кимильтейский храм в иркутской области
Кимильтейский храм в иркутской области
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По благословению епископа
Саянского и Нижнеудинского Алексия
Местная религиозная организация православный Приход храма Святителя Николая с. Кимильтей Зиминского района Иркутской области Саянской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Почтовый адрес: 665353 с. Кимильтей, ул. Чкалова, 3.
Телефон: 8(395-13) 5-30-23.
Настоятель: протоиерей Владимир Антонов.
Дополнительные сведения:
Согласно историческим сведениям в конце 19-го века в Иркутской губернии было возведено несколько каменных храмов с идентичным объемно-планировочным решением и близким декоративным убранством. Первой в этом ряду стоит Свято-Троицкая церковь Зимы. Построенная в 1880 году, она явилась образцом, на который, обращаясь с прошением о строительстве нового храма, указывали жители села Кимильтей. Достоверно известно, что план и фасад кимильтейского храма составил известный иркутский архитектор В.А.Кудельский. Каменный храм в Кимильтее был возведен за два года. 13 мая 1885 года он был освящен в честь святителя Николая Чудотворца.
Согласно летописи Кимильтея церковь разорили в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны в обезображенном храме располагался зерносклад. В 1951 году в стенах церкви открылся Дом культуры. А в 1991 году заброшенное уже здание по решению сельского схода было возвращено Русской Православной Церкви. Первое богослужение в храме, который вновь обрел святой Престол, совершил священник из Зимы Николай Повальский.
В 2004 году по благословению архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима силами прихода началась реконструкция старинной сельской церкви. Ныне храм снова обрел первозданный вид. 26 апреля 2015 года, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий совершил чин великого освящения возрожденного храма, а также первую в новоосвященном храме Литургию.
Сообщение для использующих чтение с экрана
Внимание: вы используете устаревший браузер! Мы советуем вам обновить программное обеспечение до новой версии или скачать альтернативный браузер: здесь вы можете загрузить последнюю версию Firefox.
Если вы работаете в операционной системе Windows на компьютере с низкой производительностью Midori.
Внимание, ваш браузер устарел и больше не поддерживается. Мы рекомендуем просматривать наш вебсайт в режиме полный доступ.
Поиск
Дополнительное содержание (верхнее)
Авторизация
Дополнительные ресурсы (правая колонка)
Главное содержание
Материалы к истории Кимильтейской Николаевской Церкви
Материалы к истории Кимильтейской Николаевской Церкви
В дополнение к имеющимся сведениям из истории церкви в селе Кимильтей в результате изучения выпусков газеты «Иркутские Епархиальные Ведомости» (ИЕВ) за 1863-1918 годы, собраны материалы, освещающие различные стороны функционирования Церкви и её Прихода в досоветский период.
На Кимильтейский станец в 1743 году переселились 25 семейств, в основном из близлежащих селений Братского острога (11 семей) и Барлуцкой слободы (8 семей). В дальнейшем на станцию периодически прибывали по 1-2 семьи в год, так что на момент Переписи «по ямщицким делам», проведённой по всем почтовым с танциям в 1762 году, на Кимильтейской почтовой станции насчитывалось более 30 дворов с населением около 560 человек.
К той поре окончено устройство Кимильтейской почтовой станции и близлежащих участков тракта, налажена ямщицкая ( почтовая ) гоньба,
и местное население озаботилось обзаведением своей ЦЕРКВИ.
До той поры население Кимильтейской станции было приписано к приходу Успенской церкви в селе Барлукском (в 30 верстах).
(Барлукская Церковь построена в 1719-1723 гг. и долгое время была единственной на огромном пространстве этого края).
Кимильтейская Церковь и её Прихо д
Как отмечают более поздние клировые ведомости,
Кимильтейская церковь была построена в 1770 году на средства прихожан («тщанием прихожан»).
Храм деревянный с престолом, освящённым во имя Святого Николая Чудотворца, первоначально без колокольни. Материалы, размещённые в «Иркутских Епархиальных Ведомостях», дают лишь немногие, отрывочные сведения о причте Кимильтейской церкви первой половины XIX века.
Наиболее значительный след в истории этой церкви оставил священник Василий Андреевич Казанцев, служивший здесь более 30 лет: примерно с середин ы 1850-х до своей смерти в начале 1893 года.
По его инициативе в марте 1867 года учреждается Приходское Попечительство при Кимильтейской церкви, к участию в котором, отец Василий привлекает состоятельных людей из Нижнеудинского купечества, из служащих различных учреждений, размещённых в волостном центре, зажиточных крестьян из селений прихода (волости).
На средства, собранные Попечительством, в 1860-е годы был проведён капитальный ремонт храма, во время которого перестроили паперть, заменили кровли и все здание выкрасили снаружи. Внутри храма поновлён иконостас.
В феврале 1882 г. Приходское Попечительство при Кимильтейской церкви обратилось к Иркутскому архиепископу Вениамину с прошением построить новый каменный храм, в котором, среди прочего, отмечалось желание прихожан иметь храм наподобие нового каменного в селе Зиминском (построена в 1 880 ).
К строительству новой церкви приступили со второй половины 1883 года, и к концу года здание возведено «до карнизов». Продолжившееся в 1884 году строительство каменного храма было завершено к концу года.
После необходимого внутреннего обустройства церковного здания (иконостас с иконами, церковная утварь и прочее), 13 мая 1885 г. Иркутский архиепископ освятил новую церковь во имя Николая Чудотворца. Тогда же, в 1885 году, утверждён новый штат для причта: два священника, дьякон и два псаломщика. Настоятелем прихода Кимильтейской церкви продолжал служить о. Василий Казанцев.
Помимо церковного прихода о. Василий Казанцев в течение 17 лет возглавлял Благочиние 2-го округа Нижнеудинского уезда, т.е. избирался старшим священником над приходами близлежащих церквей. Определением Синода от 28.08.1891 о. Василий Казанцев произведен в Протоиереи. Умер 8 февраля 1893 года и был упокоен на церковном погосте.
В Епархиальном ведомстве для начального обучения детей открыты в приходе Кимильтейской церкви 1-классные Церковно-приходские Школы (с 3-годичным курсом обучения) в селе Кимильтей (1894) и селе Карымском (1896) и Школы Грамоты в 1895 году в деревнях Старо-Перевозской, Листвянской, Харчевской. Последние две школы позже были преобразованы в 1-классные ЦПШ.
Революции 1917 года, последующая Гражданская война и установление Советской власти, привели к известным изменениям в жизни Общества и Церкви.
Судьба Кимильтейской Церкви в Советски й период
Возрождение Церкви в селе Кимильтей
Чудеса кимильтейского храма
Свято-Никольский храм в селе Кимильтей – настоящая достопримечательность не только Зиминского района, но и всей Иркутской области. С ним связано немало исторических событий и чудесных совпадений. Судите сами: первое деревянное здание было построено чуть более 245 лет тому назад. Спустя 110 лет началось строительство белокаменного храма. 125 лет назад – в 1891 году – в нем побывал будущий император России Николай II, а ровно через сто лет после этого заброшенное уже здание по решению сельского схода было возвращено Русской православной церкви. Богоугодное дело ознаменовалось чудесной находкой. Во время реставрационных работ на территории храма был найден клад – серебряные монеты 1812 года.
Свято-Никольская церковь видна сразу, едва поворачиваешь на мост к Кимильтею с центральной автотрассы. Величественное и вместе с тем воздушное строение красоты необыкновенной: купола золотятся на фоне голубого необъятного неба, белокаменные стены возвышаются среди приземистых деревенских построек, а вокруг простираются до горизонта поля и луга. Дух захватывает, когда смотришь, – Россия!
Кажется, такая картина была всегда, но это отнюдь не соответствует истине. Несмотря на то что каменный храм в Кимильтее недавно отметил 130-летие, первоначальный облик он обрел всего 10 лет назад. А история его строительства и вовсе ведет начало с XVIII века.
Директор Кимильтейского краеведческого музея Любовь Тарасенко рассказала, что первая церковь в селе появилась в конце 1770 года. Она была деревянная, простояла 110 лет и начала гнить. К тому времени в Кимильтее был открыт кирпичный завод, и сельчане решили вместо деревянной церкви построить белокаменную. Ее строительство началось в 1883-м и было завершено всего за неполных три года.
– В то время Кимильтей был огромным селом – насчитывал 440 дворов, и каждый должен был сдать 30 яиц в месяц… в качестве строительного материала, – пояснила Любовь Тарасенко. – И это не миф. Действительно, при строительстве церквей для скрепления кирпичей использовали яйцо. Когда церковь реставрировали, я специально ходила и смотрела: между кирпичами четко просматриваются вкрапления яичной скорлупы.
Благодаря строительству Московского тракта, который проходил в то время по селу, Кимильтей в XVIII–XIX веках стремительно развивался. Здесь, если верить историкам, было 26 производственных единиц, в том числе кирпичный и кожевенный заводы и целых восемь кузниц. На месте, где сейчас находится музей, стоял дом купца 1-й гильдии Якова Метелева. Его владелец был очень богат, имел магазины в Иркутске, Томске и Омске. В середине 1891 года будущий царь Николай II, в ту пору еще цесаревич, совершая поездку по Московскому тракту в Китай и Индию, остановился в Кимильтее и провел две ночи в этом доме. Достоверно известно, что цесаревич посещал и Свято-Никольский храм, ежедневно бывая на службах.
Из летописи Кимильтея известно, что возведенная сельчанами каменная церковь была разорена в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны в обезглавленном храме располагался зерносклад, а в начале 50-х годов в нем открыли дом культуры и библиотеку.
В 1991 году заброшенное уже здание по решению сельского схода было возвращено Русской православной церкви. Долгих 15 лет ушли на то, чтобы привести храм в порядок. Главным инициатором восстановления стал отец Владимир, с 1999 года – настоятель Свято-Никольского православного храма. На вопрос, как в то время выглядела церковь, он рассказывает:
– От старинного здания сохранилась только нижняя часть. Она была покрыта двускатной кровлей. В разделенном на два этажа помещении в советское время размещались кинозал и библиотека. При этом выполненные по архитектурному проекту окна оказались замурованными – залиты шлаком, во время перепланировки были сделаны сцена, ложи и кинобудка, а здесь, где мы сейчас с вами разговариваем, размещалась билетная касса.
Здание, признанное памятником архитектуры местного значения, судя по сохранившимся фотографиям, находилось в плачевном состоянии. Отец Владимир вспоминает: на чердаке, где давно и прочно обосновались голуби, за много лет скопился слой птичьего помета толщиной более метра! Только для его вывозки потребовалось пять самосвалов! Удивительно, как потолок не рухнул от такой тяжести. Прохудившаяся крыша протекала, и вода, растворяя голубиные залежи, ядовитыми струйками сочилась по стенам…
Для ремонта только одной кровли, по самым скромным подсчетам, требовалось более полумиллиона рублей. Ни приход, ни сельская администрация такими средствами, разумеется, не располагали, однако работа началась. Уже в процессе, увидев на внутренней кладке кирпичных стен явственно обозначившееся основание купола, священник решил не просто сделать ремонт, а вернуть храму исторический облик. На вопрос, не пугало ли отсутствие средств для осуществления столь грандиозного замысла, настоятель отвечает:
– У одного польского писателя есть фраза: чтобы чего-то достигнуть, нужно не цели выбирать по силам, а силы напрягать в соответствии с большими целями.
– И вы стали напрягаться?
– Нет. Мы стали молиться, – улыбаясь, поправляет отец Владимир. – Строительство храма это, прежде всего, выстраивание отношения к Богу. Не стены строятся, а вера. Не надо думать: вот восстановим храм и начнем молиться. Наоборот: будем молиться – и возродится храм!
В 2004 году по благословению архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима отец Владимир решил приступить к реконструкции старинной сельской церкви. Согласно историческим сведениям в конце XIX века в Иркутской губернии было возведено несколько каменных храмов с идентичным архитектурным решением и близким декоративным убранством. Первой в этом ряду стоит Свято-Троицкая церковь Зимы. Построенная в 1880 году, она стала образцом, на который, обращаясь с прошением о строительстве нового храма, указывали жители села Кимильтей. Достоверно известно, что план и фасад кимильтейского храма составил известный иркутский архитектор Владислав Кудельский. По его же проекту в 1891 году был возведен храм Казанской иконы Божией Матери города Черемхово. Сегодня, к сожалению, ни один из этих архитектурных памятников церковного зодчества не сохранился в своем первозданном виде.
Однако воссоздать облик кимильтейского храма помогла чудесная случайность. Отец Владимир рассказал, как однажды увидел сделанную до революции фотографию Михаило-Архангельского храма села Уян. Ее обнаружили в домашнем архиве жительницы Куйтуна Пелагеи Ивановны Дружининой. На этой фотографии отчетливо было видно церковное здание. Его-то и взяли за образец для реконструкции здания в Кимильтее.
– Когда, разобрав старые полы, стали производить раскопки открывшегося грунта, мы буквально погрузились в прошлое, – вспоминает отец Владимир. – Каждый метр земли в храме и около него был насыщен историей. То и дело мы находили предметы церковной утвари, монетки, гранитные и каменные надгробия, черепа… Нашли даже останки священника в частично сохранившейся рясе. Стало очевидно – здесь когда-то было место захоронения. По традиции в церкви и около нее хоронили людей, достойных блаженной памяти, но эту память в буквальном смысле слова затаптывали в советское время! Наряду с предметами старины в земле были найдены стекло и множество пробок от водочных бутылок.
С кимильтейской церковью связан еще один интересный случай, произошедший лет десять назад. Тогда, при ремонте поселкового водовода, пришлось раскопать часть территории в ограде храма. Экскаваторщики обнаружили еще несколько захоронений. Со всеми полагающимися почестями останки перенесли на местное кладбище и положили в общую могилу. Видимо, в благодарность за это благодеяние Бог послал награду. Вскоре на раскопках нашли небольшой котелок с серебряными монетами 1812 года. Отец Владимир часть клада тогда отдал в музейный фонд, а часть раздал жителям села и строителям. На счастье.
Протоиерей Владимир Антонов: строительство храма это выстраивание отношения к Богу. О Свято-Никольском храме села Кимильтей
Издалека – со всех сторон села Кимильтей – видны сияющие в лучах солнца золотые главки и кресты Свято-Никольского храма. Дивным лебедем в стае галок выделяется белостенное здание среди приземистых деревенских построек. Откуда ни посмотри, оказывается оно в центре пейзажа, и это придает сельской картине особую гармоничность.
И, кажется, так было всегда.
Всегда ли? Несмотря на то, что храм в Кимильтее скоро отметит 130-летие, свой настоящий облик обрел он семь лет назад. О том, как это происходило, сотруднику пресс-службы Саянской епархии Владимиру Невидимову рассказал настоятель Свято-Никольского православного Прихода протоиерей Владимир Антонов.
Из летописи Кимильтея известно, что возведенная сельчанами каменная церковь была разорена в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны в обезглавленном храме располагался зерносклад. В 1951 году в стенах церкви открылся Дом культуры. А в 1991 году заброшенное уже здание по решению сельского схода было возвращено Русской Православной Церкви. Первое богослужение в храме, который вновь обрел святой Престол, освященный во имя святителя Николая, совершил отец Николай (Повальский) из Зимы. Десять лет назад настоятелем Свято-Никольского храма села Кимильтей стал отец Владимир.
– Каким вы увидели храм впервые? – спросил я его.
– От старинного здания сохранилась только нижняя часть, – сказал он. – Она была покрыта двускатной кровлей. В разделенном на два этажа помещении в советское время размещались кинозал и библиотека. При этом выполненные по архитектурному проекту окна оказались замурованными, во время перепланировки были сделаны сцена, ложи и кинобудка.
Здание, некогда признанное памятником архитектуры местного значения, находилось в плачевном состоянии. Один только факт: на чердаке, где давно и прочно обосновались голуби, за много лет скопился такой слой птичьего помета, что для его вывозки потребовалось пять самосвалов. Удивительно, как только державшийся полвека потолок не рухнул от такой тяжести!
Прохудившаяся крыша протекала, и вода, растворяя голубиные залежи, ядовитыми струйками сочилась по стенам… Нужно было делать ремонт кровли. По самым простым подсчетам на это требовалось более полумиллиона рублей. Ни приход, ни сельская администрация такими средствами, конечно, не располагали. Тем не менее, работа началась.
Когда разобрали кровлю и вскрыли потолок, священнику говорили: что вы делаете? Никто не верил, что церковь может быть восстановлена. А отец Владимир, увидев на внутренней кладке кирпичных стен явственно обозначившееся основание купола, решил не просто сделать ремонт, а вернуть храму исторический облик. Что это будет стоить, никто бы в тот момент не просчитал…
– У одного польского писателя есть фраза: чтобы чего-то достигнуть, нужно не цели выбирать по силам, а силы напрягать в соответствии с большими целями, – сказал отец Владимир.
– И вы стали напрягаться?
– Нет. Мы стали молиться.
Это характерная черта православных людей: стремясь к достижению великих целей, они не считают себя способными на подвиг и рассчитывают не на свои силы, а на помощь Божию.
– Строительство храма это, прежде всего, выстраивание отношения к Богу, – заметил отец Владимир. – Не стены строятся, а вера. Не надо думать: вот восстановим храм и начнем молиться. Наоборот: будем молиться, и – возродится храм!
Так в 2004 году по благословению архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима отец Владимир приступил к реконструкции старинной сельской церкви.
Мы беседовали в деревянной, по-деревенски добротной, просторной избе, которая служит трапезной. Во главе стола помещался образ святителя Николая. За окнами – хорошо видимый с любого места – белостенным архитектурным красавцем возвышался Свято-Никольский храм. Каким образом удалось воссоздать его облик?
Согласно историческим сведениям в конце 19-го века в Иркутской губернии было возведено несколько каменных храмов с идентичным объемно-планировочным решением и близким декоративным убранством. Первой в этом ряду стоит Свято-Троицкая церковь Зимы. Построенная в 1880 году, она явилась образцом, на который, обращаясь с прошением о строительстве нового храма, указывали жители села Кимильтей. Достоверно известно, что план и фасад кимильтейского храма составил известный иркутский архитектор В.А.Кудельский. По его же проекту в 1891 году был возведен храм Казанской иконы Божией Матери города Черемхово. К сожалению, ни один из этих архитектурных памятников церковного зодчества не сохранился в своем первозданном виде, а Казанская церковь Черемхово в 1930-е годы была разрушена до основания…
– Однажды мне показали сделанную до революции фотографию Михаило-Архангельского храма села Уян, – рассказал отец Владимир. – Ее обнаружили в домашнем архиве жительницы Куйтуна Пелагеи Ивановны Дружининой. На фотографии отчетливо виден архитектурный облик церковного здания, – его мы и взяли за образец для реконструкции кимильтейской церкви.
По данным истории, которые приводятся в книге И.В.Калининой «Православные храмы Иркутской епархии», строительство каменной церкви в Уяне началось вскоре после освящения храма в селе Кимильтей. И подрядчик у них был один – Е.П.Куклин, зарекомендовавший себя при возведении Свято-Троицкого храма в Зиме. Храм Архангела Михаила в Уяне был освящен в 1889 году. В советское время он был приспособлен под мельницу, а затем под машинотракторную станцию. В настоящее время в стенах церкви находится клуб. Как отмечают специалисты, объемы, пропорции и характер декора сохранившейся части здания имеет много общего со Свято-Никольской и Свято-Троицкой церквями.
Реконструкция храма потребовала большого труда. Но, как ни удивительно, она же привлекла настоящих тружеников. Можно много рассказать о том, как возводилась колокольня, кирпичную кладку которой осуществлял каменщик Александр Лобанов, или о том, какое уникальное в инженерном плане сооружение представляет собой созданный под руководством начальника зиминского строительного предприятия Тагира Рашидовича Непомнящих деревянный купол… Благодаря помощи благотворителей, среди которых есть зиминские и саянские предприниматели, внешний облик Свято-Никольского храма сегодня вполне соответствует тому архитектурному замыслу, с которым создавался первоначальный проект. Этот этап реконструкции завершился колокольным звоном – он впервые огласил сельские просторы в апреле 2008 года. Теперь работы ведутся внутри церкви.
Потянув на себя высокую с железным кольцом дверь, вошел я под своды старинного храма. Каким большим кажется он снаружи, и каким компактным оказывается внутри! Представляется, что пространство церкви обнимает входящих… Сегодня оно – в лесах. От стены к стене протянулись деревянные переходы и подмостки, в глубину высокого купола устремились стройные вышки и головокружительные лестницы… Конструкция впечатляет своим масштабом и красотой правильной геометрии. В храме идет подготовка к шпатлевке стен.
–Для того, чтобы открыть храм для богослужения, нам нужно решить три задачи: выполнить новый иконостас, произвести шпатлевку стен и сделать теплые полы,– говорит отец Владимир.
Иконостас уже в работе. Над ним трудятся иркутские резчики по дереву и один из ведущих иконописцев Приангарья Олег Попов. По словам отца Владимира, новый иконостас решено покрыть сусальным золотом, чтобы он в полной мере соответствовал духу старинного храма.
Большая работ выполнена по устройству пола.
– Когда, разобрав старые полы, мы стали производить раскопки открывшегося грунта, то буквально погрузились в прошлое, – сказал отец Владимир. – Каждый метр земли в храме и около него насыщен историей. Мы находили предметы церковной утвари, монетки, гранитные надгробия и черепа. Очевидно, здесь когда-то было место захоронения. А ведь по традиции в церкви и около нее хоронили людей, достойных блаженной памяти. И вот эту память в буквальном смысле слова затаптывали в советское время! Не случайно наряду с предметами старины в земле находится стекло и множество пробок от водочных бутылок…
Оставив погребенную в земле кимильтейскую старину нетронутой, строители выполнили прочное бетонное основание внутренней части храма. Благодаря специальной конструкции оно оказалось приподнятым над грунтом. На этом основании планируется устроить подогреваемые системой водяного отопления полы из гранитной плитки. Необходимые для этого материалы уже закуплены.
– Главная задача на сегодняшний день – выполнить шпатлевку стен, – сказал отец Владимир. – Сделать эту работу мы хотим с таким расчетом, чтобы впоследствии можно было украсить стены росписью. Мы консультировались со специалистами, и они советовали нам использовать для отделки шпатлевку производства германской фирмы «Alligator». Это качественный материал, который очень хорошо держит краску. С учетом того, что площадь стен в храме составляет 1200 квадратных метров, на его закупку требуется 700 тысяч рублей.
Таких денег у сельского православного прихода нет. Есть надежда на помощь благотворителей. Сбор средств на завершение реконструкции ведется в Саянске и в Зиме.
***
Храм строился на средства простых людей. И вера их была такова, что белокаменное здание, по данным истории, было возведено в селе за три неполных года. Дело воссоздания старинной церкви объединяет верующих людей сегодня. И то, что она поднимается фактически из руин, иногда даже вопреки неблагоприятным для строительства обстоятельствам, и сегодня является чудом веры. Приобщиться к этому чуду может каждый из нас, внеся посильное пожертвование на реконструкцию храма.
– Чудо не в стенах, – говорит отец Владимир, – а в том, что люди, приходя в храм и соприкасаясь с Церковью, преображаются. Только благодаря этому, рационально не объяснимому изменению, при котором для человека раскрывается духовный мир, и происходит строительство храмов. Как говорит Псалмопевец Давид: «Это от Господа, и есть дивно в очах наших»…
Свято-Никольский храм села Кимильтей освящен в 1885 году. С 2004 года силами православного прихода ведется его реставрация. Для завершения работ требуется финансовая помощь. Пожертвования принимаются в самом храме. Кроме того, деньги можно перечислить на банковский счет. Справки по телефону: 8 950 14 28 328 – настоятель храма протоиерей Владимир Владимирович Антонов.
Местная религиозная организация Русской Православной Церкви – православный Приход храма святителя Николая села Кимильтей Зиминского района Иркутской области:
ИНН 3826003522 КПП 382601001
665353, Иркутская область, Зиминский район, с.Кимильтей, ул. Чкалова, 3
ОАО «ВОСТСИБТРАНСКОМБАНК» г. Иркутск
БИК 042520849 кор счет 30101810700000000849