китайский монастырь в горах
Комплекс древних строений в горах Уданшань
Древний архитектурный комплекс находится в живописных предгорьях, ущельях и долинах горного хребта Уданшань. На территории национального геопарка – Mount Wudang National Geopark. На северо-западе провинции Хубэй, в городском округе Шиянь, в районе города Даньцзянкоу (丹江口).
Гора Уданшань
Гора Уданшань (武当山) – это серия горных хребтов, занимающих около 400 км в окружности. Самый высокий пик называется Тяньчжу (天柱峰), что в переводе означает «Небесный столп». Высота пика составляет 1612 метров, рядом находятся 72 вершины поменьше и 24 ущелья c ручьями.
Гора Уданшань, также известная как Тайхэ (太和山), что в переводе означает «Гора благоденствия» – это сакральное место для приверженцев даосизма в Китае. Здесь с древних времен даосские мудрецы преподавали своим последователям уроки врачевания, медитации и боевых искусств. По легенде в местных даосских храмах и монастырях зародилось знаменитое боевое единоборство «тайцзицюань». Приверженцы этой борьбы съезжаются сюда со всего мира, чтобы поделиться своими навыками и приобрести новые.
Расположенный здесь комплекс строений включает в себя древние здания, некоторые из которых были построены в начале VII века н.э. В строительстве зданий использовались различные стили, способы строительства, материалы. Непосредственное участие китайских императоров в планировании и проектировании некоторых зданий обеспечило их высокое качество. Изысканный характер сооружений, богатство декора и большое количество статуй божеств делают комплекс выдающимся образцом древнекитайской архитектуры.
Сегодня комплекс древних строений на горе Уданшань – это достопримечательность категории 5А, высшего туристического рейтинга в Китае. Культурно-исторические объекты комплекса привлекают сюда туристов из разных уголков планеты.
История Уданшань
Первые строения на горе Уданшань начали появляться во времена императора Тайцзуна из династии Тан (627-649). Император во время засухи отправил своего наместника Яо Цзяна на гору Уданшань, чтобы тот вымолил у богов долгожданный дождь. После того, как свершилось чудо и дождь пошел, императором принято решение увековечить это событие. Тайцзун приказал построить зал «Пять драконов» (五龙宫). За ним последовали храмы Тайи (太乙) и Яньчан (延昌), а в 869 году построен храм Вэйу Гун (威武公). В 1018 император династии Сун по имени Чжэньцзун сделал из зала «Пять драконов» храм, а его преемник Хуэйцзун построил храм «Пурпурного неба» у пика Чжаньци. Затем последовали монастырь Лаоцзюнь (老君岩) и Терраса Сянгуань.
Императоры династии Юань также полагались на даосизм в качестве поддержки своего правления. Поэтому они продолжили строительство храмов. Был расширен храм «Пять драконов», построен дворец Тяньи-Чжэньцин, храм скалы Юйсюй (玉虚岩) и прочие наскальные храмы.
Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Уданшань
Из огромного архитектурного ансамбля, который был создан во времена династии Мин, сохранились четыре дворцовых комплекса и многочисленные монастыри и храмы. В 1994 году несколько объектов в горах Уданшань получили статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Наиболее значимые из них:
Дворцовый комплекс Тайхэ
Дворец Тайхэ (太和宫) находится на высоте 1612 метров, на вершине пика Тяньчжу (天柱峰) – в самом высоком месте хребта Уданшань. Тайхэ в переводе означает – гармония, благоденствие. Это священное место является символом горы Уданшань. Построен в 1412 году при императоре Джу Ди из династии Мин.
Последователи даосизма обязательно посещают это место. Путешественники также стремятся увидеть эту достопримечательность. Недаром говорят, что по-настоящему побывать в гостях у горы Уданшань можно только ступив во дворец Тайхэ. Главная достопримечательность дворца Тайхэ – Золотой храм (武当山金殿).
В некогда большом дворце на сегодняшний день сохранились только несколько объектов. Среди них: главный обрядовый зал или храм паломников, императорский храм, медный храм и центральная башня с колоколом и барабаном.
Храм паломников ранее считался главным залом дворца Тайхэ, пока не был возведен новый Золотой храм на вершине пика Тяньчжу.
Императорский храм считался важным местом для паломников и служителей даосской религии, здесь приносились жертвы и ежедневно зачитывались священные писания.
Медный храм первоначально был на месте Золотого храма, но потом был перемещен. Возраст храма около 700 лет, он является самым ранним сохранившимся медным храмом в Китае. Его еще называют «транзитным храмом», через узкий и темный проход в этом храме можно попасть в Золотой храм. Проход настолько узкий, что по нему может пройти лишь один человек. Считается, что идти по нему можно только вперед, путь назад может забрать у идущего удачу.
Архитектура дворца Тайхэ аналогична архитектуре «Запретного города» в Пекине. Император Джу Ди строил эти два объекта одновременно, как единое целое, как символ единства светской и божественной власти.
Золотой храм дворца Тайхэ
Храм Цзиньдянь (金殿) или Золотой храм построен из литой бронзы, имитируя деревянную конструкцию. Является одним из самых крупных храмов в Китае, выполненных из этого материала.
При его постройке использовали 200 тонн меди и 300 кг золота. Детали храма были изготовлены в Пекине и отправлены по Великому каналу в город Нанкин. Оттуда по рекам Янцзы и Ханьцзян они были доставлены для сборки на гору Уданшань. Храм имеет длину 4,4 м, ширину 3,15 м и высоту 5,54 м.
Храм окружен колоннами, которые поддерживают пятиконечную крышу с двойным карнизом (такая форма была присуща только императорским зданиям). Вся конструкция обильно украшена и расписана.
Во время грозы можно наблюдать, если повезет, очень необычное природное явление. Так как медный храм сам по себе является хорошим проводником, во время грозы над его крышей раскат молнии образует огненные сгустки в виде шаров. Благодаря этому храм прозвали «Храм огненных молний».
Внутри находится сидящая медная статуя даосского божества Чжэньву (真武), вес которой около 10 тонн. По бокам находятся статуи «Бронзового слуги» и «Нефритовой девы». Впереди четыре статуи покровителей воды, земли, огня и ветра.
С декабря 1994 года Золотой храм находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО, как часть древнего архитектурного ансамбля горы Уданшань.
Дворцовый комплекс Цзысяо
Дворец Тай Юань Цзысяогун (紫霄宫) или Дворец пурпурных облаков находится под пиком Чжаньцы (展旗峰) к северо-востоку от главного пика Тяньчжу. Его построили в 1119-25 годах, перестроили в 1413 году и расширили в 1803-20 годах. Является самым большим и наиболее сохранившимся храмовым комплексом в горах Уданшань.
Сохранилось двадцать девять зданий. Среди них храм дракона и тигра, храм с табличкой, храм Шифан, пурпурный небесный храм и родительский храм. Возле этих храмов находятся павильоны и пристройки, которые используются даосскими монахами в качестве жилых помещений.
Главное сооружение дворца – храм Пурпурных облаков. Он имеет высоту 18 м, длину 30 м и ширину 22 м. Построен из деревянных столбов и балок. Имеет роскошное убранство, конек крыши расписан орнаментом, сама крыша покрыта синей черепицей.
Храм Цзысяо является символом уданских боевых искусств. Для их популяризации здесь проходят многочисленные кино и телевизионные съемки, чему способствуют соответствующие декорации дворца.
В 1932 году здесь располагался штаб Красной Армии во время Второй гражданской революционной войны в Китае.
С декабря 1994 года находится в списоке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Дворцовый комплекс Наньян
Дворец Наньян (南岩宫) в переводе означает – Южная скала. Одно из самых красивых мест на горе Уданшань. Находится на ее южной стороне под скалой Дуян (独阳). Построен в 1285-1310 годах во времена династии Мин и расширен в 1312 году. Включает в себя 21 здание и занимает площадь 9 гектаров. Основные объекты дворца – храм Тяньи-Чжэньцин (天乙真庆宫), храм Юаньцзюнь (元君殿), храм Ляни (两仪殿), павильон Багуа (八卦亭), храм Лунху (龙虎殿), храм Тайцзы (太子殿), Южные Небесные врата (天门).
Самый значимый из них храм Тяньи-Чжэньцин (天乙真庆宫). Его длина 11 м, ширина 6,6 м, высота 6 м. Полностью построен из искусно вырезанного камня.
Проходя через храм Ляни можно увидеть курильницу в виде головы дракона, длина которой составляет три метра, а ширина полметра. Она представляет собой каменное сооружение, выступающее над долиной. Курильница заканчивается резной головой дракона, в которой находятся благовония.
Дворцовый комплекс Фучжэнь
Дворец Фучжэнь (复真观) или «Храм патриарха», также известный как Тайцзы-по (太子坡) или «Склон наследного принца» – находится у подножия пика Льва (狮子峰). Построен в 1412 году и расширен в 1683 году.
Извилистая стена, окружающая комплекс, похожа на реку и называется «Цзюцюй Хуанхэ» (九曲黄河) или «Изогнутая желтая река». Длина стены 70 м, а высота 2,5 м. С ее верхней точки открывается потрясающий вид на дворц Тайхэ, расположенный неподалеку.
На сегодняшний день сохранилось двадцать строительных объектов на площади в 6 гектаров. Из них: смотровая стена, курильница, зал Дракона и Тигра, зал Наследного принца, зал Хуаньцзин – здесь даосские священники читают вслух священные писания, павильон и столовая для монахов, а также башня «пяти облаков», возвышающаяся на высоту пяти этажей. Планировка комплекса включает в себя открытые пространства, что характерно для Южного Китай.
Ворота Сюаньюэ
Ворота Сюаньюэ (治世玄岳牌坊) находятся в 4 км к востоку от водохранилища Даньцзянкоу и знаменуют собой вход на гору Уданшань. Ворота построили в 1522 году из камня имитирующего дерево. Высота ворот 11,9 м, а ширина 14,5 м. Разделенные на три секции колонны имеют богато украшенные резные узоры в виде черепах, драконов, журавлей, растений, облаков, волн и небесных существ.
С 1994 года Ворота Сюаньюэ находятся в списоке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, как важная часть древнего архитектурного ансамбля горы Уданшань.
Нефритовый дворец
В четырех километрах от ворот Сюаньюэ находится дворец Юйсюй (玉虚宫) или Нефритовый дворец. Его построили в 1413 году при императоре Джу Ди.
Первоначально здесь находилась главная резиденция императора. Нефритовый дворец был самым большим строением в архитектурным комплексе Уданшань. В 1627 году дворец перенес пожар, а в дальнейшем пострадал от наводнений и других бедствий. В итоге большая часть зданий подверглась разрушению.
Сохранившиеся здания и руины включают в себя две стены дворца длиной около километра, два павильона, родительский храм, храм Юнь (云堂), остатки восточных, западных и северных ворот. В последние годы многие объекты восстанавливаются, идут работы по реставрации нефритового храма, храма дракона и тигра и других объектов.
Сегодня, посещая Нефритовый дворец по дороге, вымощенной каменными плитами, оставшимися в династии Мин, посетитель, несмотря на разрушенные руины, фундаменты и остатки зданий, все еще может почувствовать атмосферу его былого величия. Здесь часто можно увидеть энтузиастов боевых искусств, практикующих здесь свои навыки.
С 1994 года дворец Юйсюй находится в списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, как важная часть древнего архитектурного ансамбля горы Уданшань.
Дворец пяти драконов
Дворец Улун (五龙宫) или Дворец пяти драконов находится находится в северной части горы Уданшань, в 15 километрах на восток от дворца Юйсюй (玉虚宫). Это один из самых ранних и необычных дворцов в архитектурном комплексе горы Уданшань.
Дворец Улун создавался в течение нескольких поколений династий Тан, Сун, Юань и Мин. В общей сложности построили 850 храмов. Большинство храмов подверглись разрушению во времена Синьхайской революции 1911 года. Сохранились только несколько объектов, такие как дворцовые ворота, красная стена, древний колодец и другие.
Карта туристических маршрутов в Уданшань
Как добраться до Уданшань
На поезде в Уданшань:
До горы Уданшань удобнее всего доехать на поезде. Вы можете сесть на скоростной поезд категории D из Уханя в Шиянь. Поездка займет примерно 3,5-4,5 часа. Поезда следуют по маршруту D5211 в 8:00, D5206 в 12:36, D5286 в 14:41 и D5216 в 17:19. После прибытия на железнодорожный вокзал Шиян вы можете взять такси до горы Уданшань. Поездка на такси займет около часа.
