кингисепп собор святой екатерины

Собор святой великомученицы Екатерины

г. Кингисепп, Гатчинская епархия, Ямбургское благочиние

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

История создания

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Вид на Ямбург. Фото начала ХХ века.

Екатерининский собор располагается в историческом центре города Кингисепп (ранее – Ям, Ямбург). Это одно из самых живописных мест города. Храм поставлен на высоком, обрывистом берегу реки Луги. Его изящный силуэт буквально взмывает в небеса. Такое ощущение устремленности вверх порождается гармоничным союзом ландшафта и самого архитектурного облика храма.

Мастерство зодчего имеет определяющее значение при создании любого рода архитектурного сооружения. Проект Екатерининского собора вышел из-под пера одного из самых выдающихся итальянских архитекторов, работавших в России – Антонио Ринальди.

Он покинул родную Италию и в 1752 году приехал в наши холодные края. К тому времени Ринальди был уже сложившимся мастером. Он прошел обучение у одного из ведущих зодчих позднего итальянского барокко – Луиджи Ванвителли. И еще в Италии снискал славу «искусного архитектора».

В России ему сопутствовала удача. Буквально с первых лет Ринальди стал архитектором «малого двора» – вошел в ближайшее окружение цесаревича Петра III. А в 1762 году был назначен придворным архитектором императрицы Екатерины II и ведущим архитектором Петербурга.

Мы не можем утверждать, что Антонио Ринальди посещал наш город, поскольку не располагаем документальными свидетельствами. Однако, приступая к созданию чертежа, он всегда прежде появлялся на месте, где предполагалось осуществить его архитектурный замысел. Этот факт дал основание Александру Шевченко представить в своих историко-краеведческих очерках смелую версию:

«Прозрачным осенним днем Антонио Ринальди стоял на высоком левом берегу реки Луги, обратив лицо на восток… Голова его работала над очередным творением. Он видел его вписанным в данное пространство, искал нужные пропорции.

…Его особо интересовала площадка вправо от крепости, сразу за рвом. Еще недавно там стояла деревянная церковь Архистратига Михаила. Случился пожар – явление частое в городах, возведенных большею частью из дерева, – и от храма мало что осталось. Здесь теперь должно встать нарядное здание из камня».

Пожар, о котором идет речь, случился 9 мая 1761 года. Город понес большие потери: было уничтожено «22 двора городских жителей со всеми их пожитками» и два деревянных храма. Один из них – собор во имя Архистратига Михаила, построенный в 1703 году по указу Петра Великого (по причине ветхого состояния был непригоден для служб); второй – церковь Архангела Михаила, возведенная рядом с обветшавшим собором (просуществовала всего 4 года).

«Для Ямбурга событие этой майской ночи стало настоящим бедствием, – пишет в своем исследовании искусствовед Андрей Белобородов. – Город на долгие годы лишился храма. Несколько лет жители вынуждены были ходить на службы в ближайшую церковь села Ополья, располагавшуюся в пятнадцати верстах от Ямбурга. Таинства крещения младенцев и отпевания покойников осуществлялись в холщовой палатке у пепелища, а с наступлением холодов – в церковной караульной избе».

В 1764 году императрица Екатерина II, совершая поездку по Эстляндии и Лифляндии, посетила Ямбург. Увидев тяжелое положение горожан, она велела построить временный храм. Он должен был принять на себя функции городского собора на период строительства нового каменного храма.

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Апраксин А. П., Иванов В. Обмер Екатерининского собора в Ямбурге. Южный фасад. Чертеж, бумага, тушь, 68,5Х49,5. НИМ Российской академии художеств.

Началом возведения Екатерининского собора принято считать дату именного указа императрицы Екатерины II – 2 августа 1764 года. Однако фактически работы на строительной площадке начались спустя два года, когда императрица поручила Ивану Перфильевичу Елагину возглавить «возобновление Ямбурга» и ежегодно отпускала на это сумму в 50.000 рублей.

Закладка храма, вероятно, состоялась летом, на что указывает расположение алтаря. По христианской традиции алтарь всегда обращен на восток. В Екатерининском соборе он имеет значительные отклонения в сторону севера. «Подобные отклонения были возможны в северо-западной части России, если закладка храма происходила летом, так как восходы и закаты в наших широтах сдвинуты к северу», – поясняет искусствовед А. Белобородов.

К лету 1773 года каменный собор был построен. Но не тот, который мы видим сегодня! На обрывистом берегу реки возвышался однокупольный храм. В плане он представлял собой равносторонний крест. Это был очень красивый храм: восемь больших прямоугольных окон украшали его барабан, а вазы из пудожского камня, барельефы и кронштейны придавали собору особое изящество.

7 июля того же года И.П. Елагин представил отчет в Дворцовую канцелярию об окончании строительных работ. Екатерина II этот собор не видела. Вероятно, ей показали модель. По решению императрицы в облик храма необходимо было внести изменения. К сожалению, на сегодняшний день мы не располагаем документами, которые могли бы объяснить причину замены только что построенного однокупольного собора на пятиглавый храм. Поэтому выводы о целях этой перестройки можно сделать лишь на основе косвенных источников и свидетельств того времени.

Одной из возможных причин искусствовед А. Белобородов считает сильно изменившуюся моду на культовые постройки в 1770-х гг.: «Начало этому долгому процессу было положено еще при Елизавете Петровне. Императрица не жаловала однокупольные храмы, возведенные по европейскому образцу. С того времени церковные сооружения все чаще стали обретать православное пятиглавие».

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Собор св. вмч. Екатерины, Ямбург. Почтовая открытка. Издание В. Д. Михайловского в Нарве. 1907 г. Из архива автора.

Итак, работы на соборе возобновились. И к 1780 году он обрел привычный для нас облик, получил колокольню и стал пятиглавым.

10 мая того же года Ямбург посетила Екатерина II и велела освятить новый собор. Указ императрицы был исполнен спустя три года. Причина длительной отсрочки состояла в том, что не были готовы образа для иконостаса. «Живописные работы выполнял профессор Академии художеств Гаврила Игнатьевич Козлов. В 1780 году написание образов еще продолжалось, а следующие два года художник терпеливо ждал оплаты своего труда, не отдавая живопись до полного с ним расчета. Вероятно, с финансированием строительства в Ямбурге уже начались перебои», – заключает А. Белобородов.

Освящение Екатерининского собора состоялось 6 апреля 1783 года. Закончился долгий девятнадцатилетний период возведения храма.

Источник

Собор святой великомученицы Екатерины

г. Кингисепп, Гатчинская епархия, Ямбургское благочиние

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Расписание богослужений

Расписание богослужений на неделю с 15 по 21 ноября 2021 года

— Исповедь совершается на каждом вечернем богослужении —

Понедельник (15.11.21):

8:30 — Божественная Литургия не совершается. Санитарный день.

17:00 — Вечернее богослужение

Вторник (16.11.21):

8:30 — Часы. Божественная Литургия (мчч. Акепсима еп., Иосифа пресвитера и Аифала диакона; обновление (освящение) храма вмч. Георгия в Лидде; мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их; прп. Акепсима; прав. Снандулии

17:00 — Вечернее богослужение

Среда (17.11.21):

8:30 — Часы. Божественная Литургия (прп. Иоанникия Великого; сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера; прп. Меркурия Печерского; блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого; прп. Никандра Городноезерского)

17:00 — Вечернее богослужение

Четверг (18.11.21):

8:30 — Часы. Божественная Литургия (мчч. Галактиона и Епистимии; свт. Ионы, архиеп. Новгородского; свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси; отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов; апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога; свт. Григория, архиеп. Александрийского)

17:00 — Вечернее богослужение

Пятница (19.11.21):

8:30 — Часы. Божественная Литургия (свт. Павла исп., патриарха Константинопольского; прп. Варлаама Хутынского; мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны; прп. Луки Тавроменийского; прп. Луки, эконома Печерского; свт. Германа, архиеп. Казанского; прп. Варлаама Керетского)

17:00 — Вечернее богослужение

Суббота (20.11.21):

8:30 – Часы. Божественная Литургия (мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита; прп. Лазаря Галисийского; мч. Феодота корчемника; мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина; прп. Зосимы Ворбозомского; обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского); мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии)

17:00 — Всенощное бдение

— Неделя 22-я по Пятидесятнице —

Воскресенье (21.11.21):

8:30 – Часы. Божественная Литургия (Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила)

Источник

Собор святой великомученицы Екатерины

г. Кингисепп, Гатчинская епархия, Ямбургское благочиние

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Архитектура и интерьер

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

А. Ринальди. План Екатерининского собора в Ямбурге. Копия И. Иванова. До 1783 г. РГВИА, ф. 418, оп. 1, д. 127.

Приступая к созданию Екатерининского собора в Ямбурге, Антонио Ринальди уже имел опыт храмового строительства. Еще до приезда в Россию, в родной Италии он участвовал в возведении католического собора в городе Пезаро и монастыря св. Августина в Риме. Одним из первых православных соборов, созданных по его проекту, стал храм Воскресения Христова в Почепе. Здесь архитектор решил композицию храма, встроив в массив здания многоярусную колокольню. Удачно найденный прием он в дальнейшем широко использовал. Мы можем видеть его в проектах петербургских соборов – 3-его Исаакиевского, Вознесенского и Князь-Владимирского, – а также в архитектурном решении Екатерининского собора в Ямбурге.

За время строительства (1764 – 1780 гг.) первоначальный проект Екатерининского собора претерпел значительные изменения. В 1773 году возведенный в соответствии с архитектурным замыслом храм был представлен императрице. По решению Екатерины II собор подвергся перестройке. Тогда и появилась характерная для творчества Ринальди трехъярусная колокольня, увенчанная главкой, напоминающей крупную балясину. Такого рода ринальдиевские шпили, в которых по-разному разрабатывался мотив балясины, можно встретить во всех его проектах культовых сооружений.

Вторым существенным изменением в облике храма стало пятиглавие. Четыре основания под малые барабаны были вписаны в уже существующий план здания, который имел форму равностороннего (греческого) креста. Барабаны завершались главками, увенчанными крестами. Кресты Екатерининского собора представляют особый интерес, поскольку выполнены по рисункам самого Ринальди. Их детальное описание представил в своем исследовании искусствовед А. Белобородов: «в массивном вызолоченном подкрестном шаре утвержден четырехконечный общехристианский (униатский) крест с сиянием в перекрестии. Такой же рисунок и пропорции имеют кресты Воскресенского собора в Почепе, созданного по проекту Ринальди».

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

А. Ринальди. Разрез Екатерининского собора в Ямбурге. Копия И. Иванова. До 1783 г. РГВИА, ф. 418, оп. 1, д.127.

Внесенные в план коррективы дополнили архитектурную музыку храма новыми аккордами. Впрочем, сама эпоха способствовала развитию новаторских идей. Собор Святой Екатерины создавался в условиях смены архитектурного стиля. В 1760-х гг. благодаря французскому влиянию в России стал популярен так называемый «греческий вкус» (известен сегодня как ранний классицизм). Пышное барокко с его прихотливыми орнаментами уступило место строгой гармонии пропорций нового стиля. Источником вдохновения для художников и архитекторов того времени являлось искусство античного мира и эпохи итальянского Возрождения. Однако пристальное изучение классического наследия не означало буквального следования всем его канонам. Такой подход наиболее ярко выразил один из архитекторов того времени Валлен Деламот в словах «не все античное – закон, надо делать как лучше».

Антонио Ринальди, работая на стыке двух архитектурных стилей, умело сочетал в своих произведениях элементы барокко с новой эстетикой классицизма, идеал которого состоял в «благородной простоте и спокойном величии». Екатерининский собор – один из немногих сохранившихся памятников этого переходного периода. Доминирующим стилем в облике храма выступил классицизм. Он проявился в уравновешенности симметричной композиции, строгом ритме ордерных элементов, уплощенности фасадов и сдержанности убранства. В этом отразились господствовавшие в обществе философские идеи просветительства. Рационализм просочился во все сферы деятельности человека, в том числе, искусство. «Рационализм как стремление к ясности, понятности, логичности архитектурного образа, – отмечает М.А. Ильин в статье “Некоторые особенности переломного периода между барокко и классицизмом в русской архитектуре”, – стал основным фактором формообразования нового стиля. Его принципы требовали особо стройной, логически цельной художественной концепции».

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

А. Ринальди. Иконостас Екатерининского собора в Ямбурге. Копия И. Иванова. До 1783 г. РГВИА, ф. 418, оп.1, д. 127.

Однако отказ от барокко проходил постепенно. Поэтому, не смотря на господствовавшее положение новых архитектурных веяний, барокко продолжало оказывать влияние на декор здания. Богато украшенный лепкой собор Святой Екатерины заключал в себе разнообразие форм барочного стиля. Гирлянды растительного орнамента, алебастровые вазы, барельефные головки поющих херувимов, пилястры коринфского ордера, изящные волюты и другие элементы декора украшали собор, придавая ему особую торжественность.

Изящество храма подчеркивало и выбранное цветовое решение. Стены имели жемчужно-серый цвет, а пилястры, тяги, скульптурный декор и вазы – белый. Комбинирование этих двух цветов придало восприятию собора дополнительный объем. Кровля и карнизы окон были выкрашены «черленью» (краской кирпично-красного цвета), а главки и шпиль колокольни – «ярью венецианской» (масляной краской синевато-зеленоватого цвета с оттенком окислившейся меди).

Палитра стен в интерьере Екатерининского собора была решена в двух цветах. Выбеленный изнутри храм украшали декоративные элементы, выполненные из искусственного мрамора серо-розового цвета. «Во многих сооружениях Ринальди цвет и структура натурального или искусственного камня являлись главной составляющей декоративного убранства, – поясняет искусствовед А. Белобородов. – Зодчий чувствовал красоту мрамора особенно тонко и виртуозно использовал ее в отделке многих светских и церковных сооружений». Однако лепной декор интерьера был достаточно скуп. Это говорит о возраставшем увлечении архитектора классицистическими тенденциями. В целом же, интерьер Екатерининского собора был решен идентично с архитектурой фасадов. Этот декоративный прием создал единство восприятия художественного образа всего храма.

Дальнейшая история собора показывает, что интерьер храма не раз претерпевал изменения. Неоднократно перекрашивались стены собора, меняя свой цвет. А в конце XIX – начале ХХ вв. купол и стены Екатерининского собора украсили фрески: девятнадцать живописных изображений в стиле Гюстава Доре. Притвор также получил живописное оформление, центральная часть которого была посвящена Святой великомученице Екатерине.

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Екатерининский собор в Ямбурге. Фото П. П. Покрышкина, И. Ф. Чистякова. 1909 г. Фотоархив ИИМК РАН.

Внешнее убранство храма со временем сильно обветшало. Пышный барочный декор был практически полностью утрачен в XIX веке. Тогда же на собор обрушилась настоящая беда: на внутренней части колокольни и двух западных барабанах образовалось множество трещин. Причина их возникновения, вероятно, была связана с действием грунтовых вод. Чтобы уберечь собор от дальнейшего разрушения, архитектор П.П. Трифанов предложил скрепить трещины на стенах колокольни специальными железными скобами, а западные барабаны связать металлическими обручами. Исполнение сложных технических работ стало возможным благодаря личной помощи князя В.В. Оболенского. Благодаря ему удалось найти необходимую для ремонта сумму. Конструкция П.П. Трифанова оказалась надежной. Уже более ста лет она фиксирует от разрушения два малых барабана храма.

В начале ХХ века в среде творческой интеллигенции наблюдался всплеск интереса к отечественным памятникам старинной архитектуры. Императорская археологическая комиссия признала ямбургский собор «высокохудожественным памятником старины». В 1911 году был учрежден комитет по реставрации Екатерининского собора. Однако, как отмечает А. Белобородов, «главная задача комитета… оказалась не выполненной. Воссоздание утраченного великолепия собора было сведено к мероприятиям по консервации проблемных участков здания. В 1913 году от реставрационных работ отвлекли общеимперские мероприятия по празднованию 300-летия Дома Романовых, а в 1914 году началась Великая война». Ветхое состояние Екатерининского собора еще более усугубилось в советский период. Храм претерпел надругательства со стороны безбожной власти, разделив скорбную участь многих святынь нашей страны.

Источник

Екатерининский собор Кингисепп

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Содержание:

Строительство Екатерининского собора в Кингисеппе

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Своим рождением Екатерининский собор в Кингисеппе обязан воле императрицы Екатерины II и ее указанию от 1762 года. Однако годом ранее ее венценосная предшественница Елизавета Петровна всего за несколько месяцев до смерти приказала выстроить в Ямбурге храм.

Местом для будущего храма была определена территория чуть западнее пепелища сгоревшей деревянной церкви Архангела Миханла, возведенной указом императора Петра Алексеевича в 1703 году, когда Ямбург наконец-то стал русским городом.

Императрица Елизавета на будущие расходы не поскупилась: храм должны были строить непременно из камня, а в зодчие якобы решено было пригласить самого Франческо Бартоломео Растрелли, что, впрочем, не подтверждается никакими историческими источниками. Но до кончины Елизаветы успели только подвести под будущий храм фундамент.

В 1764 году Екатерина II, совершая поездку по Эстляндии и Лифляндии, посетила Ямбург. Побывав в городе, новоиспеченная императрица прониклась сочувствием к бедственному положению прихожан-погорельцев и повелела стройку главного храма продолжить.

Проект собора был поручен известному в ту пору архитектору Антонио Ринальди, автору таких архитектурных шедевров, как Мраморный дворец в столице, роскошный Китайский дворец в Ломоносове и Большой дворец в Гатчине.

В 1766 году были торжественно заложены первые символические камни в основание будущего храма, и в далекой приграничной глубинке Российской империи приступили к постройке величественного, поистине «придворного» собора!

Строительство собора Святой Великомученицы Екатерины продолжалось до 1773 года. 7 июля Иван Елагин представил подробный отчет в Дворцовую канцелярию об окончании строительных работ, и тут случилось невероятное. Храм оказался. не таким, как надо!

Екатерина II пожелала видеть собор в Ямбурге пятиглавым и еще более представительным. Строительство продолжилось, и к 1780 году собор обрел привычный для нас облик, получил колокольню и стал пятиглавым.

6 апреля 1783 года новоиспеченный собор в Ямбурге был освящен во имя святой великомученицы Екатерины Александрийской. Почти 20 лет строительства большого храма в Ямбурге завершились.

История Екатерининского собора Кингисеппа

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Лихая година революционных перемен наложила немалый отпечаток на историю Ямбурга. В ведении Русской православной церкви собор Святой Екатерины оставался до лета 1932 года, и все это время здесь не прекращались богослужения. Затем здание конфисковали власти, в Екатерининском соборе разместились физкультурный зал и клуб 12-го пограничного Туркестанского полка НКВД.

Великая Отечественная война принесла Ямбургу и его главному собору немало разрушений, прежде всего от частых бомбежек города и последующих артиллерийских обстрелов. Некогда блестящий и роскошный собор отныне производил удручающее впечатление.

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Лишь 25 марта 1960 года Екатерининский собор был признан памятником русской архитектуры и был взят под охрану государства. Это дало возможность приступить в 1965 году к реставрации былой гордости Кингисеппа.

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Почти 15 лет (1965-1979) тянулась реставрация собора Святой Екатерины. Собор восстанавливали по подлинным чертежам самого Антонио Ринальди, чудом сохранившихся в архивах.

3 октября 1979 года собор открыл свои двери, но не как православный храм, а как музей, здание передали местному краеведческому музею под историческую экспозицию «Старый Ямбург».

Только 1 июня 1990 года Екатерининский собор передали городской православной общине. А 13 сентября того же года в храме торжественно прошел благодарственный молебен в честь долгожданного возвращения храма верующим.

На Святую Троицу, 3 июня 2000 года в соборе состоялось первое после восстановления богослужение. Зимой 2008 года был закончен очередной цикл масштабных реставрационных мероприятий. Екатерининский собор вновь был освящен. Новая жизнь старого собора продолжается.

Собор Святой Великомученицы Екатерины в Кингисеппе архитектура

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Архитектура собора Святой Великомученицы Екатерины в Кингисеппе.

Три яруса высокой колокольни, стены с колоннами и барельефами, высокие окна, парадные входы в нескольких порталах неизменно производят впечатление на любого человека, видящего этот храм впервые.

Всего же в соборной колокольне оборудованы целых три портала, каждый со своим особым декором. Их проемы представляют собой красочные арки с двойными наличниками.

Карниз всего храмового здания заметно вынесен вперед, и над ним весь периметр собора ограждает прочный кирпичный парапет. Кроме того, все стены собора обнесены цоколем почти метровой высоты, сформированным из шести плит, вытесанных из известняка.

Изначально при строительстве Екатерининского собора одним из определяющих факторов было избрано изящество форм и линий. Поэтому стены фасадов жемчужно-серого цвета, а пилястры, вазы и прочие элементы скульптурного декора оставили белыми. Кроме того, подобное сочетание визуально придало собору ощущения дополнительного воздуха и объема.

С годами стены собора претерпели целый ряд изменений, от губительного воздействия погоды до прямого разрушения в пору Великой Отечественной войны. И лишь летом 2004 года после реставрационных работ фасад главного храма Кингисеппа вновь обрел свой первозданный цветовой облик.

Утрата не только исходной расцветки стен, но и немалого количества элементов декора, тех же трех десятков алебастровых ваз, еще в течение XIX века, не была восполнена в ходе реставрации, начавшейся в 1965 году. Это привело к серьезным разночтениям в определении стилистики, в которой был спроектирован и построен храм архитектором Антонио Ринальди. Ведь собор лишился, прежде всего, элементов, относящихся к стилю барокко, и потому почти безоговорочно был отнесен специалистами к раннему классицизму, на фоне которого признаки барокко выглядели как редкие исключения и вольности стиля великого итальянца.

Ныне преобладает точка зрения, что собор Святой Екатерины был задуман и создан именно на стыке барокко и классицизма, как пример некоего переходного периода между ними. Что, безусловно, делает гордость православного Кингисеппа только еще более интересной, важной и привлекательной.

Внутри Екатерининского собора Кингисеппа

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатерины

Внутри Екатерининского собора Кингисеппа великолепно выдержано единство формы и содержания: представительный и величественный снаружи, он роскошен и внутри. Причиной тому не в последнюю очередь стало заложенное еще в проекты Антонио Ринальди органичное смешение стилистик барокко и классицизма.

кингисепп собор святой екатерины. Смотреть фото кингисепп собор святой екатерины. Смотреть картинку кингисепп собор святой екатерины. Картинка про кингисепп собор святой екатерины. Фото кингисепп собор святой екатериныВертикальность всей композиции здания собора раскрывается с помощью колонн и больших арочных перекрытий. Полы в храме выложены паркетом из сосны; в притворе он плитный.

Лепнины в интерьерах собора немного, поскольку она уже не увязывалась с тогдашним увлечением Ринальди классицизмом. В целом же интерьеры вполне органичны с фасадами собора и не создают нежелательных контрастов в восприятии облика храма в целом.

Безусловно, внутреннее убранство Екатерининского собора не раз менялось, реставрировалось, часть элементов декора была утрачена. Вместе с тем к началу XX века был живописно оформлен притвор, а внутри главного купола и на стенах были добавлены 19 выразительных живописных фресок в стиле гениального иллюстратора Библии Гюстава Доре.

Деревянный трехъярусный иконостас собора с колоннами и золоченой резьбой, некогда придававший обстановке храма ощущение пышности и достатка, в ходе последующих реставраций интерьеров был изготовлен заново.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *