кейс технологии в обучении английскому языку
Статья на тему: «Кейс-технология на уроке английского языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГЛАВА 1. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
1. 1. Теоретические основания к использованию кейс-технологии на уроках английского языка
В связи со становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, современный учитель мыслится как диагност и помощник в развитии личности ученика, использует продуктивные методы активного обучения, осознает потребность в дальнейшем самостоятельном совершенствовании своего профессионального мастерства. Он должен не только идеально владеть предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но и применять в своей работе современные технологии обучения. В настоящее время активно применяются следующие продуктивные приемы, методы и технологии: дискуссия, «мозговой штурм», компьютерные технологии, метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры, кейс-метод и др.
Кейс-метод имеет историю, которая начинается с XVII в., когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их, обучая своих студентов. Родиной современного метода являются США (Школа бизнеса Гарвардского Университета). В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был создан в 1921г. Культурологической основой появления и развития кейс-метода явился принцип «прецедента» или «случая». Данный метод наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесу, а последнее время нашел широкое распространение в изучении математики, истории, иностранных языков и других наук.
«Суть кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальный жизненный случай или ситуацию, описание которой одновременно не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений» [Сурмин, 2002, с.57].
Кейс дает возможность приблизиться к практике встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс-технология является эффективным инструментом обучения, дает возможность работы группы на едином проблемном поле, использования структурированной информации, принципов проблемного обучения, тренировки практических умений, формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции в преподавании английского языка. В ходе работы над кейсом обучающиеся должны: прочитать и проанализировать ситуацию; разобраться в сути проблемы; собрать дополнительную информацию и обобщить ее; предложить возможные решения; выбрать лучшее решение и сделать презентацию.
Обучающиеся анализируют разные виды информации, обобщают ее, обучаются навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Происходит обучение англоязычному общению с одновременным формированием ключевых и специальных компетенций, профессиональных умений и личностных качеств обучающихся.
Преимущество кейс-технологии заключается в том, что он знакомит с реальной жизнью, заставляет углубиться в процесс принятия решений, тренирует остроту реакции на проблемы, дает аналогии, развивает умение вести доказательную полемику, помогает формировать стратегическое мышление.
Безусловно, «кейсом» не является не актуальный и не вызывающий интереса материал (отсутствие загадки, вопроса или противоречия); материал, в котором отсутствует изложение контекста; материал, в котором нет определенных живых элементов: истории, интервью и др.
При разработке кейса следует учитывать следующие шаги:
Определение темы и вопроса исследования.
Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации».
Планирование кейс-исследования, проведение сбора и анализа материала.
Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации.
Описание и редактирование кейса.
Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Для создания кейса необходимо учитывать следующую структуру:
Контекст (значимые данные об окружающих (внешних) факторах, которые помогают понять и интерпретировать кейс).
Случай (это определенная вещь, которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования).
Факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, экспертные мнения, результаты анкетирования, фото и пр.)).
Решения (вариативная часть кейса, которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий).
Предисловие – вводная часть, в которой дается общая информация о кейсе, содержит вызов (небольшое вступление, интригующее читателя). Предисловие может быть в виде резюме, краткого изложения кейса, исходных данных исследования, глоссария терминов, ключевых моментов, формулировки вопросов для исследования, содержания.
Основная часть – контекст, случай, факты и решения.
Послесловие – завершающая часть кейса, которая носит вариативный характер и представляет собой дополнительную информацию (базу данных, приложения, ссылки, библиографию, список контактов).
Различают следующие виды кейсов.
По типу исследовательской стратегии: разведывательный ( exploratory ); описательный ( descriptive ); объяснительный ( explanatory or causal ).
По применению: иллюстративный; исследовательский; учебный; диагностический.
По действующим субъектам кейса: личностные; организационно-институциональные; многосубъектные.
По наличию сюжета: сюжетные; бессюжетные.
По временной последовательности материала: кейсы с естественной временной последовательностью событий; кейсы-воспоминания; прогностические кейсы.
По структуре: структурированные кейсы ( highly structured cases ); неструктурированные кейсы ( unstructured cases ); первооткрывательские кейсы ( ground breaking cases ).
По структурному наполнению: единичный кейс; множественный кейс.
По размеру: полные кейсы (в среднем 20-25 страниц); сжатые кейсы (3-5 страниц); мини-кейсы (1-2 страницы).
По назначению: практические кейсы (данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай); обучающие кейсы (их основная задача – обучение); научно-исследовательские кейсы (ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность).
По способу представления материала: аналитическая справка, отчет, рассказ, эссе, журналистское расследование, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов, совокупность документов и производственных образцов.
Ю.П. Сурмин предлагает следующую классификацию кейсов на основании заложенных в них ситуаций:
В действительности каждый кейс несет в себе обучающую функцию, только степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна.
Успех кейс-технологии зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.
1. 2. Использование кейс-технологии на уроках английского языка
Суть кейс-технологии заключается в решении воображаемых жизненных ситуаций с множеством различных решений.
Воображаемые ситуации – это развёрнутые, усложнённые сценарии, поскольку они поддерживают ролевое взаимодействие на протяжении нескольких эпизодов. Они требуют большого количества участников. Ролевая карточка в «воображаемых ситуациях или симуляциях» предписывает линию поведения и позицию участника коммуникации, подсказывает ему решение проблем. В таких ситуациях усилен элемент проблемности, конфликта между точками зрения, позициями участников.
Эта технология подразумевает широкое обсуждение проблемы «конкретного случая», принятие решения, достижение согласия, обеспечивает реальный контекст для англоязычной речевой (в большей степени – устной) деятельности.
Роль преподавателя заключается в следующем:
направление беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов;
контроль времени работы;
побуждение учащихся отказаться от поверхностного мышления;
вовлечение всех учащихся группы в процессе анализа кейса.
Несомненно, применение кейс-технологии имеет некоторые преимущества и недостатки. Во-первых, это дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся учатся добывать знания самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. Н а уроке обучающиеся думают, анализируют, развивают навыки ведения дискуссии.
Приведем примеры уроков с использованием кейс-технологии.
«День из жизни обычной семьи» (“ One Day in the Life of an Average Family ”) (УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой “ Enjoy English ”, 5 класс. – Обнинск: Титул, 2013.) (Приложение 1).
Кроме этого, мы разработали «Банк полезных фраз для ведения дискуссии и общения» (“ A Useful Language Bank for Communication ”) (Приложение 2).
Методическая разработка на тему: «Применение кейс – технологии при обучении английскому языку»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
» Применение кейс – технологии при
обучении английскому языку».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Сорокина Алина Алексеевна, я учитель английского языка МБОУ «Москакасинская СОШ». Позвольте представить мой мастер-класс.
И для начала я предлагаю настроиться на неформальное общение, создать условия контакта между нами и все-таки немного отдохнуть. Но, одно условие: отдыхать будем все вместе и старательно. Я буду рассказывать вам притчу, а вы будете мне помогать. По ходу повествования я буду показывать движения, а вы повторяйте их вместе со мной.
У ростков раскрываются листочки (руки над головой, ладонями вперёд), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки резко разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце (руки медленно опускаем вдоль туловища ладонями вниз, садимся прямо, выпрямляем спину).
Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей. Молодые питомцы садовника растут (встаем медленно на ноги), улыбаются (улыбнитесь друг другу) и кланяются соседним деревьям, приветствуя их по утрам (поклонитесь в разные стороны). Наступает осень (присаживайтесь на свои места), и каждое растение щедро благодарит садовника своими плодами и новыми семенами (поаплодируйте себе и своим коллегам). ВЫКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ
Это было упражнение на релаксацию. Спасибо, вы прекрасно справились!
Дорогие коллеги! Мы с вами и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства, желания и любви зависит, будут ли будущие урожаи щедрыми. А поскольку я сегодня – садовник перед садовниками, то я очень стараюсь, волнуюсь и тоже хочу получить свой урожай. Может быть, щедрый, а может быть – и не очень. Всё зависит от того, сочтёте ли вы наше занятие интересным и полезным.
Кейсы классифицируются на:
— практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Метод деловой переписки: Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Кейс- технологии делятся на следующие этапы:
Аналитический этап (начало обсуждения кейса).
Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.
Итоговый этап (презентация групповых решений).
Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Я довольно часто применяю этот метод на своих уроках. Особенно уроки в старших классах с применением таких технологий очень эффективны. Недавно на открытом уроки я наглядно продемонстрировала применение этой технологии. Тема урока была « А знаешь ли ты свои права и обязанности? Обучающие рассматривали ситуации из реальной жизни и должны были определить нарушены ли права ребенка или нет согласно законам РФ
Кейс должен отвечать следующим условиям:
наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;
определенная хронология событий, временные рамки,
наличие реальной проблемы, конфликта,
ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;
действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.
Действия учителя во время обсуждения:
В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них.
Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?
В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.
Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы. В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Ситуация: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: «Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.
1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.
2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.
3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.
4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.
5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.
6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на «4” и «5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.
Класс делится на 3 группы – 2 проблемные группы, 1 фокус-группа.
Группа 1 придерживается строго одной точки зрения на проблему, группа 2 – прямо противоположной.
Группы (после индивидуальной работы над кейсом, подготовки собственного выступления по теме в качестве домашнего задания) обсуждают свою точку зрения, выдвигают аргументы в его пользу.
Группы 1 и 2 представляют свое мнение с доказательствами. Фокус-группа отслеживает выступления, выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение.
После индивидуальной работы над кейсом и домашних «заготовок» обучающиеся делятся на пары.
После самостоятельной работы в парах у доски выслушиваются импровизированные споры отдельных пар, остальные обучающиеся слушают, делают конспекты, решают, чьи аргументы были наиболее объективными и убедительными.
Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая адекватность суждений.
Анонимное голосование, выбор победителя спора.
После индивидуальной работы над кейсом обучающиеся делятся на 2 группы и каждая получает домашнее задание – аргументировать определенную точку зрения на проблему, с прямо противоположных сторон.
На уроке группы вынужденно меняют «полюса».
Выступая с аргументами, обучающиеся получают возможность иначе взглянуть на проблему, а также оценить выступления своих одноклассников.
Примеры тематики кейсов: ( старшие классы)
«Компьютерные игры ничему не учат, и молодым людям лучше их избегать. Каково Ваше мнение на этот счет? ( по темам эссе)
Завершающие проектные работы «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению могущих считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор.»
Урок-беседа по темам разделов учебника. Семья. Еда. Хобби. Достопримечательности. Экология и окружающая среда. Компьютерные технологии. Образование. Выбор профессии. Путешествия и многие другие.
Мастер-класс » Применение кейс-технологий на уроках иностранного языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Кейсы классифицируются на:
— практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Метод деловой переписки: Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Кейс- технологии делятся на следующие этапы:
Аналитический этап (начало обсуждения кейса).
Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.
Итоговый этап (презентация групповых решений).
Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Я довольно часто применяю этот метод на своих уроках. Особенно уроки в старших классах с применением таких технологий очень эффективны. Недавно на открытом уроки я наглядно продемонстрировала применение этой технологии. Тема урока была « А знаешь ли ты свои права и обязанности? Обучающие рассматривали ситуации из реальной жизни и должны были определить нарушены ли права ребенка или нет согласно законам РФ
Кейс должен отвечать следующим условиям:
наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;
определенная хронология событий, временные рамки,
наличие реальной проблемы, конфликта,
ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;
действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.
Действия учителя во время обсуждения:
В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них.
Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?
В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.
Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы. В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Ситуация: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: «Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.
1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.
2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.
3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.
4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.
5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.
6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на «4” и «5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.
Класс делится на 3 группы – 2 проблемные группы, 1 фокус-группа.
Группа 1 придерживается строго одной точки зрения на проблему, группа 2 – прямо противоположной.
Группы (после индивидуальной работы над кейсом, подготовки собственного выступления по теме в качестве домашнего задания) обсуждают свою точку зрения, выдвигают аргументы в его пользу.
Группы 1 и 2 представляют свое мнение с доказательствами. Фокус-группа отслеживает выступления, выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение.
После индивидуальной работы над кейсом и домашних «заготовок» обучающиеся делятся на пары.
После самостоятельной работы в парах у доски выслушиваются импровизированные споры отдельных пар, остальные обучающиеся слушают, делают конспекты, решают, чьи аргументы были наиболее объективными и убедительными.
Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая адекватность суждений.
Анонимное голосование, выбор победителя спора.
После индивидуальной работы над кейсом обучающиеся делятся на 2 группы и каждая получает домашнее задание – аргументировать определенную точку зрения на проблему, с прямо противоположных сторон.
На уроке группы вынужденно меняют «полюса».
Выступая с аргументами, обучающиеся получают возможность иначе взглянуть на проблему, а также оценить выступления своих одноклассников.
Примеры тематики кейсов: ( старшие классы)
«Компьютерные игры ничему не учат, и молодым людям лучше их избегать. Каково Ваше мнение на этот счет? ( по темам эссе)
Завершающие проектные работы «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению могущих считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор.»
Примерные ситуации для классов среднего и старшего звена.
Ситуация 1. Вы находитесь в Лондоне и вам нужно позвонить домой. Телефон не соединяет. Вы звоните на телефонную станцию и просите вас соединить.
Ситуация 2. Вы звоните своему другу, но его нет дома. Вы просите его родителей оставить сообщение.
Ситуация З.Вы решили посетить Великобританию. Вы звоните в кассу и заказываете билет.
Ситуация 4. Ваш друг собрался посетить Великобританию. Он вам звонит и спрашивает ваших советов. Вы должны подсказать более удобный вид транспорта, описать погоду и подсказать, что ему лучше надеть.