классификацию мотивации учения учащихся разработала
Психолого-педагогические основы обучения первоклассников. Реферат на тему: «Структура и содержание мотивов учения».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
Центрально- Казахстанская Академия
Факультет педагогики и социальной работы
Кафедра педагогики и психологии
На тему: Структура и содержание мотивов учения.
По дисциплине: PPOOP 2208 Психолого-педагогические основы обучения первоклассников
Диканбаева Роза Равкатовна
Магистр педагогических наук
Укенова Асель Кенжебековна
Структура и содержание мотивов учения ……………………………….….5
Понятие о мотивах, мотивации……. …………………………………. …..5
Структура учебных мотивов ………………………………………………. 6
Классификация мотивов учения……………………………………………..9
1.3.1. Классификация мотивов по Т. А. Ильиной…………………………..9
1.3.2. Вариант классификации мотивов по А. К. Марковой……………. 10
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Начальное образование определяет качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; духовно-нравственное и эстетическое воспитание; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Казахстанская школа всегда стремилась дать ученикам знания, умения и навыки по обозначенным дисциплинам, однако этого недостаточно.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования: от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач; от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития; от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход. Происходящая смена образовательной парадигмы предполагает обновление содержания образования и использование новых технологий, где особая роль отводится духовному воспитанию личности, формированию нравственного облика человека. В настоящее время в содержание образования закладываются новые процессуальные умения:
самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию; работать в группе и принимать решения; использовать новые технологии информации и коммуникации.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества – разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком “открытия” знаний Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют “открытие” знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.
Какие универсальные учебные действия развивает проблемный диалог? Регулятивные – умение решать проблемы. Коммуникативные – вести диалог. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
В рамках модернизации и обновления содержания образования перед учеником младшего школьного возраста, стоят неизмеримо сложные цели и задачи, которые он должен осознавать и целеустремленно планировать свою учебную деятельность.
Для этого нужно сформировать мощную мотивационную сферу учения. Необходимо изучить содержание понятий «мотивация», «мотивация учения», структуру и содержание мотивации учения, типы продуктивных мотивов, которые будут способствовать более успешному учению.
Так как в рамках обновленного содержания не раскрыт важнейший компонент формирования положительной мотивации к самостоятельному учению, которая у младшего школьника является начальной стадией, ведь ведущая учебная деятельность – учение, начинается с 6-7 лет. И ученик не владеет навыками учебной деятельности, а только обучается этому. Мотивационная сфера формируется в процессе целенаправленной работы учителя, родителей и принятия учеником целей и задач обучения. Рассмотрим этот аспект в современной трактовке известных психологов, педагогов и др.
ОНЛАЙН-КУРС (МООС) «ПСИХОЛОГИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Лекция 1 «Мотивация учебной деятельности и ее виды»
При изучении лекции Вы можете обратиться к презентационному материалу.
Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим о мотивации учебной деятельности и ее видах у обучающихся основной школы.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
во-вторых, — организацией образовательного процесса;
в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
в-пятых, — спецификой учебного предмета.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1.Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки).
2.Хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3.Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.
4.Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Причины спада школьной мотивации в среднем звене:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нет четкого представления о своем будущем.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Существуют различные классификации мотивов учения.
Так, Г. Розенфельд выделяет следующие группы мотивов:
● учение как радость от: работы, решения проблемы, общения с друзьями (эта группа мотивов предполагает интерес обучающегося к самому процессу деятельности);
● учение, как стремление достичь личной (материальной) выгоды (примером этой группы мотивов может быть ожидание подростком материального поощрения за его успехи в учебе от близких, в будущем – высокооплачиваемую профессию);
● учение на основе влияния друзей и других образцов для подражания (это может быть вариант подражания старшему брату или успешному сверстнику);
● учение как стремление повысить социальный статус, избежать неудачи, позора (у школьника всегда есть возможность продемонстрировать другим свои способности в учебной деятельности и претендовать на более высокий статус в группе);
● учение вследствие принуждения, давления (мотив «надо» обучающиеся усваивают с дошкольного возраста, при этом результат обучения нужен другим: родителям, учителям, сам школьник выполняя требования, стремиться освободиться от внутреннего напряжения и давления со стороны);
● учение на основе понимания значения профессии, жизненные установок, целей (данная группа мотивов чаще наблюдается в старшем школьном возрасте, когда перед обучающимся становится актуальным вопрос профессионального самоопределения);
● учение на основе жизненных потребностей (данная группа мотивов будет наблюдаться у школьников, если педагог четко демонстрирует связь учебного материала с повседневной жизнью ребенка, возможности его применения в быту).
В. Хенниг выделил семь групп мотивов учения:
● гражданские мотивы, т.е. мотивы долга перед обществом;
● познавательные мотивы: стремление добывать новые знания, приобретать знания и навыки;
● мотив социальной идентификации с родителями: родительские ожидания в области учебы ребенка эмоционально отражаются в отношениях ребенка и родителей, что является условием для возникновения такого мотива;
● мотив социальной идентификации с учителем: стремление соответствовать общим требованиям учителя в отношении учебы;
● мотив переживания связан с привлекательностью учебного материала в смысле его занимательности;
● материальный мотив: учение, как предпосылка для будущей хорошей материальной жизни;
● престижный мотив: стремление приобрести или поддержать высокий социальный престиж среди одноклассников.
По классификации Л.И. Божович мотивы учебной деятельности подразделены на две большие группы в соответствии со спецификой деятельности:
К первой группе относят следующие мотивы и их уровни:
● учебно-познавательные мотивы: потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; интерес к знаниям, потребность в расширении кругозора, увлеченность процессом учения, стремление к развитию сообразительности, смекалки; ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;
● мотивы самообразования: ориентация на приобретение дополнительных знаний;
● мотивы, связанные с содержанием учения (мотивация содержанием): интерес, занимательность; интерес к фактам, правилам; интерес к сути явлений, их происхождению; интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более широкую и часто невидимую их внутреннюю суть, к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях;
● мотивы, связанные с процессом учения (мотивация процессом): исполнительский; поисково-исполнительский и творческий.
Ко второй группе относят следующие мотивы и их уровни:
● широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.; мотивы самоопределения и самосовершенствования, осознание важности приобретаемых знаний, понимание социальной значимости учения;
● отрицательные мотивы (мотив избегания неприятностей): стремление избежать неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться;
● мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействиями с другим человеком).
В.С. Ильин в зависимости от ведущего мотива выделяет три типа мотивации учения:
● с ведущим мотивом долга в учении, понимания необходимости учения;
● с ведущим мотивом непосредственного интереса к знанию, потребности в учении;
● с ведущим мотивом вынужденности, когда школьник не осознает важности учения, не проявляет к нему интереса и учиться его вынуждают обстоятельства.
Педагогу необходимо учитывать доминирующие мотивы учения школьников для повышения их устойчивой положительной мотивации.
Можете просмотреть видеолекцию по данной теме
Реферат на тему: «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 р. п. Юрты
МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Лескина Людмила Николаевна
учитель физической культуры
высшая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена тем, что внимание к проблеме мотивации учебной деятельности детей школьного возраста со стороны психологов и педагогов стало проявляться в связи с внедрением в обучение начального образования инновационных программ ФГОС, которые нацелены на осознанную потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей.
Собственно учебный мотив формируется в процессе школьного обучения. Современные требования образования предполагают воспитание успешных школьников, мотивированных на достижение успеха, ставящих перед собой позитивную цель, активно включающихся в ее реализацию, выбирающих средства, направленные на достижение этой цели.
Так, многие проблемы учебной деятельности связаны с отсутствием у детей мотивов получения знаний, т. е. того, ради чего выполняется эта деятельность. В образовательных учреждениях сложилась крайне сложная ситуация, вызванная неуспеваемостью, неправильным отношением к учебе, трудностями усвоения учебного материала, отсутствием познавательных интересов и навыков детей, в том числе младшего школьного возраста.
Именно поэтому в исследованиях многих авторов мотив рассматривается в числе ведущих мотивационных тенденций, лежащих в основе учебной деятельности, а также как необходимый и значимый компонент ее структуры. Исследования, посвященные мотивам учебной деятельности школьников, рассматривались в трудах: Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, М.С. Ромашова, А. Маслоу и другие.
Целью данной работы является рассмотрение мотивов учебной деятельности школьников.
Исходя, из цели можно выделить ряд задач:
— рассмотрение понятия, классификации и методов стимулирования мотивов учебной деятельности школьников ;
— изучение роли мотивации в учебной деятельности при обучении младших школьников и мотивов учебной деятельности школьников с учетом гендерной принадлежности;
— особенности формирования мотивов учебной деятельности школьников.
Метод работы: анализ психолого-педагогической литературы.
Структура данной работы состоит из введения, основной части поделенной на пункты, заключения и списка использованной литературы.
Понятие, классификация и методы стимулирования мотивов учебной деятельности школьников
Учебная мотивация представляет собой частный вид мотивации, которая включена в учебную деятельность. Под мотивом учебной деятельности обычно понимаются все факторы, определяющие проявление учебной активности (потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и так далее).
Понятие мотивация трактуется по-разному, так, например, в психологическом словаре термин «мотивация» определяется как «совокупное действие многих внутренних и внешних факторов, проявляющееся в виде побуждения к осуществлению поведения с определенной направленностью, интенсивностью, упорством» //8, с. 384//.
В психологическом словаре В.Б. Шапарь «мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели» //20, с. 293//.
Л.И. Божович определяет мотив как «то, ради чего осуществляется деятельность» //1, с.78//. Поэтому в качестве мотивов могут выступать интересы, ценности, идеалы человека. Мотив – это то, что побуждает людей к действиям, это интерес человека к чему-либо. Если побудить его у ребенка с помощью интересного учебного предмета, то перед ним откроется возможность нахождения цели.
Понятие «мотив» входит в более широкое и глубокое понятие «мотивация». Определений этого понятия очень много, каждый автор даёт его, исходя из своей точки зрения. Г.Г. Зайцев определяет мотивацию, как «побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности».
Рассмотрим понятие мотивации в обучении, А.К. Маркова определяет учебную мотивацию как «одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности» //16, с.87//.
Мотивация формируется в ходе самой учебной деятельности, зависит от ее структуры. Для того чтобы влиять на мотивацию, необходимо постоянно варьировать формы, способы, методы, содержание учебной деятельности. Нужно помнить о том, что не все мотивы одинаково побуждают всех учеников к деятельности. Поэтому остановимся на видах мотивов.
Существует несколько классификаций мотивов учебных действий. Рассмотрим некоторые. А.К. Маркова выделяет //22, с.105//:
Познавательные мотивы, связанные с деятельностью ученика характеризуются:
1. Интересом к самому процессу и его результату;
2. Стремлением развивать какие-то умения, качества;
3. При решении различных учебных задач – интерес к процессу решения, поиск наиболее рационального способа решения, интерес к результату.
Социальные мотивы, связанные с деятельность ученика характеризуются:
1. Ученик действует в силу долга, обязанности;
2. Ученик действует из-за давления родных, учителей;
3. При решении различных учебных задач – желание получить хорошую отметку, добиться похвалы учителей. Без контроля и напоминания взрослых мотив не актуализируется.
Применительно к младшему школьному возрасту М.В. Матюхина выделяет следующие группы и подгруппы мотивов.
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, то есть учебно-познавательные мотивы:
— мотивы, связанные с содержанием учения, или мотивация содержанием (ученика побуждает учиться стремление узнавать новое, овладевать знаниями, проникать в суть явлений);
— мотивы, связанные с самим процессом учения, или мотивация процессом (ученику нравится процесс выполнения разных заданий).
2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, его результатом, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
— широкие социальные мотивы делятся на мотивы долга и ответственности перед классом, учителями и родителями и мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущей профессии) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
— узколичные мотивы включают в себя мотивацию благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей и одноклассников, получить хорошие отметки) и престижную мотивацию (желание быть в числе первых учеников, быть лучшим);
— отрицательные мотивы или мотивы избегания неприятностей (стремление избежать неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей и одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться) //18, с.73//.
Мотивы обучения у старшеклассников существенно отличаются от таковых у подростков, это объясняется намечаемой профессиональной деятельностью выпускников. Так, подростки делают выбор в сторону той профессии, которая соответствует интересующему их предмету. В то время как старшеклассники проявляют интерес к предметам, которые пригодятся в подготовке к выбранной профессии. По этому поводу Л. И. Божович говорила, что первые смотрят в будущее с позицией настоящего, а вторые – на настоящее с позицией будущего.
Л.И. Божович установила, что учебная деятельность ребенка побуждается двумя видами мотивов. Одни порождаются преимущественно самой учебной деятельностью (внутренние). Это интерес к процессу, к самопознанию, саморазвитию, развитие способностей. Другие «лежат как бы за пределами учебного процесса» (внешние). Это и желание получить похвалу в свой адрес, хорошие отметки, ощущение долга, обязанности и т.д. //1, с.83//.
Опираясь на приведенные выше классификации, можно определить два основных вида мотивов: познавательные, связанные с учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, и социальные, связанные с социальным взаимодействием ребенка с другими людьми в процессе учения.
В результате анализа научной литературы, нами были выявлены различные критерии сформированности учебной мотивации. В том числе это направленность мотивов у обучающегося (познавательные и социальные).
В старших классах отметке придают значение критерия знания, в отличие от подростков, для которых получение хороших отметок лишь цель для завоевания определенного положения в своем классе. Роль побудителя для выпускников берет на себя стремление к получению знаний. Из этого можно сделать вывод о том, что роль отметки как цели обучения с определенным возрастом изменяется.
Итак, чем старше школьники, тем больше уменьшается количество мотиваторов, которые выступают стимулами или основаниями их поведения. Возможно, это связано с влиянием генерирующейся у них системой взглядов на окружающий мир, которая уже достаточно устойчивая в этом возрасте, возникают собственные мотиваторы (личностные диспозиции, особенности личности). Возникает некая потребность выработать свои идеи, некое стремление разобраться во всем самому.
Стимулирование и мотивация учебной деятельности взаимно дополняют друг друга, их связь играет важную роль в вовлечении, стимулировании и сохранении интереса на уроке.
Для получения положительного результата в данных процессах учитель пользуется методами стимулирования и мотивации обучения. Методами стимулирования и мотивации обучения обычно называют методы, устремленные на формирование и закрепление позитивного отношения к обучению. Выделяют две подгруппы таких методов:
1. Методы стимулирования и мотивации интереса к обучению (формирование эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, внезапности, остроты; создание различных ситуаций; беседа, рассуждение о разных жизненных ситуациях; познавательные игры и тому подобное).
2. Методы стимулирования долга и ответственности (интерпретация индивидуальной и социальной значимости обучения; требования, поощрения и наказания).
Одной из основных задач педагогов является стимулирование и мотивация учебной деятельности учащихся. Этот процесс складывается из взаимодействия учителя и учеников, обеспечивающего мотивацию учебной деятельности учащихся. Совместное применение разнообразных средств и методов формирования учебной мотивации и стимулирования позволяет получить наиболее желаемый результат. Мотивация и стимулирование познавательной деятельности на уроках оказывает положительное влияние на уровень обучаемости школьников по всем предметам.
Исходя, из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что учебная мотивация – это побуждение к активной деятельности, возникающее в ходе процесса обучения. В зависимости от различных мотивов бывает познавательная и социальная.
Существует несколько составляющих учебной мотивации, но познавательные и социальные мотивы являются значимыми для определения уровня ее сформированности.
Нами было выявлено, что основные мотивы обучения для школьников – это стремление завоевать похвалу со стороны взрослого с помощью положительных оценок. Но этого мало для достаточного уровня развития мотивации обучающихся, т.к. личностные результаты освоения учебного материала должны отражать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения //9, с.12//.
Роль мотивации в учебной деятельности при обучении младших школьников
С началом обучения ребенка в школе, вместе с общением и игровой деятельностью, добавляется учебная деятельность, в связи, с чем появляется понятие «учебная мотивация».
В процессе развития детей младшего школьного возраста учебной мотивации принадлежит особая роль, так как без нее неосуществима эффективная учебная деятельность и формирование способностей и потребностей личности к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию.
Собственно, в младшем школьном возрасте закладывается фундамент для последующего обучения школьника, и в большинстве случаев от умения педагога в начальной школе закладывается и стремление к обучению в средних и старших классах.
М.С. Ромашова отмечает, что перед поступлением в школу у детей формируется необходимая мотивация к обучению в школе. Психологами, Л.И. Божович и Л.С. Славиной, определяется это новое личностное образование как «внутренняя позиция обучающегося». Она заключается в потребности младшего школьника посещать учебное учреждение (носить школьную форму, ранец), включаться в новую для него деятельность обучения, занимать определенное положение среди окружающих. Как отмечает М.С. Ромашова, «на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией» //23, с. 214//.
Период жизни ребенка от 7 до 11 лет приходится на младший школьный возраст, являющийся очень ответственным отрезком школьного детства, потому что, от благополучного проживания которого, во многом будет зависеть уровень интеллекта, способность и умение учиться, уверенность в собственных силах.
По мнению А.К. Маркова, младший школьный возраст является благоприятным для заложения основ способностей, желания обучаться, а мотивация призвана оказывать существенное влияние на плодотворность учебного процесса и определять успешность обучения в дальнейшем. Отсутствие мотивов обучения неминуемо приведет к снижению успеваемости, деградации личности, что в результате, может сказаться в подростковом возрасте, привести к правонарушениям //15, с.54//.
Изучая проблему мотивации, следует обратить внимание на мотивационную сферу, которая включает и аффективную, и волевую область обучающихся, переживание удовлетворения потребности. Л.И. Божович определила мотивацию обучения, в качестве направленности школьника на разнообразные стороны учебной деятельности, взаимосвязанные с внутренним отношением обучающегося к ней. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле рассматривается «как некий костяк личности, к которому притягиваются такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики» //11, с. 220//.
На сегодняшний день в области психологии термин «мотивация» употребляется в двояком смысле: в качестве обозначающих систему факторов, детерминирующих поведение и в качестве характеристики процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на необходимом уровне.
В зарубежных исследованиях изучению данной проблемы уделяется большое внимание. А. Маслоу, в своей теории мотивации выделял стремление личности к постоянному развитию. Он отмечал, что «поведение зависит от потребностей и способностей, и определяется внутренними и внешними мотивами, образующими целостную систему, имеющую несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации» //17, с. 156//.
Следует различать понятие мотив и мотивация, потому что мотив оказывает влияние кроме как на учебную деятельность, так и на отношение обучающегося к педагогу, школе, так как понятие мотив значительно шире, чем мотивация. А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев считают, что мотивы – это и сознательные и неосознанные побуждения. М.В. Матюхина говорит в основном о двух функциях мотивов: функциях побуждения и смыслообразования. А. Н. Леонтьевым выделяются мотивы: «понимаемые и реально действующие, осознаваемые и неосознаваемые, ведущие и второстепенные» //14, с. 85//. Все они имеют место в деятельности младших школьников.
Но необходимо отличать мотивы, вызываемые самой учебной деятельностью, зависимые напрямую от содержания и процесса учения, от мотивов, находящиеся вне рамок учебной деятельности (широкие социальные или узколичные мотивы ребенка).
Младший школьный возраст является первичным вхождением обучающихся в учебную деятельность. Развитие мотивации учения в таком возрасте происходит по нескольким направлениям:
– широкие познавательные мотивы, обуславливающие интерес к знаниям и способам их приобретения;
– мотивы самообразования, определяющие необходимость дополнительного получения знаний;
– широкие социальные мотивы, их развитие происходит от общего неразделенного понимания социальной значимости учения, и тяготения к углубленному осознанию причин необходимости обучения;
– узкие социальные мотивы, характеризующиеся желанием обучающегося получить, прежде всего, одобрение педагога.
Мотивы сотрудничества и коллективной деятельности довольно часто имеются у младших школьников, но в младшем школьном возрасте только в самом общем представлении.
По мнению Л.А. Зябликовой, в младшем школьном возрасте учебная деятельность зависит от мотивации учения, и данный возраст является благоприятным для создания основы формирования способности, желания обучаться. В мотивации детей младшего школьного возраста существенное место обводится мотивам благополучия, престижа. На главном месте среди этих мотивов стоит мотив: «Хочу получать хорошие отметки». Вместе с тем, сама отметка может способствовать снижению активности ребенка, познавательного интереса, их тяготения к умственной деятельности, и ухода от стремления достижения учебных целей высокой сложности //15, с.62//.
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы: важное место в младшем школьном возрасте занимает интерес, характерный своими особенностями, которые проявляются и сохраняются лишь в процессе активного взаимодействии обучающихся с педагогом; педагог играет важную роль в развитии основных учебных мотивов младших школьников; обучающиеся безоговорочно исполняют требования педагога; развитию благоприятной учебной мотивации оказывают содействие положительным предпосылкам: любознательности и серьезному отношению к обучению, что напрямую зависит от работы педагога; игровая мотивация остается на первых местах в течение всего обучения в начальной школе; отметки также обладают мотивационной ролью, хотя, в тоже время обучающиеся воспринимают отметку в качестве оценки своих стараний, а не оценку качества проделанной работы, о чем не должен забывать педагог.
Мотивы учебной деятельности школьника с учетом гендерной принадлежности
Во всех учебных заведениях не учитываются гендерные различия, т.е. и мальчики и девочки изучают одни и те же дисциплины в одинаковом количестве без учета задатков и склонностей гендера. Исходя из различного опыта можно судить, что мальчикам предпочтительнее изучать точные науки (математика, физика), т.к. им свойственно мыслить логически, а девочки в свою очередь предпочитают менее научные предметы.
Гендерные различия в школе часто являются ключевыми обстоятельствами успеваемости и установок учащихся. Это принято считать за социальный стереотип: есть определенные предметы, которые интересны только девочкам и есть предметы интересные только мальчикам //10, с.17//.
Однако в условии разных гендерных стереотипов, оказывается так, что заинтересованность в учебе воспринимается как важная черта для девочек, и как немужественная деятельность для мальчиков.
Окружение одноклассников создает среду, которая провоцирует или сглаживает гендерные эффекты. В классах с высокой учебной мотивацией, где сильная заинтересованность учеников в получении образования, сглаживается эффект маскулинности как противоположности учебным достижениям, подавляются анти-школьные установки мальчиков.
И всё же проблема влияния гендерных различий, на учебную мотивацию и деятельность остаётся малоизученной, что главным образом обуславливает её актуальность.
Встречая людей впервые, мы сразу обращаем внимание на их пол и делаем предположения об их вероятном поведении. Таким образом, мы делаем гендерные предположения. С первых лет жизни человек начинает осознавать себя представителями мужского либо женского пола, т.е. генетически себя идентифицировать. Под гендерной идентичностью понимается субъективное ощущение человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу //12, с.39//. Правда иногда ощущения человека, т.е. гендерная идентичность, не всегда совпадает с его биологическим полом. Так, некоторые люди испытывают значительные неудобства, пытаясь идентифицировать себя как мужчину или женщину.
Мотивация к обучению включает 2 группы мотивов: внешние (исходящие от окружающих) и внутренние. В младшем школьном возрасте ведущими являются внешние мотивы. Учебная мотивация формируется под воздействием нескольких факторов: образовательная система и образовательное учреждение, организация образовательного процесса, субъектные особенности обучающихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками).
Учитель играет важную роль в формировании мотивации школьников. Ученики беспрекословно выполняют требования учителя //6, с.46//.
Мотивы школьников можно разделить на три основных группы:
Большое значение в любом возрасте имеет интерес. Формированию положительной учебной мотивации способствуют благоприятные предпосылки: любознательность и положительное отношение к учению как социально значимой деятельности.
Кроме того, отметки так же играют мотивационную роль, однако школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не оценку качества работы.
Для проведения исследования можно использовать методику «Неоконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова //19, с.53//. Целью проведения методики является выявление отношения испытуемого к жизненным обстоятельствам, самому себе, окружающим; получение общего представления о скрытых переживаниях, которые не удается выявить в свободной беседе.
Проводя методику можно выбрать устный вариант исследования. Ученикам зачитываются 25 незаконченных предложений, некоторые из которых приведены ниже:
— Больше всего я люблю, когда учитель.
Ответы учеников оцениваются с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения:
— личностно-значимые деятельности учащихся (учение, игра, труд и т.д.);
— личностно-значимые для учащихся субъекты (учителя, одноклассники, родители);
— знак отношения учащихся к учению (положительное, отрицательное, нейтральное);
— отношение к учебным предметам.
Из проведенного исследования можно увидеть, что у мальчиков преобладает учебная мотивация больше чем у девочек. Это может быть связанно с тем, что на данный момент нашему поколению свойственен процесс акселерации, ускоренного темпа физического и полового развития, что так же возможно сказывается и на умственном развитии. На учебу обоих гендеров влияет их предпочитаемая, значимая деятельность и отношение важных людей: учителя, одноклассники, родители.
В соответствии с методикой можно определить один из пяти уровней мотивации.
I – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием учебно-познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять школьные требования. Они добросовестны и ответственны, переживают за отметки и замечания учителя.
II – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Данный уровень мотивации является средней нормой.
III – положительное отношение к школе, но больше привлекает внеучебная деятельность.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями и учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
IV – низкая школьная мотивация.
Ученики посещают школу неохотно. На уроках часто отвлекаются. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
V – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Такие ученики могут проявлять агрессивное поведение, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у таких детей отмечаются нарушения нервно-психического здоровья //21//.
Таким образом, проблема мотивов, их изучения и развития является достаточно сложной в силу неоднозначности существующих теоретических подходов к ее раскрытию в психологии. Развитие мотивов учебной деятельности происходит в процессе обучения, организуемом учителем. Следовательно, необходимо реализовать условия, обеспечивающие развитие учебно-познавательных мотивов школьников.
Особенности формирования мотивов учебной деятельности школьников
Учебная мотивация школьников различного возраста проявляется по-разному. Для того чтобы выяснить специфику мотивов учебной деятельности у школьников различных возрастов, нам нужно соотнести их с особенностями каждого возраста.
В педагогике выделяют три периода: младший школьный возраст (7—10 лет, ученики начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10—15 лет, ученики 5—9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15—17 лет, ученики 10—11 классов). Для каждого возраста учебная мотивация будет иметь свои отличительные особенности //2, c.13//.
Младший школьный возраст отличается тем, что ребенок впервые вовлекается в новую для него деятельность, важную не только для него самого, но и для окружающих его людей. К концу дошкольного возраста, как правило, у детей формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе.
Она выражается в желании ребенка ходить в школу (носить школьную форму, портфель), включиться в новую деятельность-обучение. Однако, кроме этого, существует объективная готовность к обучению в школе, определенный уровень интеллектуального развития, а также сформированность навыков и умений, с которыми ребенок приходит в школу.
Главнейшими педагогическими приёмами в работе с младшими школьниками являются творческие игры. В таких играх реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Мы можем проследить динамику формирования учебных мотивов от первого к четвёртому классу, и здесь получается следующее. Вначале у младших школьников преобладает интерес к внешней стороне нахождения в школе (нахождение за партой, ношение школьной формы, рюкзака и т. д). Далее возникает интерес к первым результатам своего школьного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и только после этого – к учебному процессу, а еще позднее — к способам получения знаний //4, c.78//.
Падение интереса к обучению происходит более заметно в тех классах начальной школы, где существует установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность ученика носит воспроизводящий, подражательный характер. Другими словами, ученики младших классов выражают интерес к тем заданиям, где есть возможность проявить инициативу и самостоятельность в действиях. В этом возрасте школьники отдают предпочтение более сложным заданиям.
К концу младшего школьного возраста у учащихся нужно сформировать учебно-познавательную мотивацию-интерес не только к новым знаниям и закономерностям, но и к способам получения новых знаний. Воспитание этой мотивации нужно для подготовки учащихся к переходу в среднее звено школы.
Учебная мотивация является психологической характеристикой человека, которая находит выражение во внешних действиях, в отношении личности к окружающей действительности, к разным видам деятельности, интересам. Учебная деятельность без мотива становится неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, будет зависеть его усилия, которые он использует в школьном обучении //5, с.37//.
Первый год в школе нужно считать важнейшим звеном всего общего образования, это «пропедевтический» этап, который будет выполнять важные задачи в дальнейшем развитии младшего школьника:
– на этом этапе закрепляется начальная мотивация;
– осуществляется самооценка ребенком себя как субъекта новой для него деятельности – обучения, а также формируются психологические качества младшего школьника, определяющие его характер и поведение;
– формируется учебно-познавательная деятельность как основа всего последующего обучения в школе, происходит развитие и обогащение речевой деятельности школьника;
– формируются умения сотрудничества и коллективизма в школьной деятельности, опыт общения с учениками и с учителем.
Таким образом, учебная мотивация в младшем школьном возрасте развивается динамично. Познавательные мотивы проявляются в виде интереса к способам приобретения знаний, к дополнительным знаниям по тем или иным вопросам. Такие школьники понимают причины важности обучения в школе, ожидают похвалы от учителя и родителей. При верной организации учебной деятельности у школьников формируется умение самостоятельно определять свои задачи и достигать их. У обучающихся с замедленным процессом развития гораздо дольше сохраняется игровая мотивация, в связи с этим с трудом формируются учебные интересы и понятия нужного. У большинства школьников нет интересов, связанных со школой, ответственности к выполнению заданий. Такие учащиеся, достигая школьного возраста, продолжают оставаться в кругу дошкольных интересов. У них как бы сохраняются мотивы деятельности, характерные для детей дошкольного возраста, в частности, игровой мотив. Успешно выполняются задания, которые связаны непосредственно с игрой. Для детей с замедленным процессом развития в целом характерность бедность учебной мотивации. Учебные интересы, поддерживающие положительное отношение к учению, менее содержательны, чем у нормально развивающихся детей. Зачастую у этих детей значимым мотивом становится мотив избегания неудачи //3, c.109//.
Следовательно, на мотивацию влияет много факторов: интерес к предмету, осознание его важности, стремление к успеху, уверенность и чувство собственного достоинства, настойчивость и терпение, в конце концов – отношение к учителю. И, конечно же, не все школьники ориентированы на ценности, они имеют различные потребности и желания, важнейшими среди которых являются: потребность ученика задавать вопросы и искать на них ответы; потребность в самовыражении, которая выражается на знаниях, умениях, навыках; потребность в сравнении себя с другими и стремление к самосовершенствованию; потребность в социальных связях; потребность в стремлении к стабильности и самозащите; физиологические потребности.
При рассмотрении учебных мотивов старшеклассников необходимо обратить внимание на их возрастные особенности. Старший школьный возраст – это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников. Однако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми, а наоборот, усиливает его.
Смысл учения для каждого школьника определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников). Благодаря этому уже до начала обучения у ребенка складывается определенное представление об учебной деятельности. Смысл складывается из следующих моментов: осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; понимание значимости учения лично для себя.
Известно, что реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей. Способность к целеполаганию, в свою очередь, является одним из волевых компонентов мотивационной составляющей обучающегося. Эта способность в будущем ляжет в основу целеполагания в профессиональной деятельности.
Общие рекомендации педагогам по формированию положительных мотивов учения у старшеклассников //13, с.4//:
1) Очень важно не забывать про фундаментальные принципы дидактики, т.к. мотивация обучающихся в любом возрасте во многом зависит от умения педагога правильно организовать учебный процесс: принципы природосообразности (учет возрастных особенностей ребенка и реальных его возможностей); культуросообразности («связь с жизнью»); целостности (комплексное планирование целей обучения); доступности (учет особенностей уровня развития учащихся); ситуационности (зависимость процесса обучения от внешних обстоятельств); сознательности и активности учащихся; научности (связь между содержанием науки и учебным предметом); систематичности и последовательности (логическое построение содержания образования); прочности (выбор наиболее эффективных форм обучения) и наконец, наглядности (применение иллюстрационного материала), важность которого обосновывал К.Д. Ушинский, а Я.А. Коменский считал его «золотым правилом дидактики».
2) использовать коллективные и групповые формы работы, создавая ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности;
3) целенаправленно эмоционально стимулировать обучающихся на уроке, предупреждая опасные для обучения ощущения скуки, монотонности посредством включения разных видов деятельности: например, проектной;
4) использовать проблемные ситуации, дискуссии, метод «мозгового штурма»;
5) создавать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, стремясь исключить страх старшеклассника перед риском ошибиться, забыть;
6) создавать ситуации успеха, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки;
7) важно верить в возможности обучающегося, это формирует у него уверенность в себе и чувство ответственности и долга;
8) необходимо помогать старшеклассникам становится ответственными за удачи и промахи, организовывать рефлексию и обратную связь во время урока;
9) важно не забывать, что в этом возрасте старшекласснику необходимо самореализоваться, выбрать свою дорогу в будущее, и педагог должен поддержать его сделать этот непростой шаг.
Высокая учебная мотивация формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствует жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формируется не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
Таким образом, необходима комплексная работа педагогов и родителей, обучающихся для достижения более эффективного результата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной работы были, рассмотрены, мотивы учебной деятельности школьников из этого следует, что понятие мотивация трактуется по-разному, так, например, в психологическом словаре термин «мотивация» определяется как «совокупное действие многих внутренних и внешних факторов». В психологическом словаре В.Б. Шапарь «мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность». Л.И. Божович определяет мотив как «то, ради чего осуществляется деятельность». Поэтому в качестве мотивов могут выступать интересы, ценности, идеалы человека. Мотив – это то, что побуждает людей к действиям, это интерес человека к чему-либо.
Существует несколько составляющих учебной мотивации, но познавательные и социальные мотивы являются значимыми для определения уровня ее сформированности. Важное место в младшем школьном возрасте занимает интерес, характерный своими особенностями, которые проявляются и сохраняются лишь в процессе активного взаимодействия обучающихся с педагогом. Проблема мотивов, их изучения и развития является достаточно сложной в силу неоднозначности существующих теоретических подходов к ее раскрытию в психологии. Развитие мотивов учебной деятельности происходит в процессе обучения, организуемом учителем. Следовательно, необходимо реализовать условия, обеспечивающие развитие учебно-познавательных мотивов школьников.
Таким образом, учебная мотивация школьников различного возраста и пола проявляется по-разному. Для того чтобы выяснить специфику мотивов учебной деятельности у школьников различных возрастов и полов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста. Учебная мотивация в младшем школьном возрасте развивается динамично, познавательные мотивы проявляются в виде интереса к способам приобретения знаний, следовательно, на мотивацию влияет много факторов: интерес к предмету, осознание его важности, стремление к успеху, уверенность и чувство собственного достоинства, настойчивость и терпение, в конце концов – отношение к учителю. Реализация мотивов старшеклассников зависит от умения школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Таким образом, необходима комплексная работа педагогов и родителей, обучающихся для достижения более эффективного результата.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности/ Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа, 2018. – № 7.
Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов вузов / Н. Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2014.
Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – М. Издательство ПСТГУ, 2018.
Дубровина, И.В. Руководство практического психолога / И. В. Дубровина. – М.: издательский центр АКАДЕМИЯ, 2012.
Е.П. Ильин. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 2013.
Е.П. Ильин. Пол и гендер. С-Пб.: Питер, 2010.
Зыкова Ю. Г. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников. // Махачкала, 20 марта 2016 г. НИЦ.
И.С. Клёцина Гендерная психология и направления ее развития. Практикум по гендерной психологии. СПб.: Питер, 2013.
Квинн В. Прикладная психология / В. Квинн. – СПб.: Питер, 2017.
Л.А. Карпенко, А.В. Петровский. Психология развития. Психологический лексикон. М.: ПЕР СЭ, 2005.
Л.Н. Лебедева. Формирование мотивов учения у старшеклассников. // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». №1(12). Январь 2017.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 1 / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя /А.К. Маркова. – М.: ИНФРА-М; Норма, 2016.
Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984.
Н.А. Государев. Психодиагностика. Методологии и методики исследования психологических типов. Осъ., 2017.
Новейший психологический словарь / Под ред. В. Б. Шапарь, В. Е. Рассоха, О. В. Шапарь. – Ростов н/д.: Феникс, 2016.
Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200100907.
Редькина Л. А. Стимулирование и мотивация учебной деятельности. // CONTINUUM. Математика. Информатика. Образование. 2017. №3.
Ромашова М.С. Мотивация учения младшего школьника // Развитие концепции Я и самости субъекта в динамике социально-экономических преобразований России. – М., 2016.