классы компенсирующего обучения это

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ

Смотреть что такое «КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ» в других словарях:

Классы компенсирующего обучения — см. Задержка психического развития … Педагогический терминологический словарь

Образовательные учреждения Кирово-Чепецка — Содержание 1 Высшее образование 1.1 Филиал ВятГУ 1.2 Филиал ВГГУ … Википедия

Задержка психического развития (ЗПР) — вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ( задержка темпа психического развития ), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально волевой сферы и интеллектуальной… … Педагогический терминологический словарь

Школа № 54 (Тула) — Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 54 включена в состав объектов муниципальной собственности г. Тулы в соответствии с решением 9 ой Сессии 21 го созыва Тульского Областного Совета народных… … Википедия

Академическая задолженность — неудовлетворительный результат аттестации учащегося по к. л. учебной дисциплине за период обучения в течение учебного года. А.з. ликвидируется в течение следующего учебного года. На ступенях начального общего и основного общего образования… … Педагогический терминологический словарь

Образовательные программы — документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. В Рос. Федерации О.п. подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Осн. задачи О.п.: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в … Педагогический терминологический словарь

Слух — способность организма воспринимать звуковые колебания. При посредстве С. происходит речевое общение между людьми, воспринимается речь, другая звуковая информация. Орган С. ухо. В слуховом анализаторе различают 2 отдела звукопроводящий… … Педагогический терминологический словарь

Список школ Москвы — Содержание 1 Классификация 2 Сокращения 3 Прогимназии … Википедия

Школы Москвы — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Источник

Классы компенсирующего обучения

В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.). «

Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 N 333 «Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях»

Смотреть что такое «Классы компенсирующего обучения» в других словарях:

Классы компенсирующего обучения — см. Задержка психического развития … Педагогический терминологический словарь

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ — (коррекционные классы, классы выравнивания) классы для детей с выраженными психическими и физическими отклонениями, создаваемые в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и принципами гуманизации,… … Педагогический словарь

Образовательные учреждения Кирово-Чепецка — Содержание 1 Высшее образование 1.1 Филиал ВятГУ 1.2 Филиал ВГГУ … Википедия

Задержка психического развития (ЗПР) — вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ( задержка темпа психического развития ), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально волевой сферы и интеллектуальной… … Педагогический терминологический словарь

Школа № 54 (Тула) — Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 54 включена в состав объектов муниципальной собственности г. Тулы в соответствии с решением 9 ой Сессии 21 го созыва Тульского Областного Совета народных… … Википедия

Академическая задолженность — неудовлетворительный результат аттестации учащегося по к. л. учебной дисциплине за период обучения в течение учебного года. А.з. ликвидируется в течение следующего учебного года. На ступенях начального общего и основного общего образования… … Педагогический терминологический словарь

Образовательные программы — документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. В Рос. Федерации О.п. подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Осн. задачи О.п.: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в … Педагогический терминологический словарь

Слух — способность организма воспринимать звуковые колебания. При посредстве С. происходит речевое общение между людьми, воспринимается речь, другая звуковая информация. Орган С. ухо. В слуховом анализаторе различают 2 отдела звукопроводящий… … Педагогический терминологический словарь

Список школ Москвы — Содержание 1 Классификация 2 Сокращения 3 Прогимназии … Википедия

Школы Москвы — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Источник

Классы компенсирующего обучения

Смотреть что такое «Классы компенсирующего обучения» в других словарях:

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ — (коррекционные классы, классы выравнивания) классы для детей с выраженными психическими и физическими отклонениями, создаваемые в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и принципами гуманизации,… … Педагогический словарь

Образовательные учреждения Кирово-Чепецка — Содержание 1 Высшее образование 1.1 Филиал ВятГУ 1.2 Филиал ВГГУ … Википедия

Задержка психического развития (ЗПР) — вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ( задержка темпа психического развития ), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально волевой сферы и интеллектуальной… … Педагогический терминологический словарь

Школа № 54 (Тула) — Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 54 включена в состав объектов муниципальной собственности г. Тулы в соответствии с решением 9 ой Сессии 21 го созыва Тульского Областного Совета народных… … Википедия

Академическая задолженность — неудовлетворительный результат аттестации учащегося по к. л. учебной дисциплине за период обучения в течение учебного года. А.з. ликвидируется в течение следующего учебного года. На ступенях начального общего и основного общего образования… … Педагогический терминологический словарь

Образовательные программы — документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. В Рос. Федерации О.п. подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Осн. задачи О.п.: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в … Педагогический терминологический словарь

Слух — способность организма воспринимать звуковые колебания. При посредстве С. происходит речевое общение между людьми, воспринимается речь, другая звуковая информация. Орган С. ухо. В слуховом анализаторе различают 2 отдела звукопроводящий… … Педагогический терминологический словарь

Список школ Москвы — Содержание 1 Классификация 2 Сокращения 3 Прогимназии … Википедия

Школы Москвы — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Источник

Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 N 333 «Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 сентября 1992 г. N 333

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

О КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В целях практической реализации принципа гуманизации общеобразовательного процесса приказываю:

1. Утвердить Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях.

2. Главному управлению реабилитационной службы (Макаров Г.Б.), Главному управлению содержания общего среднего образования (Леонтьева М.Р.) организовать подготовку учебно-методического обеспечения для функционирования классов компенсирующего обучения.

Первый заместитель министра

к Приказу Министерства образования

О КЛАССЕ (КЛАССАХ) КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).

Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в образовательных учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированности психологических (включая общую личностную незрелость) и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т.п.).

Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории обучающихся.

II. Организация и функционирование компенсирующих классов

2.1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, и открываются общеобразовательным учреждением по предложению совета этого учреждения.

2.2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия родителей (лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по результатам проводимой перед поступлением в общеобразовательное учреждение диспансеризации противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низкий уровень готовности к обучению или испытывающие затруднения в их освоении.

Показания к отбору детей в указанные классы определены Рекомендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения (приложение к Примерному положению о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях).

2.3. Компенсирующие классы создаются, как правило, для обучающихся на ступени начального общего образования. Целесообразно, чтобы компенсирующие классы работали в режиме продленного дня. Сроки для освоения программ по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ начального общего образования.

2.4. Отбор детей в компенсирующие классы на основе психолого-педагогического диагностирования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом и оформляется его решением. Психолого-педагогический консилиум создается в образовательном учреждении приказом директора. В состав психолого-педагогического консилиума входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих классов, другие опытные педагоги, педиатр, учитель-логопед, психолог и другие специалисты. Специалисты, не являющиеся работниками данного учреждения, привлекаются для работы в психолого-педагогическом консилиуме на договорной основе.

Психолого-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися.

При наличии соответствующих условий функции психолого-педагогических консилиумов могут осуществляться районными (городскими) психологическими службами, реабилитационными центрами для детей и подростков, психолого-медико-педагогическими консультациями.

2.5. Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится в следующем порядке:

а) организация сбора информации о поступающих в школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению;

б) специальное диагностирование детей с низким уровнем готовности к обучению, ориентированное на определение степени и структуры школьной незрелости и ее вероятных причин;

в) проведение при необходимости сбора дополнительной диагностической информации о детях в период их первичной адаптации в образовательном учреждении (в течение первого полугодия) на основе углубленного экспериментально-психологического исследования, проводимого психологом.

2.7. Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих классах устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. Целесообразны организация дневного сна, двухразовое питание, необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.

2.8. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных предметов в компенсирующих классах, по решению психолого-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным общеобразовательным программам.

2.9. При отсутствии положительной динамики развития в условиях компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направляются на медико-педагогическую комиссию (психолого-медико-педагогическую консультацию) для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения. Указанная дифференциация контингента обучающихся осуществляется в пределах первого года обучения.

2.10. Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказывают методисты районных (городских) методических кабинетов, специалисты институтов повышения квалификации работников образования, институтов усовершенствования учителей.

III. Организация образовательного процесса в компенсирующих классах

3.1. Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.

3.2. Работу с обучающимися в компенсирующих классах проводят учитель, воспитатель, учитель-логопед, психолог. В обязанности учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.

3.3. Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей, отобранных в компенсирующие классы, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям.

Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.

3.4. Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в педагогической карте обучающегося и классном журнале.

IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение компенсирующих классов

4.1. В компенсирующих классах работают учителя и воспитатели (при наличии групп продленного дня), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие, как правило, специальную подготовку для работы по соответствующим программам.

4.2. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися в режиме продленного дня, одновременно с воспитателями, могут привлекаться учителя на условиях дополнительной оплаты. Целесообразность таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-педагогическим консилиумом.

4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися компенсирующих классов привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, на договорной основе.

4.4. Для работы компенсирующих классов в режиме продленного дня оборудуется помещение, приспособленное для занятий, отдыха и дневного сна.

4.5. Дополнительные расходы, связанные с открытием и содержанием компенсирующих классов, могут производиться в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда).

V. Функции руководителей учреждения и учителей компенсирующих классов

5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечивает создание необходимых условий для работы компенсирующих классов, осуществляет контроль за их работой, несет ответственность за комплектование.

5.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует результаты обучения.

5.3. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с психологом заполняют на них педагогические карты.

к Примерному положению

о классах компенсирующего обучения

в общеобразовательных учреждениях

ПО ОТБОРУ ДЕТЕЙ В КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

(разработано НИИ дефектологии РАО)

В классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети «группы риска», не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы). При нормальном интеллектуальном развитии дети «группы риска» на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не обнаруживается нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов, вместе с тем для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.

Перечисленные особенности, но в сочетании с нарушениями памяти, восприятия, мышления характерны для детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза или детей с умственной отсталостью, что является важным критерием в дифференциально-диагностическом плане при решении вопроса о выборе образовательного учреждения для таких детей.

Ведущим в характеристике детей «группы риска» является сниженная работоспособность различной природы: при повышенной утомляемости у соматически ослабленных детей и в связи с расстройствами поведения.

Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:

1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:

а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная астения и др.);

б) церебрастенические состояния (компенсирования и субкомпенсирования, гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития;

в) астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония);

г) астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов.

2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:

а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие);

б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой школы, энурез, энкопрез);

в) психогенное патологическое формирование личности;

г) синдром истинной невропатии;

д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий;

е) синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма;

ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития);

з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности, психастении);

и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия);

к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.

3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.

Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:

а) задержка психического развития церебрально-органического генеза;

в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;

г) наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.

Дети, страдающие различными видами слабоумия, задержкой психического развития, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера.

Источник

Классы компенсирующего обучения

В настоящее время при поступлении в школу около 28% детей имеют хронические заболевания, 45% — фун­кциональные отклонения в физическом и нервно-пси­хическом здоровье. Около 10% детей можно отнести к категории безнадзорных, так как в основном это дети из социально неблагополучных и обездоленных семей и со­циальные сироты (имеющие родителей, лишенных ро­дительских прав). Все они, не имея отклонений в разви­тии, на этапе поступления в школу характеризуются низ­ким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и привыкании к школьным порядкам. Они со­ставляют группу педагогического риска.

Результаты исследований школьной успеваемости по­казывают, что сегодня каждый четвертый ученик испы­тывает трудности в обучении. Исследование функциональ­ной грамотности младших школьников (Н.Г. Авдейчук, 1995) обнаружило, что 42,5% учащихся не могут без ошибок написать предусмотренный государственной про­граммой диктант; 36,7% не овладевают навыком свобод­ного чтения; 25,1% испытывают трудности в счете и ре­шении задач; 30% учащихся начальной школы испыты­вают отвращение к учебе.

Традиционно в массовой общеобразовательной шко­ле главными в педагогической деятельности были вос­питание и обучение без учета реальных детских потреб­ностей и возможностей. Учебный процесс строился с рас­четом на «среднестатистического» ребенка.

До последнего времени дети группы педагогического риска не выделялись в типологическую группу и не по­лучали в системе образования необходимой педантиче­ской помощи. В одних случаях они находились в обычных классах, фактически выпадая из обучения еще на на­чальном его этапе и становясь по мере продвижения по ступеням школьного образования неуспевающими, их оставляли на повторное обучение. В других случаях их пе­реводили в специальные (коррекционные) образователь­ные учреждения VII или VIII вида (школы для детей с ЗПР или умственно отсталых).

классы компенсирующего обучения это. Смотреть фото классы компенсирующего обучения это. Смотреть картинку классы компенсирующего обучения это. Картинка про классы компенсирующего обучения это. Фото классы компенсирующего обучения это классы компенсирующего обучения это. Смотреть фото классы компенсирующего обучения это. Смотреть картинку классы компенсирующего обучения это. Картинка про классы компенсирующего обучения это. Фото классы компенсирующего обучения это классы компенсирующего обучения это. Смотреть фото классы компенсирующего обучения это. Смотреть картинку классы компенсирующего обучения это. Картинка про классы компенсирующего обучения это. Фото классы компенсирующего обучения это классы компенсирующего обучения это. Смотреть фото классы компенсирующего обучения это. Смотреть картинку классы компенсирующего обучения это. Картинка про классы компенсирующего обучения это. Фото классы компенсирующего обучения этоУсловия этих образовательных учреждений не способ­ствовали социализации и не обеспечивали возможно­стей самореализации детей. Как правило, такие подрост­ки отличались отклонениями в поведении и, взрослея, стремились бросить обучение, занимая часто деструктив­ные, а иногда и криминальные социальные ниши.

Диагностирование детей с ЗПР и направление их в кор-рекционные классы может осуществляется только через психолого-медико-педагогические консультации или ме­дико-педагогические комиссии. Однако массовая общеоб­разовательная школа не освободилась полностью от неус­певающих учеников, значительное число которых как раз и составляют дети группы педагогического риска. Иссле­дования и экспериментальная работа Г.Ф. Кумариной и руководимых ею научных и педагогических коллективов позволили вычленить из общей массы школьников детей, испытывающих трудности в адаптировании к школьной среде. Эти дети по состоянию психического здоровья и социального развития находятся как бы в пограничной зоне между нормой и отклонением развития.

В соответствии с законом «Об образовании» и приказом Министерства образования Российской Федерации от 8 сен­тября 1992 г. № 333 педагогические коллективы массовых общеобразовательных школ стали открывать для детей группы педагогического риска и классы компенсирую­щего обучения (педагогической поддержки). Решение об их открытии принимается на педагогическом совете шко­лы и утверждается местными органами образования. Мак­симальное число обучающихся — 15 человек.

Класс может быть сформирован по результатам пред-школьного обследования поступающих в школу детей. Решение о направлении ребенка в класс педагогической поддержки принимает школьная педагогическая комис­сия, в состав которой обязательно входят завуч по на­чальному образованию, школьный врач, психолог, спе­циальный педагог (педагог-дефектолог), логопед или олигофренопедагог.

Практика работы таких классов показала, что лавино­образное их открытие по всей стране происходило во многих случаях без необходимого организационного, методического и кадрового обеспечения, часто только на основе педагогической характеристики учителя клас­са или классного руководителя. Школьные педагогиче­ские комиссии в большинстве случаев не имели в соста­ве необходимых специалистов.

Это привело к тому, что из-за непрофессионального подхода к определению сущности проблем и затрудне­ний каждого ребенка, неверного выбора для него адек­ватной образовательной среды (обычный класс, класс компенсирующего обучения или коррекционный) в од­ном классе оказывались дети с различными отклонения­ми в развитии, в том числе умственно отсталые, с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и пр.

Отсутствие четких и объективных критериев диффе­ренциальной диагностики привело к проблемам, связан­ным с выбором адекватного учебного плана, эффектив­ных форм и методов педагогического воздействия. При отсутствии должного психологического сопровождения массовая общеобразовательная школа испытывает зна­чительные затруднения с правильным комплектованием классов компенсирующего обучения (педагогической поддержки) и коррекционных классов.

Не всегда четко представляют, что эти два вида клас­сов должны быть укомплектованы детьми разных катего­рий. В классы компенсирующего обучения принимаются дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии. Они испытывают трудности из-за соматической ослаб-ленности, быстрой истощаемости и соответственно низ­кой работоспособности.

Классы компенсирующего обучения рекомендуется создавать в основном на этапе получения начального общего образования. При получении основного общего образования классы компенсирующего обучения мо­гут сохраняться или создаваться вновь лишь в особых случаях (например, при поступлении детей беженцев или временных переселенцев и др.).

Открытие классов компенсирующего обучения в обыч­ной средней школе не всегда целесообразно по несколь­ким причинам. Во-первых, если налажены своевремен­ное раннее выявление и ранняя медико-психолого-педа

гогическая диагностика, то уже в детском саду и в на­чальной школе возможно оказание эффективной помо­щи. В этом случае к моменту перехода в среднюю школу трудности обучения и школьной адаптации уже преодо­лены. Во-вторых, внезапный перевод из обычного клас­са в класс компенсирующего обучения нередко являет­ся тяжелой психологической травмой как для ребенка, так и для его семьи. В силу сложившихся в отечествен­ной школе традиций дети и подростки классов коррек­ции и компенсирующего обучения оказываются в пози­ции маргиналов, а у обучающихся в обычных классах нередко формируются по отношению к ним чувство соб­ственного превосходства, неприятие и агрессивность.

Тем не менее особенности современной социальной жизни часто вынуждают создавать в школах такие клас­сы, в том числе из-за притока мигрантов, беженцев и временных переселенцев, чьи дети по разным причинам испытывают значительные трудности в обучении и со­циальном адаптировании.

Проблема обостряется из-за дефицита квалифициро­ванных психолого-педагогических кадров для работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, что за­частую не позволяет организовать специальное психоло­го-педагогическое сопровождение в начальной школе и оказать своевременную помощь нуждающимся в ней де­тям на ранних стадиях обучения.

В учебный план классов компенсирующего обучения вводятся специальные лечебно-оздоровительные и кор-рекционно-развивающие занятия (ритмика, лечебная физкультура, занятия с логопедом, психологическая по­мощь), увеличивается время занятий музыкой, рисова­нием, дидактически переоснащаются уроки русского язы­ка и чтения, трудового обучения.

На базе каждого класса работает группа продленного дня. В расписании учебных занятий, распорядке дня груп­пы учитывается повышенная утомляемость детей. Пла­нируется оптимальное для них чередование видов дея­тельности, труда и отдыха, предусматривается включе­ние детей в широкий круг проводимых в школе во внеурочное время занятий по интересам.

Состав класса компенсирующего обучения по мере продвижения учеников может меняться. Дети, преодо­левшие отставание в развитии и овладевшие необходи­мыми навыками учебной деятельности (темп, самостоя­тельность, производительность), должны быть переведе­ны в обычные классы. На их место могут быть зачислены другие, нуждающиеся в педагогической поддержке.

Важными характеристиками системы компенсирую­щего обучения являются:

— переориентация учебного процесса на развитие твор­
ческих способностей;

— личностная, а не нормативная оценка достижений
ученика;

— повышенное внимание к психофизическому здоро­
вью детей;

— развитие познавательных возможностей, содействие
нравственному становлению;

— целенаправленная коррекционно-развивающая работа;

— компенсация пробелов в социальном воспитании и
обучении.

Вопросы и задания

1. Как осуществляется профориентация лиц с ограни­
ченной трудоспособностью (цель, задачи, содержание,
организация)?

2. Каковы современные особенности получения выс­
шего профессионального образования лицами с ограни­
ченной трудоспособностью в России?

3. Дайте определение интеграции.

4. Что такое интегрированное образование?

5. Какова программа развития интеграции в России?

6. С чем связан процесс дифференциации в системе
массового образования?

7. Чем отличается система коррекционно-развивающего
обучения от компенсирующего?

Литература

Выготский Л. С. Принципы воспитания физически де­фективных детей // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 5.

классы компенсирующего обучения это. Смотреть фото классы компенсирующего обучения это. Смотреть картинку классы компенсирующего обучения это. Картинка про классы компенсирующего обучения это. Фото классы компенсирующего обучения это классы компенсирующего обучения это. Смотреть фото классы компенсирующего обучения это. Смотреть картинку классы компенсирующего обучения это. Картинка про классы компенсирующего обучения это. Фото классы компенсирующего обучения этоЧасть II

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *