кладбище кизического монастыря в казани
Кладбище кизического монастыря в казани
Долгие годы немногие казанцы знали, что рядом со зданием Ленинского райвоенкомата находится старинное кладбище. Когда-то здесь находился Кизический Введенский мужской монастырь.
Историю казанских некрополей, Кизического в том числе, изучает известный казанский краевед Анатолий Елдашев.
Современный исследователь, изучающий историю возникновения, развития, разрушения и возрождения Кизического монастыря, не может обойтись без подробнейшего описания обители и монастырского некрополя, которое оставил нам епископ Никанор, опубликовавший свои записки в 1891/1892 годах, к 200-летию со дня основания монастыря.
Никанор (Каменский Никифор Тимофеевич) (1847-1910) – религиозный деятель, богослов, историк-краевед. С 1870 года преподавал в Казанской учительской семинарии, с 1879 года – ректор Казанской духовной семинарии. В 1889-1893 годах – епископ Чебоксарский, одновременно руководил церковно-учебными заведениями Казанской епархии. С 1908 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Автор трудов по догматическому и нравственному богословию, истории Казани и Казанской губернии. Так представляет этого человека Татарский энциклопедический словарь (Казань,1999).
Отметим, что рукопись его разысканий объемом в 52 страницы хранится в фондах Национального архива Республики Татарстан (Никанор (Каменский).
Казанский Кизический монастырь. Исторический очерк его двухсотлетнего существования. Казань. 1891; Кладбище Кизического монастыря. История его описания. Казань. 1892; Известия по Казанской епархии, издаваемые по Казанской Духовной академии за 1891 год. Казань. 1891. С.429-442); Известия по Казанской епархии, издаваемые по Казанской Духовной академии за 1892 год. Казань. 1892. С.362-367, 392-400, 457-464, 519-527, 886; Известия по Казанской епархии, издаваемые по Казанской Духовной академии за 1893 год. Казань. 1894. С.154-159).
Кладбище состояло из пяти участков (по епископу Никанору – частей). На первом участке захоронения производились с 1772 по 1889 год, на втором – с 1794 по 1890 год, на третьем – с 1782 по 1889 год, на четвертом – с 1747 по 1891 год. Пятый участок – по времени был наиболее поздним – с 1825 по 1892 год.
При анализе книги епископа Никанора нами выявлено, что на первом участке имелось 54 захоронения, на втором – 154, на третьем – 301, на четвертом – 149 и на пятом – 80. Всего 738.
Мы отдаем себе отчет, что это далеко не полные сведения, ибо еще в середине XIX века были утеряны древние диптихи с именами усопших. В списках епископа Никанораотсутствуют сведения обо всех захоронениях конца XVII и XVIII столетий, вплоть до 1772 года. Также мы не располагаем именами усопших и после 1892 года. Хотя имеются отрывочные сведения о том, что захоронения на погосте велись вплоть до начала первой мировой войны и даже позже.
Поэтому вполне резонно считать, что на этом кладбище нашли свой последний приют не менее двух тысяч человек.
В советское время кладбище, как и большая часть монастыря, были разрушены, особенно в послевоенный период – в 1956-1964 годы, когда его камни пошли в фундамент Дворца культуры химиков и в укрепление спрямленного правого берега реки Казанки в Кировском районе.
На монастырском погосте нашли последнее упокоение многие известные люди города: губернаторы и градоначальники, профессора Казанского университета и ученые, просветители, купцы и духовенство. Назовем в хронологическом порядке лишь некоторых из длинного списка усопших.
Дряблов Иван Федорович (1727-1774) – фабрикант, голштинской коммерции советник, первый в истории Казани городской голова (1767-1769), унаследовал от Михляева суконную фабрику и дом (ныне ул. М.Джалиля), в котором останавливались Петр I (1722) и Екатерина II (1767).
Каменев Петр Григорьевич (1740-1776) – купец 1-й гильдии, бургомистр городского магистрата, затем городской голова (1773-1775), умер в звании президента Казанского губернского магистрата; является отцом поэта Г.П.Каменева и дедом казанской поэтессы А.А. Фукс. Пользовался в городе большим почетом, получил из рук Екатерины II шпагу. На его похоронах присутствовала вся городская знать.
Трубецкой Александр Николаевич (умер в 1789 г.) – князь.
Баратаев Семен Михайлович (1745-1799) – грузинский князь, казанский наместник (1787-1796), генерал-майор (1789). Известен как один из руководителей строительства порохового завода (1782-1788). При его непосредственном участии в 1791 году был открыт русский публичный театр на улице Воскресенской (ныне Кремлевская), в доме купца Челышева. В городе существовала улица Баратаевская (с 1893 г. – ул. Лобачевского). Рядом с ним захоронены его жена, дети, внуки, зять.
Каменев Гавриил Петрович (1772-1803) – заметный представитель предромантизма – литературного течения на рубеже классицизма, сентиментализма и романтизма. Автор поэм «Громобой» (1796), «Громвал» (1804).Творчество Каменева было известно А.С.Пушкину, который высоко ценил его балладу «Громобой» и называл его предтечей русского романтизма. Каменев жил в Казани на бывшей улице Воздвиженской (ныне ул. Карла Маркса, 15) и любил проводить время в сосновой роще на кладбище. Он называл это место «Хижицы» и описал в своих произведениях.
«В трех верстах от Казани возвышаются стены Кизического монастыря. Вот место, которое питает мою меланхолию, вот куда я часто прихожу грустить и проливать слезы. Иногда сижу под тению его башен, рассматриваю картину окрестности и погружаюсь в томную, унылую задумчивость. В прекраснейшей перспективе виден весь город, по правую сторону несколько селений, а по левую, к самым стенам монастыря, примыкает сосновая роща; она ни зимою, ни летом не переменяет виду своего, и белеющиеся башни придают нечто печальное мрачной ее зелени. »
Мансуров Борис Александрович (1754-1814) – казанский губернатор, зять С.М.Баратаева.
Желтухин Федор Федорович (умер 1817) – бывший правитель Казанского и Вятского наместничеств.
Толстой Илья Андреевич (1757-1820) – граф, дед писателя Л.Толстого, казанский губернатор в 1815-1820 годах. Участвовал в ликвидации последствий казанского пожара 3 сентября 1815 года, занимался вопросами благоустройства города.
Кондырев Петр Сергеевич (1789-1823) – разносторонний передовой ученый, политэконом, профессор. Был среди первых студентов Казанского университета.
Желтухин Петр Федорович (1778-1829) – ревизор Казанского университета, «полномочный председатель Диванов княжеств: Молдавии и Валахии, Киевского военного губернатора, свиты Его Императорского Величества генерал-лейтенант и кавалер», сын Федора Федоровича Желтухина.
Хворое Федор Иванович (умер1830) – именитый купец, городской голова в 1812-1814 годах и в 1821-1823 годах. Существовал Хворовский переулок – между улицами Георгиевской (Свердлова) и Ново-Горшечной (Бутлерова), где находился пивоваренный завод Хворова.
Андрузский Михаил Яковлевич (умер 1836) – председатель Казанской уголовной палаты.
Петонди Елизавета Филипповна (умер 1836) – мать строителя монастырской колокольни, архитектора Фомы Ивановича Петонди.
Яковкин Илья Федорович (1764-1836) – директор 1-й Казанской гимназии, первый директор Казанского университета, профессор.
Мельников Герасим Степанович (умер 1840) – городской голова в 1833-1835 годах.
Архимандрит Гурий (умер 1842) – один из видных и деятельных настоятелей Кизического монастыря (1830-1842).
Тебеньков Яков Петрович (1781-1847) – генерал-лейтенант, командир Казанского порохового завода.
Берх Иван Петрович (умер 1849) – командир Казанского порохового завода.
Москотильников Савва Андреевич (1768?-1852) – литератор, юрист, массон, филантроп, друг поэта Г.П.Каменева и издателя Н.И.Новикова.
Мандрыка Николай Яковлевич (1777-1853) – генерал-лейтенант, начальник IV округа корпуса внутренней стражи.
Симонов Иван Михайлович (1794-1855) – известный ученый и путешественник, астроном. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1829), почетный член многих русских и западноевропейских научных обществ и учреждений, действительный статский советник, выпускник Казанского университета, впоследствии был его преподавателем, профессором, деканом математического факультета, организатором астрономической обсерватории, первым директором магнитной обсерватории (с 1844), ректором (1846-1855). Автор трудов по наблюдательной астрономии, геодезии, земному магнетизму.
В составе экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева совершил в 1819-1821 гг. кругосветное путешествие, участвовал в открытии Антарктиды и свыше тридцати островов в Атлантическом и Тихом океанах, один из которых в группе Фиджи носит имя Симонова, а также северо-восточный мыс на острове Петра I. Этой экспедиции, в составе которой Симонов был единственным ученым, суждено было завершить эпоху великих географических открытий. Похоронен рядом с женой Марфой Петровной (урожденной Максимович).
Грубер Ераст Андреевич (умер 1859) – попечитель Казанского учебного округа, тайный советник, товарищ Г.Р. Державина и С.Т. Аксакова.
Котелов Иван Николаевич (1789-1860) – купец 1-й гильдии, владелец кожевенного завода в Ягодной слободе. Благодетель монастыря.
Жулин Иван Дмитриевич (умер 1866) – купец, владелец кожевенного завода.
Чертов Аркадий Апполонович (умер 1867) – казанский долгожитель, проживший 105 лет, участник заграничных походов А.В.Суворова.
Мергасов Николай Иванович (умер 1870) – помещик, гвардии капитан, владелец дома (ныне ул.Кремлевская, 25). Существовал Мергасовский переулок – ныне часть улицы К.Наджми (от ул. Кремлевской до Черного озера).
Попов Александр Федорович (1816-1879) – математик, член Императорской академии наук, ученик Н.И.Лобачевского, принявший от учителя кафедру математики.
Заринский Платон Егорович (1830-1881) – протоиерей, известный казанский историк, удостоен Уваровской премии 1877 года за сочинение «Очерки древней Казани».
Вениаминов-Башарин Николай Матвеевич (1807-1883) – купец. Благодетель монастыря.
Сахаров Иван Алексеевич (умер 1885) – директор 1-й Казанской гимназии, окружной инспектор Казанского учебного округа.
Ковалевский Николай Осипович (1840-1891) – основатель казанской школы физиологии, профессор, ректор Казанского университета, действительный статский советник. Исследовал механизмы рефлекторной регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Сын известнейшего востоковеда Осипа Михайловича Ковалевского, брат живописца Павла Осиповича Ковалевского.
На погосте в большинстве случаев хоронили монахов и монахинь казанских монастырей. Свое место имел Казанско-Богородицкий девичий общежительный монастырь I класса. А вот монашествующие Кизического монастыря, как ни странно, своего уголка, по сведениям епископа Никанора, не имели, и их хоронили на разных участках погоста.
После прихода советской власти жизнь монастыря резко изменилась. В 1918 году обитель была закрыта, монахи изгнаны. Монастырь подвергся разорению. В 1930-е годы были разрушены основные постройки монастыря, а оставшиеся помещения переданы в ведение районного военного комиссариата. В нем также размещались жилые и складские помещения, гаражи.
27 декабря 2001 года мэр Казани К.Исхаков подписал постановление о передаче комплекса Кизического монастыря Казанской епархии Русской православной церкви Московского патриархата. Была передана та часть, которая подверглась пожару – надвратный храм в честь равноапостольного князя Владимира.
4 января 2002 года наместником Кизического монастыря назначен архимандрит Даниил (Могутнов). С этого же времени начались реставрационные работы, которые продолжаются и по сей день.
7 января 2002 года Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий в казанском соборе Петра и Павла торжественно освятил икону девяти мучеников Кизичевских. Как сказано у Экклезиаста: «Время разбрасывать камни и время собирать камни». Ныне по благословению Владыки Анастасия, стараниями и трудами архимандрита Даниила монастырь стал возрождаться. Обитель находится почти в центре большого Московского района, в котором нет ни одного храма, так что значение этого события переоценить трудно. Есть надежда на возрождение добрых традиций, так прославивших монастырь в прежние времена, ведь добрые традиции укрепляют дух веры.
Наш нравственный долг перед ушедшими поколениями – восстановить порушенную обитель и могильные камни некрополя на первых порах наиболее выдающимся землякам, внесшим значительную лепту в духовную жизнь Казани.
Кизический Введенский монастырь – три столетия веры и испытаний
Кизическая обитель стоит на Татарской земле более 320 лет. Эта достопримечательность Казани не так известна, как Казанский кремль или мечеть Кул-Шариф, но оставляет глубокое впечатление в сердцах туристов и верующих, которые приезжают в город, чтобы поклониться православным святыням. В честь мужского монастыря получили названия историческая часть города – Кизическая слобода и дамба, которая соединяет левый и правый берега Казанки.
Содержание:
Как был основан монастырь
В 1654-1655 годы история нашей страны была черной полосой. По всем русским землям прокатилась страшная эпидемия чумы – моровой язвы. Сначала болезнь занесли в Москву. После первых смертей горожане запаниковали и стали спешно уезжать из зараженного места, бросая свои дома и все нажитое добро. Через несколько месяцев ужасное бедствие охватило всю центральную часть России.
Общий вид на Кизический Введенский монастырь
Казань, где жило немало народа, тоже сильно пострадала от эпидемии. Согласно сохранившимся документам, в самом городе и его ближайших окрестностях от моровой язвы меньше чем за два года погибло свыше 41 тысячи человек. Бывшая столица Казанского ханства практически обезлюдела.
Казалось, беду ничем не остановить, но светские и городские власти посовещались и решили принести в Казань для молитвы икону Смоленской Божией Матери. Древний образ считался чудотворным и хранился в Седмиозерной Богородичной обители. Пока икона находилась в городе, болезнь отступила, и смерти от болезни прекратились.
Вид на Кизический Введенский монастырь с улицы Правосудия
Обрадованные христиане восприняли заступничество Богоматери как настоящее чудо и в знак благодарности поставили в Казани православный крест и небольшую часовню. Жители приняли решение каждый год приносить икону в город и проводить на поросшем соснами холме крестный ход.
В 1687 году на казанцев обрушилась новая беда – малярия, которую в народе называли «трясавичной болезнью». Бедствие вылилось в новую эпидемию, длилось около года и унесло жизни многих взрослых горожан и детей. Когда болезнь отступила, митрополит Адриан предложил поставить на месте встречи чудотворной иконы новую церковь в честь Кизических мучеников.
Вид на церковь Владимира равноапостольного Кизического Введенского монастыря
Казанцы с радостью поддержали предложение митрополита. В 1688 году был построен первый деревянный храм, и к новой церкви потянулись паломники. Постепенно вокруг церкви стали селиться иноки.
Вид на купол церкви Владимира равноапостольного
В 1691 году Адриан переехал в Москву, получил чин Патриарха и утвердил статус Свято-Введенской Кизической мужской обители.
В 1645 году кизикский митрополит Анемподист преподнес в дар русскому царю Федору Михайловичу частички мощей святых из Кизика, а в 1693 году великая святыня была привезена из Москвы в монастырь на Волге.
Обитель в XVII-XXI веках
Вид на церковь Владимира равноапостольного (слева) и братский корпус (по центру) с территории монастыря
Долгое время новая казанская обитель выполняла роль летней резиденции местного митрополита. Отдельный дом для архиерея появился уже в годы царствования Екатерины II, то есть через 100 лет после основания монастыря. После церковной реформы православную обитель причислили к третьему классу.
Основные доходы мужскому монастырю приносили паломники и сборы во время ежегодных крестных ходов. Монахи не только молились в храмах, но и работали на кузнице, во фруктовом саду, на конном и скотном дворах, содержали амбар, баню и мельницу. Монастырь владел рощей площадью 10 десятин, обширными пашнями, сенокосами, большой заводью для рыбалки на Волге и прудом для разведения рыбы рядом с обителью.
Вид на часовню Новомучеников и исповедников Церкви Русской (справа), колокольню (по центру) и церковную лавку (слева)
Заработанных средств хватало на все! За два века в монастыре появились каменная ограда с четырьмя угловыми башнями, великолепная четырехъярусная колокольня высотой 53,5 м, изящная часовня и трехэтажный корпус для настоятеля и братии. Кроме того, при обители работала церковно-приходская школа, где неграмотные дети из Кизической слободы учились чтению, письму и счету.
По размерам монастырское кладбище в Казани походило на знаменитый московский некрополь в Донском монастыре . Здесь были похоронены больше 3000 человек – иноки и инокини нескольких монастырей Казани, уважаемые профессора городского университета и представители известных в городе семей дворян и купцов. На ухоженных могилах можно было увидеть настоящие произведения мемориальной скульптуры.
Вид на часовню Новомучеников и исповедников Церкви Русской
В 1918 году в жизни старинного монастыря произошел крутой поворот. Вскоре его закрыли, полностью разорили, а монахов и послушников выгнали из родного дома. Пропали иконы, дорогие церковные облачения и вся серебряная утварь.
В годы, когда в стране проходила активная борьба с религией, были разрушены главные монастырские постройки, в том числе – высокая колокольня. Оставшийся кирпич собрали и вывезли на городские стройки. Монастырское кладбище безжалостно сравняли с землей и превратили в парк культуры и отдыха Химиков. Сохранившиеся здания были отданы военным. Несколько десятилетий их использовали под военный комиссариат, жилье для военнослужащих, склады и гаражи.
Вид на колокольню Кизического Введенского монастыря
Возрождение святыни началось 2001 году. Вначале епархии отдали сгоревшую на пожаре надвратную Владимирскую церковь. После долгого перерыва, в январе 2002 года на Крещение в бывшем монастыре провели первую службу.
За пять лет монастырскую территорию полностью освободили от посторонних организаций и вернули верующим. В 2007 году прошло освящение церкви в честь Кизических святых, а через 3 года – Владимирского храма.
Вид на церковь Девяти Мучеников Кизических
На месте бывшего некрополя был установлен поминальный крест, на котором написаны имена 22 именитых казанцев. У входа в парк Химиков можно увидеть недавно восстановленную могилу, где покоился бывший губернатор Казани, дед русского писателя Льва Толстого – Илья Толстой.
Архитектурный ансамбль
Прямоугольная территория монастыря примыкает к улицам Декабристов и Правосудия. Внутрь ведут большие старинный железные ворота с калиткой, за которым располагается небольшой симпатичный сквер.
Вид на церковь Девяти Мучеников Кизических с боку
В наши дни в обители стоят два храма, часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской, отреставрированный братский корпус и новая трапезная. Надвратная теплая Владимирская церковь построена в XVII столетии в стиле раннего барокко и претерпела немало переделок. Монастырские здания окрашены в красный и белый цвет, поэтому и в солнечную, и в пасмурную погоду они выглядят нарядно и празднично.
Место высокой каменной колокольни занимает небольшая красивая шатровая звонница с 9 колоколами, которые были привезены в монастырь из Ярославской области. Строители и реставраторы трудятся в обители и сегодня. Монашеская община планирует восстановить разрушенный старый некрополь и величественный Введенский собор.
Вид на звонницу Кизического Введенского монастыря
Особыми праздниками в монастыре считаются 12 мая – день памяти Кизических святых, 28 июля – поминовение святого равноапостольного князя Владимира и 4 декабря – христианское торжество в честь знаменитого библейского события, Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Полезная информация для паломников и туристов
Территория обители открыта для всех желающих с понедельника по субботу с 7:00 до 19:00, а по воскресеньям – с 6:00 до 19:00. Вход свободный. Богослужения в храмах проходят каждый день – в 8:00 и 17:00. В воскресные дни в 6:00 во Владимирской церкви служат раннюю Литургию. Молельный зал находится на втором этаже Владимирского храма.
Сейчас в монастыре живет 10 монахов и послушников (2020). При Кизической обители открыты воскресная школа, библиотека и швейная мастерская. Работает церковная лавка.
Так как монастырь действующий, гостей просят уважать монастырский устав, не мешать в проведении церковных служб и не шуметь на территории. В обители не принято фотографировать внутри храмов и делать фото иноков. Женщин просят посещать храмы в головных уборах и юбках.
Как добраться
Вид на братский корпус Кизического Введенского монастыря с улицы Правосудия
Старинный монастырь находится в Московской районе Казани, на улице Декабристов, 98. От станций метро «Козья слобода» и «Яшьлек» до обители 10-15 минут пешком. Из центра Казани к монастырю можно подъехать на городских автобусах и троллейбусах. Выходить нужно на остановке «Гуманитарный институт» или «Супермаркет «Тандем»».
Кладбище кизического монастыря в казани
Очерк об истории казанских кладбищ написан на основе книг казанских краеведов и публикаций из открытых источников Интернета. За достоверность последних не ручаемся. Не всё можно проверить.
Поскольку сбор фактического материала начался в 2009 году, до начала акции, сегодня не везде можем указать авторство и источник. Если обнаружите фактические ошибки, пожалуйста, сообщите, мы перепроверим и внесем исправления.
Есть среди нас люди, которые, в отличие от большинства, избегающего лишних встреч с кладбищем, сделали предметом своего научного интереса Казань как «город мертвых». Они помогают соотечественникам принять эстафету от предыдущих поколений, «чтоб не прерывалась связь времен».
Благородная идея «переписи» некрополей по надгробным надписям и церковным книгам, в начале XX столетия принадлежала выдающемуся историку, издателю и просветителю Великому князю Николаю Михайловичу Романову.
В Казани эту благородную осуществил один из основателей Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете и его почетный член (с 1905), историк Николай Яковлевич Агафонов (1842-1908). Среди исследователей истории Казани Николай Яковлевич занимает особое место. Краевед, издатель, библиограф, библиофил, редактор – это далеко не полный список его интеллектуальных занятий. Но более всего он известен как казаневед. Его называли «идеальным летописцем казанской жизни». Агафонов собрал и издал список захоронений на всех казанских кладбищах в период с 1794 по 1894 год.
Сам Николай Яковлевич был погребен на Арском кладбище, в его старообрядческой части. Где – неизвестно. Сподвижник сохранения памяти о потомках стал жертвой людского беспамятства.
Его предшественник – епископ Никанор (Каменский) в 1892 году подробно описал кладбище Кизического монастыря, включив в его мартиролог до 700 могил.
Гораздо менее известно исследование искусствоведа Петра Евгеньевича Корнилова (1896-1981), который систематизировал типы и формы надгробий. Его статью из сборника «Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников ТССР (Выпуск 2. Казань, 1928) нам представил Национальный музей РТ. Корнилов констатировал: «Казанский некрополь мало изучен, интереса к нему предъявлено немного, он забыть и гибнет безвозвратно, несмотря на предпринимаемые меры».
Среди знатоков казанской старины, которые многие годы исследуют казанские некрополи, прежде всего, назовем Анатолия Елдашева. В его личном мартирологе многие десятки фамилии, в основном священнослужители, профессора Казанской духовной академии и Императорского Казанского университета. Его первая публикация об Арском кладбище появилась в 2003 году.
Важные подробности о казанских захоронениях можно найти в книге «История казанских кладбищ», изданной к 1000-летию Казани в 2005 году. На ее обложки две фамилии – Е.В. Липаков и Е.В. Афонина. Труд коллективный, авторство отдельных очерков не определено. «История казанских кладбищ» дана фрагментарно, по другому в брошюре не получится. Ценно то, что авторы сопроводили свое исследование приложением, в котором размещены списки утраченных могил Арского (по разным участкам) и Татарского кладбищ. Выходу этой книги способствовало муниципальное унитарное предприятие «Ритуал».
Старший преподаватель Казанского федерального университета Валентин Королев в 2007 году издал «Университетский мартиролог. 1804-2007», в котором зафиксированы имена профессоров и выпускников вуза разных лет его существования. Ценность этого исследования в том, что у каждого захоронения указан точный «адрес».
Интересные сведения о событиях XIX века, связанных с Арским кладбищем, найдены в двух сборниках архивных документов «История Казани в документах и материалах. XIX век» (под ред. И.К. Загидуллина. Казань, Главное архивное управление при Кабинете министров РТ, 2011).
Большую помощь в поиске информации о воинских захоронений мы нашли в двух каталогах-справочниках (издательство «Отечество», 2009, 2014). Сведения для них собраны, обработаны и подготовлены к печати Всероссийским информационно-поисковым центром «Отечество».
Последнее приобретение редакционной библиотеки по теме «Казанские некрополи» – книга Ильдара Валеева, в которой он объединил результаты своих многолетних поисков захоронений летчиков и летных экипажей, работавших на Казанском авиационном заводе на разных этапах его истории – завод №124, завод №22, КАПО имени С.П. Горбунова.
Среди исследователей казанских некрополей называют Мансура Лисевича, Бориса Гришанина, Георгия Мюллера, Андрея Рощектаева. «Казанские истории» тесно сотрудничают с Львом Жаржевским, среди наших надежных консультантов по истории Казани – Леонид Абрамов и Сергей Саначин.
Понадобилось много времени для сбора фактического материала, разбросанного по самым разным источникам. И этот процесс еще не завершился.
Древние кладбища Казани
Выражение «Казань стоит на людских костях», увы, имеет под собой основания. Впрочем, как и любой древний город. Старых кладбищ в городе было много, все они были небольших размеров, и когда город по мере своего развития наступал на погост, захоронениями жертвовали. Так было и во времена Казанского ханства, и во времена Казанской губернии.
Об истории древних захоронений рассказали в книге «История казанских кладбищ» Е. Липаков и Е. Афонина. В нашей газете опубликована статья Наиля хазрата Гарипова о татарских кладбищах (Мусульманский некрополь Казани: описание и проблемы сохранения).
Старых кладбищ в Казани было много, все они были небольших размеров, и когда город по мере своего развития наступал на погост, захоронениями жертвовали. Так было и во времена Казанского ханства, и во времена Казанской губернии.
С середины XV века Казань стала столицей ханства и уже скоро превратилась в один из крупнейших городов Восточной Европы. Старое кладбище оказалось внутри крепости (кремля), и ее территория была застроена. Но казанских ханов и высокопоставленных вельмож хоронили в крепости. Остатки двух ханских мавзолеев были отрыты в 1974 году. По мнению исследователя татарских кладбищ Наиля Гарипова, там похоронены предположительно Махмуд и Мухаммед-Амин.
Главное магометанское кладбище города времен Казанского ханства находилось там, где позже был построен Гостиный двор (ныне главное здание Национального музея РТ на улице Кремлевской). В 1778 году при рытье фундамента одного из зданий Гостиного двора, в районе пересечения улиц Воскресенской (Кремлевской) и Поперечно-Воскресенской (Чернышевского), был обнаружен надгробный камень, датированный 1530 годом. На его боковых сторонах приведены традиционные стихи из Корана. На лицевой стороне надпись, извещающая, что здесь в 936 году погребен сын Шах-Мухаммад бека Мухаммад-гали бек. Эта дата по хиджре соответствует июлю 1530 года, когда произошла очередная война Казанского ханства с Российским государством. На обратной стороне написано: «Памятник этот поставил сын (убитого) Тенгри-Кулы бек».
Камень хранился в Гостином дворе, позже по инициативе татарского ученого и просветителя Шигабутдина Марджани был перенесен в Юнусовскую мечеть (ныне она носит его имя), где находится и сейчас (на фото вверху).
В конце 1950-х годов при строительстве пятиэтажного жилого дома в начале улицы Ленина (ныне Кремлевская, 2а), на месте обрушившейся части Гостиного двора, были обнаружены многочисленные захоронения. Шигабутдин Марджани писал, что кладбище занимало огромную площадь, начиная от того места, где сейчас Спасская башня и кремлевская стена, выходящая на площадь Первого Мая, до здания Казанской духовной семинарии (ныне Институт геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета).
«Почему же кладбище находилось в самом центре города, на месте удобном для застройки и торговли? Ведь не случайно в русской Казани на его месте уже в 1560-е годы расположился Гостиный двор с сотнями лавок, а ханская Казань тоже была крупнейшим торговым центром?», – задались вопросом авторы книги «История казанских кладбищ».
И ответили так: «Скорее всего, кладбище начало функционировать тогда, когда Казань была совсем маленьким городком».
Две надгробные плиты были найдены в середине XIX века при строительстве нового архиерейского дома. Это были захоронения «чтимого повелителя» Хасан-бека, сына Мир-Махмуда (вторая половина XIV столетия), и булгарской принцессы Алтын-Бэрте (Золотая Крупица), умершей в 1297 году. Эпитафия на ее каберташе (надмогильном камне) является древнейшей надписью, найденной на территории Казани. В настоящее время эти надгробия хранятся в Национальном музее РТ.
О том, что на территории монастыря имеются следы мусульманского кладбища Булгарской эпохи, писал Константин Худяков в книге «Очерки по истории Казанского ханства». По мнению специалистов, это кладбище относится к XIII-XIV векам.
Марджани писал об этом кладбище так:
«При начале озера (Кабана), в усадьбе, служащей местопребыванием архиерея, есть древние мусульманские могилы. Когда там производилась стройка, то рабочие положили многие камни под строение. Заметив это, Григорий, который был в то время казанским епископом, а впоследствии сделался митрополитом, остановил рабочих и таким образом небольшая часть остатков сохранилась в целости».
Сегодня на территории возрожденного Новоиерусалимского монастыря можно видеть два надгробных камня с арабскими надписями. Один находится при входе в монастырские ворота, направо, другой – в палисаднике.
В ханской Казани было еще несколько магометанских кладбищ. Одно располагалось на территории университетского двора и прилегающих частях современных улиц Кремлевской, Лобачевского и Университетской. Впоследствии, уже после 1552 года, через это кладбище прошла деревянная стена укреплений верхнего посада. Кладбище нижнего посада было за Булаком, в районе пересечения современных улиц Татарстан и Гражданской.
Известен городской мазар в Кураишевой слободе, в районе Сенного базара. Он использовался и после образования Татарской слободы. Кладбище начиналось от нынешней Сенной мечети и заканчивалось в районе сквера по улице Московской. По мере развития Татарской слободы эти земли отдавали под жилую застройку, тесня кладбище.
Старое кладбище в Адмиралтейской слободе (Бишбалта) расположено на берегу Волги, на пересечении улиц Большой и Брюсова. Это кладбище – одно из самых древних в Казани (на фото внизу старинный камень с этого кладбища). Впрочем, мнения о времени его появления разные. Есть точка зрения о том, что первая могила относится к 1321 году. Это расцвет Казанского ханства. Но некоторые ученые считают, что захоронения здесь начались много позже. Трудность в датировке объясняется тем, что надмогильных камней с хорошо читаемыми надписями не сохранилось.
Дважды судьба этого кладбища висела на волоске. В 1879 году за его упразднение высказалась санитарная комиссия городской Думы, поскольку ежегодно кладбище по весне заливалось водой. Такой же вывод был сделан в 1884 году. Попечитель татарских кладбищ Мухаметзян Галеев, гласный Думы, сумел предотвратить принятие этих решений.
Кладбище было частично затоплено при создании Куйбышевского водохранилища в 1960-х годах. До недавнего времени здесь не имелось ограждения, поэтому акты вандализма были частыми явлениями. Сейчас кладбище находится под присмотром активистов Казанского отделения Всемирного форума татарской молодежи. Первый субботник здесь они провели в 2013 году.
Пороховая слобода в Казани стала формироваться в конце XVIII века, когда был основан Казанский пороховой завод. Среди ее жителей были люди разных национальностей. Поскольку слобода находилась в отдалении от остальной части города, при ней стало формироваться кладбище. До Великой Отечественной войны Пороховое кладбище было чисто мусульманским. Во время войны на месте современной мечети «Рамазан» (ул. Окольная) работал госпиталь, и умерших военнослужащих, независимо от вероисповедания, хоронили на этом кладбище.
К позднему периоду Казанского ханства относится самое старое христианское кладбище Казани – армянское. Первые армянские поселения появились в Поволжье в XI веке. Знаменитый арабский путешественник и ученый Ахмед ибн-Фадлан, путешествовавший по Волге в 922 году, писал, что юрта булгарского царя была устлана армянскими коврами.
Культурные и экономические связи Волжской Булгарии и Армении достигли расцвета в XIII–XIV веках. В это время в Казани жило много армянских купцов с семьями. Их дома находились в районе нынешней улицы Петербургской, между гостиницей «Татарстан» и старообрядческой церковью. Купцы вели большую торговлю с Казанью, а через нее – и с северными народами. У армян была даже своя церковь, на ее месте позднее была построена Георгиевская церковь, ныне не существующая.
В 1880 году профессор Казанского университета Николай Федорович Высоцкий нашел остатки армянского кладбища, расположенного на Третьей горе (ныне улица Калинина), над обрывом возвышенности недалеко от Духосошественской церкви. Это урочище имело название «Немецкая Куртина». Были произведены раскопки четырех одиночных и одной довольно большой общей могилы, обнаружены 4 надгробных камня с армянскими надписями. Тексты не содержат имен и дат, это фрагменты из Священного Писания, но специалисты по шрифту датируют эти камни XIV-XVI веками.
Еще об одном иноверческом кладбище Е.В. Липаков и Е.В. Афонина узнали совершенно случайно. В 1896 году католическая община, жалуясь на недостаток места, попросила выделить католикам еще один участок для захоронений «на Архангельском кладбище за караимским кладбищем». Таким образом, даже такая крохотная община, как караимы, имела в Казани свое кладбище, хотя по переписи 1897 года здесь жили всего 39 караимов обоего пола.
Караимы исповедуют нетрадиционный иудаизм. Основным занятием караимской диаспоры всегда было производство табачных изделий. В Казани работали папиросные фабрики Саатчи и Мюфчи.
К сожалению, место, где находилось русское кладбище, точно не известно. По бытовавшим в Казани в XIX веке легендам, оно находилось на Зилантовой горе, но подтверждения этому нет.
Монастырские погосты
Издавна на Руси покойников хоронили на территории приходских церквей. Во второй половине XVI века в Казани и ее окрестностях появилось несколько монастырей с погостами, в том числе – Спасо-Преображенский (в кремле), Зилантов, Казанско-Богородицкий. Самыми значительными были кладбища при монастырях Зилантовом и Кизическом.
Историю монастырских погостов изучали Евгений Липаков и Анатолий Елдашев. В книге «Утраченные монастырские некрополи Казани (XVI – начало XX вв.)» А. Елдашев рассказал о семи монастырских кладбищах, а также о погостах Свияжской Макарьевской пустыни, Седмиозерной Богородичной пустыни и о некрополе кафедрального Благовещенского собора. Книга богато иллюстрирована старинными снимками, а также снимками автора, и некоторые из них – раритеты, поскольку какие-то объекты уже утрачены.
Здесь дадим краткую характеристику самых больших монастырских погостов. О некоторых «Казанские истории» уже рассказали, о других еще расскажем – получили от автора книги разрешение на перепечатку фрагментов книги.
Аристократическим считалось Спасо-Преображенское кладбище в кремле. Самой первой на погосте была могила святого Гурия, первого епископа Казанской епархии, скончавшегося 4 декабря 1563 года и погребенного перед алтарем Преображенского собора. Над могилой его была сооружена боярином Иваном Елизаровичем Застолбским «каменная клеть». В 1576 году клеть эта приняла под свою сень нового великого подвижника веры – святого Варсонофия (умер 11 апреля 1576 года).
В 1596 году, при перестройке деревянного собора в каменный, клеть, устроенную Застолбским, пришлось сломать. При этом последовало открытие мощей святых Гурия и Варсонофия. Нетленные тела их были оставлены наверху, а для останков боярина Застолбского, нареченного в иночестве Ионою, и его сына Нестора (инок Нектарий) была сооружена перед алтарем «пещерка», которая изнутри имела каменный свод. Снаружи дневной свет проникал через пять узких продолговатых оконцев, забранных железными решетками. Вход в «пещерку» был углублен в землю на четыре ступени.
Не позже 1606 года она приняла останки благочестивого архиепископа греческого Епифания. В 1614 году здесь же был погребен митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (умер 26 декабря 1613 года), короновавший первого царя из дома Романовых – Михаила Федоровича. Здесь же упокоились настоятели святой обители – архимандриты Сергий (1608-1613) и Еремей (1628-1629). В 1706 году в «пещерке» удостоился погребения греческий епископ Арсений, отлученный от служения в Иерусалиме и живший в Макарьевской пустыне.
По левую сторону от «пещерки» в 1740 году в специально сооруженной часовне был похоронен ближайший родственник Кахетинского царя Теймураза князь И.Е Багратион-Давидов, который проживал в Казани по велению императрицы Анны Иоановны. Над всеми погребенными были положены надгробные плиты с надписями, сделанными вязью.
К сожалению, монастырь вместе с кладбищем был утрачен еще до революции 1917 года. В сентябре-октябре 1995 года «пещерка» Спасо-Преображенского монастыря была вскрыта археологической экспедицией под руководством Ж. Алфеевой, и сохранившиеся останки (12 погребений) были перезахоронены в Петропавловском соборе и Иоанно-Предтеченском мужском монастыре.
В Петропавловский собор были перенесены мощи преподобных Ионы и Нектария, сподвижников святителя Гурия. Они находятся в верхнем храме (с северной стороны). В нижнем храме, на левом клиросе, почивают мощи митрополита Казанского Ефрема, а в алтаре – архиепископа Иерусалимского Епифания.
Мощи Святителя Гурия с 1934 года находятся в кладбищенском храме Ярославских Чудотворцев. В 2005 году в отреставрированном Благовещенском соборе появился красивый саркофаг, в который перенесена часть мощей первого епископа Казанского и Свияжского (на фото вверху справа). Как пишет А. Елдашев, мощи святого Варсонофия, переданные в Государственный музей ТАССР, в 70-х годах XX века были утеряны.
А. Елдашев, хорошо осведомленный в истории Казанской епархии (он уже много лет преподает в Казанской духовной семинарии), по имеющимся источникам, в том числе по некрологам в старинных газетах, установил 84 захоронения за период с 1863 по 1922 год. Самые поздние захоронения этого монастырского некрополя, по его мнению, – профессоров Казанской духовной академии П.В. Знаменского (умер 2.05.1917) и Н.Ф. Катанова (9.03.1922).
Долгое время считалось, что на Арском кладбище, напротив церкви Ярославских Чудотворцев, находится кенотаф Н. Катанова. А. Елдашев предполагает, что это настоящая могила. Прах с кремлевского некрополя был перенесен сюда. Кстати, это могли тогда сделать все желающие.
В кафедральном Благовещенском соборе были погребены почти все архиереи, умершие в Казани. История некрополя собора начиналась около 300 лет назад. Захоронения производились в разных местах: в главном храме, в подвале под главным алтарем, в новом Борисоглебском приделе, построенном в 1841-1843 годах по проекту Фомы Петонди. В главном храме захоронения находятся под каменными половыми плитами и никак не обозначены. В книге Е. Липакова и Е. Афониной «История казанских кладбищ» названы все архиереи, погребенные в Благовещенском соборе.
Судя по воспоминаниям современников и редким фотографиям, кладбище Кизического Введенского монастыря напоминало некрополь Донского монастыря в Москве и поражало обилием высокохудожественных произведений мемориальной скульптуры. Здесь хоронили монахов и монахинь казанских монастырей. Свое место имел, например, Казанско-Богородичный девичий монастырь. В книге епископа Никанора А. Елдашев насчитал до 137 захоронений насельниц этой обители. Упокоились здесь и насельники Спасо-Преображенского монастыря.
На Кизическом кладбище погребали титулованную знать. Здесь нашли последнее упокоение многие известные люди города – губернаторы и градоначальники, профессора университета и духовной академии, просветители и духовенство, купцы, а также офицеры и лекари, богатые цеховые и крестьяне.
На кладбище было немало семейных захоронений дворянских и купеческих фамилий, среди которых – Котеловы, Мергасовы, Вениаминовы, Башарины, Апехтины, Осокины, Чертовы, Горталовы, Чемесовы, Поспеловы. Среди погребенных наместники: Казанского наместничества Семен Михайлович Баратаев (Бараташвили), Вятского наместничества Федор Федорович Желтухин; два гражданских губернатора – Борис Александрович Мансуров и Илья Андреевич Толстой; четыре городских головы – Иван Федорович Дряблов, Петр Григорьевич Каменев, Федор Иванович Хворов, Герасим Семенович Мельников.
Окончательное уничтожение кладбища Кизического монастыря произошло на наших глазах, в шестидесятых годах XX века. Последние старинные памятники исчезли, когда начали строить дворец культуры химиков. Сейчас кладбище восстановлено, конечно, не в полном виде. Казанский федеральный университет сделала новые надгробия на могилах И.Н. Толстого и профессора, ректора Императорского Казанского университета И.М. Симонова. На странице 24 фото остатков «родного» надгробия Толстого (первое фото). Там же поминальный крест с аналоем, установленный на улице Декабристов в 2005 году.
От кладбища Свято-Успенского Зилантова монастыря тоже осталось несколько захоронений. Зато сохранилась братская могила воинов, погибших при взятии Казани в 1552 году.
По данным казанского краеведа Бориса Ерунова, тела павших русичей снесли на другую сторону Казанки и насыпали над ними огромный курган. Царь повелел основать здесь мужской поминальный монастырь. Из-за частых разливов Казанки, разрушавших постройки монастыря, приблизительно в 1560 году монастырь переместили на возвышенное место – Зилантову гору. С тех пор он зовется Зилантовым.
Более двухсот лет погибших, а это были люди разных национальностей, сначала поминали в часовенке. В 1823 году, 30 августа, состоялось освящение памятника с храмом во имя Образа Нерукотворного Спаса, который сохранился до наших дней. После создания Куйбышевского водохранилища и разлива Казанки он оказался на воде.
Как пишет А. Елдашев, в Зилантовой обители вели Синодик для поминовения усопших и убиенных, которых хоронили на территории монастыря. Многие жители Казани изъявляли желание быть погребенными на «святой горе при доме Пресвятой Богородицы» и еще при жизни составляли завещания в пользу обители.
Простолюдинов хоронили к юго-западу от обители (напротив железнодорожного полотна). Эта часть погоста была разрушена в 30-40-е годы XX века. Была и другая часть кладбища, где хоронили именитых горожан и лиц, сделавших вклады в монастырь. В фамильном склепе был похоронен почетный потомственный гражданин Казани Иван Алафузов. Здесь были семейные усыпальницы купцов Александровых, Тихомирновых, маркизов де Траверсе и других. Когда в советское время кладбище разорили и полностью сровняли с землей, один крест XVIII века не был уничтожен именно потому, что его причислили к «произведениям искусства» и поместили в качестве экспоната в Государственный музей (ныне Национальный музей РТ). Там он находится и поныне.
Почти два с половиной столетия не разрушили деревянную резьбу (на верхнем фото фрагмент слева). Четыре изящных столбика в форме миниатюрной башенки-часовенки держат на себе многоярусный витой столбик, увенчанный восьмиконечным православным крестом (фрагмент. Фотографии этого замечательного надгробия есть как в дореволюционных книжках, так и в советских путеводителях по Казани.
При строительстве мечети Кул Шариф в Кремле были найдены захоронения Троицкого монастыря, упраздненного в 1764 году по указу императрицы Екатерины II, которая провела секуляризацию церковных земель. Тогда были закрыты сотни монастырей по всей России, в том числе в Казани.
Троице-Сергиев монастырь был основан в 1553 году иноками Троице-Сергиевой лавры. Он располагался севернее Спасо-Преображенского монастыря, между Преображенской и Глухой четвероугольной башнями.
Как пишет А. Елдашев в книге «Утраченные монастырские некрополи Казани. XVI – начало XX вв.», на территории кремля с XVI века до 1920-х годов было три православных кладбища: Спасо-Преображенского монастыря, Троице-Сергиевской обители и Введенской церкви. Археологи выявили Троицкий погост XVI – XVII веков площадью до 4500 кв.метров. В раскопе 2004-2005 годов было вскрыто около трехсот погребений.
День сегодняшний
Захоронения близ Центрального парка культуры и отдыха носят особый характер. У этого кладбища официальный мемориальный статус. Это значит, здесь особый порядок посещения, новых захоронений быть не должно. В 2016 году мемориальная зона, украшенная стелой известного художника Ильдара Ханова, была приведена в порядок. Здесь похоронены деятели татарского искусства: драматург и первый татарский нарком культуры и образования Абдулла Зулкарнеев, один из первых татарских режиссеров и актеров Габдулла Камал, поэт Хади Такташ, драматург Галиасгар Камал.
Здесь есть Аллея чекистов, заложенная в первые годы советской власти, где похоронены, в том числе, чекисты, убитые крестьянами в лесу возле Раифского монастыря. Здесь погребены лидер ваисовского движения Сардар Ваисов, революционеры Абрам Комлев и Алексей Галактионов. Здесь нашли последний покой руководители города и Казанской губернии, расстрелянные в августе-сентябре 2018 года.
Работники администрации Арского кладбища нашли карту Казани 1867 года, на которой обозначено 10 кладбищ. Рядом с Камаловским театром было татарское кладбище; у Зилантовой горы, на повороте дороги, хоронили старообрядцев, и сейчас там очень часто бывают аварии. На улице Шарифа Камала, где наркологический диспансер (бывшая школа №13), тоже было кладбище. Сухорецкое кладбище изначально было между улицей Печерской, дом 7 и улицей Академика Павлова, дом 24а, где сегодня стоят девятиэтажки. Захоронения уничтожили в конце 50-х – начале 60-х годов.
В республике несколько кладбищ, на которых хоронили военнопленных: Арское, Архангельское, Зеленодольское, Елабужское, два в Бугульме. В Зеленодольске, например, похоронено 666 воинов – это венгры и немцы. В Бугульме на одном – немцы, на другом – японцы. В районе улиц Айдарова и Павлова в Соцгороде до 1953 года были двухэтажные бараки, в которых жили немецкие пленные, работавшие на авиационном заводе. Тех, кто умирал, хоронили, скорее всего, на соседнем кладбище в районе улицы Печерской.
Кстати, на содержание иностранных воинских захоронений выделяются целевые средства.
Когда усопших хоронили на церковных погостах и на территории монастырей, управление кладбищами было сосредоточено в руках епархиального ведомства и попечительства о бедных духовного звания. В отличие от приходских погостов, принадлежавших религиозной общине, два общегородских кладбища – Арское и Магометанское, созданные по велению Екатерины Великой, считались уже учреждениями гражданскими.
Декретом Совнаркома от 7 декабря 1918 года «О кладбищах и похоронах» церковные власти и дореволюционные органы местного самоуправления были полностью отстранены от похоронного дела, организация похорон была передана в ведение местных Советов и их исполкомов. Кончина человека стала именоваться «актом гражданского состояния».
12 сентября 2014 года утвержден порядок деятельности кладбищ города Казани, разработанный в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и федеральным законом от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле». Ответственность за его исполнение возложена на Управление по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета Казани и МУП «Ритуал» – специализированную службу похоронного дела.
В границах города Казани сегодня располагается 33 муниципальных кладбища, одно – на землях Высокогорского района (кладбище «Киндери»). Общая площадь мест захоронения на начало 2016 года составляла 319,6 га. Самое маленькое кладбище в Казани – старообрядческое, расположенное южнее жилого массива Салмачи – оно имеет площадь 0,12 га. Самые крупные городские кладбища – Арское, Самосырово, Сухорецкое, Новотатарское.
Практически на всех казанских кладбищах испытывается недостаток свободных площадей для захоронения. Строительство нового комплекса предполагается в районе деревни Званка вблизи дороги М-7, на землях Пестречинского муниципального района республики. Погребальный комплекс будет состоять из двух кладбищ – православного и мусульманского. Впервые планируется строительства крематория.
В Самосырово появилось мусульманское вероисповедальное кладбище, на котором хоронят по законам шариата. Готовится к открытию вероисповедальное иудейское кладбище.
Фото Олега Маковского и Любови Агеевой. Снимки из Интернета
Читайте подробности в «Казанских историях»: