кимляйский александро невский мужской монастырь

Александро-Невский монастырь (Саранск)

Кимляйский Александро-Невский (во имя благоверного великого князя Александра Невского) мужской монастырь на Флегонтовой горе возник в 1870-е как женский, после его возобновления обращен в мужской. Монастырь расположен в Ковылкинском р-не, на левом берегу р. Мокши, при деревне Кимляй и близ крупных сел – мокшанского Волгапина и русского Троицка (бывшего заштатного г. Краснослободского у. Пензенской губ.)

кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть фото кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть картинку кимляйский александро невский мужской монастырь. Картинка про кимляйский александро невский мужской монастырь. Фото кимляйский александро невский мужской монастырь

Содержание

История [ править ]

Кимляйский Александро-Невский (во имя благоверного великого князя Александра Невского) мужской монастырь на Флегонтовой горе возник в 1870-е как женский, после его возобновления обращен в мужской. Монастырь расположен в Ковылкинском р-не, на левом берегу р. Мокши, при деревне Кимляй и близ крупных сел – мокшанского Волгапина и русского Троицка (бывшего заштатного г. Краснослободского у. Пензенской губ.) Обитель возникла на месте отшельнической кельи подвижника Флегонта Дормидонтовича Островского. В своем становлении Александро-Невский монастырь опирался на многие христианские деревенские центры, сложившиеся вокруг Троицка: на с. Большой Азясь (Успенский приход, 2400 чел.), Михайловское (Троицкий приход, 2700 чел.), Сутягино (Архангельский приход, 1400 чел.) После смерти старца Флегонта (12.01.1870) в его келье поселилась богомолка и духовная дочь отшельника Ксения Ермолаевна Ахлестина, жившая вблизи Флегонтовой горы с 1859. Старец незадолго до своей кончины завещал своей лучшей ученице устроить на горе женский монастырь, и обитель трудами Ахлестиной была создана. С весны 1870 по февраль 1909 Ксения Ахлестина неустанно возводила монастырь: на пустом месте она построила два храма, кельи, хозяйственный двор, основала школу, сиротский приют, больницу, построила хутор возле с. Ворона Краснослободского у. К 1875 вокруг Ксении Ермолаевны собралась группа из 30 сестер, и хотя никакого узаконения община в первые годы своего существования не проходила, жизнь сестер строилась по строгим монашеским правилам, списанным с устава Серафимо-Дивеевского монастыря. Основой материального благополучия общины стало решение кимляйских крестьян, постановивших в 1883 отписать в пользу черниц две десятины пашни, смежной с садом, а также передать общине средства в пользу заложенной на Флегонтовой горе Александро-Невской часовни в память об убитом народовольцами царе Александре II. Летом 1885 епископ Пензенский Антоний благословил строительство вместо часовни полноценного храма. В 1889 храм был освящен епископом Пензенсим Василием. Тогда же А. К. Ахлестина приняла постриг с именем Екатерина и была возведена в сан игумении. Следующий пензенский епископ, Павел, дал Ксении Ермолаевне самые широкие полномочия по обустройству и организации общины с тем, чтобы реорганизовать ее в монастырь. 31 августа 1896 Св. Синод специальным постановлением узаконил существование Кимляйской Александро-Невской Флегонтовой женской общины. 25 сентября того же года Пензенская консистория утвердила К. Е. Ахлестину начальницей общины. К началу ХХ в. на Флегонтовой горе подвизались уже до 40 монахинь и более 250 послушниц, земельные владения обители измерялись почти 750 дес. плодородных полей. На рубеже XIX–ХХ вв. на Флегонтовой горе был возведен еще один храм, новый каменный больничный корпус, гостиный двор для многочисленных богомольцев, производственные мастерские, вторая школа – для девочек-сирот, третья школа с интернатом – для крестьянских детей. 20 июня 1901 Св. Синод указом определил: «Женскую общину на Флегонтовой горе в Краснослободском уезде обратить в женский общежительный монастырь с наименованием его Александро-Невским, с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства». Ликвидация всех земель Александро-Невского монастыря произошла осенью 1917 и 17 мая 1918, причем был полностью разгромлен хутор при с. Ворона, разорено образцовое монастырское хозяйство. Постройки монастыря 8 марта 1919 власти передали коммуне-сельхозартели с. Сутягина, располагавшегося далеко от Кимляя, за Большим Азясем: крестьяне Волгапина и Кимляя отказались поднимать руку на обитель, выросшую на их глазах и при их участии. От всего комплекса монастыря, занимавшего площадь более 20 дес., до настоящего времени дошел земляной столп старца Флегонта и полстены одного корпуса.

Современное состояние [ править ]

В 1996 по благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия на Флегонтову гору была отправлена группа монахов во главе с наместником игуменом (ныне архимандритом) Серафимом (Новаковским). Возрождение обители началось с возведения Свято-Георгиевской церкви-часовни на столпе старца Флегонта и строительства небольшого келейного корпуса для братии. В наст. время на Флегонтовой горе подвизаются 6 монахов и 2 послушника. Монастырь имеет подворье в г. Ковылкино.

Источник

Александро-Невский мужской монастырь что на Флегонтовой горе Саранской Епархии РПЦ

Официальный сайт монастыря

кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть фото кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть картинку кимляйский александро невский мужской монастырь. Картинка про кимляйский александро невский мужской монастырь. Фото кимляйский александро невский мужской монастырь

В наше время

Оставшиеся после разрушения корпуса Кимляйского монастыря были приспособлены под детские дома. На территории Александро-Невского монастыря расположился Кимляйский детский дом № 5. Подробных седений за тот период мало. Воспитывались здесь дети от 3 до 7 лет. Известно, что в 40-х годах полложительно зарекомендовала себя старшая его воспитательница Златомрежева А. В послевоенные годы директорами были Шапошникова З.А. и Битейкина А.П. С 1963 по 1983 гг. управляла детским домом Данкина Л.И. При ней колличество детей составляло 108 человек. По достижении семилетнего возраста дети перевозились в Рузаевский детский дом. Туда же перевезены были все воспитанники в 1883 году, когда детский дом закрыли. Два корпуса, доставшиеся в наследие детскому дому, вскоре были полностью разрушены и разворованы. В 1996 году о некогда существавшем монастыре напоминала одна лишь заросшая кустарником четвертая часть игуменского корпуса.

В 1997 году началась новая страница в истории Александро-Невской обители на Флегонтовой горе, но теперь уже мужской. К этому времени уже почти не осталось людей, которые ещё помнили о существовании монастыря. Но святое место пустым не бывает. Настоятель Свято-Серафимовского храма г. Ковылкино протоиерей Олег Букарев и Архимандрит Серафим (Новаковский), в то время находившийся на должности духовника того же храма, заинтересовались разрушенной обителью. Возглавлявший Саранскую Епархию Преосвященнейший Епископ Саранский и Мордовский Варсонофий, посетив Флегонтову гору, благословил возрождение здесь монастыря. Посильная помощь в её возрождении была оказана Юрием Дмитриевичем Тарасовым (на тот момент жителем г. Ковылкино). Так же с большим воодушевлением помогали в расчистке территории прихожане Свято-Серафимовского храма — жители г. Ковылкино и села Порапино. При принятии решения о ходе восстановительных работ было два варианта. Первый — попытаться восстановить половину здания игуменского корпуса, засвидетельствовав тем самым почтение к неусыпным трудам сдесь подвизавшихся когда-то сестер, и тем самым получив от них некую преемственность. Второй — сравнять с землёй оставшиеся руины и начать строить заново. С благословения Правящего Архиерея, выбран был первый вариант. Уже с первых дней восстановительных работ начала собираться и братия монастыря. Пока шли строительные работы на горе, насельники обители проживали в небольшом деревянном домике, на две комнаты, находящемся у подножия горы в деревне Кимляй. Одна его половина (неотапливаемая), служила для совершения богослужений, а во второй (с печным отоплением), находились Наместник с братией. В особо холодное время приходилось совершать богослужение и в жилой части помещения. С лета 1997 года по весну 1998 года левая часть игуменского корпуса была восстановлена, в верхнем этаже которой 03.06.1998 г. Высокопреосвященнейшим Архиепископом Варсонофием был освящен храм во имя Св. блгв. кн. Александра Невского, а на нижнем этаже расположились библиотека, четыре келии, трапезная и кухня. У насельников монастыря появилась возможность переселиться на гору. Появилось небольшое хозяйство. Благодетелями были пожертвованы лошадь и несколько голов рогатого скота. Летом 1999 г. на вершине Флегонтовой горы, месте подвигов старца, Тарасовым Ю.Д. был построен Храм-Часовня и 26 сентября того же года освящен Высокопреосвященнейшим Архиепископом Варсонофием во имя Св. блгв. кн. Георгия Владимирского с награждением строителя Тарасова Ю.Д. медалью кн. Даниила Московского. На доброхотные пожертвования удалось устроить в Александро-Невском домовом храме резной иконостас. Работа по его изготовлению была выполнена мастерами р/п Зубово-Поляна Республики Мордовия. Ими же были изготовлены резные жертвенник, облачение на престол, аналои, гробница и клирос. Жителями окрестных сел возвращены две иконы, писанные матушками в иконописной мастерской обители. Это икона Божией Матери «Взыскание погибших» и Собора Архангела Михаила. В 2004 году работы по благоукрашению Александро-Невского храма монастыря были завершены.

В 2008 году возникла идея построить церковь на месте разрушенного соборного храма обители. За проект был взят уже некогда построенный храм в честь Св. равноап. вел. кн. Ольги г. Железноводска. Архимандрит Серафим (в то время протоиерей Георгий) руководил постройкой данного храма, что явилось ключевым моментом и в выборе проекта для Кимляйского монастыря. Храм планируется освятить в честь Св. прп. Антония Киево-Печерского. Нашлись добрые люди, взявшие на себя реализацию проекта. В 2009 году, с благословения Архиепископа Варсонофия, началось строительство. Была спланирована территория и залит фундамент. В 2010 году было закончено возведение стен храма и начались работы по изготовлению крестов, куполов, барабанов и кровли. В январе 2011 года пять золотых крестов венчали купола нового храма. В 2012 году было закончено оштукатуривание внутренних и наружних стен. Пол храма был выложен керамогранитом, а подпрестолье и панели в иконостас были изготовлены из природного камня. Необычным явился выбор материала для изготовления иконостаса и других принадлежностей храма, а именно кованное железо. Трудами кузнецов г. Ковылкино данная идея получила воплощение. В своей основе храм представляет собой четырехугольник, покрытый четырехскатной крышей и увенчанный пятью главками. Главки состоят из высокого барабана и куполов в форме луковицы. Размер храма 25,8 х 9,6 м. Высота до донца креста составляет 21 м. С востока к церкви примыкает алтарь, а с запада притвор. Обе абсиды шестигранной формы. Фасады церкви украшены красивым карнизом с рядом кокошников. Большие арочные окна и двери церкви обведены несколькими вставленными одна в другую арками. В храме ведутся иконописные работы. К 2014 г. полностью расписан Алтарь. Ведется роспись притвора.

Параллельно со строительством храма велись работы по благоустройству святого источника монастыря, именуемого в народе «Флегонтов». В 2009 году к святому источнику была установлена металлическая лестница со 114 деревянными ступенями. Тогда же был залит фундамент под купальню и поставлен, для этой цели, деревянный сруб. В дальнейшем на купальню была одета крыша из металла и облагорожена плиткой купель.

Осенью 2012 года со стороны алтарной абсиды нового соборного храма, на расстоянии от неё в 20 метрах, началось строительство двухэтажного каменного игуменского корпуса размерами 17,1 х 11,4 метров с цокольным третьим этажом.

В конце декабря 2012 г. произошел пожар в братском корпусе монастыря с домовым храмом в честь св. блгв. кн. Александра Невского, в результате чего корпус полностью сгорел. Удалось спасти церковное имущество, в том числе резной иконостас. До Пасхи 2013 г. братия проживала у жителей д. Кимляй, затем переселилась в новый корпус, строительство которого было начато ранее. В 2014 г. планируется полное завершение его строительства.

В 2014 г. к монастырю был подведен газопровод. Жилой корпус монастыря уже отапливается газом.

В 2014 г. планируется начать работы по восстановлению сгоревшего корпуса с восстановлением в нем, как и прежде, домового храма в честь св. блгв. кн. Александра Невского.

Источник

Александро-Невский мужской монстырь в деревне Кимляй Епархиальные монастыри РПЦ

кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть фото кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть картинку кимляйский александро невский мужской монастырь. Картинка про кимляйский александро невский мужской монастырь. Фото кимляйский александро невский мужской монастырь

История

До своего закрытия Кимляйский Александро-Невский монастырь был женским. Как и саму историю обители нельзя отделить от личности подвижника-столпника Флегонта Островского, так и её начало непосредственно связано с основательницей монастыря игуменией Екатериной (Ахлестиной).

Ксения Ермолаевна Ахлестина происходила из крестьян села Вольная Лашма Наровчатского уезда Пензенской губернии. Родители её были люди благочестивые, строго соблюдали уставы церкви. Особенно отличались они гостеприимством и любовью к странникам и богомольцам. У Ксении Ермолаевны уже в раннем возрасте появилась особенную склонность к уединенной жизни. Рукоделие и молитва были обыкновенным её занятием. На двадцатом году своей жизни Ксения Ермолаевна, вместе с матерью посетила Флегонта Островского, о ком в народе шла молва, как о человеке прозорливом

Высоконравственный облик Островского и его подвиги в духе христианского отшельничества, произвели на Ксению Ермолаевну глубокое впечатление, и она решила как можно чаще посещать его. В продолжение десяти лет она служила ему почти безотлучно. Овдовев, в 1868 году она окончательно поселилась рядом со столпом старца Флегонта. Почувствовав приближение смерти, Островский осенью 1869 года позвал к себе Ксению Ермолаевну и, сообщив ей о своей скорой кончине, завещал устроить на месте его подвигов иноческую обитель.

Храм был деревянным, на каменном фундаменте, без колокольни, с железной крышей. Под церковью были устроены четыре комнаты: трапезная, псалтырня, рухлядная и приемная, а под ними подвал. Построен на доброхотные пожертвования. Генерал-лейтенантом Иваном Андреевичем Араповым было пожертвовано необходимое количество леса, а Краснослободским купцом второй гильдии Иваном Димитриевичем Головым был устроен иконостас. Прочее благоукрашение храма было произведено на средства иных благотворителей. Постоянно священника при церкви не было, службу временно исполнял заштатный священник.

В этом же году община увеличилась ещё на шестнадцать человек. Итого в 1889 году под началом Ксении Ахлестиной проживали 31 девица, средний возраст которых составлял 22 года. В 1889 году на Пензенскую кафедру прибыл преосвященный Епископ Василий (Левитов). Указом Пензенской Духовной Консистории № 8156 от 30 сентября 1889 года община Ксении Ермолаевны была временно приписана к Краснослободскому Успенскому женскому монастырю и состояла под ведеением благочинного монастырей, настоятеля Нижнеломовского Казанского мужского монастыря, архимандрита Гедеона.

20 июня 1901 Св. Синод указом определил: «Женскую общину на Флегонтовой горе в Краснослободском уезде обратить в женский общежительный монастырь с наименованием его Александро-Невским, с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства».

В 1902 году указом Святейшего Синода от 24 апреля за № 1687, монахиня Екатерина 3 июня была возведена в сан игумении Преосвященнейшим Павлом. В этом же году 23 января приняли монашеский постриг еще пять сестер, в том числе Анна Бельская с наричением имени Ангелина, утвержденная указом Консистории за № 41 в должности благочинной. Летом 1910 года в по Пензенской Губернии распространилась эпидемия холеры. Преосвященный Митрофан благословил настоятельницам Нижнеломовского Успенского, Мокшанского Казанского и Кимляйского Александро-Невского женских монастырей, направить своих насельниц в села для ухода за больными. По окончании эпидемии Преосвященнейший Митрофан ходатайствовал перед Священным Синодом о награждении особо отличившихся в деле милосердия.

С разрешения Пензенского Епархиального Начальства от 8 ноября 1912 года за № 18962, в 1913 году к подвальной части Соборного храма, над останками подвижника старца Флегонта, пристроен каменный алтарь, усердием благотворительниц мещанок г. Москвы Марии Тарасовой и Параскевы Васильевой, в увековечение его блаженной памяти; престол которого было решено посвятить имени апостола Флегонта. По реестрам 1918 года в Кимляйском монастыре жили 39 монахинь и 252 послушницы.

Ликвидация всех земель Александро-Невского монастыря произошла в 1918 году. Оставшиеся после разрушения корпуса Кимляйского монастыря были приспособлены под детские дома. На территории Александро-Невского монастыря расположился Кимляйский детский дом № 5. Воспитывались здесь дети от 3 до 7 лет. От всего комплекса монастыря, занимавшего площадь более 20 десятин, до настоящего времени дошел земляной столп старца Флегонта и полстены одного корпуса. В 1996 году о некогда существавшем монастыре напоминала одна лишь заросшая кустарником четвертая часть игуменского корпуса. Возрождение обители началось с возведения Свято-Георгиевской церкви-часовни на столпе старца Флегонта и строительства небольшого келейного корпуса для братии. Летом 1999 г. на вершине Флегонтовой горы, месте подвигов старца, был построен храм-часовня и 26 сентября того же года освящен Высокопреосвященнейшим Архиепископом Варсонофием во имя благоверного князя Георгия Владимирского. В 2004 году были завершены работы по благоукрашению домового Александро-Невского храма монастыря. В 2008 году началось строительство нового храма в честь преподобного Антония Киево-Печерского. Параллельно со строительством храма велись работы по благоустройству святого источника монастыря, именуемого в народе «Флегонтов». В 2009 году к святому источнику была установлена металлическая лестница со 114 деревянными ступенями. Тогда же был залит фундамент под купальню и поставлен, для этой цели, деревянный сруб. В дальнейшем на купальню была одета крыша из металла и облагорожена плиткой купель.

Источник

Флегонтова гора

История рождения, гибели и воскрешения уникальной обители.

кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть фото кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть картинку кимляйский александро невский мужской монастырь. Картинка про кимляйский александро невский мужской монастырь. Фото кимляйский александро невский мужской монастырь

История рождения, гибели и воскрешения уникальной обители.

Много лет об Александро-Невском женском монастыре, который располагался рядом с небольшой ковылкинской деревушкой Кимляем, напоминала лишь чудом сохранившаяся часть каменной стены. Посеревшая от ветра и дождя, обросшая травой и кустарником, она являла собой некий портал между прошлым и будущим, между небом и землей. Очень хрупкий, готовый в любой момент разрушиться и унести в небытие историю жизни и подвига известных по всей Мордовии и далеко за ее пределами подвижников православной веры… Даже самые искушенные краеведы не мечтали вслух, что на этом забытом Богом и людьми месте когда-то вновь зазвенят колокола. Так думали все, кроме одного человека. История рождения, гибели и воскрешения обители — в материале Ольги Старостиной.

Серафим

Уроженец Пятигорска, бывший благочинный Дагестана и Азербайджана о. Серафим (Новаковский) впервые прибыл в Мордовию по приглашению владыки Варсонофия в 1992 году.

В свое время он был награжден Константинопольским патриархатом и митрополитом гор Ливанских Илией.

Уже в 1996-м священник врачевал души в храме Серафима Саровского в Ковылкине, но недолго. От прихожан иеромонах узнал, что возле деревни Кимляя существовал женский монастырь. Сотни паломников из разных сел и городов устремлялись сюда. После революции большевики разрушили обитель. Серафим загорелся идеей восстановить ее, правда, уже в виде мужского монастыря. «Летом 1997 года мы обратились с таким предложением к митрополиту Саранскому и Мордовскому Варсонофию, — рассказывает ученик Новаковского, а ныне наместник обители о. Роман (Невский). — Даже привезли владыку в Кимляй, о котором он раньше ничего не слышал. Варсонофий все осмотрел и благословил наши начинания, при этом дав наказ, чтобы здесь никогда не прерывалась божественная литургия. Мы исполняем это веление уже больше 18 лет…» Так как восстанавливать было нечего, встал вопрос о масштабном строительстве. Но где взять деньги? «Будет воля Божья, средства появятся», — рассуждали первые насельники. Изначально их было трое: сам о. Серафим, о. Роман и первый кимляйский постриженик о. Авель (Костин). «Я был послушником Санаксарского монастыря, — рассказывает он. — О том, что недалеко от родного села хотят возродить скит, узнал случайно, когда приехал к маме. Она тогда уже сильно болела и сказала: «Если уж так хочется монахом быть, иди в Кимляй». Так осенью 1997 года я оказался вместе с батюшками Серафимом и Романом. Жили в селе, в заброшенном здании, где когда-то размещался магазин. В одной части обустроили келью, в другой — домовой храм. Зима была лютая. Дров не хватало. Служили, стоя на бетонном полу, мерзли, а потому сейчас спина ни у меня, ни у Романа не годны. А нам всего по 40 лет».

кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть фото кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть картинку кимляйский александро невский мужской монастырь. Картинка про кимляйский александро невский мужской монастырь. Фото кимляйский александро невский мужской монастырьСерафим Новаковский приложил немало усилий для возрождения святой обители

Вопреки всем ожиданиям и надеждам первые благодетели появились сразу после появления монахов в Кимляе. Возрождение обители началось со Свято-Георгиевской церкви-часовни, которую поставили на земляной горе, в народе именуемой «флегонтовой». Затем началось возведение небольшого корпуса для братии. В марте 1998-го он уже стоял под крышей. «Батюшка Серафим сразу туда перебрался, но нас с собой не взял, — рассказывает о. Роман. — Боялся, что заболеем. Тогда в корпусе не было ни отопления, ни окон, ни дверей. Пустые проемы он завешивал одеялами. Так и жил, молился. Мы к нему перебрались уже на Пасху…»

кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть фото кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть картинку кимляйский александро невский мужской монастырь. Картинка про кимляйский александро невский мужской монастырь. Фото кимляйский александро невский мужской монастырь

кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть фото кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть картинку кимляйский александро невский мужской монастырь. Картинка про кимляйский александро невский мужской монастырь. Фото кимляйский александро невский мужской монастырь

Вскоре на первом этаже здания разместились библиотека, трапезная, кухня и четыре кельи. На втором — домовой храм Александра Невского, что не случайно. Практически на этом же месте некогда стояла деревянная церковь во имя этого святого, которая стала первой в Кимляе, отстроенной сестрами осенью 1889 года. Но на этом восстановление обители неожиданно остановилось. На долгие 10 лет. Лишь в 2008 году в монастыре появился молодой человек из Саранска. Приехал с друзьями на службу. Потом еще раз и еще… После чего неожиданно предложил о. Серафиму: «Давайте что-нибудь построим». Уже в следующем году на месте разрушенного соборного храма начали расти стены нового — во имя Антония Киево-Печерского. Проект стал копией церкви Святой Равноапостольной княгини Ольги в Железноводске, которая возводилась по инициативе Серафима Новаковского еще в начале 1980-х. В январе 2011 года Кимляйский Александро-Невский мужской монастырь «заискрил» пятью золотыми куполами. Параллельно строился игуменский корпус. Казалось, жизнь в обители снова забурлила. К ней потянулись паломники, несмотря на практически полное отсутствие дороги: имеющуюся грунтовку, щедро сдобренную ямами и ухабами, то заметало, то размывало. Но в декабре 2012 года судьба преподнесла братии очередное испытание. «Трудник положил сушиться на печь дрова, которые неожиданно загорелись, — вспоминает о. Авель. — Пламя охватило весь жилой корпус и домовой храм. К счастью, удалось спасти иконостас и утварь. Новые кельи к тому времени были еще не готовы. Пришлось вновь идти в деревню, в которой тогда уже из местного населения почти никого не осталось. Поселились в двух небольших домиках. Вместе с тремя трудниками нас было шестеро». И снова холодная зима в полуразвалившихся избушках, жуткий мороз и огромные сугробы. Возвращение в обитель во второй раз произошло опять в Светлое Христово Воскресение. Последующие два года прошли в заботах о внутреннем убранстве храма. Каждую деталь в нем продумывал сам о. Серафим, который питал любовь ко всему необычному. В итоге иконостас был заказан из кованого железа, на стенах появились изображения людей и святых, каким-то образом соприкасавшихся с жизнью обители… В 2014-м игумен монастыря уже не смог сопротивляться болезням. Последовал год скитаний по больницам. «Все равно не проживу больше, чем Бог отписал», — улыбался врачам о. Серафим. Его не стало 30 ноября 2015 года. Похоронен, как и завещал, в усыпальнице монастырского храма. «Вырыть могилу и обложить кирпичом он попросил еще за два года до смерти, — говорит о. Авель. — Хотел, чтоб положили его в самый простой гроб. Но мы ослушались, решили заказать современный, красивый. И что вы думаете? Начали класть батюшку, а митра (головной убор высшего духовенства — «С») не помещается. Так и пришлось в течение дня делать другой гроб…» «Главное, чему меня научил о. Серафим — любить и прощать», — признается Роман Невский. Сейчас он продолжает дело духовного отца. Планов много: закончить роспись храма, восстановить сгоревший корпус, обнести обитель забором, договориться наконец-то с местными властями о строительстве дороги и перенести Свято-Георгиевскую часовню с земляного столпа, который стал осыпаться. На этом месте будет небольшой сруб. С подобного ему когда-то и началась история кимляйского монастыря…

Флегонт

В деревянной келье на рукотворной земляной горе недалеко от Кимляя в 1856 году поселился сын дьакона соседнего села Волгапино Флегонт Островский. Он долго и упорно шел к судьбе отшельника. С детства привлекал внимание окружающих своей любовью к уединению и чтению книг, а потому нередко был объектом насмешек. Особенно жестоко над ним издевались «товарищи» по Ломовскому духовному училищу. Флегонт терпел злые шутки и побои, впрочем, так же как и нужду, которая заставляла выходить на улицу и просить милостыню. С трудом, но образование сын дьякона получил и даже поступил в Пензенскую семинарию. Правда окончить ее не смог: сильно заболел и был вынужден вернуться домой. Сначала помогал родителям вести домашнее хозяйство, а потом стараниями отца поступил на службу в Пензенский земский суд. Но новая должность будущего отшельника совсем не радовала. В свободное от работы время он ходил в Николаевскую церковь, где чуть позже стал чтецом. В сентябре 1848 года Островский вышел в отставку по собственному желанию, чтобы посвятить себя служению Богу. Родные такого порыва не оценили. Обвиненный в сумасбродстве, Флегонт искал уединения. Однажды даже вырыл для себя недалеко от Кимляя пещеру, но местные жители скоро ее обнаружили и подняли отшельника на смех. От людских осуждающих глаз пришлось бежать в Саров. Чем там занимался Флегонт и где жил, неизвестно. Домой вернулся в 1850-м. Попросил у родителей благословение на странствие и двинулся в путь. Обошел монастыри Сарова, Дивеева, Мурома, Владимира, Суздаля, Ярославля, Москвы, Курска и Воронежа… Поклонившись многим православным святыням, вновь возвратился в Кимляй. Стал упрашивать отца, чтобы разрешил поселиться в отшельнической келье недалеко от дома. Но тот был непреклонен. Не желал старший Островский вновь терпеть насмешки от прихожан и посоветовал сыну подвизаться в Бузулукской обители. Флегонт двинулся в путь.

кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть фото кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть картинку кимляйский александро невский мужской монастырь. Картинка про кимляйский александро невский мужской монастырь. Фото кимляйский александро невский мужской монастырьНесмотря на все усилия советской власти, память об отшельнике Флегонте долго жила в народе…

В дороге неожиданно понял, что не хочет быть монахом: у него иное предназначение. Поселился в землянке, вырытой им на вершине горы близ монастыря. Вскоре к подвижнику потянулись страждущие, что очень не понравилось местной братии. Она донесла архиерею о том, что Флегонт без позволения принимает посетителей… В 1856 году Островский снова появился в Кимляе, но уже с твердой уверенностью, что родные края больше не покинет.

Недалеко от деревни расчистил от зарослей небольшую поляну и начал насыпать на ней земляной холм. Вскоре к работе подключились местные крестьяне. «Говорят, что даже дети помогали возводить столп, — рассказывает о. Авель (Костин). — Флегонт одаривал их конфетами. Хотя, по воспоминаниям современников, был суровым человеком».

На вершине горы подвижнику поставили маленький сруб с одним небольшим окошечком. В нем он прожил семь лет, а затем на пожертвования возвел над своей кельей второй этаж. В декабре 1870 года Флегонт Островский тяжело заболел и умер. После долгих споров отшельника было решено похоронить при Иоанно-Богословской церкви Троицка.

Рождение

Флегонтова гора пустовала недолго. Почти сразу после смерти отшельника, в келье поселилась Ксения Ахлестина — крестьянка из пензенского села Вольной Лашмы. Впервые она приехала в Кимляй 19-летней девушкой вместе с матерью, услышав о прозорливце Флегонте. Потом постоянно его навещала. Овдовев в 1868 году, поселилась рядом со столпом. Заняв место Островского, организовала домашнюю школу для крестьянских детей. Этим и зарабатывала на жизнь. Некоторые воспитанницы Ахлестиной вскоре остались с ней. Появилась необходимость в дополнительном жилье. Первый корпус для насельниц горы благотворители возвели в 1874 году. Через 15 лет, когда уже официально признанная женская община насчитывала 16 человек, рядом с жилым корпусом «выросла» церковь Александра Невского, освященная лично архимандритом Гедеоном. Ксения была пострижена в монахини под именем Екатерина. При ней строительство обители быстро пошло в гору. Общине дарили и жертвовали сотни десятин земли и деньги. Стараниями настоятельницы вскоре появились пятиглавый соборный храм, три двухэтажных жилых корпуса, несколько деревянных флигелей, амбар, погреб, баня, дом для священника, прачечная и сараи.

кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть фото кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть картинку кимляйский александро невский мужской монастырь. Картинка про кимляйский александро невский мужской монастырь. Фото кимляйский александро невский мужской монастырьСудьба игуменьи Варвары так и осталаось неизвестной

В 1901 году, когда гору населяли больше ста человек, по ходатайству епископа Пензенского и Саранского Павла (Вельчинского) община стала Александро-Невским женским монастырем. В обитель потянулось еще больше паломников. Росли доходы. На собранные пожертвования игуменья Екатерина основала школу, сиротский приют, больницу, построила хутор возле села Ворона Краснослободского уезда… О перенесении праха отшельника Флегонта из Троицка в обитель задумались уже после смерти игуменьи — в 1909 году. Инициатива принадлежала его почитателям. После длительных проверок и сбора информации епархиальный совет постановил: «Принимая во внимание, что старец Флегонт Островский, похороненный 40 лет тому назад при Иоанно-Богословской церкви заштатного города Троицка, доселе пользуется уважением и живет в молитвенных воспоминаниях окрестного к Флегонтовой горе населения, с уверенностью можно сказать, что перенесение его праха на Флегонтову гору в Александро-Невский женский монастырь, как бы оно скромно ни было совершено, неизбежно вызовет движение религиозного характера среди народной массы и послужит основанием к нежелательным толкам, преувеличению заслуг и подвижничества Флегонта… Посему консистория со своей стороны считает преждевременным тревожить прах старца Флегонта и полагает вопрос о перенесении его отклонить…» Но духовные дети отшельника не отступили. Через год преемница настоятельницы Екатерины Варвара (Корякина) предприняла вторую попытку, которая увенчалась успехом. Прах Флегонта разрешили перенести, но без особой торжественности, скромным образом.

1913 году к соборному храму над останками подвижника пристроили каменный алтарь. Обители оставалось жить всего 5 лет.

Гибель

В первые годы после революции в Большом Азясе, что в 15 километрах от Кимляя, появилось религиозное течение под названием «Новый Израиль». Возглавил его крестьянин Дмитрий Фокин. Информации сохранилось немного, поэтому об идеологических особенностях сообщества рассуждать сложно. Одни исследователи называют его сектой, другие — православным братством радикального монархического характера. 28 февраля 1919 года сторонники Фокина организовали крестный ход из Большого Азяся в кимляйский монастырь. Провозгласив 12-летнего воспитанника секты Михаила Суркова «чудом спасшимся от расстрела царевичем Алексеем», они двинулись в путь. Более 3 тысяч человек с белыми знаменами, портретами царя и пением «Христос Воскресе» направились к монастырю. Но возле села Волгапино их уже поджидали чекисты, которые открыли огонь. 20 человек были убиты, около сотни получили ранения. Фокина арестовали и через пять дней расстреляли. Судьба игуменьи и насельниц Александро-Невской обители, которых посчитали соучастницами шествия, неизвестна. Некогда цветущий монастырь опустел и был разграблен. Прах старца Флегонта большевики сложили в мешок и показательно утопили в Мокше. Но есть и другая версия. «Однажды я служил в Волгапине и на причастие пришли две старые бабушки, — рассказывает о. Роман. — Они подтвердили, что мешок действительно бросали в реку, но в нем находился живой человек. Подросток, живший при обители. Его и утопили. А останки Флегонта увезли в Краснослободск, чтобы устроить показательную расправу. Что с ними было дальше, неизвестно».

кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть фото кимляйский александро невский мужской монастырь. Смотреть картинку кимляйский александро невский мужской монастырь. Картинка про кимляйский александро невский мужской монастырь. Фото кимляйский александро невский мужской монастырьВосстановление святой обители стало для отца Авеля главным делом в жизни

Храмы, монашеские кельи и другие постройки новые власти передали сельхозартели села Сутягино, так как жители ближайших Волгапина и Кимляя такой «дар» принимать отказались. В 1940-е сохранившиеся корпуса обители заселили воспитанники детдома № 5. Им было от 3 до 7 лет. В 1983 году ребят перевезли в Рузаевку. Опустевшие и разворованные здания вскоре почти полностью разрушились.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *