классно урочную систему обучения научно обосновал
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА
Класс на протяжении длительных периодов обучения (одного года или нескольких лет) сохраняет свой состав. Класс работает в соответствии с постоянным расписанием, составленным на основе учебного плана, уроки начинаются в одно и то же время и длятся одинаковые промежутки времени (обычно 40-45 мин). Ведущая роль на уроке принадлежит учителю. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты.
Исторически классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповым системам. Утверждение классно-урочной системы обучения связывают с деятельностью страсбургской школы И. Штурма (1538 год). Классно-урочная система обучения была принята также в иезуитских школах и коллегиях. В 1520-1530 годах применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии. Теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения дал Я. А. Коменский..
В XVI веке классно-урочная система обучения применялась в братских школах Украины и Белоруссии; во 2-й половине XVIII века широко распространилась в школах России. Развитие классно-урочной системы обучения в России в XIX веке связано главным образом с трудами К. Д. Ушинского.
Среди достоинств классно-урочной системы обучения выделяются: чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность и возможность планирования всего учебно-воспитательного процесса; простота управления познавательной деятельностью учеников, формирование устойчивой обратной связи, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся; экономичность обучения, связанная с тем, что учитель работает одновременно с достаточно большой группой учеников; удобство нормативного регулирования органами управления образованием деятельности учителя и осуществления контроля качества школьного образования.
Недостатками классно-урочной системы обучения являются: ориентация на среднего ученика, что задерживает развитие способностей одарённых учащихся и создаёт психологический дискомфорт для менее способных; трудность учёта индивидуальных особенностей учащихся, организации индивидуальной работы с ними на уроке.
Классно-урочная система обучения не предоставляет достаточно возможностей для общения учащихся одного класса между собой, а также учащихся разного возраста. На уроке ученики не имеют возможности обучаться в своём собственном темпе, глубоко погрузиться в изучение материала, так как урок имеет определённую длительность и в условиях классно-урочной системы обучения происходит частая смена учебных предметов в течение учебного дня.
В истории образования было много попыток совершенствования классно-урочной системы обучения. В 1791-1798 годах священник Англиканской церкви Э. Белл (1753-1832 годы) и учитель Дж. Ланкастер независимо друг от друга разработали белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. В конце XIX века в США появилась так называемая батовская система обучения, сочетающая коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками. Одновременно в Европе была создана мангеймская школьная система.
Совершенствование классно-урочной системы обучения ведётся в направлении дополнения уроков проектной деятельностью учеников, широкого использования дискуссий, групповой работы на уроке, практикумов. В старших классах также привлекаются элементы лекционно-семинарской системы. Широко используется самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в том числе электронными.
Классно урочную систему обучения научно обосновал
|
Создателем современной классно-урочной системы обучения считается Ян Амос Коменский, а время её создания – приблизительно середина XVII века. Однако путь педагогической мысли к такой организации учебного процесса начался задолго до этого.
Вполне узнаваемые признаки классно-урочной системы в Европе обнаруживаются уже в XIV веке в опыте Джона Сила, который руководил начальной школой в Цволле (Голландия, 1374 г.). Дж. Сил ввел деление учащихся на классы и единый порядок перевода в следующий класс. Им было организовано обучение на родном языке, что в XIV в. уже само по себе было новшеством, так как обучение в то время обычно велось по-латыни.
Ещё больше признаков современной классно-урочной системы мы находим в педагогическом опыте Иоганнеса (Иоганна) Штурма (1507-1589). В 1538-1567 гг. Штурм возглавлял протестантскую гимназию в Страсбурге (Франция), а в 1567-1581 гг. – академию, в которую была преобразована эта гимназия. В ней обучалось около 600 гимназистов. Штурм разделил их на классы по годам обучения (сначала 7 лет, потом срок обучения был увеличен до восьми лет). Если в классе оказывалось много учеников, то класс делился ещё на группы по 10 человек во главе со старшим учеником (прообраз белл-ланкастерской системы, которая появилась в конце XVIII – начале XIX вв.).
Штурм чётко разграничил учебные предметы, и на одном уроке изучался один конкретный предмет. Он впервые детально разработал и применил единый учебный план. Фактически систему обучения Штурма уже можно назвать классно-урочной, поскольку в ней присутствуют все основные признаки такого обучения. Однако обучение велось на латинском языке, и только на основе «классических» произведений. Поэтому дети поступали к нему учиться лишь после определённой подготовки, которая обычно занимала два года.
Интересно, что создатели массового обучения принадлежали к неортодоксальным направлениям христианской религии.
Дж. Сил являлся членом христианского «Союза братьев совместной жизни». (Это объединение было прогрессивным. Например, только в Голландии «братья совместной жизни» основали около шестидесяти типографий, обеспечивавших книгами всех учеников.)
И. Штурм руководил протестантской школой и академией, весьма нетипичной для католической Франции.
Я.А. Коменский был епископом Чешскобратской церкви (религиозно-политического объединения «моравские братья»), которая выступала против власти Рима. Известно, что в школах, которые действовали в общинах «моравских братьев» («братских школах»), ещё до Коменского существовали элементы организованного систематического обучения. Поэтому идея оптимальной организации всего учебного процесса по единому плану была для него вполне естественной и очевидной.
Статья «История развития классно-урочной системы».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Преподаватель истории и обществознания
ЧПОУ МК «Авиценна» г.Ставрополь
История развития классно-урочной системы.
Классно-урочная система обучения — это основная в современном образовании и широко распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий, учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие группы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (например — учебного года), причём, все учащиеся работают над изучением одного и того же материала. Главной формой обучения при этом является урок.
Урок – это форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных учебных заведениях. Характеризуется она определенным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени.
В конце XVI— начале XVIII вв. в связи с активным развитием экономики, появлением и развитием фабрик, возникла необходимость перехода от индивидуального обучения детей к массовым его формам. Тогда начала развиваться школьная система. В то время она была в зачаточном состоянии, но скрывала в себе возможность дальнейшего развития. Эта система давала возможность одному учителю одновременно обучать большое количество учащихся одинакового возраста и уровня подготовки.
В XVII в. классно-урочная система получила признание, а в XIX в. стала основной в организации школьного обучения во многих странах.
На рубеже XVIII —XIX вв. в Англии возникла потребность в квалифицированных рабочих и специалистах. Возросло внимание к развитию массового образования. Препятствием же стала нехватка преподавателей. Тогда появляется система взаимного обучения. Способные ученики обучались утром сами, а во второй половине дня учили по инструкции преподавателя других детей. Так одномоментно училось до 300 человек. Но и уровень обучения был низким. Начался поиск новых путей решения проблемы.
В начале ХХ века в США стала применяться система индивидуализированного обучения – лабораторная система обучения. Занятия шли индивидуально по заданиям учителя в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, библиотеках. Новый материал вообще не объяснялся. Учитель был только организатором учебной работы и помощником. Результат – низкий уровень обучения. Система не закрепилась.
Следующей новинкой в начале ХХ века стал американский «метод проектов». Учебная работа сводилась к практической работе. Ученики не получали глубоких, научных, не было и воспитательного результата.
Университеты сформировали лекционно-семинарскую систему получения знаний. Она основана на опыте учебно-познавательной деятельности.
В российских школах классно-урочная система стала внедряться в сферу образования в последней четверти XVIII в. В этом же веке она была признана главной.
В конце XIX – начале XX вв. в классно-урочной системе обнаружились серьезные недостатки. В их числе классификация учащихся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и др. Объединять учеников по способностям не так-то и просто: гуманные соображения делают затруднительным отбор детей. Не существуют критерии определения уровня развития способностей учеников. Практически неизбежно нарушается однородность состава класса.
В 1920 е годы в СССР некоторые педагоги старательно переносили форму лабораторных работ на советскую почву. Здесь в 20-е годы ХХ века подобная система носила название бригадно-лабораторного метода. В ней наблюдалось соединение коллективной работы с бригадной (5-6 учеников). Как правило, активно работала ограниченная группа, а оценку получали все. Урок разрушался. Поэтому в 1932 году применение лабораторно-бригадной, как не оправдавшей себя, системы резко сократилось.
Учитель сам отстранялся на длительное время от непосредственного руководства постоянной группой учащихся. Работа здесь выполнялась учащимися коллективно по бригадам.
Не имея правильного и систематически осуществляемого руководства со стороны учителей, большинство учащихся не овладевало нужными знаниями. Было решено, что «Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок».
За годы развития школы в СССР накопился большой опыт в использовании классно-урочной системы. Она способствовала и до сих пор способствует реализации целей и задач в образовании и воспитании. Урок по сравнению с другими формами работы дает возможность обеспечивать качество знаний, уровень успеваемости и дисциплины учащихся. Идет интеллектуальное развитие, формируются мировоззрение и характер ученика. Урок имеет целостность, полноту и завершенность. В то же время урок лишь составной элемент связанного целого – процесса изучения предмета с общей целью, задачами и содержанием.
Уроки должны включать в себя также работу по повторению пройденного и по проверке знаний учащихся. Весь ход работы на уроках должен соответствовать принципам обучения, которые являются для учителя неуклонным руководством к действию. На уроках должны применяться разнообразные методы обучения, к выбору которых учитель обращается не случайно, а в соответствии с содержанием работы и дидактическими целями, с учётом возрастных особенностей учащихся и других условий.
Так, ученики младших классов не могут подолгу концентрироваться на чем-то одном в силу возрастных особенностей. Материал изучается легкий, простотой. Учитель быстро меняет виды деятельности, урок состоит из всех известных этапов: проверка знаний, объяснение нового материала, повторение, закрепление (комбинированный урок).
Ученики средних классов (V—VII классы) дольше могут сосредотачиваться, поэтому объяснение учителя может быть долгим. Можно провести самостоятельную работу, закрепить новую тему, проверить знания, провести эвристическую или повторительную беседу.
Старшеклассники (VIII—X классы) чаще работают над каким-то одним видом деятельности: изложением нового материала (например в форме школьной лекции учителя), повторением пройденного (например в форме докладов учащихся), самостоятельным работам, требующим применения полученных знаний (например сочинениям, лабораторным работам и т.д.). Их нужно учить вниманию на занятиях и прививать способность не отвлекаясь, плодотворно заниматься все время урока, будь то изучение нового материала, практическая самостоятельная работа или обсуждение выступлений товарищей.
Классно-урочная система весьма успешно применялась до сих пор и в советской, и в российской школе. Она настолько хороша и полезна, сочетаема с другими системами, что ее очень трудно заменить в общеобразовательной школе.
С середины 60-х гг. прошлого века в учебном процессе появляется производственная практика учащихся, в том числе и на промышленных, сельскохозяйственных предприятиях; экскурсии, в том числе производственные; занятия в кружках, практикумы, семинары и пр.
Сегодня методисты, преподаватели ведут постоянные поиски путей совершенствования урока истории. Видят они достижение этого результата через разнообразие структуры урока. Учет особенности педагогического процесса именно в этом классе в сочетании с учетом общих закономерностей обучения дает замечательный результат.
Учитель проводит всеобъемлющий анализ программы обучения в целом и каждого курса в отдельности, осваивает содержание предлагаемых учебников.
Методика, соответствующая содержанию темы, позволяет усложнять занятия от урока к уроку и делать обучение развивающим. Поурочный план – это педагогическая модель урока. В нем отражается коммуникация учителя и учеников: вопросы и возможные ответы на проблемные задания, обсуждение заданий и общего вывода по окончании урока.
Классно урочную систему обучения научно обосновал
Вы много знаете таких творцов? А в области педагогики?
Когда сегодня критикуют классно-урочную систему, то чаще всего у критикующих в головах сидит картинка, где ребенок – раб учителя.
На стене висит портрет Сталина, а садистка Марь Иванна ненавидящим взором глядит на класс с целью «кого бы ударить линейкой по пальцам?».
И это – представление человека, который понятия не имеет о том, что такое классно-урочная система Я.А. Коменского.
А ее принципы просты и эффективны. Потому и продержались более 400 лет.
1. От практики к теории. Сначала ребенок глядит на предмет и щупает его тактильно. И только потом начинает его описывать словесно.
Сегодня у нас в школе все происходит с точностью до наоборот.
2. Постепенность. Образовательный процесс должен быть понятным и постепенным: от простого к сложному, от отдельных явлений и предметов – к процессам.
От ближнего к дальнему, от объемного – к плоскому.
Что из этого нельзя использовать сегодня?
3. Никакой схоластики. В своей «Великой дидактике» он всячески обличает схоластические, оторванные и от реальности, и от особенностей детского возраста методы обучения «вообще».
Только четко сформулированная цель, как конечная, так и поурочная.
Сегодняшняя наша школа – как раз «оторванная от реальности» и схоластическая по своей сути.
4. Понятная и предсказуемая среда. Ребенок нормально развивается только в понятной и предсказуемой среде.
А этого можно достичь только с помощью распорядка дня и четких правил поведения. Которые обязаны соблюдать как ученики, так и учителя.
Когда из нашей школы ушли такие инструменты воздействия на неокрепшие детские умы, как оставление на второй год и исключение из школы – мы получили целое поколение ничем неудержимых хамов.
Это – не свобода. Это именно хамство и расхлябанность.
5. Ручной труд. Ребенок до 4–10 лет постигает мир не как взрослый – через зрение и осмысление. Ведущим инструментом познания для него является ручной труд.
Поэтому Коменский учил ребенка преобразовывать пространство вокруг себя посредством создания различных предметов своими руками. От тетрадок до мебели.
6. Индивидуальный подход к ученику – этот принцип сформулировал опять же Коменский.
Повторюсь – индивидуальный, а не массовый, как это принято считать.
Поэтому и прием в школу Коменского происходил круглый год.
7. Урок должен состоять из трех частей: повторения, изучения новой темы и вывода по уроку. 30% времени должно идти на повтор.
Иначе ребенок материал не усваивает. Что здесь устарело и неприменимо сегодня?
8. Домашние задания. Негативное отношение к домашним заданиям – это тоже Коменский.
Домашнее задание – это перекладывание на ребенка того, что учитель не успел сделать в школе.
А сколько наши дети учатся в школе? А сколько они учатся дома? А на дворе – XXI век! И где здесь прогресс?
9. Учитель – это не только источник знаний, но и модератор, и тьютор – это тоже Коменский.
Не верите? Тогда учите матчасть. А конкретнее, «Великую дидактику» Яна Амоса Коменского.
И сравните теперь принципы Коменского с этим ужасом – нашей сегодняшней школой. Которую неучи почему-то называют классно-урочной системой.
Классно урочную систему обучения научно обосновал
Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К.Д. Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию. В каждом уроке К.Д. Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части. Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся целевой установки на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, по мнению К.Д. Ушинского, является необходимым ключом, как бы «дверью» урока. Вторая часть урока направлена на решение основной задачи и является определяющей, центральной частью урока. Третья часть направлена на подведение итогов проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.
Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А. Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся. Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной на протяжении более трехсот лет. Однако уже в конце XIX в. она стала подвергаться критике в связи с распространением догматизма и схоластики в преподавании, низким качеством обучения. Поиски организационных форм обучения, которые заменили бы классно-урочную систему, были связаны преимущественно с проблемами количественного охвата обучающихся и управления учебным процессом.