Также от железнодорожного вокзала Wuchang Railway Station (汉口站) и вокзала Hankou railway station (武昌站) в Ухань до железнодорожного вокзала Уданшань курсирует 6 поездов класса K. Время на дорогу уйдет больше, около 6-7 часов, зато по цене такой поезд будет значительно дешевле.
На автобусе в Уданшань
Из Уханя до Уданшань можно добраться на междугородном автобусе. Ежедневно автобусы отправляются от автовокзала Хуанпи (黄陂汽车客运中心), центрального автовокзала Синьчжоу (武汉新洲中心客运站) и автовокзвла Саньфувань (西安三府湾客运站). На автобусе поездка займет около 5-6 часов.
По прибытии в туристический центр Уданшань можно воспользоваться экскурсионными автобусами или канатной дорогой с фуникулером, чтобы добраться до дворцовых комплексов.
Билеты на гору Уданшань
Погода в Уданьшань
На Уданшань не слишком холодная зима и не не слишком жаркое лето. Погода меняется в зависимости от уровня высоты. На высоте 1200-1600 м над уровнем моря, средняя годовая температура составляет около 9°C; на высоте 750-1200 м над уровнем моря – около 12°C; на высоте 750 м и ниже – около 16°c. Минимальная температура зимой: — 6-8°C
Посещение горы Уданшань подходит в любое время года, С приятной погодой не слишком холодно зимой или жарко летом. Особенно благоприятное время весной (март-май) и осенью (сентябрь-ноябрь).
Где остановиться в Уданшань
Одного дня будет недостаточно, чтобы осмотреть все достопримечательности и красоты горы Уданшань. Для того, чтобы остаться здесь на ночь или на несколько дней можно воспользоваться многочисленными отелями, гостиницами и хостелами, расположенными в туристическом районе или в городе Шиян.
Наиболее популярные отели среди путешественников, посещающих Уданшань:
Азия » Китай » Монастыри Уданшань
Китай, Шиянь, монастыри VII-XV в
Легендарная гора Удан, увековеченная в многочисленных романах, была колыбелью даосизма более 1000 лет и, согласно легендам, местом возникновения боевых искусств. Монастыри на пиках Уданшань, «первой знаменитой горы в Поднебесной», занесены в список культурного наследия ЮНЕСКО как лучшие достижения традиционной архитектуры Китая.
Мифы и факты
Монастыри Уданшань были центром учения и практики медитации, боевых искусств. Здесь находился древний даосский университет, в котором исследовалась традиционная китайская медицина и фармакология.
Всего в горах было построено 72 храма, 36 монастырей, 12 павильонов и 39 мостов, образующих 33 архитектурных комплекса.
Что посмотреть
Сегодня в Уданшань действуют несколько школ боевых искусств. В октябре здесь проводится ежегодный международный фестиваль мастерства кун-фу. А в начале октября и апреля на реке Хань проходят красочные гонки на драконовых лодках.
На территории современного Китая немало уникальных комплексов. До вторжения китайцев в Тибет, монастырь Сера являлся крупнейшим буддийским монастырем мира, где обитало более 5000 монахов, а знаменитый монастырь Ташилхунпо был резиденцией Панчен-ламы Тибета. Но уцелевший Ронгбук, по-прежнему, остается самым высокогорным монастырем мира.
Монастыри Уданшань находятся в 35 км от города Шиянь и открыты для посещения ежедневно с 7.00 до 19.30. Вход стоит 80 юаней.
Официальный сайт: www.chinawudang.com
* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2012-09-25
Китайские монастыри и храмы как колыбель древних религий
Духовным достоянием и культурным наследием Поднебесной являются старинные храмы и монастыри. В КНР их огромное множество. Китайцы представляют мир как процесс вечных изменений и необходимости человеку вписываться в течение изменений природных циклов. Китайские монастыри устроены по подобию естественных природных процессов.
Буддистские пещерные монастыри и храмы в Китае
Монастырь Веншу (Китай, Ченгду)
Рассмотрим некоторые китайские пещерные комплексы храмов и монастырей буддизма:
Скальные буддистские монастырские и храмовые комплексы Поднебесной
Рассмотрим некоторые скалистые китайские храмовые комплексы:
Скульптуры скальных буддистских комплексов
Вот одни из самых уникальных скальных скульптур буддистских комплексов:
Еще немного о храмах Китая
К популярным туристическим местам в Китае относятся, также следующие храмы:
Без храмов и, конечно же, монастырей, невозможно представить Китай, ведь они занимают главное место в духовной жизни китайцев. Невзирая на трепетно хранимые духовные учения и традиции, китайские храмы и монастыри открыты для всех посетителей. Требование к туристам одно – поведение, соответствующее святым местам.
Уданшань (кит. 武当山, пиньинь Wǔdāng Shān) — горный хребет в провинции Хубэй, находящийеся на удалении свыше 1000 км от Пекина, который находится недалеко от промышленного города Шиянь и около 120 км от города Сянфань. Горы Уданшань являются уникальной природной и культурной достопримечательностью Китая и знамениты своим грандиозным архитектурным комплексом, строительство которого началось в 1412 г. н.э. Здесь же был даосский университет, в котором исследовалась медицина, фармакология, системы питания, медитация и боевые искусства. Многие известные монахи из разных династий постигли Дао и обрели статус «Истинного человека» («чжен жень») именно в этих горах. Среди них известный даосский патриарх Люй Дунбинь династии Тан (618 – 907 гг н.э.) и родоначальник Тайцзи-цюань Чжан Сяньфэн из династии Мин (1368 – 1644 гг. н.э.).
Спустя 500 с лишним лет, в 1994 г. древний архитектурный комплекс в горах Уданшань был внесен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В докладе Комитета по делам мирового наследия ЮНЕСКО говорится, что архитектурный комплекс в горах Уданшань представляет собой «выдающееся сочетание типично даосских памятников архитектуры с уникальным природным ландшафтом».
Даосизм как самобытная религия Китая оформился более 1800 лет тому назад. Высшая цель даосизма — превращение в небожителя путем самосовершенствования и познания истинного Пути — Дао. В основном учении даосизма — трактате «Дао дэ цзин» («Канон Праведного Пути») — говорится, что Мир небожителей существует как на небе, так и на земле. На земле даосский рай надо искать в уединении знаменитых гор и кристально чистых рек, в местах «Пещерных небес и Счастливой земли». Удаленные горы являлись идеальным местом для даосов, скрывавшихся от бренного мира с целью достичь вершин самосовершенства.
Горы Уданшань — именно такое место. Они расположены на территории современной провинции Хубэй в Центральном Китае и занимают площадь 312 кв. км. Еще во 2-м веке н.э. в горах Уданшань люди, якобы, видели клубящийся «волшебный пар» (животворная энергия «ци»). Горы становились приютом для желающих стать даосским монахом либо бежавших мирской суеты.
Архитектурный комплекс в горах Уданшань в его современном виде сформировался во времена династии Мин (1368 —1644 гг.) при императоре династии Юнлэ. В период правления Юнлэ в горах Уданшань было построено 9 храмов, 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни, множество беседок, мостиков и многоярусных башен, образующих 33 архитектурных ансамбля. Сооружения, возведенные на главном пике и соседних 72 сравнительно низких вершинах гор Уданшань по берегам 24 горных потоков, цепью растянулись на 80 км, то прячась, то вновь появляясь перед взором.
Строительство в горах Уданшань продолжалось 12 лет и потребовало суммы, равной 7-летнему налогу всех провинций Юго-Восточного Китая. На строительство мобилизовали 300 тыс. солдат и простого люда. По завершении строительства взору предстал крупнейший в стране даосский архитектурный комплекс, отличающийся масштабностью габаритов, стройностью конструкции и изяществом декора. С комплексом в горах Уданьшань не может сравниться ни одна даосская святыня в других горах Китая.
Следует отметить, что во времена династии Мин, положение даосизма в обществе было уже не столь высоко, как раньше. Сам император Юнлэ не исповедовал даосизм, но, как гласит надпись на камне, император решил построить даосский комплекс в благодарность за милость богов, в знак почитания предков и с мольбой о благополучии всех и вся в Поднебесной. На самом деле, император Юнлэ не имел законных прав на престол императора, а потому он поднял мятеж против правящего племянника и силой занял престол. Такое действие нарушало основные принципы конфуцианской морали и не могло не вызвать протеста со стороны подданных. Кроме репрессий у Юнлэ был всего один способ расположить к себе народ: придать своему вступлению на престол мифическую окраску, заставить людей поверить, что власть императора дарована ему Небом. Его отец, т.е. первый император династии Мин Чжу Юаньчжан, преклонялся перед канонизированным даосским святым Чжэньу. Совершая вооруженный переворот, Юнлэ сочинил целую легенду, по которой и его отец, и он сам стали правителями Поднебесной благодаря покровительству Чжэньу. В «Дао дэ цзине» говорится, что изначально Чжэньу был наследником престола царства Цзинлэ (Истинной радости). После 42 лет самосовершенствования в горах Уданшань, Чжэньу постиг вершины даосского учения и обрел бессмертие небожителя. Именно поэтому горы Уданшань были выбраны местом строительства даосской святыни как благодарность святому за его милость.
Даосский комплекс в горах Уданшань является архитектурным воплощением идеи единства божественной и императорской власти. В соответствии с легендой о превращении смертного Чжэньу в бессмертного небожителя все сооружения комплекса делятся на две части: на горных склонах и вершинах и у подножия гор.
У подножия гор расположен монастырь и дворец «Цзинлэгун» — первое из даосских сооружений в горах Уданшань, символизирующее царство Цзинлэ, где родился наследник престола Чжэньу. Дворец «Цзинлэгун» занимает половину территории монастыря. В путевых заметках, датируемых эпохой Мин, говорится, что дворец «Цзинлэгун», якобы, предназначался для самого императора. Отсюда начинается вымощенная голубым камнем Священная дорога к главному пику гор Уданшань, который находится в 60 км от монастыря «Цзинлэгун».
Пройти через главные ворота комплекса в горах Уданшань «Сюаньюемэнь» («Врата к пику Пустоты») означает совершить переход от бренного мира к царству небожителей. Поднимаясь вверх по Священной дороге, можно увидеть множество даосских монастырей и храмов, в которых легендарный Чжэньу постигал даосское учение, достиг вершины самосовершенства и стал бессмертным небожителем. Каждое сооружение служит иллюстрацией одной из легенд о Чжэньу.
В Китае власть духовная никогда не стояла над властью императора. Строительство даосского комплекса в горах Уданшань проектировал и финансировал императорский двор, поэтому комплекс должен был воплощать величие и могущественность императорской власти. До династии Мин в композиции архитектурного комплекса в горах Уданшань выражалась идея даосского рая. Центром комплекса являлся храмовой комплекс «Цзысяогун» («Дворец Пурпурных облаков»). Соседствующий с ним храмовой комплекс «Наньяньгун» («Дворец Южного утеса») назывался «обитель небожителей в Священных горах».
При династии Юань «Наньяньгун» считался местом проживания Чжэньу. Однако император Юнлэ придерживался совсем иного мнения. Ему понравился главный пик гор Уданшань — «Тяньчжуфэн» («Пик Небесного столба»), перед которым словно «склоняются» все другие вершины. Поднявшись на пик, от высоты и от восхищения захватывает дух, и невольно веришь, что «10 тысяч гор пришли на ‘аудиенцию’ к главному пику».
Император Юнлэ приказал возвести на главной вершине гор Уданшань позолоченный бронзовый дворец площадью 160 кв. м. и назвал его «Цзиньдянь» — «Золотой дворец». Убранство «Золотого дворца» соответствовало наивысшим стандартам императорского двора. Внутри дворца поставили бронзовую статую Чжэньу высотой в 1,86 м, о которой в народе говорили: «Дух Чжэньу, лик Юнлэ». Смысл фразы ясен без лишних слов.
На третий год после завершения строительства «Золотого дворца» Юнлэ приказал возвести вокруг дворца стену из камней строго прямоугольной формы и весом в полтонны каждый. Таким образом, был построен новый грандиозный храмовой ансамбль «Цзыцзиньчэн» («Пурпурно-золотой город»), который император Юнлэ по образу и подобию своей резиденции возвел на Земле для небожителя Чжэньу. С тех пор стали говорить: «На севере — Цзыцзинчэн (императорский «Пурпурный запретный город» в Пекине), на юге — Цзыцзиньчэн».
Ярусом ниже ансамбля «Цзыцзиньчэн» расположен храмовой комплекс «Тайхэгун» («Дворец Высшей гармонии»). Высшая гармония — конечная цель последователей даосизма. В период династии Мин «Тайхэгун» был пределом, который разрешалось достигать простым верующим, приходившим в горы Уданшань молиться. Лишь издали им удавалось взглянуть на «Золотой дворец», а затем, обуреваемые чувством надежды, удовлетворения или сожаления, они отправлялись в обратный путь.
Волей императора Юнлэ центр отправления даосского религиозного ритуала из монастырей «Цзысяогун» и «Наньяньгун» переместился на пик «Тяньчжуфэн». В результате сформировался архитектурный комплекс с «Золотым дворцом» в центре, по отношению к которому располагались все остальные сооружения. Горы Уданшань из Счастливой земли, где Чжэньу достиг вершин совершенства и обрел бессмертие небожителя, превратились в святыню императорского правления Поднебесной. Чжэньу не входил в верховный пантеон даосских небожителей, однако построенные в его честь монастыри и храмы отвечали самому высокому критерию.
За годы строительства даосского комплекса в горах Уданшань император Юнлэ, лично возглавлявший строительные работы, издал более 60 указов, касающихся не только таких важных проблем, как обеспечение строительства рабочей силой, но и второстепенных дел, например, утверждение проектных чертежей и утилизация строительных отходов. При строительстве монастырей и храмов, прокладке дорог и возведении монументов применялись только стройматериалы единого государственного стандарта. Работы велись на одном дыхании и завершились всего за 10 лет с небольшим. Даже сейчас трудно представить, как на этих отвесных скалах сооружались «висячие храмы», как поднимались на такую высоту тяжеленные стройматериалы.
Даосы превыше всего ставят гармонию природы и человека. Вызывает восхищение то глубокое уважение к природе, которое проявляли при строительстве грандиозных сооружений в горах Уданшань. Юнлэ строжайше запретил наносить малейший вред горному ландшафту, не разрешал вырубку деревьев, благодаря чему горы Уданшань сохранили практически первозданный облик. При выборе места для будущей постройки пристальное внимание уделялось особенностям природы, расположению горных хребтов и речных артерий. Вписанное в ландшафт сооружение могло быть и величественно грандиозным, и изящно хрупким, скрывающимся в горных расщелинах или словно прилепленным к отвесной скале. В таких «Нефритовых павильонах в Священных горах» даосам было сподручнее всего очищаться от «мирской пыли».
По завершении строительства архитектурный комплекс в горах Уданшань получил статус родового храма императорской семьи династии Мин. Сюда со всей страны стекались даосы, избранные из многочисленных последователей даосизма Поднебесной. Максимально число служивших здесь даосов достигало почти 4000 человек. В 1416 г. император Юнлэ приказал переселить в горный район гор Уданшань 550 семей числом более 3100 человек для возделывания полей, дабы обеспечивать едой даосские монастыри и храмы. По приказу императора 500 караульных несли патрульную службу в горах Уданшань, сюда была направлена прислуга, занимавшаяся уборкой и ремонтом помещений монастырей и храмов. Впоследствии по случаю вступления на престол нового императора и изменения девиза правления императора династии Мин, в горы Уданшань для совершения жертвоприношений приезжали специальные посланники. Однако ни один из 16 императоров Минской династии ни разу не бывал в горах Уданшань. Императору Юнлэ так и не удалось ни разу взглянуть на свое великолепное детище.
После смерти Юнлэ, несмотря на строительство новых сооружений и восстановительные работы, основы композиции архитектурного комплекса в горах Уданшань не претерпели изменений. В 1552 г. император Цзяцзин приказал отреставрировать и расширить имеющиеся сооружения. В течение последующих полутора лет удалось отреставрировать и расширить 955 помещений. Из минских императоров наиболее почитал даосизм император Цзяцзин, который с детства был физически немощен, часто болел, а к старости одряхлел окончательно. Цзяцзин был последним императором Китая, который проявлял заботу о даосском комплексе в горах Уданшань. В 1642 г. отряды крестьянской повстанческой армии под предводительством Ли Цзычэна сожгли «детище» императорского двора в горах Уданшань. Уцелевшие в огне постройки вновь стали открыты и общедоступны. С тех пор в горах Уданшань не строилось новых сооружений. Часть сохранившихся построек была отреставрирована, часть — ветшала и разрушалась. Но несмотря ни на что, истинные даосы никогда не покидали гор Уданшань.
Дошедшие до наших дней, сооружения даосского архитектурного комплекса в горах Уданшань, включают в себя четыре храмовых комплекса – «Тайхэгун» ( «Золотой дворец» и «Цзыцзиньчэн»), «Наньяньгун», «Цзысяогун», и «Юйчженьгун» (Дворец встречи с истиной»); два монастыря – «Фучженьгуань» (Возвращение к истине) и «Юаньхэгуань» (Изначальная гармония), и большое количество второстепенных строений – в общей сложности свыше 200 зданий, площадь которых составляет около 50 тыс.кв.км.
Старейший монастырь на Удане, впрочем, как и все остальные – общий. В нём живут и мужчины и женщины. Камеры и журналистов здесь не особо жалуют. Монахи говорят: «Нашему монастырю более тысячи лет. При династии Мин достраивался и стал одним из самых больших на Удане. Сегодня довольно много людей не только из Китая, но и из других стран приходят сюда, чтобы остаться. Ежегодно более ста человек. Но принимают не всех, критерии не разглашаются. Что их побуждает? Хотят стать добрее, сделать мир лучше, душу чище, обрести гармонию». Гармонию с самим собой, с другими людьми, предметами, окружающим миром. А на Удане действительно есть с чем гармонировать. Нетронутая городами природа, горные реки, которые время от времени пересыхают, а после дождей сносят декоративные мостики. Рай для энтомологов – насекомых самых разных встречаешь на каждом шагу. Дикие гуси, лебеди и даже обезьяны.
Путь к вершине начинается у подножия, и если взять хороший темп, 1600-метровый «Небесный столб» (так переводится с китайского название Тянь-Чжу) покорить можно часа за четыре. Каменная тропа ведет мимо монастырей, скитов и пещер, павильонов, беседок и террас, она ведет сквозь лес — густой, плотный, «динозавровый», передающий ощущение абсолютной первозданности. Шагнув в сторону от тропы, ты открываешь девственные уголки природы — например, горное озерцо, окруженное лесом с пятнами желтых и красных орхидей. Присаживаешься среди порхающих бабочек невообразимых расцветок, вслушиваешься в звуки леса, впадаешь в некое согласие и созвучие с самим собой, становишься спокойным, тихим, умиротворенным. Здесь работает закон «с чем придешь, так и встретят», а оттого неудивительно, что через какой-то промежуток времени любой уголок Удана начинает открывать тебе свои сокровенные стороны.
К примеру, одна из самых знаменитых из встречающихся при восхождении пещер носит имя Желтого Дракона. В ней довольно сыро, поскольку с потолка падает очень холодная вода, и эта сковывающая сырость невольно вынуждает тебя остановиться. Ты останавливаешься, замираешь, прислушиваешься. После чего поднимаешь голову и видишь совершенно четкий отпечаток тела спящего дракона в скале. Так он и лежал здесь, свернувшись: отчетливо видны голова, хвост, туловище, крылья.
Проходит еще какое-то время, и ты понимаешь, что уже находишься в несколько ином помещении, чем то, в которое недавно входил. Да и пребываешь в несколько ином состоянии — в таком, когда, если повезет, ты действительно способен увидеть дракона. А если не увидеть, то, по крайней мере, поверить в то, что именно здесь он, собственно, и живет. Горная река вызывает особые чувства. Совсем необязательно купаться в ее ледяной воде. Ты можешь просто стоять рядом — достаточно того потока чистоты, что несет с водой течение. Стоя на берегу, ты чувствуешь, как у тебя внутри меняется определенный вектор, как начинаешь смотреть на мир по-другому — панорамно, а не сквозь редкие щели прикрывающего его забора. Ощущение жизни во всем тебя окружающем не покидает ни на минуту. Шагаешь по Уданским горам и понимаешь: они — живые. Рано или поздно приходит момент, когда осознаешь, чувствуешь, ловишь себя на мысли, что не просто смотришь на них, а идешь и с ними общаешься. И то, что некие духи этих гор действительно существуют, становится неоспоримым: а как может быть иначе, если они задают тебе свои вопросы и отвечают на твои? В своей обычной жизни ничего похожего мы и не можем ощутить, однако места, подобные Уданшаню, приоткрывают видение попавшего в них человека.
Тянь-Чжу — это не просто место, которое эпизодически навещают небожители (жизнь которых в подробностях отражена на стенах Уданских храмов), а их дом. Дом, в котором они делятся знаниями с приходящими к ним людьми.