керамиды псково печерского монастыря
Завершены предварительные исследования керамид в пещерах Псково-Печерского монастыря
Печоры, 23 октября 2021 г.
Завершены предварительные исследования керамид в пещерах Псково-Печерского монастыря. Результатом предпроектных работ стала фиксация местоположения на план-схемах (улиц-галерей с историческими названиями) существующего количества и состояния керамид с присвоением порядкового номера.
На данный момент предварительными исследованиями зафиксировано 386 керамид.
Данный перечень керамид с краткими исследованиями и рекомендациями не является окончательным.
Найдены обломки надгробных плит, разных материалов и рисунков, они требуют более подробного исследования и соотнесения их между собой. А также при исследовании исторических и архивных материалов выявлено отсутствие некоторых керамид, зафиксированных при ранних исследованиях – необходимо выяснить их текущее место пребывания и состояние.
Визуальным осмотром был определен состав материала каждой керамиды, что позволило определить тип материала. По предварительному инженерному заключению определено, что все типы керамид требуют проведения комплексных научных исследований, по результатам которых можно определить характеристики и способы расчисток, консервации и реставрации керамид.
Таким образом, плиты Псково-Печерского монастыря – уникальный историко-художественный памятник, входящий в комплекс некрополя Псково-Печерского монастыря. Они также представляют собой огромный комплекс памятников древнерусской эпиграфики.
В настоящее время керамиды монастыря не имеют аналогий по цельности, полноте и сохранности материала и дают представление о важнейшей из областей декоративного искусства древнего Пскова – художественном надгробии. Очень велика также ценность исторических сведений в текстах надгробий, а почерки позволяют проследить процессы, происходившие в псковском письме на протяжении значительного времени – с XVI до XVIII вв. Научные исследования только на начальном этапе, впереди еще очень много работы!
Началась подготовка документации по результатам научных изысканий объекта культурного наследия «Керамиды в пещерах Псково-Печерского монастыря»
Печоры, 16 июля 2021 г.
Началась подготовка научной-проектной документации по результатам научных изысканий объекта культурного наследия федерального значения «керамиды в пещерах Псково-Печерского монастыря», сообщает АНО «Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)». Раздел «Предварительные работы» будет содержать результаты предварительного исследования памятника. Будет подготовлена исходная и разрешительная документации, составлена программа научно-проектных работ; при необходимости, рабочая проектно-сметная документация на временные противоаварийные и консервационные работы, а также, по возможности, на первоочередные работы по реставрации.
Керамиды в пещере Псково-Печерского монастыря XVI-XVIII вв. входят в состав объекта культурного наследия федерального значения и являются художественным памятником Псковского края.
Таких надгробий в других местах Руси не существует, и поэтому печорские керамиды (предположительно около 400 штук, точное количество будет определено в дальнейшем) представляют особое уникальное явление. Надписи этих плит представляют собой своеобразные страницы не только отдельных судеб, но и истории Псковской земли в целом.
В подземных галереях-пещерах находятся тысячи индивидуальных и групповых погребений, производившихся от начала основания монастыря и до нашего времени.
Только в середине 20 века ленинградским исследователем И. И. Плешановым были проведены описания керамид, и далее обширных исследований не проводилось, поэтому требуется индивидуальный подход к началу проведения научно-исследовательских работ, который позволит определить методы и способы сохранения объекта культурного наследия.
Керамиды псково печерского монастыря
Псково-Печерские паломники ВКонтакте запись закреплена
Ленинградский исследователь И. И. Плешанова опубликовавшая обстоятельную работу о печорских керамидах, считает, что изученные ею керамические надгробные плиты (числом свыше сотни) относятся ко времени между 1558 и 1671 гг., когда в монастырском посаде, видимо, работали гончарные мастерские, изготовлявшие эти своеобразные памятники мемориального искусства.
Надписи этих плит являются своеобразными страницами не только отдельных судеб, но и истории Псковской земли в целом. В пещерах-усыпальницах монастыря лежат ратники, «служилые люди» из числа тех местных псковских помещиков, которые испытывали все превратности беспокойного места и времени, призванные здесь нести пограничную службу. Из них многие полегли на поле брани, о чем и говорят надписи на плитах, опубликованные И. И. Плешановой.
Формовка плит производилась, по мнению исследователя, «при помощи сборной формы, состоящей из многих частей, в том числе и отдельной доски для надписи, каждый раз вырезаемой заново» (И. И. Плешанова, Керамические надгробные плиты Псково-Печерского монастыря, стр. 195).
В прилагаемом ниже документе исследование И. И. Плешановой «Керамические надгробные плиты Псково-Печерского монастыря», в котором приводятся тексты и описания каждой из керамид, находится на сс.149 – 206.
Завершены предварительные исследования керамид в пещерах Псково-Печерского монастыря
Завершены предварительные исследования керамид в пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Результатом предпроектных работ стала фиксация местоположения на план-схемах (улиц-галерей с историческими названиями) существующего количества и состояния керамид с присвоением порядкового номера.
На данный момент предварительными исследованиями зафиксировано 386 керамид.
1. Известняка – 238 керамид;
2. Керамика – 102 керамид;
3. Мрамор – 16 керамид;
4. Металл– 14 керамид;
5. Гранит – 4 керамид;
6. Камень*– 10 керамид (*тип материала точно не определен);
8. Металл/ кирпич/ известняк 1 керамида.
Данный перечень керамид с краткими исследованиями и рекомендациями не является окончательным.
Найдены обломки надгробных плит, разных материалов и рисунков, они требуют более подробного исследования и соотнесения их между собой. А также при исследовании исторических и архивных материалов выявлено отсутствие некоторых керамид, зафиксированных при ранних исследованиях – необходимо выяснить их текущее место пребывания и состояние.
Визуальным осмотром был определен состав материала каждой керамиды, что позволило определить тип материала. По предварительному инженерному заключению определено, что все типы керамид требуют проведения комплексных научных исследований, по результатам которых можно определить характеристики и способы расчисток, консервации и реставрации керамид.
Таким образом, плиты Псково-Печерского монастыря – уникальный историко-художественный памятник, входящий в комплекс некрополя Псково-Печерского монастыря. Они также представляют собой огромный комплекс памятников древнерусской эпиграфики.
В настоящее время керамиды монастыря не имеют аналогий по цельности, полноте и сохранности материала и дают представление о важнейшей из областей декоративного искусства древнего Пскова – художественном надгробии. Очень велика также ценность исторических сведений в текстах надгробий, а почерки позволяют проследить процессы, происходившие в псковском письме на протяжении значительного времени – с XVI до XVIII вв. Научные исследования только на начальном этапе, впереди еще очень много работы.
Каменные надгробные плиты Псково-Печерского монастыря (И. И. Плешанова)
1 ( Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров. 1893, с. 152-162.)
2 ( Филиппов А. В. Древнерусские изразцы, I. М., 1938, с. 56.)
Опубликованная нами работа «Керамические надгробные плиты Псково-Печерского монастыря» 3 охватила 104 плиты, сохранившиеся как на своем первоначальном месте, так и в музейных собраниях. Настоящая публикация является продолжением названной работы и включает все каменные надгробия конца XVI- начала XVIII в., имеющиеся в настоящее время в галереях больших и малой пещер.
В работу включены 235 каменных надгробий, сохранивших надписи. Края плит, подобно керамическим, часто закрыты известковым или цементным раствором, что не только мешает полному прочтению надписей, но и не дает определить точные размеры плит. Наряду с хорошо сохранившимися экземплярами есть надгробия, сильно пострадавшие от влаги. На их разрушившейся поверхности сохранились следы строк, но тексты не поддаются прочтению.
Описания и тексты надписей расположены в хронологической последовательности. В тех случаях, когда на одном надгробии перечислено несколько дат, датой плиты считается последняя.
При передаче текстов допущены следующие отступления от источника: введены разрывы между словами, лигатуры разъединены. Утраченные знаки вставлены в квадратных скобках. Если добавлены пропущенные знаки, то они помещены в круглые скобки.
Размеры указаны в сантиметрах.
В публикацию включено семь керамических надгробий (№ 1-7), найденных или расчищенных в недавнее время.
4 ( Несколько строк о нем см.: Плешанова И. И. Керамические надгробные плиты. с. 196.)
Рельефная надпись расположена по бортику вокруг ковчега. Она выполнена крупным полууставным почерком с извивами и легким наклоном, напоминающим почерки надписей на псковских колоколах.
6 ( Плешанова И. И. Керамические надгробные плиты. с. 158-160, № 12-14.)
3 (рис. 2)
7 ( Там же, с. 172-180, № 44-63.)
Керамическое надгробие с полукруглым завершением и киотцем-храмом. Поля по сторонам киотца украшены крестовидным узором, исполненным штампиком. Надпись нанесена рельефным полууставом. Керамида хорошо выполнена, покрыта красивой ярко-зеленой глазурью.
5 (рис. 3)
Рис. 3. Керамическое надгробие М. Сумороковой, 1590 г. (№ 5)
8 ( Ее описание и неполный текст надписи изданы: Плешанова И. И. Керамические надгробные плиты. с. 182, № 69.)
6 (рис. 4)
Рис. 4. Керамическое надгробие Ф. Я. Григорьева, 1606 г. (№ 6)
Рядом с надгробием 1606 г. схимника Андреяна 9 помещена такая же грубая, толстая керамическая плита, в ковчеге которой расположен голгофский крест на широком полукруглом подножии и угловатая, резанная крупной вязью надпись. Плита покрыта ярко-зеленой глазурью.
9 ( Плешанова И. И. Керамические надгробные плиты. с 189, № 96.)
Прямоугольная керамида, резанная высоким рельефом. Мелкий и убористый шрифт надписи обычен для полууставного почерка керамид этого времени.
Надгробие резано из хорошо обработанного серого известняка, имеет прямоугольную форму с округлым завершением, обрамлено бортиком. Композиция плиты уровновешена. Верхнюю часть занимает изображение Лобного места. Легких пропорций крест помещен на ступенчатом подножии. Вокруг размещены монограммы:
Вязь надписи мягка и красива по начертанию.
Второе раннее каменное надгробие дает представление о других, более простых и легче исполнимых плитах, изготовлявшихся одновременно с надгробиями, выполненными в технике обронной резьбы.
Плита с неглубокой обронной резьбой. Ее форма и композиция, качество резьбы и характер красивой вязи аналогичны соответствующим данным надгробия № 8.
Узкая плита неправильной формы. Поверхность грубо обработана. Поля намечены врезной линией. Линейное изображение Голгофы занимает верхнюю часть плиты. Надпись резана вглубь вязью. Она изобилует подчинениями букв и дроблениями мачтовых лигатур.
12 (рис. 5)
Рис. 5. Надгробие С. Мыльницкого, 1604 г. (№ 12)
Плита исполнена резьбой вглубь. Имеет килевидное завершение, асимметричную форму. Поля разделаны геометрическим орнаментом. Голгофский крест на ступенчатом подножии, по сторонам его наклонно стоят копье и трость. Надпись нанесена по линейкам грубоватым полууставным почерком. Строки тесные, буквы вытянутые.
Грубообработанная плита из твердого желто-серого известняка. Поля намечены линией. Изображение Лобного места врезано контуром. Вязь простая, количество лигатур, соподчинений и подчинений знаков невелико.
Плита килевидной формы. Поля заштрихованы косыми врезами. В надписи, выполненной крупным врезанным шрифтом, есть небольшое количество лигатур, дроблений мачт, подчинений.
Плита из желто-серого грубо отесанного известняка. Завершение округлое, форма неправильная, асимметричная. Голгофский крест на скалистой горке изображен контуром и вместе с монограммами занимает значительную часть плиты:
Неровные строки врезанной надписи исполнены крупной вязью.?
Надгробие из темного желто-серого известняка. Имеет неровную поверхность, завершено полукружием. Изображение креста на скалистой Голгофе исполнено тонкой контурной линией, прописанной киноварью. Его сопровождают обычные монограммы. Красивая надпись, резанная вглубь вязью, также покрыта киноварью.
Обломок плиты с обронной резьбой и полукруглым завершением. Надпись нанесена вязью.
Плохо сохранившаяся обломанная плита. Резана вглубь.
20 (рис. 6)
Рис. 6. Надгробие старца И. Кастюрина, 1611 г. (№ 20)
Заостренная кверху плита, обведенная рамкой с косой насечкой. Изображение креста на ступенчатом подножии сопровождается обычными надписями. Текст нанесен по линейкам грубым прямоугольным полууставом.
22 (рис. 7)
Рис. 7. Надгробие И. Максимова, 1616 г. (№ 22)
Надгробие из темно-серого известняка с неглубокой обронной резьбой. Завершено полукружием, в которое вписан широкий голгофский крест со стоящими наклонно копьем и «процветшей» тростью. Зигзагообразная линия орнаментирует бортик и отделяет верхнюю часть надгробия от текста. Полууставное письмо грубое, тяжелых очертаний.
Надгробие из мягкого известняка с врезанной надписью.
Неровно обработанная, резанная вглубь плита. Большое изображение Лобного места сопровождается надписями, которые несколько более про-странны, чем обычно:
25 (рис. 8)
Рис. 8. Надгробие П. Я. Бойкова, 1618 г. (№ 25)
Надгробие резано вглубь, обрамлено жгутом. Текст нанесен почерком, близким полууставу, но с лигатурами и подчинениями букв.
Плита с глубокой обронной резьбой. Грубый полууставный почерк. Буквы имеют извивы и заострения.
28 (рис. 9)
Рис. 9. Надгробие инока Сергия, 1619 г. (№ 28)
Узкая закругленная вверху плита резана оброном из светло-серого известняка, по бортику орнаментирована двумя проскобленными зигзагообразными линиями. Надпись выполнена крупным и грубым полууставным письмом с лигатурами.
Надгробие из серой плиты, завершено полукружием. Контурное изображение Голгофы и надпись несложной вязью исполнены резьбой вглубь.
1614, 22 марта; 1623
Вытянутая по вертикали надгробная плита с закругленной верхней частью. Резьба обронная. Вокруг изображения Лобного места свободно размещены монограммы. Надпись исполнена красивой вязью. Знаки легко, с просветами, распределены в строке. В их начертании много округлых линий, мачты имеют небольшие изгибы, что придает мягкость и оживляет всю текстовую часть плиты.
Плита, аналогичная предыдущей, но с сильно испорченной поверхностью.
Надгробие из серого известняка с обронной резьбой. В закругленную верхнюю часть вписано изображение Лобного места. Крест на ступенчатом подножии, сопровождающие его надписи обычны:
Надпись выполнена вязью, местами сильно стерта и читается с трудом.
Закругленная вверху плита из мягкого темно-серого известняка. Окаймлена узким (5-10 мм) бортиком. Надгробие выполнено глубокой обронной резьбой.
Надпись выполнена несложной, близкой полууставу вязью, в которой преобладают мачтовые лигатуры. Почерк живописный, с заострениями в нижних частях знаков и с колебаниями мачт в строке.
Высокая неправильной формы плита с обронной резьбой. В закругленной верхней части большое изображение Лобного места. Надпись выполнена простой вязью, с малым количеством лигатур и буквами разной ширины.
Закругленная вверху плита с низкой обронной резьбой. Красивая вязь надписи сильно стерта и читается только частично.
36 (рис. 10)
Рис. 10. Надгробие С. П. Львова (Северги), 1627 г. (№ 36)
Надгробие с аккуратной неглубокой обронной резьбой. Красивая и несложная вязь имеет небольшое количество лигатур. Строки оживлены легким наклоном мачт, изящными изгибами букв.
1627, 5 июля; 1628, 10 февраля
Плита невелика по размеру, имеет закругленный верх. Резьба обронная. По бортику орнаментирована зигзагообразной линией. Верхняя часть заполнена изображением голгофского креста, вокруг которого разбросаны обычные монограммы. Надпись исполнена красивой вязью с легкими изгибами и заострениями букв.
38 (рис. 11)
Рис. 11. Надгробие С. Г. Лазарева-Станищева, 1628 г. (№ 38)
Хорошо исполненная плита, с обронной резьбой, подобная ряду предшествующих надгробий. В полукружье завершения вписано изображение Лобного места, поле по сторонам заполнено монограммами. Надпись исполнена четкой и красивой развитой вязью. Количество лигатур невелико. Орнаментальность надписи достигается дроблением мачт, сокращениями частей, подчинениями и соподчинениями буквенных знаков. Строка прервана интервалами между словами, оживлена округло и широко написанными буквами «земля», «зело» и др.
Светло-серая небольшая плита, аналогичная по композиции, технике исполнения и характеру вязи предыдущим надгробиям.
Плита с неглубокой обронной резьбой. Подобна описанным выше.
1628, 13 ноября; 1630, 14 августа
Плохо сохранившаяся желто-серая обронная плита. Имеет трапециевидную форму со скругленными верхними углами. Голгофский крест на широком ступенчатом подножии, по его сторонам наклонно стоят копье и процветшая трость. Надписи вокруг креста обычны:
Текст надгробной надписи исполнен развитой вязью с лигатурами, дроблениями мачт и подчинениями знаков.
1630, 19 августа, 20 августа, 23 августа
Надгробие из светлого серовато-желтого известняка с неглубокой обронной резьбой. В округлой верхней части свободно размещены изображение голгофского креста на широком ступенчатом подножии и монограммы. Очень красивая и аккуратно исполненная вязь надписи как бы подернута волной благодаря извивам букв и чуть заметным прогибам их мачт.
43 (рис. 12)
1630, 26 марта; 1630, 16 октября
Рис 12. Надгробие крестьян Лукияна Андреева сына и Иосифа Амосиева сына, 1630 г. (№ 43)
Плита темно-серого цвета того же типа, что и предыдущая и ряд описанных выше надгробий. Изящная вязь надписи изобилует лигатурами, подчинениями и соподчинениями букв.
Обронная плита, аналогичная ряду предшествующих надгробий.
Плита с неглубокой обронной резьбой. Развитая вязь ее надписи подобна вязи предыдущих надгробных плит.
Плита с обронной резьбой, закругленная вверху. Вокруг голгофского креста свободно разбросаны монограммы. Вязь надписи отличается вытянутостью пропорций, теснотой строки. Прогибы мачт букв придают надписи мягкость.
Надгробие с обронной резьбой. В полукруглое завершение вписано обычное изображение Лобного места с монограммами. Надпись нанесена красивой плотной вязью.
48 (рис. 13)
Рис. 13. Надгробие С. И. Чихачева, 1633 г. (№ 48)
Небольшая плита, закругленная вверху, с обронной резьбой. Крест на широком ступенчатом подножии, вокруг него:
Строки вязи плотнее, чем это было на более ранних надгробиях такого типа, но буквы не утратили легких извивов, небольших прогибов мачт, что придает письму плиты некоторую мягкость.
Обломок плиты, аналогичной предыдущим. Сохранилось только начало надписи:
Небольшое серое надгробие, подобное ряду описанных выше.
Небольшая неправильной формы плита, имеющая округлое завершение. Крупно изображенный голгофский крест занимает большую часть плиты. Его сопровождают монограммы:
Текст нанесен примитивной вязью.
Светло-серая плита с обронной резьбой. Имеет обычную форму и изображение Лобного места. Четкая вязь надписи орнаментальна, но не перегружена лигатурами. Выносные буквы и надстрочные знаки также немногочисленны.
Надгробие, аналогичное ряду предыдущих. По бортику процарапан орнамент в виде зигзага.
Плита с обронной резьбой, подобная предыдущим надгробиям.
1636, 10 декабря; 1637, 2 февраля
Большая плита, аналогичная предыдущим.
Небольшая плита из серого известняка. Имеет полукруглое завершение. Обронная надписи дополнена граффити. Плотно сдвинутые буквы составляют непрерывную ленту строки, которая читается не очень четко. Резьба мало искусна.
Надгробие исполнено в технике обронной резьбы и по композиции, форме и почерку близко ряду предыдущих плит. Бортик орнаментирован процарапанной зигзагообразной линией. Крест на широко раздвинутом подножии, вокруг размещены монограммы, сопровождаемые небольшими точками. Красивые по начертанию буквы составляют довольно плотную строку надписи. В их рисунке характерна округлость петель, изогнутость мачт и закругления верхних концов, что придает надписи мягкость.
Надгробная плита того же типа, что и предшествующая.
59 (рис. 14)
Рис. 14. Надгробие Н. Д. Вельяминова, 1638 г. (№ 59)
Плита того же типа. Над монограммами большие титла. o д\ o д o o р o с o написано с точками. Вязь надписи довольно сложна: в ней много лигатур, соподчинений и подчинений, дроблений мачт. Буквы плотно сдвинуты, их мачты отвесны, извивов и округлений мало.
Надгробие того же типа, выполненное из мягкого известняка. Пятая строка стерта и не читается.
62 (рис. 15)
Рис. 15. Надгробие П. Ф. Бурцова, 1639 г. (№ 62)
Надгробие, подобное предыдущему. В живо и разнообразно написанных строках надписи имеется ряд сложных лигатур.
Плита трапециевидной формы, имеет округленные верхние углы. Резана низким оброном. Изображение Лобного места непропорционально велико. Надпись нанесена грубой широкой вязью.
Надгробие завершено полукружием. Бортик орнаментирован зигзагом. Нижняя часть плиты утрачена.
Плита с полукруглым завершением, подобная множеству описанных выше. Сильно потертая надпись читается с большим трудом.
Надгробие того же типа. Надпись исполнена грубоватой вязью с широкими мачтами букв.
Надгробная плита, подобная предыдущей.
Надгробие того же типа: с полукруглым завершением, голгофский крест на широком ступенчатом подножии, вокруг него разбросаны монограммы. Надпись исполнена аккуратной красивой вязью.
Плита близка предыдущим, но с более глубокой обронной резьбой. Надпись нанесена развитой и вычурной вязью.
Плита трапециевидной формы со скругленными верхними углами. Крест на широком ступенчатом подножии. Неровные строки надписи исполнены грубой угловатой вязью.
Плита имеет трапециевидную форму. Около изображения Голгофы надписи, сопровождаемые точками. Текст нанесен очень крупной красивой вязью, раскрашенной красной и черной красками.
Плита того же типа, что и предыдущая. Монограммы разбросаны вокруг изображения Голгофы. На строках надписи следы раскраски киноварью и черной краской.
Небольшая плоскостная плита с полукруглым завершением. Крест на широком подножии. На бортах следы красной краски.
Плита имеет закругленный верх и крупное изображение Лобного места, вокруг которого размещены монограммы с небольшими точками. Строки надписи широкие, междустрочия узкие. Вязь красивого, мягкого начертания.
Плита имеет черно-красную раскраску. Вязь надписи вычурна и размашиста.
1645, 10 марта; 1646, 28 февраля
Трапециевидная плита с точками около изображения Лобного места, с красно-черной раскраской.
Надгробие подобно предыдущему.
Плита аналогична предыдущей. Надпись исполнена крупной грубоватой вязью и сохранила следы черно-киноварной раскраски.
Надгробие подобно предыдущим.
Плита с точками вокруг изображения Голгофы и следами раскраски по буквенным знакам.
Плита с полукруглым завершением и не очень крупными точками, включенными в композицию верхней части. Надпись исполнена красивой и мягкой по начертанию вязью.
Плита трапециевидной формы. По сторонам изображения Голгофы надписи с точками.
Текст нанесен плотной вязью. Поверхность плиты частично разрушилась.
1650, 22 декабря; 1650, 13 апреля
Большое надгробие с точками по сторонам голгофского креста.
Плита с закругленным верхом, Голгофой на широком ступенчатом подножии и не очень крупными точками, сопровождающими монограммы. Надпись исполнена плотной и довольно жесткой вязью.
Края закрыты раствором, поэтому текст читается не полностью.
Надгробие, сохранившееся частично.
95 (рис. 16)
1651, февраль; 1650, 12 июля
Рис. 16. Надгробие И. Ордина-Нащокина, 1651 г. (№ 95)
Большая, вытянутая по вертикали плита из желто-серого известняка с неглубокой обронной резьбой. Крест на ступенчатом, из квадратиков, подножии. У перекрестья:
Четкость вязи длинной надписи объясняется минимальным количеством действительных лигатур, которые заменены дроблениями мачт, подчинениями и соподчинениями знаков. Строка плотная, буквы пропорциональны и красивы по рисунку. Для обозначения дня погребения Нащокина оставлено место, но число не проставлено. Плита, вероятно, не была раскрашена.
Вокруг изображения Голгофы точки, сопровождающие монограммы. Вязь красива и четка несмотря на то, что поверхность плиты потерта.
Плита с точками, декорирующими ее верх, и с раскраской. Вязь плотная и пропорциональная.
Большая плита с плотно расположенными монограммами, точками вокруг изображения Голгофы и со следами раскраски. Строки высокие, плотные, но знаки не лишены извивов и некоторой мягкости.
Плита очень плохой сохранности. Какие-либо следы раскраски отсутствуют. Голгофа изображена крупно, вокруг нее надписи с точками. Надпись исполнена плотной вязью.
Плита с некрупными точками около монограмм. Сохранились следы раскраски и золочения.
Плита подобна предыдущей.
Надгробие того же типа. Надпись нанесена плотной вязью тяжелых пропорций.
Большая плита того же типа.
Строки надписи плотные, мачты букв широкие, но почерк не лишен красоты и мягкости.
Надгробие из белой известняковой плиты. Надпись нанесена угловатой вязью.
Плита неправильной формы, близкой к трапеции. Вокруг массивного голгофского креста размещены монограммы с крупными точками. Вязь надгробия тяжелая, буквы имеют широкие, тесно расположенные мачты, междустрочия узкие. На бортах и на изображении Голгофы сохранились следы красной краски или мардана.
Плита того же типа.
Надгробие близко предшествующим.
Плита имеет следы раскраски. Вязь плотная, мачты букв широкие, с легким изгибом.
Узкая высокая плита с утраченным текстом. Читается только дата.
Плита того же типа, имеет следы раскраски.
1655, 23 сентября; 1 октября
Аналогичная предыдущей раскрашенная плита.
Надгробие того же типа. Сохранились следы раскраски и золота.
Плита не очень правильной, близкой к трапеции формы. Вокруг грузного изображения голгофского креста обычные монограммы с точками.
Плита той же формы и композиции. Надпись подцвечена черной и красной красками.
Надгробие имеет ту же форму.
Плита того же типа.
Надгробие близко другим плитам [этого типа. Сохранилась красно-черная раскраска надписи.
Надгробие, аналогичное по типу, декору и характеру вязи другим, но следы раскраски не прослеживаются.
132 (рис. 17)
Рис. 17. Надгробие Обрютиных, 1657 г. (№ 132)
Плита, имеющая черно-красную раскраску. Почерк надписи индивидуален. Наклон мачт, их различная ширина, рисунок знаков придают текстовой части надгробия своеобразие и живописность.
Обычная для этого времени надгробная доска, не сохранившая следов подцветки.
Раскрашенное надгробие того же типа.
Аналогичная предыдущим подцвеченная надгробная плита.
1660, 20 января, 3 марта
Трапециевидная надгробная доска с крупными точками около монограмм и плотными строками прямой вязи.
Трапециевидной формы плита, раскрашенная по надписи черным и красным. Пространство по сторонам голгофского креста плотно заполнено крупными монограммами с точками, так же тесно размещены буквенные знаки в строках надписи.
1656; 1661, 9 января, 19 марта
Надгробие резано из серого известняка. Манера его исполнения и характер почерка очень близки плите № 132.
Надгробие, сохранившее следы раскраски и подобное ряду предыдущих. Надпись исполнена аккуратной плотной прямоугольной вязью.
11 ( Текст надписи этой плиты ошибочно приведен А. В. Филипповым среди надписей на керамидах (Древнерусские изразцы, с. 24) и затем упомянут при публикации керамических надгробий Псково-Печерского монастыря (с. 192).)
Плита утратила часть поверхности, и ее текст читается фрагментарно.
Надгробная плита обычного для данного времени типа. Надпись нанесена массивным прямым шрифтом, буквы плотно размещены в строке. Текст имеет черно-красную раскраску, бортик покрыт киноварью.
Надгробие того же типа.
Трапециевидное, со скругленными верхними углами надгробие, сходное с рядом описанных выше. На красивой вязи надписи сохранились следы красной и черной краски.
147 (рис. 18)
Рис. 18. Надгробие А. А. Татищева, 1666 г. (№ 147)
Плита того же типа. Около монограмм крупные точки. Надпись исполнена плотной вязью.
1656, 30 марта; 1668
Надгробие с неглубокой обронной резьбой. Композиция, почерк и манера резьбы индивидуальны. В полукруглое завершение вписан трехлопастный ковчежец с изображением Лобного места. Монограммы:
Надгробная плита обычной трапециевидной формы с крупными точками, сопровождающими монограммы. Надпись исполнена плотной вязью геометрического рисунка. Следы красной краски на бортике свидетельствуют о том, что плита была раскрашена.
Крупная темно-серая плита со следами киновари по бортикам и на начальных буквах. Изображение Лобного места и вязь надписи отличаются тяжелыми пропорциями.
155 (рис. 19)
Рис. 19. Надгробие Андреяна Давыдова сына, 1671 г. (№ 155)
Слегка суживающаяся кверху и завершающаяся полукружием плита. Обрамлена широким бортиком (3,5 см). Текст нанесен красивой пропорциональной несложной вязью.
Надгробие сильно пострадало от времени и, кроме того, закрыто побелкой. Читаются только две первых строки:
Плохо сохранившееся надгробие обычного типа с большими декоративными точками. Имеет следы раскраски и золочения.
Большая плита, отличающаяся от других своеобразием почерка. Крупная вязь надписи раскрашена черным и красным. Колебания мачт, обилие лигатур, подчинений и соподчинений знаков придают надписи декоративность.
Надгробие подцвечено по тексту черной и красной красками. Верхнюю его половину занимает большое изображение голгофского креста. Начертание надписи красиво, буквы разнообразны.
Большая надгробная плита, имеющая красно-черную раскраску.
165 (рис. 20)
Рис. 20. Надгробие кузнеца Агафоника, 1677 (№ 165)
Плита скругленной, близкой к трапециевидной формы, с глубокой обронной резьбой. Обрамлением служит узкий бортик. По сторонам креста прямостоящие копье и трость. Сопровождаемые небольшими точками монограммы обычны:
Надпись, несмотря на прямолинейность и плотность строки, не лишена декоративности. Плита подцвечена красной и черной красками.
Надгробная доска со скругленным завершением. Обронная резьба неглубокая. Грубоватая, затейливая и живописная вязь надписи изобилует лигатурами, подчинениями и соподчинениями знаков.
Трапециевидная плита, подобная ряду других надгробий этого типа.
169 (рис. 21)
Рис. 21. Надгробие Ф. Б. Карповского, 1678 г. (№ 169)
Плита скругленной, близкой к трапециевидной формы. Надпись выполнена тяжелой и грубоватой вязью.
171 (рис. 22)
Рис. 22. Надгробие Я. А. Татищева, 1679 г. (№ 171)
Надпись выполнена аккуратной крупной вязью. Знаки довольно широки, просветы между ними минимальны. Извивы и скругления несколько смягчают прямолинейность и сухость шрифта.
Надгробие сохранило первоначальную раскраску. Борт покрыт киноварью, на остальной поверхности в шахматном порядке чередуются киноварь и празелень. На изображении голгофского креста, монограммах, надписи по кирпично-красному грунту положено золото.
Большая плита трапециевидной формы, с крупными точками, сопровождающими монограммы, со следами киновари и празелени.
Надгробие трапециевидной формы, имеющее орнаментальное обрамление около изображения голгофского креста. Следы киновари и золота свидетельствуют о том, что плита была раскрашена. Надпись исполнена вязью вытянутых пропорций.
Плита имеет обычное изображение Голгофы и монограммы с крупными точками. Надпись резана плотной вязью и подцвечена черной и красной красками.
1659, 27 ноября; 1683, 30 мая
1684, 6 декабря; 1685, 17 марта
Небольшое надгробие обычной композиции. Почерк надписи своеобразен и тождествен почерку на плите 181. В значительной степени сохранилась черно-красная раскраска плиты.
181 (рис. 23)
Рис. 23. Надгробие Т. О. Челищева, 1685 г. (№ 181)
Изображение Лобного места в рамке растительного орнамента. Надпись выполнена плотной сухой вязью. На буквах следы красного пигмента.
Надгробие той же формы и композиции. На фоне имеются остатки красителя бирюзового цвета.
1687, 29 июня; 1688, январь
Подобное ряду предшествующих надгробие с орнаментальной рамкой около изображения Голгофы и с цветной раскраской. Надпись выполнена плотной сухой вязью.
Монограммы без точек, под прямыми титлами:
Неровные строчки надписи выполнены простой вязью. Почерк небрежный, но живой. Ширина букв и их мачт различна, вертикальность не всегда соблюдается. В некоторых случаях петли или «крыши» выводятся в междустрочие. Все выступающие части плиты покрыты черной краской.
Маленькая и сильно поврежденная надгробная плита.
Небольшое трапециевидное надгробие. В округленную верхнюю часть вписаны изображения голгофского креста и монограммы с титлами и точками. Надпись выполнена поздней живописной вязью. Почерк аналогичен почерку на плите 191. Борта плиты, изображение креста и надписи покрыты черной краской.
Маленькая плохо сохранившаяся плита неправильной формы. Обрамлена узким бортиком. Надпись выполнена простой вязью, в которой преобладают подчинения знаков. Количество лигатур незначительно.
Трапециевидная закругленная вверху плита. Окаймлена узким бортиком. По сторонам изображения креста обычные монограммы. Тесные строки надписи выполнены поздней вязью. Почерк прямого начертания и тяжелых пропорций. Количество лигатур невелико, изобилуют подчинения и соподчинения знаков. «Крыши» и петли ряда букв выходят в междустрочия. Надгробие сохранило красно-черную раскраску. Четвертая строка текста повреждена укрепленным в плите подсвечником.
Маленькое асимметричное надгробие, близкое предшествующим по манере Исполнения и начертанию надписи. Подкрашено черной краской.
1661, 28 января; 1692, 26 марта
Большое трапециевидное надгробие с декоративными точками около монограмм. Надпись нанесена очень плотной сухой вязью. Частично сохранилась раскраска. По надписи заметны следы темного красителя, начальные буквы слов, видимо, были вызолочены. По земле в шахматном порядке чередуются зеленые и красные прямоугольники. Около изображения Голгофы фон покрыт киноварью.
Небольшое суживающееся и закругленное вверху надгробие. По композиции, манере резьбы и характеру почерка плита аналогична плитам 196, 197 и др.
Выступающие рельефные элементы раскрашены красной и черной красками, земля оставлена в естественном цвете камня. Свободная часть последней строки заполнена завитками стилизованного орнамента, нанесенного черной краской.
Небольшая поздняя плита. Надпись нанесена несложной вязью.
Раскрашенная трапециевидная плита с декоративными точками около монограмм. Надпись нанесена крупной прямой вязью.
1692, 19 апреля; 1695, 1 февраля; 1695, 15 октября
Надгробная плита завершена закруглением и обрамлена узким бортиком. По сторонам изображения Голгофы расположены первые строки текста. Поздний почерк, вытянутый и прямой, более сходен с полууставом, чем с вязью. Незначительные следы красочных пигментов на поверхности плиты свидетельствуют о ее раскраске, вероятно, прямоугольниками двух цветов. Нижняя часть надгробия оставлена свободной.
Большая пышно орнаментированная плита. В ее мягко округленное завершение вписаны три круглых ковчежда, которые обведены рамками из цветов и листьев. Извивающиеся стебли заполняют свободную поверхность плиты. Текст заключен в прямоугольное обрамление, орнаментированное выходящими из вазы побегами. Резьба сложная, многоплановая. Прямая вязь надписи изобилует подчинениями и соподчинениями буквенных знаков и лигатурами. Раскраска плиты утрачена. Правая сторона в двух местах отбита.
207 (рис. 24)
Рис. 24. Надгробие С. И. Бурцова, 1696 г. (№ 207)
Прямоугольное надгробие, хорошо сохранившее раскраску. Голгофский крест вписан в круглую орнаментальную рамку, по сторонам которой расположены монограммы, большие декоративные точки и розетки. Текст помещен в прямоугольное обрамление и выполнен широкой вязью, резанной аккуратно и сухо.
Трапециевидное, вытянутое по вертикали надгробие. Крест обрамлен извивающимися стеблями. Поле вокруг заполнено огромными декоративными точками и монограммами. Вязь близка почерку плиты 191 и др.
210 (рис. 25)
Рис. 25. Надгробие Никиты Игнатьева сына, 1697 г. (№ 210)
Маленькая плита трапециевидной формы со слегка округленным верхом. Монограммы сопровождаются точками. Надпись выполнена живописной поздней вязью, характер почерка близок почерку на плитах 191, 193 и др.
Резьба высокая. На фоне сохранились расположенные в шахматном порядке следы киновари.
Небольшая плита, завершенная полукружием. Изображение Голгофы и монограммы обычны. Тесные строки надписи выполнены несложной вязью, близкой поздним полууставным почеркам.
1697, 30 июля; 1698, 10 мая; 27 мая
Маленькое надгробие, имеющее форму, композицию и характер начертания надписи, тождественные предыдущей плите. Шрифт подцвечен красной и черной красками.
Небольшое скругленное вверху надгробие. Изображение Лобного места окаймлено извивающимися стеблями. Аккуратный мелкий полуустав надписи отличается прямоугольным рисунком отдельных знаков и сухостью.
Плита, завершенная небольшим округлением. Монограммы и изображение Голгофы обычны. Красивая вязь надписи имеет слегка наклонные мачты в строке.
Плита повторяет надгробия, имеющие орнаментальное обрамление около изображения голгофского креста, но исполнена более грубо.
Надгробие, частично закрытое раствором. Надпись нанесена размашистым почерком, близким полууставу.
Плита аналогична надгробиям 214, 215, но больше их. Надпись нанесена плотной прямой вязью, имеющей небольшое количество лигатур и значительное число подчинений и соподчинений букв. Рисунок знаков суше и прямее, чем на предшествующих плитах.
221 (рис. 26)
Рис. 26. Надгробие И. Ф. Лежнева, 1700 г. (№ 221)
Надгробная плита того же типа.
222 (рис. 27)
1700; 1701, 30 января
Рис. 27. Надгробие Челищевых, 1701 г. (№ 222)
Квадратная плита, имеющая скругленные верхние углы. Изображение Голгофы обрамлено орнаментом, монограммы сопровождаются огромными точками. Надпись нанесена мелко. Вязь геометрического начертания. Фон надгробия подцвечен вверху бирюзовой темперой, но тексту чередуются прямоугольники киновари и светлой зеленой краски. Надпись, видимо, была черной с красными или золотыми начальными буквами.
Маленькая плита, завершенная полукружием. Надпись нанесена очень плотной и сухой вязью.
Надгробие, подобное предыдущему.
Прямоугольная плита со скругленным верхом. Ее обрамление орнаментировано изогнутыми листьями и цветами-розетками. Изображение Голгофы окаймлено извивающимися стеблями. Резьба плиты чрезвычайно тщательна. Надпись исполнена мелким почерком, близким полууставу.
1701, 28 марта; 29 апреля
По композиции и характеру почерка плита близка надгробиям 220, 223, 224. Сохранилась подцветка черной и красной красками.
1701, 4 июля; 4 июля
Надгробие того же типа.
229 (рис. 28)
1701, 29 мая; 22 июля; 1 августа
Рис. 28. Надгробие Неплюевых, 1701 г. (№ 229)
Очень ровные строки надписи исполнены технически совершенно, но сухо. Орнаментальность прямого почерка достигнута дроблением мачт, подчинениями буквенных знаков. Лигатуры лишь самые распространенные.
Небольшая белая надгробная плита. Надпись нанесена несложной вязью.
231 (рис. 29)
Рис. 29. Надгробие М. Л. Еремеева, 1701 г. (№ 231)
Надгробие аналогично предыдущему.
Надгробный камень, подобный плитам 230, 231.
233 (рис. 30)
Рис. 30. Надгробие М. М. Челищева, 1702 г. (№ 233)
Восьмиугольная плита, обрамленная изящным растительным орнаментом. Крест четырехконечный; около его перекладин размещены монограммы:
1699, 5 мая; 1707, 14 октября
Плита трапециевидной формы. Изображение голгофского креста окаймлено грубовато исполненным растительным орнаментом. Надпись выполнена вязью.
Вытянутое по вертикали трапециевидное надгробие. Около креста обычные монограммы с большими точками. Вязь индивидуальна.
237 (рис. 31)
1715, 6 июля; 28 декабря
Рис. 31. Надгробие Татищевых, 1715 г. (№ 237)
1718, 22 августа; 1719, 16 марта
Надгробие имеет форму прямоугольника со срезанными углами. Вся поверхность заполнена надписью. Сохранились следы подцветки красками.
Плохо сохранившаяся и закрытая раствором плита прямоугольной формы. Изображения Голгофы нет, текст нанесен поздним полууставным почерком.
Небольшая плита, сильно пострадавшая от влаги и утратившая свою первоначальную поверхность. В убранстве верхней части надгробия использованы изображение Лобного места, монограммы и декоративные точки. Первая строка оставлена чистой.
Разрушившееся надгробие, уцелела лишь незначительная часть надписи. 1
11а ( В музее Псковского археологического общества хранилась большая каменная плита, имевшая «следующую надпись вязью: «Лета 7076 (1568) месяца июля в 6 день преставися князь Дмитрий Андреевич, а во иноцех Дионисий Булгаков-Куракин». Плита эта была подарена музею в 1908 г. архимандритом Спасо-Мирожского монастыря, а до этого она находилась на южной стене Мирожского собора (Путеводитель по музею Псковского археологического общества. Псков, 1908, с. 149).)
12 ( Плешанова И. И. Керамические надгробные плиты. с. 180-182.)
13 ( Щепкин В. Н. Русская палеография. М., 1967, с. 45; Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956, с. 387.)
15 ( Государственный Русский музей. Серебряный дискос из ризницы Троицкого собора. Инв. № БК 3010; Псковский краеведческий музей. Серебряное блюдо. Инв. № 427.)
В 30-е годы XVII в. плиты, изготовленные в технике обронной резьбы, претерпевают некоторые изменения: менее правильна форма их завершения, более грузными становятся пропорции голгофского креста. Около монограммы иногда появляются небольшие точки, которые с течением времени превращаются в своеобразную декоративную деталь. Строки надписи делаются плотнее, уменьшаются просветы между знаками. В меньшей степени применяются округленности, извивы, а также прогибы мачт, придающие волнообразное движение всей надписи. Перемены в начертании надписей, очевидно, вызваны причинами технологического характера: при обронной резьбе чем плотнее знаки в строке, тем меньше труда приходится затрачивать. Геометричность и прямолинейность почерка упрощает нанесение надписи на камень. В то же время эти изменения соответствуют процессу развития штамбового стиля в русской письменности 16 и свидетельствуют о его проникновении в псковскую эпиграфику.
16 ( Щепкин В. Н. Русская палеография, с. 47.)
18 ( Это надгробие не сохранило следов окраски. Возможно, оно было белым.)
19 ( Плешанова И. И. Керамические надгробные плиты. с. 198.)
20 ( Например, орнамент серебряных венчика и цаты XVII в. псковской иконы «Димитрий Солунский» (находятся в Русском музее).)
21 ( Архив ЛОИА АН СССР, P-I, № 578, лл. 39-41.)
22 ( Находится в Русском музее, инв. № Кам-263. Происходит из Гремячинского Козьмодемьянского монастыря.)
Судя по манере письма, орнаментированные надгробия изготовлялись в той же мастерской, где резалась основная масса раскрашенных плит.
В пещерах есть памятники, вышедшие из других мастерских. Среди плит с черно-красной подцветкой выделяется живописным характером почерка, просторечием языка, отступлениями от обычной формулировки текста надгробие луцких помещиков Обрютиных (№ 132, 1657 г.). Подобный почерк имеют более ранняя плита Мусоргских (№ 77, 1645 г.), надгробие лучан Ржевитиновых (№ 140, 1661 г.) и две доски 1685 г. торопчан Челищевых. Вязь этих памятников лишена однообразия и геометричности, обладает крупным и характерным рисунком знаков. Сходная манера письма позднее прослеживается на ряде плит 90-х годов (№ 191, 193, 195, 196, 199, 202). Примечательны многочисленные подчинения и соподчинения букв, выносы в междустрочие верхних частей букв «твердо» и «веди». Перечисленные плиты подкрашены черной и красной темперой или только черной по бортику и тексту. Обычно это небольшие надгробия печерских крестьян и посадских людей. Вероятно, их резали на месте, в Печорах.
Можно выделить ряд других плит, даже целые группы, отличающиеся своеобразием почерка или оформления. Например, надгробие Андреяна Давидова сына (№ 155, 1671 г., рис. 19) замечательно крупной красивой вязью надписи, на плите кузнеца Агафоника (№ 165, 1677 г., рис. 20) штамбованные знаки сочетаются с заостренными и изогнутыми «С», «6», «О». Суше и примитивнее начертаны надписи на более поздних досках (№ 201, 1694 г.; № 205, 1695 г.).
Содержание надписей скупо и стереотипно. При сдержанности и немногословности текстов им свойственны просторечие языка и народное опрощение имен, стремление отметить службы или заслуги, назвать родственников, что отражает характер времени, дает возможность связать погребенных с современными им событиями, ставит плиты в число исторических источников.
24 ( Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец XV-начало XVII века. М., 1955, с. 493-495.)
25 ( Семенов П. Географическо-статистический словарь Российской империи, т. II. СПб., 1865, с. 796.)
27 ( Смирнов И. И. Восстание Болотникова. JI., 1949, с. 332-333.)
28 ( Масса И. Указ. соч., с. 164.)
29 ( Первоклассный Псково-Печерский монастырь, с. 158, № 64.)
30 ( Платонов С. Ф. Указ. соч., с. 259.)
31 ( Псковские летописи, II, с. 267.)
33 ( Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец XV-начало XVII века, с. 564-565.)
34 ( Псковские летописи, II, с. 272.)
35 ( Там же, с. 269-270.)
38 ( Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец XV-начало XVII века, с. 574.)
39 ( Псковские летописи, II, с. 276.)
40 ( Первоклассный Псково-Печерский монастырь, с. 159, № 81.)
41 ( Псковские летописи, II, с. 278.)
47 ( Тихомиров М. Н. Классовая борьба в России XVII п. М., 1969, с 50-56.)
49 ( Там же, с. 87-91, 382-383.)
50 ( Там же, с. 91, 263.)
53 ( Там же, с. 260-262, 376.)
56 ( Тихомиров М. Н. Указ. соч., с. 102.)
57 ( 57 Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913, с. 165.)
58 ( 58 Она поступила недавно в собрание Русского музея из коллекции Ю. П. Спегальского.)
59 ( 59 СМАМЮ, 1914, VI, с. 100-102; Синодик Троицкого собора, № 90-49, л. 59-60; и другие синодики.)
60 ( Псковские летописи, II, с. 268, 273.)
62 ( Тихомиров М. Н. Указ. соч., с. 269.)
В конце августа 1650 г. Псков сдался. Но партизанское движение еще Долго продолжалось. В его подавлении участвовали А. П. Окунев (№ 54), Софонтий Квашнин (№ 149) и др.
63 ( Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в. М., 1955, с. 483-485.)
64 ( Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. V (т. 9-10). М., 1961, с. 649-650.)
65 ( Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в., с. 501-502.)
66 ( Первоклассный Псково-Печерский монастырь, с. 159, № 79.)
67 ( Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в., с. 504.)
68 ( Первоклассный Псково-Печерский монастырь, с. 151.)
70 ( Первоклассный Псково-Печерский монастырь, с. 156-157, № 51.)
71 ( Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в., с. 511.)
72 ( Соловьев С. М. Указ. соч., кн. VI. М., 1961, с. 85; Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в., С. 512.)
73 ( Соловьев С. М. Указ. соч., кн. VI. Дополнение, с. 625.)
Ко времени русско-турецкой войны относится надгробие с датой 5 октября 1678 г. псковского помещика Ф. Б. Карповского (№ 169), умершего на службе в Путивле.
74 ( Там же, кн. VII. М., 1962, с. 393.)
75 ( Первоклассный Псково-Печерский монастырь, с. 158, № 73.)
77 ( Там же, с. 171-176.)
78 ( Журнал или поденная «записка блаженныя и вечно достойная» памяти государя императора Петра Великого с 1698 года, даже до заключения Нейштадского мира, ч. I. СПб., 1770, с. 27.)
79 ( Первоклассный Псково-Печерский монастырь, с. 153-154, № 11.)
80 ( Записки Желябужского с 1682 по 2 июля 1709. СПб., 1840, с. 174.)
81 ( Журнал или поденная записка. с. 38-39.)
82 ( Русский биографический словарь. Шебанов-Шютц. СПб., 1911, с. 113.)
83 ( Первоклассный Псково-Печерский монастырь, с. 49.)
84 ( Там же, с. 152-153, № 4.)
85 ( Там же, с. 153, № 8.)
86 ( Якубов К. И. Указ. соч., с. 98-99.)
88 ( СМАМЮ, 1914, VI, с. 24.)
89 ( Якубов К. И. Указ. соч., с. 98.)
91 ( СМАМЮ, 1914, VI, с. 87.)
92 ( Там же, с. 381-382.)
93 ( Там же, с. 95-99, 430-433, 413, 115, 201 и т. д.)
94 ( Синодик Троицкого собора, № 94-49, л. 38; № 90-49, л. 53 об.)
95 ( Там же, № 90-49, л. 42 об.; № 94-49, л. 64 об.)
97 ( Синодик Троицкого собора, № 94-49, лл. 90-90 об.; № 90-49, л. 61; Синодик Спасо-Мирожского монастыря, № 221-49, лл. 68-68 об.)
98 ( Синодик Троицкого собора, № 90-49, лл. 36-37.)
100 ( ЦГАДА, ф. 337, он. 8, д. 109, стр. 94-99.)
101 ( Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М. 1908 с. 455-464.)
102 ( Там же, с. 444-449; СМАМЮ, 1913, V, с. 23, 24.)
103 ( Серебрянский П. Указ. соч., с. 226-227.)
104 ( Там же, с. 377-378.)
105 ( Там же, с. 378; Первоклассный Псково-Печерский монастырь, с. 162.)
107 ( Серебрянский Н. Указ. соч., с. 229, 437.)
110 ( Выписка из писцовой книги по г. Пскову № 830, с. 140-141.)
111 ( Серебрянский Н. Указ. соч., с. 424.)
112 ( СМАМЮ, 1913, V, с. 18.)
113 ( Выписка из писцовой книги по г. Пскову № 830, с. 140-144.)
Писцовая книга дает представление о роде занятий жителей печерского посада. Среди них были калачники, мясник, рыбник, три портных мастера, сапожник, монастырский прялыцик, каменщик, плотники, кузнец и гончар, лодейщики, седельник, тележник, извозчики, стрелец, писарь, банщик, монастырские слуги, 12 торговых людей и др. Таким образом, в конце XVI в. слобода не имела промышленного профиля и, видимо, работала для удовлетворения внутреннего спроса, частично обслуживала монастырь, но главными ее занятиями были торговля и извоз.
115 ( Сербина К. Н. Очерки из социально-экономической истории русского города. М,-Л., 1951, с. 259.)
116 ( Русско-шведские экономические отношения в XVII веке. Сборник документов. М.-Л., 1960, с. 253.)
117 ( Трусман Ю. Псково-Печерский монастырь, с. 199.)
118 ( Русско-шведские экономические отношения в XVII веке, с. 253-254.)