кинестетический стиль обучения наиболее естественен для
Кинестетики: как «прочувствовать» английский язык?
В прошлый раз мы говорили об аудиалах и визуалах. Герои этой статьи самые сложные ученики — кинестетики. Расскажем как работать с учениками, которые любят все потрогать, пощупать и никогда не сидят долго на месте.
Как определить кинестетика?
Кинестетики — ученики, которые учатся через движения, вкусы и запахи. Таким ученикам сложно сидеть на одном месте и заниматься одним и тем же делом больше 20 минут. Они чаще всего вызывают у нас трудности, так как их сложно заинтересовать и замотивировать. Однако не стоит отчаиваться и к ним мы тоже найдем подход.
Отличительные черты кинестета:
— ученик часто описывает вещи словами «теплый», «горячий», «холодный», «шершавый», «гладкий» или говорит «теплые цвета», «мягкий свет» и т.д.;
— не может долго сидеть на месте. Ему постоянно нужно что-то трогать, рисовать или жевать;
— при входе в класс ученик бежит к вам, чтобы обнять и потрогать вас при любой возможности;
— когда вы раздаете варианты контрольной ученик сразу начинает ее делать не дослушав до конца объяснения инструкций. Или когда в онлайне вы переключаете слайд, он сразу начинает делать задание, не обращая внимание на ваши слова.
В таком случае перед вами точно ученик с преобладающим кинестетическим типом восприятия.
В раннем возрасте у большинства детей преобладает данный тип восприятия. Со временем параллельно развиваются и другие. Именно поэтому малышам всегда хочется что-то потрогать, попробовать и понюхать. Не стоит злится из-за этого. В этом тоже могут быть своим плюсы.
Как помочь кинестетику запомнить материал?
1. Практика, практика и еще раз практика. Вы можете очень долго и во всех красках рассказывать кинестету теорию, но пока он не использует конструкцию like, hate + Ving в речи, он ничего не запомнит. Именно поэтому важно скорее не рассказывать теорию, а дать ее «пощупать». Задавайте ученику ССQ (Concept Checking Questions), просите подчеркнуть в тексте конструкции или записать схематично конструкции с предложениями.
2. Показывайте. Особенно хорошо работает с глаголами. Если вы учите неправильные глаголы, то попросите ученика показать жестами или мимикой глаголы движения (go, sit, run, jump и т.д.). На следующем занятии в качестве Revision назовите ученику глагол и попросите его показать жестами или мимикой. Так он сможет лучше запомнить слова.
3. Больше движения. Если ученик постоянно отвлекается или хочет что-то показать не злитесь. Это отличная возможность прокачать разговорные навыки ученика. Если он постоянно хочет поймать кошку, попросите его ее взять, показать вам ее и описать. Если вы работаете офлайн и ученик не может сидеть на месте, то попросите его помыть доску или написать тему урока у доски. Найдите возможность разрешить ему встать и подвигаться.
4. Проводите физкультминутки. Это полезно для всех. Если вы замечаете, что ученик не остается надолго в кадре камеры, то самое время провести физкультминутку. Встаньте вместе с ребенком перед камерой, начните показывать движения и попросите его повторить. Это поможет вам размяться, а ученику сосредоточить всю свою энергию на движении и перейти к обучению. В режиме офлайн попросите кинестета выйти к доске и провести физкультминутку для класса. Это поможет разрядить обстановку.
5. Объясняйте цель. Кинестетикам стоит сразу говорить цель — для чего это нужно, и как задание поможет им достигнуть цели. К примеру, многие ученики очень не любят упражнения, где нужно вписать недостающие буквы в слова или предложения. Объясните, что для того чтобы лучше и быстрее запомнить написание слов, которое здорово отличается от произношения, ему необходимо научиться печатать/писать слова правильно. В следующий раз когда он встретит данные слова в тексте или в речи, он сразу их распознает и не запутается. А со временем сможет быстро и качественно писать сочинения на экзаменах и не только.
6. Хвалите. Если вы работаете онлайн, то в конце урока когда будете хвалить ребенка, попросить его дать вам пять в камеру или стукнуть кулачок. Так у ученика с данным движением будут только положительные эмоции и он будет понимать, что фраза «High five» означается «Дай пять». Если вы работаете офлайн, то, когда хвалите ребенка, можете легонько прикоснуться к его плечу, чтобы он обратил на вас внимание.
7. Давайте трогать предметы. Не все слова мы можем показать наглядно. Сейчас очень популярны среди детей слаймы. Мы раньше называли их лизунами. Они могут быть разных цветов и текстур. Как правило, кинестетики любят что-то трогать. Попросите ученика показать вам слайм и рассказать какого он цвета и текстуры. Также слаймы можно ассоциировать с темами урока. Пусть ребенок на каждом уроке, если появляется новая тема, кладет рядом слайм и иногда трогает его для подкрепления темы. В следующий раз когда он будет доставать слайм из коробки, то сразу будет вспоминать ощущения и ассоциировать их с темой. Если ваш ученик не любит слаймы, то он может взять любые любимые вещи (ручки разных цветов, чашки или игрушки). Важно, чтобы у ученика на одну тему был отдельный предмет.
5 упражнений, которые хорошо подойдут для кинестетиков
1. «Крокодил». Очень хорошо для запоминания лексики поможет всем нам известная игра «Крокодил». Если вы работаете онлайн, то создайте колесо с изучаемой лексикой. Попросите ученика покрутить колесо, чтобы ему выпало слово, которое он показывает, а вы будете отгадывать. И потом наоборот. Если вы работаете офлайн, то напишите слова на бумажке, разрежьте их и смешайте. По очереди вытягивайте слова и показывайте.
2. Doodle. Сейчас стало модным ведение дневников, в которых используются doodle рисунки. Многие ученики любят рисовать. Пусть в качестве домашнего задания нарисуют в таком стиле себе лексику, которую вы изучили на уроке. Если для визуалов главная цель этого задания — результат, то для кинестетов это сам процесс. Обсудите потом рисунок на уроке. Подходит как для офлайн, так и для онлайн работы.
3. Диалоги. Одно из хороших заданий для развития разговорной речи и аудирования — диалоги. С кинестетами всегда предлагайте читать диалоги по ролям. Если вы работаете тет-а-тет, то читайте вместе с учеником и потом обязательно меняйтесь ролями, чтобы ученик мог запомнить всю лексику диалога. Если вы работаете в группе, то просите учеников читать диалоги вместе и потом конечно же поменяйте их ролями.
4. «Где он?» Задействуйте пространство. Одна из тяжело запоминающийся тем для детей — предлоги. Если вы работаете с предлогами места попросите ученика взять несколько предметов, проговорить предлог и показать где он находится по отношению к другому предмету. Если вы работаете офлайн и в группе, то поделите детей на команды и попросите кинестета показывать, где находится предмет, а команда пусть называет предлог. Соревновательный дух никто не отменял.
5. «Сlap». Помогает как для тренировки грамматики, так и лексики. Например, частая ошибка учеников: они считают, что если изменят интонацию в предложении, то из утверждения сделают вопрос. Чтобы они почувствовали разницу дайте им задание — хлопнуть, когда услышит предложение грамматически правильно построенное для вопроса. Не меняйте интонацию специально. Дайте ученику сначала понять, как это должно выглядеть грамматически правильно, а потом добавляйте интонацию.
Не забывайте, что желательно чередовать данные упражнения с другими, которые нацелены на развитие визуальных и аудиальных навыков. Не существует «чистых» кинестетов, визуалов и аудиалов. Любой навык можно развить. Терпение и труд все перетрут!
СОДЕРЖАНИЕ
История
Кинестетический интеллект, который изначально был связан с тактильными способностями, был определен и обсужден в книге Говарда Гарднера « Обрамления разума: теория множественного интеллекта» в 1983 году. В этой книге Гарднер описывает такие действия, как танцы и выполнение операций, как требующие большого кинестетического интеллекта: использование тело, чтобы что-то создавать (или делать).
Маргарет Х’Дублер писала и говорила о кинестетическом обучении в 1940-х годах, определяя кинестетическое обучение как способность человеческого тела выражать себя через движение и танец.
Модель VARK
Нил Флеминг, новозеландский учитель и теоретик в области образования, разработал модель VARK (визуальная, слуховая или слуховая, чтение / запись и кинестетика). Согласно модели Флеминга, кинестетические обучающиеся похожи на тактильных обучающихся в том, что им нравится практическое экспериментальное обучение. Они преуспевают в конкретном обучении, таком как обучение на рабочем месте, опыт работы, стажировки, симуляторы и т. Д. (Kte’pi, 2016).
Модель Флеминга VAK / VARK (одна из наиболее распространенных и широко используемых категорий различных типов стилей обучения) классифицирует стили обучения следующим образом:
Память навыков также относится к категории кинестетического обучения, поскольку это то, что происходит, когда кто-то учится кинестетически. Воспоминания о навыках трудно передать, кроме как путем прямой демонстрации, они могут быть приобретены без осознания и требуют нескольких повторений.
Классификация
Кроме того, Дениг (2004) в своей статье «Множественный интеллект и стили обучения: два дополнительных измерения» представил модель стилей обучения Данна и Данна, в которой рассматривается 21 элемент, влияющий на обучение студентов. Эти элементы разбиты на пять стимулов: экологические, эмоциональные, социологические, физиологические и психологические переменные. Согласно этой модели физиологические стимулы состоят из четырех элементов, один из которых является перцепционным. Perceptual описывает слуховой, визуальный, тактический и кинестетический стили, благодаря которым учащиеся учатся более эффективно. Это придает смысл концепции, согласно которой изучающие кинестетику лучше всего учатся через действия и опыт всего тела, в то время как тактичные учащиеся лучше всего учатся, манипулируя предметами руками.
Кинестетическая память
Виды памяти навыков
Стратегии управления
Вот некоторые эффективные стратегии, используемые для вовлечения немотивированных студентов во время занятий:
Вот некоторые эффективные стратегии, используемые для управления гипер-мотивированными студентами:
Кинестетические ученики в классе
Предметы могут быть обучены для кинестетиков. Используя подход, основанный на силе и центрировании на учащемся, преподаватели должны вовлекать учащихся кинестетиков в занятия, требующие движений, потому что они учатся на собственном опыте. Мероприятия могут включать ролевые игры, драму, танцы, скачки и соревнования, экскурсии и проекты.
Фавр (2009) заявил, что стратегии обучения должны включать движение в игровом формате. Фавр предложил разрабатывать кинестетические игры. Например, «игровые доски, такие как крестики-нолики, прикрепленные к полу в классе, и шаблон классиков, нарисованный на асфальте игровой площадки или тротуарах вокруг школы» (стр. 32). Фавр также предположил, что инструкторы могут использовать «коммерческие игры, такие как Twister, Jeopardy и Nerf Basketball, и создавать игровые карточки, соответствующие целям их урока» (стр. 32–33).
Риз и Данн (2007) в своем исследовании стилей обучения первокурсников колледжа рекомендовали, что «для обеспечения успеха кинестетических учащихся классы должны обеспечивать активный опыт для планирования или выполнения целей, таких как посещения, проект, ролевые игры, симуляции и пол или настенные игры »(с. 108).
Дена Листер подчеркивает улучшения, которые были обнаружены в успеваемости в классе шестиклассников, поддерживающих обучение. Листер пишет: «Студенты LSS также значительно продвинули первый метод обучения в стиле обучения, предполагающий, что именно этот метод обучения, основанный на стиле обучения, а не традиционное обучение, был более эффективной стратегией обучения для этих студентов».
А.Дж. Ричардс отмечает, что преподавателям физики может быть очень полезно разработать и использовать педагогические методы, которые помогают студентам визуализировать и продуктивно рассуждать об этих концепциях. Особенно эффективная стратегия использует кинестетическое обучение.
Признаки кинестетического ученика
Скайлар Андерсон указывает на признаки, которые могут заставить человека поверить в то, что он кинестетический ученик. Например, в своей работе он указывает следующие признаки: ваше колено постоянно подскакивает. Вы регулярно пинаете футбольный мяч, подбрасываете бейсбольный мяч или крутите баскетбольный мяч на пальце во время разговора. Вы трескаете пальцы, готовясь к действию или выполняя какое-либо действие. Вы говорите руками как дополнение к своей речи. Вы делаете шаг, когда вам действительно нужно запихнуть информацию для теста. Вы имитируете вещи, чтобы улучшить свою память. Вы более двух раз попадали в неприятности из-за того, что постукивали карандашом по столу или щелкали ручкой за один и тот же учебный период. Вы думаете лучше всего, когда тренируетесь. Вы лучше запоминаете свои заметки, когда записываете их рукой, а не печатаете. Вы касаетесь всего, что попадаете в магазин, не задумываясь об этом.
Критика
Несмотря на то, что в отношении кинестетического обучения были проведены обширные исследования, все еще существует несколько исследовательских проектов, которые дали неоднозначные результаты из-за неоднозначного характера определения тенденций стиля обучения. В настоящее время не существует надежного способа полностью вывести идеальный стиль обучения человека. Хотя есть доказанная связь с определенными стимулами и двумя полушариями мозга, идея кинестетического обучения обычно подвергается критике из-за ее случайного использования в просторечии.
Исследования действительно показывают, что смешанные презентации (например, сочетание слуховых, кинестетических и визуальных техник) улучшают результаты по множеству предметов. неоднородное студенческое население.
Вовлеченные мозговые субстраты
Все три эти важные системы мозга работают вместе, как одна команда, причем одна из них не важнее другой. Они работают вместе, позволяя реагировать на сенсорные события, время, контролировать физические действия и многое другое. Однако важно помнить, что, если человек не занимается активной практикой, эти части мозга не помогут ему полностью раскрыть свой потенциал. Изменения в мозге, происходящие во время обучения, по-видимому, делают нервные клетки более эффективными или мощными. Исследования показали, что животные, выращенные в сложных условиях, имеют больший объем капилляров на нервную клетку и, следовательно, больший приток крови к мозгу, чем животные в клетке, независимо от того, жили ли животные в клетке в одиночку или с товарищами. В целом, эти исследования демонстрируют организованный паттерн увеличения емкости мозга, зависящий от опыта.
Аудиалов, визуалов и кинестетиков надо учить по-разному: правда или миф?
Кто это вообще придумал и зачем.
По данным международного опроса, более 90% учителей верят в то, что аудиалов, визуалов и кинестетиков нужно учить по-разному. Но правда в том, что нет ни одного доказательства, которое убедительно подтвердило бы этот подход. Мы решили разобраться, откуда взялся этот миф и почему он очень вредный.
Из этой статьи вы узнаете:
Журналистка. Пишет про исследования в сфере образования и пытается разрушить все вредные нейромифы. Любит онлайн-курсы и философию стоиков. Разбирается в поп-культуре и ратует за её использование в процессе обучения.
С чего всё началось
В начале девяностых годов ХХ века новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг решил разобраться в том, что давно не давало ему покоя. Он посетил около 9 тысяч разных классов и заметил, что иногда даже самые профессиональные и талантливые учителя не могли найти подход к части своих учеников, и в то же время абсолютно ординарным учителям порой везло — ни у кого в их классах не возникало трудностей с пониманием нового материала. Флемингу стало интересно, в чём тут секрет.
После некоторых размышлений он решил, что это связано с тем, что разные люди предпочитают получать информацию разными способами. Проще говоря, если ученикам не подходит тот способ, который использует учитель, то они его не понимают, будь он хоть суперпедагогом. И наоборот: если всем детям в классе подходит тот способ, который использует учитель, то они хорошо его поймут, даже если он педагог отнюдь не блестящий.
Например, для кого-то лучшим ответом на вопрос «Как пройти к музею?» будет нарисованная карта, а другому достаточно словесного описания. Исходя из этих различий, Флеминг разработал опросник VARK — это акроним для слов Visual, Aural, Read/Write, Kinesthetic («визуальное, слуховое, чтение и письмо, кинестетическое»). По результатам ответов на вопросы VARK делит людей на четыре группы в зависимости от того, как они воспринимают информацию:
Вы можете и сами ради интереса пройти VARK-тест. Правда, есть вероятность получить результат multimodal (то есть смешанный тип).
У Флеминга были предшественники и последователи
Флеминг был не первым, кто попытался выявить индивидуальные склонности к тем или иным стратегиям обучения. Задолго до него, в двадцатые годы прошлого века, существовала идея, что люди лучше всего запоминают информацию, когда используют правильный («доминантный») стиль обучения. Концепция не включала вербальную стратегию из модели Флеминга, поэтому обозначалась тремя буквами — VAK (Visual, Auditory, Kinesthetic — «визуальное, слуховое, кинестетическое»).
Особенно активно эту концепцию развивали Уолтер Барб и его коллеги во второй половине ХХ века. Стили обучения они называли модальностями, и их исследования были тесно связаны с нейролингвистическим программированием.
Одна из концепций Барба зашла даже дальше, чем теория Флеминга: Барб предположил, что при подборе преподавателя и студента с одной модальностью успеваемость студента улучшится.
Однако именно VARK-опросник Флеминга стал особенно популярным в образовательной среде. За половину 2006 года более 180 тысяч человек прошли этот тест. Можно предположить, что сейчас эти цифры уменьшились или что опросник популярен только в США. Но если вы введёте в поисковик запрос «VARK стили обучения», вы найдёте сотни статей на тему в том числе на русском языке (и многим из них не больше двух-трёх лет), авторы которых выступают за применение этого метода на практике.
Обозревательница The Atlantic Ольга Казан считает, что столь широкое распространение концепции «стилей обучения VARK» можно связать с популярным в девяностые движением по повышению самооценки. В его основе лежала идея, что каждый человек — особенный. Следовательно, у каждого должен быть свой необычный стиль обучения.
Дают ли подобные опросники и деление людей на типажи какую-то пользу для обучения?
Какие есть доказательства эффективности теории
Если коротко — никаких. На текущий момент нет ни одного научного доказательства того, что VARK/VAK подходы действительно работают и могут помочь студентам лучше учиться. Большая часть исследований, которые пытаются доказать пользу стилей обучения в зависимости от того, относятся студенты к аудиалам, визуалам или кинестетикам, не удовлетворяют основным критериям научной достоверности.
Давайте представим, что нужно для того, чтобы подтвердить гипотезу о визуалах, аудиалах и кинестетиках. Основное требование — это правильно поставленный эксперимент. Чтобы он был достоверным, подборка участников исследования должна быть рандомизированной (то есть случайной). Именно это позволяет свести к минимуму статистическую ошибку, из-за которой часто и возникают недостоверные результаты. Как же этого достичь?
Представляется так: участников эксперимента нужно поделить на типы (аудиалы, визуалы, кинестетики), затем случайным образом распределить их по группам, потом протестировать их образовательные успехи. При этом каждый человек должен пройти через несколько этапов: опросник на определение типа восприятия информации, случайное разделение на группы, в которых преподавание будет построено по определённому стилю (некоторые люди попадут в группу с подходящим им стилем, другие — нет). И сдача финального теста для оценки усвоения материала (одинакового для всех участников). Дальше учёные смогут сравнить результаты.
Если студенты, попавшие в группу обучения по своему типу, на финальном тестировании покажут результаты лучше, чем остальные, то это подтвердит, что такой подход к обучению работает.
Например, визуалы в таком исследовании должны лучше запомнить информацию, когда им показывают картинки, чем когда они воспринимают ту же информацию на слух — а следовательно, пройдя материал по такому принципу, они покажут лучшие оценки на экзамене.
Учёные из университетов Калифорнии, Вашингтона и Южной Флориды в своём обзоре исследований «Стили обучения. Концепции и доказательства» указывают на то, что большинство научных работ о стилях обучения в принципе не основаны на эксперименте. Те же, кто всё же проводил эксперименты, не смогли подтвердить, что стили обучения действительно работают. В конце этого научного ревью учёные отдельно отмечают, что «любое применение стилей обучения в классе неоправданно».
Какие есть доказательства несостоятельности теории
В 2018 году вышло исследование, в рамках которого учёные попросили сотню студентов заполнить VARK-опросник, чтобы выяснить их «доминантный» тип. Затем участники получали стратегии обучения, которые в теории должны были коррелировать с их доминантным типом.
Выяснилось, что студенты обычно не учились тем способом, который якобы идеально подходил им по данным теста. А люди, которые, получив свои результаты, решили попробовать подстроиться под якобы подходящий им стиль обучения, не улучшали свои показатели.
Кроме того, VARK-опросник показал, что многие студенты используют сразу несколько стилей (например, визуальный и кинестетический), но ни один из них не даёт им явной выгоды в оценках и успеваемости. Авторы добавляют, что всё ещё можно экспериментировать с разными методами и стилями обучения, но не стоит зацикливаться на чём-то одном.
Кандидат наук в области экспериментальной психологии Эбби Нолл и её коллеги из Центрального Мичиганского университета выяснили, что люди часто заблуждаются в оценке себя в качестве визуалов, аудиалов или кинестетиков.
Так, студенты, которые называли себя «визуалами», думали, что запоминают картинки лучше (то же самое говорили о запоминании слов учащиеся с «вербальным» стилем), однако после эксперимента их предположения не подтвердились.
По сути, их «доминантный стиль обучения» всего лишь значил, что им больше нравились, например, картинки или чтение, а не то, что благодаря картинкам или чтению они лучше запоминали что-то. Получается, можно уверенно заявлять, что знание о том, «аудиал» вы или «визуал», едва ли приносит реальную практическую пользу.
Бэт Роговски из университета Блумсберга и Барбара Калоун из университета Вандербильта также подтвердили несостоятельность теории стилей обучения. Они выяснили, что люди с «визуальными» предпочтениями на самом деле лучше справлялись со всеми видами тестов (а не только с заданиями с картинками).
Исследователи сделали довольно важный вывод: преподавателям лучше прекратить приспосабливать уроки и задачи к типам студентов, ведь, по сути, это медвежья услуга.
Именно разнообразие подходов, сочетающих в себе различные стили обучения, может помочь студентам лучше справляться с учёбой.
А есть ли работающие способы помочь студентам учиться лучше?
К счастью, когнитивная наука уже давно исследует методы обучения. Так что есть достаточно много техник, которые, хотя и не могут стопроцентно гарантировать любому человеку успех в обучении, много раз показывали свою эффективность.
Так, известно, что студенты достигают больших успехов, если:
Эти техники уже были хорошо изучены. Так зачем же доверять мифу, который раз за разом опровергается?
Научное сообщество старается донести до сотрудников сферы образования, что идея деления на визуалов, аудиалов и кинестетиков в целях обучения несостоятельна.
В научном мире существует даже забавный челлендж — первая команда учёных, которая сможет доказать не только правдивость этой концепции, но и эффективность вообще любого деления людей на типы в зависимости от подходящим им стилей обучения, получит тысячу долларов. Инициатива пошла от блогера и исследователя Уилла Тальхаймера, который даже выделил 11 критериев, по которым он готов принять результаты. Среди них и детали эксперимента, и минимальная статистическая значимость, и требования к участникам (это должны быть взрослые люди, обучающиеся на рабочем месте). Как можно догадаться, пока приз никто не получил.
В действительности самое важное при обучении — это концентрация внимания на материале. То, какие стили обучения человек при этом использует, уже вторично.
Мозг человека «любит» разные варианты приёма информации. Например, вполне вероятно, что некоторым студентам запись информации на карточках с картинками действительно помогает лучше запоминать тему. Однако эти карточки в любом случае не сработают, если учащийся не сосредоточен на теме, которая на них представлена. И тем более — если он использует подготовку этих карточек в качестве способа прокрастинации.
Оптимальный вариант — предлагать студентам разные техники и наблюдать за тем, что им больше подходит. Для всего этого нужны любопытство и терпение. Но такой экспериментальный подход лучше, чем приверженность идее, истинность которой ни разу не была доказана.