керченский монастырь георгия победоносца
Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь, г. Керчь Феодосийской епархии Монастыри УПЦ МП
История
По местному преданию, в конце восемнадцатого века на горе Святого Георгия в поселке Катерлез одному греческому пастуху несколько раз являлось видение всадника на белом коне. Однажды он пригласил поглядеть на чудо знакомых старцев, которые также стали свидетелями явления на вершине горы красивого, стройного юноши и белого скакуна. Согласно преданиям, образ всадника рассеявался, стоило им подойти ближе. На вершине горы был найден камень с отпечатками человеческих стоп и копыт лошади. Также, по преданию, была найдена икона Святого Великомученика Георгия. Дважды икону переносили в один из старейших храмов Крыма — Церковь Святого Иоанна Предтечи в Керчи, но она чудным образом снова оказывалась на вершине горы. Проблему решил священник храма. Он пообещал, что на этом месте будет воздвигнут монастырь, а до тех пор ежегодно в День памяти великомученика Георгия, 23 апреля, икону надлежало крестным ходом приносить на место явления.
Архиепископ Иннокентий (Борисов), возглавивший в 1848 году Херсонскую и Таврическую епархию, однажды посетил селение вместе с керченским градоначальником князем Херхеулидзе и предложил построить на этом месте часовню в честь Святого Георгия. Строителями были выбраны почетные граждане Керчи Николай Джанбеков и Феодор Сазонов.
Война России с Великобританией помешала утвердиться на святой горе православной святыне. Керчь оккупировали иностранные войска, и возведенную часовню использовали в военных целях, превратив в конюшню. Только после заключения мирного договора вновь встал вопрос о возрождении разоренной часовни и, по ходатайству Преосвященного Иннокентия, устройства монастыря. Проектные работы взял на себя керченский архитектор Василий Гущин.
В феврале 1857 года руководителем строительства был назначен казначей Балаклавского Георгиевского монастыря иеромонах Михаил. К апрелю достроили церковь, а чуть позже — монашескую келью. Тогда же в монастыре стали проводить первые богослужения.
В 1859 году керченский купец Иван Салатич возвел на территории монастыря одноэтажное каменное здание, ставшее впоследствии основным жилищем для послушников Григория Григорьева и Антония Петренко. Появились трапезная, кухня, подсобные помещения, конюшня. В течение нескольких лет число монахов обители возросло до двадцати четырёх.
В 1862 году построили колокольню, а также двухэтажный дом настоятелей.
Архимандрит Михаил прослужил в монастыре одиннадцать лет. В 1869 году его перевели в Бахчисарайский Успенский скит, а позже — в Балаклавский Георгиевский монастырь. Его сменил духовник Таврического Архиерейского дома иеромонах Петр (Амвросий Глебов), с которым связывают новое возрождение обители, завершение крупной очереди строительства и приобретение икон для церкви.
Скончался отец Петр в сане архимандрита 29 ноября 1888 года. Новым настоятелем стал иеромонах Филофей, законоучитель Киевского Лаврского пещерного двухклассного духовного училища. Новый игумен попытался устроить жизнь в монастыре на манер Киевских обителей.
При Филофее были устроены каменные ворота, рядом с главным храмом появилась церковь в честь Печерских угодников Феодосия и Антония, куда были привезены частички мощей многих Великих святых. Преемником Филофея стал отец Сергий.
В 1900 году Епископ Таврический Николай постановил монастырь сделать женским, а на его основе учредить Епархиальный «Вдовый дом». Отца Сергия сменила монахиня Московского страстного монастыря Леонида. По одной из версий, в эти годы жизнь в монастыре претерпевала проблемы с дисциплиной.
В годы Первой Мировой войны за монастырскими стенами пребывало отделение № 4 Керченского временного городского лазарета для раненых и больных солдат и офицеров Русской армии, а также школа для девочек-беженок.
В период Гражданской войны на земле монастыря обосновались летчики Русской армии генерала Врангеля. В Катерлезе базировались Первый и Третий белогвардейские авиаотряды.
20 февраля 1921 года Керченский уездный комитет постановил ликвидировать Катерлезский монастырь, а имущество передать детскому приюту, который получил монастырскую прописку. Монахиням разрешили остаться, но при непременном отказе от монашества, позволив работать, ухаживать за садом и виноградником. Всех женщин, кто не был готов расстаться со своим обетом, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.
В 1923 году обитель была закрыта, как действующая на территории детского заведения. Однако с закрытием Георгиевской церкви был упразднен и сам детский дом. Жители поселка неоднократно обращались в КрымЦИК с просьбой передать им храм, но безрезультатно.
К 1928 году от монастыря остались одни развалины. Камни, из которых монастырь был сложен, пошли на частное строительство, а также на постройку школы и других муниципальных учреждений. КрымЦИК на запрос Исполнительного комитета РСФСР объяснили этот разгром тем, что местное население могло разграбить закрытую церковь, а потому её пришлось разобрать. При этом уточнялось, что сделано это было по частной инициативе председателя Керченского райисполкома Лбова.
В 1991 году на горе Святого Георгия был установлен семиметровый православный крест.
В 1996 по благословению Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря на земле монастыря стали проводиться первые после его ликвидации богослужения. Под новую церковь и монашеские кельи были выделены два недостроенных здания колхозного ипподрома на месте существовавшей ранее обители.
Первой настоятельницей монастыря стала Матушка Акилина, в миру — Александра Литвиненко, участница Великой Отечественной войны. В 2014 году Матушка Акилина почислена на покой. В сан Игуменьи возведена матушка Феодосия (Ольга Михайленко).
Современная жизнь монастыря продолжается. В 2016-2017 году был достроен гостевой дом, обустроены новые монашеские кельи. Созданы первые паломнические комнаты. Продолжается обустройство территории монастыря и ведутся новые постройки.
Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь
Мiръ Россия Республика Крым Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь основан в 1857 году на месте явления местному пастуху святого великомученика Георгия. При обители имеется гостиница для паломников.
Содержание
История [ править ]
По местной легенде, в конце восемнадцатого века на горе Святого Георгия в поселке Катерлез одному греческому пастуху несколько раз являлось видение всадника на белом коне. Однажды он пригласил поглядеть на чудо знакомых старцев, которые также стали свидетелями явления на вершине горы красивого стройного юноши и белого скакуна. Согласно преданиям, образ всадника рассеялся, стоило им подойти ближе. На вершине горы был найден камень с отпечатками человеческих стоп и копыт лошади, также, по преданию, была найдена икона Святого Великомученика Георгия. Дважды икону переносили в один из старейших храмов Крыма — Церковь Святого Иоанна Предтечи в Керчи, но она чудным образом снова оказывалась на вершине горы. Проблему решил священник храма. Он пообещал, что на этом месте будет воздвигнут монастырь, а до тех пор ежегодно в День памяти Великомученика Георгия, 23 апреля, икону надлежало крестным ходом приносить на место явления.
Архиепископ Иннокентий (Борисов), возглавивший в 1848 году Херсонскую и Таврическую епархию, однажды посетил селение вместе с керченским градоначальником князем Херхеулидзе и предложил построить на этом месте часовню в честь Святого Георгия. Строителями были выбраны почетные граждане Керчи Николай Джанбеков и Феодор Сазонов.
Война России с Англией помешала утвердиться на святой горе православной святыне. Керчь оккупировали иностранные войска и возведенную часовню использовали в военных целях, превратив в конюшню. Только после заключения мирного договора вновь встал вопрос о возрождении разоренной часовни и, по ходатайству Преосвященного Иннокентия, устроения монастыря. Проектные работы взял на себя керченский архитектор Василий Гущин.
К апрелю достроили церковь, а чуть позже — монашескую келью. Тогда же в монастыре стали проводить первые богослужения.
В 1859 году керченский купец Иван Салатич возвел на территории монастыря одноэтажное каменное здание, ставшее впоследствии основным жилищем для послушников Григория Григорьева и Антония Петренко. Появились трапезная, кухня, подсобные помещения, конюшня. В течение нескольких лет число монахов обители возросло до двадцати четырёх. В 1862 году построили колокольню, а также двухэтажный дом настоятелей.
Позднее были устроены каменные ворота, рядом с главным храмом появилась церковь в честь Печерских угодников Феодосия и Антония, куда были привезены частички мощей многих Великих святых. Преемником Филофея стал отец Сергий.
В 1900 году епископ Таврический Николай постановил монастырь сделать женским, а на его основе учредить Епархиальный «Вдовый дом».
В годы Первой мировой войны за монастырскими стенами пребывало отделение № 4 Керченского временного городского лазарета для раненых и больных солдат и офицеров Русской армии, а также школа для девочек-беженок.
В период Гражданской войны на земле монастыря обосновались летчики Русской армии генерала Врангеля. В Катерлезе базировались Первый и Третий белогвардейские авиаотряды.
20 февраля 1921 года Керченский уездный комитет постановил ликвидировать Катерлезский монастырь, а имущество передать детскому приюту, который получил монастырскую прописку. Монахиням разрешили остаться, но при непременном отказе от монашества: им разрешили работать, ухаживать за садом, виноградником. Всех женщин, кто не был готов расстаться со своим обетом, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.
В 1923 году обитель была закрыт, как действующая на территории детского заведения. Однако с закрытием Георгиевской церкви был упразднен и сам детский дом. Жители поселка неоднократно обращались в КрымЦИК с просьбой передать им храм, но безрезультатно.
К 1928 году от монастыря остались одни развалины. Камни, из которых монастырь был сложен, пошли на частное строительство, а также на постройку школы и других муниципальных учреждений. КрымЦИК на запрос Исполнительного комитета РСФСР объяснили этот разгром тем, что местное население могло разграбить закрытую церковь, а потому её пришлось разобрать. При этом уточнялось, что сделано это было по частной инициативе председателя Керченского райисполкома Лбова.
В 1991 году на горе Святого Георгия был установлен семиметровый православный крест.
В 1996 по благословению Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря на земле монастыря стали проводиться первые после его ликвидации богослужения. Под новую церковь и монашеские кельи были выделены два недостроенных здания колхозного ипподрома на месте существовавшей ранее обители.
Первой настоятельницей монастыря стала Матушка Акилина, в миру — Александра Литвиненко, участница Великой Отечественной войны. В 2014 году Матушка Акилина почислена на покой. В сан Игуменьи возведена матушка Феодосия (Ольга Михайленко).
Современное состояние [ править ]
Современная жизнь монастыря продолжается. В 2016-2017 году был достроен гостевой дом, обустроены новые монашеские кельи. Созданы первые паломнические комнаты. Продолжается обустройство территории монастыря и ведутся новые постройки.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 298221, г.Керчь, Ленинский р-н, с. Войково ул. Степная 33
Проезд: Из Симферополя:
Телефон: +7 (978) 779-58-68 (звонки только в рабочее время с 9:00 до 18:00 МСК)
Паломнику [ править ]
Где остановиться [ править ]
Паломническая гостиница рассчитана на 30 человек, в ней есть уютные комнаты на двух, трех или четырех человек. В комнате – вся необходимая мебель – шкаф, тумбочка, стулья и кровати.
На этаже находятся совмещенные санузлы с сантехникой. Просторная трапезная на первом этаже гостиницы предлагает гостям комплексное питание из экологически чистых продуктов.
Находясь на территории подворья, гости могут наслаждаться местными красотами — из окон гостиницы открываются завораживающие виды на море и горы.
Расписание богослужений [ править ]
Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте монастыря.
Керченский монастырь георгия победоносца
Вписываем имена только тех людей, которые участвует в таинствах Церкви, причащается не менее одного раза в год.
Имена поданные в монастырь:
Виды поминовений:
Именной кирпичик
Каждый человек, желающий принять участие в возрождении нашего монастыря – может внести пожертвование на именной кирпичик для строительства Храма в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца! Жертвуя на именной кирпичик, вы указываете имя конкретного человека, о котором будет возноситься молитва о здравии или об упокоении во все дни, пока монастырь будет стоять на этой земле. Одно имя будет написано на одном кирпичике, вложенном в стену Храма. Всего таких кирпичей на первый этап строительства понадобится 39 895 штук, соответственно и имён будет равное количество. Каждому жертвователю, на его электронную почту, автоматически поступит именное свидетельство об участии в возрождении Православного Свято-Георгиевского Катерлезского женского монастыря. Сохраните его в семейном архиве, чтобы Ваши дети, внуки и правнуки знали и помнили, что наш монастырь был возрожден Вашими трудами.
Записка на Литургию (простая)
Записки с именами читаются о здравии и упокоении в алтаре во время литургии без вынимания частиц из просфор.
Записка на Литургию (Проскомидия)
Это самое важное поминовение о живых и усопших. На главном церковном богослужении — Литургии, на её 1-й части — проскомидии, священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении христиан, за которых подавались записки. В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Панихида
Заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после, обычно в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.
Молебен (молебное пение)
Богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за полученные благодеяния.
Неусыпаемая Псалтирь
Непрерывное чтение Псалтири с поминовением на «славах» живых и усопших, совершаемое, обычно, в монастырях. Согласно преданию, родоначальником чтения неусыпаемой Псалтири считается преподобный Александр, первоначальник обители «Неусыпающих» недалеко от реки Евфрат. Святой игумен в своей молитвенной ревности решил устроить в обители ни днем, ни ночью не прекращающееся славословие Господу. Три года преподобный авва молился, чтобы Бог открыл ему, угодно ли Ему будет установление такого монастырского правила. И, по откровению Божию, ввел в обители следующий порядок: все иноки были разделены им на 24 молитвенные стражи. Каждый час сменяясь, день и ночь они пели на два лика святые псалмы, за исключением часов, когда в церкви совершалось Богослужение.
Акафист
Сложное по композиции песнопение, жанр православной церковной гимнографии, прославляющее Господа Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник.
КОНТАКТЫ
Свято-Георгиевский Катерлезский женский монастырь Феодосийская епархия
Настоятельница: Игумения Феодосия
Михайленко Ольга Юрьевна
(для почтовых и денежных переводов)
Катерлезский Свято-Георгиевский общинный женский монастырь в Керчи
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь расположен в селе Войково (ныне именуется Катерлез), что на Керченском полуострове. На территории находится живительный источник целебной воды, обладающей редким химическим составом.
Первоначально этот монастырь позиционировался как приют и место служения для монахов, но из-за распутной жизни последних был преобразован в женскую обитель. Церковный комплекс стал первым, который был закрыт советской властью в 1924 году.
История монастыря
История этого крымского храма берет свое начало в XIX столетии. Предание утверждает, что местный чабан (пастух), ежедневно поднимавшийся на гору для молитвенных песнопений, узрел молодого воина, который изящно восседал на белом жеребце. Очевидец не мог сдвинуться с места, пока образ не растворился, он чрезвычайно испугался происшествия и не сказал о нем никому ни слова. Однако видение повторилось спустя один год, но чабан все равно не стал об этом рассказывать.
На материале видны отпечатки ног святого, а также копыт животного, принадлежащего чудотворцу и защитнику христианства. Монахи утверждают, что остатки этого камня и по сей день творят божественные исцеления.
О чудесах в православии:
Святая гора почитается не только христианскими верующими, но и татарами Козской долины. В одной из легенд Крыма говориться, что в день памяти преподобного Георгия Победоносца коренное население поднимается на вершину и возжигает поминальные свечи.
Дальнейшая судьба обители
Братия была малочисленна, но настоятель Михаил и два почтенных старца исправно служили утрени и вечерни. В литургии им помогал карантинный солдат по имени Флор. Через 11 лет честного управления отца Михаила возвели в чин архимандрита и перевели в бахчисарайский скит.
Новым настоятелем назначили иеромонаха Петра, который первым делом приобрел парчовое одеяние для братии и заказал святую икону Воскресения Спасителя. Вскоре на территории появились одноэтажные дома для монахов. После кончины Петра делами монастыря заведовал отец Филофей.
Тяжелые годы и период возрождения
Большие проблемы у Катерлезского женского монастыря начались с приходом власти советов. Церковный комплекс первым из крымских храмов прекратил свою деятельность. В 1921 г. уездный совет постановил создать на этой территории трудовую колонию. Часть монахинь уехала в находящуюся рядом обитель, других заставили подписать отказные документы.
На территории открыли детский дом, который ликвидировали вместе со всем церковным комплексом в 1924 г. Все здания были разобраны на строительные материалы. Уничтожили храмы, часовни и тот камень, на котором стоял Георгий Победоносец.
Какие еще храмы есть на Крымской земле:
Возрождение началось в 90-х годах, в двух малопригодных для жизни зданиях поселились послушницы под руководством настоятельницы Анилины. Монахини построили печи, запаслись материалами и стали расчищать место для восстановления обители. Вскоре возобновились крестные ходы с иконой святого Георгия, воздвигли часовню.
Христиане надеются, что вскоре восстанет из праха и главный храм обители.
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь имеет красивейшую историю становления. Память о здешних событиях греет сердца праведных христиан, которые могут вдохновиться старинными достопримечательностями и духом святости. В настоящее время послушницы ведут упорные работы по восстановлению некогда грандиозного церковного комплекса.
Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь расположен в Керчи. Он находится на территории села Войково, которое также известно под названием Катерлез. Место, где функционирует женская обитель, вызывает к себе неугасающий интерес. Основание монастыря связано с красивой легендой, которая бережно хранится русскими православными людьми и передается из поколения в поколение.
История появления обители
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь принадлежит к Феодосийской епархии. Датой его основания считается 1857 г. Инициатива создания обители принадлежала архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию Борисову.
Давняя история, связанная с этим святым местом, повествует о следующих событиях:
После таких удивительных событий гора в Крыму, где местным жителям явился неземной юноша, получила имя Святого Георгия и стала особенно почитаемой православными христианами. Вскоре здесь была возведена небольшая часовня. Позже появился храм, который освятили во имя великомученика Георгия. Икона, обнаруженная на горе, хранилась в его стенах.
Адрес: Крым, село Войково, ул. Степная, 33
Координаты GPS: 45.392006, 36.442041
Режим работы: Круглосуточно
Архиепископ Иннокентий всегда хотел построить на месте явления небесного воина женский монастырь. Также он стремился укрепить православную веру на территории Крымского полуострова. Мечта этого человека осуществилась только после его смерти. Так возникла Катерлезская Свято-Георгиевская обитель, которую впереди ожидали очень непростые годы.
Интересный факт! Слово «Катерлез», которым был назван прилегающий к описанной местности поселок, происходит из татарского языка. В переводе на русский оно звучит как «всадник на коне».
Как развивалась женская обитель
В первые годы своего существования Катерлезский монастырь не получал никакой государственной помощи. Его обитатели выживали собственными усилиями. У монастыря имелось около 20 десятин земли, пожертвованной богатым помещиком К. Хамарито, однако ее большая часть была непригодной для посевных работ. Основным доходом, позволяющим святому месту существовать, являлись пожертвования и платные обряды.
В годы Октябрьской революции монастырь переживал самые тяжелые времена. По решению советских властей обитель была ликвидирована, а на ее территории организовали детский приют, которому было передано все монастырское имущество. От инокинь, желающих остаться на прежнем месте и выполнять различные работы, требовалось отказаться от данного Богу обета. Тех, кто противился этому, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь, расположенный в Алуште.
В 1928 г. здание обители было разобрано для строительства школы и других учреждений. После этого от некогда существовавшего монастыря остались только развалины. Восстановление святого места началось лишь в 90-х гг., после распада Советского Союза.
В 1991 г. на горе Святого Георгия установили православный крест высотой 7 метров. С 1996 г. на монастырской земле вновь начали проводить богослужения. Обители было отведено два здания, где ранее функционировал ипподром. Теперь здесь располагалась новая церковь и кельи монашек.
Обязанности настоятельницы после возрождения монастыря исполняла матушка Акилина (мирское имя – Литвиненко Александра), принимавшая участие в Великой Отечественной войне. В 2013 г. в обители находились только три монахини. Сегодня здесь другая игуменья, матушка Феодосия, а количество инокинь увеличилось.
Чем интересен Катерлезский монастырь
Уже много лет в обители находится камень, на котором, по преданию, стоял светлый небесный воин Георгий Победоносец. Он сохранил на себе отпечатки ног святого, а также следы от копыт его верного коня.
В Катерлезском женском монастыре также пребывают частицы мощей нескольких святых:
Кроме всех перечисленных святынь, здесь имеется камень, хранящий капли крови Соловецких мучеников. По территории святого места протекает целебный источник, вода в котором имеет уникальный природный состав.
Современное состояние обители
Работы по восстановлению монастыря по-прежнему продолжаются. Усилиями монахинь и неравнодушных людей здесь появился новый иконостас, храмовый притвор, был выполнен ремонт в трехэтажном монастырском здании.
Обитель располагает гостиницей для паломников, рассчитанной на 30 мест. В ней можно расположиться в одиночестве или в удобной двух-, трех-, четырехместной комнате. На первом этаже находится просторная трапезная, где гостям предлагаются вкуснейшие блюда из натуральных продуктов. С подворья гостиницы удастся насладиться прекрасными горными и морскими пейзажами.
Свято-Георгиевский Катерлезский женский монастырь постоянно принимает поминовения (требы). Каждый православный христианин может подать записку на литургию, неусыпаемую псалтирь, молебен, акафист, панихиду.
Как добраться к святому месту
Доехать до Катерлезской обители из Симферополя можно двумя способами:
Адрес местонахождения Катерлезского Свято-Георгиевского женского монастыря: г. Керчь, Ленинский р-н, с. Войково, ул. Степная, д. 33.