классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся, их характеристика.

классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

Тип познавательной деятельности (ТПД) — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уже известными нам уровнями мыслительной активности учащихся.

В данной классификации выделяются следующие методы:

Если, например, познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий — исследовательский метод обучения.

Данная классификация получила поддержку и распространение. Рассмотрим сущность выделенных в ней методов.

Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

3) учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т.д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода, как и рассмотренного выше информационно-рецептивного метода, — экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся — учитель — учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Источник

1.4 Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся

По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся.

Выделяют следующие методы:

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.).

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод.

Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель — учащиеся — преподаватель — учащиеся и т. д.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем:

• преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;

• учащиеся самостоятельно ее разрешают;

• преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.

Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Источник

Классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

* объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);

* репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т.д.);

* проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);

По компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский ):

По дидактическим целям (методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний, методы контроля).

По способам изложения учебного материала:

* диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).

По формам организации учебной деятельности.

По уровням самостоятельной активности учащихся.

По источникам передачи знаний ( А.А, Вагин, П.В. Гора):

* словесные : рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия;

* наглядные : демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график;

* практические : упражнение, лабораторная работа, практикум.

По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):

* сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);

* поведение (упражнение, тренировка и т.д.);

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.

Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые в свою очередь представлены научными и учебными методами изучения математики.

Основными методами математического исследования являются : наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация.

Современные методы обучения математике : проблемный (перспективный) метод; лабораторный метод; метод программированного обучения; эвристический метод; метод построения математических моделей, аксиоматический метод и др.

Информационно-развивающие методы обучения разделяются на два класса:

а) передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.);

К проблемно-поисковым методам относятся : проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы : пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

Творчески-репродуктивные методы : сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

Источник

Таблица на тему «Методы обучения».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Классификация по характеру познавательной деятельности учащихся ( И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, В. В. Краевский).

Характеристика деятельности педагога и деятельности детей

Условия, при которых применение данного метода будет эффективным

-знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности

-добиться восприятия у учащихся

— организует восприятие информации различными способами

-устанавливает связи с уже изученным

-организует первичное закрепление нового знания

-осмысляют разъяснения учителя

-запоминают полученную ин­формацию

-совершают некоторые практические действия с новым знанием

Для эффективности необходимо, чтобы данный метод использовался наряду с другими методами, а также, если между учителем и учащимся будет доверие и взаимное стремление к контакту. Если будет доступность изложения, если учитель обраща­ет внимание на новые слова и термины, реализует принцип на­глядности грамотным подбором иллюстраций, демонстраций и других средств

-усвоение готовых знаний

-развитие навыков у учащихся

-устный опрос ранее изученной информации

-упражнения, направленные на закрепление материала

— конструирует или отбирает в учебнике систему заданий, которые требу­ют от учащихся воспроизведения уже изученных способов деятельности

-многократно воспроизводят знания

Для большей эффективности, наряду с данным методом необходимо применять ещё и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников

-организация адекватных действий учеников

-обучение учащихся элементам творческой деятельности

-постановка проблемы и определения путей ее решения

-создание проблемной ситуации

-разрешение проблемной ситуации

-анализ полученного решения

— разворачивает проблему во всех ее противоречиях

— выдвигает гипотезу ее решения

-последовательно анализирует и систематизирует имеющиеся данные

— показывает пути доказательства гипотезы

Для большей эффективности данного метода нужно познакомить учащихся с необходимыми темами учебной программы заранее, для того чтобы это не было для них принципиально новыми темами и разделами. Чтобы была возможность у учащихся опереться на предыдущий опыт

— обучение учащихся элементам творческой деятельности

-самостоятельная работа с элементами исследования

— привлекает учащихся к решению проблемы «частично», на разных этапах проблемного поиска

— использует эвристическую беседу, дискуссию, сочетание беседы и частичного эксперимента и др.

-стремятся выявить смысл изучаемого материала

-познают связи между явлениями

-овладевают способами применения знаний в измененных условиях

Для эффективности данного метода необходимо предоставить учащимся самостоятельно приобретать знания, рассуждать, анализировать, обобщать.

-целенаправленное обучение поисковой деятельности

-предоставление высокой самостоятельности учебно-познавательной деятельности учащимся

-сопоставление с новыми фактами

-управление исследовательской деятельностью

-минимум информационных функций

-максимум управленческой деятельности

— анализ, синтез, обобщение учебной информации

-интерпретация и формулировка выводов

Для эффективности данного метода необходимо постараться предоставить полную самостоятельность в поиске новых знаний, потребуется много времени и высокая педагогическая квалификация учителя

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Таблица на тему «Методы обучения». Рассматриваются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый исследовательский методы.

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Таблица «Дифференциация разных форм дизартрий»

Таблица «Дифференциация органической дислалии и органической ринолалии».

«Обследование познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта»

Таблица «Дифференциация невротического и неврозоподобного заикания».

Тема: Методика дифференцированного логопедического массажа при различных речевых нарушениях.

Таблица «Дифференциация дисграфии и дизорфографии».

«Развивающие игры на развитие слухового восприятия » для детей со сложной структурой дефекта

Презентация «Особенности развития глухих детей»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5303272 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Смотреть картинку классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Картинка про классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся. Фото классификация методов обучения по характеру учебно познавательной деятельности учащихся

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Распространенной классификацией методов обучения является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские.

Эта классификация соответствует определению метода на теоретическом уровне, которое было дано выше. Количество методов здесь строго ограничено, что характеризует теоретическое знание вообще: применяя процедуры научного познания к тем или иным объектам (в данном случае к обучению), мы превращаем объекты с принципиально бесконечным множеством свойств в объекты, имеющие конечное, фиксированное число свойств, связей и отношений.

Суть объяснительно-иллюстративногометода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

Для приобретения учащимися этих умений и навыков используется репродуктивныйметод обучения. Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя.

Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика — в выполнении действий по образцу.

Суть проблемногометода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый, или эвристический, метод обучения. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Этой цели служит исследовательский метод обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности. В обобщенном виде содержание деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов обучения, классифицируемых по уровням познавательной деятельности, можно представить в следующей таблице:

Краткое содержание методаДеятельность обучающегоДеятельность обучаемого
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации
2. Репродуктивный метод.Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий
3. Проблемный метод (проблемное изложение).Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения3. Выявление иклассификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д.3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)
4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод.Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.
5. Исследовательский метод.Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

Эта дидактическая система методов обучения, являясь частью целостной дидактической теории, охватывает все цели воспитывающего и развивающего обучения, все формы методов обучения, отражает системное рассмотрение всех аспектов методов обучения, соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся (Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1. С. 567).

Таким образом, согласно этой классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при усвоении различных видов содержания материала и характером деятельности учителя, организующего эту разнообразную деятельность учеников.

Существуют и другие подходы к классификации методов обучения.

Например, Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);

б) индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);

в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

г) самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2. Методы стимулирования и мотивации:

а) интереса к учению;

б) долга и ответственности в учении.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

а) устный, письменный, лабораторно-практический.

Большое количество подходов, классификации методов обучения объясняется сложностью объекта исследования и серьезностью задач, поставленных обществом перед современной школой. В свете новых требований к школе ученые и учителя ищут такие методы и приемы обучения, которые бы наилучшим образом способствовали их решению. Вот почему, оценивая в общем все подходы к классификации методов обучения, необходимо отметить, что поиски, предложения многих дидактов и методистов использовать в процессе обучения информационные методы и наряду с ними применять также и другие, которые дают возможность «взрыхлить почву» человеческого ума, можно считать правильными и необходимыми на сегодняшний день. Эти поиски нацелены на то, чтобы: а) стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразовывая их в активные; б) способствовать усвоению новых знаний и применению их на практике. И в этом плане различные подходы к классификации методов обучения несут в себе разные потенциальные возможности стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников в обучении. Методы, классифицируемые по источникам знания, в основном стимулируют мотив долга ученика учиться. Методы же, классифицируемые по характеру познавательной деятельности, нацелены на стимуляцию у школьников желания действовать активно при решении проблемно-познавательных задач, преодолевать трудности в учебном познании, настойчиво продвигаться к намеченной цели, достижение которой сопровождается ситуациями переживания успеха, радости и стремление находиться в постоянной ситуации поиска. Для поддержания и стимуляции на уроке такого интеллектуального настроя у школьников используются самые разнообразные приемы, среди которых наиболее распространенными в практике работы опытных учителей являются: создание эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, ситуации успеха; приемы удивления, введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, столкновение научных и житейских толкований отдельных природных явлений и многие другие.

Выбор методов обучения

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Выбор методов обучения зависит:

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он их приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т.п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т.п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

а) каковы исходные положения системы;

б) какой принцип положен в основу деления методов обучения;

в) каковы функции и смысл каждого из методов;

г) как реализуются методы обучения в реальном процессе обучения.

Глава 10. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *