классификация средств обучения иностранному языку

Средства обучения иностранному языку

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика

Под средствами обучения иностранному языку подразумевается все, что может оказать помощь в процессе обучения языку в учебном заведении или в домашних условиях. Это определенные материальные средства, которые способствуют внедрению содержания и целей обучения в практическую деятельность.

Средства обучения используются в образовательном процессе в виде носителей обучающей информации, а также в качестве инструмента деятельности учителя и ученика для достижения задач и целей обучения, развития и воспитания.

Основные группы средств обучения иностранному языку:

По каналу связи, на которое направлено средство обучения, выделяют аудитивные (аудиозаписи, радиопередачи), визуальные (предметы, картинки и др.), аудиовизуальные (телепередачи, видеофильмы, мультимедийные программы и др.). Некоторые исследователи к средствам обучения иностранным языкам относят государственные образовательные стандарты и программы обучения по предмету.

С точки зрения выполняемых функций средства обучения подразделяют на:

Принципы использования средств обучения:

Готовые работы на аналогичную тему

Основные и вспомогательные средства обучения

Основным средством обучения иностранному языку является учебно-методический комплекс (УМК) по предмету. Содержание различный УМК может значительно варьировать, но любой современный комплекс должен содержать инвариантную часть, включающую учебник и приложенные к нему аудиокассеты, книгу для преподавателя. Дополнительными компонентами УМК являются книга для чтения, рабочая тетрадь, культуроведческое пособие, набор аудиокассет для учителя, аудиокассеты по культуроведению, видеокассета, контрольно-тестовые задания, пособие для преподавателя по использованию видеоматериалов, пособие по обучению письму, лексико-грамматические задания и упражнения (с ключами и без).

Как правило, преподаватель при выборе основного курса опирается на следующие критерии:

К дополнительным средствам обучения относятся многочисленные пособия, разработанные лично учителем или изданные: учебно-методические комплексы других авторов; специальные пособия для развития строго определенных видов речевой деятельности; различные аудио- и видеоматериалы; компьютерные программы; сборники речевых и языковых игр для разных этапов обучения; карточки; схемы и таблицы; картинки; стихи и рифмовки; песни и музыка.

Технические и нетехнические средства обучения

Современный урок по обучению иностранному языку невозможно представить без использования технических средств обучения. Использование различных аудио- и видеоматериалов оказывает эффективное воздействие на весь процесс обучения.

При фронтальной работе с доской значительно облегчить работу учителя может эпидиаскоп. Одни и те же пленки можно использовать множество раз, а не переписывать мелом один и тот же текст для разных групп или классов. Широкое распространение получило использование мультимедийной аппаратуры.

Многие классы обучению иностранному языку в учебных заведениях оснащены компьютерами, имеется доступ к Интернет-ресурсам, что открывает поистине безграничные просторы для обучения (подготовка индивидуальных домашних заданий, раздаточных материалов, прохождение тестирования и выполнение контрольных заданий, дистанционное обучение и т.д.).

Обучение с использованием технических средств является более личностно-ориентированным, менее однообразным и рутинным, интерактивным, более коммуникативным. Такое обучение основано на использовании аутентичных языковых материалов, оно в меньшей степени ориентировано на учителя и является более автономным с точки зрения обучаемого.

Основными нетехническими средствами обучения являются: учебники и учебные пособия, рабочие тетради, книга для чтения, дополнительный материал в виде схем, рисунков, иллюстраций, фотографий, таблиц с текстовым сопровождением.

Источник

Средства обучения иностранным языкам

Какие средства применяются при обучение иностранным языкам

Средства обучения — это объекты, материалы и орудия, которые применяются как инструменты для организации эффективного образовательного процесса.

При изучении иностранных языков их использование создает адекватную среду иноязычного общения и способствует формированию речевых компетенций.

При выборе инструментов необходимо учитывать следующие принципы:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Существует несколько классификаций средств обучения.

По вкладу в образовательный процесс:

По степени инновационности:

По выполняемым задачам:

По каналу связи:

По тому, кому адресованы:

По разновидностям материальных объектов:

Отдельно выделяют субституты — средства обучения, способные в той или иной мере заменить учителя. Например, тренажеры, обучающие программы.

Роль средств обучения в образовании

Правильно подобранные обучающие инструменты способствуют:

Средства обучения важны во всех аспектах овладения иностранными языками, но особенно они важны при получении навыков устной речи:

При выборе средств обучения следует учитывать их соответствие:

Основные и вспомогательные средства обучения

Под основными средствами правильно понимать не только учебники, а все компоненты учебно-методического комплекса (УМК). Они подразделяются на 2 подсистемы: для преподавателей и учащихся.

Подсистема педагогов:

Подсистема учащихся:

К вспомогательным материалам относятся те инструменты, которые используются в качестве дополнения к учебно-методическому комплексу. Могут применяться на постоянной основе или на отдельном этапе образовательного процесса.

К вспомогательным средствам обучения относятся;

Технические и нетехнические средства обучения

К нетехническим относят традиционные средства обучения, которые используются в учреждениях образования на протяжении многих десятилетий. Они подтвердили свою эффективность и продолжают широко применяться.

Примеры нетехнических средств:

До 1960-х годов основными средствами обучения были:

Начиная с 1970-годов при изучении иностранного языка стали использоваться технические средства:

С ускорением научно-технического прогресса появляются новые, более совершенные приспособления.

В настоящее время на занятиях по иностранному языку наиболее часто используются следующие виды техники:

Технические средства делятся на:

Использование современных средств обучения на уроках иностранного языка

Под современными средствами обучения понимаются не только новейшие технические достижения, но и использование новых форм и методов преподавания.

Для успешного овладения иностранным языком педагогу необходимо:

Для воспитания нового поколения требуется переосмысление функции учителя. Контролирующая роль педагога в современном образовательном процессе заменяется на ориентирующую и системообразующую.

Преподаватель не просто передает ученику определенный набор знаний, а учит его:

Часто используемые современные средства обучения на уроках иностранного языка:

Эффективность применения

Эффективным считается использование того или иного современного средства обучения, если оно:

Источник

Средства обучения детей иностранному языку в школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Средства обучения детей иностранному языку в школе

Карпова Анастасия Николаевна,

учитель иностранного языка МБОУ Васильевкая СШ

В статье средства обучения иностранному языку рассматриваются как одно из составляющих научно-методического обеспечения учебного процесса в общеобразовательной школе. Приведены различные классификации средств обучения иностранному языку. Установлена иерархия средств обучения иностранному языку. Описаны наиболее часто используемые средства обучения в современной системе школьного образования. Сделан вывод о необходимости рационального использования средств обучения в педагогическом процессе.

Ключевые слова: средства обучения; иностранный язык; классификация, иерархия, школа.

Известно, что научно-методическое обеспечение учебного процесса включает: государственные стандарты образования, учебные планы, учебные программы из всех нормативных и выборочных учебных дисциплин, учебники и учебные пособия. То есть данное понятие включает большое количество документов, с помощью которых осуществляется управление учебно-воспитательным процессом, а также учебники и учебные пособия, которые рассматривают как средства обучения. Именно вопрос классификации средств обучения иностранному языку в школе является предметом данной статьи.

Практически любой учебник по методике преподавания иностранному языка, программы и многие статьи содержат описание средств обучения языку. Наиболее популярными направлениями изучения данного вопроса стали инновационные и мультимедийные средства обучения иностранному языку на современном этапе развития методики преподавания [3; 5; 9], технические средства обучения [1] и игра как средство обучения иностранному языку [2; 7], поскольку эти направления являются действительно актуальными для школьной практики.

Несмотря на то, что идея разработки системных решений на основе кибернетики родилась еще в шестидесятые годы, логической классификации средств обучения до настоящего времени нет. В связи с этим педагогами и методистами предлагаются разнообразные классификации средств обучения по различным признакам.

Цель статьи – проанализировать основные классификации средств обучения иностранному языку и выделить наиболее значимые группы средств для учебного процесса в условиях современной школы.

Изложение основного материала (результаты исследования)

Средства обучения – это материалы учебного процесса, которые помогают учителю организовать эффективное обучение иностранному языку, а учащимся – эффективно овладеть им [4, с. 11].

Известно, что существует огромное количество средств обучения, в том числе обучения иностранному языку, а также несколько классификаций по различным признакам. Рассмотрим их.

В целом обеспечение учебного процесса можно разделить на две большие группы: средства для работы и обучения учителя и средства обучения для учащихся.

 учебники и другие печатные текстовые средства;

 простые визуальные средства – оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты;

 механические визуальные средства – диаскоп, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп:

 аудиальные средства – проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;

 аудиовизуальные средства – телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны;

 средства, автоматизирующие процессы обучения – тренажер, лингафонные кабинеты, компьютеры.

Г. Рогова [6, с. 56] делит средства обучения на две группы – механические (магнитофон, фильмопроектор, телевизор, радио, компьютер и лингафонный кабинет) и немеханические (доска, фланелевая и магнитная доски, диапроектор). Однако нельзя забывать о том, что учебник Г. Роговой является классическим, но, в то же время, он был издан давно, поэтому многие средства обучения с тех пор поменялись. Кроме того, Г. Рогова выделяет учебные материалы, которые позволяют учащимся овладеть иностранным языком. К ним относятся: книга для учителя, учебник (для учащихся), руководства, книга для чтения, словари, программы.

А. Щукин [10, с. 226] анализирует огромное количество средств обучения учителя и учащегося. На сегодняшний день это, пожалуй, одна из самых подробных работ по классификации средств обучения языку. Средства обучения языку (по А. Щукину) систематизированы в таблице 1.

Средства обучения языку (по А. Щукину).

К средствам обучения учащихся можем добавить тетрадь на печатной основе (для закрепления грамматического и лексического материала или разработки на базе текстов для домашнего чтения) и учебную доску. Несмотря на современность пособия А. Щукина, в нем тоже упоминаются средства обучения, которые на сегодняшний день не часто можно встретить в школе. К ним можно отнести диапроектор, эпипроектор и кодоскоп, которые легко заменяют в современной практике смарт-доски и компьютер.

Рассмотренные выше средства обучения представляют собой иерархическую систему, во главе которой стоят нормативные документы, определяющие основной вектор процесса общения и воспитания. На их основе и для их реализации разрабатываются другие средства обучения. В данный перечень входят следующие: государственные образовательные стандарты; учебные программы; методические рекомендации для учителя; книга для учителя и учебники для учащихся; учебные пособия и тетради на печатной основе; аудиовизуальные и технические средства обучения; дополнительная литература для учителя и учащихся.

Определяющим в преподавании любого предмета является образовательный стандарт. Основываясь на нем, пишутся учебные программы, как государственные, так и авторские. Методические рекомендации по предмету разрабатываются творческими коллективами, руководителями методических объединений, практикующими методистами и старшими преподавателями, имеющими накопленный опыт в работе по данному предмету. Данные рекомендации не являются обязательным документом в работе каждого учителя, однако не принимать их во внимание нельзя. Книга для учителя и учебник для учащихся помогает тщательно спланировать и организовать учебный процесс. Учебник должен соответствовать тому классу, в котором ведется преподавание с поправкой на специфику школы (с углубленным изучением английского языка или общеобразовательная школа) и иметь гриф профильного министерства страны. Книги для учителя, как правило, идут в комплекте с учебником, тетрадью на печатной основе, аудиозаписями автора иди авторского коллектива. Они помогают структурировать работу учителя, приводят дополнительный материал, которого нет в учебнике, содержат примеры объяснения нового материала, ответы на грамматические задания, игры и устные упражнения, а иногда и планы-конспекты уроков в соответствии с учебником. Для начинающего учителя такие пособия очень полезны. Но здесь важно не забывать о творческом подходе к преподаванию. Если учитель нашел что-то более интересное, полезное или нестандартное – можно поэкспериментировать, попытаться разнообразить свой урок и, главное, – не бояться творить и сочинять.

В процессе педагогического творчества дополнительные учебные пособия также не помешают. Это могут быть сборники упражнений по грамматике иностранного языка, дополнительные учебники (например, серия учебников Round Up для изучения грамматики или авторские учебники, имеющие или нет соответствующий гриф).

Тетради на печатной основе очень важны в процессе изучения иностранного языка, поскольку они помогают сэкономить время при выполнении письменных заданий в классе, облегчают выполнение домашней работы, содержат образцы выполнения задания и нередко содержат яркие и выразительные рисунки, задания для раскрашивания или рисования, что, в свою очередь, помогает учащимся не потерять интерес к изучению английского языка.

В современной методике преподавания иностранного языка невозможно представить работу без аудиовизуальных и технических средств обучения (см. табл. 1). Их использование повышает уровень преподавания уровень и темпы понимания нового материала. Например, обучение аудированию без аудиозаписи на сегодняшний день недопустимо. Ребенок должен улавливать на слух не только речь и интонацию учителя, а и других, незнакомых, людей, в том числе и носителей языка, разный темп и тембр речи.

К дополнительной литературе мы отнесем периодические издания, главным образом, научно-методические сборники, газеты и журналы для учителя и учащихся, а также художественную литературу на языке оригинала. Вся дополнительная литература способствует более глубокому изучению языка и методики преподавания.

Игра также рассматривается как средство обучения языку, однако важно заметить, что языковые, сюжетно-ролевые и дидактические игры описаны в различных пособиях и научно-практических журналах, а значит те средства обучения, которые были рассмотрены выше, раскрывают сущность и роль игры в процессе обучения английскому языку в школе.

Комплексное и тщательно продуманное использование разнообразных средств обучения на уроках иностранного языка помогает быстро и доходчиво объяснить новый материал, закрепить его и проверить уровень усвоения полученных знаний. В то же время, использование большого количества средств обучения в рамках одного урока нежелательно, поскольку это отвлекает и рассеивает внимание учащихся, забирает много времени организационный процесс и не всегда урок выглядит как целостный процесс. Поэтому важно рациональное использование данных средств в педагогическом процессе.

Источник

Вопрос 19. Средства обучения иностранному языку: классификация, особенности использования в разных условиях обучения предмету

Начнем с классификации средств обучения. Анализ методической литературы, учебников, учебных пособий позволяет классифициро­вать средства обучения, по крайней мере, по четырем аспектам: во-первых, по их роли в учебно-воспитательном процессе: на ос­новные и вспомогательные; во-вторых, по адресату: для учителя и для учащихся; в-третьих, по каналу связи: на слуховые (звуко­вые), зрительные, зрительно-слуховые; в-четвертых, по использова­нию техники: технические и нетехнические.

К основным средствам обучения следует относить те, которые входят компонентами в УМК, все другие, в него не входящие,— к вспомогательным.. Чтобы обучение строилось на основе современных тре­бований к организации и проведению учебно-воспитательного процесса, каждый учитель должен располагать основными средствами обучения,которые указываются по классам.

Рассмотрим средства обучения по адресату.

Остановимся на некоторых из средств обучения и прежде всего на книге для учителя, в которой раскрывается: где, когда, какой из компонентов используется для решения какой конкретной задачи в той или иной «точке» учебно-воспитательного процесса. В структуру книги для учителя входит: вводная часть, почетвертное и поурочное планирование, приложение. Что касается рас­пределения материала по урокам, то авторы УМК высказывают пожелания, чтобы учитель придерживался его и без необходимости не нарушал, В отношении приемов работы по овладению учащимися учебным материалом и формированию требуемых навыков и умений учитель может и долх-сен творчески подходить к рекомендациям авторов книги, не нарушая системы, накоторой построен УМК. Подходить творчески означает находить наилучший вариант решения поставленной задачи в конкретных условиях, исходя из:

— индивидуальности учителя, его личностных свойств, стиля деятельности, способностей, черт характера, методической культуры, знаний о составляющих учебный процесс, опыта, профессиональных умений; — состава и особенностей группы, инициативности каждого и коллектива в целом, наличиясильных, средних, слабых учащихся, того, что они знают, могут и умеют по этому предмету; — мотивации изучения иностранного языка: высокой, средней низкой; — того, что группа в делом больше любит: слушать иноязычную речь, говорить, читать, писать на иностранном языке; __ того, что труднее дается: понимание речи на слух, связное высказывание, беседа, чтение, письмо; — уровня общего развития учащихся группы, круга их интересов и увлечений и т. д.; — материально-технической базы, которая есть в школе, и того, что имеет учитель в своем распоряжении.

Книга для учащихся (учебник) должна содержать все, что необ­ходимо для достижения целей: тексты, упражнения, правила-ин­струкции, схемы, таблицы, иллюстрации, выполняющие различное дидактическое назначение, опоры для понимания, стимулы для высказывания и т. д. Она призвана обеспечивать самостоятельную работу на уроке и во внеурочное время. С учебником учащийся работает больше всего, а поэтому он хорошо должен его знать: как он построен, где что расположено, как им пользоваться. Для этого предлагается на первом уроке независимо от класса проводить «путешествие по учебнику». Такое «путешествие» следует сопровож­дать сообщением учителя о том, чему они научатся в предстоящем году, что нового их ожидает в работе по английскому (немецкому, французскому, испанскому) языку, с какими другими компонентами они будут работать.

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы учащихся дома позволяет им овладеть графикой и орфографией английского языка, усваивать лексический и грамматический материал в ходе выполнения заданий к каждому уроку.

Именно комм направленность учебников обеспечивает«полное погружение». Данное «погружение» касается всех аспектов языка. Современные учебники ИЯ ориентированы на современное общество, его сознание и объем необходимой информации.

Технические средства обучения играют большую роль в обучении, т.к. они во многом повышают эффективность уч. процесса, потому что реализуют такой пед. принцип как наглядность об-я.

Современный учебник иностранного языка: основные концепции, структура, содержание и принципы построения.

УМК- совокупность учебно-методических материалов и средств, способствующих эффективному освоению учащихся материала, входящего в учебную программу. Позволяет рационально организовать учебный процесс в соот. с современными тенденциями методики преподавания.

Концепции учебника основываются на принципе овладения языком вследствие погружения учащихся в языковую среду. В рамках УМК последовательно реализуются принципы комм. подхода, нацеленные на формирование комм. компетенции учащихся. Для этого в материал учебника включено большое количество комм-направленных заданий: игр, комм. ситуаций, связанных с песнями, рифмовками и историями.

Современный учебник предназначен для овладения иноязычной культурой,которая транслируется этим ИЯ. Это должно осуществляться в постоянном диалоге с родной культурой субъекта образовательного процесса. Учебник способен обеспечить формирование поликультурной и полилингвальной личности и обеспечить реализацию познавательного, воспитательного и развивающего аспектов цели, дополняющих обучение, подготовить учащихся к реальной межкультурной коммуникации.

1.Грамматико-переводные учебники. Реализуют кон­цепцию грамматико-переводного метода обучения

2. Аудиовизуальные учебники. Получили широкую из­вестность известность после Второй мировой войны в связи с выходом курса французского языка «Voix et images de France» (Paris, 1962), отразивше­го идеи аудиовизуального метода.

3.Аудиолингвальные учебники. Создаются на основе концепции аудиолингвального метода, разработанного в США под ру­ководством Р. Ладо и Ч. Фриза.

4. Сознательно-практические учебники. Опираются на концепцию сознательно-практического метода, разработанного Б.В. Беляевым, и предшествовавшего ему сознательно-сопоставительного метода, лингвистическое обоснование которого принадлежит акаде­мику Л.В. Щербе.

5.Коммуникативные учебники. Реализуют концепцию коммуникативного метода обучения и ориентируют учащихся на об­учение общению в различных сферах речевой деятельности.

6.Интенсивные курсы. Учебники этого типа опираются на концепцию интенсивного обучения, разрабатываемую в рамках метода активизации (Г.А. Китайгородская), эмоционально-смыслового (И.Ю. Шехтер) и

Вопрос 20. Урок иностранного языка как основная единица учебного процесса: типы, виды уроков, планирование и технология их проведения.

II Махмудов-критерий-цель организации: Урок изучения нового материала, Урок совершенствования УУД, Урок обобщения и систематизации, Урок контроля и коррекции УУД

III Якушкина-критерий-степень самостоятельности учащихся. Деятельность уч-ся направлена на формирование навыков и умений оперировать языковыми средствами в узком контексте (микромонолог, микродиалог): а) с опорой на образец, б) с использованием правил и образца; в) самостоятельное использование языковых средств на основе усвоенных правил без опоры на образец. Деятельность, направленная на содержание речи применительно к ситуации общения: а) с опорой на ключевые слова; б) с опорой на ключевые слова под руководством учителя; в) опоры находятся учащимися самостоятельно.

Начало урока. Его назначение – подготовить учащихся к занятиям, сформулировать цель, дать установку. Началом урока может быть приветствие учителя, запись на доске даты и темы урока. Приветствие учителя часто переходи в беседу с классом по поводу какого-либо события, погоды и т.п.

Вступительная беседа (ее называют еще речевой зарядкой) призвана создать атмосферу общения на уроке и подготовить переход к его основной части.

В заключении формулируется цель урока, дается установка на него.

Центральная часть урока. Включает объяснение нового материала, его закрепление в ходе выполнения тренировочных упражнений, речевую практику, работу с тестом и др.

Объяснение нового материала может иметь индуктивный характер (от наблюдений над фактами языка преподаватель подводит учащихся к выводу в виде правила, языковой закономерности) и дедуктивный (сначала дается правило, которое затем подкрепляется примерами). Способы введения новых лексико-грамматических структур в игровой форме:

· учитель знакомит с новой структурой, показывая предметы либо демонстрируя их значение с помощью мимики и жестов, рисунка на доске, дети наблюдают, затем слушаю, как модель предложения звучит, повторяют хором, потом индивидуально.

· учитель использует для объяснения картинки, таблицы, схемы из учебника.

· учитель использует контекст.

Закрепление нового материала – наиболее ответственная часть урока, т.к. в результате тренировки формируются речевые навыки, обеспечивающие безошибочное применение усвоенных знаний в различных ситуациях. Для закрепления материала используются подготовительные (или тренировочные, языковые) упражнения: имитативные, подстановочные, трансформационные, упражнения на дополнение предложений, упражнения на расширение предложений, упражнения на соединение предложений, упражнения на аналогию и т.п.

Центральная часть урока м.б. посвящена какой-либо учебной задаче или решению нескольких задач: тренировке в диалогической (монологической) речи, работе с текстом, беседе по пройденному материалу и т.п.

Завершающая часть. Включает в себя подведение итогов урока, контроль, оценку работы, задание на дом.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Есть 3 таких формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. 1 предполагает совместные действия всех учащихся класса под рук-вом учителя, 2 — сам. работу каждого ученика в отдельности; 3 — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Фронтальнойназывается вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют общую работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты. Учитель работает со всеми одновременно. Это способствует установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

Минусы. Ученики с низкими возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им надо больше внимания учителя, больше времени на выполнение заданий. Сильные ученики нуждаются в усложнении их содержания, заданий творческого типа. Для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся надо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы.

Индивидуальная— каждый ученик получает для сам. выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. (работа с учебником, другой учебной лит-рой, написание изложений, сочинений, рефератов). Индивидуальная и индивидуализированная. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий.

При парной работе два ученика выполняют часть работы совместно.Парная форма работы учащихся на уроке наиболее применима при отработке навыков разговорной речи на уроках ИЯ.

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.

Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Требования к современному уроку:

— четкое формулирование триединой дидактической цели;

— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

— прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

— выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;

— урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

— учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

— реализация на уроке всех дидактических принципов;

— создание условий успешного учения учащихся.

В поурочном планировании формулируются в общем плане практические задачи и определяется содержание урока, то есть его материал, методы и приемы работы с ним, а также средства, которые требуются для проведения урока.

Учителю нужно продумать, какие воспитательные, развивающие и образовательные задачи можно реализовать на этом конкретном уроке, конкретизирует практические задачи. Следует исходить из того, что формулировка задачи должна отражать:

При этом учителю следует руководствоваться следующим:

– избираемые для решения задачи приемы должны быть адекватными формируемой деятельности, то есть учителю следует учитывать психологические и лингвистические ее характеристики; – количество упражнений должно быть, с одной стороны, минимальным, исходя из времени, которым располагает учитель, а с другой – достаточным, чтобы решить задачу, как она сформулирована; – отобранные упражнения должны наполняться таким количеством примеров, которое позволило бы задействовать всех или большинство учащихся,

при этом учитель знает, что, может быть, все примеры ему не понадобятся, он закончит это упражнение, как только убедится, что и слабые учащиеся могут выполнять требуемое действие;

– упражнения должны располагаться в строгой последовательности, обеспечивающей учащимся посильность и доступность в выполнении их на пути решения поставленной задачи; – выбранные упражнения должны подвести к завершению решения задачи, иными словами, учащиеся должны “ощутить” результат работы, а учитель подвести ее итог.

Вся работа на уроке по решению задач должна подготовить учащихся к выполнению домашнего задания, содержание которого учитель может варьировать исходя из успехов группы, а также индивидуализировать в зависимости от обстоятельств. Например, ученик пропустил занятия, учитель предлагает ему самостоятельно прослушать звуковые задания определенных номеров.

В планировании современного урока предусматривается также его оснащение средствами обучения. Авторы УМК дают свои рекомендации по оснащению. Однако учителю следует конкретизировать, какие средства он должен и может использовать на предстоящем уроке, и заранее проверить их “рабочее состояние”.

В ходе урока формировались навыки чтения, говорения, вводилась новая лексика.

Вводимый языковой материал (лексический) соответствовал возрасту учащихся, их интересам, ступени обучения. Новая лексика содержала сведения из произведений английских писателей.

Для осуществления первичного закрепления и контроля усвоения нового языкового (лексического) материала учащимся было предложено перевести текст с данными словами.

Для активизации языкового материала в речи учащихся, учителем было предложено составить диалоги с использованием

новых лексических единиц, использовать изученные слова при ответах на вопросы.

Учитель учитывал воспитательные возможности учебного материала (факты биографии писателей Британии).

В ходе урока учитель опирался на следующие принципы:

— сознательности и активности;

— учёта индивидуальных особенностей учащихся и др.

Домашнее задание соответствует теме урока: написать эссе, отражающее собственное понимание выбранного высказывания известного английского писателя..

В целом, подводя итог, можно выделить, что урок оказался весьма эффективным, с точки зрения выполнения цели и задач урока, и соответствия возрастным особенностям учащихся. Урок соответствует своей структуре и содержанию. В процессе учебной деятельности осуществлялось широкое взаимодействие между учителем и учащимися, что ведёт к плодотворному и результативному обучению.

Что касается учеников, то они были увлечены уроком, следили за каждым движением преподавателя, активно работали. Урок был построен на сотрудничестве учителя и учащихся, в результате прошел успешно и интересно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *