киотский монастырь на кипре
Мужской монастырь Киккос на Кипре: карта, фото
Монастырь Киккос (Кипр) является одним из самых известных на острове и во всем мире, он много значит для киприотов и играет особую роль в истории страны. Свое название храм получил благодаря горе, на которой он и стоит уже много лет. По другой версии, он был назван в честь куста коккос, произрастающего в данной местности. Согласно преданию, название связывают с пением птицы, которая облетала основание монастыря.
В это святое место обязательно заглядывают отдыхающие. История монастыря Киккос на Кипре богата на важные события, не все из которых радужные. В храме случилось четыре пожара, последний из которых был почти два века назад и нанес большой урон.
На территории монастыря с 11 века хранится икона с изображением Девы Марии. Изображение скрыто серебряным полотном, так как поверье гласит, что увидевший лик ослепнет. При храме открыт музей с различными религиозными реликвиями, которые чудом смогли сохраниться после многочисленных грабежей и пожаров. В стенах монастыря храниться еще одна святыня – пояс, способный исцелить женщин от бесплодия. Рядом открыт магазинчик с сувенирами и ликерами, приготовленными монахами.
Монастырь Киккос на Кипре на карте
Храм стоит на западе горной цепи Троодос в 18 км от Олимпа – самой высокой горы острова. Он построен на высоте около 1300 м над уровнем моря, среди многочисленных деревьев и кустарников.
Киккский монастырь на Кипре существует уже 9 столетий, в течение которых вел большую благотворительную работу и боролся за укрепление национального самосознания киприотов, которым пришлось пройти через много тяжелых испытаний. Благодаря своей деятельности обитель была признана одним из важнейших духовных центров страны.
Кипр – Киккский монастырь: история основания
Христианская обитель была основана в 1080 году. Самое раннее упоминание о ней встречается в рукописи 1136 года.
По преданию, факт возникновения на Кипре Киккского монастыря можно считать настоящим чудом. Однажды византийский наместник острова Мануил охотился в тех землях, где сейчас находится храм. Во время охоты заблудился, но через некоторое время встретил старого отшельника Исайю и спросил его, как вернуться в столицу. Отшельник не смог ответить ему, так как принял обет молчания.
Мануил ударил Исайю, а вскоре все-таки нашел путь домой, но после этого тяжело заболел. Наместник подумал, что такое случилось с ним из-за того, что он посмел обидеть святого человека, и распорядился привести к нему Исайю. Он извинился перед отшельником, и болезнь ушла. Исайя потребовал благодарность в качестве священной иконы Богородицы, которая была написана Лукой при жизни Девы Марии.
Мануилу пришлось исполнять желание и взять икону у самого Императора, который до последнего не хотел ее отдавать. После того, как властителя и его дочь настигла та же болезнь, что и Мануила когда-то, он все же передал икону на Кипр и даже выделил деньги на строительство монастыря. Этот храм получил название Киккос, а легендарный лик до сих пор хранится в нем.
Под краеугольный камень обители при строительстве был заложен Святой Крест. Поэтому в полном названии монастыря и присутствует слово Ставропигиальный (Крестоположенный).
Киккос (Кипр): икона
Эта святыня была передана на Кипр в 11 веке. Предание гласит, что чудотворная икона была написана святым Лукой через 7 лет после вознесения Христа. С тех пор она много путешествовала по миру, побывав в Египте, Греции, Константинополе и других местах. А с 1150 года реликвия хранится в Киккском монастыре на золотом, покрытом драгоценными каменьями, иконостасе.
В конце 16 века икону покрыли серебряной позолоченной ризой. Лик Матери Божией закрыт и никогда не открывается. Говорят, что Александрийский патриарх Герасим однажды поднял покров и увидел лик Богоматери, за что был тут же наказан. Со слезами на глазах он вымаливал у Бога прощение. По словам русского монаха Василия (Барского), который побывал в монастыре в 1735 году, монахи открывают лик иконы только тогда, когда в течение долгого времени нет дождя, это делается на вершине соседней горы Трон. Лик обращен к небу, поэтому монахи его не видят.
К иконе прибывают верующие со всего мира, чтобы попросить исцеления и сил благодаря чудотворной силе Богородицы.
Киккос на Кипре: описание монастыря
Комплекс состоит из многочисленных хозяйственных и жилых построек. Оформление монастыря поражает своим великолепием, мозаичные изображения, стрельчатые арки, архитектурные декоративные фрагменты былых строений – это только часть декоративной отделки храма.
Современный вид – купольную базилику – обитель обрела после пожара 1365 года. До этого храм был деревянным и однонефным. На склоне горы расположена нарядная колокольня, дополняющая облик монастырского комплекса. Самый большой колокол, подаренный царской Россией, имеет вес почти в 1300 кг.
Основу ансамбля монастыря составляет храм с иконой и различные постройки вокруг него, такие как: игуменский корпус, монашеские кельи, зал собраний, музей, библиотека, экономический отдел, залы для приемов гостей и другие. В самом центре – двор, вымощенный камнями.
Возле монастыря, на вершине одной из соседних гор построен «Трон Богородицы». В старину здесь стоял трон, на который ставили икону, чтобы попросить у Богородицы дождя. В первой половине 20 века его заменили на бетонную кувуклию, а впоследствии и она была заменена другой, более величественной и большей по размеру. Рядом находится захоронение архиепископа Макария III – первого президента Кипра.
Музей в мужском монастыре на Кипре
Церковный музей, созданный по решению настоятеля монастыря в конце 20 века, расположен в северной части комплекса. Коллекция реликвий собиралась в течение многих лет, сегодня она является одной из лучших на всем острове.
Вниманию посетителей представлены всевозможная церковная утварь, лампады, древние книги, подсвечники, одежда церковных служителей, выставка старинных икон.
Монастырь Киккос на Кипре
Кипр ассоциируется у многих с солнцем, морем, песчаными пляжами. Но на острове находится одно из старейших и величайших строений — Киккский монастырь. В нем хранится образ Божьей Матери, написанный апостолом Лукой.
Это здание стоит долгие годы, пережило много войн и пожаров, но не теряет своей красоты за счет бережного отношения местных жителей. Монастырь Киккос на Кипре — место, которое должны посетить все гости острова.
Немного из истории монастыря Киккос
Монастырь расположен на горе Киккос. Согласно легенде, в одной из пещер жил Исайя. Он был отшельником, все время молился.
Как-то раз богатый и суровый византийский наместник Мануил охотился в лесу неподалеку. Когда он заблудился и наткнулся на пещеру Исайи, то отшельник не стал разговаривать с Мануилом и помогать ему вернуться домой. За это византиец проявил жестокость и ударил старца-отшельника.
Мануил смог самостоятельно найти свою свиту и вернуться домой. Но после возвращения наместник стал плохо себя чувствовать. Его состояние с каждым днем все более ухудшалось: он был бледным, похудел и чувствовал слабость. Чувствуя приближение смерти, Мануил начал думать о своей жизни и вспомнил, что сильно обидел старика из пещеры. Тогда он отправил своих людей за Исайей.
В это время Исайя молился и ему пришло видение. Из него старец понял, что на том месте, где он находится, будет построен монастырь. И что в него нужно доставить икону Божьей Матери из Византии на Кипр.
Когда отшельника нашли и доставили к Мануилу, он смог исцелить византийца. Исайя обратился с просьбой к Мануилу поехать к императору Алексию за ликом Богородицы.
Когда они прибыли, у Алексия Комнина тяжело заболела его любимая дочь. Тогда Исайя начал молиться за нее и она исцелилась. В знак благодарности отшельник попросил икону Божьей Матери. Алексий не хотел отдавать великую ценность чужому человеку и изготовил точную копию.
Император представил перед отшельником Исайей 2 образа и предложил ему самому сделать выбор. Тогда Исайя попросил помощи у Бога. В этот момент в зал залетела пчела и села на подлинный облик. Так икона попала на Кипр и была построена обитель.
Киккский монастырь постоянно реставрировался. Он пережил несколько крупных пожаров, последний из которых был в 19 в.
Где находится и как добраться до монастыря Киккос
Путешествие на Кипре начинается с lca — аэропорта Ларнака. Монастырь находится в Троодосских горах. Добраться до него можно на автобусе, арендованном автомобиле, такси. Отправиться можно из городов Полис, Пафос и Лимассол. Купить билет на трансфер можно и для самостоятельных прогулок. Альтернативный и более экономный вариант — аренда машины.
Маршрут проходит по горам, дорога — серпантин. Но он безопасный и при соблюдении правил движения не представляет угрозы.
По пути есть карманы для того, чтобы остановиться и посмотреть на красивую природу вокруг.
Что посмотреть по дороге
Само путешествие из города Полис может стать красочным воспоминанием, потому что в течение поездки в 60 км в одну сторону можно увидеть еще несколько живописных мест Кипра.
Если пункт отправки — Полис или Протарас, доступны такие достопримечательности:
Если пункт отправки — Лимассол или Пафос, можно увидеть следующее:
Еще одним излюбленным местом туристов является Archangelos Michael Church — церковь на Крите.
Но для ее посещения следует планировать больше времени в поездке, т. к. путь к ней также позволит ознакомиться с многими достопримечательностями.
Подробнее о монастырском комплексе
Территория горного монастыря представляет собой комплекс построек. В центре располагается храм, окружают его кельи монахов, библиотека, музей, приемные залы, дом настоятеля.
Интересное о лавре
Достопримечательности и святыни
В монастырском комплексе есть что посмотреть посетителю с разными вкусами и предпочтениями, почему сюда и приезжают люди разных возрастов и взглядов. Сооружение представляет собой не только духовную обитель, но и краеведческий музей.
Паломники и путешественники отправляются в район Троодос, монастырь там хранит иконы Божьей Матери — святой женщины Марии.
Местные жители предлагают пройти по пути Исайя, рассказывают про тропы и события, связанные с ними.
Всем прихожанам, желающим посетить святыни, выдают косынки, но женщинам следует одевать платья и прикрывать обнаженные части тела. Перед чудотворными иконами можно попросить здоровья, рождения здоровых детей, успехов в делах.
Чудотворная икона Богородицы Елеуса
Икона Божьей Матери Киккской (Милостивая) хранится в храме. Лик всегда закрыт от посторонних глаз. Есть поверье, что стоит однажды взглянуть на лик — и больше ничего невозможно увидеть, только темноту.
Считается, что одно появление иконы избавляет от всех бед и невзгод. Богородица помогает всем, кто обращается к ней с просьбой. Ходят легенды о ее мощи. Показательной является история о тонущем корабле с паломниками в шторм, с которого всех спасла Богоматерь.
Она помогает бесплодным женщинам родить, а слепым — прозреть. Есть легенда, по которой араб выстрелил в икону, и из нее потекла кровь. Араб от испуга пустился в бега, но вскоре умер.
Список образа Богородицы (Отрада и Утешение)
В монастыре находится почитаемый список Отрада и Утешение. Подлинная икона располагается на горе Афон. У данного образа тоже занимательная история.
Пират Вардухан решил совершить набег на Афон и выбрал своей мишенью Ватопедский монастырь. Нападение планировалось на утро, когда откроются ворота монастыря.
Монахи после утрени разошлись по кельям для отдыха. Только один человек остался, чтобы помолиться. Неожиданно он увидел, что лики ожили. Богородица сказала старцу, что открывать ворота нельзя, а надо подняться наверх и прогнать пиратов.
В ответ младенец потянул руки к матери и сказал, что нельзя спасать этих монахов, т. к. они не выполняют своих обязанностей с должным усердием. Но Пресвятая Богородица повторила, чтобы монахи не открывали ворота сегодня, и добавила, что требует их покаяния.
Тогда старец позвал монахов и все им рассказал. Они сами убедились в том, что лики на иконе изменили свое расположение. Послушники поверили в предупреждение, не открыли ворота, поднялись на стену и смогли прогнать злодеев.
После отраженной атаки они спустились в храм и поблагодарили Богородицу за спасение. По сей день икона хранится в Ватопедском монастыре. Ее название — Парамифия, что в переводе означает отрада, или утешение.
Икона мироточивая, способна исцелять от болезней. Для этого следует взять у монаха немного ватки и смочить ее выступающей жидкостью. После этого прикладывать к больному месту в течение 40 дней.
Музей аббатства
В конце ХХ в. при монастыре был создан музей. В нем собраны религиозные артефакты разных эпох и стран. К ним относятся древние рукописи, книги, одежда служителей, старинные иконы, мощи великомучеников.
Музей — единственное место на территории монастыря с платным входом. Около него есть сувенирная лавка, где можно было купить подарки на память.
Отзывы туристов
Лидия, 32 года, Астрахань
Мы с мужем долго не могли родить ребенка. Когда врачи сказали, что не могут понять, в чем причина, мы решили найти истину в вере. Ездили в Иерусалим и через год — в Киккский монастырь. Через 6 месяцев пошли на УЗИ и, когда услышали сердцебиение плода, не могли поверить счастью. Верю и знаю, что это только благодаря иконе Богородицы.
Сергей, 46 лет, Владивосток
Много лет ездим семьей на Кипр, всегда посещаю святыни горы Киккос. Для меня это духовное место, которое помогает набраться сил и настроиться на рабочий лад. В моем бизнесе много рисков, и всегда чувствуют поддержку Богородицы.
Анастасия и Евгений, 27 лет, Самара
Покупали билеты на Кипр в свадебное путешествие, менеджер советовал посетить Киккский монастырь. Мы не хотели, т. к. планировали провести время на пляже, но в конце отпуска решили заехать. Арендовали автомобиль и без проблем добрались до места. Ходили в музей, с экскурсией прошли по горным тропам. Понравилось, рекомендуем всем.
Монастырь Киккской иконы Божией Матери
|
Киккский монастырь. Фото www.cyprus.gov.cy |
/p>
Киккский монастырь всегда играл особую роль в исторической судьбе Кипра, разделяя участь народа, который в трудные периоды его бытия братия пыталась воодушевить, направить на верный путь и защитить. Вот почему Киккская обитель, самый известный кипрский монастырь, так много значит для киприотов.
Полное название обители таково: священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери. Царским он называется потому, что был основан на личные денежные пожертвования византийского императора Алексея Комнина (1081–1118); ставропигиальным – потому, что на закладном камне был помещен крест, а на административном языке Церкви это означает, что монастырь обладает самоуправлением, разумеется, в рамках Кипрской Православной Церкви. Происхождение названия «Киккский» неизвестно. Согласно распространенной точке зрения, оно восходит к названию дикого кустарника, произрастающего в данной местности, называемого также и коккос. Предание связывает название «Киккский» и с пением некоей птицы, которая в византийские времена облетала окрестные горы и предвозвещала основание монастыря такими стихами: «На Киккской, Киккской горе будет обитель, / Золотая Госпожа в нее войдет и никогда не выйдет».
Так на самом деле и произошло, поскольку в монастыре, который был построен на Киккских горах, с конца ΧΙ века хранится чудотворная икона Божией Матери Киккской.
Обитель находится в западной части горной цепи Троодос на расстоянии всего 18 км от самой высокой горной вершины Кипра – Олимпа. Она построена на высоте приблизительно 1200 м над уровнем моря, среди буйной растительности – кустарников и деревьев. Как видим, местоположение обители весьма удобно для того, чтобы здесь, ни на что не отвлекаясь, предаваться молитвенному подвигу.
Монастырь существует вот уже 900 лет, при этом братия его посвящала себя не только монашескому деланию. Труды насельников обители были направлены и на то, чтобы укрепить национальное самосознание киприотов; вел монастырь и большую благотворительную работу. Благодаря всему этому Киккская обитель по праву стала считаться одним из важнейших духовных центров острова. Она всегда стояла на страже исторической памяти и православного сознания киприотов, которым пришлось пережить немало тяжелейших испытаний, в том числе и многолетнее порабощение иностранными захватчиками, что несло в себе угрозу полного исчезновения киприотов как народа.
Как повествует предание, однажды – это было около 1100 года – византийский губернатор Кипра архонт Мануил Вутомитис отправился на охоту, но заблудился. Он долго скитался в непроходимых в то время лесах Троодоса, населенных редкими зверями и птицами. Наконец ему повстречался отшельник, по имени Исаия, но гордый архонт грубо обошелся с ним, и подвижник, избегавший всего мирского, не стал разговаривать с вельможей. С трудом Вутомитис отыскал дорогу в Никосию. Вскоре архонт тяжело заболел. Решив, что болезнь послана ему в наказание за то, что он был груб с подвижником Божиим, архонт отправил слуг разыскать Исаию. Старца привели к правителю, и Вутомитис со смирением просил простить его. Ничего не сказав в ответ, монах принялся молиться об исцелении страждущего. Почувствовав, что болезнь отступила по молитвам старца, Вутомитис обещал Исаие дать все, что тот у него попросит. Однако святой не пожелал ни денег, ни титулов, но, следуя Божественному повелению, попросил Вутомитиса привезти ему из Константинополя икону Божией Матери – одну из тех трех, что написал евангелист Лука. Правитель заколебался, ибо не был уверен, что сможет убедить императора Византии, Алексея Комнина, уступить святой образ, хранившийся во дворце. Все же Вутомитис отправился в Константинополь, взяв с собой и старца Исаию.
Императора они застали в великой скорби, потому что его единственная дочь была тяжело больна той же болезнью, что ранее поразила и Вутомитиса. Когда представшие перед Алексеем Комниным архонт и монах узнали об этом, старец принялся горячо молиться Господу. Его молитва была услышана, и императорская дочь совершенно исцелилась. Гости поведали императору, что, согласно Божией воле, они должны перенести святую икону на горы Троодоса. Трудно было Алексею Комнину расстаться с драгоценной святыней. Лишь когда он сам был поражен все той же болезнью, он понял: Богу угодно, чтобы он отдал икону. Дал император и средства, необходимые на постройку обители для образа. Исаия с большой радостью перенес икону на Кипр. Здесь народ с особым волнением и благоговением встретил икону Богоматери, а затем торжественно проводил ее до гор Троодоса. Деревья, встречавшиеся на пути шествия, низко склонялись, а из моря чудесным образом выходили раковины и следовали за крестным ходом. Еще сегодня в лесных районах Тиллирии можно встретить склоненные сосны и увидеть морские раковины – этих свидетелей удивительного участия природы во встрече, которую уготовил Кипр иконе Божией Матери. Тогда же вернулся на остров и Вутомитис, который вручил Исаие императорскую грамоту-хрисовул, объявлявшую монастырь ставропигиальным и определявшую для его содержания селения Перистерона, Милос и Миликури.
Самое ранее упоминание о Киккском монастыре встречается в рукописи 1136 года: в ней говорится о покупке некоей книги тогдашним игуменом обители Даниилом. Другие сведения как о первых годах существования обители, так и обо всем византийском периоде ее истории восходят к текстам позднейшего времени. Несмотря на их косвенный характер, эти свидетельства убеждают нас в том, что монастырь оказывал значительное влияние на тогдашнюю духовую жизнь острова. Убедительным доказательством этого могут служить иконы, написанные по типу Киккского образа Божией Матери, которые сохранились до нашего времени на Синае и в Южной Италии.
Латинское господство (1191–1571)
При латинянах кипрский народ не оставил свой горячей любви к Киккскому образу Божией Матери. Он упоминается даже в венецианских документах с именованием «Святая Мария дождя» – факт, который указывает на широкую известность иконы у инославных завоевателей. Слава и влияние Киккской обители были так велики, что после пожара 1365 года сам католический король Петр (1359–1369) изъявил готовность восстановить монастырь, желая этим выразить благоволение своим подданным. Но его супруга Элеонора умолила его позволить ей выделить средства на восстановление обители.
В период латинского господства благодаря манускриптам, создаваемым в обители, сохранялись и продолжались православные традиции и греческий язык, оставалась живой историческая память кипрского народа. В монастыре была мастерская по переписке и украшению рукописей, продолжавшая византийские традиции. В патриаршей библиотеке Иерусалима хранится рукописная Псалтирь, вышедшая из скриптория Киккского монастыря, убедительно демонстрирующая высочайшее мастерство кипрских иноков. Хотя в силу исторических и ряда других причин многие тексты той эпохи утрачены, но через списки Киккской иконы Божией матери, которые были сделаны в XIII–XV веках и сохранились как на Кипре, так и в других местах, ощущается их духовное влияние. Это икона храма Божией Матери Кивоту (XIII в.), что в общине святого Феодора в Агру, икона храма святой Марины (XV в.) селения Калопанайотис, хранящаяся ныне в музее византийских древностей при фонде архиепиcкопа Макария III, и икона храма Божией Матери Дексиа (XV в.) в Салониках.
Турецкое господство (1571–1878)
Мрачный период турецкого господства стал серьезным испытанием для кипрского эллинизма. Иноверный завоеватель принес с собой совершенно чуждую киприотам культуру, другую религию, которые всеми силами стремился им навязать.
Для достижения этих целей на Кипре был размещен многочисленный военный контингент, создавались мусульманские общины. Опираясь на идеологию ислама, Османская империя полагала, что обладает правом жестоко эксплуатировать покоренные народы, вследствие этого пребывавшие в состоянии духовного оскудения и постоянной опасности физического уничтожения.
Киккский монастырь. Гравюра 1778 г. |
В новых условиях единственной организованной силой и надеждой народа оставалась Церковь, которая его защищала, укрепляла и направляла. Киккский монастырь внес огромный вклад в эту борьбу. В период турецкого господства, когда религиозная вера означала и национальную принадлежность, обитель сохраняла религиозное сознание, являвшееся волноломом против исламизации, которая в конце концов приводила к полному отуречиванию. Тысячи беженцев, пренебрегая трудностями пути и многими иными опасностями, днями и неделями шли в обитель, чтобы помолиться, попросить помощи у святой иконы и одновременно почерпнуть мужество и терпение, чтобы выдержать беды рабства.
Убежищем для христиан были и рассеянные по всему Кипру монастырские подворья, главными из которых были: Архангельское в Лакатамие, святого Прокопия в Эргоми, Ксиропотамское в Пандагие и Синти в Пафосе.
Но не только так противостояла Киккская обитель отуречиванию. В ее стенах развивались искусства, иконопись, резьба по дереву, сохранялись и преумножались традиции греческого образования. Свидетельства этому – кодексы, музыкальные рукописи, святыни и многочисленные документы, хранящиеся и в самом Киккском монастыре, и в других местах Кипра, а также в частных коллекциях, музеях, библиотеках и архивах других стран. Трудно переоценить и значение действовавшей в монастыре с XVIII века греческой школы, пусть и в чем-то несовершенной с сегодняшней точки зрения. В ней преподавал учитель нации Ефрем Афинянин, а учениками были не только послушники обители. Окончив школу, молодые люди возвращались к себе на родину и там – или в священном сане, или в качестве учителей – распространяли полученные ими знания. Школа Киккского монастыря позднее развилась в трехклассную греческую гимназию. Многие из ее учащихся продолжили обучение на богословских факультетах в Афинах, Халки, Школе Честного Креста в Бруклине, в Иерусалиме. Их последующая духовная деятельность – еще один вклад обители.
От обретения независимости (1960) до сего дня
Долгая освободительная борьба кипрского народа завершилась основанием независимого государства Республика Кипр (1960), которому предстояло столкнуться еще со многими трудностями. Турецкое вторжение 1974 года привело к трагическим последствиям: оккупации 40% территории острова, насильственному изгнанию трети населения и 1619 пропавшим без вести.
Архиепископ Макарий III в Киккском монастыре |
В годы независимости Церковь продолжала играть первенствующую роль в политических и общественных событиях страны. Не прервались и традиции Киккской обители. Монастырь был на передовой линии борьбы за национальную справедливость, демократию и духовное преуспеяние. Он развил многогранную деятельность и снова был рядом с народом, помогая ему во многих нуждах. С самого начала обитель выделила из своих доходов значительную сумму на основание школ, таких как некогда известные Киккская мужская гимназия (1961) и Киккская женская гимназия (1964), ныне 1-й и 2-й Киккские лицеи, соответственно. За совокупность духовного вклада монастырь Киккской иконы Божией Матери удостоился в 1974 году особой награды Афинской академии наук.
Значительную помощь монастырь оказал и тем жителям, которых преследовали турецкие войска и которые в 1974 году искали убежища в Киккских горах. Обитель открыла двери и приняла тысячи беженцев, дав им кров, утешение и силы. Одновременно монастырь перечислял крупные суммы в соответствующие государственные фонды, откуда средства направлялись на помощь беженцам. На монастырских территориях разместились изгнанные учебные заведения и духовные центры, такие как Сельскохозяйственная гимназия Морфоса, которая в течение многих лет располагалась в стенах духовной семинарии. Монастырь направлял финансовую помощь на цели обороны, на улучшение быта солдат, на строительство казарм для национальной гвардии.
На сегодняшний день в монастыре подвизаются двадцать монахов и два послушника. Настоятелем обители с 1984 года является епископ (ныне митрополит Киккский и Тиллирийский) Никифор, стоящий во главе трудов братии по сохранению традиций верного служения ценностям и идеалам эллинизма и православного наследия острова.
В наши дни обитель продолжает свою многостороннюю деятельность, в том числе и в социальной сфере, способствуя утверждению духовных ценностей народа и одновременно возрождению исторической и культурой его памяти. Монастырь пожертвовал большие площади под строительство школ, передал в дар земли муниципалитетам для устроения культурных центров, на свои средства оборудовал целые лаборатории для тех, кто нуждался в них, как, например, спецшколы для трудно адаптируемых детей. Он финансировал расходы по возведению дополнительных школьных помещений, таких как актовый зал Киккского лицея в Пафосе; создавал компьютерные центры в разных учебных заведениях, таких как Педагогический институт, 1-й Киккский лицей и многие другие.
Ансамбль монастыря состоит из множества разнородных архитектурных элементов, поскольку формировался в зависимости от потребностей, условий и финансовых возможностей каждой эпохи. Основу ансамбля составляет храм и различные постройки вокруг него, как-то: игуменский корпус, зал собраний, монашеские кельи, библиотека, музей, залы для приемов гостей, экономический отдел и другие. В центре – мощеный плитами двор с источником.
Сегодня монастырские помещения в большинстве своем реставрированы и украшены изображениями на различные церковные сюжеты. По большей части это мозаика, которая украшает вход, стены внутреннего двора и коридоров, гармонично вписываясь в архитектурные особенности места.
Престольный праздник монастыря Киккской иконы Божией Матери – 8 сентября – Рождество Богородицы, хотя в монастыре торжественно отмечаются все Богородичные праздники. В праздник древней обители тысячи паломников стекаются сюда. Большинство из них поселяется в новых гостевых корпусах, которые в последнее время были построены вместе с другими зданиями рядом с монастырским комплексом для того, чтобы более удобным сделать проживание паломников и других посетителей, которые во множестве в течение всего года приезжают в монастырь.
В окрестностях также находятся монастырские постройки, такие как церковь святителя Василия Великого, церковь апостола Андрея Первозванного и амбеликья с кустами роз, из которых производят благоуханную розовую воду.
Монастырь, по всей видимости, не был построен по единому плану. Он строился в несколько приемов в соответствии с требованиями природного ландшафта.
Сегодня он выглядит таким образом: два вымощенных камнем двора, находящихся на разных уровнях, с двумя входами, окружают корпуса келий. На нижнем уровне двор с севера ограничен главный монастырским храмом (кафоликоном), с юга – средним корпусом, с востока – двухэтажным корпусом, где располагается восточный вход в обитель, так называемый «Като камара», а с запада – водоемом, превращенным в музей.
На верхнем уровне, где располагается центральный вход в обитель, двор ограничен с севера средним корпусом, а с юга, востока и запада – другими соответствующими корпусами. Своды образуют портики перед фасадами строений, находящихся вокруг двора.
На первом этаже южного корпуса располагаются кельи, на втором – монастырская библиотека. В западном корпусе находятся кельи, большой зал собраний и небольшая часовня во имя святого Харлампия. Средний четырехэтажный корпус состоит из келий и складских помещений. В восточной его части располагаются трапезная, поварня и другие помещения. В восточном корпусе рядом с кафоликоном – на первом этаже кельи, а на втором этаже – игуменские покои. И те, и другие богато украшены деревянной резьбой. Монастырь выстроен из местного необработанного камня. Перекрыты монастырские постройки сложенными из камней камарами с новой двухскатной крышей из бетонной черепицы.
Храм был построен специально для хранения святого образа. Первоначально он был деревянным, как и все монастырские постройки. Деревянные сооружения были легкой добычей пожаров, которые в 1365 и около 1541 годов нанесли обители серьезный ущерб. Тогда же погибли и украшавшие ее великолепные фрески. После пожара 1541 года монастырь был заново отстроен, но на сей раз дерево было заменено камнем. Тем не менее, пожары случались и позднее, в 1751 и 1813 годах. Они стали причиной гибели людей, уничтожили строения внутри обители, монашеские кельи и гостиницы, труды духовного содержания и произведения искусства, насчитывавшие несколько веков, превратили в пепел важные рукописи и исторические документы.
Храм первоначально был однонефным, но позднее стал трехнефным. В своем нынешнем архитектурном виде он представляет собой купольную базилику. Центральный алтарь посвящен Божией Матери, правый придел – всем святым, а левый – архангелам Михаилу и Гавриилу.
Иконостас, согласно имеющейся надписи, был сооружен в 1755 году, то есть сразу после пожара 1751 года. Как он, так и храмовые иконы чудесным образом были спасены от последнего пожара 1813 года. Знаменитая Киккская икона Божией Матери находится в центре иконостаса, она третья по порядку слева от царских врат.
Большинство икон написано в византийской технике, хотя есть некоторые, в которых явно усматриваются элементы западного влияния. К таким относятся и те иконы, что были написаны в конце XVIII века критским художником Иоанном Корнаросом (1745–1812). Декор церкви дополняют лампады, большие подсвечники, паникадила изумительной русской работы XVIII–XIX веков и различные богослужебные сосуды и приношения.
Продолжением храма является колокольня, построенная только в 1882 году, поскольку в течение длительного времени турецкого господства оккупанты не дозволяли звонить в колокола. На колокольне шесть колоколов, самый большой из которых, весом в 1280 килограмм, отлит в России.
Киккская икона Божией Матери
Средоточием Киккской обители является икона Божией Матери Киккская, которая, согласно передаваемому из поколения в поколение преданию, написана святым апостолом Лукой с Самой Богородицы. Эта святая икона известна еще и как Богородица Милостивая («Источник милости»). На ней изображена Богородица, Которая держит на правой руке Христа. Образ этот известен во всем православном мире. С него написаны многие иконы в Греции, России, Грузии, Болгарии, Египте, Эфиопии, что свидетельствует о большом почитании, которым пользуется икона среди православных народов. В 1576 году икона была покрыта серебряной позолоченной ризой, а новая риза была установлена в 1795 году. Лик Божией Матери закрыт и никогда не открывается, вероятно, потому, что таково было желание императора Алексея Комнина, а может быть потому, что так икона внушает большее уважение.
Рассказывают, что в 1669 Александрийский патриарх Герасим дерзнул поднять покров и увидеть лик Богородицы, но за это богохульство был наказан. Со слезами на глазах он был вынужден просить у Бога прощение. Русский монах Василий (Барский), посетивший монастырь в 1735 году, пишет, что монахи открывают лик иконы только в период бездождия и то только после того, как сначала перенесут ее на вершину соседней горы, известной под названием Трон, где поют молебен, причем лика Богородицы они не видят, поскольку он обращен к небу.
Народ очень чтит святую икону. В бесчисленном множестве песен воспевается Божия Матерь Киккская. Весьма велико число исторических свидетельств о тех почестях, которые воздавали этой иконе во время крестных ходов по всему острову. Так же благоговейно ее чтили и верующие из других стран. В старину, отправляясь в паломничество на Святую Землю, заезжали и на Кипр, чтобы посетить этот известнейший монастырь острова. Естественно, что сегодня, когда современные средства сообщения облегчают и сокращают поездки, к иконе приезжает огромное число паломников. В монастырь прибывают верующие из многих частей света, прибегая к чудотворной силе Богородицы, прося исцелений и чтобы почерпнуть сил для перенесения жизненных испытаний.
В храме мы видим приношения, которые свидетельствуют о чудесах Богородицы. Так, например, была принесена в дар частичка языка рыбы-меч – в память о спасении от верной гибели моряков одного корабля, который в 1718 году был пронзен этой огромной рыбой. Один негр захотел осквернить икону, и за это у него отсохла рука, изображение которой в напоминание об этом событии находится рядом с иконой. Чудеса Богородицы воспеваются и в стихах, сочиненных разными стихотворцами; эти стихи не раз публиковались в изданиях для народа. Силой святой иконы в периоды сильных засух лил дождь, бесплодные жены рожали, больные исцелялись. В прошлом островитяне постоянно просили киккских монахов принести икону в их деревни ради освящения, потому что верили, что одного лишь ее присутствия было достаточно, чтобы прекратился мор, эпидемия, чума или любое другое стихийное бедствие. Но особенно икона помогала во время засухи. В исторических источниках приводятся упоминания о частых крестных ходах и молитвах народа с просьбой о заступлении, о том, чтобы отверзлись небеса.
Во время турецкого господства киприоты часто прибегали к помощи святой иконы. Для перенесения иконы и вообще выноса ее за пределы обители требовалось особое разрешение, за выдачей которого христиане обращались к властям с соответствующим прошением. Нередко османские чиновники отказывали, и христианам, чтобы добиться фирмана – разрешения, приходилось доходить до самого султана. Так, фирман 1643 года сообщает, что однажды жителям удалось, обратившись к султану, избавиться от произвола чиновников.
На вершине одной из гор к северу от обители находится «Трон Богородицы». В старину здесь действительно стоял деревянный трон, на который ставили икону, когда воссылали молитвы к Богородице, прося о дожде. В 1935 году место деревянного трона заняла бетонная кувуклия, которая в последнее время была заменена другой, большей по размеру и более величественной. Рядом находится захоронение первого Президента Республики Кипр архиепископа Макария III (1913–1977), который входил в число братии монастыря.
Музей Киккского монастыря, отвечающий всем современным научным требованиям и международным стандартам, был открыт в мае 1998 года. В нем представлена богатая коллекция церковной утвари, старых географических карт, гравюр, предметов старины и многих других объектов культурного наследия острова. Большая часть церковной утвари, как, например, облачения, иконы, книги и рукописи, хранились до открытия музея в монастыре, но есть в музее и такие экспонаты, которые в прошлые времена были похищены, вывезены из Кипра за границу, а теперь выкуплены на аукционах и возвращены на родину. В монастыре есть мастерская по реставрации рукописей, икон и монастырских святынь, мастера которой прилагают немало усилий для сохранности богатейшей коллекции обители.
Выставочный зал музея, по мысли настоятеля Киккской обители, должен не только отвечать высоким научным критериям, но и быть прекрасно оформленным, чтобы отражать славу и благородство Византийской империи. Он должен соответствовать слову «царский», содержащемуся в названии монастыря, и непосредственно связывать обитель с царскими палатами Константинополя, откуда она ведет свою историю и где получила главную святыню, поскольку ктитором обители считается византийский император Алексей Комнин. Следуя этим предписаниями, полы выставочных залов музея выложили разноцветным гранитом и мрамором, а потолки инкрустировали ореховым деревом, украсили деревянной резьбой и позолотой.
Дополняют декор зала выполненная из кусочков мрамора мозаика, изображающая символические сюжеты, и каменные барельефы. Вся атмосфера богато украшенного выставочного зала, особым образом подсвеченного, звучание византийских песнопений, уникальные экспонаты, большинство из которых изготовлены из драгоценных материалов: золота, серебра, эмали, слоновой кости, шелка, порфиры, жемчуга и других драгоценных камней, – помогают посетителю мысленно перенестись в древние времена и воссоздать в своем представлении славу и величие эллинизма и Православия.
Музей расположен на северо-западе старого ансамбля монастыря. В него попадаешь через сводчатый вход, который находится на северной стороне верхнего большого внутреннего монастырского двора. Открыв тяжелую дверь, посетитель оказывается на лестнице, ведущей в вестибюль музея, где в глубине, в специально обустроенном месте, расположена музейная лавка. Там можно приобрести разнообразные сувениры (книги, слайды, открытки, копии экспонатов и проч.).
Большинство из подворий действовали на Кипре, хотя некоторые, к тому же значительные из них, находились в Константинополе, в Смирне и в Грузии. К сожалению, с 1974 года подворья Ксиропотам, Авлона и Бараджис, оказавшиеся на оккупированной территории, пришли в запустение. По имеющейся информации, их состояние таково, что они довольно скоро могут превратиться в руины. Подворья – неотъемлемая составляющая общей мозаики архитектурного ансамбля Киккского монастыря, но существующие по этой теме исследования немногочисленны, к тому же большая их часть уже устарела, а другие затрагивают частные вопросы археологии, архитектуры или истории искусства.
По материалам с официального сайта Кипрской Православной Церкви