классификация средств обучения и их характеристика
Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика
Наталья Руденко
Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика
Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта
Процесс обучения – это целенаправленный педагогический процесс организауии и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными заниями, умениями и навыками, развитию, творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений
Чтобы формировать потребность в учении, интерес к овладению знаниями учитель должен обладать эрудицией и мастерством преподавания
Также способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним
Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Методы обучения – способы взаимосвязной деятельности обучающих и обучающихся направляемых на решения учебных задач.
Классификация методов обучения
От чего зависит метод обучения
1) Предмет, его содержание.
2) Конкретные темы изучения.
3) Уровень развития.
4) Реальные условия.
5) Склонность преподавателя.
1. По источнику получения знаний
– словесные методы (рассказ, лекция (систематическое изложение материала, беседа (подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы., дискуссия (обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем, семинар)
Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося.
(рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар)
– наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстрация)
Источником знаний является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.
– практические (упражнение (многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков, лабораторная работа, практическая работа)
Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию.
Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными.
2. по характеру познавательной деятельности
– объяснительно-наглядный (репродуктивный) (беседа, упражнения, лабораторные).
состоит в том, что учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что учитель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения.
– проблемное изложение (лекция, рассказ, объяснение).
заключается в том, что учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения.
включает учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах.
– исследовательский (книга, архивы, наблюдения, опытно – практическая работа).
предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.
3. По дидактической цели
— методы изучения новых знаний
— методы закрепления знаний
4. По месту в структуре деятельности
Ю. К. Бабанский предложил классифицировать методы, исходя из структуры деятельности. В ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Соответственно, по мнению Ю. Бабанского, должны быть три группы методов по их месту в структуре обучения:
1. методы организации и осуществления учебной деятельности,
2. методы ее стимулирования и мотивации,
3. методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.
Простые средства
1.Словесные: учебники и другие тексты.
2. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
Сложные средства
3.Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.
4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио.
5.Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.
6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
Характеристика моделей как средства формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу использования метода моделирования у дошкольников. 2. Дать характеристику.
Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти Классификация по зависимости её характеристик от особенностей деятельности.
Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.
Презентация проекта «Классификация детского экспериментирования» Достоинства метода экспериментирования: способствует формированию интегративных качеств:любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;.
Школы-интернаты: классификация и содержание работы Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у.
Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» Факультет педагогики и психологии.
Сценарий выступления на МО «Интерактивные средства обучения воспитанников как метод реализации коммуникативных технологий» В наше стремительное время небывалого развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация и краткая характеристика Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Цель: сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учетом индивидуальных.
Средства обучения и их классификация
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика средств обучения
Ход, результативность и эффективность учебного процесса во многом зависят от средств обучения, которые, наряду с методами и формами, относятся к организационному и деятельностному компоненту учебного процесса. Средства обучения предоставляют возможность побуждать и поддерживать познавательные процессы учащихся, улучшать наглядность учебного материала, делают его более доступным, предоставляют наиболее точную информацию о явлении, которое изучается, а также способствуют интенсификации самостоятельной работы, позволяют осуществлять ее в индивидуальном темпе.
Чаще, когда речь идет о средствах обучения (в широком понимании), имеют в виду весь комплекс материальных средств педагогического труда, что способствует оснащению учебного процесса с целью его совершенствования, повышения эффективности и качества подготовки обучающихся. Наличие и качество этих знаний является важным фактором создания оптимальных условий для осуществления учебного процесса.
Средства обучения в узком смысле (собственно средства обучения) включают орудия педагогического труда, которое пригодно для использования во время проведения всех форм учебных занятий и выполняет специфические дидактические функции, в частности обеспечивает целенаправленное взаимодействие между учащимися и преподавателями.
Принципы классификации средств обучения
Средства обучения классифицируются по различным признакам. В зависимости от функций, которые выполняют средства обучения, их можно разделить на три функциональные системы:
Готовые работы на аналогичную тему
Выбор средств обучения зависит от совокупности двух признаков: поставленной дидактической задачи и способа ее реализации.
В соответствии с этими признаками выделяют следующие основные виды средств обучения:
Характеристика средств обучения
Вербальные средства обучения. К ним относят научно-методическую и учебно-методическую литературу: учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, словари, опорные конспекты лекций, опорные схемы, методические рекомендации по выполнению различных видов учебной деятельности. Эту группу средств обучения используют в учебном процессе для усиления знаний и умений учащихся, для самостоятельного изучения учащимися материала, выполнение практических заданий. Среди вербальных средств обучения наибольшую роль играет учебная литература. Для учащихся она является основным источником знаний и средством, которое стимулирует познавательный интерес. Среди вербальных средств отдельно можно выделить дидактические материалы.
Наиболее доступным дидактическим материалом для контроля знаний и умений учащихся являются индивидуальные карточки, с вопросами и задачами, примеры их решения. Такие задачи могут быть представлены в текстовой форме или в виде рисунков, диаграмм и схем.
Технические средства обучения. Представляют собой техническое оборудование, с помощью которого предоставляется учебная информация или контролируется ее усвоение. Технические средства обучения сами не содержат информацию, она располагается на конкретных носителях, которые передают эту информацию. Это слайды, кинофильмы, магнитные доски, дискеты. По целям, дидактическому назначению эти средства обучения можно условно поделить на мотивационные, познавательные, проблемные, учебные, обобщающие средства. По характеру предоставления учебной информации данные средства обучения можно разделить на экранные и звуковые средства.
Среди технических средств обучения наиболее распространены следующие:
Современные средства обучения и их классификация
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕМА: Средства обучения и их классификации.
1.Понятие о средствах обучения и их сущность.
2.Классификации средств обучения.
З.Виды средств обучения и их характеристика.
4.Современные информационные средства обучения.
5.Электронные журналы и электронные дневники.
Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Выбор средств обучения определяется:
задачами урока или занятия;
содержанием учебного материала;
применяемыми методами обучения;
Функции средств обучения:
1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
2. Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.
2.Классификации средств обучения:
1. По характеру воздействия на обучаемых:
аудиальные: музыкальный центр, радио;
2. По степени сложности:
простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
3. По происхождению:
натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
4. Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:
естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
объемная (геометрические фигуры, чучела);
изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);
графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
символическая (географические карты, глобус);
звуковая (магнитофонная запись);
мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.
З. Виды средств обучения и их характеристика.
I. Вербальные средства обучения:
Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.
Главный инструмент общения, передача знаний.
Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.
К визуальным средствам относятся:
Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).
Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.
При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
наглядность должна быть эстетически выполнена;
наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;
привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:
Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.
При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.
III . Технические средства обучения:
В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы.
Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).
Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
Методика использования ТСО.
При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.
Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.
Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).
Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.
При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.
4. Современные информационные средства обучения.
1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение.
Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.
С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
Обычный калейдоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону.
Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).
Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.
5.Электронные журналы и электронные дневники.
Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.
Система предназначена для пользования в школах.
Доступы к системе разделены на 2 модуля:
административный (для директора, завуча и учителей)
просмотровый (для родителей и учеников)
Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает:
информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;
информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника,
различные графики для оценки успеваемости;
информирование о расписании и заменах уроков;
возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений;
возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений;
возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок;
родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.
Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.
Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Возможности для педагогов.
В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:
легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих;
построение отчетов по успеваемости и посещаемости;
удобное расписание для учителя, легкое в заполнении;
также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;
удобная массовая рассылка с большими возможностями выбора адресатов и прикрепления файлов;
формирование необходимых опросов с получением результатов в виде таблицы;
персональный форум для общения классного руководителя с родителями учеников, а также личная переписка между ними;
контроль над получением всей информации родителями;
возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы «домашнее задание» для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;
размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);
удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).
В интересах руководителей, завучей система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:
построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;
анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов;
построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы;
простая обратная связь с родителями учащихся.
Характеристика средств обучения
Основная классификация средств обучения. Особенность интенсификации труда преподавателей, позволяющей повысить темп изучения учащимися учебного материала. Анализ вербальных и визуальных методик образования. Суть требований к проведению демонстраций.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.05.2015 |
Размер файла | 22,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Выбор средств обучения в каждом конкретном случае зависит от целей и задач, содержания обучения, закономерностей учебного процесса, познавательных способностей студентов, используемых организационных форм и методов обучения, а также от дидактических возможностей самих средств обучения.
Применение средств обучения должно обеспечивать лучшее решение учебно-познавательных и воспитательных задач.
Средства обучения воздействуют на эмоции студентов, активизируют их. Активизация проявляется как непосредственное интенсивное переживание учащегося, которое придает определенную направленность его мышлению, служит стимулом его деятельности, источником уверенности в правильности избранного пути.
Роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателей, позволяющей повысить темп изучения учащимися учебного материала, широко опираясь на их самостоятельную работу.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Выбор средств обучения определяется:
· В задачами урока или занятия;
· содержанием учебного материала;
· применяемыми методами обучения;
Функции средств обучения:
1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.
1.По характеру воздействия на обучаемых:
· аудиальные: музыкальный центр, радио;
2.По степени сложности:
· простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
· сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
· натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
· символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
· технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:
· естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
· объемная (геометрические фигуры, чучела);
· изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
· символическая (географические карты, глобус);
· звуковая (магнитофонная запись);
· мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.
1.Вербальные средства обучения:
· Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.
· Главный инструмент общения, передача знаний.
К вербальным (словесным) средствам обучения относят ученую и учебно-методическую литературу, словари, инструкционные карты, дидактические материалы. Данную группу средств, применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений студентов, для самостоятельного изучения ими учебного материала, выполнения практических заданий.
2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно. К визуальным средствам относятся:
· Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).
· Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
· Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.
При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:
· применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;
· необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
· детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
· наглядность должна быть эстетически выполнена;
· наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:
1. Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
2. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
3. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.
З. Технические средства обучения:
Методика использования ТСО.
При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.
1. Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.
2. Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).
3. Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.
4. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.
1. Обычный кодоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону.
2. Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютер и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).
3. Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется учителем на ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.
4. Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать классу.
Доступы к системе разделены на 2 модуля:
· административный (для директора, завуча и учителей)
· просмотровый (для родителей и учеников
Таким образом, средства обучения, являясь основой чувственного восприятия студентов; служат опорой в познании, обеспечивают передачу учебной информации, иллюстрируют и подтверждают сформулированные теоретические положения и выводы.
Средства обучения нужны не только для решения учебных задач, но и для укрепления интереса к учебной работе, развития познавательной активности. Стимуляция познавательных интересов вызывается прежде всего новизной средств обучения.
Можно сделать вывод что, методика преподавания любого предмета предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности и функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке должны использоваться комплексно.
3. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Просвещение, 2003
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изучение технологии интенсификации обучения на основе проведения урока с использованием схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках физики. Анализ проведения эксперимента по способу интенсификации процесса обучения посредством «опорных схем».
курсовая работа [1,0 M], добавлен 13.10.2010
Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий. Классификация электронных средств учебного назначения. Использование мультимедиа курсов в учебном процессе. Дистанционное обучения в системе непрерывного профессионального образования.
контрольная работа [46,9 K], добавлен 27.11.2008
Сущность приемов и методов обучения. Наиболее распространенная классификация и группы методов обучения во вспомогательной школе. Формы изложения учебного материала. Значение темпа речи учителя в процессе беседы. Роль технических средств обучения.
реферат [21,6 K], добавлен 30.06.2010
Сущность и классификация технических средств обучения, их разновидности. Особенности применения технических средств обучения в современном мире. Преимущества и недостатки этой сферы образования. Новейшие разработки и технологии будущего в сфере обучения.
реферат [33,2 K], добавлен 27.02.2017
Методический анализ учебного материала по теме «Адресации в IP-сетях»: отбор учебного материала, структурно-логический анализ темы, выбор средств и методов обучения. Учебно-познавательная деятельность учащихся. Разработка урока теоретического обучения.
курсовая работа [771,8 K], добавлен 16.12.2009
Роль средств обучения в процессе образования, их классификация. Основные и вспомогательные средства обучения. Особенности использования современных средств обучения на уроках иностранного языка. Современные информационно-коммуникативные технологии.
курсовая работа [4,8 M], добавлен 02.01.2014
Содержание и методика развивающего обучения. Задачи и особенности интенсификации учебного процесса. Поэтапное формирование умственных действий. Суть, предполагаемые результаты и недостатки теорий программированного, проблемного и контекстного обучения.
реферат [30,0 K], добавлен 05.10.2012