. Ключевыми функциями здесь является то, что преподаватель является еще и помощником, он сопровождает обучение, его задача – организовать обратную связь и не терять обучающихся в процессе их обучения. Данная роль, как и функции, очень тесно связаны с ролью тьютора, а зачастую, это одно и тоже.
Тьютор. Одна из самых важных и распространённых ролей при организации дистанционного обучения. Функции преподавателя, выполняющего данную роль, в целом сводятся к полному сопровождению обучающихся, причем роль необязательно предполагает участие в самом процессе обучения. Вот одно из определений данного термина, которое гласит что тьютор (от англ, tutor – репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении), это «1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых; преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации; 2) индивидуальный научный руководитель студента» [3]. Таким образом получается, что основная задача тьютора – сопровождение индивидуального обучения и организация самостоятельной деятельности обучающихся, а также руководство и контроль ею. Довольно часто роль тьютора включает в себя роли преподавателя и дизайнера курсов, что является недопустимым с точки зрения эффективной работы системы дистанционного обучения, так как пересечение важных ролей при организации дистанционного обучения может повлечь сбой или нарушить общее взаимодействие между всеми его участниками.
Куратор или фасилитатор (организатор, координатор). Данная роль предполагает функцию организатора процесса обучения. Основные функции данной роли – это помощь (облегчение) при организации процесса обучения обучающимися или координация их деятельности. То есть, если данную роль выполняет преподаватель вуза, то ему необходимо следить за своевременным выполнением расписания занятий и графиком выполнения заданий, осуществлять консультационную поддержку курса и осуществлять процессе коммуникации со всеми участниками и т.п. В целом данная роль требует жесткого регламента действий от преподавателя и хорошего знания логики процесса обучения.
Специалисты, выполняющие конкретные функции (специалист по системе контроля (инвингилатор), модератор, консультант). Объединяя несколько ролей в данную категорию, можно отметить общее в них, а именно то, что каждая роль обозначает конкретный функционал, выполняемый преподавателем вуза в рамках организации дистанционного обучения. Если необходимо обеспечить процесс контроля знаний по программе дистанционного курса, то здесь потребуется инвингилатор (дословно, от англ. Invigilator – экзаменатор, следящий за тем, чтобы студенты не списывали во время экзаменов). Если необходимо осуществить процесс коммуникации участников процесса дистанционного обучения в форме обратной связи в режиме телеконференции или форума, а также других форм, то в данном случае необходимо преподаватель, который будет играть роль модератора, т.е. функцию судьи при споре или в общении. Все другие роли, которые обеспечивают узкие и конкретные функции также может взять на себя преподаватель, так как чаще всего это является его непосредственной функциональной обязанностью при проведении очного обучения.
Слушатель. Данная роль в целом связана с обучающимся. Основная функция – научение, то есть приобретение знаний и умений в процессе дистанционного обучения. Однако, и преподаватель также может быть слушателем, если он участвует в процессе самообразования или обучения профессорско-преподавательского состава вуза.
Приведенный перечень основных ролей преподавателя вуза в рамках реализации дистанционного обучения и их характеристика чётко показывает особенности и изменения функционала преподавателя современного вуза. В первую очередь преподавателю вуза необходимо определиться с местом в современной информационно-образовательной среде, выбрав роль, которую он будет реализовывать при организации дистанционного обучения. В дальнейшем должна сформироваться система организации профессиональной деятельности, а значит, и выстроиться собственная методика организации и проведения дистанционного обучения в вузе.
Подводя итог, следует заметить, что роль преподавателя современного вуза претерпевает ряд изменений, которые влекут за собой смещение в сторону высокой значимости места самого преподавателя в системе профессиональной подготовки студентов.
В первую очередь, приобретает значимость роль дизайнера курсов в сторону ее усложнения, поскольку быстро развивается технологическая основа проектирования курсов. Преподавателю вуза требуется развитие специальных навыков, приемов педагогической работы с использованием современных информационных технологий, которые выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов.
Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что основной центр тяжести при использовании современных информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который вынужден активно строить свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию развития в информационной образовательной среде вуза. Основная функция преподавателя при этом (роль тьютора) – поддержать обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению в потоке учебной информации, облегчить решение возникающих проблем и способствовать успешному достижению образовательных результатов, помочь освоить учебную информацию.
В-третьих, от преподавателя вуза требуется активная и интенсивная обратная связь всех участников образовательного процесса. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать это взаимодействие намного более активным и интерактивным, но это требует от преподавателя дополнительных усилий, а также профессиональных компетентностей. Для формирования комплекта учебных материалов преподавателю вуза требуется использовать больше интерактивности при подаче учебной информации, необходимы знания и умения использовать такие инструменты, как эффективные учебные презентации и интерактивные учебные фильмы, а также владение эффективными методами проектирования и разработки интерактивных учебных материалов [2].
Таким образом, в сфере высшего образования происходят изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в образовательном процессе, его основных функциях, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности преподавателей, так и конкурентоспособности образовательной организации в целом.
НОВЫЕ РОЛИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Сеткова Ирина Николаевна директор Лицей № 1 (г. Красноярск, Российская Федерация) lyceum1@mail.ru |
Лукина Антонида Константиновна кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики Сибирский Федеральный университет (г. Красноярск, Российская Федерация) antonida_lukina@mail.ru |
Волкова Мария Александровна старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Сибирский Федеральный университет (г. Красноярск, Российская Федерация) kop-sfu@mail.ru |
Ключевые слова: учитель дистанционное обучение профессиональная роль стратегическое управление обучение учителей ученик семья. | Аннотация: статья посвящена анализу изменений содержания деятельности руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, а также форм и технологий методической и организационной поддержки педагогов при переходе от традиционной (очной) организации обучения к дистанционной. Сформулированы цели и задачи современного образования в его ответственности за подготовку человека к жизни в условиях неопределенности и дивергентного общества, в условиях оперативно отвечать на вызовы времени. На примере опыта Лицея № 1 г. Красноярска обозначены основные подходы к проектированию образовательного процесса и подготовки учителей к работе в условиях перехода к дистанционному обучению. Описаны перестройка системы управления лицеем и условия ее реализации, к которым отнесены: личная ответственность директора школы, его умение «держать удар»; командная работа педагогического коллектива и др. Предложен формат модульного расписания, позволяющего значительно сократить время использования компьютера учеником и систематизировать труд преподавателя. Представлены результаты опроса учителей об изменениях их профессиональных функций и ролей в новых условиях. Полученные данные демонстрируют значительные трансформации практически всех педагогических функций, наибольшие из них, по оценкам опрошенных, проявились в воспитательной работе. Изменились традиционные и проявились новые роли педагога. Аргументирована необходимость постоянного самообразования учителя в новых условиях, и определены формы сопровождения этой работы. |
NEW TEACHER ROLES IN DISTANCE LEARNING
Setkova Irina N. Director Lyceum № 1 (Krasnoyarsk, Russian Federation) lyceum1@mail.ru |
Lukina Antonida R. Ph. D in Philosophy, Associated Professor, Head of the Department of general and social pedagogy Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation) antonida_lukina@mail.ru |
Volkova Maria A. Senior Lecturer at the Department of general and social pedagogy Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation) kop-sfu@mail.ru |
Keywords: teacher distance learning professional role strategic management teacher training students family. | Abstract: this article presents the analysis of changes in the content of the activities of school principals and teachers, as well as forms and technologies of methodological and organizational support for teachers in the transition from traditional (full-time) learning to distance learning. The goals and objectives of modern education are formulated in terms of preparing a person for the future under the conditions of uncertain and divergent society, and his/her ability to respond to the current challenges. The main approaches to the design of the educational process and the preparation of teachers for work in the context of the transition to distance learning are outlined on the example of the experience of Lyceum № 1 in Krasnoyarsk, Siberia. The restructuring of the lyceum management system and the conditions for its implementation are described including such characteristics as personal responsibility of school principals, their ability to «take a hit»; team work of the teaching staff, etc. We propose the format of the modular schedule, which makes it possible to significantly reduce the computer time for a student and to systematize the teacher’s work. The results of a teachers survey on the changes in their professional functions and roles under new conditions are presented. The data obtained demonstrate significant transformations of almost all pedagogical functions, mostly (according to the respondents answers), of the educational one. The traditional teacher roles have changed and new roles have emerged. The necessity of constant teacher self-education under new conditions is argued and the support forms of this work are determined. |
Сегодняшняя ситуация отличается масштабными и ускоряющимися технологическими изменениями, глобальной турбулентностью и непредсказуемостью в социально-экономической и политической сферах, риском природных и экологических катастроф. Эту ситуацию современные психологи характеризуют по-разному ‒ дивергентность, катастрофичность (не в обыденном смысле, а в научном), бифуркальность и т. д. Общий смысл всего этого – непредсказуемость, нелинейность ситуации, отсутствие четких алгоритмов действия, неопределенность причинно-следственных связей между разными явлениями.
В этих условиях от личности требуются готовность к жизни в ситуации неопределенности (толерантность к неопределенности), осознанность и рефлексивность, ответственность и жизнестойкость (resilience), готовность к действиям в изменяющихся условиях и непрерывное саморазвитие, дивергентность мышления как способность к продуцированию множества решений и созданию новых вариантов решения возникающих задач [8].
Особая роль в подготовке поколения людей, способных успешно действовать в таких условиях, принадлежит образованию. Однако традиционное образование призвано транслировать «культуру прошлого» и, таким образом, готовит учащихся к той жизни, которой уже нет и никогда не будет. Научиться готовить к неопределенному будущему – это задача современного образования.
Традиционная «индустриальная» модель образования не обеспечивает становление «человека будущего», который должен быть творческим, видеть, формулировать и самостоятельно решать проблемы, уметь сотрудничать и работать в команде; должен быть готов к непрерывному образованию и самоизменению [3].
Именно на достижение таких целей должна быть направлена деятельность современной, то есть меняющейся, школы. Примером успешного решения вышеназванных задач может послужить опыт Лицея № 1 г. Красноярска – инновационного многопрофильного образовательного учреждения, определившего своей целью создание условий для развития творческого потенциала учащихся в интересах личности, общества и государства.
Целевые программы деятельности разрабатываются на основе анализа изменяющейся социально-экономической ситуации, нормативных документов, актуального состояния образовательной ситуации в самом лицее. Исходя из этого анализа, основными стратегическими задачами деятельности лицея являются создание развивающей образовательной среды, обеспечение равных возможностей для получения образования всеми детьми, развитие одаренности и социального творчества обучающихся, подготовка к продолжению образования в соответствии с избранной профессией. Условием решения этих задач является повышение профессионального уровня педагогических кадров и выстраивание соответствующей системы управления лицеем, создание коллегиальных органов управления, отражающих интересы всех участников образовательного процесса ‒ обучающихся, их родителей, педагогов и администрации.
Безусловно, ключевой фигурой реализации любых изменений в школе является учитель. От его мастерства, его готовности к использованию новых технологий, от уровня его трудовой мотивации в значительной степени зависит качество образования. В связи с этим в программе развития лицея предусмотрено построение современной системы повышения мастерства педагогов и их трудовой мотивации. Система включает: развитие внутренней системы повышения квалификации педагогов через деятельность методических объединений по предметным областям, участие педагогов в управлении лицеем, работу творческих проектных групп педагогов, наставничество опытных педагогов над молодыми.
В 2020 г. в реализацию этой стратегии внезапно вклинились ограничения, связанные с пандемией и необходимостью перехода на дистанционное обучение. О возможностях дистанционного обучения в педагогической литературе говорилось давно, все учителя лицея проходили повышение квалификации в области информационных технологий и использовали их в практической деятельности. В старшем и среднем звеньях все школьники имеют необходимые гаджеты для выхода в интернет и свободно владеют пользовательскими навыками. Наши исследования показывали, что практически все учащиеся, начиная со 2-го класса, состоят в каких-либо интернет-сообществах и социальных сетях. Однако одно дело – игры и обмен информацией, и совершенно другое дело – систематическое образование. Перестраиваться на новый формат обучения срочно пришлось всем – педагогам, ученикам, их семьям и администрации лицея как организатору образовательного процесса.
Многие решения, связанные с переходом к дистанционному обучению, приходилось принимать в экстренном порядке, когда не было времени и возможности обсудить способ реализации перехода к новой форме обучения и принять коллективное решение. Эти обстоятельства потребовали от руководителей образовательного учреждения мобильности, готовности взять ответственность на себя, способности организовать эффективное взаимодействие административной команды и довести принятое решение до непосредственных исполнителей.
Д. Фишбейн, директор лицея Высшей школы экономики, считает, что именно умение директора «держать удар», личная ответственность руководителя вышли на первый план в новых условиях. Руководителю необходимо ежедневно собирать и анализировать данные о заболеваемости детей и взрослых, принимать оперативные решения, решать вопросы получения, установки, настройки компьютерного оборудования и обеспечения удобного доступа к базам данных большого количества пользователей и т. д., что требует слаженности работы всей управленческой команды [10].
Важное требование к системе управления в этих условиях – гибкость, мобильность и хорошая обратная связь, позволяющая оперативно вносить коррективы в принятые решения, менять тактику действий в результате изменения внешних условий, накопления опыта, получения новой информации.
Гибкость системы управления становится особенно значимой в настоящее время, характеризующееся высоким уровнем непредсказуемости, неопределенности, в эпоху, которую З. Бауман назвал «текучей», когда предсказуемы только непредсказуемые изменения [2]. В таких условиях, по мнению И. Ансоффа, следовать за этими изменениями – значит топтаться на месте [1]. Развитие же организации требует наличия «сильной» стратегии, которая позволяет сохранять направление движения, несмотря на изменения окружающей среды. Общий принцип управления в такой системе – сильная стратегия (ядро) и гибкая оболочка (тактика).
Такая модель управления характерна для дивергентной среды, в которой нет и не может быть одного правильного решения. Управление в такой системе направлено на поиск не одного-единственно верного решения, а на создание «пространства» решений (хороший стрелок целит не в точку, а в область). И здесь мы позволим себе не согласиться с мнением А. М. Кондакова и И. С. Сергеева, характеризующих современную эпоху как конвергентную [7], требующую и допускающую наличия одного-единственно правильного решения на основе четких алгоритмов. Именно гибкость, изменчивость среды существования организации требуют аналогичной гибкости управленческой системы.
Наличие такой системы управления в лицее позволило нам достаточно эффективно перейти на дистанционное обучение в связи с угрозой пандемии. Как только необходимость перехода к дистанционному обучению стала реальностью, в весенние каникулы (март 2020 г.) была оперативно разработана и проведена серия семинаров для всех педагогов по работе в рамках различных платформ дистанционного обучения – Zoom, Skype, Discord с практическими занятиями, особенно для тех педагогов, которые не обладали устойчивыми навыками работы в интернет-среде. К проведению семинаров привлекались преподаватели ИКТ лицея, опытные педагоги, а также преподаватели вузов. Оперативно были разработаны подробные письменные и видеоинструкции по работе в удаленном режиме (для детей, родителей, педагогов) и размещены на сайте школы, в родительских чатах, на других доступных ресурсах.
Была организована система непрерывного образования для педагогов – поддерживающие семинары проводились постоянно, по мере выявления проблем при организации дистанционного обучения. В апреле – июне большая часть семинаров проводилась в удаленном режиме. В результате у учителей значительно расширился арсенал педагогических технологий; особенно много новых ресурсов педагоги стали использовать из АИС Эл. Жур (Электронный журнал – информационная система автоматизации учебного процесса) – это, прежде всего, составление и проверка тестов, переписка с учениками и т. д., что значительно облегчило их работу.
Для всех участников образовательного процесса (детей, родителей, учителей), испытывающих затруднения в дистанционной работе, осуществлялась адресная помощь – проводились дополнительные консультации. За учащимися, испытывающими трудности в обучении, закреплялись наставники из числа педагогов или учащихся, хорошо владеющих информационными технологиями.
Важным условием успешности дистанционного обучения является его техническое оснащение. Лицей закупил официальную лицензию электронной системы «Е-класс», что позволяло проводить занятия в разных режимах и без ограничения времени и объема заданий.
Учащиеся из многодетных и малообеспеченных семей были предоставлены ноутбуки и компьютеры из числа тех, которые не использовались при дистанционном обучении. Таким образом, почти все дети были обеспечены необходимой техникой. Тем не менее многие учащиеся, не имея дома компьютеров с выходом в интернет, принтеров и сканеров, использовали для связи мобильные телефоны. Учитывая это, учителя давали разнообразные задания, чтобы ученики могли выполнять их с телефонов или использовали телефон как фотоаппарат (сканер) для пересылки ответов. Для тех учащихся, кто не имел и такой возможности, на вахте лицея были выставлены «почтовые ящики» – коробки для каждого класса, куда ученики могли приносить бумажные версии домашних заданий. Поэтому, когда необходимость перехода на дистанционное обучение возникла уже в октябре 2020 г., техническая и организационная перестройка оказалась значительно легче.
В среднем звене лицея в связи с необходимостью соблюдения требований Рособрнадзора об ограничении времени нахождения ученика перед компьютером было введено модульное расписание учебных занятий. Суть этого расписания заключалась в том, что для каждого предмета, объем которого менее четырех часов в неделю, был выделен один день для занятий. В «модульные» дни проводились обязательные онлайн-уроки с использованием Zoom, Skype, Discord, предполагающие интерактивное взаимодействие продолжительностью не более 30 минут. В остальные часы, отведенные на данный предмет в учебном плане, организовывались самостоятельная познавательная (продуктивная) деятельность учащихся, изучение и отработка учебного материала, групповые / индивидуальные задания, выполнение домашних заданий.
Домашнее задание рекомендовалось давать таким образом, чтобы оно требовало не более 20–30 минут использования онлайн-ресурсов по одному предмету. Остальной материал учащиеся должны были отрабатывать через самостоятельные практические / проектные работы, самостоятельную работу с учебником.
Для организации продуктивной коммуникации участников образовательного процесса были разработаны специальные рекомендации для учителей, учеников и родителей, объясняющие принципы и порядок организации обучения в дистанционном режиме, порядок аттестации обучающихся; всем детям были выданы логины и пароли для пользования образовательными платформами.
Взаимодействие через Эл. Жур (тесты, сообщения и т. п.) рекомендовалось ограничить временем до 12:00, так как в этот период нагрузка на сервер минимальная, в связи с тем что европейская часть России еще не приступила к занятиям (Красноярск находится в часовом поясе – 4 часа относительно Москвы).
Классные руководители постоянно вели учет включенности детей в учебный процесс, выявляли неработающих детей, выясняли причины (техническая, отъезд, болезнь, неорганизованность, лень и т. д.). Совместно с учителями-предметниками они составляли график индивидуальной работы с такими ученками. При необходимости подключали администрацию лицея для взаимодействия с родителями.
Учителям-предметникам предлагалось использовать для автоматической аттестации ребенка за четверть участие в городских, региональных, краевых и прочих конкурсах; индивидуальные результаты детей, обучающихся в спортивных, музыкальных, художественных школах; индивидуальные и групповые проекты; виртуальные экскурсии и т. д.
Вся эта работа способствовала появлению новых образовательных результатов и эффектов: две трети педагогов отметили, что дети и их семьи начали ценить школу и образование; 60 % – что ученики освоили новые информационные ресурсы, более 40 % – что ученики стали более самостоятельными и ответственными. Таким образом, вынужденный переход к дистанционному обучению и грамотная его организация способствовали тому, что у большинства детей сформировались актуальные навыки XXI в., столь необходимые современному человеку.
Но не технические сложности оказались самыми главными. Сложнее оказалась психологическая и методическая перестройка учителя: от учителя потребовалось переструктурирование учебного материала, изменение соотношения информационной части и самостоятельной работы ученика, совершенно другая система контроля, иная формулировка заданий для самостоятельной работы. Это только некоторые сложности, которые отмечали педагоги при переходе к дистанционному обучению (табл. 1). Наибольшие трудности в прошлом учебном году (первая «волна» дистанционного обучения) были связаны с недисциплинированностью отдельных учеников, шоковым состоянием от неожиданности перехода и нехваткой оборудования у учащихся. В текущем учебном году (вторая «волна» дистанционного обучения) основные трудности были обусловлены увеличением нагрузки, связанной с проверкой работ учащихся, недисциплинированностью отдельных учеников и нехваткой у них оборудования. Характерно, что к этому времени не осталось учителей, слабо владеющих технологиями дистанционного обучения. Это говорит об эффективности разработанной и реализованной нами внутренней системы повышения квалификации педагогов.
Психологически сложным оказалось отсутствие непосредственного контакта с детьми, их отсроченная реакция на замечания, их «уход» из эфира во время проведения занятия и т. д. С другой стороны, учителя открыли для себя и освоили много новых возможностей компьютера, стали больше использовать презентации, прибрели дополнительную технику (графические планшеты) и компьютерные программы для проведения уроков на должном уровне.
Таблица 1
Трудности педагогов при переходе к дистанционному обучению (в %)
Table 1
Teacher challenges under transition to distance learning (in %)
№ | Вид трудности | В прошлом учебном году | В текущем учебном году |
1 | Шок от неожиданности перехода | 34,9 | 3,0 |
2 | Нехватка оборудования у учеников | 34,9 | 28,8 |
3 | Слабое владение технологиями дистанционного обучения | 18,2 | – |
4 | Недисциплинированность некоторых учеников | 30,3 | 30,3 |
5 | Психологические трудности, отсутствие непосредственного общения | 25,8 | 18,2 |
6 | Отсутствие обратной связи | 15,2 | 10,7 |
7 | Увеличение нагрузки в связи с проверкой работ | 28,8 | 50,0 |
8 | Перестройка учебного материала для дистанционного обучения | 25,8 | 22,7 |
Деятельность учителя при переходе к дистанционному обучению существенно изменилась. В традиционно организованном (очном) образовательном процессе наиболее важными являются следующие профессиональные роли учителя:
Проведенный нами опрос учителей двух красноярских школ показал, как изменились функции учителя при переходе от обычного (очного) обучения к дистанционному (табл. 2).
Основными функциями для большинства учителей являются проверка знаний, трансляция знаний и инструктирование по выполнению заданий. При дистанционном обучении, по мнению респондентов, значительно уменьшилось выполнение воспитательной функции, функции организатора рефлексии и совместной деятельности учащихся. Наибольшие потери, с точки зрения педагогов, понесла функция организатора творческого развития учащихся. С другой стороны, значительно возросло взаимодействие учителя с семьями учащихся.
Таблица 2
Изменение постоянно выполняемых функций учителя при переходе
от очного к дистанционному обучению (в %)
Table 2
Changes in the permanent teacher functions through the transition period
from full-time to distance learning (in %)
Функции | При дистанц. обучении | При обычном обучении |
1. Транслятор знаний (объяснение нового материала) | 74,2 | 69,7 |
2. Проверка знаний учащихся | 83,3 | 83,3 |
3. Воспитательная деятельность | 56,1 | 72,7 |
4. Организация самостоятельной работы учеников | 60,6 | 68,2 |
5. Проектирование (разработка) учебного курса | 34,8 | 36,4 |
6. Навигатор знаний для ученика | 50,0 | 51,6 |
7. Организатор рефлексии ученика | 42,4 | 63,6 |
8. Взаимодействие с семьей, консультирование родителей | 50,0 | 39,4 |
9. Инструктирование по выполнению заданий | 68,2 | 66,7 |
10. Организатор совместной деятельности детей | 42,4 | 57,6 |
11. Конструктор совместного обучения | 37,9 | 53,0 |
12. Дисциплинирующая функция | 51,5 | 60,6 |
13. Организатор интеллектуального развития учеников | 53,0 | 69,7 |
14. Организатор творческого развития учеников | 27,3 | 65,1 |
15. Мотиватор – развивает учебную мотивацию ребенка | 50,0 | 68,2 |
Анализ произошедших изменений в организации образовательного процесса позволяет выделить новые функции либо зафиксировать изменение традиционных профессиональных ролей учителя. Прежде всего, учителю пришлось переструктурировать учебный материал с целью выделения тех самых «ядерных», «ключевых» элементов предмета, о которых мы говорили ранее; так учитель осваивал роль проектировщика учебного курса [5]. Это требует глубокого знания предмета и методики его преподавания.
Далее учителю пришлось выполнять роль организатора обучения: проектировать самостоятельную учебную работу ученика, осваивая профессиональные роли проектировщика, навигатора знаний и фасилитатора, сопровождающего самостоятельную учебную деятельность ребенка. При этом требовалось учитывать различную мотивацию учеников к выполнению самостоятельной работы, разный уровень их подготовленности и технической оснащенности. Принятие и выполнение каждым учащимся того или иного задания зависят и от того смысла, который ученик вкладывает в это задание, и от ожидания оценки, и от готовности к дополнительным усилиям для выполнения задания. Все это требовало от учителей гибкости, понимания психологических особенностей каждого ученика.
Кроме того, учителю пришлось осваивать функцию семейного консультанта, делегирующего часть своих педагогических функций родителям [11, с. 5–12]. Потому что именно родители в значительной степени брали на себя функции непосредственного организатора учебной деятельности своего ребенка, что для многих оказалось весьма непривычным.
Этот переход (т. е. действия учителя в новой роли) помогает ученику развивать учебную самостоятельность, брать на себя ответственность за организацию обучения. Кроме того, он позволяет каждому ученику работать в свойственных ему индивидуальных учебном стиле и темпе, создавая более благоприятные условия для обучения [12, с. 114–127].
Наиболее серьезные изменения произошли в реализации воспитательной функции учителя. В традиции российской школы воспитание – это не только организация рефлексии на тему этических ценностей и мировоззрения, как ее называют в рекомендациях ЮНЕСКО [11, с. 5–12], но прежде всего организация деятельности детей по реализации и воплощению собственных нравственно-этических ценностей, освоению нравственного опыта своего народа.
На период «жесткого» карантина пришлось празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, к которому готовилась вся страна, и школы в том числе. Учителям и детям пришлось спешно осваивать технологии дистанционных концертов, флэш-мобов, совместного исполнения песен и стихов… Была создана специальная страничка в Инстаграмм, куда выставлялись различные конкурсные работы детей.
Безусловно, решение этих образовательных задач потребовало актуализации психологических знаний учителя, и прежде всего – знаний в области когнитивной психологии, психологии развития, психологии коммуникации, семейной психологии. Только опора на эти знания помогала учителю качественно организовать учебный процесс «на удаленке».
При этом ярко проявились гражданские качества нашего педагогического корпуса. Переход на новую систему обучения многократно увеличил объем и интенсивность труда педагога, усилил риски профессионального выгорания [4]. Профилактике этого способствовала работа администрации по поддержке учителей, организации их продуктивного взаимодействия, развитию взаимопомощи и наставничества.
Таким образом, сложившаяся в лицее система поддержки и непрерывного образования учителей позволила преодолеть трудности внезапного перехода к дистанционному обучению. Результаты ее реализации показывают готовность педагогов действовать в условиях неопределенности, их способность формировать у обучающихся компетентности, необходимые для социализации и развития человека современной цифровой эпохи.
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление : сокр. пер. с англ. / И. Ансофф ; под науч. ред. Л. И. Евенко. Москва, 1989. 519 с.
2. Бауман З. Текучая современность / З. Бауман. Санкт-Петербург, 2008. 240 с.
3. Дрязгунов К. В. Формирование дивергентного мышления старшеклассников на уроках обществознания / К. В. Дрязгунов // Образование и общество. 2003. № 1. С. 132‒140.
4. Кондаков А. М. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы / А. М. Кондаков, И. С. Сергеев // Педагогика. 2020. № 12. С. 5‒23.
5. Лукина А. К. Образовательная модель школы социальной деятельности подростка / А. К. Лукина, И. Н. Краснобровкина // Перемены. 2002. № 1. С. 31‒37.
6. Чернобай Е. В. Изменение профессиональных ролей учителя в условиях дистанционного обучения школьников: актуальный взгляд / Е. В. Чернобай, М. А. Давлатова // Педагогика. 2020. № 11. С. 100‒106.
7. Колесникова К. У учителей стало больше работы «на удаленке» [Электронный ресурс] / К. Колесникова // Новостной ресурс «Российская газета». Россия, 2020. Электрон.дан. URL: https://rg.ru/2020/04/03/oprosu-uchitelej-stalo-bolshe-raboty-na-udalenke.html?fbclid= IwAR3t5RLXin-8AdQYnngGth eT41a2UUxu0R1uPEsk2Q3qQ1M0q4mhdTde4k (дата обращения 20.04.2020).
8. Лукша П. Образование для сложного мира. Презентация книги [Электронный ресурс] / П. Лукша // Презентация книги. Россия, 2020. Электрон. дан. URL : https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/780/780276327b856072bd5d282452d6a55e.pdf (дата обращения 20.12.2020).
9. Марков Б. В. Образование в цифровую эпоху: опыт философского осмысления [Электронный ресурс] / Б. В. Марков, С. В. Волкова // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 3 (31). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2020.6051 (дата обращения 12.12.2020).