классическая методика обучения чтению детей
Как правильно учить ребенка читать или Какую методику обучения чтению выбрать?
Прошло то время, когда в школу отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой гораздо раньше, и обязанность эта ложится, как правило, на родителей. Кто-то учит детей «по старинке» — по азбуке и по слогам, а кто-то наоборот берется за современные методики обучения чтению, каких сейчас немало (самые популярные из них – методики Домана и Зайцева). Какой же подход выбрать, чтобы обучение прошло с удовольствием, и чтобы малыш действительно проникся любовью к книгам? Ведь можно сколько угодно нахваливать новую современную методику, но если занятия по ней проходят из-под палки и только портят ваши отношения с ребенком, то грош ей цена.
Сегодня я попытаюсь осветить основные методики обучения чтению, их достоинства и недостатки, а также расскажу про то, как заинтересовать ребенка чтением. Я очень надеюсь, что статья поможет вам определиться с направлением, в котором нужно двигаться. Ну а про конкретные игры и занятия читайте в новом разделе «Учимся читать».
Таисия начала читать самостоятельно свои первые слова из 3-4 букв в 3 года 3 месяца. Сейчас ей 3 года 9 месяцев, она уже более уверенно читает длинные слова и короткие предложения. Нет, сказки еще не читает, но самое главное, ей очень нравится сам процесс чтения! Она с удовольствием пишет мне письма, играет со словами и может по собственному желанию достать книжку-малышку, чтобы немного почитать. На нашем пути освоения грамоты были как ошибки, так и интересные находки, в итоге сформировалось четкое представление о том, как сделать обучение увлекательным. Ну, обо всем по порядку.
Изучение букв по азбуке
Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.
Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова. Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».
Чтение отдельных слогов и буквари
Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся ребенок до 4,5-5 лет, но многие даже в этом возрасте при виде букваря не хотят слышать о чтении.
Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла, они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению:
Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.
Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт
Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.
Если вы поищите отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.
Итак, было бы неправильно называть методику полной чушью, как многие сходу это делают. В ее пользу говорит масса детей, научившихся читать, по всему миру. Но я и не буду склонять вас к ней, ведь Таисия так и не научилась по ней читать Могу сказать только одно: если вы не начали занятия по Доману до года, то уже и не начинайте, не тратьте нервы ни себе, ни ребенку.
Чтение по методике Зайцева
Помимо побуквенного чтения и чтения целым словом есть еще один подход – складовый. Основоположником метода считается Николай Зайцев. Он определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, ребенку легче всего сказать и прочитать. Складом может быть:
Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, а также может включать нескольких подряд идущих согласных (например, слог СТРУ в слове СТРУ-Я), что довольно сложно прочесть начинающему читателю.
Написание слова по складам значительно облегчает ребенку чтение, но это не единственное, что предложил Зайцев. Зайцев предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Он написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. То есть, занимаясь по методике, мы полностью исключаем занудные указания вроде «Прочитай», «А здесь что написано?», мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады и слова. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами.
Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?
Методика обучения чтению должна выбираться соответственно возрасту ребенка. Для детей до 1,5-2 лет больше подходят методики обучения целым словом (как методика Домана-Маниченко).
После 2 лет у детей все больше появляется потребность в анализе структуры слова, и потому обучение целым словом становится все менее эффективным. Но в то же время и механизм слияния отдельных букв в слоги в этом возрасте детям еще плохо понятен. А вот склады уже вполне под силу. Поэтому наиболее эффективными в этом возрасте являются игры со словами и складами, написанными на карточках, кубиках и т.п.
Ближе к 4-5 годам дети уже могут заинтересоваться букварем, игры со словами и складами также будут не лишними.
При подборе занятий также помните: малышу всегда интереснее читать слова, а не отдельные буквы и слоги. Когда он видит связь между прочитанными буквами и каким-то конкретным, знакомым ему предметом, любимой игрушкой, когда читает вывески и названия товаров в магазине он начинает понимать, что чтение это не просто мамина блажь, а действительно полезное умение.
Какой возраст оптимален для начала занятий? Одни мамы являются сторонницами раннего обучения чтению, другие же наоборот – принципиально не учат детей читать раньше 4-5 лет, полагая, что это против природы и интересов ребенка. Да, действительно если принудительно усадить 2-3-летнего ребенка за букварь и требовать от него слияния букв в слоги, то можно раз и навсегда отбить у него любовь к чтению. Но если обучение происходит в процессе игры, и малыш получает удовольствие от занятий, то какой смысл откладывать занятия до 5-летнего возраста? Ведь чтение – это один из способов развития мозга маленького человека. Раннее приобщение к знаковой системе языка совершенствует зрительное восприятие ребенка, расширяет словарный запас, развивает логику, наконец. Поэтому если родители преследуют именно эти цели, а не стремятся к завистливым взглядам друзей, то в раннем обучении нет ничего плохого.
Начинайте обучение тогда, когда это будет интересно вам и ребенку. Главное, не давите на малыша и не требуйте от него быстрых результатов! Занимайтесь с удовольствием!
И не забудьте заглянуть в статью с первыми играми-читалочками:
Эффективные и простые методики обучения чтению
Обучение чтению — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.
Однако, чтение – это и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!
Признаки готовности ребенка к обучающему процессу
Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:
Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями, кликнув по кнопочкам соц.сетей. Так и мне вы скажите «спасибо»!
Подпишитесь на новые статьи блога и получите все самое интересное!
Комментарии 11 комментариев
Людочка, интересная методика у Зайцева. Я когда-то, еще работая в школе,
мастерила такие кубики из картона, и еще просто с алфавитом в картинках.
Пригодятся будущим малышам, скоро у сестрички будут внуки.
Да, кубики Зайцева любимы многими. И это вполне оправдано. Я тоже с Алешей занималась по ним.
В детстве у меня были совершенно роскошные деревянные кубики с выжженными на них картинками и буквами. Они и сейчас хранятся в шкафу. Уже не одно поколение на них выучилось.
Раньше обходились только Букварем, теперь же столько методик и пособий появилось, что можно потеряться.
Очень полезная статья. Мы сейчас как раз учимся читать с младшим сыном.
Действительно эффективные и простые методы! Спасибо, было интересно читать!
Своих детей обучала чтению по карточкам со слогами, которые делали сами. Мы просто их пропевали на мелодии детских песенок.
А у нас с кубиками и таблицами Зайцева не сложилось. Не пошло. Карточки Домана тоже были))).
В итоге – старый добрый метод по слогам Букварь Жуковой мне понравился больше, чем все эти кубики-таблицы-карточки. Но каждому свое, конечно
Мы тоже неизменно дружим с Жуковой.
А вот еще одна складовая методика, очень похожая на кубики Зайцева, но проще и результативнее. Называется «Ребус-метод». Дети в устной игре понимают все принципы чтения буквально за несколько минут, а затем с полным сознанием учат буквенные склады.
Очень хорошая методика. Я уверен, что деткам будет интересно складывать кубики и заодно учиться читать.
Консультация для педагогов «Сравнение методик обучения чтению»
Барашкова Елена
Консультация для педагогов «Сравнение методик обучения чтению»
Целью работы является дать сравнительный анализ методик обучения чтению по следующим критериям:
1. Методика обучения чтения.
4. Для какого возраста.
5. Особенности методики.
6. Достоинства методики.
7. Недостатки методики.
1. Звукобуквенная методика обучения чтен ию.
2. Д. Б. Эльконин, Н. В. Дурова, Л. Е. Журова
4. С4- летнего возраста. (Изначально была рассчитана на детей 6-7 лет).
6. а.) Ускоряется освоение действия чтения. Богатая база материалов.
б.) Дети ориентируются в фонематической системе языка, развивается фонематический слух.
в.) Облегчается обучение письму и орфографии, в школе количество ошибок при письме снижается.
г.) Формируется интерес к языку и его законам.
д.) Дети быстрее переходят к слитному чтению.
е.) Ускоряется общее умственное развитие детей.
7. а.) Фонемному анализу необходимо уделять много времени.
б.) Необходимо обращать внимание на возможности ребёнка.
в.) Не подходит для обучения чтению в раннем возрасте.
г.) Обучение чтению происходит довольно долго.
1. Методика обучения чтению Н. А. Зайцев а.
4. Изначально рассчитана на детей с 1,5 лет. (Рекомендовано заниматься с 3-4 лет).
6. а.) Играя, ребёнок быстрее проявляет интерес к буквам.
б.) Подойдёт детям всех возрастов, начиная с 3-х лет.
в.) Предполагает обучение чтению в виде подвижной игры, ребёнку не будет скучно.
г.) Развивает органы чувств, глазные мышцы. Развивает чувство ритма и музыкальный слух.
7. а.) Может быть трудно собирать отдельные элементы в целые слова.
б.) Ребёнок может увлечься игрой в кубики и не воспринимать как процесс обучения чтению.
в.) Все пособия и кубики стоят денег. Это может стать проблемой для семей с небольшим достатком.
г.) Могут возникнуть трудности в школе при звукобуквенном анализе слов.
1. Методика послогового чтен ия
5. Рекомендована для работы с детьми, в первую очередь, с нарушениями речи. Суть методики заключается в том, что вместо знакомства ребёнка с правилами послогового чтения, ему просто демонстрируют как они (слоги) читаются. ВАЖНО: Соблюдать строго определённый порядок введения слогов; Сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребёнку читать слова с этим слогом.
6 а.) Метод позволяет проще и быстрее освоить чтение, чем звукобуквенный.
б.) Включает больше игровых моментов
в.) Метод хорошо работает когда традиционный способ обучения чтению для ребёнка слишком сложен или недоступен.
г.) Способствует развитию произносительной стороны речи, вниманию, развитию зрительной памяти. Расширяет словарь у детей с речевыми нарушениями.
б.) Чтение подкрепляется работой с письмом.
в.) Слоги выучиваются сразу, поэтому нет понимания, откуда в языке появляется слог.
г.) Слоги не отражают звукобуквенное письмо, поэтому в школе возможны орфографические ошибки.
д.) Могут быть трудности при звуковом анализе слов.
1. Обучение чтению по системе Марии Монтесс ори
2. Мария Монтессори.
4. Мнение автора методики, что начинать обучать чтению необходимо с 6 лет. Но могут быть исключения. Например, с 4 лет.
1. Штрихуем и обводим.
3. Составляем слова.
Упражнения подобраны с учётом возрастания сложности.
6.1.) Дети быстро учатся читать без ошибок.
2.) Учатся читать интуитивно слова целиком, без разделения на слоги.
3.) Читают про себя и самостоятельно.
4.) Дети приучаются к самостоятельности и порядку.
5.) Дети развивают аналитическое мышление и логику, мелкую моторику.
7а.) Громоздкость материалов. Наличие особого места, столов, полок.
б.) Не уделяется внимание творческим способностям ребёнка, развитию его фантазии.
в.) Страдает навык чтения вслух.
г.) Взрослый выступает только как наблюдатель. (А как-же авторитет?
д.) Не подойдёт всем родителям, у которых творческие детишки, дети непоседы.
е.) Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
1Обучение чтению по методике Глена Дом ана.
5. Методика заключается в осваивании целых слов и включает в себя 5 этапов: 1. Учим отдельные слова.
2. Соединяем слова в простые выражения.
3. Читаем простые предложения.
4. Читаем целыми распространёнными предложениями.
5. Знакомимся и читаем книгу.
Подходит для тех родителей, у которых есть желание и возможность заниматься ежедневно с ребёнком не менее 10 минут регулярно. Если поддерживается идея раннего развития. Если в семье «особенный» ребёнок.
6. а). Ребёнок учиться читать очень быстро и рано. То есть быстрый старт, лёгкое начало.
б). Развивается память, умение анализировать большой объём информации.
в). Помимо чтения ребёнок легко учиться считать.
7. 1. Трудоёмкость процесса. Необходимо изготавливать огромное количество карточек со словами, а потом ещё найти время, чтобы показывать их ребёнку.
2. Ребёнок индивидуален в скорости запоминания материала. Если слово написано иначе, ребёнок может его и не прочесть.
3. Сложно подстроить распорядок дня под схему занятий.
4. У детей наблюдаются проблемы в школе с грамотностью и с разбором слов. Зачастую дети не имеют представления о звуках.
6. Формируется текстовое мышление.
1. Методика раннего обучения чтению П. В. Тюлене ва.
2. П. В. Тюленев. Разработчик метода интеллектуального развития ребёнка (МИРР).
4. Методика обучения чтению рассчитана на раннее развитие с 0 до 2 лет.
5. Суть методики- раннее развитие навыков чтения до 2 лет. От 0 до 2 месяцев запоминаем буквы и графические изображения. Знакомим со звуками. От 3 до 5 месяцев играем с буквами, активно тактильно их изучаем. От 3 месяцев до 6 месяцев- узнаём букву, пропеваем. От 6 месяцев до года-вводим игры с буквами в режим дня («кормочтение»). От1 года до 2 лет- складываем слоги и слова из букв. Печатаем слова. От 2 лет-печатаем слова на слух.
6 а).Не содержит элементов «насилия» (спецзаданий, тестов).
б). Все задания выполняются в игре и по желанию.
в) Метод подходит для раннего развития, практически с пелёнок.
г). Не требуется специальных знаний от родителей, только готовность заменить «игрушки-погремушки» на буквы и карточки со словами.
д)Не требует много времени для занятий.
7 а).Не доступность материалов и пособий Тюленева П. В. (Все пособия с «секретом», за деньги и необходимы ключи доступа).
б). Нет возможности опробовать демоверсию на своём ребёнке прежде, чем купить полную версию.
в). Придётся заменить погремушки-игрушки на карточки с буквами. Не все родители к этому готовы.
1. Использование игр В. В. Воскобовича в системе обучения чтен ию.
3 В начале 1990-х годов.
4. Рассчитана от 2-7 лет.
5. В основе методики лежит игра. Игра возбуждает интерес, сопровождается сказкой. Игра всегда познавательна, позволяет ребёнку творить и фантазировать. Принцип методики: интерес-познание-творчество. Используются методически выверенные задания. Используются «теремки» Воскобовича для обучения чтению.
1-й этап- знакомимся с буквами и звуками.
2-й этап-соединяем буквы в слоги, учимся читать простые слов
6. а).Игры многофункциональны, могут быть использованы не только при обучении чтению.
б).Развивают новые качества и не надоедают.
в) Имеют несколько уровней сложностей и подойдут на разный возраст.
г). Развиваем сенсорно-моторные навыки, память.
д) Раньше сверстников ребёнок начинает говорить.
7. Игрушки Воскобовича невозможно сделать самим. Необходимо купить их в комплекте с пособием и книгой. Дороговизна наборов игр.
2. Не все наборы подходят для дома, например «Фиолетовый лес» подходит только для дошкольных учреждений.
1. Методика обучения чтению А. М. Кушнира.
4. Начинать обучать чтению необходимо не ранее 5,5 лет. До этого возраста воспитываем «читателя влюблённого в книгу». Не рекомендована детям с неустойчивым вниманием, гиперактивным детям и очень занятым родителям.
5. Суть методики в естественном развитии: не забегании вперёд и навязывании стандартов, а в обучении ребёнка согласно его физиологической и психологической готовности. По мнению Кушнира А. М, целью обучения чтению становится «потрясение души, воспитание Читателя». Вначале осваиваем буквы с помощью кубиков. (Взрослый называет звук, а ребёнок запоминает буквы).Весь буквенный материал даётся сразу, можно добавить тактильное «запоминание» букв.
Второй шаг- взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает.
Третий шаг-взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребёнка, двигая его руку по тексту.
Четвёртый шаг-ребёнок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его движения. Ускоряем темп движения.
Пятый шаг- взрослый читает, а ребёнок следит по тексту, позднее увеличиваем темп чтения. Ребёнок читает про себя.
Самостоятельное чтение ребёнком без звукового ориентира.
6. а).Дети быстро осваивают чтение (за 2-3 месяца умеют читать целыми словами).
б). Дети сразу учатся читать быстро: до 300 слов в минуту про себя.
в). Дети любят книги. Причём с детства привыкают к лучшим образцам классики.
г). Понимают смысл прочитанного.
д). Тренируют зрительную память, закрепляя в памяти целые слова. Грамотное письмо в дальнейшем.
7. а). Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Ребёнок может забыть ранее изученное.
б). Могут возникнуть трудности в школе с фонематическим анализом слов.
в). В школе приоритет за развитием фонематического слуха, то есть слуховой образ слова вытесняет зрительный образ и ребёнок может растерять все полученные ранее знания. Письмо становиться менее грамотным.
Консультация для род родителей «Оптимальный возраст для начала обучения чтению» Нет такого языка на земле на котором легко было бы научиться читать и писать. Очень хорошо когда процесс обучения совмещается с игрой, но.
WOOD MASTER инновационная методика обучения детей чтению и развитию мелкой моторики рук Использование в работе Работая в подготовительной группе детского сада, для детей в уголок «Сумей-ка» по развитию мелкой моторики рук я.
Консультация для педагогов «Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании» Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является.
Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения» Тема: «Г О Т О В И М Ребёнка к Ш К О Л Е» является актуальной для педагогов так и для заботливых родителей. Рассмотрим задачи дошкольного.
Консультация для педагогов «Кейс-метод — современная педагогическая технология проблемного обучения» Консультация для педагогов «Кейс-метод – современная педагогическая технология проблемного обучения» Современные педагогические технологии.
Консультация для педагогов «Приемы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста» Учить детей рассказывать – это формировать его связную речь. У детей развитие связной речи осуществляется на занятиях и в повседневной жизни.
Консультация для педагогов «Профилактика трудностей в обучении чтению» Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку, читать должно быть интересно А. Н. Толстой. Нарушения чтения у.
Консультация «Методики обучения чтению» Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп. Азбуки В этом методе каждая буква подкреплена опорной.
Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Рекомендация для родителей Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Рекомендации для родителей Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых.
Видео «Методики обучения чтению» Многие задаются вопросами: «Как научить ребенка читать? Какой методикой воспользоваться?» Но не многие задумываются о том, а готов ли.