классно урочную систему обучения разработал
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА
Класс на протяжении длительных периодов обучения (одного года или нескольких лет) сохраняет свой состав. Класс работает в соответствии с постоянным расписанием, составленным на основе учебного плана, уроки начинаются в одно и то же время и длятся одинаковые промежутки времени (обычно 40-45 мин). Ведущая роль на уроке принадлежит учителю. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты.
Исторически классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповым системам. Утверждение классно-урочной системы обучения связывают с деятельностью страсбургской школы И. Штурма (1538 год). Классно-урочная система обучения была принята также в иезуитских школах и коллегиях. В 1520-1530 годах применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии. Теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения дал Я. А. Коменский..
В XVI веке классно-урочная система обучения применялась в братских школах Украины и Белоруссии; во 2-й половине XVIII века широко распространилась в школах России. Развитие классно-урочной системы обучения в России в XIX веке связано главным образом с трудами К. Д. Ушинского.
Среди достоинств классно-урочной системы обучения выделяются: чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность и возможность планирования всего учебно-воспитательного процесса; простота управления познавательной деятельностью учеников, формирование устойчивой обратной связи, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся; экономичность обучения, связанная с тем, что учитель работает одновременно с достаточно большой группой учеников; удобство нормативного регулирования органами управления образованием деятельности учителя и осуществления контроля качества школьного образования.
Недостатками классно-урочной системы обучения являются: ориентация на среднего ученика, что задерживает развитие способностей одарённых учащихся и создаёт психологический дискомфорт для менее способных; трудность учёта индивидуальных особенностей учащихся, организации индивидуальной работы с ними на уроке.
Классно-урочная система обучения не предоставляет достаточно возможностей для общения учащихся одного класса между собой, а также учащихся разного возраста. На уроке ученики не имеют возможности обучаться в своём собственном темпе, глубоко погрузиться в изучение материала, так как урок имеет определённую длительность и в условиях классно-урочной системы обучения происходит частая смена учебных предметов в течение учебного дня.
В истории образования было много попыток совершенствования классно-урочной системы обучения. В 1791-1798 годах священник Англиканской церкви Э. Белл (1753-1832 годы) и учитель Дж. Ланкастер независимо друг от друга разработали белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. В конце XIX века в США появилась так называемая батовская система обучения, сочетающая коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками. Одновременно в Европе была создана мангеймская школьная система.
Совершенствование классно-урочной системы обучения ведётся в направлении дополнения уроков проектной деятельностью учеников, широкого использования дискуссий, групповой работы на уроке, практикумов. В старших классах также привлекаются элементы лекционно-семинарской системы. Широко используется самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в том числе электронными.
Классно-урочная система обучения
Полезное
Смотреть что такое «Классно-урочная система обучения» в других словарях:
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — КЛАССНО УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ. Организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок, а содержание обучения в каждом классе… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — организация учебных занятий в школе, при которой обучение проводится с классом учащихся по разработанным учебным программам школьных предметов и твердому расписанию, а основной формой занятий является урок. Сложилась с 16 в., впервые научно… … Большой Энциклопедический словарь
Классно-урочная система обучения — Классно урочная система обучения преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие… … Википедия
классно-урочная система обучения — организация учебных занятий в школе, при которой обучение проводится с классом учащихся по разработанным учебным программам школьных предметов и твёрдому расписанию, а основной формой занятий является урок. Сложилась с XVI в., впервые научно… … Энциклопедический словарь
классно-урочная система обучения — klasės ir pamokos mokymo sistema statusas T sritis švietimas apibrėžtis Istoriškai susiformavusi mokymo tvarka, kai per pamoką frontaliai mokoma pastovi ir amžiumi bei išsilavinimu panaši mokinių grupė. Ši mokymo sistema pradėjo formuotis XVII a … Enciklopedinis edukologijos žodynas
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения — организация уч. процесса, при к рой учащиеся группируются в отд. классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Осн. формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется уч. планами и программами. Уроки проводятся… … Российская педагогическая энциклопедия
Классно-урочная система( обучения) — организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Осн. формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и… … Педагогический терминологический словарь
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — организация учебного процесса, при к рой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе… … Педагогический словарь
Классно-урочная система обучения — организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА — форма обучения, предусматривающая работу педагога с группами учащихся установленного и постоянного состава (классами). В течение академического часа, именуемого уроком, педагог осуществляет контроль освоения предыдущего материала, сообщает новые… … Профессиональное образование. Словарь
Классно урочную систему обучения разработал
|
Создателем современной классно-урочной системы обучения считается Ян Амос Коменский, а время её создания – приблизительно середина XVII века. Однако путь педагогической мысли к такой организации учебного процесса начался задолго до этого.
Вполне узнаваемые признаки классно-урочной системы в Европе обнаруживаются уже в XIV веке в опыте Джона Сила, который руководил начальной школой в Цволле (Голландия, 1374 г.). Дж. Сил ввел деление учащихся на классы и единый порядок перевода в следующий класс. Им было организовано обучение на родном языке, что в XIV в. уже само по себе было новшеством, так как обучение в то время обычно велось по-латыни.
Ещё больше признаков современной классно-урочной системы мы находим в педагогическом опыте Иоганнеса (Иоганна) Штурма (1507-1589). В 1538-1567 гг. Штурм возглавлял протестантскую гимназию в Страсбурге (Франция), а в 1567-1581 гг. – академию, в которую была преобразована эта гимназия. В ней обучалось около 600 гимназистов. Штурм разделил их на классы по годам обучения (сначала 7 лет, потом срок обучения был увеличен до восьми лет). Если в классе оказывалось много учеников, то класс делился ещё на группы по 10 человек во главе со старшим учеником (прообраз белл-ланкастерской системы, которая появилась в конце XVIII – начале XIX вв.).
Штурм чётко разграничил учебные предметы, и на одном уроке изучался один конкретный предмет. Он впервые детально разработал и применил единый учебный план. Фактически систему обучения Штурма уже можно назвать классно-урочной, поскольку в ней присутствуют все основные признаки такого обучения. Однако обучение велось на латинском языке, и только на основе «классических» произведений. Поэтому дети поступали к нему учиться лишь после определённой подготовки, которая обычно занимала два года.
Интересно, что создатели массового обучения принадлежали к неортодоксальным направлениям христианской религии.
Дж. Сил являлся членом христианского «Союза братьев совместной жизни». (Это объединение было прогрессивным. Например, только в Голландии «братья совместной жизни» основали около шестидесяти типографий, обеспечивавших книгами всех учеников.)
И. Штурм руководил протестантской школой и академией, весьма нетипичной для католической Франции.
Я.А. Коменский был епископом Чешскобратской церкви (религиозно-политического объединения «моравские братья»), которая выступала против власти Рима. Известно, что в школах, которые действовали в общинах «моравских братьев» («братских школах»), ещё до Коменского существовали элементы организованного систематического обучения. Поэтому идея оптимальной организации всего учебного процесса по единому плану была для него вполне естественной и очевидной.
Классно-урочная система обучения
Утверждение классно-урочной системы обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538). В дальнейшем теоретическое обоснование системе дал Я. А. Коменский; впоследствии система была развита и дополнена К. Д. Ушинским.
Основные признаки классно-урочной системы обучения:
* все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;
* содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;
* учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;
* для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;
* по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);
* изучение определённого учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;
определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.Термин «классно-урочная система» впервые ввел российский ученый Милослав Александрович Балабан. Впервые книга была опубликована в 1992 году в газете «Первое сентября». В ней автор проанализировал историю возникновения классно-урочной системы и предложил противопоставить ей систему «школа-парк», в которой одновозрастные классы, обязательные уроки и программы заменяются парк-студиями, открытыми для детей разных возрастов.
Классно-урочная система обучения является одним из проявлений группового способа обучения — общественно-исторической формации организации обучения, которая доминирует в мире в течение нескольких веков.Системой обучения, отличной от классно-урочной, является создаваемая в настоящее время система коллективного обучения по индивидуальным программам.
Классно-урочная система Я. А. Коменского
Ян Амос Коменский – это знаменитый педагог, философ и писатель из Чехии, который оставил после себя работы по педагогике, которые по сей день являются основополагающими для научной теории и практики. Основной мыслью работ автора является постоянное совершенствование общества через совершенствование отдельных его членов. Причем совершенствование в первую очередь должно касаться духовности и характера человека.
Часть работ Я.А Коменского носит богословский характер, часть же посвящена сугубо вопросам педагогики. Педагогические идеи исследователя стали основой для создания и развития системы воспитания.
В большинстве работ по педагогике автор обобщил передовые идеи ведущих педагогов своего времени, ввел и обосновал ряд педагогических положений, активно связывал учебную деятельность с домашней и общественной работой человека. Все свои идеи Коменский активно подкреплял примерами из собственного опыта взаимодействия с подрастающим поколением.
Педагог был уверен, что в деле воспитания детей должны срабатывать законы природы, а вся школьная работа должна быть природосообразной. На основе этого убеждения Коменский предложил собственный метод обучения, а также предложил ряд показателей, которые могли применяться для оценки работы педагога и его подопечных. Свои идеи автор изложил в большом количестве сочинений, наиболее полным из которых является «Великая дидактика».
Требования к организации учебного процесса
Основные требования Коменского к организации учебного процесса следующие:
Фактически, Коменский внедрил в учебный процесс принцип наглядности, который активно используется педагогами по сей день. А его идея двигаться от простого к сложному и от частного к общему стала альтернативой главенствующим в то время схоластическому подходу к обучению. Все это создало условия для развития у детей интереса к обучению.
Важное значение исследователь придавал дисциплине как со стороны учеников, так и со стороны преподавателей, важности учебного труда и развития навыков самообслуживания, учете уровня развития ребенка и имеющихся у него знаний. Если методы, которые использует преподаватель, соответствуют уровню учащихся, у последних будет развиваться интерес к познанию мира.
Начиная с работ Коменского стало меняться отношение к среднему учебному заведению. Если раньше здесь давали необходимый минимум знаний, то теперь школа стала местом формирования личности.
Формы организации обучения, предложенные Коменским, до сих пор дают мощные импульсы для развития европейского общества, являются актуальными и востребованными.
Обоснование классно-урочной системы
Я.А. Коменский был одним из первых, кто стал рассматривать урок как форму организации обучения в школе. Он обосновал и применил классно-урочную систему обучения, доказал ее целесообразность и эффективность.
До этого основной формой работы была индивидуальная работа учителя и ученика. Такая форма организации имела свои очевидные плюсы:
Коменский предложил новую форму работы, которая предполагала:
Школьный режим, существующий в то время, а также индивидуальную работу с учеником автор подвергал резкой критике. Педагог ввел новые правила классно-урочной системы, согласно которым:
Согласно рекомендациям Коменского, на каждом из уроков 25 % времени должно отводиться на изучение нового материала, а оставшиеся 75 % времени на выполнение упражнений. Фактически, это комбинированный тип урока, который используется в работе педагога чаще прочих.
Автор рекомендовал делить урок на 3 основные части:
По мнению Коменского домашние задания не должны быть трудоемкими, так как самостоятельная работа у ребенка может вызывать затруднения, вызывать сложности в изучении нового материала. Роль домашнего задания свелась к быстрому повторению пройденного материала и закреплению материала.
Именно с работ Я.А. Коменского начала свое развитие дидактическая система классно-урочного обучения, что составило богатое педагогическое наследие современной теории и практики.