классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин

Шпаргалка по педагогике (для педагогов).

43. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Данная классификация является наиболее известной.

Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода – экономность.

Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

– знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

– учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

– учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

– учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

– знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют учащиеся;

– деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

– учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной.

Недостатки данного метода – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся.

Источник

Вопрос №9 Классификация методов обучения (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.)

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин

При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские ( И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин ). Она разработана ими в соответствии с концепцией содержания образования. Авторы считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения. В системе общедидактических методов обучения И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение), представлена в таблице.

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:

· Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.

· Проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий.

· Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпробле-мы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

· Исследовательский метод. В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности.

Вопрос №10 Формы организации познавательной деятель­ности:

1. Индивидуально-обособленная форма. Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается ин­дивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися

2. Фронтальная форма познавательной деятельности. Она пред­полагает одновременное выполнение общих заданий всеми учени­ками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

3. Групповая форма организации познавательной деятельности. Организация таких учебных занятий, при которых единая по­знавательная задача ставится перед определенной группой школь­ников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить ак­тивную работу всех членов группы.

4. Коллективная форма познавательной деятельности учащихся. Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.

Источник

Классификация методов обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский).

Классификация методов обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер).

Исследовательский метод.

Просмотр содержимого документа
«Классификация методов обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский).»

Классификация методов обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер).

Критерий – степень самостоятельности учащихся.

Объяснительно-иллюстративный метод. Учитель сообщает информацию, учащиеся ее воспринимают.

Репродуктивный метод. Учащиеся выполняют действия по образцу.

Проблемное изложение. Учитель ставит проблему и показывает пути ее решения, учащиеся следят за логикой решения проблемы, усваивая ее, но еще не применяя ее самостоятельно.

Частично-поисковый метод (эвристический). Учитель расчленяет проблему на части, намечает шаги поиска, учащиеся осуществляют его самостоятельно, решая подпроблемы.

Исследовательский метод. Поисковая творческая деятельность учащихся по решению новы для них проблем.

Сами авторы отмечают, что деление методов обучения на репродуктивные и продуктивные условно, т.к. любой акт творческой деятельности невозможен без репродуктивной работы.

Классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский).

Критерий – формы педагогической деятельности.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учения.

Методы контроля и самоконтроля в обучении.

Источник

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учищихся (Лернер И. Я., Скаткин М. Н.)

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин

Методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся.

Методы обучения
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный)
репродуктивный
проблемного изложения
частично-поисковый (эвристический)
исследовательский

1) Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.).

Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.

Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию (которое может быть и неосознанным) готовых знаний. Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Используется для передачи большого массива информации, один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит из приемов
Действия учителяДействия учеников
Излагает материал в повествовательной формеСлушают, осмысливают, запоминают, делают записи
Выполняет чертежи, рисунки, записи на доскеСмотрят, осмысливают, делают записи
Демонстрирует средства наглядностиСмотрят, осмысливают
Показывает образцы решения задач, выполнения упражненийСмотрят, уясняют способы решения задач, упражнений

2)Репродуктивный метод. Учащиеся воспроизводят изложенную учителем информацию, а так же повторяют (многократно) способы деятельности по заданию учителя. Их деятельность носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по, инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика — в выполнении действий по образцу, алгоритму.

Основное назначение метода — формирование навыков и умений, использования и применения полученных знаний.

Главное преимущество — экономичность, обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний благодаря возможности их многократного повторения может быть значительной.

Метод не гарантирует развития творческих способностей учащихся.

Репродуктивный метод состоит из приемов
Действия учителяДействия учеников
Слушает, уточняет, заостряет внимание на главном, задает вопросыВоспроизводят изложенную учителем, прочитанную в учебнике информацию
Смотрит, вносит необходимые коррективыВоспроизводит данные учителем схемы, рисунки, чертежи по памяти
Дает практические задания, проверяет, корректируетВыполняют задания по образцу

3)Метод проблемного изложения. Преподаватель ставит проблему и сам ее решает, через раскрытия систему доказательств, сравнивая точки зрения, различных подходов, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин

Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем.

Метод проблемного изложения состоит из приемов
Действия учителяДействия учеников
Формулирует проблемуВоспринимают и осмысливают проблему
Выдвигает имевшие в науке гипотезы по данному вопросу, показывает противоречивость их содержанияСледят за логикой мысли учителя
С помощью логических рассуждений, демонстрации наглядности, последовательно проверяет истинность гипотез. Показывает образцы научного познанияОсмысливают способы научного поиска, усваивают учебный материал
Побуждает к формулированию выводов и обобщенийФормулируют выводы и обобщения

4)Частично поисковый (эвристический) метод. Учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.

Таким образом, сущность метода обучения сводится к тому, что:

— не все знания учащимся предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно;

— деятельность преподавателя заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач.

Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.

Частично поисковый метод состоит из приемов
Действия учителяДействия учеников
Дает творческое задание, формулирует проблемуОсмысливают задание
Последовательно расчленяет задание на этапы, расчленяет проблему на серию проблемных вопросовПри необходимости выдвигают проблемные вопросы, выдвигают гипотезы, намечают шаги (этапы) поиска
Часть учебного материала сообщает учительОсмысливают, усваивают учебный материал
Задает наводящие вопросы, выслушивает ответыСамостоятельно выполняют отдельные шаги решения. Активизируют имеющиеся знания, умения, пытаются их использовать в данной (новой) ситуации
Контролирует правильность ответовОформляются полученные результаты, формулируются выводы

5)Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний, умений. Сущность его состоит в следующем:

-преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;

-учащиеся самостоятельно ее разрешают, самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера;

-преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.

Сущность метода сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Источник

Что такое методы Лернера и Скаткина: какова их роль в названной классификации

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Существует огромное количество различных методов обучения. Но система Исаака Яковлевича Лернера известна практически любому педагогу. В научных кругах имя этого автора упоминается чуть ли не в каждой работе. Период творчества И. Я. Лернера, несомненно, можно отнести к наиболее ярким страницам отечественной дидактики.

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин

Ученых, способных к обобщениям, которые на протяжении длительного времени сохраняют свою значимость, принято называть классиками своей науки. И.Я. Лернер в этом смысле – «типичный классик», к идеям которого отечественная педагогика всегда будет обращаться.

Творческие искания И.Я. Лернера основаны на собранном им материале из опыта преподавания истории. На этом построена заслуживающая интереса систематизация способов обучения, авторами которой стали советские дидакты И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. А используется она до сих пор.

Что такое система Лернера и Скаткина

От того, что способов обучения огромное количество и они имеют множественную колляцию, то их дозволено классифицировать, руководствуясь несколькими основаниями. К примеру, по характеру взаимной деятельности педагога и учащихся. Здесь особенно популярна систематизация различных подходов к обучению И.Я. Лернера-М.Н. Скаткина, которая состоит из следующих методов:

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин

Как работают различные подходы к обучению

Исаак Яковлевич Лернер (1917-1996) и Михаил Николаевич Скаткин (1900-1991) впервые придумали выделить пять способов обучения (систематизация согласно виду познавательной деятельности). Задача каждого заключается в том, чтобы дать качественные знания и повысить степень активности и автономности учащихся в их учебной деятельности.

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) способ обучения заключается в том, что через него обучающийся тренирует память и углубляет познания. Минусом является то, что метод не дарит того восторга от исследовательской работы и не продвигает метафорическое мышление, потому что он по сути является прямой коммуникацией между учеником и учителем.

Данный способ охватывает: демонстрацию, лекцию, разбор литературно-тематических материалов, радио- и телевизионные выпуски, применение дидактических машин и т. п.

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткинGiphy

Репродуктивный метод заключается в точной передаче учеником конкретных действий по заранее данному учителем алгоритму. Используется для приобретения обучаемыми определенных программой умений и навыков.

Проблемный способ хорош тем, что педагог даёт своему ученику какую-то задачу, которую он должен выполнить и таким образом усвоить материал. Это происходит основным образом на лекции, в ходе исследования или изучения чего-либо, во время работы с книгами, экспериментирования, экскурсий. Благодаря качественному алгоритму работы, заданному преподавателем, учащиеся быстро получают опыт логичного, скептического мышления.

Частично-поисковый или эвристический способ имеет в своей основе конкретное действие со стороны учеников. Это может быть, скажем, их независимая деятельность, лекция по определенной теме, планирование, подготовка и ведение проекта и т. п.

Хорошо, когда педагог сознательно предоставляет все шансы участвовать своим ученикам в работе на различных этапах научного изыскания. Это может быть разработка проекта исследования, либо составление протокола контроля над экспериментом. Таким образом они получают возможность узнать конкретные моменты исследовательской работы.

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткинФото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Огромную роль в обучении играет исследовательский способ. Благодаря этому подходу учащийся понемногу изучает тезисы и этапы научного изыскания, постигает литературу согласно проблематике исследуемой задачи, разрабатывает проект изыскания, проверяет догадки и оценивает полученные итоги и выводы.

Лернер и Скаткин считали, что такая систематизация способов обучения показывает постепенный переход от методов, полагающих относительно небольшую автономность учащихся, к методам, основанным на их полной независимости и умению работать самостоятельно.

Эта систематизация способов обучении основана на определении ресурсов передачи информации и знаний: вербальных, наглядных и фактических.

Плюсы и минусы методов обучения по Лернеру и Скаткину

Объяснительно-иллюстративный способ является одним из особенно результативных методов передачи информации, зато он не формирует умения и умения применять полученные познания: метод применяется для получения этих знаний учащимися.

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткинФото автора Vlada Karpovich: Pexels

Сущность репродуктивного способа обучения заключается в повторении определенной деятельности, которое полностью следует указаниям педагога. Действие преподавателя заключается в создании и распространении шаблонов, а действие обучающегося в выполнении определённых манипуляций в соответствии с этим шаблоном.

Сущность способа проблемного изложения материала состоит в том, что педагог ставит перед адептом задачу. Но для обнаружения правильного ответа часто из-за возникающих возражений указывает метод ее решения сам.

Квинтэссенция частично-поискового (эвристического) метода заключается в том, что педагог разбивает проблемную задачу на подзадачи, а учащиеся предпринимают индивидуальные шаги параллельно поиску решения.

Всякий шаг полагает творческое действие, зато целостного решения задачи пока нет – этот ориентир достигается через эксперименты и строго контролируется педагогом. Подобные изыскания направлены на обеспечение творческого использования познаний: учащиеся овладевают научными способами знания, у них формируется навык поэтапной деятельности.

Исследовательский метод хорош в том случае, когда учитель предлагает учащимся разного рода познавательные задачи, которые они решают по собственному сценарию, используя подходящие для этого действия приемы.

классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Смотреть картинку классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Картинка про классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткин. Фото классификация методов обучения по уровням познавательной деятельности и я лернер и м н скаткинФото: @pixabay

Этот метод создан, чтобы обеспечить развитие у обучаемых навыка, который поможет уместно и творчески применить полученные теоретические знания. При этом они овладевают всеми им доступными научного познания и углубляют личный опыт экспериментальной, интересной деятельности.

Каждому методу – свое время и место

Компетентный педагог всегда соотносит всякий учебный акт с требованиями и мотивами учащихся. Согласно этой систематизации, методы обучения различаются в зависимости от направления познавательной деятельности учеников в процессе усвоения различного, соответствующего материала и взглядов педагога, организующего это разнообразие деятельности среди тех, кому он преподает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *