ключарь главного храма вс рф
Духовенство
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Протоиерей Александр Солдатенков
Родился 17 июля 1965 год селе Воскресенское Данковского района Липецкой области. Крещен на дому 12 сентября 1965 года в честь св. Александра Невского.
В сан диакона рукоположен 21 ноября 1990 года митрополитом Тульским и Белевским, Серапионом.
В сан пресвитерской хиротонии рукоположен 27 ноября 1990 года митрополитом Тульским и Белевским, Серапионом. Служит в храмах Тульской Епархии.
С 2004 года переходит в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. С этого времени несет послушание по окормлению воинов гарнизона.
20 февраля 2006 года принят в клир города Москвы и назначен штатным священником храма св. великомученицы Варвары и преподобного Ильи Муромца в поселке Власиха Московской области.
4 марта 2013 года в дополнение к несомому послушанию назначен исполняющим обязанности настоятеля храма Архангела Михаила – Патриаршего подворья в городе Кубинка Одинцовского района Московской области.
12 октября 2020 года назначен ключарем Патриаршего Собора во имя Воскресения Христова Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации с оставлением в должности настоятеля в храме иконы Божией Матери «Благодатное Небо» (Кубинка).
Женат. Имеет троих детей.
Иерархические (Богослужебные награды):
Церковные и государственные награды:
Духовенство храма
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Протоиерей Александр Солдатенков
Родился 17 июля 1965 год селе Воскресенское Данковского района Липецкой области. Крещен на дому 12 сентября 1965 года в честь св. Александра Невского.
В сан диакона рукоположен 21 ноября 1990 года митрополитом Тульским и Белевским, Серапионом.
В сан пресвитерской хиротонии рукоположен 27 ноября 1990 года митрополитом Тульским и Белевским, Серапионом. Служит в храмах Тульской Епархии.
С 2004 года переходит в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. С этого времени несет послушание по окормлению воинов гарнизона.
20 февраля 2006 года принят в клир города Москвы и назначен штатным священником храма св. великомученицы Варвары и преподобного Ильи Муромца в поселке Власиха Московской области.
4 марта 2013 года в дополнение к несомому послушанию назначен исполняющим обязанности настоятеля храма Архангела Михаила – Патриаршего подворья в городе Кубинка Одинцовского района Московской области.
12 октября 2020 года назначен ключарем Патриаршего Собора во имя Воскресения Христова Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации с оставлением в должности настоятеля в храме иконы Божией Матери «Благодатное Небо» (Кубинка).
Женат. Имеет троих детей.
Иерархические (Богослужебные награды):
Церковные и государственные награды:
Протодиакон Андрей Кураев раскритиковал главный храм Минобороны России. Интервью Znak.com
В минувшее воскресенье, 14 июня, в парке «Патриот» под Москвой прошла церемония освящения главного храма Минобороны России (он же Патриарший собор в честь Воскресения Христова). Его построили в рекордные сроки — всего за два года — и посвятили 75-летию победы в Великой Отечественной войне, а также другим подвигам российской армии. Он стал самым большим православным храмом, построенным в России со времен восстановления храма Христа Спасителя.
Строительство главного храма ВС РФ вызвало немало споров в обществе. Возникали вопросы к мозаикам Путина и Сталина (их в итоге демонтировали), архитектурному исполнению и цветовой гамме религиозного объекта, а также к источникам финансирования. Получившийся храм некоторые сравнивают с цитаделью из игры Warhammer или крепостью Мордора. Известный богослов и философ, протодиакон Андрей Кураев назвал главный храм ВС РФ «китчевым памятником путинской эпохе». Свою позицию он объяснил в интервью Znak.com, рассказав также, какие фейковые сюжеты увидел в интерьерах храма и почему подаренная патриархом Сергею Шойгу икона — ненастоящая.
«Ощущение китча»
— Первое, что бросается в глаза — это черно-зеленый цвет стен храма. Такая гамма очень резонирует с представлениями православных о русских религиозных объектах, которые традиционно возводят в светлых тонах. Как вам внешний вид храма?
— Я приветствую саму попытку выхода за рамки церковно-архитектурного канона. Этот поиск характерен для архитектора Дмитрия Смирнова, который стал автором проекта главного храма Вооруженных сил РФ. Этот же поиск проявился в его храме Новомучеников в Сретенском монастыре. Я приветствую такую открытость, но это не означает, что я готов считать удачной любую попытку выйти за устоявшиеся традиции. Храм Смирнова в Сретенском монастыре, на мой взгляд, хорош, чего я не могу сказать про главный храм ВС РФ.
В одном отношении этот проект получился чрезвычайно удачен. Храм полностью соответствует своему назначению. Это памятник путинской эпохи, проект «Советский Союз 2.0». Московское метро, вынесенное на поверхность земли. Но меня это совершенно не коробит. Это стиль моего детства и моей родной станции «Парк культуры». Кроме того, мой любимый стиль в архитектуре — это модерн начала XX века. И в главном храме ВС РФ есть присущая ему насыщенная цветовая гамма. Но все равно есть ощущение китча.
— Значит, вам не кажется неудачной такая цветовая гамма для православного храма, пусть даже это храм Минобороны РФ? Вы сами в соцсетях заметили, что общая атмосфера интерьеров храма навеяна дворцом подводного царя из советского сказочного фильма «Садко».
— Это памятник эпохи, а эпоха у нас тоже не очень-то светлая. Так что идеальное соответствие стиля и эпохи. В чем живем, то и получили.
Но, конечно, вчера нельзя было не заметить во время трансляции, что храм подсвечивали прожекторами — чтобы убавить мрачности. А день освящения храма был безоблачным, светило солнце. Но света явно не хватало, даже с учетом стеклянных куполов.
— Что вы можете сказать о внутреннем оформлении храма? Мозаику с Путиным, Шойгу и Сталиным, конечно, демонтировали, но остались в убранстве коммунистические мотивы.
— Тут нарушен очень важный принцип храмового искусства: служить, а не привлекать к себе внимания, отвлекая от главного — молитвы. Православие знает, что «мама, мы все больны». Нам не хочется долго молиться, и даже на службе каждый ищет повод не молиться. Повод должен быть благочестив: обмен церковными сплетнями, перекладывание бесконечного пасьянса свечей на подсвечнике, шиканье на не так одетых и просто опоздавших посетителей…
Давно известно, что среди поводов почетное место занимают сложно-символические изображения, полные загадочных аллегорий. Именно поэтому в церковном каноне считается, что не нужно перегружать икону различным символизмом и сюжетами, не надо отвлекаться на разгадывание кроссвордов, которые в ней зашифрованы (почему тут плащ такого цвета или что означает такой-то камень на рукоятке меча). Икона создается как помощь молитве, а не как препятствие к ней. Как в молитве может помочь вознесенный к небу орден Красной Звезды, я не понимаю.
В главном храме ВС РФ сделана сознательная попытка помешать людям молиться: думайте о вещах, совершенно посторонних для спасения души. Смотрите на элементы внутреннего убранства и вспоминайте рассказанные вам гидом числовые ассоциации. Вчера мы видели, что согнанные в храм курсанты и солдаты этот завет свято выполняли. В службу они так и не «вошли».
«Прихожан там по определению быть не может»
— Верующие еще обратили внимание на то, что во время службы многие из людей в погонах не крестились…
— Коробочка курсантов стояла напротив шеренги генералов и складывалось ощущение, что они смотрели на министра обороны Сергея Шойгу. Если министр соизволял креститься, то и вся их коробочка спешила сделать то же самое. А по своему почину и в отдельности — ни-ни.
Более того, никто из них не подошел к причастию. Это позорище! В день освящения огромнейшего храма было всего восемь причастников, и ни один из них не был в форме! Ни генералы не подошли к чаше причастия, ни курсанты, ни солдаты. А только женщины.
И ни в ком из служивых не было заметно проявление храмовой культуры. То есть умения координировать свои действия с теми или иными моментами службы, жестами и словами священников. Когда патриарх и духовенство вставали на колени, никто из них даже голову не склонял. Поэтому слова патриарха про единство армии и церкви были отвергаемы поведением тех, кому и о ком он вроде бы говорил.
— Вы предполагаете, что в дальнейшем посетителей храма ВС РФ также будет отвлекать много информации, содержащейся на стенах?
— В этом весь смысл этого артефакта. Не важно, в какой форме будут экскурсоводы — в погонах или рясах, но смысл посещения именно в этой политинформации с указанием на огромное наглядное пособие. Людей будут приводить не на молитвы Богу, а для внедрения в них старой советской версии Великой Отечественной войны с заменой «ВКП(б)» на «церковь».
И прихожан там по определению быть не может. Храм расположен на полузакрытой территории, рядом — полигон. Там нет местных жителей, которые бы могли приходить в храм. Храм навсегда останется на госбюджете.
— Как в целом вы оцениваете строительство храма цвета хаки, который «заряжен» идеологией милитаризма, в мире, где демократические страны с мощными экономиками нацелены на развитие высоких технологий, строят планы по колонизации других планет?
— Конечно, очевидна ирония божьего промысла, что храм был освящен в те дни, когда открывается новая глава в мировой космонавтике (Кураев намекает на отправку космонавтов на МКС частной компанией Илона Маска. — Прим. ред.). А у нас главное событие года — это освящение храма.
Прямо скажем — храм, конечно, устарел лет так на 200. Да, были так называемые викториальные храмы (в честь побед). Но я не помню, чтобы такие храмы строили с опозданием в несколько поколений. Такое педалирование древней победы — это новизна. Слава богу, что не появилось поводов для других свежих викториальных храмов, но стоит ли расчесывать давнюю беду с такой триумфальностью — большой вопрос. С другой стороны — достойны искреннего удивления темпы строительства храма.
«Фейковые сюжеты в интерьере»
— В своем «Живом журнале» вы заявили, что патриарх Кирилл обманул Шойгу. Он ему подарил для храма Каплуновскую икону Богоматери, сказав, что именно перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы. Но в действительно это не так. Расскажите подробнее.
— Нет никаких достоверных подтверждений тому, что Петр I перед баталией в 1709 году молился именно перед Каплуновской иконой. Многотомная и дотошная хроника жизни Петра, изданная еще в XVIII веке, об этом ничего не говорит.
Это сказка, основанная на рассказе одного священника. И это важно: священник и царь-реформатор жили в разных веках, даже если формально они были современниками.
Отец Иван Уманов, хоть и записал свою версию в 1744 году, живет в представлении традиционной культуры. В ней каждое событие должно иметь свою мотивировку, свой символизм, антураж. Персонажи просто обязаны исполнять отведенные им роли. Жития говорят не о том, что было, а о том, как должно было быть, то есть как должен бы вести себя святой с точки зрения автора жития (это касается и житий советских «пионеров-героев»).
Есть битва. Есть победа. На этом факты кончаются и начинается создание этиологического мифа, по-своему объясняющего, почему эти факты пришли в бытие. Автором победы обязательно считается Бог. От него должны поступить знамения. И выстраивается цепочка: сонное видение самому отцу Ивану об иконе, обретение иконы, чудеса от нее и горячая молитва царя перед ней накануне битвы.
Так надо, и, значит, так и было! У нас есть масса подобных псевдомемуаров про Великую Отечественную войну. Например, берут интервью у солдата, реально участвовавшего в Курском сражении. И он говорит, что в Прохоровском бою видел немецкие «пантеры» — притом что ни одного танка такого типа в том бою не было. Он просто пересказывает то, что видел в фильме «Огненная дуга».
Такие наведенные воспоминания характерны в цензурованной и автоцензурованной традиционной культуре, когда человек не очень-то принадлежит себе, но считает нужным свое частное вписать в некий общий канон, подчинить ему.
Но вчера патриарх Кирилл не просто пересказал легенду про Каплуновскую икону. Патриарх заявил, что это не копия, а вот именно та самая икона. На самом деле она уже давно утрачена, о чем честно говорит православная энциклопедия. А поскольку исчезла она в ХХ веке, то сохранилась ее фотография. И ее сопоставление со вчерашним подарком совершенно четко говорит, что это разные иконы. На это указывают хотя бы пропорции голов Богоматери и младенца Иисуса. Шойгу подарили откровенный новодел начала ХХ века.
— Какой вывод можно сделать из этого?
— О плохой работе службы референтов и службы протокола. Они дали патриарху копию, выдав ее за оригинал. И подсунули патриарху обычную справку об истории иконы, выдав ее за «исторический текст». Конечно, патриарх не должен знать всех нюансов, но референты должны были перепроверить факты. Более того, я уже писал ранее в своем блоге по поводу этой иконы, а за моим блогом следят в патриархии. Так что здесь — плохая подготовка. Да и патриарх не очень был готов, явно видел этот текст впервые, читал его с большими запинками.
— Вы также заявили о том, что храм в принципе расписан в «фейковом стиле». О каких сюжетах идет речь?
— Тема «церковь и армия» невероятно мифологизирована. У нас, например, сегодня только ленивый не повторяет фразу, приписываемую Александру Невскому о том, что кто к нам на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет. Извините, это из советского фильма фраза, в древних летописях и житиях ее нет.
Или — рассказ о Сергии Радонежском, который якобы благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Это древний, но фейк. Ни летописи, ни «Задонщина», ни ранние списки «Сказания о Мамаевом побоище» ничего об этом не знают. Историки полагают, что рассказ Жития о благословлении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.). Но все проходит мимо сознания людей…
Еще один пример — Августовская икона Божией Матери. Это новодел ХХ века. Якобы в сентябре 1914 года на границе с Пруссией, где уже была разгромлена армия Самсонова, было видение Божией Матери о том, что она будет защищать от угрозы Запада. Но это не сработало. Скоро, 21 февраля, близ Августова (где и было видение) сдастся окруженный 20-й армейский корпус, а общие потери 10-й армии составят 56 тыс. человек. Россия капитулировала заключением Брестского мира. И Запад победил не только в военном смысле. Худшее, что в нем тогда было — идеология марксизма — стало править бывшей православной империей. Ничего себе защита Божией Матери…
Есть еще масса откровенных фейков, собранных в храме: про явление Божией Матери на Курской дуге или в Сталинграде, про облеты по приказу Сталина с иконами над Москвой и Ленинградом.
Получается, что в отечественных войнах солдаты и офицеры были никем, но зато была Божия Матерь. В такой концентрации это пощечина российской армии. Это очень нечестный корпоративный эгоизм — перетаскивание одеяла на себя. Это очень раздражало в советские времена, когда компартия всячески восхваляла свою направляющую роль — «прошла весна, настало лето, спасибо партии за это». Но у нее были для этого основания, а у православной церкви нет таких оснований быть творцом советской военной истории.
— Вместе с тем многих удивило, что настоятелем главного храма ВС РФ стал именно патриарх Кирилл.
— Кем хотел, тем и стал. На это не стоит обращать внимание. Наблюдатели напрасно вцепились в эту тему.
— И последнее. Вы хотите сами осмотреть этот храм?
— Я с удовольствием съезжу туда на экскурсию, если будет такая возможность. И очень надеюсь на то, что патриарх не приведет меня туда старшим дьяконом. Почему? Потому что на экскурсию — интересно, а молиться в этом саркофаге не очень хочется.
Про главный храм Вооруженных сил РФ
Строительство главного храма Вооруженных сил РФ началось в 2018 году. Изначально освящение храма планировали провести 9 мая 2020 года — в годовщину Победы, но отложили из-за коронавируса. Тем не менее именно 75-летием победы в Великой Отечественной войне объясняется символизм параметров храма: высота звонницы — 75 метров, диаметр главного купола — 19,45 метров (год окончания войны), высота малого купола — 14,18 метров (столько дней продолжалась война).
Неслучайно и местоположение храма: Одинцовский район Московской области — это места боев за Москву в ноябре 1941 года, своеобразных рубеж, дальше которого на этом участке фронта немецкие войска не прошли, напоминают в Минобороны РФ. Среди других особенностей храма — образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе — самое большое изображение лика Христа, выполненное в технике мозаики.
Сначала храм хотели украсить мозаикой с Владимиром Путиным, Сергеем Шойгу и Иосифом Сталиным, но потом ее демонтировали. Общая же площадь мозаик нижнего и верхнего храмов — почти 4 тыс. квадратных метров. Своды храма собраны из витражей с изображением орденов, которыми награждали за ратные подвиги в разные периоды российской истории. Также храм украшен росписями батальных сцен из военной истории и текстами из Священного писания.
Нижний храм посвящен святому равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси, верхний храм — Воскресению Христову. Все четыре придела верхнего храма посвящены святым — покровителям родов войск. При этом в расположенном рядом музейном комплексе находятся вещи Адольфа Гитлера.
На особом попечении: что ждет главный храм Вооруженных сил
При главном храме Вооруженных сил РФ уже в этом году откроются курсы санитаров для желающих пройти альтернативную гражданскую службу, выяснили «Известия». Чин великого освящения Воскресенского собора в Кубинке 14 июня совершил патриарх Кирилл. Во время богослужения предстоятель Русской православной церкви помолился о всех павших воинах и напутствовал военных соблюдать присягу. С этого дня собор будет считаться патриаршим: обязанности его настоятеля принял решение наложить на себя сам Кирилл.
Готовиться к подвигам
В торжественном богослужении в подмосковной Кубинке приняли участие архиереи Русской православной церкви, министр обороны Сергей Шойгу и его заместители, а также представители местных властей. Патриарх Кирилл помолился за упокой душ павших воинов и прочел молитву об избавлении от «губительного поветрия» — она была утверждена в марте этого года.
В своей проповеди предстоятель РПЦ отметил, что храм стал одним из символов исторического поворота народа и его Вооруженных сил к вере, «от бессмысленного бытия к осмысленному». Он призвал военнослужащих оставаться верными присяге и помнить, что за их спинами — весь народ и вся страна.
— Пусть Господь хранит всех, кто, по слову апостола Павла, имеет меч при бедре, и который этот меч способен обнажить только тогда, когда наступает опасность для возлюбленного отечества, — сказал патриарх.
Церемония освящения главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот» в Московской области, 14 июня 2020 года
Глава Минобороны назвал освящение собора знаменательным событием не только для Вооруженных сил, но и для всей страны. Он поблагодарил всех, кто принял участие в строительстве собора и поддерживал его.
— Я абсолютно уверен, что все приходящие сюда будут вспоминать о прошлых подвигах и готовиться к будущим, — заявил Сергей Шойгу.
Патриарх сообщил собравшимся на службу, что принял решение возложить на себя обязанности настоятеля храма. По его словам, теперь главный храм Вооруженных сил будет патриаршим собором.
— Я буду иметь особое попечение о свершении богослужения и о пасторской деятельности, которая будет совершаться в приделах этого храма, памятуя о том великом значении, о той роли, которую имеют для нашего народа Вооруженные силы, Российская армия, Военно-морской флот и российская авиация, — подчеркнул глава РПЦ.
Отметим, что официально настоятелем храма считается председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр обороны РФ Сергей Шойгу во время церемонии освящения главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот», 14 июня 2020 года
Храмов, которые находятся под личным ведением патриарха, множество, пояснил «Известиям» протоиерей Игорь Фомин. Но в каждом из них есть так называемый ключарь, который отвечает за хозяйственную деятельность, богослужебную, приходскую жизнь. Именно эту роль и будет выполнять владыка Стефан.
— Для нас всех появление еще одного храма, не важно с каким статусом, — это еще одно место соприкосновения человека с Богом, — отметил протоиерей Игорь Фомин. — Военные храмы были и до революции, один из самых известных — Морской собор в Кронштадте. В Москве такими примерами являются Преображенский собор, построенный для отдельного полка, и Благовещенский храм в Сокольниках.
Русская православная церковь молится о вооруженных защитниках, которые выполняют свой долг не только на территории России, но и за рубежом, рассказал «Известиям» владыка Стефан.
— Сегодня крепость воинских формирований определяется в том числе и силой духа, готовностью к самопожертвованию, защите своих товарищей по оружию. А это невозможно без любви к Богу и к ближнему. И именно это может дать главный храм Вооруженных сил — научить человека молитве, которая помогала бы ему в самых серьезных обстоятельствах служения, — заявил священнослужитель.
Новый храм имеет важное значение не только для верующих, но и для всех граждан России из-за своего музейного комплекса, отметил он.
Служить при храме
Собор Воскресения Христова посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах. Его построили менее чем за два года. 19 сентября 2018-го патриарх Кирилл в присутствии президента Владимира Путина и министра обороны Сергея Шойгу освятил закладной камень в основании храма.
Открыть главный собор Вооруженных сил планировали к 9 мая, однако из-за пандемии коронавируса дата была перенесена.
На территории храма создан мультимедийный музейный комплекс и галерея «Дорога памяти» длиною 1418 шагов — столько дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Галерея с помощью технологии микрофотографии будет оформлена более чем 30 млн фотографий участников войны.
Как сообщили источники «Известий» в военном ведомстве, до конца года начнут работу курсы санитаров на базе Военного духовно-просветительского центра при храме. Их будут проходить призывники, избравшие альтернативную гражданскую службу (АГС). После окончания обучения молодые люди станут служить в медицинских учреждениях. При этом срок их службы будет сокращен до 18 месяцев — для остальных призывников, проходящих АГС, он составляет 21 месяц.
Символы Победы
Воскресенский собор был возведен на пожертвования, размер которых превысил 3 млрд рублей. Над строительством храма и его внутренним убранством трудились около 4 тыс. человек.
Как сообщили «Известиям» в Минобороны, размеры собора и его элементов по инициативе главы военного ведомства были определены таким образом, что все они символизируют героические события разных времен. Высота здания вместе с крестом — 96 м — указывает на 960 год, когда родился креститель Руси князь Владимир.
Диаметр барабана главного купола составляет 19 м 45 см. На барабане восемь окон. Диаметр самого купола — 22 м 43 см. Всё это символизирует точное время подписания капитуляции Германии — 8 мая 1945 года, 22 часа 43 минуты. Высота звонницы — 75 м: столько лет отделяет открытие храма от дня Великой Победы. Высота малых куполов составила 14 м 18 см: война длилась 1418 дней и ночей.
Главной иконой храма стал образ Спаса Нерукотворного. Она написана на деревянных досках из орудийного лафета восьмифунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьем автоматической винтовки Токарева образца 1940 года.