киево печерский монастырь фото

Киево-Печерская Лавра

Свя­то-Успен­ская Кие­во-Печер­ская Лав­ра. Древ­няя оби­тель Свя­той Руси. Этот мона­стырь был постав­лен по пове­ле­нию Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­вен­ным подви­гом вели­ких подвиж­ни­ков — Анто­ния и Фео­до­сия Кие­во-Печер­ских и иных печер­ских пре­по­доб­ных отцов, о житии и слав­ных подви­гах кото­рых нет нуж­ды писать осо­бо, так как об этом мож­но подроб­но про­честь в их житиях.
Как мона­стырь, Лав­ра извест­на с 1051 года, но молит­вен­ный подвиг пре­по­доб­ных отцов на Киев­ских горах начал­ся намно­го рань­ше. Житие пре­по­доб­но­го Анто­ния повест­ву­ет, что он впер­вые при­шёл на Рус­скую зем­лю с Афо­на при бла­го­вер­ном кня­зе Вла­ди­ми­ре, а зна­чит до 1015 года.
Пре­по­доб­ные отцы копа­ли пеще­ры для молит­вен­но­го уеди­не­ния, но, как ска­зал Гос­подь: “не воз­жи­га­ют све­тиль­ни­ка, что­бы поста­вить его под спу­дом, но на свещ­ни­це, что­бы све­тил всем, кто в доме”.
Пре­по­доб­ные Анто­ний и Фео­до­сий не иска­ли сла­вы, но Гос­подь Сам про­сла­вил их. Так же как и дру­гих Кие­во-Печер­ских святых.
В пеще­рах Кие­во-Печер­ской Лав­ры почи­ва­ют мощи 122 свя­тых (73 в ближ­них пеще­рах и 49 в даль­них). Нигде в мире боль­ше не най­ти столь­ко свя­тых мощей, собран­ных вкупе.
Я рас­ска­жу о сво­ём палом­ни­че­стве в эту древ­нюю обитель.

Итак, май 2016 года.
Как добрать­ся до Кие­ва, думаю писать не сто­ит. Я пред­по­чёл желез­но­до­рож­ный транс­порт. От глав­но­го вок­за­ла (Киев-Пас­са­жир­ский) про­ще все­го доби­рать­ся до Лав­ры таким обра­зом: с вок­за­ла сра­зу на мет­ро, ехать до ст. Арсе­наль­ная. Затем на авто­бу­се 24 или трол­лей­бу­се 38, или марш­рут­ном так­си 470 и 520 до оста­нов­ки “ули­ца Цита­дель­ная” (перед ней будет оста­нов­ка “Кие­во-Печер­ская Лав­ра”, но выхо­дить на ней не нуж­но, если толь­ко Вы не соби­ра­е­тесь пря­мо с сум­ка­ми и чемо­да­на­ми начать посе­ще­ние собо­ров; поэто­му нуж­но дое­хать до сле­ду­ю­щей оста­нов­ки, отту­да бли­же до гостиниц).Стоимость про­ез­да в мет­ро 4 грив­ны, а авто­бу­се, трол­лей­бу­се и марш­рут­ном так­си 3 гривны.

Где остановиться

В Лав­ре на сего­дня (май 2016 г.) есть 3 гости­ни­цы. Бро­ни­ро­вать места сле­ду­ет зара­нее по теле­фо­ну. Здесь инфор­ма­ция о гости­ни­цах и теле­фо­ны для бро­ни­ро­ва­ния: https://lavra.ua/where_to_stay/. Как я уже ска­зал, до гости­ниц бли­же идти от оста­нов­ки ул. Цита­дель­ная. Отсю­да вид­ны вра­та, веду­щие в Ниж­нюю Лав­ру. Нуж­но зай­ти в них и спу­стить­ся вниз по брус­ча­то­му спус­ку до Церк­ви во имя ико­ны Божьей Мате­ри Всех скор­бя­щих Радо­сте. Прой­дя её, повер­нуть направо.
Гости­ни­цы рас­по­ло­же­ны в кор­пу­сах 54, 56 и 58. Я жил в той, кото­рая в кор­пу­се 54, пря­мо напро­тив выше­ука­зан­ной церк­ви. Там име­ют­ся номе­ра 2‑, 3‑, и 4‑местные. 1‑й этаж — муж­ской, 2‑й — жен­ский, 3‑й не пом­ню.:) Сто­и­мость за 1 сут­ки на 1 чело­ве­ка: в 3- и 4‑местном — 130 гри­вен, в 2‑местном — 150 гри­вен. В номе­ре толь­ко всё самое необ­хо­ди­мое: кро­ва­ти и при­кро­ват­ные тум­бы, вешал­ки, стол, чай­ник, чаш­ки. Чисто, уют­но. На эта­же име­ет­ся туа­лет (несколь­ко кабин, рас­по­ло­жен в кон­це кори­до­ра) и душе­вая (тоже несколь­ко кабин но в отдель­ном от туа­ле­та поме­ще­нии). С горя­чей водой про­блем нет.
Если нужен холо­диль­ник, то нуж­но обра­тить­ся к адми­ни­стра­то­ру, он даст ключ от поме­ще­ния, где есть холодильник.
В 56‑м кор­пу­се, насколь­ко я понял усло­вия поху­же немнож­ко. А в 58‑м есть номе­ра повы­шен­ной ком­форт­но­сти, если кому надо.
Бро­ни­ро­ва­ние осу­ществ­ля­ет­ся не более чем на 3 суток. На боль­ший срок не бро­ни­ру­ют. С чем это свя­за­но — не понят­но. Но уже по засе­ле­нии, мож­но попро­сить, что­бы про­дли­ли срок.

Где питаться

На тер­ри­то­рии Лав­ры есть несколь­ко тра­пез­ных. Еда вкус­ная (малень­кая замет­ка: я к пище не при­ве­ред­лив, поэто­му за всех утвер­ждать не ста­ну). Если у вас пост, то мож­но спро­сить, что есть пост­но­го, вам подскажут.
Самое вкус­ное, что я там про­бо­вал, было пирож­ное “Мура­вей­ник”, совсем не пост­ное, но более вкус­но­го пирож­но­го, кажет­ся, я нигде не ел больше.

Сто­и­мость одно­го при­ё­ма пищи, состо­я­ще­го из 1‑го, 2‑го блю­да, гар­ни­ра, сала­та, десер­та и чая варьи­ру­ет­ся в пре­де­лах 80–90 гри­вен. Соот­вет­ствен­но, если аппе­тит уме­рить, то мож­но уло­жить­ся и в 50. Малень­кое неудоб­ство: тра­пез­ные все закры­ва­ют­ся в 19:00, то есть до окон­ча­ния вечер­не­го бого­слу­же­ния. Так что, нуж­но выби­рать, или есть до служ­бы, что неудоб­но, или запа­сать­ся едой, что­бы поесть потом в номере.

Про богослужения

В гости­ни­це в 5:30 утра вас раз­бу­дит звон в коло­коль­чик, что­бы Вы не про­спа­ли к ран­ней Литур­гии. Но, разу­ме­ет­ся, если Вы пла­ни­ру­е­те поспать подоль­ше, то никто вас не повле­чёт “за шиво­рот” в храм.
В Лав­ре совер­ша­ет­ся обыч­но от 2 до 7 (ни разу тако­го коли­че­ства не видел ни в одном мона­сты­ре!) литур­гий в раз­ных хра­мах (нача­ло от 5:30 до 9:00). Под вос­кре­се­нье слу­жит­ся даже 2 все­нощ­ных бде­ния в раз­ных собо­рах (тоже ни разу тако­го не видел). Испо­ведь совер­ша­ет­ся обыч­но и во вре­мя вечер­ней служ­бы и на Литур­гии. Но, толь­ко утром испо­ведь начи­на­ет­ся за 30 минут до чте­ния часов.
Меня очень впе­чат­ли­ло все­нощ­ное бде­ние под вос­кре­се­нье в Успен­ском собо­ре, самом боль­шом собо­ре Лав­ры. Пели 2 хора, анти­фон­но, пооче­ред­но, из-под само­го купо­ла. Очень тор­же­ствен­но и кра­си­во. После служ­бы все жела­ю­щие мог­ли помочь в убор­ке храма:).

Ещё очень впе­чат­ли­ла ран­няя Литур­гия в пеще­рах, то есть в под­зем­ной пещер­ной церк­ви. В Лав­ре вооб­ще 6 пещер­ных Церк­вей. Навер­но так и моли­лись древ­ние хри­сти­ане, в катакомбах.
А сколь­ко в Лав­ре назем­ных хра­мов — я сбил­ся со счёта.

Совер­ша­ют­ся так­же молеб­ны (нуж­но смот­реть рас­пи­са­ние). В церк­ви Живо­нос­ный источ­ник совер­ша­ют­ся молеб­ны с оде­ва­ни­ем шап­ки прп. Мар­ка-гро­бо­ко­па­те­ля, того само­го, кото­рый вос­кре­шал мёртвых.

Пещеры

Пеще­ры — осо­бое место в Лав­ре. Они пред­став­ля­ют собой сеть под­зем­ных лаби­рин­тов, в кото­рых нахо­дят­ся мощи пре­по­доб­ных Кие­во-Печер­ских отцов и под­зем­ные церк­ви. Есть две таких цепоч­ки лаби­рин­тов — Ближ­ние и Даль­ние пеще­ры. Ближ­ние назы­ва­ют Анто­ни­е­вы­ми, а Даль­ние — Фео­до­си­е­вы­ми. Вооб­ще, прп. Анто­ний начал подвиж­ни­че­ство там, где ныне нахо­дят­ся Даль­ние пеще­ры. Но потом, он поста­вил сво­им уче­ни­кам игу­ме­на, прп. Нико­на, и уда­лил­ся в дру­гое место (Ближ­ние пеще­ры). После Нико­на игу­ме­ном был прп. Фео­до­сий. Поэто­му такие назва­ния и закре­пи­лись за эти­ми пеще­ра­ми. Заблу­дить­ся в пеще­рах конеч­но нель­зя: вез­де есть ука­за­те­ли и за посе­ти­те­ля­ми при­смат­ри­ва­ют блю­сти­те­ли пещер. Пеще­ры откры­ты для посе­ще­ния с 9:00 до 16:00, но если слу­жит­ся Литур­гия в Пеще­рах, то откры­ва­ют­ся раньше.
Мед­лен­но про­хо­дя по пеще­рам и при­кла­ды­ва­ясь к Св. мощам, и молит­вен­но обра­ща­ясь к пре­по­доб­ным отцам, пони­ма­ешь и чув­ству­ешь душой, что они, в пря­мом это­го сло­ва, живее всех живых.

Мощей пре­по­доб­ных Анто­ния и Фео­до­сия в пеще­рах не ищи­те, их там нет. Осно­ва­те­ли Лав­ры и настав­ни­ки ино­ков, как при жиз­ни убе­га­ли от люд­ской сла­вы, так и после сво­ей телес­ной смер­ти про­дол­жа­ют делать то же самое. Мощи прп. Анто­ния так и не были обре­те­ны, а об обре­те­нии мощей прп. Фео­до­сия повест­ву­ет прп. Нестор-лето­пи­сец, в “Пове­сти вре­мен­ных лет”. Соглас­но ему, они были обре­те­ны в 1071 г., в их обре­те­нии и сам прп. Нестор при­ни­мал самое непо­сред­ствен­ное уча­стие. Но в ХIII веке, при наше­ствии на Киев Батыя, мощи были спря­та­ны, а потом место их поло­же­ния было забыто.
Тем не менее в Пеще­рах вы може­те посе­тить келии прп. Анто­ния и Фео­до­сия, в кото­рых уста­нов­ле­ны кено­та­фы (сим­во­ли­че­ские гро­бы, в кото­рых нет Св. мощей).

Ещё, в Лав­ре есть два колод­ца, Анто­ни­ев и Фео­до­си­ев. Лавр­ское пре­да­ние гово­рит, что их выко­па­ли сами пре­по­доб­ные. Здесь мож­но набрать воды. Есте­ствен­но, для это­го не нуж­но спус­кать вед­ро на верёв­ке. На месте колод­цев сто­ят часо­вен­ки, а вода из колод­цев пода­ёт­ся насо­сом, и наби­ра­ет­ся с помо­щью обыч­ных кра­нов, выве­ден­ных на внеш­нюю сто­ро­ну часо­вен. Пустые бутыл­ки про­да­ют­ся здесь же.

Немного фото

Про туристов, нацистов и русский язык

Гово­рить о Лав­ре мож­но дол­го. Но, как гово­рит­ся, луч­ше один раз уви­деть. Палом­ни­ков и про­сто тури­стов здесь доволь­но мно­го. Я слы­шал пери­о­ди­че­ски то укра­ин­скую, то рус­скую, то англий­скую, то немец­кую речь. Кста­ти, на тер­ри­то­рии Лав­ры есть воз­мож­ность зака­зать экс­кур­сию, но сколь­ко это сто­ит, не уточнял.
В Кие­ве, вопре­ки стра­шил­кам, кото­рые любят рас­ска­зы­вать СМИ, по-преж­не­му поло­ви­на насе­ле­ния гово­рит по-рус­ски, а дру­гая поло­ви­на, выслу­ша­ет вас по-рус­ски, а затем вполне дру­же­люб­но отве­тит по-укра­ин­ски (про­сто им так удоб­нее, а не пото­му что они над вами хотят поиздеваться:)).
Наци­о­на­ли­сти­че­ские митин­ги… Ну, киев­ляне, кажет­ся, к ним так при­вык­ли, что уже даже не обра­ща­ют вни­ма­ния. Я уж, не знаю, санк­ци­о­ни­ро­ван­ные они, или нет, не вни­кал. На Май­дане Неза­леж­но­сти посто­ян­но кто-нибудь да митин­гу­ет. Обыч­но несколь­ко десят­ков чело­век. Так что они уже про­сто ста­ли частью пей­за­жа. К тому же они ведут себя отно­си­тель­но спо­кой­но, по край­ней мере, если ты про­сто про­хо­дишь мимо.:) Ино­гда слу­ча­ют­ся митин­ги и за пре­де­ла­ми май­да­на. В день мое­го при­ез­да, как раз наци­сты устро­и­ли оче­ред­ное про­пла­чен­ное шоу (до это­го несколь­ко меся­цев всё было более-менее спо­кой­но:)) и я застал его неболь­шой фраг­мент по доро­ге в Лав­ру. В основ­ном, они ста­ра­лись про­из­ве­сти “шумовой“и “дымо­вой” эффект: били в бара­ба­ны, ора­ли во всё гор­ло свои нацист­ские лозун­ги, жгли дымо­вые шаш­ки. Но, по край­ней мере на людей не кида­лись, поли­цей­ское оцеп­ле­ние про­рвать не пыта­лись. Зева­кам было на что посмот­реть. Но мне смот­реть на тол­пу душев­но-боль­ных людей не хоте­лось, и я, помо­лив­шись в серд­це Гос­по­ду, свер­нул на боко­вые ули­цы. Здесь было всё тихо, игра­ли дети, люди шли по сво­им делам. Город жил сво­ей обыч­ной жизнью.
Осталь­ные дни про­шли, с Божьей помо­щью, без происшествий.
Раз­мыш­ле­ния о раз­де­лён­но­сти и раз­но­род­но­сти обще­ства в Кие­ве (и в Укра­ине в целом) выхо­дят за рам­ки этой темы. Так что на этом я и оста­нов­люсь, пожалуй.
А в общем Киев — кра­си­вый древ­ний город. А Лав­ра — это его свет­лый венец.

Небольшое дополнение. Про Святую великомученицу Варвару и раскольников

Свя­тая Лав­ра — не един­ствен­ная свя­ты­ня горо­да Киева. В горо­де так­же нахо­дят­ся свя­тые мощи самой свя­той вели­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры и свя­щен­но­му­че­ни­ка Мака­рия Киев­ско­го. Я очень почи­таю св. вмц. Вар­ва­ру и бук­валь­но неза­дол­го сво­ей поезд­ки в Киев я узнал, что в Кие­ве нахо­дят­ся её св. мощи. Но про­бле­ма ока­за­лась в том, что они (как и мощи сщмч. Мака­рия) нахо­дят­ся во Вла­ди­мир­ском Собо­ре, кото­рый с 90‑х годов ХХ века нахо­дит­ся в руках раскольников.
Тем не менее, меня не поки­да­ло жела­ние помо­лить­ся у свя­тых мощей вмц. Вар­ва­ры и при­ло­жит­ся к ним. Ведь свя­ты­ня не осквер­ня­ет­ся от при­кос­но­ве­ния к ней раскольников.
Я знал, как вести себя, когда нуж­но при­ло­жить­ся к свя­тыне, захва­чен­ной рас­коль­ни­ка­ми, без­бож­ни­ка­ми или ере­ти­ка­ми, но, конеч­но, ещё раз про­кон­суль­ти­ро­вал­ся со свя­щен­ни­ком. Общие сове­ты были таки­ми: кре­стить­ся и кла­нять­ся вхо­дя в собор, не сле­ду­ет, т.к. в нём не совер­ша­ет­ся кано­ни­че­ская Литур­гия. Воз­ле мощей и древ­них икон и фре­сок мож­но молить­ся и кре­стить­ся, при­кла­ды­вать­ся к мощам, нуж­но как обыч­но мы это дела­ем. У рас­коль­ни­ков ниче­го не поку­пать, ни све­чей, ни икон, ниче­го им не жерт­во­вать. Если они будут совер­шать свои “служ­бы” — то их сле­ду­ет пол­но­стью игно­ри­ро­вать, не кре­стить­ся, не пре­кло­нять голо­ву, ну, одним сло­вом никак не участ­во­вать в их молитвах.
Я решил отпра­вить­ся ко св. Вар­ва­ре в вос­кре­се­нье, после того, как побы­вал на Боже­ствен­ной Литур­гии в одном из хра­мов Свя­той Лав­ры и при­ча­стил­ся Свя­тых Тайн.
Вла­ди­мир­ский Собор рас­по­ло­жен на буль­ва­ре Т. Шев­чен­ко, стан­ция мет­ро Уни­вер­си­тет. Соб­ствен­но, заблу­дить­ся там слож­но — выход из мет­ро там один и он ведёт на буль­вар Шев­чен­ко, а Вла­ди­мир­ский Собор отту­да уже виден, так как рас­по­ло­жен очень близ­ко. Выхо­жу из мет­ро и пово­ра­чи­ваю напра­во. И вот он — кра­са­вец-собор, захва­чен­ный рас­коль­ни­ка­ми. Пере­хо­жу доро­гу — и я перед собором.
Людей вокруг доволь­но мно­го. Замед­ляю ход, осмат­ри­ва­юсь поне­мно­гу. Народ совер­шен­но раз­ный и по воз­рас­ту и по полу. Под­ни­ма­юсь по сту­пень­кам. Как это непри­выч­но — вхо­дить в храм без крест­но­го зна­ме­ния. Иду мед­лен­но, но уве­рен­но. В прин­ци­пе, я не смот­рю теле­ви­зи­он­ных стра­ши­лок, и я пони­мал, что ско­рее все­го на меня про­сто никто не обра­тит вни­ма­ния, если я толь­ко сам не нач­ну кри­чать что-либо про­во­ка­ци­он­ное. Но с дру­гой сто­ро­ны, я пони­мал, что если вдруг, вопре­ки моим ожи­да­ни­ям, мне при­дёт­ся с кем-то заго­во­рить, то нуж­но быть пре­дель­но осто­рож­ным, в том смыс­ле, что даже на сло­вах я не дол­жен выра­жать ника­ко­го сочув­ствия расколу.
Я вла­дею укра­ин­ским язы­ком на про­стом раз­го­вор­ном уровне, но, одно дело укра­ин­ский язык, и совсем дру­гое — укра­ин­ский раскол.
Я поло­жил­ся на Гос­по­да, кото­рый ска­зал, что если нам при­дёт­ся сви­де­тель­ство­вать исти­ну, что­бы мы не бес­по­ко­и­лись что и как гово­рить, пото­му что Он Сам даст нам уста пре­муд­рость. К тому же я толь­ко пару часов как при­ча­стил­ся, Гос­подь со мной, всё хорошо.
Вхо­жу в храм. Рас­коль­ни­ки слу­жат “типа водо­свят­ный моле­бен с ака­фи­стом”. Вижу раку с моща­ми св. Вар­ва­ры (спра­ва от цен­траль­но­го нефа) и с моща­ми сщмч. Мака­рия (сле­ва). Иду к Св. Вар­ва­ре. Оче­редь совсем малень­кая, пару чело­век. Я помо­лил­ся св. Вар­ва­ре и достал из сум­ки её икон­ку, пред­ва­ри­тель­но куп­лен­ную в Лав­ре (т.к. поку­пать у рас­коль­ни­ков ниче­го нель­зя). При­ло­жил­ся к свя­тым мощам и при­ло­жил икон­ку. Ото­шёл. Затем схо­дил при­ло­жить­ся к мощам сщмч. Макария.
А затем даже ещё раз вер­нул­ся к св. Вар­ва­ре. Затем посто­ял немно­го у само­го выхо­да, пораз­мыш­лял. Кто они — эти все люди, кото­рые при­шли сюда?
Оче­вид­но, было какое-то коли­че­ство тех, кто захо­дит в храм, что­бы “поста­вить свеч­ку”. Они в любом хра­ме выде­ля­ют­ся. При­шёл, поста­вил свеч­ку и с чув­ством выпол­нен­но­го дол­га ушёл. Совер­шен­но оче­вид­но, что им всё рав­но в каком хра­ме ста­вить свеч­ки: в истин­ной Церк­ви или у рас­коль­ни­ков. Если зав­тра пред­ло­жат поста­вить свеч­ку перед идо­лом… сколь­ко из них заду­ма­ет­ся, что они делают?
“Бог в душе”… Вот к чему оно при­во­дит, это “Бог в душе”. Люди пре­да­ют Хри­сто­ву Цер­ковь и даже не задумываются.
Но есть и дру­гие. Те кто при­шёл сюда молить­ся, кто был после “испо­ве­ди”, и “при­ча­стия”. По ним вид­но, что они более или менее пони­ма­ют о чём служ­ба. Тем более служ­ба у них на понят­ном для них укра­ин­ском, а не на непо­нят­ном цер­ков­но-сла­вян­ском. Лад­но, молит­ва на наци­о­наль­ном язы­ке — это, в целом, не страш­но, ведь боль­шин­ство помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей слу­жат на наци­о­наль­ном язы­ке, кро­ме, пожа­луй, русской.
Но неуже­ли их не сму­ща­ет то, что в хра­ме слу­жат рас­коль­ни­ки, кото­рые разо­рва­ли хитон Хри­сто­вой Церк­ви ради наци­о­наль­ных инте­ре­сов, внес­ли в Тело Хри­сто­во нена­вист­ную рознь мира сего и тем самым отторг­ли себя от пол­но­ты Церк­ви? Неуже­ли всё рав­но, что этот рас­кол не при­зна­ла ни одна помест­ная Цер­ковь?
Выхо­дит, для них даже Таин­ства Церк­ви были про­сто риту­а­лом. Кому-то доста­точ­но про­сто­го риту­а­ла (поста­вить свеч­ку), а кому-то нужен риту­ал послож­нее. Но, полу­ча­ет­ся, что для них Цер­ковь — это все­го лишь риту­ал, ина­че они не пошли бы в раскол.
От таких мыс­лей ста­ло тяже­ло на душе и, помо­лив­шись Гос­по­ду о вра­зум­ле­нии рас­коль­ни­ков, я ушёл.

В тот день я ещё побы­вал в Софий­ском Собо­ре. У нас на Руси с древ­них вре­мён было извест­но три “Софии”, сде­лан­ные по образ­цу Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской. Они рас­по­ло­же­ны в Кие­ве, Полоц­ке и Нов­го­ро­де. Но на сего­дня, насколь­ко мне извест­но, дей­ству­ю­щей явля­ет­ся толь­ко Нов­го­род­ская София.
От Вла­ди­мир­ско­го Собо­ра до Софий­ско­го все­го кило­метр с лиш­ним и это рас­сто­я­ние я решил прой­ти пеш­ком. Имея под рукой кар­ту или нави­га­тор, сори­ен­ти­ро­вать­ся несложно.
Софий­ский Собор, как я уже ска­зал, недей­ству­ю­щий; офи­ци­аль­но явля­ет­ся “Наци­о­наль­ным запо­вед­ни­ком” и нахо­дит­ся в юрис­дик­ции Мини­стер­ства куль­ту­ры Укра­и­ны. За исклю­че­ни­ем одно­го хра­ма, рас­по­ло­жен­но­го рядом, на тер­ри­то­рии собо­ра, но храм тот — раскольничий.
Поэто­му я про­сто побро­дил по тер­ри­то­рии, посмот­рел на зда­ния, на древ­нюю клад­ку, кото­рую спе­ци­аль­но оста­ви­ли без шту­ка­тур­ки, что­бы была вид­на всем желающим,поднялся на коло­коль­ню. Вход на тер­ри­то­рию и коло­коль­ню — плат­ный, кас­сы рас­по­ло­же­ны здесь же, про­да­жу биле­тов осу­ществ­ля­ет Мини­стер­ство куль­ту­ры, по край­ней мере так напи­са­но на билетах.
В этом собо­ре неко­гда молил­ся бла­го­вер­ный князь Яро­слав Муд­рый, а теперь это собор-музей.
Внутрь собо­ра я не захо­дил. По прав­де ска­зать, собо­ры-музеи наве­ва­ют на меня скорб­ные чув­ства. Ведь душа любо­го хра­ма — это Боже­ствен­ная Литур­гия. А тело без души — это, увы, труп. Да, мне конеч­но доро­ги эти собо­ры и в таком виде, как память, но с дру­гой сто­ро­ны, есть что-то невы­но­си­мое в осо­зна­нии их “мёрт­во­сти”, будь то Софий­ский Собор в Кие­ве или Полоц­ке, или “мёрт­вые” собо­ры Мос­ков­ско­го Кремля.
Погу­ляв ещё немно­го по Кие­ву, я вер­нул­ся в Лав­ру и начал гото­вит­ся к отъ­ез­ду, кото­рый был наме­чен на сле­ду­ю­щий день.

Источник

киево печерский монастырь фото. Смотреть фото киево печерский монастырь фото. Смотреть картинку киево печерский монастырь фото. Картинка про киево печерский монастырь фото. Фото киево печерский монастырь фотоmir_mak

Одним погожим летним деньком выдалась поездка в Киев, и по традиции прогулка по Лавре. Хорошо тут, тихо, спокойно, особенно утром, когда туристов еще не особо много.

Киево-Печерская Лавра – небольшой городок. На его территории расположены несколько храмов, гостиница для паломников, множество музеев и выставок, своя хлебопекарня, а также мастерские (иконописная, столярная, свечная, керамическая).

2.

Фрагмент стены древнего храма.

Сейчас в этих пещерах хранятся нетленные мощи Святых и Праведных монахов.

Территория поддерживается в идеальной чистоте и порядке.

Главный храм Лавры – Успенский собор.

На горизонте виднеется левый берег Днепра.

На территории для желающих есть столовая, где подают довольно вкусные, но вегетарианские блюда.

Ход к дальним пещерам.

На территории монастыря есть кладбище. Здесь похоронены в основном военачальники и священнослужители Лавры прошлых столетий.

За забором кладбища открывается вид на статую «Родина-мать» и национальный музей истории Великой Отечественной войны.

В одном из храмов Лавры, на потолке, есть необычная фреска. На ней изображены два ангела. Проходя под ними, с какой стороны не встать, их трубы и лица всегда будут обращены к Вам.

Информация об этом журнале

Если провести линию

Re: Если провести линию

Лапотнику

Re: текст читай, вдумчиво

Re: текст читай, вдумчиво

Edited at 2015-06-22 04:44 pm (UTC)

Источник

Киево-Печерская Лавра

Святая Успенская Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра (Києво-Печерська лавра) – уникальная православная святыня, основанная в 1051 году монахами Антонием и Феодосием. Располагается она в центральном районе украинской столицы, на правом берегу реки Днепр. Вся территория монастыря раскинулась на двух живописных холмах, заняв площадь 30 гектаров. Паломников и туристов более всего привлекают сюда пещеры, с которых и началось строительство этого храмового комплекса. На данный момент Киево-Печерская Лавра включает в себя 41 постройку, среди которых – удивительный собор, стройные колокольни, множество церквей, зданий бытового и светского назначения.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Киево-Печерская Лавра

Основные моменты

Сегодня комплекс разделяют на Верхнюю (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник) и Нижнюю (Украинская Православная Церковь) Лавры; они обе открыты для посещения. С 1990 года ансамбль монастыря включен в список Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО.

Киево-Печерская Лавра отличается потрясающей атмосферой – здесь мало строгости и сдержанности, обычно присущих религиозным местам. Зеленые просторы, залитые солнцем, прогуливающиеся в розарии художники, сияющие купола и сверкающая река у подножья монастыря – вот картина, которая запомнится любому туристу!

Киево-Печерская лавра Панорамный вид

История

В 11 веке на этом месте находился большой лес, куда часто отправлялся для уединенной молитвы священник Иларион из села Берестова, располагавшегося неподалеку. Здесь он выкопал для себя пещеру, в которой собирался жить в аскезе и служении Господу, но, после его назначения митрополитом Киевским в 1051 году, схимническое уединение пришлось оставить. В этот период в столицу прибыл монах Антоний с Афона, ему не понравился уклад местных монастырей, и поэтому он решил поселиться в пещере Илариона.

Киево-Печерская Лавра в 1651 году

Молва о религиозности и святых делах монаха быстро разошлась по окрестностям, что привлекло к нему нескольких учеников. В скором времени их число выросло до двенадцати человек. Вокруг пещеры они смогли построить небольшую церковь и кельи. Игуменом нововозведенного храма стал Варлаам, считающийся первым настоятелем Киево-Печерской Лавры. Антоний, тем временем, отправился на соседний холм, где обустроил новую пещеру. Она стала началом так называемых «ближних» подземных ходов комплекса, а к «дальним» стали относить самую первую его пещеру и кельи учеников.

Постепенно монахи прибывали, и места стало не хватать. В связи с этим было принято решение о строительстве церкви Успения Пресвятой Богородицы, но она уже располагалась на холме. Антоний понимал, что число прихожан и учеников будет только увеличиваться, поэтому он отправился к великому князю Изяславу Ярославовичу, чтобы просить разрешения использовать всю территорию холмов для строительства. Возникший монастырь получил название Печерского, а новым настоятелем стал Феодосий. Активные действия и проповеди монахов были замечены и привлекли многочисленные пожертвования. На собранные по миру средства в 1073 году началось строительство каменного храма, законченное через 16 лет. Несколько веков подряд комплекс развивался как религиозная святыня, но в начале 17 столетия обозначилось новое направление – монастырь стал важным просветительским и образовательным форпостом.

Василий Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры». 1905

В 1616 г. тут была основана типография, где велось активное печатание книг. На её базе Петр Могила основал училище, объединённое с братским, которое стало началом Киево-Могилянской коллегии – первого учебного заведения такого ранга на территории всего государства. С этого момента с Лаврой неизменно были связаны имена великих политических деятелей, писателей, ученых и философов.

В 1688 году, во времена Великой Руины, Киево-Печерская Лавра подчинилась Московскому Патриарху, но через 100 лет в 1786 г. она была переведена обратно под покровительство Киевского Митрополита. В начале 20 века на территории монастыря была организована Государственная историческая библиотека Украины, которая располагается и действует там до сих пор.

Не обошлось в истории Лавры без трагических страниц – она неоднократно переживала пожары различного масштаба, а во время Великой Отечественной войны немецкими солдатами был разграблен и подорван Успенский храм, который восстановили только в 2000 году.

В 1961 г. монастырь был закрыт повторно (первый раз это произошло в 1930 г.) в рамках хрущевской антирелигиозной кампании. В светском статусе он просуществовал вплоть до 1988 г., когда во время празднования 1000-летия крещения Руси Киево-Печерская Лавра вновь открыла двери для монахов и прихожан, а также ей во владение были переданы Дальние пещеры.

Религиозные сооружения

Безусловно, именно строения сакрального назначения составляют большую часть достопримечательностей комплекса «Святая Успенская Киево-Печерская Лавра». Обойти их все за раз вряд ли удастся, но обратить внимание на самые знаковые определенно стоит, даже если вы человек неверующий или принадлежите к иной конфессии.

Успенский собор (ул. Лаврская, 11)

Главным храмом комплекса является Успенский собор – одно из самых древних сооружений Лавры. Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря была заложена в 1073 г. игуменом Феодосием, но он скоропостижно скончался, поэтому снова к строительству приступили только в 1075 году.

Возведение заняло всего 2 года, что было невероятно быстро для столь масштабного здания. Согласно легенде, ширину и длину храма обозначили в 20 и 30 «поясов» – это изделие, выполненное из чистого золота, было подарено монахам варягом Шимоном в честь начала строительства.

Успенский собор Киево-Печерской лавры Восточный фасад (с апсидами) воссозданного Успенского собора

Через несколько лет после окончания работы зодчих приезжие художники из Константинополя оформили церковь мозаиками и фресками на полу и стенах. К сожалению, изображения не сохранились до наших дней.

Великая Печерская церковь являлась уникальным произведением искусства начала 12 века и не имела аналогов не только на Руси, но и в Византии – а значит, почти во всем православном мире. Храм венчался единственным куполом, диаметр которого составлял почти 9 метров, основные нефы были выполнены из мрамора.

Интерьер Успенского собора в процессе создания новых росписей

За всю историю собора ремонтные и реставрационные работы в нем проводились несколько раз. Впервые – после разрушительного нападения половцев, а потом – после землетрясения в начале 13 века. По преданию, в результате этого природного катаклизма храм расступился на четыре части. Через три столетия в соборе были возведены величественный иконостас и несколько часовен.

Успенский собор почти полностью уничтожили взрывом в 1941 году, восстановили его только в 2000 г. Сегодня каждый гость Киево-Печерской Лавры может увидеть в специальной ротонде большой обломок древней стены храма.

До момента разрушения строения в 20 веке в нем насчитывалось более 300 захоронений князей, святых и значимых людей разных эпох. Многие из надгробий представляли большую ценность, поскольку были произведениями искусства знаменитых мастеров.

В современном Успенском соборе попытались восстановить самые первые фрески и узоры, тонкая роспись максимально приближена к оригинальной. Реставрационные работы до сих пор не завершены, но в праздничные дни в храме проводятся священные литургии, а также осуществляются таинства крещения и венчания. На сегодняшний день святыня является местом паломничества большого количества верующих.

Трапезные церковь и палата (ул. Лаврская, 11)

Трапезная церковь 19 века является самым заметным сооружением на всей территории Киево-Печерской Лавры. Ранее на этом месте находилась монастырская столовая, построенная в конце 17 века, но со временем она стала мала для всех служителей Лавры. Сооружение расширили, возведя просторную палату. К новой трапезной присоединили церковь святых Антония и Феодосия Печерских, увенчанную величественным 20-метровым куполом.

Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских

В 1911 году рядом с Трапезным храмом был похоронен Пётр Столыпин. Посетить могилу известного деятеля своей эпохи сегодня может любой желающий.

Церковь и палата пострадали во время войны, но были быстро восстановлены. Сегодня от старого здания сохранились только портал над главным входом, кухня и некоторые фрагменты стен.

С 60-х и до 80-х годов в здании функционировал музей атеизма, затем церковь полностью вернула себе религиозное назначение.

Реставрационные работы в Трапезном храме проводятся по сегодняшний день. Так, в 2012 г. было проведено торжественное освящение креста, который установили над входом.

Большая Лаврская колокольня (ул. Лаврская, 11)

В середине 18 века была возведена Большая Лаврская звонница на тринадцать колоколов. Ее высота составляет 96,5 м, учитывая крест и гранитное основание. Сооружение действительно впечатляющее: при строительстве было использовано 5 млн кирпичей и 20 тыс. тонн извести. Толщина стен первого яруса достигает 8 метров, на покрытие купола понадобилось 3,5 кг сусального золота.

Здание занимает 6 место в списке самых высоких православных звонниц, уступая только сооружениям с длинными шпилями. Два года назад к ее многоголосию добавился еще один колокол.

На сегодняшний день первый ярус Большой Лаврской колокольни реставрируется. Отчасти это связано с небольшим отклонением от вертикальной линии, сейчас оно составляет примерно 62 см.

Несмотря на восстановительные работы, колокольня открыта для посещения, и подняться на нее нужно обязательно – с высоты открывается захватывающий вид на всю Киево-Печерскую Лавру, Днепр, большую часть Киева.

Троицкая Надвратная церковь (ул. Лаврская, 11)

Троицкая Надвратная церковь, главный вход Киевской Лавры, была построена в начале 12 века. Здание ремонтировалось много раз, а в 17 веке было радикально реконструировано, приобретя пышные черты украинского барокко.

Троицкая Надвратная церковь

Внутреннее пространство храма разделено несколькими массивными колоннами. На каждой из стен разместились богатые фрески, изображающие библейские сюжеты. Живопись Надвратной церкви заслуженно является одним из ценнейших памятников украинского монументального искусства, краски по сей день сохранили свою насыщенность и выразительность.

Особое внимание прихожан привлекает деревянный трехъярусный иконостас, украшенный золотом. Деревянные рамы конструкции выполнены в тонкой технике сквозной резьбы. Интерьер церкви дополняет 16-ти свечное паникадило, изготовленное в 1724 году. Вес его составляет 664 кг.

Пещеры Киево-Печерской Лавры (ул. Лаврская, 15)

Подземные ходы Лавры – главная изюминка комплекса – обросли слухами, домыслами, легендами. Говорят, что по ним можно спуститься до самой реки, упоминают о бесшумных тенях, скрывающихся в темных нишах, рассказывают о призраках. Неудивительно, что даже неверующие люди стремятся попасть внутрь с хорошим экскурсоводом. Для православных же монастырские подземелья уже многие века являются целью паломничества.

Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры находятся на глубине около 10-15 м, а тоннели растянулись почти на 400 м. В них располагаются три подземные церкви и две кельи Антония. На сегодняшний день в усыпальницах храмов можно увидеть мощи семидесяти трех святых.

Дальние пещеры (Варяжские)

Дальние пещеры уходят вглубь на 15-20 м, а система коридоров имеет протяженность около 300 м. Под землей действуют три церкви и две кельи Феодосия, располагающиеся в разных частях пещер. При осмотре туристы смогут увидеть сорок девять святых мощей.

В одной из бывших келий дальних тоннелей находятся уникальные мироточивые главы. Выделяемое вещество классифицируют как высокоочищенное масло без каких-либо примесей, а анализ белка показал, что природа мира полностью органическая. С научной точки зрения этот феномен необъясним, что укрепляет веру паломников в чудотворные свойства вещества.

Все мощи размещены в древних деревянных раках, над каждой из них есть табличка с указанием имени и сана, а также икона (большинство из них датируются 19 веком). Сами святые закрыты специальными одеждами, но у некоторых оставлены непокрытыми кисти рук. Так посетители могут сами убедиться, что тела не тлеют.

Карты пещер и полный список святых, чьи мощи расположены в Киево-Печерской Лавре, можно посмотреть на официальном сайте монастыря (http://www.lavra.ua/).

Музеи Киево-Печерской Лавры

Комплекс «Святая Успенская Киево-Печерская Лавра» знаменит не только святынями и храмами – на территории Лавры активно и успешно функционирует несколько музеев и выставок светского характера.

Музей исторических драгоценностей Украины (ул. Лаврская, 21) имеет постоянную экспозицию. Она включает в себя предметы времен древней Руси из золота, серебра, драгоценных камней, а также уникальные артефакты 6-3 веков до нашей эры.

В музее книги и книгопечатания Украины (ул. Лаврская, 21, корпус 9) представлена экспозиция, отражающая всю историю типографского дела от древних времен до сегодняшнего дня. Гости смогут увидеть уникальные рукописные фолианты, раритетные издания и старинную технику для печатания. Все собрание сегодня находится под покровительством ЮНЕСКО.

Музей книги и книгопечатания Украины

Экспозиция музея театрального и музыкального искусства (ул. Лаврская, 21) посвящена истории украинского сценического творчества. На втором этаже туристы смогут увидеть коллекцию музыкальных инструментов и шкатулок.

В музее микроминиатюр (ул. Лаврская, 21) представлена постоянная выставка впечатляющих работ известного во всем мире мастера Николая Сядристого. Объекты экспозиции можно рассмотреть только под увеличением, самые известные из них – подкованная блоха и караван верблюдов в игольном ушке.

Музей микроминиатюр в Киеве

Коллекция музея украинского декоративного искусства (ул. Лаврская, 5, корпус 29) была основана в 1899 году. Сегодня она весьма обширна и включает в себя образцы резьбы и росписи по дереву, вышивку, керамику и т.д.

Также Киево-Печерский заповедник предлагает гостям побывать на художественных и фотовыставках, презентациях книг, конференциях и других интереснейших мероприятиях, которые регулярно проводятся в стенах и на территории комплекса.

Более подробную информацию вы сможете узнать на официальном сайте заповедника (http://www.kplavra.kiev.ua/).

Для туристов

Прогулка по комплексу не грозит быть утомительной. На территории монастыря раскинулся небольшой парк, в котором растут знаменитые розы Киево-Печерской Лавры. Через него проходит длинная аллея, приводящая туристов к святым источникам, из которых можно попить или набрать воды.

Дорога к монастырю

Каждый гость этих мест может насладиться отличным видом на Днепр, комплекс Ближних и Дальних пещер, пасеку, а также Заднепровье. Просторная смотровая площадка находится за трапезной.

Так как на территорию монастыря нельзя приходить со своей едой, для удобства были открыты два кафе. Здешняя кухня предлагает широкий выбор национальных украинских блюд и напитков, некоторые можно взять на вынос. Заведения работают согласно графику всего комплекса и закрыты только 1 января. Также вы сможете посетить магазин, где можно приобрести крестики и книги (обеденный перерыв – 13:00-13:45).

Обязательно надевайте удобную обувь, так как Киево-Печерская Лавра располагается на двух холмах, тут много спусков, подъемов и лестниц, а большинство дорожек выложены брусчаткой. Для посещения храмов следует выглядеть соответствующим образом, поэтому около входа в них любая женщина может взять платок, чтобы покрыть голову или повязать на пояс, скрыв брюки или обнаженные ноги.

Парк у Киево-Печорской Лавры

Нижняя Лавра доступна ежедневно с 6:00 и до конца вечернего богослужения (примерно 20:00), а пещеры принимают туристов с 9:00 до 16:00. Вход на территорию, в храмы и пещеры бесплатный. Лучше начинать осмотр достопримечательностей отсюда, так как Киево-Печерский монастырь зарождался именно в этих местах. Выходной день здесь – воскресенье.

Верхняя Лавра открыта без выходных с 9:00 до 19:00 (осенью и зимой до 18:00), а кассы закрываются за 15 минут до конца рабочего дня. Вход на территорию стоит от 20 гривен для взрослых и детей, видео- и фотосъемка разрешены за отдельную плату.

Туристам предлагаются индивидуальные или групповые экскурсии с гидом, несколько постоянных экспозиций. Для детей регулярно проводятся тематические студии, уроки, игры и квесты. Необходимо сохранять билеты до конца посещения всех объектов комплекса.

Церковь Спаса на Берестове примыкает с севера к Киево-Печерской лавре. Считается частью всего исторического комплекса, несмотря на то, что она находится вне стен лавры

Посетить пещеры Киево-Печерской Лавры можно самостоятельно или в составе группы за небольшую плату. Необходимо помнить, что проходы в пещерах узкие, поэтому людям с клаустрофобией необходимо заранее оценить свои возможности.

В каждый последний понедельник месяца правом бесплатного посещения обладают граждане социально незащищенных слоев населения (при предъявлении документа). Во время совершения богослужения в храме, церковных праздников, в день независимости Украины и день музеев вход бесплатный для всех желающих.

С недавних пор для посетителей комплекса открыт доступ на третий ярус Большой Лавровской колокольни, стоимость входа составляет 40 гривен. Чтобы подняться на самый верх, необходимо преодолеть 374 ступени.

Как добраться до Киево-Печерской Лавры

Наиболее удобным способом добраться до Киево-Печерской Лавры для тех, кто плохо знает город, является метро. «Арсенальная» – ближайшая к Лавре станция – имеет всего один выход, поэтому заблудиться вы точно не сможете. Сразу на поверхности расположена остановка городского транспорта, подойдут маршруты 24, 406, 470, 520.

Пользоваться автобусом необязательно – от метро до входа в комплекс меньше полутора километров, поэтому дойти пешком до цели не составит труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *