киржач женский монастырь официальный сайт

ЛАВКА

Поминовение можно заказать:

Почтовым переводом:
Пожертвования за требы высылаются на адрес монастыря (указан ниже). В переводе указываются имена для поминовения с названием треб.

Имена будут записаны для поминовения только после получения перевода.

После получения вашего перевода вам будет выслано письмо, в котором будет сообщено о записи в синодик и принятии ваших пожертвований.

На электронную почту, пожертвование почтовым переводом:
Если вы хотите записать поминовение, а имена не входят в перевод, то вы можете прислать имена на электронный адрес и указать ваше ФИО и местожительство, а пожертвование отправить почтовым переводом. Но просим учитывать, что имена будут записаны для поминовения только после получения перевода.

На счёт монастыря:
Пожертвования за требы можно переслать на счёт монастыря, а на электронную почту выслать заказанные требы с именами и № платежа.

Расч.счет № 40703810538120101700 в банке ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» г. Москва
Корр.счет 30101810400000000225
БИК 044525225
ИНН 3316300831
КПП 331601001
ОКПО 32951300

Юридический и почтовый адрес:
601010 Владимирская обл., г. Киржач, ул. Гагарина, 27

Адрес монастыря для почтового перевода:

601010 Владимирская область, г. Киржач, ул. Гагарина 27

Источник

Свято-Благовещенский епархиальный Киржачский женский монастырь

Основан преподобным Сергием Радонежским в 1358

киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть фото киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть картинку киржач женский монастырь официальный сайт. Картинка про киржач женский монастырь официальный сайт. Фото киржач женский монастырь официальный сайт

СВЕТ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть фото киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть картинку киржач женский монастырь официальный сайт. Картинка про киржач женский монастырь официальный сайт. Фото киржач женский монастырь официальный сайт

Покров Божией Матери — праздник, который почитается в русском православном народе, почти как двунадесятый, как то, что имеет решающее значение для нашего спасения. И это действительно так. Потому что тайна, открываемая этим праздником, — тайна Креста Христова.

Когда кажется, что зло торжествует, что побежден Господь наш Иисус Христос, а с Ним и все человечество — все люди, которые надеются на Бога, на правду, на истину, — тогда Божия Матерь, имея этот дар — быть Матерью всего рода человеческого, встает на молитву за всех, кому суждено пережить это поражение в жизни. И Покров Божией Матери — светоносный, благодатный, пасхальный, сотканный из света победы Христовой над злом и над смертью, — простирается над миром. Потому что в мире всегда присутствует Крест Христов, внешне видимый всеми и все более различаемый теми, кому дается видеть незримое.

Служба Погребения Божией Матери

киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть фото киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть картинку киржач женский монастырь официальный сайт. Картинка про киржач женский монастырь официальный сайт. Фото киржач женский монастырь официальный сайт

Чин Погребения Пресвятой Богородицы – особое богослужение в православной Церкви, во время которого воспоминается успение и погребение в Гефсимании Божией Матери.

Чин Погребения Пресвятой Богородицы включает в себя как грустные песнопения, посвященные успению (смерти) Девы Марии, так и богослужебные тексты, дарующие человеку надежду на исполнение обетования самой Богородицы о заступничестве человечества перед Богом до момента скончания времен.

Отправления богослужения Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, вошедшим в литургическую жизнь Церкви. В Типиконе (главной книге, отображающей богослужебный устав Церкви) самого последования чина Погребения Божией Матери и указаний на его совершение в православных храмах нет. Однако такое умолчание Типикона об этой службе не является серьезным препятствием к отправлению богослужения, ведь в таком действии проявляется особая любовь человека к Божией Матери и почитание усердной Заступницы христиан.

ДРЕВНЕЙШИЙ КАНОН УСПЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Перевод и комментарии

киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть фото киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть картинку киржач женский монастырь официальный сайт. Картинка про киржач женский монастырь официальный сайт. Фото киржач женский монастырь официальный сайт

Гробница Богородицы. Иерусалим

11 августа — память Рождества свт. Николая чудотворца и день преставления прп. Романа Киржачского

11 августа 2021 года, в день памяти преподобного Романа Киржачского, Преосвященный Иннокентий, епископ Александровский и Юрьев-Польский, совершил Божественную Литургию

киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть фото киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть картинку киржач женский монастырь официальный сайт. Картинка про киржач женский монастырь официальный сайт. Фото киржач женский монастырь официальный сайт

Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления иеромонах Даниил (Колесников), благочинный монастырей Александровской епархии игумен Серафим (Котенёв), благочинный Киржачского церковного округа протоиерей Дмитрий Ершов, благочинный Петушинского церковного округа протоиерей Сергей Берёзкин и духовенство Киржачского благочиния. За Литургией молились настоятельница Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря игумения Феодора (Трубач), настоятельница Свято-Успенского Александровского женского монастыря игумения Иоанна (Смуткина), настоятельница Скорбященского женского монастыря игумения Магдалина (Лушина). По окончании Литургии Владыка обратился ко всем собравшимся со словом проповеди и преподал архипастырское благословение. В завершение был совершен крестный ход к мощам преподобного Романа Киржаского, возле которых был совершен чин славления.

Источник

Раздел: Новости монастыря

Новости монастыря (показывается на главной)

СВЕТ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть фото киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть картинку киржач женский монастырь официальный сайт. Картинка про киржач женский монастырь официальный сайт. Фото киржач женский монастырь официальный сайт

Покров Божией Матери — праздник, который почитается в русском православном народе, почти как двунадесятый, как то, что имеет решающее значение для нашего спасения. И это действительно так. Потому что тайна, открываемая этим праздником, — тайна Креста Христова.

Когда кажется, что зло торжествует, что побежден Господь наш Иисус Христос, а с Ним и все человечество — все люди, которые надеются на Бога, на правду, на истину, — тогда Божия Матерь, имея этот дар — быть Матерью всего рода человеческого, встает на молитву за всех, кому суждено пережить это поражение в жизни. И Покров Божией Матери — светоносный, благодатный, пасхальный, сотканный из света победы Христовой над злом и над смертью, — простирается над миром. Потому что в мире всегда присутствует Крест Христов, внешне видимый всеми и все более различаемый теми, кому дается видеть незримое.

Служба Погребения Божией Матери

киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть фото киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть картинку киржач женский монастырь официальный сайт. Картинка про киржач женский монастырь официальный сайт. Фото киржач женский монастырь официальный сайт

Чин Погребения Пресвятой Богородицы – особое богослужение в православной Церкви, во время которого воспоминается успение и погребение в Гефсимании Божией Матери.

Чин Погребения Пресвятой Богородицы включает в себя как грустные песнопения, посвященные успению (смерти) Девы Марии, так и богослужебные тексты, дарующие человеку надежду на исполнение обетования самой Богородицы о заступничестве человечества перед Богом до момента скончания времен.

Отправления богослужения Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, вошедшим в литургическую жизнь Церкви. В Типиконе (главной книге, отображающей богослужебный устав Церкви) самого последования чина Погребения Божией Матери и указаний на его совершение в православных храмах нет. Однако такое умолчание Типикона об этой службе не является серьезным препятствием к отправлению богослужения, ведь в таком действии проявляется особая любовь человека к Божией Матери и почитание усердной Заступницы христиан.

ДРЕВНЕЙШИЙ КАНОН УСПЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Перевод и комментарии

киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть фото киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть картинку киржач женский монастырь официальный сайт. Картинка про киржач женский монастырь официальный сайт. Фото киржач женский монастырь официальный сайт

Гробница Богородицы. Иерусалим

11 августа — память Рождества свт. Николая чудотворца и день преставления прп. Романа Киржачского

11 августа 2021 года, в день памяти преподобного Романа Киржачского, Преосвященный Иннокентий, епископ Александровский и Юрьев-Польский, совершил Божественную Литургию

киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть фото киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть картинку киржач женский монастырь официальный сайт. Картинка про киржач женский монастырь официальный сайт. Фото киржач женский монастырь официальный сайт

Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления иеромонах Даниил (Колесников), благочинный монастырей Александровской епархии игумен Серафим (Котенёв), благочинный Киржачского церковного округа протоиерей Дмитрий Ершов, благочинный Петушинского церковного округа протоиерей Сергей Берёзкин и духовенство Киржачского благочиния. За Литургией молились настоятельница Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря игумения Феодора (Трубач), настоятельница Свято-Успенского Александровского женского монастыря игумения Иоанна (Смуткина), настоятельница Скорбященского женского монастыря игумения Магдалина (Лушина). По окончании Литургии Владыка обратился ко всем собравшимся со словом проповеди и преподал архипастырское благословение. В завершение был совершен крестный ход к мощам преподобного Романа Киржаского, возле которых был совершен чин славления.

Источник

Храмы Благовещенского монастыря

Благовещенский собор

История не называет нам имен искусных зодчих, создавших этот дивный памятник архитектуры. Благовещенский собор сходен с Троицким собором Сергиевой Лавры, но построен немного позже, в конце XV– начале XVI века, предположительно, в последние годы жизни великого князя Ивана III († 1505 г.)

Позже в подклете Благовещенского собора Василий III – сын Иоанна III – соорудил придел Константина и Елены, небесной покровительницы его второй жены Елены Глинской. По мнению некоторых исследователей, это произошло около 1530 года, когда Василий и Елена проездом посетили Киржачский монастырь после рождения долгожданного сына Ивана IV.

Благовещенский Киржачский собор, как и Троицкий собор Лавры, по своей архитектуре, размерам, гармонии пространственных соотношений и некоторым декоративным особенностям можно отнести к памятникам московского зодчества. Его архитектура проста и в то же время величественна. Он создает впечатление необыкновенной стройности и художественной цельности. Здание собора стоит на высоком подклете, где с южной стороны алтаря в медной гробнице почивали под спудом мощи преподобного Романа. На гробнице были вычеканены тропарь и кондак преподобному Роману. Верх гробницы украшал образ Преподобного, а возглавие – образ Живоначальной Троицы. Над гробницей размещалась позолоченная, резной работы сень на четырех колоннах.

Сейчас в подклете Благовещенского собора находится храм, престол которого освящен в честь преподобного Романа Киржачского. В нем же покоятся мощи Киржачского чудотворца.

Согласно описи церковного имущества, составленной в XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых – Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позлащенных колонн с резьбой.

Внутри весь Благовещенский собор и его галерея были украшены живописью. Храм в 1857 году расписывал Александр Петрович Соловьев, а галерею в 1878 году живописец Илья Яковлевич Яковлев. В 1885 г. росписи были поновлены московским живописцем А.Я. Стороженко.

В 1918 году Благовещенский собор был национализирован и реквизирован военным ведомством. В том же году его вернули верующим, но лишь в бесплатное пользование. Наиболее ценное имущество из ризницы собора было опечатано и взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР. В 1923 году договор аренды с прихожанами собора был расторгнут. Отнятый у верующих храм оказался в ведении вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея. В 1924 году вместе с другими древними храмами обители он был объявлен «охраняемых государством памятником истории и архитектуры» и поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР.

С 1924 года Благовещенский собор вместе со Спасским храмом составлял основу киржачского музейного комплекса. В нем размещалась экспозиция древнерусского церковного искусства, состоявшая из икон XIV-XVII веков, серебряных изделий XV-XIX веков, церковной утвари и шитья XVI-XIX веков, предметов резьбы по дереву, каменных могильных плит XV и XVII веков, древних рукописей и старопечатных книг. Большинство этих экспонатов попали в музей из соборной ризницы и других «исторических» церквей Киржачского уезда. В непосредственной эксплуатации Киржачского музея Благовещенский собор находился до конца 1928 года. За все время существования музея никакого ремонта в нем не производилось, и храм начал разрушаться. К 1928 году одна из его алтарных апсид дала сквозную вертикальную трещину, протекала крыша.

После прекращения деятельности Киржачского музея, Благовещенский собор подвергся окончательному разорению. По сохранившимся воспоминаниям, в 1929 году в него заходили «все, кто хотел, и брали все, что хотели». В Киржаче в это время работал ТОРГСИН, который спокойно принимал то, что охочие люди обдирали с икон и стен собора. Летом 1930 года Киржачский Горсовет начал противозаконную «поломку» Благовещенского собора. Узнав об этом, Главнаука Наркомпроса РСФСР, в чьем ведомстве он находился, встала на его защиту. Памятник истории и архитектуры был сохранен, но ввиду отсутствия средств на ремонт и реставрацию оказался безхозным. Здание продолжало ветшать, его настенная живопись разрушалась. Во время войны Благовещенский собор использовали под склад боеприсов. А в последующие годы в нижних его помещениях располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.

В 1963 – 1964 годах Благовещенский собор вместе с храмом Всемилостивого Спаса реставрировали по плану, разработанному под руководством архитектора И.А.Столетова в научно-реставрационных мастерских Владимира. В результате двухлетних работ над собором установили новый, покрытый лемехом, купол и крест. За ветхостью, а также следуя существовавшей тогда концепции восстановления храмов в их первоначальном виде, разобрали второй этаж галереи, соединявшей собор со Спасским храмом. построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы не проводили, ограничившись его внешней побелкой. После этого оно еще 20 лет оставалось бесхозным.

В 1983 году в Благовещенском соборе городские власти Киржача намеревались открыть музей. Но поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980–1990-х годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние, и власти были вынуждены отказаться от своих планов. В 1990 году Благовещенский собор вернули Русской Православной церкви.

Храм преподобного Сергия Радонежского

Вторым по значимости в обители был храм, построенный в 16 веке в честь основателя Благовещенского монастыря преподобного Сергия. В грамоте 1562 г. говорится: «церковь Сергъй чудотворецъ съ трапезою каменная» (славянский шрифт). Это была теплая трапезная церковь, в подземных помещениях которой хранились монастырские запасы.

Церковь имела вид прямоугольника с одной алтарной апсидой, расположенной восточной стороны. Над входной дверью в церковь находился Нерукотворный образ Спасителя.

В иконостасе хранилась чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского XVII в., на которую в память 500-летия его преставления была сделана серебряная риза с позолотой и эмалевыми украшениями. В нижнем ярусе иконостаса находилась икона трех Радонежских святых – преподобных Сергия, Никона и Романа.

В киотах, украшенных позолоченной резьбою были установлены иконы благоверного князя Александра Невского и Петра Митрополита с изображением над ними Пресвятой Троицы в серебряной позолоченной ризе. На иконе надпись, сделанная на финифте: «сия икона сооружена усердием граждан города Киржача в знак благодарности за построение храма Всех святых и колокольни на свое иждивение гражданами Петром и Александром Соловьевыми в 1867 году июня 9 дня».

В середине XIX века храм был перестроен: верхний этаж с бывшей при нем трапезной снят и устроен в один храм, под один свод, без столбов и разделений. С северной стороны была устроена ризница. Усердием прихожан был позлащен иконостас храма, а купол и стены украшены живописью, выполненной на пожертвования и стараниями А.П. Соловьева. Тогда же был положен и чугунный узорчатый пол.

В старинных помещениях со сводами, располагавшихся под полом во всю величину храма, были устроены духовые печи. Под папертью, где сидели нищие, для тепла также была устроена особая духовая печь.

В описании храмов бывшего Благовещенского монастыря, сделанном в 1866 году, о храме преподобного Сергия сказано: «Надо заметить, что сия церковь по устройству, вместительности и красоте принадлежит к числу лучших во Владимирской епархии».

В 1918 году храм преподобного Сергия Радонежского был объявлен народным достоянием и реквизирован военным ведомством. В 1923 года его передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея, а в следующем году причислили к охраняемым государством памятникам истории и архитектуры и поставили на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР. Осенью 1923 года Киржачский музей по распоряжению уездного исполкома сдал его в аренду обновленческой общине верующих.

Храм Всемилостивого Спаса

киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть фото киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть картинку киржач женский монастырь официальный сайт. Картинка про киржач женский монастырь официальный сайт. Фото киржач женский монастырь официальный сайт

У восточной алтарной стены Благовещенского собора в 1656 г. на средства боярина Ивана Андреевича Милославского была построена каменная церковь в честь Всемилостивого Спаса. Об этом свидетельствовала надпись, высеченная вязью на белокаменной плите в южной стене храма, которая гласила, что церковь сию боярин Милославский строил «своею казною надъ родителями своими и по своей душъ въчный поминокъ»

Под церковью была устроена усыпальница бояр Милославских. Глава семейства боярин Иван Андреевич служил окольничим при царе Алексее Михайловиче, прозванном в народе «Тишайшим», и состоял в родстве с первой супругой царя – Марией Милославской. Иван Андреевич был дважды женат; после смерти первой жены Агриппины Никитичны его супругой стала внучка прославленного предводителя народного ополчения – Дмитрия Пожарского. К большому горю отца все его дети (сын и четыре дочери) умерли во младенчестве, так что эта ветвь родословной бояр Милославских прервалась с его смертью в 1663 г.

В усыпальнице рода находилось15 гробниц, имевших каменные надгробия, украшенные художественной резьбой. На них были сделанные вязью надписи, из которых следует, что здесь похоронены представители рода Милославских.

Спасский храм представляет собой редкий и интересный архитектурный тип шатровой церкви «иже под колоколы». Он поставлен на подклете и завершается оригинальной шатровой колокольней.

На его углах с западной стороны возвышались две башенки: северо-западная с часами и юго-западная, которая прикрывала выход на верхнюю площадку и к звону, где находились два больших колокола в 100 пудов и 46 пудов (1 600 кг и 736 кг соответственно).

Спасский храм был соединен с Благовещенским собором одной общей площадкой – гульбищем, поставленной на арках подклета. Такой прием соединения двух церквей одной галереей является достаточно редким в русской храмовой архитектуре.

Внутри Спасский храм был благолепно украшен: имел настенную роспись, выполненную в 1856 году Александром Петровичем Соловьевым, пятиярусный позолоченный иконостас с 74 иконами, часть из которых принадлежала кисти известного московского придворного иконописца XVII века Симона Ушакова.

После октябрьской революции 1917 года храм Всемилостивого Спаса разделил судьбу Благовещенского собора. С 1918 по 1923 годы его арендовала община верующих Благовещенского собора. Весной 1922 года, когда под предлогом помощи голодающим Поволжья изымались церковные ценности, в усыпальнице бояр Милославских в поисках драгоценностей были вскрыты две гробницы XVII века. Однако кроме человеческих останков и кипарисовых икон в них ничего не оказалось, и гробницы закрыли. В 1923 году Спасский храм был передан в ведение Киржачского церковно-бытового музея, а в 1924 – поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР как памятник истории и архитектуры.

В последующие десятилетия Спасский храм подвергся окончательному разграблению и естественному разрушению. В это время из усыпальницы бояр Милославских исчезли все каменные надгробия с художественной резьбой и белокаменная плита с именем строителя Ивана Андреевича Милославского, висевшая на южной стене этого храма.

В 1963 – 1964 годах храм Всемилостивого Спаса отреставрировали вместе с Благовещенским собором. На него установили покрытый лемехом купол и крест. Были отремонтированы дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы не производились.

В 1983 году, когда городские власти Киржача решили использовать монастырские храмы под общественные нужды, на первом этаже Спасского храма предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты. Но Господь не попустил свершиться очередному кощунству. И в 1990 году Спасский храм вместе с Благовещенским собором были переданы Русской Православной Церкви. 1 июля 1990 года священником Стефаном Бензюком после многолетнего перерыва в нем была отслужена первая Божественная Литургия. В 2008 году была произведена внешняя реставрация Спасского храма. Храм покрасили в его традиционные – желто-белые – цвета. На колокольне обновили купол и крест.

Источник

1358-1764 От основания до упразднения

История Благовещенского Киржачского монастыря от основания до упразднения

(1354 – 1764 годы)

«В лето отъ сотворения мира 6900», а от Рождества Христова 1392 «сентября 25 преставися преподобный игуменъ Сергий, святый старецъ, тихий и кроткий»[1]. Вот скромная отметка летописи о кончине преподобного Сергия Радонежского – величайшего подвижника земли Русской, благоговейно почитаемого всеми, от великого князя до простолюдина; умиротворителя князей и поборника единодержавия – созидателя русской государственности; заступника за землю Русскую, благословившего князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву; смиреннейшего инока, известного своим благочестием далеко за пределами нашего отечества; друга святителей, умоляемого, но не умоленного занять кафедру митрополита всея Руси; любимого игумена – преобразователя монашества; пламенного молитвенника, давшего русскому народу такую твердыню Православия и народности, какой явилась основанная им Троицкая обитель во все последующие исторические времена.

киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть фото киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть картинку киржач женский монастырь официальный сайт. Картинка про киржач женский монастырь официальный сайт. Фото киржач женский монастырь официальный сайт

Но не один Троицкий монастырь основал великий Сергий Радонежский. Его благословением и трудами на Руси появилось множество монашеских обителей. В их числе – и основанный Преподобным по особому Промыслу Божиему Свято-Благовещенский монастырь на Киржаче.

Случилось это следующим образом. Во второй половине XIV века в Русской церкви происходила смена Студийского устава на Иерусалимский. Возможно, старший брат преподобного Сергия Стефан был сторонником старой традиции, тогда как Сергий склонялся к новому уставу, введение которого было связано с деятельностью святителя Алексия. Как мы знаем из «Жития преподобного Сергия», составленного его первым биографом Епифанием Премудрым, однажды во время вечернего богослужения Стефан спросил канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх ответил: «Игумен дал мне ее». На что Стефан резко сказал: «Кто здесь игумен? Не я ли основал это место?» И другие произнес немирные слова. Преподобный Сергий находился в алтаре и все слышал.

Чтобы не вступать с братом в состязание о первенстве, Преподобный, прямо из алтаря, не заходя в келью, вышел никем не замеченный из ворот основанного им монастыря и направился в Махрищский монастырь к своему духовному другу игумену Стефану. По преданию, в этом путешествии великого Сергия сопровождал его ученик, преподобный Роман.

Некоторое время преподобный Сергий пребывал в Махрищском монастыре, в молитве испрашивая волю Божию, после чего вместе с провожатым отправился дальше. В нескольких верстах от Махры они нашли пустынное место поразительной красоты. Здесь, на высоком берегу реки Киржач, они и остановились. Облюбовав это место для пустынножительства, Преподобный устроил убогое жилище и своими руками ископал на Киржачской круче колодец.

Инокам Троицкой обители вскоре стало известно, куда удалился их смиренный игумен. Один за другим, самые верные и любящие, стали приходить к нему его духовные чада. Преподобный с любовью принимал каждого, расчищал с братией лес и ставил келии. По благословению московского митрополита святителя Алексия Преподобный поставил небольшую деревянную церковь, которую освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Умилительна молитва Преподобного, с которой он обратился ко Господу, приступая к ее строительству: «Господи Боже сил древле укрепивший Израиля многими чудесами и законодавца Своего Моисея многими различными известив знамениями, и Гедеону руном образ победы показавший, Сам ныне, Владыко, Вседетель, услыши мя, грешнаго раба Твоего, молящагося Тебе; прими молитву мою и благослови место сие, где благоизволил создаться храму, во славу Твою и похвалу и честь Пречистыя Матере Твоея, честнаго и славнаго Ея Благовещения, да и в том славится пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»[2].

Вот так и начался Благовещенский Киржачский монастырь.

Оставшаяся в Троицкой обители осиротевшая братия с сокрушенными сердцами отправились к митрополиту Алексию с просьбой о возвращении дорогого игумена. Вняв их просьбе, святитель Алексий послал на Киржач двух архимандритов просить Преподобного вернуться в обитель Святой Троицы. Смиренный игумен отвечал посланным: «Так от меня скажите владыке моему митрополиту: все из уст твоих приемлю с радостию, как бы из уст Христовых и ни в чем тебя не преслушаю»[3]. Преподобный Сергий повиновался святительскому слову и после четырех лет устроения Благовещенского монастыря на Киржаче, вернулся в Троицкую обитель.

Продолжить дело созидания новой пустынной обители и быть в ней наставником иноков игумен Сергий поручил своему преданному ученику и сподвижнику Роману. Преподобный Роман исполнил заповедь своего духовного отца: устроил Благовещенский монастырь и стал образцом подвижнической жизни для своей братии. Он оказался достойным преемником своего игумена, поистине духоносным руководителем своей паствы, словом и примером назидавшим братию монастыря и всех приходивших в обитель. Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился как и его учитель преподобный Сергий в 1392 году и был похоронен у стен Благовещенской церкви.

киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть фото киржач женский монастырь официальный сайт. Смотреть картинку киржач женский монастырь официальный сайт. Картинка про киржач женский монастырь официальный сайт. Фото киржач женский монастырь официальный сайт

В ходе строительства монастыря окружавшая его местность, некогда глухая и безлюдная, постепенно оживала. Близ обители на месте непроходимых лесов появлялись селения и слободы.

Благодаря славе своего основателя Преподобного Сергия, Киржачский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей, царей и бояр. Они одаривали его землями, селами и различными угодьями, так что очень скоро он стал одним из богатейших монастырей северо-восточной Руси.

К середине XVI века Киржачский Благовещенский монастырь являлся вторым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой обители. В нем подвизалось 90 монахов. Настоятель Киржачского монастыря, который, как правило, назначался из числа монахов Троицкого монастыря, занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. Владения монастыря разрослись и располагались уже не только в Переславском, но и в Дмитровском, Владимирском и Юрьевском уездах. Монастырь имел своих крестьян, собственные рыбные ловли, шесть водяных мукомольных мельниц, две солеварницы, доходы с ярмарок.

Однако жизнь монастыря не была безоблачной. По писцовым книгам видно, что в это столетие на долю монастырской братии и населения прилегающих деревень выпали тяжелые испытания. В Киржачской земле свирепствовали то моровая язва, то голод в связи с неурожаями, то пожары. Пережил монастырь и разорение от польско-литовских войск.

Во второй половине XVII века, в царствование Алексея Михайловича, положение Киржачского монастыря улучшилось. В описи Троице-Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей 1642 года о Киржачском монастыре говорится, что храмы его украшены благолепно. Многие из святых икон в храмах обложены серебром, венцы имеют золоченые, а некоторые украшены жемчугом и драгоценными каменьями. Иконостасы с украшениями. Царские врата, сень над ними и столбцы с литыми оловянными и позолоченными изразцами[4]. До середины XVII века в монастыре было три храма – Благовещенский, Сергиевский и в Святых вратах. В 1656 году боярин Иван Андреевич Милославский возводит рядом с Благовещенским собором над могилами своих родителей новую каменную церковь в честь Всемилостивого Спаса. Впоследствии это место становится фамильной усыпальницей Милославских.

В середине XVII века Киржачский монастырь прославился литературными трудами своего игумена Александра, составившего церковную службу и жизнеописание преподобного Даниила, игумена Переславского Горицкого монастыря.

В XVIII веке Благовещенский монастырь продолжал процветать и расширяться.

Но 1764 год стал для него поистине трагическим. В этом году Екатерина II подписала Манифест о передаче монастырских земельных владений и населяющих их крестьян государству. В результате из 954 великорусских монастырей было упразднено 569 и оставлен за штатом 161 монастырь[5]. В числе упраздненных оказался и Киржачский монастырь. Его имущество было передано в Троице-Сергиеву Лавру[6], братия переведены частью туда же, частью в другие монастыри. Монастырские церкви стали приходскими.

«Болезненным ударом по сердцу верующих русских людей была эта реформа. Запустели места, освященные подвигами святых иноков. Заросла тропа, по которой направлялись народные массы к святым старцам для духовного руководства, к святым могилам – для молитв. Закрылось при церквах и монастырях множество школ, больниц и богаделен. Вместе с закрытием монастырей остановилось и великое дело просвещения инородцев. Народное чувство было слишком возмущено, ибо отобрание церковных имуществ было вопиющим нарушением прав собственности и воли тех, которые завещали свои имения церквам и монастырям на дела благотворения, на поддержание иночества и на помин души. Эта реформа была в глазах народа великим грехом, ибо на пожертвования в пользу церквей и монастырей, о чем было сказано выше, Церковь всегда смотрела как на посвященное Богу», – писал архиепископ Серафим (Соболев)[7].

В 1764 году, при отобрании в государственную казну монастырских вотчин, из подмонастырской слободки было образовано казённое село Киржач. Спустя 14 лет его объединили с селом Селиванова Гора. Тогда же новое образование получило статус уездного города с названием Киржач.

[1] Полное собрание русских летописей. Т. VI. СПб, 1855. С. 134.

[2] Преподобный Роман Киржачский и монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы от основания до наших дней /авт.-сост. Белицина Н.В., монахиня Мария (Сташевская). Москва, 2003. С. 13.

[3] Муравьев А.Н. Жития святых Российской Церкви. СПб., 1855. С. 513.

[4] Сборник Актов Сергиево-Лаврской библиотеки № 679 по Переславлю-Залесскому.

[5] Например, во Владимире из 6 монастырей было упразднено 5, в Суздале и Переславле-Залесском из 12 – 8.

[6] Вследствие реформы 1764 года, из 14 приписанных к Лавре монастырей при ней остался только Махрищский, а сама Лавра поступила на штатное (т.е. на государственное) содержание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *