кийский крестный онежский монастырь
Кийский Крестный монастырь (Кий-остров)
Кийский Крестный монастырь – мужской монастырь, расположенный на острове Кий (Онежская губа Белого моря). Основан в 1656 году патриархом Никоном.
Содержание
История [ править ]
В первый раз на острове Кий патриарх Никон оказался в 1639 году, когда еще будучи монахом передвигался на лодке от Соловецкого монастыря к Онеге, был застигнут штормом и чудом спасся на острове.
В память о своём спасении Никон по поморскому обычаю установил на острове поклонный крест и дал обет воздвигнуть на этом острове монастырь. Через 13 лет, в 1652 году Никон (в то время уже митрополит Новгородский) был послан в Соловецкий монастырь для перенесения мощей святителя Филиппа в Москву. На обратном пути он снова посетил Кий-остров и в память об этом событии поставил часовню на другом, ближнем к материку конце острова, с крестом внутри неё. Здесь он возобновил свой обет, а в 1656 году, уже будучи патриархом, добился у царя разрешения на основание на Кий-острове монастыря во имя Воздвижения Креста Господня. Официально монастырь основан по грамоте царя Алексея Михайловича, данной 13 июня 1656 года.
Для сбора средств на строительство монастыря Никон обратился к народу. Была собрана огромная для того времени сумма – около 6000 рублей. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 год руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Поскочин – доверенные лица Никона. Первым деревянным храмом обители стала, вероятно, церковь Воздвижения (опись марта 1657 года), её переосвятили в 1661 году в церковь Собора Святого Архистратига Михаила. Иверская деревянная церковь была построена в 1659 году. В 1660 году Никон сам приехал на Кий-остров и жил здесь, руководя строительством, почти весь год. В частности, здесь он устроил систему сбора пресной воды по образцу палестинских монастырей. 2 сентября 1660 года он лично освятил центральный Крестовоздвиженский собор монастыря. 8 сентября 1660 года он же освятил третью деревянную церковь Всех Святых; она сохранилась по сей день. Впоследствии деревянных храмов уже не возводили, строили только часовни. В конце сентября 1660 года Никон отправился в Москву и на Кий-остров более не возвращался.
Политически новый монастырь задумывался как альтернатива Соловецкому, ставшему одним из старообрядческих центров. В частности, Онежскому Крестному монастырю была передана часть вотчины с крепостными крестьянами, принадлежавшая ранее Соловецкому монастырю. Выдающееся значение монастыря подтверждалось и тем, что с самого начала он был устроен ставропигиальным (патриаршим) и им сразу управляли архимандриты – небывалый случай для того времени.
Наиболее почитаемая реликвия монастыря – «Кийский крест», изготовленный по заказу Никона кипарисовый крест, который должен был быть равен размерами Кресту Господню, и содержащий во внутренних ковчежцах до 300 различных святынь (частицы мощей различных святых, земля из святых мест и так далее). Ныне Кийский крест находится в Москве, в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
До разорения монастыря большевиками в монастыре хранились также золотые и серебряные священные сосуды – вклад патриарха Никона, его деревянный посох и точёный подсвечник предносный. В монастырской библиотеке хранилось житие патриарха в 250 листов, написанное полууставом его ставрофором Иваном Шушериным.
История монастыря В конце 1730 года в монастырь под строгий надзор было решено сослать лишённого сана и монашества бывшего епископа Воронежского Льва (Юрлова), который был освобожден из заключения на острове лишь после вступления на престол Елизаветы Петровны.
После секуляризации, проведённой Екатериной II, монастырь пришёл в упадок.
В 1756 году на территории монастыря была устроена лесная биржа и таможня для установления торговли лесным материалом с иностранцами. Оба учреждения были упразднены с восстановлением монастыря.
В 1764 году, после секуляризации, монастырская эксплуатация крестьян села Ворзогоры прекратилась, но не полностью. Переданные в государственную казну, они были объявлены «экономическими» и обложены оброком для содержания монастыря на Кий-острове.
9 июля 1854 года во время Крымской войны перенёс разорение от английских войск, высадившихся на Кий-острове. В следующем году здания монастыря пострадали от пожара, однако были вскоре восстановлены.
Крестовоздвиженский собор Крестного монастыря
Построен под руководством патриарха Никона и лично им освящён в 1660 году. Зодчих Никон привозит на Кий-остров по окончании работ в Иверском монастыре на Валдае. Главным архитектором и непосредственным руководителем строительства каменных сооружений монастыря стал мастер Аверкий Мокеев.
Нижняя, наиболее нагруженная часть стен сложена из привозного известняка, верхняя, что парадоксально, — из более прочного материала — кирпича вперемешку с гранитными валунами.
Собор представляет собой классический в русской храмовой архитектуре четырёхстолпный трёхапсидный храм с мощным кубом (четвериком) основного объёма. Вероятнее всего, собор строился пятиглавым, но после ряда пожаров и обрушений две малые западные главы не восстанавливались и храм остался трёхглавым. В настоящее время разрушены и прикрыты высокой кровлей основания и двух восточных глав. Центральный восьмерик барабана был световым, со слюдяными, а после стеклянными окнами, но из-за опасности создания при пожаре сильной тяги через световые проёмы барабана, они были заложены кирпичом. Нынешняя высота собора примерно на 2 метра меньше бывшей из-за упрощения конструкции маковки на центральном барабане. Входы были оформлены традиционными многоарочными порталами.
Ныне Крестовоздвиженский собор производит впечатление совершенно отличное от задуманного: собор грузен, мощен и несколько непропорционален. Первоначально же с высокой центральной главой на визуально лёгком световом барабане, окружённом малыми главами и с более плоской кровлей храм выглядел намного гармоничнее и возвышеннее. Большей визуальной высоте храма способствовал значительный наклон боковых апсид к центральной вертикальной оси сооружения.
В интерьере собора значительную часть (до трети площади) отгораживал высокий иконостас (не сохранился). Место храмовой иконы в иконостасе занимал Кийский крест. Росписи стен, по-видимому, отсутствовали, за исключением подкупольной поверхности – «неба» (не сохранилась). На втором уровне собора была сооружена большая галерея хоров. Исследователи полагают, что в центре галереи находилось место для самого патриарха Никона, ставящего себя таким образом над молящимися и ближе к «небу». Большая (до 2 метров) толщина стен позволила сделать внутристеновую (в северной и западной стенах) лестницу на хоры. Далее в северо-западном углу храма узкая винтовая лестница вела на редкую в русской архитектуре подкупольную галерею, предназначенную для обслуживания огромного паникадила, заказанного Никоном для собора.
Позже в северной и южной частях галереи хоров были отделены два небольших придела.
Современное состояние [ править ]
Возобновлены службы в Крестовоздвиженском соборе, где установлен новый деревянный крест, сделанный по образу привезенного из Палестины.
Ныне собор вновь освящен, в храме сооружён небольшой иконостас.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: Архангельская область, Онежский район, Кий-Остров
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Фото [ править ]
Строения Онежского Крестного монастыря. Слева — фрагмент колокольни, справа — Крестовоздвиженский собор (1660)
Церковь Рождества Богородицы
Надкладезная церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста с хозяйственно-келейным корпусом
ОНЕЖСКИЙ КРЕСТНЫЙ МОНАСТЫРЬ
Кийский Крестный монастырь.
Один из монастырей, основанный патриархом Никоном вместе с Воскресенским Новоиерусалимским и Валдайским Иверским монастырями. Дата основания – 1656 год.
В середине – второй половине XVI веке в русской духовной мысли патриархом Никоном формируется и реализуется при поддержке царя идея о символическом переносе основных христианских святынь на русскую землю, о создании образа Царства Небесного.
Так, в 1653 году основывается Иверский монастырь на Валдае во образ Иверской обители на Афоне, в 1656 году в Онежской губе на острове Кий основывается Крестный монастырь, в этот же год под Москвой начинает строиться Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, объединивший в себе комплекс святых мест Палестины, в центре которого находится храм Гроба Господня.
Впервые на остров Кий будущий патриарх, а на тот момент ещё иеромонах Никон попал в 1639 году.
Предыстория этого события была следующей. В 1636 году московский священник Никита Минов принял монашеский постриг от преподобного Елеазара Анзерского в Троицком скиту на острове Анзер Соловецкого монастыря. В Троицком скиту, основанном аввой Елеазаром, был введен устав по примеру «Устава скитской жизни» преподобного Нила Сорского. Монахи жили в отдельных кельях на достаточно расстоянии друг от друга и собирались в церкви исключительно на воскресную литургию или по большим праздникам.
Попавший в Троицкий скит Никон выделялся своей начитанностью и знанием Священного Писания. Преподобный Елеазар возложил на Никона послушание совершать литургии и заведовать хозяйственной частью скита. В те же годы вышел царский указ о необходимости возведения каменной церкви. По этому указу помогать в строительстве должен был игумен Соловецкого монастыря Варсонофий, вместе с тем Никон и Елеазар отправились в Москву и собрали колоссальную сумму для строительства – 500 рублей. По возвращении подвижников на Анзер работы не начались. По-видимому, именно это послужило причиной последовавшего конфликта. Никон стал упрекать анзерских монахов в сребролюбии и обвинил в нём и самого Елеазара, после чего покинул скит и отправился в Кожеезерский монастырь.
По пути на Кожеозеро Никон попал в шторм, чудом небольшой карбас вынесло на остров в Онежской губе. Согласно преданию, будущий патриарх воскликнул: «Кий остров?!» в значении: «Что за остров?!». Так безымянный остров обрел имя. Согласно другой версии на острове уже располагались солеварни, он был известен, а название его находит истоки в древнесаамском языке и означает «след зверя или дикого оленя». Краевед-топонимист П. И. Носков утверждает, что слово «Кий» на языке финоязычных племен означает «камень», отсюда каменный остров Кий-остров.
В память о своём спасении Никон по поморскому обычаю устанавливает на острове поклонный крест и даёт обет воздвигнуть на этом острове монастырь.
В 1652 году, будучи митрополитом, Никон повторно посетил остров во время своей поездки в Соловецкий монастырь. Тогда же он ставит часовню с крестом.
После патриаршей интронизации Никон приступает к возведению монастыря во имя Воздвижения Креста Господня на острове Кий. Официально монастырь был основан по грамоте царя Алексея Михайловича, данной 13 июня 1656 года. Для сбора средств на строительство монастыря Никон обратился к народу. Была собрана огромная для того времени сумма — около 6000 рублей. Строительством первых сооружений на острове с 1656-го по 1659 год руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Парамонович Поскочин — доверенные лица Никона. Первым деревянным храмом обители стала, вероятно, церковь Воздвижения (по описи марта 1657 года), её переосвятили в 1661 году в церковь Собора Святого Архистратига Михаила. Иверская деревянная церковь была построена в 1659 году. В 1660 году Никон сам приезжает на Кий-остров и живёт здесь, руководя строительством, почти весь год. В частности, здесь он устраивает систему сбора пресной воды по образцу палестинских монастырей. 2 сентября 1660 года он лично освящает центральный Крестовоздвиженский собор монастыря. 8 сентября 1660 года им же была освящена третья деревянная церковь Всех Святых, она сохранилась до настоящего времени.
Новому монастырю передавалась часть вотчин Соловецкого монастыря, а после Соловецкого восстания количество земель Крестного монастыря еще увеличилось. Специально для монастыря патриархом Никоном из Палестины был заказан кипарисовый крест-мощевик, равный по размерам Кресту Распятия. Он был установлен в иконостас Крестовоздвиженского собора. Ныне Кийский крест находится в Москве, в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивенском переулке.
После секуляризации церковных земель, проведенной в 1764 году Екатериной II, монастырь пришел в упадок.
9 июля 1854 года остров сначала обстреляли, а потом высадились на него и разорили английские войска.
Окончательно упразден монастырь был в 1922 году.
В настоящее время на Кий-острове сохранились в разном состоянии:
Крестовоздвиженский собор (1660)
Надкладезная церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста (1660) с пристроенным хозяйственно-келейным корпусом (около 1715)
Церковь Рождества Богородицы (1689) с колокольней и трапезной
Правый придел в честь Рождества Христова (1874)
Левый придел в честь святителя Филиппа митрополита Московского (1869)
Деревянная церковь Всех Святых, перестроенная в жилое помещение дома отдыха
Онежский Крестный монастырь
Онежский Крестный монастырь Nesusvet
В заливе Белого моря на далеком Кий-острове высится средневековый храмовый комплекс — Онежский Крестный монастырь. В настоящее время монастырь не действует, однако по-прежнему служит замечательным архитектурным памятником старинного русского зодчества.
Основателем считается великий патриарх Никон, бежавший из Соловецкого монастыря в начале 17 века. Тогда, будучи еще иеромонахом, он терпит бедствие от стихии у крутых берегов Онеги, однако чудесной волей судьбы спасается в бухте Кий-острова. В честь чуда спасения Никон устанавливает на острове огромный крест и обещает Богу возвести в его честь Крестный монастырь.
Время спустя, будучи уже патриархом, он запрашивает у царя разрешение на возведение храма на Кий-острове и получает добро. На средства, собранные в народе, возводится первая деревянная церковь Воздвижения. Позже появляются и другие постройки — церковь Собора Св. Архистратига Михаила и Иверская церковь. Никон лично освящает только новый монастырский комплекс, позже получивший название Онежского Крестного монастыря.
К 18 веку монастырь становится весьма знаменитым и богатым местом. Ему передаются земли с крепостным крестьянами, ранее принадлежащие Соловецкому монастырю. И, более того, Онежский Крестный монастырь готовится выступить в качестве альтернативы Соловкам. Однако судьба оказывается менее благосклонна. Во время Крымской войны монастырь разоряют английские войска, а после здание окончательно разрушает пожар. Впоследствии монастырь все же был восстановлен, но богослужения в нем больше не проходили.
До наших времен сохранился довольно богатый комплекс средневековых храмов и хозяйственных построек, возводившихся в период 17—19 веков. Главный среди них — Крестовоздвиженский собор, первая из построек, давшая жизнь будущему монастырю. Также сохранились и другие церкви, в том числе деревянные. Одна из церквей сейчас перестроена в жилой дом.
Казалось бы, Онежский Крестный монастырь построен во вполне традиционном русском стиле. Но, в отличие от большинства храмов того времени, этот выделялся какой-то странной угрюмостью и мрачностью, несмотря на то, что был выполнен в белом цвете. Почти треть внутреннего пространства Воздвиженского храма занимал высокий иконостас, а вместо храмовой иконы красовался большой крест. Настенных росписей, судя по всему, в церкви не было.
Добраться до монастыря можно из города Онега морским путем. В летнее время из городского порта в Кийский дом отдыха раз или два в сутки ходит баркас. Билеты нужно приобретать заранее в онежской дирекции дома отдыха.
Крестный монастырь на острове Кий
Содержание:
Онежский (Кийский) Крестный монастырь — мужской монастырь, расположенный на острове Кий (Онежская губа Белого моря). Основан в 1656 году патриархом Никоном.
Онежский Крестный монастырь принадлежит к числу наиболее труднодоступных, но в то же время наиболее достойных посещения достопримечательностей Русского Севера.
Как и в XVII веке, так и теперь Кий-остров пуст. Только в летние месяцы он видит людей: постояльцев местного дома отдыха, путешественников, а начиная с 1990-х годов — паломников, преимущественно из Онеги. Богослужения в Крестном монастыре совершаются редко, но недавно появилась надежда, что эта ситуация, горькая для монастыря, будет переломлена.
Строительство Крестного монастыря
В 1639 году иеромонах Соловецкого монастыря Никон шел Белым морем от острова Анзер. Близ устья Онеги его застигла буря и едва не потопила его лодку. Но, истово помолившись Богу, монах получил спасение и удачно пристал к Кию острову. Тогда же Никон, следуя поморскому обычаю, поставил на острове крест — «на воспоминание того своего спасения».
Прошло тринадцать лет, и Никон вновь посетил остров, некогда спасший ему жизнь. Теперь он был митрополитом Новгородским и сопровождал из Соловецкого монастыря в Москву мощи митрополита Филиппа (Колычёва), умученного по приказу Ивана Грозного. Крест, поставленный им в 1639 году, он обрел в целости и дал обет построить, если Богу будет угодно, на Кие монастырь.
Только в 1656 году, уже будучи Патриархом, он приступил к исполнению своего намерения, испросив соответствующую грамоту у царя Алексея Михайловича.
На первоначальное устроение Онежского Крестного монастыря царь пожаловал 6 000 рублей, а сверх того — рыбные ловли, покосы и пахотные земли, окрестные селенья с 4 537 душами крестьян и самое село Устьенское (с 1780 года — город Онега).
В марте 1657 года уже стояла деревянная церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В этом храме был первоначально установлен кипарисовый крест-мощевик, впоследствии поименованный, по месту своего местонахождения, Кийским крестом.
Строительство каменного Крестовоздвиженского собора Онежского монастыря
Одновременно в Крестном монастыре началось каменное строительство. Оно представляло немало трудностей, связанных прежде всего с доставкой на остров белого камня, кирпича, извести и прочего. Каменоломни, где добывали известняк для постройки каменного Крестовоздвиженского собора, находились в среднем течении реки Онеги, там же жгли известь. Кирпич изготавливали ближе, в устье Онеги, на так называемом Белом дворе, принадлежавшем монастырю. Из Онежского устья на Кий-остров строительные материалы доставляли барками, что, конечно, не способствовало быстрому ходу работ.
Патриарх Никон прибыл на Кий-остров в начале 1660 года (по другим сведениям — в конце 1659-го) и прожил здесь около года, что значительно ускорило строительство монастыря.
Ускорение строительных работ с прибытием на Кий Никона удивления не вызывает. Судя по всему, Никон полностью пересмотрел сложившуюся в монастыре за несколько лет систему каменных работ. Есть одна особенность Крестовоздвиженского монастырского собора: его нижняя часть сложена из известняка, материала сравнительно непрочного, тогда как верхняя построена почти полностью из гранита.
Исследователи по этому факту делают предположение: «Монастырские каменоломни находились на материке, далеко от острова, в то же время он по существу весь состоит из гранита. К 1660 г., т.е. к приезду Никона, какая-то часть Воздвиженского храма была уже построена из известняковых блоков. Возможно, Никон счел доставку белого камня издалека нерациональной, тем более что он был хорошо знаком со строительной практикой Соловецкого монастыря, где гранит с успехом использовался в строительстве еще с XVI в. Во время пребывания Никона на Кий-острове именно этот материал стал основным в каменном строительстве».
Естественно, с предпочтением местного материала привозному работа пошла гораздо быстрее. 4 сентября 1661 года Патриарх освятил Крестовоздвиженский соборный храм, 8 сентября — деревянный Всехсвятский храм (он, хотя и в перестроенном виде, сохранился поныне), а 16 сентября — церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня над ископанным им колодцем. Буквально на другой день Никон покинул остров и более не бывал здесь никогда. С его отъездом завершился начальный этап существования монастыря и формирования его архитектурного ансамбля.
История Крестного монастыря на Кий-острове
Благополучной история Крестного монастыря была лишь в первые десятилетия его существования. В XVIII—XIX веках он едва сводил концы с концами, хотя в Крестовоздвиженском соборе по-прежнему хранилось немало ценных реликвий и древностей, связанных с Патриархом Никоном.
При основании своем Крестный монастырь был устроен в материальном отношении как нельзя лучше. Вплоть до конца XVII века Крестный монастырь, возвышенный Никоном над всеми другими северными монастырями и архимандричьим управлением, и приданными ему землями и святыней, равной которой не было во всем православном мире, активно строился. Все сколь-нибудь значительные здания возведены здесь именно в эту пору. Начиная с XVIII века монастырь постепенно приходил в упадок, и в XIX столетии обстоятельства его были самые невзрачные — в особенности после разорения в 1854 году англичанами и пожара 1855 года.
Подобно другим удаленным обителям, Крестный монастырь служил не только ковчегом спасения подвизавшимся здесь чернецам, но и тюрьмой. В этом качестве он повидал немало сидельцев. В конце XVII столетия то были мятежные соловецкие иноки. В XIX веке ссыльный контингент был представлен на Кие главным образом раскольниками.
В 1922 году монастырь был закрыт. Реликвии и документы, хранившиеся в нем, частью подверглись разграблению, частью оказались в различных собраниях и архивах. На острове в 1924 году открылся дом отдыха, существующий и поныне. Монастырские здания приспособили под его нужды. В Крестовоздвиженском соборе, как самом поместительном из них, расположился клуб для отдыхающих — со сценой в алтарной части. А деревянная Всехсвятская церковь — современница Никона — долгое время служила жилым корпусом.
Богослужения, хотя и очень нерегулярные, возобновились на монастырском острове лишь в 1990-е годы. В августе 2016 года в Крестовоздвиженском соборе состоялась первая за полтора (по меньшей мере) века архиерейская литургия, давшая надежду на то, что когда-нибудь — пусть и не вдруг и не так скоро — на Кие восстановится полноценная богослужебная и монашеская жизнь.
Крестный Онежский Мужской Монастырь богослужения контакты как добраться расположение на карте
Крестный монастырь Кий-острова богослужекния
Регулярных богослужений в храмах Онежского Крестного монастыря не совершается. Добраться до Кий-острова, расположенного в пятнадцати километрах от Онеги, можно только летом, купив однодневную или многодневную путевку в дом отдыха.
Контакты
Как добраться самостоятельно в монастырь на острове Кий
Путешественнику, намеревающемуся посетить Кий-остров, стоит заранее связаться с домом отдыха и забронировать путевку, хотя бы однодневную.
На своей машине до Онеги добраться непросто. Но можно. Например, по дороге Архангельск — Онега с замысловатым номером 11К-572 (около 150 километров). По этой же дороге курсирует автобус №530 «Архангельск — Северодвинск — Онега». Состояние дороги соответствует ее номеру, поэтому некоторые считают более предпочтительным доехать на поезде до станции «Вонгуда», расположенной в 27 километрах от города. От станции до Онеги ходят автобусы, хотя и по странному расписанию.
Существует возможность заказать такси — по телефону визит-центра «Онега». Там же можно и переночевать (а ночевать в Онеге, скорее всего, придется; катер до Кия ходит один-два раза в день, в часы прилива). Таким образом, поездка обещает быть не самой легкой. Но таков Русский Север: его нельзя «просто посетить». Он переключает нас — подчас помимо нашей собственной воли — из регистра «вояж» в регистр «паломничество».
Расположение Онежского Крестного монастыря на карте
Каменные здания Крестного монастыря на острове Кий
На фото: Крестовоздвиженский собор Онежского Крестного монастыря.
Ближайшая к Крестовоздвиженскому собору церковь — двухэтажный храм Рождества Пресвятой Богородицы, стоящий несколько южнее соборного храма. Он построен уже в «послениконовскую» эпоху, в 1689 году, из гранита и кирпича. На восток храм Рождества Богородицы выдается одной алтарной апсидой, на запад продолжен двухэтажной трапезной и келарской палатой (назначение этой пристройки, впрочем, не раз менялось — трапезная находилась то в верхнем, то в нижнем этаже здания, «мигрировали» также келарская, ризница и монастырская библиотека).
Собственно Богородице-Рождественский храм был верхним. Под ним был еще один, посвященный начиная с 1796 года Рождеству Христову. В 1870-е годы во втором этаже трапезной палаты устроили еще два придела.
Первоначально храм был, по-видимому, одноглавым. По крайней мере, опись 1743 года говорит об одной главе, покрытой лемехом. В 1870-е годы, с устройством двух придельных храмов, на кровле установили еще две главки. Все три примерно в это же время получили металлическое покрытие.
Между церковью Рождества Богородицы и Крестовоздвиженским собором находится колокольня, выстроенная, как и большинство каменных зданий монастыря, из гранитных валунов и кирпича. Ныне ее верхняя часть, представлявшая собой восьмерик, завершенный шатром с главкой, крытой лемехом, разобрана. Колокольня упоминается в монастырских описях с 1693 года. На ней были «часы заводные, стан и одиннадцать колес больших и малых железныя, которыя и минуты являют». С северной стороны к колокольне пристроена усыпальница настоятелей Крестного монастыря. Иногда ее называют еще «часовней Яренгских чудотворцев» или «часовней Иоанна Яренгского».
К юго-западу от Крестовоздвиженского собора и Богородице-Рождественского храма расположена надкладезная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Этот храм был выстроен во время пребывания на Кий-острове Патриарха Никона и освящен им же. Он невелик, сложен из гранита и кирпича, своды — кирпичные. Алтарь, снаружи представляющий собой одну граненую апсиду, изнутри отделен от основного помещения стеной с тремя арками, на которой размещался иконостас (согласно описи 1823 года — «простой, крашеной»). Над кровлей храма возвышается единственный барабан, прежде крытый лемехом («чешуею»).
В стену алтаря с наружной стороны храма Происхождения честных древ вмонтирован каменный крест. По всей видимости, этот крест был освящен в связи с освящением ископанного Патриархом Никоном колодца, поскольку храм над ним в это время еще не был построен.
С запада к храму пристроен двухэтажный корпус. История его постройки и «привязки» к церкви пока не выяснена вполне. Как правило, говорится о том, что он возведен или при самом Патриархе Никоне, или в последнее десятилетие XVII века. Документы не подтверждают его постройки при Патриархе, возможно корпус, примыкающий к храму Происхождения честных древ, — позднейшая каменная постройка монастыря.
Деревянные здания Онежского Крестного монастыря
На фото: Всехсвятский кладбищенский храм Крестного монастыря — единственная деревянная постройка, сохранившаяся на острове со времен Патриарха Никона.
Самой старой, существующей еще с времен Патриарха Никона, деревянной постройкой Онежского Крестного монастыря является храм во имя Всех Святых. Он стоит на некотором удалении от описанных выше каменных храмов, укрытый от глаз сосновым бором, и отмечает собой место братского кладбища. Всехсвятский храм невелик, принадлежит к простейшему — клетскому — типу деревянных церквей. В течение нескольких столетий своего существования он не раз ремонтировался и перестраивался, причем в начале XX века ремонт происходил под контролем Императорской археологической комиссии, заботившейся о сохранении древнего памятника. С устройством на Кий-острове дома отдыха и храм, и окружавшее его кладбище постигла горькая участь: храм переоборудовали под жилье (в таком виде он оставался до самого недавнего времени), а кладбище вовсе изничтожили.
Были на острове и другие деревянные церкви. В 1657—1659 годах единственным монастырским храмом являлась деревянная «церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, а в ней крест». С освящением каменного Крестовоздвиженского собора деревянную церковь переосвятили в честь Собора Архистратига Михаила. Просуществовала она, по-видимому, до конца XVII — начала XVIII века. В 1694 году в описи упоминается, что она «обветшала и стоит ветха». А в 1708 году Архистратигу Михаилу посвятили придел на хорах Крестовоздвиженского собора. Стало быть, деревянный храм к этому времени уже не функционировал.
В 1659 году, вскоре после возведения деревянной монастырской ограды, над Святыми воротами была освящена вторая церковь — в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. О ее дальнейшей судьбе нам ничего не известно. Зато можно кое-что сказать о самой ограде. Первую выстроили в 1658 году, и она просуществовала до 1780-х годов. В 1782— 1784 году монастырскую ограду перестроили. А последний ремонт (точнее — полное восстановление после пожара 1855 года) монастырь пережил в 1871 году. Сейчас от монастырской стены остался лишь небольшой участок — что очень жаль, поскольку подобных деревянных оград, характерных для Русского Севера, вообще сбереглось очень мало.
Жилые и хозяйственные постройки в Крестном монастыре возводились также большей частью — кроме уже описанных выше «келий над погребами» и трапезной палаты при Богородице-Рождественской церкви — из дерева. Так, в описании монастыря конца XIX столетия упоминаются «на восточной стороне против святых храмов настоятельский деревянный одноэтажный корпус с мезонином, выстроенный в 1871 году, келии братские деревянные двухэтажные; нижний этаж построен в 1749 году, а верхний в 1760 году. за оградой. хозяйственные деревянные постройки, как то: конный и коровий двор, кузница и баня». Братский корпус XVIII века, упомянутый в этом описании, в начале XX века разобрали, а на его месте возвели новый, частично используя старый материал. Сейчас здесь — один из корпусов для отдыхающих. В настоятельском доме находится администрация дома отдыха.