киево печерский монастырь история

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

На­хо­дит­ся в Кие­ве (Ук­раи­на).

С конца XI века в монастыре, ставшем крупным церковным и культурным центром (в частности, центром летописания), имевшем значительное влияние на политические процессы в Киевской Руси, подвизались известные церковные писатели (Симон, Поликарп), летописцы (Никон Великий, Не­стор), иконописцы (Алипий, Григорий), врачи (Агапит, Дамиан Целебник). Во 2-й половине XII века печерские настоятели получили титул архимандритов, и, по мнению ряда исследователей, тогда же монастырь стал именоваться лаврой. Однако более устоявшимся является мнение, что этот титул вместе со статусом ставропигии был дарован обители патриархом Константинопольским Иеремией в 1598 году (подтверждён царским указом в 1688 году).

К концу XVIII века Киево-Печерская лавра являлась одним из крупнейших землевладельцев России (ей принадлежали около 200 сёл, 7 местечек). В результате реформы 1786 года лав­ра лишилась не только большинства земельных угодий, но и ставропигиального статуса. С этого времени её священноархимандритом являлся митрополит Киевский, текущие монастырские дела решал наместник. Экономическим подспорьем обители стали проценты с банковских капиталов.

В начале XX века при митрополите Флавиане (Городецком) Киево-Печерская лавра превратилась в крупный культурно-просветительный центр: появились новая библиотека, приходское училище, активизировалась издательская деятельность.

После установления советской власти в лавре был создан Музей культов и быта (1922 год). 29.09.1926 года территория лавры объявлена историко-культурным государственным заповедником с преобразованием её во Всеукраинский музейный городок, объединивший комплекс музеев, библиотек, архивов. В это же время с разрешения властей в Киево-Печерской лавре была учреждена обновленческая община (смотрите Об­нов­лен­че­ст­во).

Иллюстрация:

Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра. Тро­иц­кая над­врат­ная цер­ковь. 1106–08. Фа­сад 1-й пол. 18 в. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.

Источник

Киево-Печерская Лавра (Киев) — история монастыря, святыни с фото и описанием

Киево-Печерская лавра — это древняя и одна из основных святынь православных верующих, уникальный комплекс, у которого нет аналогов во всём мире. Здесь можно увидеть сохранившиеся почти в первозданном виде храмы XI века. Это первый монастырь Киевской Руси. Сейчас каждый год сюда съезжаются тысячи паломников со всей страны и ближнего зарубежья, чтобы посмотреть на мощи святых.

киево печерский монастырь история. Смотреть фото киево печерский монастырь история. Смотреть картинку киево печерский монастырь история. Картинка про киево печерский монастырь история. Фото киево печерский монастырь история

Краткая история

Лавра расположена в южной части Киева на правом берегу Днепра. Комплекс храмов занимает два холма, которые разделены между собой глубокой ложбиной, спускающейся до реки.

В XI веке именно сюда уходил молиться священник Илларион. Он выкопал для себя пещеру. В 1051 году Иллариона избрали митрополитом, поэтому он покинул пещеру. В это же время в город прибыл монах Антоний из Афона (основатель). Ему не понравилось жить в монастырях Киева, поэтому он переехал в пещеру Иллариона.

Вскоре у монаха появились последователи, среди которых был и Феодосий. Когда их количество достигло 12, они построили небольшую церковь и кельи. Антоний решил переехать недалеко от этого места и начал работать над новой пещерой в соседней горе.

киево печерский монастырь история. Смотреть фото киево печерский монастырь история. Смотреть картинку киево печерский монастырь история. Картинка про киево печерский монастырь история. Фото киево печерский монастырь история

Постепенно количество иноков росло, а в пещерах становилось тесно. Они построили церковь Успения Пресвятой Богородицы, после чего число приходящих людей только увеличилось. Игумен Антоний попросил у князя Изяслава занять всю гору над пещерой. В 1062 году построили Печерский монастырь.

Иноки смогли привлечь огромное количество пожертвований. Уже в 1073 году началось строительство каменной церкви.

Основание Киево-Печерского монастыря произошло в 1051 году, но этот комплекс существует и поныне. Сейчас лавру принято подразделять на:

В Нижней до сих пор действует мужской монастырь, и находятся пещеры Киево-Печерской лавры, которые делятся на Ближние и Дальние. Некоторые источники утверждают, что это разветвлённая система пещер, которая даже соединяется с храмами в соседних городах.

Набеги и восстановление монастыря

Монастырь несколько раз подвергался набегам, но его всегда отстраивали заново. Комплекс храмов перенёс:

киево печерский монастырь история. Смотреть фото киево печерский монастырь история. Смотреть картинку киево печерский монастырь история. Картинка про киево печерский монастырь история. Фото киево печерский монастырь история

В 1096 году лавре нанесли большой ущерб половцы, но обитель быстро отстроили. Постепенно пристраивали новые церкви. Феодосий создал приют для хромых, нищих и слепых, на которых тратилось 10% доходов. После переселения братии из пещер сделали усыпальницу для монахов.

В 1240 году Печерская лавра подверглась жестокому разорению во время нашествия монгол. До неё удалось добраться Батыю. Многих послушников убили, только небольшая часть из них успела скрыться. В XIV веке храм был снова открыт, а в 1470 году его восстановили и украсили.

Последний раз монастырь терроризировали в 1483 году. Он был сожжён и ограблен крымским войском, но благодаря большим пожертвованиям обитель быстро оправилась. На тот момент монастырю уже принадлежало около 65 сел и 2 города — Васильков и Радомысль.

Объекты обители

При посещении лавры желательно приобрести карту комплекса и расписание экскурсий и богослужений. Это связано с тем, что на территории находится огромное количество различных сооружений. Кроме Успенского Собора здесь есть:

киево печерский монастырь история. Смотреть фото киево печерский монастырь история. Смотреть картинку киево печерский монастырь история. Картинка про киево печерский монастырь история. Фото киево печерский монастырь история

Также есть магазин лавры, где можно приобрести свечи, молитвенники, сувенирные фото и т. д. Там можно узнать последние новости о монастыре, описание экскурсий, схему прохода (адрес) к конкретному сооружению, где будет проходить служба.

Ближние пещеры также называют Антониевыми, здесь покоятся мощи святых. В Киево-Печерской лавре похоронен главный и первый настоятель Антоний. Именно он основал монастырь.

Здесь находятся три улицы, подземная церковь и трапезная, где принимали пищу монахи. Внутри покоятся мощи 79 святых, в том числе:

В дальних пещерах хранятся мощи 49 святых. Там находится подземная церковь, где похоронен Феодосий.

Верхние и Нижние пещеры являются местом паломничества. Тысячи людей ежегодно приезжают на Украину из других стран ради посещения лавры. Это одно из важнейших мест в православии.

Троицкая надвратная церковь

киево печерский монастырь история. Смотреть фото киево печерский монастырь история. Смотреть картинку киево печерский монастырь история. Картинка про киево печерский монастырь история. Фото киево печерский монастырь история

Крестово-купольный храм был возведен в 1108 году на деньги князя Святослава Давыдовича, который имел в Киеве большой почёт среди горожан. После этого он решил принять постриг и стать преподобным Святошей. Здание до сих пор имеет конструкцию, которая была в XII веке.

В качестве основных стройматериалов для этого храма, как и для других сооружений лавры, использовались камень и квадратный кирпич.

По своей конструкции и внешнему виду монастырь похож на Благовещенскую церковь, возвышающуюся над городом. Сначала был сделан купол в форме полусферы, но в начале XVIII века его заменили на грушеподобный.

На северной стороне сделана каменная пристройка вместо деревянной колокольни. В этот период храм приобрёл новые очертания, которые были характерными для украинского барокко.

Внешний вид церкви часто менялся. В первой половине XVIII века ученики живописной школы разукрасили фасад здания росписями на библейскую тематику. Позолоченный иконостас тоже изготовлен мастерами лавры.

Кельи старцев

киево печерский монастырь история. Смотреть фото киево печерский монастырь история. Смотреть картинку киево печерский монастырь история. Картинка про киево печерский монастырь история. Фото киево печерский монастырь история

После входа в главные ворота гость лавры попадает в аллею, где с двух сторон стоят кельи, в которых жили соборные старцы. Слева расположен корпус № 4, длина которого составляет 140 метров. Справа находится корпус № 3 протяженностью 64 метра. Оба этих сооружения имеют высокую крышу с изломом. Торцевые стороны закрываются красивыми и очень интересными фронтонами, оснащёнными лепным орнаментом и другими декорациями.

Стены разделены пилястрами и профилированными карнизами, разукрашены сандриками. Примерная дата постройки сооружений — 20-е годы XVIII века. Здания в полной мере отображают течения в российской архитектуре тех лет. Каждый из корпусов разделён на кельи, которые служили жилищем для одного старца.

Во времена Великой Отечественной войны корпуса были практически уничтожены. Восстановить кельи удалось только к 1963 году. Сейчас в этих помещениях размещаются выставки. Также на территории присутствует сувенирный магазин под названием «Сувениры».

Успенский собор

киево печерский монастырь история. Смотреть фото киево печерский монастырь история. Смотреть картинку киево печерский монастырь история. Картинка про киево печерский монастырь история. Фото киево печерский монастырь история

Это сооружение считается настоящей жемчужиной древней архитектуры. Во время Великой Отечественной войны Успенский собор, к сожалению, был полностью разрушен. Сейчас можно посмотреть только на оставшиеся руины, которые расположены на центральной площади.

Ещё одним интересным фактом является то, что собор был первым зданием комплекса, сделанным из камня, и занимал основное место в этом многообразном архитектурном ансамбле. Строительство длилось с 1073 по 1077 год. Тогда собор был однобашенным сооружением высотой 43 метра. В 1089 году закончилась работа над расписыванием стен. Кроме греческих мастеров в украшении интерьера принимал участие живописец Алипий. Он обучался в Греции мозаичному делу. В начале XII века к основной постройке добавили Иоанно-Предтеченскую церковь.

киево печерский монастырь история. Смотреть фото киево печерский монастырь история. Смотреть картинку киево печерский монастырь история. Картинка про киево печерский монастырь история. Фото киево печерский монастырь история

Необычные архитектурные решения начали перенимать для строительства храмов и различных сооружений в других городах Киевской Руси. За историю своего существования Успенский собор много раз разрушался, но всё время поднимался из руин.

После большого пожара в 1718 году храм сильно увеличили. Он обрёл семь куполов. Внутри и снаружи был оформлен в стиле барокко, что придавало ему нарядность и торжественность. Росписью интерьера занимался П. Попович со своей группой. На поверхности стен были нанесены различные композиции на темы из Библии. В конце XIX века эту роспись заменили на новую.

Настоящим произведением искусства был деревянный пятиярусный иконостас. На тот момент его высота составляла 22 метра. В Успенском соборе похоронено около 300 известных исторических персон. Среди них П. Могила, П. Беринда, И. Гизель, К. Острожский, П. Румянцев-Задунайский. Также здесь хоронили несколько поколений Долгоруких.

Ковнировский корпус и типография

киево печерский монастырь история. Смотреть фото киево печерский монастырь история. Смотреть картинку киево печерский монастырь история. Картинка про киево печерский монастырь история. Фото киево печерский монастырь история

Недалеко от Успенского собора расположен Ковнировский корпус, привлекающий внимание посетителей своими изысканными фронтонами. Северная его часть раньше использовалась для книжного магазина, а в противоположной находились проскурня и хлебопекарня.

Корпус назвали в честь Степана Ковнира. Это был выдающийся строитель лавровых сооружений. Во время ВОВ здание повредили, но к 1963 году было всё восстановлено. Теперь там находится Музей исторических ценностей.

Вплотную с корпусом стоит типография. Раньше сооружение было сделано из дерева, но на его месте в 1701 году возникло одноэтажное каменное здание. Через 20 лет надстроили второй этаж из дерева.

Типография была основана в 1615 году знаменитым учёным и просветителем Елисеем Плетенецким. С того момента она печатала книги регулярно, а первым выпущенным изданием был «Часослов» — учебник грамоты. Также типография впервые в мире издала церковнославянский словарь на 7 тыс. слов. Там были объяснения и переводы на понятном для обычного человека языке.

Очень популярной в то время считалась книга «Синопсис», в которой была кратко описана история Руси до XVII века. «Синопсис» также использовался в качестве школьного учебника. Эта книга попадала на переиздание более 30 раз. Всего типография за 300 лет произвела около 100 000 экземпляров, которые отличались оригинальными гравюрами, красивым шрифтом и высокохудожественным оформлением.

Во время Второй мировой войны типографию разрушили. Восстановили здание только в 1954 году. Сейчас там располагается Музей книги.

Источник

Киево-Печерская Успенская Лавра

Официальная страница на Church.ua

киево печерский монастырь история. Смотреть фото киево печерский монастырь история. Смотреть картинку киево печерский монастырь история. Картинка про киево печерский монастырь история. Фото киево печерский монастырь история

История

Главные сведения

■ Обитель почитается колыбелью православного монашества на Руси, с кон. XI до сер. XIII вв. была главным среди древнерусских монастырей (впоследствии – среди монастырей Украины).

■ Ныне Лавра – одна из величайших святынь Христианства. В ее пещерах и храмах почивают мощи свыше 120 святых Киево-Печерских XI-XX вв.

Вехи истории

■ История Лавры подробно изложена в многочисленных описаниях и исследованиях – как тех, которые стали общепризнанной классикой лаврской историографии, так и менее известных, но по-своему важных работах. При этом самой читаемой книгой о Лавре был и остается «Киево-Печерский Патерик» – сборник житий древних подвижников обители. Собранный в XIV-XV вв. из произведений домонгольского времени ( XI-XIII вв. ), «Патерик» был первым в древнерусской литературе произведением жанра «отечников» (заимствованного из Византии) и одной из самых популярных книг на Руси. Смена эпох в жизни страны приводила к неоднократным структурным переработкам и дополнениям сборника как в рукописных (XIV-XVI вв.), так и в печатных редакциях (XVII-XXI вв.). Полноценное ознакомление с историей Лавры невозможно без прочтения «Патерика» (не только в распространенной печатной версии на основе редакций XVIII-XIX вв., но и в изданиях переводов рукописной традиции XI-XVI вв.), некоторых классических описаний XIX-ХХ вв. (митрополит Евгений (Болховитинов), протоиерей Петр Лебединцев, протоиерей Феодор Титов) и ряда современных публикаций.

■ Приняв Святое Крещение, Русь постигала Христианство через опыт Византии, где к кон. Х в. сложились основные богослужебные уставы, принципы архитектурного построения храма, традиции иконописи, жанры церковной книжности. Неотъемлемой частью Церкви является монашество, устремленное к высшей мере уподобления Христу. На византийских землях монашество, после «закалки» в пустынях, пришло и в города; на Руси же, напротив, первые документально известные монастыри были городскими, – их содержали князья (первыми оценившие преимущества новой веры), а населяли, по всей вероятности, иноки из Византии, – и лишь в сер. XI в. возникла обитель, созданная не по инициативе князя, пустынная по месту расположения и первоначальному укладу жизни, населенная по преимуществу русичами – Киево-Печерская Лавра.

Источник

Хранительница благочестия

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний о прошлом и настоящем Киево-Печерской Лавры

Киево-Печерская Лавра во все времена была хранительницей высокого монашеского духа и православного благочестия. И именно Лавра стоит у истоков русского монашества. О прошлом и настоящем прославленной обители, о столетиях процветания и тяжких десятилетиях гонений безбожников, о святых, подвижниках и просветителях, связанных с Лаврой, рассказывает митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Церкви.

– Выше Высокопреосвященство, кем и когда была основана Лавра?

– Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году при киевском князе Ярославе Мудром. Основой его явилась пещера неподалеку от села Берестова, которая была выкопана митрополитом Иларионом и впоследствии стала прибежищем преподобного Антония. До этого святой Антоний несколько лет подвизался на Афоне, где и принял монашеский постриг. Вернувшись по благословению духовника на Русь, он пришел в Киев, и скоро слава о его молитвенных подвигах стала широко известна. Со временем вокруг Антония начали собираться ученики. Когда количество братии достигло двенадцати, Антоний поставил им игуменом Варлаама, а сам в 1062 году переселился на соседний холм, где выкопал пещеру. Так возникли пещеры, получившие название Ближних и Дальних. После перевода преподобного Варлаама настоятелем в Свято-Дмитриевский монастырь Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия. К этому времени в монастыре было уже около ста монахов.

По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х годов XI века центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 году, а в Дальних – преподобного Феодосия в 1074 году.

Игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков»

– Несомненно, существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков». Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном».

– В прошлом году мы отмечали 1000-летие написания «Повести временных лет», созданной в стенах обители. Именно в Лавре зародилась и великая русская культура, основой которой послужили церковная литература, зодчество и иконопись. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни монастыря.

– Именно из стен Печерского монастыря вышли первые отечественные богословы, агиографы, иконописцы, гимнографы, книгоиздатели. Здесь зарождались начатки древнерусской литературы, изобразительного искусства, юриспруденции, медицины, педагогики, благотворительности.

Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в просветительской, миссионерской, благотворительной и общественной деятельности. Особенно в древнейший период своего существования она была истинным христианско-просветительским центром, сокровищницей отечественной культуры. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей Руси и за ее пределы.

– После разорения Киева Батыем в 1240 году в жизни Православной Церкви на Юго-Западе Руси наступили нелегкие времена. Как тогда совершали свое служение насельники обители?

– История Киево-Печерского монастыря была частью истории государства. Бедствия и смуты не обходили стороной тихую обитель, всегда отвечавшую на них миссией миротворчества и милосердия. Начиная с 40-х годов ХІІІ века и до начала XV века Печерская обитель вместе с народом претерпела множество бедствий от татаро-монгольских набегов. Не раз подвергавшийся разорению при вражеских набегах, монастырь был обнесен еще в XII веке оборонительными стенами, которые, впрочем, не спасли его от опустошения в 1240 году, когда Киев был взят Батыем. Монголо-татары разрушили монастырскую каменную ограду, ограбили и повредили Великую Успенскую Церковь. Но в это трудное время печерские иноки не покинули свою обитель. А те, которые вынуждены были оставить монастырь, Промыслом Божиим устраивали обители в других уголках Руси. Так возникли Почаевская и Святогорская лавры и некоторые другие монастыри.

Сведения о монастыре, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями. Монахи Печерского монастыря в тяжелые годины несли посильную помощь жителям Киева, кормили голодных из запасов обители, принимали обездоленных, лечили больных, оказывали заботу всем нуждающимся.

– Какова была роль Лавры в «обороне» западных рубежей русского Православия?

– В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью.

В конце XVI – начале XVII веков монастырь пребывал центром противостояния между католической унией и Православной Церковью, в итоге его отстоявшей. Некоторые насельники Печерской обители бежали от притеснений католиков и основывали новые обители. Например, Стефан Махрищский бежал в Москву, впоследствии основал Стефано-Махрищский, Авнежский монастыри.

киево печерский монастырь история. Смотреть фото киево печерский монастырь история. Смотреть картинку киево печерский монастырь история. Картинка про киево печерский монастырь история. Фото киево печерский монастырь история

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 году. Вокруг нее группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них – архимандриты Никифор (Тур), Елисей (Плетенецкий), Памва (Берында), Захария (Копыстенский), Иов (Борецкий), Петр (Могила), Афанасий (Кальнофойский), Иннокентий (Гизель) и многие другие. С именем Елисея (Плетенецкого) связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов» (1616–1617). До середины XVIII века лаврская типография практически не имела конкурентов.

После заключения Переяславского договора Лавре были даны жалованные грамоты, средства, земли и имения

– Как изменилась жизнь Лавры после перехода под покровительство московских государей?

– После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688–1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII – начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители.

– Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре?

– Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

киево печерский монастырь история. Смотреть фото киево печерский монастырь история. Смотреть картинку киево печерский монастырь история. Картинка про киево печерский монастырь история. Фото киево печерский монастырь история

– Расскажите, пожалуйста, о периоде советского разорения. Какова была судьба Лавры в безбожные времена? Когда началось ее возрождение после богоборческого периода?

– За свое почти тысячелетнее существование Печерская обитель пережила не одно гонение, но ни одно из них по тяжести нельзя сравнить с гонениями воинствующих безбожников – советской власти. Вместе с преследованиями за веру на Лавру обрушились голод, тиф и разорение, после чего последовала и ликвидация монастыря. Убийство монахов и священнослужителей в те страшные времена стало почти обыденностью. В 1924 году в своей келье был убит архимандрит Николай (Дробязгин). Без суда и следствия были расстреляны некоторые монахи Лавры и ее скитов. Вскоре многие из числа братии были арестованы и сосланы. Был инсценирован большой процесс епископа Алексия (Готовцева). Одним из самых трагических событий лаврской жизни стало убийство митрополита Владимира (Богоявленского).

Возрождение монастыря началось в конце 1980-х годов. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. В 1988 году была передана территория нынешних Дальних пещер. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом – три мироточивые главы начали источать миро.

На сегодняшний день монастырь расположился на нижней территории Лавры, и мы надеемся, государство будет и в дальнейшем способствовать возвращению святыни ее исконному владельцу.

– Какое повествование из Киево-Печерского патерика является Вашим любимым? Происходят ли чудеса в Лавре в наше время?

– Сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников, несомненно, является кладезем, духовной сокровищницей для каждого православного христианина. Это назидательное чтение еще в юности произвело на меня неизгладимое впечатление и поныне является настольной книгой. Трудно выделить какой-то отдельный сюжет. Все личности духоносных старцев Киево-Печерских, чудеса и события их жизни являются одинаково назидательными и интересными. Помню, как меня поразило чудо преподобного Алипия иконописца, который исцелил прокаженного, замазав его раны красками, которыми писал иконы.

И по сей день в Лавре происходят чудеса

И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница, о чем даже сообщили средства массовой информации. Но важно помнить, что чудеса не совершаются автоматически. Главное – искренняя молитва и крепкая вера, с которыми человек приходит к святыне.

– Кто из святых, прославленных Русской Православной Церковью, учился или преподавал в Киевской духовной академии?

– Среди выпускников Киевской духовной академии такие выдающиеся святители, как Димитрий Ростовский (Туптало), Феодосий Черниговский (Углицкий), Павел и Филофей Тобольские, Иннокентий Херсонский (Борисов). Святитель Иоасаф Белгородский (Горленко) по окончании обучения был пострижен в мантию в Киево-Братском монастыре и принят в число преподавателей академии. Также здесь учились святитель Феофан Затворник (Говоров), преподобный Паисий Величковский и священномученик Владимир (Богоявленский). Собор святых КДА включает в себя 48 имен, более половины из которых – это новомученики и исповедники ХХ века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *