кимры храмы и церкви
Заброшенные церкви Кимрского района
Кимрский район, деревня Воронцово
Кимрский район, ур. Архангельское
Кимрский район, населенный пункт Погост Вышнево
Кимрский район, деревня Гайново
Кимрский район, поселок Коршево (бывшее село Малое Новоселье)
Кимрский район, село Подосёново
Кимрский район, село Горицы
Кимрский район, деревня Николо-Неверьево
Кимрский район, деревня Паскино, улица Володарского
Кимрский район, деревня Печетово
Кимрский район, деревня Покровское
Кимрский район, ур. Пухлима (на С-В от Отрубнево/на Ю от Папино)
Что мы имеем из сохранившегося в Кимрах
Как свидетельство уничтоженной красоты стоят сегодня в Кимрском музее церковные двери XVII века. Изготовлены они кузнечным способом и состоят из ажурных металлических пластин на кованых плоских брусках. Под пластины была положена слюда и куски кожи темно-красного и зеленого цветов — в шахматном порядке. На пластинах и брусках множество кованых, различной формы и величины розеток, которые, как и пластины, покрыты составом золотистого цвета. На дверях мощный засов. По словам реставраторов, это очень редкая вещь. Известны сундуки и ларцы, выполненные в той же технике. По мнению работников музея, двери принадлежали Троицкой церкви. Церковь была «итальянской архитектуры», но в её декоре использовались работы русских мастеров.
Вот и все, что осталось потомкам от того прекрасного, что они по праву должны были иметь. Спасибо варварам!
Вознесенская церковь
Храм Вознесения. Господня имеет более счастливую судьбу, потому как «до основанья» разрушен не был. Построен в 1813-м году прошлого века на месте деревянной церкви. В 1829-м к нему была пристроена колокольня, возведенная в основном на деньги зажиточного крестьянина А.С. Мошкина.
В 1941 году храм «по просьбе трудящихся» был закрыт. Ему нашли «должное» применение: использовали под склад, электроподстанцию, маслозавод.
В 1990 году церковь вновь возвратили религиозной общине, с тех пор в ней совершаются службы, одновременно она реставрируется.
Преображенский храм
При въезде в Кимры со стороны Твери радуют взор позолоченные кресты на пятиглавом Спасо-Преображенском соборе, главном храме города и района.
Закладка Преображенской церкви состоялась в 1902 году, а службы начались в 1911-м. Через шестнадцать лет все тот же Кимрский горсовет ходатайствует о закрытии храма. Тверь и Москва поддержали «благое начинание», но верующие были искренне возмущены таким решением. Кимряки оказали противодействие специальной комиссии горсовета, которая пришла в храм 20 мая 1929 года. Власти арестовали группу лиц, подозреваемых в «организации беспорядков».
Последовал показательный процесс. Приговор гласил: «. суд вынес приговор по делу контрреволюционного выступления Преображенских церковников. Главные организаторы и Руководители выступления поп Колеров, кулак Болдаков, член Церковного совета Бойков, Дмитриев и Закурин приговорены к высшей мере социальной защиты. »
Власти показали всем, что несогласия со своей варварской политикой не потерпят. Остальные храмы закрывались уже без протестов.
Местночтимые святые
«Учитывая исповедничество и мученичество даже до смерти присно памяти протоирея Колерова и мирян Анании Бойкова и Михаила Болдакова, настоящим благословляем. совершить их канонизацию в лике местночтимых святых Тверской епархии»
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй 17 сентября 1997 года:
«Наш город теперь имеет своих небесных покровителей. Определено «память священномученика Феодора и иже с ним убиенных Анании и Михаила праздновать в день их мученической кончины — 29 ноября по новому стилю. »
Подворье
Подворье Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря — храм был открыт в 1915 году и через десять лет закрыт. В дальнейшем использовался как Дом просвещения, кинотеатр, потом стал спортзалом обувной фабрики «Красная звезда».
Скорбященская
В 1875 году благословляется строительство церкви при новом кладбище — сейчас там с «благословения» Советской власти располагается горпарк (точнее, его останки). Построенную церковь нарекли Скорбященской. Взорвана в 1933 году.
Иоанна Предтечи
В районе нынешней горбольницы №1 стояла церковь Иоанна Предтечи, появившаяся там в 1875 году на месте старой деревянной по инициативе крестьянина-сапожника С.А. Волкова. Через десять лет при храме стараниями того же крестьянина была открыта церковно-приходская школа. В 1931 году храм перестал существовать.
В стороне от села Ильинское хорошо видны контуры разрушающегося Свято-Троицкого женского монастыря.
На сегодняшний день в Кимрах и районе действуют храмы:
Те, кому посчастливилось побывать хотя бы в одном из старинных городов Тверской области, к примеру, в Старице или Торжке, не могли не восхищаться замечательными архитектурными ансамблями соборов, церквей, монастырей.
Невольно возникает вопрос — как же они сохранились, все ведь жили при одной власти, подчинялись одним законам. Но в то время, когда одни рушили, другие сохраняли. Имена местных разрушителей известны. Но мы не будем уподобляться им, злобствуя на тему их скудоумия. Бог им судья.
Чтобы закончить рассказ о храмах, мы поинтересовались мнением священнослужителей на роль и значение православия в истории России. С этой просьбой обратились к протоиерею Преображенского храма отцу Евгению. Предлагаем вашему вниманию текст его ответа.
«История — память человечества, является одной из двух составляющих откровения Божия.
Первая — окружающая нас природа с мудростью и непостижимостью её законов. Вторая — история человеческой цивилизации. И мы, находясь в нашей исторической точке, многому можем научиться и сделать определенные выводы.
Десятый век в истории отчизны стал поворотным. В его начале на территории европейской части нашего теперешнего государства не было как такового государства с едиными границами, правлением, религией, культурой.
Славянские племена не могли соединиться в единое целое, так как языческая религия многобожия только усиливала вражду. У каждого племени был свой языческий бог (Перун, Даждь-бог и пр.), а единство крови, политические интересы не надолго сохраняли хрупкий мир. Шла постоянная вражда с уничтожением друг друга.
И только когда свет Христовой веры пролился в сердца наших предков, они стали соединяться в единый могучий народ. Скрещения славян началась и сама история Руси как единого государства — Святая Русь
Март, 26, 1999 г. Прот. Евгений Морковин».
«Мы судим не группу верующих – мы судим нашего врага»
О новомучениках и Преображенском храме г. Кимры
26 июля 1998 года в Преображенском соборе города Кимры состоялась канонизация кимрских новомучеников настоятеля собора протоиерея Феодора Колерова и мирян Анания Бойкова и Михаила Болдакова. Все крупные города земли Тверской имеют своих небесных покровителей: Тверь – святого благоверного князя Михаила, священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Кашин – преподобную благоверную княгиню Анну, Калязин – святого преподобного Макария, а у Кимр долгое время не было прославленного небесного покровителя. До 1917 года Кимры считались крупным селом, центром российского обувного промысла. После 1917 года молодой город продолжал активно развиваться, и вскоре Кимры стали одним из крупных городов Тверской области. Вместе с городом возрастали в нем духовно и будущие святые земли Кимрской. Множество мучеников прославили Христа в годы страшных гонений на Русскую Церковь. Они стали достойными Христа, потеряв души свои, сберегли их, потому и святы. И наш город получил благословение Божие, и имеет теперь своих святых, молитвенно предстоящих за нас пред Престолом Божиим.
Священномученик Феодор Колеров
Несмотря на молодость, отец Феодор для своих прихожан стал отцом, и в трудных случаях люди шли к нему за советом
Родился Феодор Колеров в 1882 году в селе Большое Семеновское Калязинского уезда. Служил в местном Богоявленском храме псаломщиком, диаконом, затем священником. Удаленный сельский приход считался бедным, поэтому семья Колеровых постоянно испытывала нужду и членам семьи приходилось много трудится на своём земельном участке. В июне 1905 года Феодор Колеров окончил Тверскую духовную семинарию (ныне в этом здании располагается Суворовское военное училище) и был отправлен в Бежецкий уезд псаломщиком в храм преподобного Кирилла Белозерского. В начале 1906 года после женитьбы на Анне Думановой был рукоположен в сан священника и стал настоятелем храма. В апреле 1906 года отец Феодор был переведен в храм села Ключевое Бежецкого уезда, а в 1910 году назначен настоятелем храма Рождества Христова в селе Стопово. Указом Святейшего Синода в 1912 году в селе Кимры открывается новопостроенный Преображенский храм. Его настоятелем становится священник Феодор Колеров. Семья Колеровых переезжает в Кимры и селится в церковном доме, построенном напротив храма (сейчас на этом месте установлен памятный крест). Своим ревностным служением отец Феодор быстро привлек к себе сердца верующих. Несмотря на молодость, он для своих прихожан стал отцом, и в трудных случаях люди шли к нему за советом. Даже когда отец Феодор проходил по улице, его часто останавливали, многие стремились поговорить с ним, получить поддержку и утешение. Отец Феодор не жалел времени, всегда подолгу беседовал с людьми, стараясь разрешить возникшие вопросы.
В годы Первой мировой войны отец Феодор организовал сбор средств на нужды армии, а в своем доме открыл мастерскую по пошиву военной одежды. В 1914 году отец Феодор был награжден скуфьей, а позднее, через 2 года, камилавкой и другими наградами, в том числе и саном протоиерея. В 1916 году по соседству с храмом на средства купца Бужина была построена церковно-приходская школа (здание сохранилось, в нем располагается магазин «Волжанка»).
Артисты пели на службах в храме и давали концерты для прихожан. Так отец Феодор помогал певцам пережить голодное время
Художественно одаренный человек, отец Феодор знал и любил духовные песнопения и русские народные песни, был знаком со многими талантливыми исполнителями (например, со знаменитой певицей Антониной Неждановой). В тяжелые послереволюционные годы, когда в Москве был голод, и многие известные артисты были лишены средств к существованию, он приглашал в Преображенский храм известных оперных исполнителей. Артисты пели на службах и давали концерты, имевшие не только просветительское, но и благотворительное значение. После концертов прихожане приносили исполнителям то, чем могли поделиться из продуктов. Так отец Феодор помогал певцам пережить голодное время.
Представители новой власти в городе сразу заметили незаурядного священника и его высокий авторитет среди горожан. Отца Феодора обвинили в том, что он организовал духовный концерт без официального разрешения и арестовали его. После непродолжительного ареста, по настоянию верующих, он был освобожден, но власти не прекращали преследовать его, отобрали всю мебель, имевшуюся в доме, и обязали выплатить крупную сумму денег, в противном случае угрожая новым арестом.
В начале 20-х годов в Русской Православной Церкви произошел раскол, возникло обновленческое движение, лояльное к советской власти. Многие священники временно перешли на их сторону, но большинство верующих остались верными Православной Церкви, возглавляемой Патриархом Тихоном. В 1922 году отец Феодор на короткое время перешел на позиции обновленцев, но вскоре разобрался в ситуации и искренне раскаялся в своем заблуждении.
Между тем гонения на священников усилились, по распоряжению властей у семьи Колеровых были отобраны 2 комнаты, а после и весь дом. В 1927 году отец Феодор с большим трудом собрал средства на постройку нового дома, но в 1928 году власти постановили закрыть храм. Верующие отправили в Москву делегацию с просьбой отменить решение местных властей, однако в 1929 году из Москвы было прислано постановление, подтверждающее закрытие храма. 19 мая 1929 года состоялось последнее прощальное богослужение. Отец Феодор сообщил верующим о предстоящем закрытии церкви. На следующий день прихожане не допустили представителей местных властей в храм, перекрыв двери живой стеной. Отец Феодор безуспешно призывал людей подчиниться решению властей. Прихожане установили дежурство около храма, иногда собиралась толпа до 300 человек. Так продолжалось несколько дней. Отец Феодор, староста Анания Бойков и мирянин Михаил Болдаков были арестованы. Началось следствие.
Новомученик Михаил Болдаков
Новомученик Анания Бойков
К сожалению, сведений о новомученике Анании сохранились мало, известно лишь, что Анания Бойков являлся церковным старостой Преображенской церкви города Кимры. Сохранилась и его фотография с надписью. Со слов старожилов удалось узнать, что Анания Бойков вместе с супругой проживали на улице Урицкого в доме 33. В мае 1929 года староста Преображенского храма также был арестован за сопротивление властям.
Протест верующих был расценен как контрреволюционная вылазка церковников против советской власти
Протест верующих был расценен как контрреволюционная вылазка церковников против советской власти. Арестованных отвезли сначала в Тверскую тюрьму, а потом в Таганскую тюрьму в Москве. Приехавшие в Москву родственники арестованных нашли адвокатов, согласившихся защищать на суде их близких. Правда, адвокаты сразу же предупредили, что началось гонение на Церковь, и вряд ли они на этом судебном процессе смогут что-либо сделать. Суд был назначен на 20-е октября. Глубокой ночью обвиняемых перевезли в Кимры по Волге на открытой барже.
Из газет: «Мы судим не группу верующих – мы судим нашего врага»
Утром 20-го октября в клубе «Молот», здание которого раньше являлось подворьем Ильинского женского монастыря, начался суд. Процесс был открытым, и в зал суда пропускали по билетам, но никто из родственников не был допущен на судебное заседание. По всей видимости, этот судебный процесс считался показательным, так как делу предавалось большое политическое значение. Ежедневно кимрская районная газета «Коллективная жизнь» подробно рассказывала о каждом дне суда, процесс освещала и московская пресса. «Мы судим не группу верующих, которые якобы были против передачи здания церкви для культурных надобностей и поэтому оказали сопротивление представителям власти, – мы судим нашего врага», – писала в те дни одна из газет. Несмотря на угрозы и враждебное отношение, обвиняемые держались мужественно и виновными себя не признали. 27 октября состоялось последнее заседание суда. На нем был зачитан приговор: «Священник Феодор Колеров, староста Анания Бойков, члены церковного совета Дмитриев, Закурин и Михаил Болдаков приговорены к высшей мере социальной защиты – расстрелу, с конфискацией всего имущества». Позднее председателю церковного совета Дмитриеву и мирянину Закурину смертная казнь была отменена.
Приговоренные к расстрелу были вновь отправлены в Москву, попытки адвокатов сохранить им жизнь оказались безуспешны. Единственное, чего удалось добиться – родственникам отца Феодора были разрешены свидания.
В словах Евангелия и в молитвах святых отец Феодор находил то, что чувствовал в тот момент сам
20 ноября отцу Феодору было объявлено, что смертный приговор утвержден. Священник не мог в камере вести дневник, тюремщики бы всё равно его отобрали и уничтожили. Но в словах Евангелия и в молитвах святых он находил то, что чувствовал в тот момент сам и подчеркивал эти строки. Так появился своеобразный дневник чувств и переживаний священномученика, написанный святыми. В последние дни своей земной жизни на полях канонника, бывшего у него со собой в камере, отец Феодор записал: «20, 21, 22 ноября – плач 3 дня». «С 23 на 24 ноября, в 3 часа ночи – акафист Иисусу Сладчайшему».
А вот и подчеркнутые строки, которые были близки душе: «Душе моя, душе моя востани, что спиши? Конец приближается, воспряни убо…». «Ныне отпущаеши раба твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром…». «Скажи ми Господи кончину мою, и число дней моих кое есть, Век мой скончевается и страшный Твой престол готовится: житие мое мимоходит, даждь славу Имене Твоему ради…».
Вся жизнь прошла перед ним, измеренная совершением заповедей. И от плача духовного, и от животворящего слова Господня рождалась в сердце отца Феодора великое благодарение.
Утром 29 ноября газеты сообщили о том, что Феодор Колеров, Анания Бойков и Михаил Болдаков расстреляны. Однако Господь подарил отцу Феодору еще один день жизни. 29 ноября состоялась последняя встреча с женой и младшим сыном Александром. Священник вышел к ним изможденный, но совершенно спокойный, внутренне умиротворенный и просветленный. Он знал, что он уже «не от мира сего его», знал, что Господь примет его страдания как жертву. Положив руку на голову сына, он мирно беседовал с Анной Михайловной. Когда свидание закончилось, он написал на обороте фотографии жены имена детей и подписал: «До свидания – общее». Ночью, когда надзиратели пришли вести его на расстрел, на первой странице канонника отец Феодор успел написать: «29 ноября, 11 часов ночи».
Так мученически пострадали в 1929 году первый настоятель Преображенского храма города Кимры протоиерей Феодор Колеров, староста храма Анания Бойков и православный мирянин Михаил Болдаков. Место погребения их было скрыто и до ныне пребывает в неизвестности. В последствии власти признали, что убитые священник и миряне были невиновны.
Спасо-Преображенский собор
Несмотря на то, что в Кимрах к началу XX века было уже несколько храмов, их все-таки было недостаточно, так как в выходные дни и праздники они были полны. Особенно Покровский собор, расположенный в центре села. И в Кимрах, где население издавна любило выражать любовь и преданность Российским монархам, была создана строительная комиссия по сооружению храма во имя Преображения Господня в ознаменование выздоровления от болезни Государя Императора Николая II Александровича. Проект новой церкви вместимостью 1000 человек был составлен архитектором Фёдором Рыбинским. 21 июля 1902 года в Кимры прибыл архиепископ Димитрий. После Литургии в Покровском соборе, при большом стечении прихожан, состоялся крестный ход по Ильинской улице. В конце улицы, над родником, слывущим, по преданиям, целебным, состоялась закладка нового храма. Освящение храма состоялось 11 июля 1911 года. Преображенский храм трехпрестольный (в честь Преображения Господня, святого пророка Илии и трех вселенских святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), имеет три апсиды и представляет собой образец распространенного в конце XIX века неорусского стиля. Храм увенчан пятью главами в виде шатров со световыми барабанами, каждая грань которых венчалась килевидными кокошниками. Линия карнизов также обрамлялась килевидными кокошниками. Первыми служителями храма стали протоиерей Феодор Колеров, диакон Н.Д. Завьялов и псаломщик В. Никольский. К церкви были приписаны прихожане близлежащих улиц Кимр и нескольких окрестных деревень. Место для приходского кладбища было отведено за городом по левой стороне дороги.
После расстрелов закрытие других храмов в Кимрах было воспринято покорно. Кровавый урок был вполне усвоен людьми
При советской власти верующим запретили достраивать недостроенную колокольню, хотя, чтобы добиться разрешения на постройку, прихожане были согласны собрать дополнительные деньги для строительства родильного дома в Кимрах. Но власти не согласились на это. В 1927 году Кимрский горсовет направил в Тверь ходатайство о закрытии Преображенской церкви, ссылаясь на пожелания трудящихся. Тверской комитет одобрил ходатайство. 9 мая М.И. Калинин подписал документ о закрытии храма. 19 мая 1928 года в церкви состоялось прощальное богослужение. 20 мая приехала комиссия, чтобы сделать опись имущества, но прихожане не пустили комиссию в храм. Собралось более 1000 человек, звонили колокола… Так люди протестовали против закрытия церкви. Вскоре милиция арестовала 20 человек, подозревавшихся в организации беспорядков. Среди них были священник Феодор Колеров, Михаил Болдаков и Ананий Бойков. 27 октября 1929 года суд приговорил их к высшей мере наказания – расстрелу. После этих показательных расстрелов закрытие других храмов в Кимрах было воспринято уже покорно и без протестов. Кровавый урок был вполне усвоен людьми.
После закрытия Преображенский храм был переоборудован под клуб кустарей. В нем устраиваются зрительный зал на 450 мест, читальня, комнаты для кружков. Кресты с храма были сняты, главки укорочены, на центральной главе была укреплена пятиконечная звезда. Но в новоявленном культурном очаге почему-то было невесело. Народ в клуб не ходил, и через несколько лет его закрыли. В освободившихся помещениях бывшего храма был устроен склад зерновых культур. Шли годы, здание ветшало, требовало ремонта.
Началась Великая Отечественная война. Все годы войны Русская Церковь делила тяготы военного времени со своим народом и внесла ощутимый вклад в победу над фашизмом. В1947 году храм был передан верующим. В 1948 году службу в нем совершил игумен Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Нелегко было налаживать жизнь прихода и восстанавливать храм. Первым настоятелем после долгих лет запустения стал Стефан Кондратьев, затем настоятелями были епископ Никифор (Никольский), протоиерей Сергий Бойков и некоторые другие. В 1973 году настоятелем Преображенского храма становится священник Иоанн Басюк. Благодаря его трудам и стараниям прихожан храм приобретает внутреннее и внешнее великолепие, получает статус собора и становится центром благочинного округа.
Сегодня Преображенский храм служит источником душевной радости и является архитектурной достопримечательностью города
Сейчас настоятелем храма является протоиерей Евгений Морковин. Его усилиями и усилиями всего причта было начато и завершено восстановление куполов, которые увенчаны миниатюрными луковичными главками – символом нашего молитвенного горения к Богу. Сегодня Преображенский храм радует глаза и сердца прихожан, служит источником душевной радости и является архитектурной достопримечательностью города. В нем замечательные стенные росписи, прекрасный иконостас. Здесь находятся две чудотворных иконы Иверской Божией Матери – покровительницы Кимр. Одна из них была прислана в дар Покровскому собору, взорванному в 1936 году, архимандритом Иосифом с братией с Афона 6 мая 1901 года, в день рождения царя Николая II. После разрушения Покровского собора, Иверская икона Божией Матери, достаточно претерпев, заняла достойное место в иконостасе Преображенского собора.
В 1997 году Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви вынесла решение о причислении к лику местночтимых святых протоиерея Федора Колерова и иже с ним убиенных Анания Бойкова и Михаила Болдакова. Так кимряки обрели своих небесных покровителей.
По изначальному проекту храм должен был быть возведен со встроенной колокольней, но в связи с финансовыми трудностями тогда ее построить не удалось. На пожертвования прихожан составлен проект колокольни, но средств для постройки колокольни снова не хватает. Приход с благодарностью примет помощь от любого, кто желает внести свой вклад в дело воссоздания храма Божьего.
Самые интересные места в Кимрах (Тверская область)
Старинный русский город Кимры – районный центр Тверской области. Находится на берегу реки Волги, в месте, где в неё впадает небольшая речушка Кимрка. Археологические изыскания свидетельствуют, что в этом месте с давних времен проживало многократно упомянутое в исторических летописях племя кривичей. Сейчас Кимры известны и тем, что могут похвастаться множеством достопримечательностей, в первую очередь необычными сооружениями, построенными в стиле русского классицизма.
Музеи и театры города Кимры
Кимрский краеведческий музей
Находится в здании, построенном в 1918 г. Создатели музея постарались воссоздать в его помещениях образцы быта и традиций жители города, охватывающий период в несколько веков. Экспозиции представляют собой разнообразные коллекции мебели и одежды.
Имеют место содержательные стенды, освещающие производство обуви. Большая коллекционная подборка обувных образчиков показывает, как менялись их стиль и мода на протяжении почти четырех веков.
В музее вы увидите и материалы, посвященные ВОВ. Здесь представлены уникальные фотографии, документы, обмундирование солдат Красной Армии. Есть тут и помещения, где повествуется о фауне и флоре местности, где расположился старинный русский городок.
Музей гадов
Необычный музей этот изначально был посвящён сказочному герою – Змею-Горынычу. Согласно легендам и сказочным поверьям следует, что именно тут, рядом с городом Кимры, в незапамятные времена проживал этот удивительный персонаж из сказок.
Более того, в подтверждение этого, исторические хроники повествуют о нахождении на месте города в старинные времена деревни, носящей название Гадово. Называется она так по причине обитания в окрестностях огромного количества разнообразных змей, считавшихся спутниками сказочного персонажа.
Туристы в этом необычном музее могут улицезреть различных пресмыкающихся, сделанных из железа, дерева и иных материалов. В интересной экспозиции представлены изображения сказочных и мифических змеев.
Старшему поколению предлагается провести дегустацию крепких напитков, которые готовятся посредством настаивания на змеином яде.
Кимрский драматический театр
В 1942 г. известный режиссер А. Гиацинтов основал в Кимрах драматический театр, став его первым художественным руководителем. Изначально театральная труппа была представлена лишь десятком человек. Постепенно Драмтеатр расстроился и на его подмостках поставили много различных спектаклей. Не считали зазорным сыграть тут и многие известные, талантливые актеры.
Ранее на месте культурного учреждения находился Покровский собор, уничтоженный в 1936 г. После этого здесь построили клуб промышленной кооперации.
Сразу же после открытия театра его коллектив начал активно работать для фронта. Трупа собирала денежные средства для Красной Армии, за что и была удостоена почетной грамоты лично от Иосифа Сталина. Масштабная реконструкция театрального здания была начата в 1981 г., а закончена – через 10 лет, в 1991 г. Сейчас это Государственный Кимрский театр драмы и комедии и важная достопримечательность города.
Дом-музей ремесел и фольклора
В особняке, некогда принадлежащим семье торговцев Шквариных, находится еще одна уникальная достопримечательность Кимр. По сути это дом-музей. В путеводителях по Кимрах его обозначают как Районный дом ремёсел и фольклора. В комнатах размещена огромная коллекция различных предметов, среди которых – мебель, утварь, бытовые предметы и иное имущество, находившееся в обиходе у местных крестьян.
На обозрение посетителям выставлена приличная коллекция народных костюмов разных периодов истории России, а также кукол, предназначенных для разнообразных обрядовых традиций.
Посещающим дом-музей предоставляется возможность окунуться в ряд древних ремесел. Здесь можно попробовать стать мастерами плетения из лозы, вышивки, росписи и резьбы по дереву, а еще самостоятельно сшить понравившиеся игрушки. Есть при достопримечательности и сувенирная лавка, где предлагается приобрести для себя и своих близких интересные изделия народных промыслов.
Культовые сооружения в Кимрах
Храм Вознесения Господня
В городе стоит примечательный Храм Вознесения Господня, который также называют Вознесенский церковью. Относится этот действующий приход к Тверской и Каширской епархии РПЦ. Возведено культовое сооружение в 1813 г. – на месте деревянной церквушки. Его освящение посвящено победе русских войск в Отечественной войне 1812 г. Средства на основание каменного строения собирали прихожане.
После Октябрьской революции 1917 г. церковь у верующих была изъята. Однако службы в ней продолжались до 1930 г. Окончательно ее закрыли в 1941 г., разместив тут маслобойный завод. В последствии в помещения перебрались различные складские помещения.
В 90-х гг. XX века, вняв просьбам верующих, храм властями Кимр был им возвращён и в нём вновь начались богослужения и религиозные бдения. Вознесенский приход – кирпичный, оштукатуренный. Декор выполнен из белого камня. Высокая колокольня в нем четырёхъярусная. До революции 1917 г. она радовала окрестности звоном 13-ти колоколов.
Сегодня фасад храма и колокольня восстановлены. Продолжается реставрация главного купола, ремонтируются церковные мастерские. На территории храмового комплекса работают воскресная школа, церковная библиотека, а также центр реабилитации наркозависимых личностей.
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор находится в центре Кимр. Его возвели в 1911 г. – по проекту архитектора Федора Рыбинского. Изначально он был рассчитан на посещение одновременно порядка 1000 человек. Заложили сооружение в 1902 г. Архитектура храма – трёхглавый, трехпрестольный. Стиль – древнерусский, совмещенный с модерном.
После прихода к власти большевиков храм у верующих сразу не отняли – он продолжал работать до 1928 г. Вновь богослужение в нём возобновилось в 1947 г.
Обширная реставрация собора была проведена во временной отрезок 1996-2000 гг. Известен православный приход прежде всего тем, что в нём находится чудотворная икона Божией Матери «Иверская», которую в начале XX века подарили Кимрам монахи греческого Афонского монастыря.
Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери
В окрестностях города Кимры, в поселке Белый Городок, на берегу Волги стоит православная церковь Иерусалимской иконы Божией Матери. Сооружение – памятник архитектуры XIX века. Стиль – зрелый классицизм. Оно впечатляет белокаменным декором, легкой и стройной колокольней. Место расположения храма чрезвычайно живописно и делает его очень красивым.
Храм возведен в 1825 г. Его главная святыня – Иерусалимская икона Божией Матери. Ее причисляют к произведениям, вышедшим из-под кисти евангелиста Луки. При советской власти церковь закрыли в 30-х гг. XX века. Служения в ней не проводились почти 60 лет. Возродился вновь храм только в 1990 г. Сейчас это действующее религиозное учреждение Российской Православной Церкви.
Часовня
Часовня Михаила, Анания и Федора, кимрских новомучеников, построена в 1998 г., находится недалеко от Вознесенской церкви. Она кирпичная, поверхность оштукатурена и покрашена в желтый цвет. Построена в память о расстрелянных в 1928 г. Феодоре Колерове (священник), Михаиле Болдакове (прихожанин) и Анание Бойкове (староста церкви). В день освящения часовни, 26 июля 1998 г., в Преображенском соборе была произведена канонизация указанных новомучеников – их причислили к лику святых.
Что посмотреть в Кимрах из памятников
Кимрский сапожник
Известен город необычным памятником, установленным рядом с районной Администрацией. Посвящен он сапожнику, образ которого за работой и запечатлен. Олицетворяет собой профессию, которая принесла Кимрам всероссийскую известность. Отдает дань памяти людям, которые своим трудом несли процветание и благополучие жителям этого населенного пункта Тверской области. Автор – скульптор Самвел Варданян. Средства на памятник собирали «всем миром», но основную лепту внесли предприниматели г. Кимры.
Памятник самолету ТУ-124
К необычным украшениям горожане и туристы относят также Самолёт Ту-124. Установлен он на постаменте в створе Кимрского моста в 2018 г. Изначально в нём планировалось разместить кафе либо кинотеатр. Но эти проекты по развитию достопримечательности реализованы не были.
Своему новому «аэродрому» самолет с турбовентиляторными моторами обязан рабочим Рязанского авиационного ремонтного завода, которые капитально отремонтировали летательный аппарат и подарили Кимрам в честь юбилея авиаконструктора Андрея Туполева. «Ту-124» заброшенными не выглядит – его периодически ремонтируют, обновляют покраску.
Памятник Владимиру Ильичу Ленину
В центре Кимр, на Театральной площади, находится памятник В.И. Ульянову (Ленину), признанному вождю мирового пролетариата. У монумента своя история. На пьедестал он был установлен в первой половине XX века – в 1934 г. Ранее же это место принадлежало памятнику другой знаменитой исторической личности – императору Александру II, его воздвигли в 1912 г., в знак уважения к реформам российского самодержца. Простоял императорский монумент на своем месте до лета 1918 г., когда был демонтирован большевиками. Фигура Ленина поставлена в полный рост на постаменте, облицованном гранитом.
Памятник Андрею Туполеву
Есть в Кимрах и другой памятник, связанный с А. Туполевым – бюст советскому авиационному конструктору. Его установили в 1979 г. Автором выступил скульптор Х. Геворкян. Но и это место установки композиции имело своего предшественника. До 1962 г. здесь находился памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину, который стал жертвой борьбы с культом личности и был демонтирован по указанию Никиты Хрущёва. Бюст Туполева располагается на постаменте, устроенном впереди стелы, где изображен первый искусственный спутник Земли.
Обелиск воинам, погибшим в годы ВОВ
В 1967 г. в городе Кимры, в ознаменование очередной годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, установили обелиск. Он посвящён павшим в борьбе с фашизмом бойцам Красной Армии.
Своим обликом памятник, по замыслу авторов, должен был символизировать штык. Но местные жители полагают, что он сильно смахивает на традиционный инструмент кимрских сапожников – стельку.
Монумент Хачкар
В 2011 г. по проекту академика Сардаряна в городе, на территории Храма Вознесения Господня, установили четырехугольный монумент из туфа – Хачкар. Посвящён он трагическим событиям в истории армянского народа.
В верхней части обелиска размещена цифра 1915, означающая дату начала Турцией геноцида армян. В центральной части памятного знака высечен армянский крест, несколько напоминающий цветок.
Нижняя часть достопримечательности украшена строками армянского алфавита, посвящёнными его автору – Месропу Маштоцу, которого Армянская Апостольская Церковь причислила к лику святых.
Архитектурные достопримечательности
Купеческий дом В.Д. Собцова
В конце XIX века, в 1895 г., в городе Кимры возвели это строение. В те давние времена оно считалась вершиной моды. Дом выделяет арка, дающая ощущение глубокого внутреннего пространства. Над центральной частью возвышался четырехгранный купол. Второй этаж украшали богатая лепнина, красочное панно, росписи по стенам.
Внутреннее убранство дома, по отзывам современников, также поражало изяществом, но до сегодня не сохранилось. На первом этаже размещалась лавка, которую содержал скупщик обуви, купец В.Д. Собцов, торгуя в ней различными товарами. На втором проживал его семья.
Через некоторое время дом отошёл другим собственникам, в нем нашло пристанище предприятие «Евреинов и сын». Сейчас это здание, считающееся историческим памятником, занимают магазины, развлекательный центр и спортивный бар. Его трудно не заметить – среди окружающих строений дом выделяют оригинальные арочные своды.
Гостиный двор и Торговые ряды
В центральной части Кимр расположились разрушенные и находящиеся в плачевном состоянии несколько интересных строений – Гостиный двор и Торговые ряды. Сооружены они в период 1913-1914 гг., в русском стиле. Основным материалом для возведения послужил красный кирпич. А прообразом стали Верхние торговые ряды Красной площади в Москве.
Сегодня эти достопримечательности города Кимры находятся в частном владении. В середине 2013 г. часть их была уничтожена.
Впрочем, несмотря на неудовлетворительное состояние, комплекс исторических объектов можно отнести к списку памятников кирпичной эклектики. Их облик узнаваем и типичен, в нем присутствуют несомненные художественные достоинства. Туристы с удовольствием фотографируются рядом с впечатляющими руинами.
Теремок Лужиных
Есть в Кимрах заметное деревянное сооружение, построенное в начале XX века купцами – братьями Лужиными. Стиль его исполнения – деревянный модерн. Домик обращает внимание оригинальным входом, делящим «терем» на две непропорциональные части. Левая сторона имеет низкую крышу с одним широким, скругленным в верхней его части, окном.
Правая же сторона находится под двухскатной крышей, что придает ей более высокий вид. Присутствует также одно, но уже более круглое окно. Над входом вверх поднимается башенка – бревенчатая, с маленькими окошками. Ее завешает шатер – четырехгранный. Фасад и окна строения обрамляют красивые узоры.
Дом врача Н.А. Жардецкого
Недалеко от моста через речку Кимрка находится еще одна достопримечательность – деревянный дом Жардецкого. Принадлежал он известному в городе врачу и был построен в 20-е гг. прошлого века, во времена расцвета НЭПа.
От иных старинных домов Кимр домик отличается элементами немецкой архитектуры. Его украшают необычные фахверк, средневековая башенка, присущий германским старинным постройкам фронтальный срез двускатной крыши.
Особняк В.С. Шокина
Построен дом в начале 1917 г., на пороге больших перемен для страны. Изначально принадлежал купцу-обувщику Шокину. Возведенный как небольшая крепость, он выделяется обликом среди иных зданий. Его фасад ассиметричен. Левая часть особняка смотрит на мир щелевидными окнами. Правая же удивляет необычностью встроенных объемных форм. Центральную часть фасада формируют три больших оконных проема.
Дом купца Теплова
Особняк зажиточного купца Теплова – еще один «представитель» рационального модерна города Кимры. Его возвели в 1906 г. Сегодня состояние здания плачевное. Оно сильно обветшало, но продолжает приковывать к себе внимание. Его выделяют необычная архитектура и большие овальные окна на первом уровне.
Деревянный дом Серепьевых
Особняк крупных кимрских торговцев Серепьевых построен в 1910 г. Архитектор придал ему необычный вид – это русский терем с эркером, переходящим в башенку. Эффектно смотрится его сруб в асимметричной композиции. Выделяются необычное роскошное окно на фасаде здания и усеченная палатка-башенка на крыше.
Куда еще сходить в Кимрах
Фадеевская набережная
Набережная, посвященная Фадееву – это одна из старинных улиц Кимр. С начала своего существования, еще до Революции 1917 г., носила название Набережная (проходила по волжскому берегу). Потом ее переименовали в Пролетарскую.
Свое нынешнее название обрела в 60-х гг. прошлого века, в честь уроженца Кимр, известного писателя времен СССР – Александра Фадеева.
Горожане и путешественники любят гулять по набережной. На всем ее протяжении прогуливающихся сопровождают интересные пейзажи, состоящие из заросших лопухами и пыреем полян, советские высотки, старинные дома, построенные из дерева и кирпича.
Кимрский мост (Савеловский)
Через реку Волгу, в центре, перекинулся Кимрский мост. В Тверской области — это самое длинное сооружение подобного типа. Длина моста – более 550 м. В строй его ввели в 1978 г. Он представлял собой четырехпролетное сооружение с двумя судоходными пролетами. Наибольшая высота их над уровнем реки – 16,5 м.
В середине 90-х гг. прошлого века мост пришёл в аварийное состояние и практически не эксплуатировался. Капитальный ремонт начался в 2005 г. Сейчас он функционирует, являясь автомобильным путепроводом.
Местные жители и туристы отмечают, что с Кимрского моста открывается прекрасный вид на городскую панораму и береговую линию. Именно с этой достопримечательности Кимр получаются прекрасные фотографии окрестностей. А еще это любимое место молодоженов для фотосессий и для ценителей селфи.
Развлечения Кимр для детей
Городской парк
Он располагается на севере города, у берегов величественной Волги. Рядом с ним можно увидеть Телевышку, здание Городского суда, спорткомплекс «Звезда» и даже небольшой пляж. Парк этот – замечательное место для прогулок горожан, правда, он достаточно неухоженный. Жители Кимр утверждают, что если им никто не будет заниматься, то в скором времени сквер превратится в лесопарк. Впрочем, для ребенка тут есть развлечения – две детских площадки, первая бесплатная и вторая платная, с надувными батутами.
Кинотеатр «Волга»
Понравится ребятишками и просмотр кино на большом экране. В Кимрах посмотреть фильм можно в кинотеатре «Волга», который, как для маленького городка, весьма достойный. В нем удобные кресла, хороший звук. Есть тут и буфет, где можно подкрепиться, купить попкорн. А еще в холле, как говорят отзывы, гостей ждут воздушный хоккей и игровые автоматы. Всего для демонстрации кинолент тут доступно два зала. Правда, цены на билеты бывают порой завышены.
Ледовый дворец спорткомплекса «Арктика»
На восточном побережье Волги тоже есть место, куда стоит сходить с детьми – это достаточно неплохой каток, принадлежащий СК «Арктика». Сеансы катаний на льду – отличный способ разнообразить досуг и ребенка, и взрослого. Достопримечательность эта весьма востребована, как следствие, ее сотрудники ухаживают чистотой и порядком – выравнивание льда происходит едва ли не после каждого сеанса.
Не пропустите обзоры достопримечательностей других городов Тверской области:
Старорусский городок Кимры можно по праву считать центром русского провинциального модерна, притаившимся в Тверской области. Сохранившихся построек в этом стиле, да еще и в таком количестве, наверное, больше нет нигде. Приезжающих гостей он встречает тихой и уютной атмосферой, добрыми и отзывчивыми жителями, готовыми всегда прийти на помощь, и потрясающими, запоминающимися достопримечательностями, которые мы постарались показать вам на фото.