княгининский монастырь во владимире адрес
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь города Владимира Епархиальные монастыри РПЦ
История
Монастырь на протяжении своего существования неоднократно страдал от пожаров, татаро-монгольского нашествия на Владимир в 1238 г. и набегов золотоордынских воинов на протяжении XIV, XV и XVI вв. Обитель славилась своими красивыми и богато украшенными Успенским и Казанским храмами.
Главной святыней в монастыре были мощи святого мученика Аврамия Болгарского. Он происходил из Волжской Болгарии, которая исповедовала ислам. Где и когда Аврамий принимает святое Крещение неизвестно. Однако в 1233 г. он принял мученическую кончину от рук своих жестоких соотечественников за проповедь христианского учения. В 1230 г. владимирский великий князь Георгий Всеволодович после удачного похода на волжских болгар, перенс святые мощи мученика Аврамия и положил их в Княгинином монастыре.
Обитель после Октябрьской революции 1917 г. была закрыта в 1923 г. Многие постройки были снесены, а келии отдали для коммунального расселения мирян. В Успенском соборе разместили зернохранилище. В 1919 г. были изъяты мощи св. Аврамия, которые со временем были утрачены. Незадолго до их изъятии небольшую частицу его мощей сохранил иеромонах Афанасий (Сахаров)
В строениях закрытого монастыря разместили с 1985 г. музей. В 1993 г. монастырь был открыт и начала возрождаться монашеская жизнь.
При монастыре действует регентская школа. В 2000 году открыт приют для девочек сирот. Также действует воскресная школа.
Успенский Княгинин женский монастырь
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь с сохранившимся собором 15 века, Успенским — действующий женский монастырь во Владимире. Основан в начале XIII века великим Владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо по настоянию его жены, великой княгини Марии Шварновны. Неоднократно разорялся, страдал от пожаров. В XX веке был закрыт, возрождение обители началось в 1993 году. Пристанище Боголюбской иконы Божией Матери, место паломничества.
Содержание
История [ править ]
Монастырь на протяжении своего существования неоднократно страдал от пожаров, татаро-монгольского нашествия на Владимир в 1238 г. и набегов золотоордынских воинов на протяжении XIV, XV и XVI вв. Обитель славилась своими красивыми и богато украшенными Успенским и Казанским храмами.
Главной святыней в монастыре были мощи святого мученика Аврамия Болгарского. Он происходил из Волжской Болгарии, которая исповедовала ислам. Где и когда Аврамий принимает святое Крещение неизвестно. Однако в 1233 г. он принял мученическую кончину от рук своих жестоких соотечественников за проповедь христианского учения. В 1230 г. владимирский великий князь Георгий Всеволодович после удачного похода на волжских болгар, перенс святые мощи мученика Аврамия и положил их в Княгинином монастыре.
Обитель после Октябрьской революции 1917 г. была закрыта в 1923 г. Многие постройки были снесены, а келии отдали для коммунального расселения мирян. В Успенском соборе разместили зернохранилище. В 1919 г. были изъяты мощи св. Аврамия, которые со временем были утрачены. Незадолго до их изъятии небольшую частицу его мощей сохранил иеромонах Афанасий /Сахаров/.
В строениях закрытого монастыря разместили с 1985 г. музей. В 1993 г. монастырь был открыт и начала возрождаться монашеская жизнь.
До 2009 года в нём хранилась Боголюбская икона Богородицы, которая была передана монастырю из Владимирского музея в 1992 году. В 2009 году на иконе была обнаружена плесень. В настоящий момент икона находится в специально оборудованном помещении Владимиро-Суздальского музея.
Центром ансамбля монастыря является Успенский собор, построенный в первые годы XVI века по образу и подобию своего предшественника (сохранились нижние части стен древнего храма). Он знаменит фресками 1648 года, над которыми работали московские изографы.
Современное состояние [ править ]
В 1993 году началось возрождение Свято-Успенского Княгининого женского монастыря. При монастыре действует Регентская школа, где обучаются все желающие искусству регентства (дирижирования) в храме. Курсы длятся три года. В 2000 году открыт детский дом для девочек сирот. Также действует воскресная школа. Во славу Божию в монастыре подвизаются 28 сестер. Возрождается обитель и духовно. В монастыре совершаются Богослужения.
Сегодня монастырь имеет свое Свято-Никольское женское подворье в селе Санино Суздальского района, где подвизаются 15 насельниц. В 2008 освящен придел Казанского храма в честь свт. Иоанна Златоустого. Настоятельница монастыря игуменья Олимпиада (Хоружая). В монастыре проживает 28 сестер. У Княгининого монастыря есть свое подворьев селе Санино Суздальского района. При обители открыта воскресная школа, которую сейчас посещают более 50 учащихся
Храмы [ править ]
Считается, что под храмом находятся гробницы великих княгинь, однако после разрушения первого собора, их точное местонахождение так и не узнали.
Святыни [ править ]
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Боголюбивая» /в настоящее время на реставрации/
При входе в монастырь есть святой источник.
Свято-Успенский Княгинин монастырь
Свято-Успенский Княгинин монастырь – женская обитель, находящаяся в самом центре города Владимира. Она была основана женой князя Всеволода III Большое Гнездо – княгиней Марией Шварновной на рубеже XII-XIII веков. Отсюда и пошло название женского монастыря – Княгинин.
Княгиня Мария Владимирская, в монашестве Марфа, родилась в городе Маас – столице православной Алании (Северный Кавказ). Ее отец – боярин Шварн упоминается в свите одного их южнорусских князей. Есть сведения, что в раннем возрасте она осталась сиротой и росла в родственной семье владимиро-волынского князя. В 1174 г. – была повенчана с великим князем Всеволодом Юрьевичем (Большое Гнездо). В браке родила 12 детей, из которых четверо сыновей (Константин, Юрий-Георгий, Ярослав, Святослав) в дальнейшем были великими князьями Владимирскими. По летописным сведениям, после рождения в 1198 г. последнего сына, Ивана, княгиню постигла неизлечимая болезнь и более 7 лет она переносила страдания с истинно христианским терпением. Во время болезни княгиня утвердилась в решении принять монашество и основать для этого первый во Владимире женский монастырь.
В 1200-1202 гг. в центре монастыря был построен Успенский собор. В отличие от возведенных ее мужем Всеволодом III белокаменных Дмитриевского и Рождественского соборов, Успенский храм был выстроен из кирпича-плинфы, однако в формах и пропорциях, близких традициям владимирского зодчества. От первоначального здания сохранился только фундамент, на основании которого (это подтверждают археологические исследования) на рубеже XV-XVI веков был построен большой четырехстолпный одноглавый кирпичный храм с двумя пределами.
Его облик, в основном, сохранился до сегодняшнего времени, несмотря на некоторые переделки XVII и XVIII веков. Храм отличался сложной формой верха – двухъярусной композицией из килевидных закомар и венцом кокошников, меньшего размера, обрамляющих основание барабана со шлемовидной главой. Это было единственное во Владимире здание подобной архитектуры. При этом строгий монастырский собор не имел какого-либо скульптурного убранства. Белый ступенчатый силуэт монастырского Успенского собора красиво возвышается над всей окрестностью к северу от Золотых ворот.
Монастырь стал усыпальницей для представительниц многих знатных родов, начиная с его основательницы – княгини Марии, которая была погребена в южной стене северной галереи – Благовещенского предела. Там же покоятся останки второй жены Всеволода III – Анны, и его дочери, княжны Елены. В XIII веке в южной галерее – Христорождественском приделе – были погребены обе жены и дочь Александра Невского.
Кроме того, обитель использовалась для ссылки аристократических узниц, как и Покровский монастырь в Суздале. Среди них, например, Пелагея Соловая, жена царевича Ивана, сына Ивана Грозного, а также дочь Бориса Годунова Ксения. Для них были построены при монастыре особые покои – «царицыны хоромы».
Внутреннее убранство собора Княгинина монастыря отличается редкой красотой и живописностью благодаря величественным фрескам 1647-1648 гг. крупного московского мастера Марка Матвеева «со товарищи», работавшими до того над росписью московского Успенского собора. Жизнерадостная, красочная живопись, тяготеющая к реальным бытовым деталям, взятым из окружающего мира, существенно приумножает художественную ценность Княгининского храма. Религиозные сюжетные композиции фресок, такие, как «Страшный суд», создавали совсем не мрачное и монашеское, а радостное и жизнеутверждающее настроение.
В XX в. судьба монастыря резко изменилась. В 1923 г. он был закрыт и подвергся изъятию церковных ценностей. Позже была разобрана колокольня и часть ограды. В послевоенный период после длительной реставрации фресковая живопись Успенского собора стала доступна для посетителей открывшегося в нем музея.
Этот спокойный уголок в центре мирской суеты выдерживал удары многочисленных исторических событий, несколько раз был сильно разрушен. Изначальный вид монастыря сильно изменился, но неизменным каждый раз было возрождение обители.
В 1993 г. на старом месте был восстановлен женский Свято-Успенский Княгинин монастырь. При монастыре в настоящее время работает Епархиальное женское училище (подразделение Владимирской духовной семинарии). С 2001 г. в монастыре также находится детский приют, где воспитываются около десятка девочек от 5 до 23 лет, родители которых лишены родительских прав или умерли.
По ходатайству архиепископа Евлогия в 1993 г. в Успенском соборе обители была помещена знаменитая икона XII в. «Богоматерь Боголюбская», православная святыня, признанная памятником федерального значения. Условием передачи Владимиро-Суздальским музеем-заповедником (ВСМЗ) иконы монастырю на временное хранение было установление специальной витрины, которая обеспечивала постоянный благоприятный для иконы температурно-влажностный режим.
Эта древнейшая из икон Владимирской земли считается чудотворной и привлекала к себе большое количество паломников. Однако в 1998 г. из-за сбоев в работе датчиков витрины состояние сохранности памятника стало вызывать тревогу. Икона была перемещена в новую, изготовленную в Германии климатическую витрину. Но в действующем храме даже такие меры не спасли уникальный памятник от разрушения (появилась плесень, отставание красочного слоя, шелушение). Временное хранение иконы Боголюбской Богоматери в Княгинином монастыре закончилось летом 2009 г.
Икона с соблюдением особых мер сохранности была перенесена в специальное помещение реставрационных мастерских ВСМЗ. Было проведено комплексное исследование, на основании которого разработана методика реставрации уникальной иконы, примененная специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. К началу 2016 г. основная фаза научно-реставрационных работ завершена, но по решению Реставрационного совета ВСМЗ будет проведен двухлетний мониторинг за состоянием иконы Боголюбской Богоматери. Поэтому в ближайшие два года уникальная святыня будет закрыта и для верующих, и для ценителей древнерусской живописи.
Святыни монастыря:
Княгининский монастырь во владимире адрес
Религиозная Организация «Свято-Успенский Княгинин Женский Монастырь Города Владимира Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» действует с 29 декабря 1999 г.
Игумения Соколюк Оксана Васильевна.
Адрес: город Владимир, ул. Княгинин Монастырь, д. 37а
Св. Княгиня Мария Шваровна
Благоверная великая княгиня Мария Владимирская. Икона начала XXI в.
Св. кн. Мария Владимирская на памятнике Владимиру Красное Солнышко и свт Феодору
С того времени (до перенесения великокняжеского престола в Москву) монастырь служил также усыпальницей великих княгинь и княжон Владимирских, а монастырь получает имя Княгинина.
План Владимира XII–XIII вв. (по Н.Н. Воронину). Цифрами на плане обозначены: I – город Мономаха (Печерний город); II – Ветчаной город; III – Новый город; IV – детинец; 1 – церковь Спаса; 2 – церковь Георгия; 3 – Успенский собор; 4 – Золотые ворота; 5 – Оринины ворота; 6 – Медные ворота; 7 – Серебряные ворота; 8 – Волжские ворота; 9 – Дмитриевский собор; 10 – Вознесенский монастырь; 11 – Рождественский монастырь; 12 – Успенский (Княгинин) монастырь; 13 – Торговые ворота; 14 – Ивановские ворота; 15 – ворота детинца; 16 – церковь Воздвижения на Торгу.
Не прошло и сорока лет со времени основания обители, как она подверглась страшному разорению. В 1238 году несметные татарские полчища под предводительством Батыя осадили город Владимир и взяли его приступом. Несмотря на отчаянное сопротивление горожан, разграбили и сожгли его. Княгинин монастырь находился по соседству с Золотыми воротами, где происходила ужасная сеча, и прежде других подвергся разграблению разъяренных кочевников.
В 1411 году Владимир, а с ним и все его храмы и обители были снова разорены; по словам летописца, «приидоша татарове изгоном ко Владимирю, и граду много зла твориша, и церковь соборную разграбиша и икону чудотворную одраша, а град пожгоша, и от того огня колокола разлияшася».
В продолжение двух столетий над святою обителью проносился время от времени ураган страшных бедствий, разрушавший и уничтожавший все, что было дорого от лет древних. В этот продолжительный период тяжелых испытаний обитель находилась в таком печальном положении, что до XVI века о ней нет упоминания в исторических памятниках. В актах XVI века в первый раз упоминается о монастыре Пресвятой Богородицы, но там он назван «Новодевичьим». Первоначальное наименование «Княгинин» было забыто.
С XVI века начинается возрождение и развитие Успенской обители, она получает жалованные грамоты от великих князей и государей Российских. Обстоятельства благоприятствуют; обитель благоукрашается; забываются скорби и печали, и скромные труженицы в спокойствии духа совершают иноческие подвиги поста и молитвы.
По описи 1665 г. колокольня была первоначально устроена Патриархом Иосифом и примыкала к юго-западному углу Успенского холодного храма.
Вид на Княгинин монастырь с улицы Девической. Слева направо: Казанский храм, надвратная колокольня и Успенский собор. Фото конца XIX века.
Успенский собор Княгинина монастыря
Успенский собор Княгинина монастыря
С северной стороны главного храма имеется придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда именно устроен этот придел с точностью не известно, но точно не одновременно с храмом. Стены придела примкнуты к храму, а не связаны с ним общей кладкой; форма окон и решеток в них совершенно другая; связи не брускового железа, как в самом храме, а довольно широкого полосного и сам кирпич не одинаковых размеров с кирпичом в стенах храма.
Придел во имя Благовещения Пресвятой Деве Марии устроен был над местом погребения основательницы монастыря, вместо ходовой галлереи, которая, во время нашествия татар в 1238 году, могла быть разрушена, а для восстановления ее не было особых побуждений. Благовещенский придел имеет четыре самостоятельных стены. Четвертой южной стеной непосредственно соприкасается с северной стеной главного храма и над местом погребения основательницы монастыря перекинута в стене арка, образующаяся нишу, где и находится гробница вел. княгини инокини Марфы.
В 1894 году в Благовещенском приделе меняли каменный пол на деревянный. Когда были сняты плиты и очищен из под них мусор, в западной части придела, составлявшей притвор его, обнаружились каменные своды. В одном из сводов усмотрено было отверстие, через которое была спущена зажженная свеча и оказалось, что тут была могила, в которой, судя по одеянию, было погребено монашествующее лицо.
С южной стороны Успенского храма имеется придел во имя Рождества Христова. О времени сооружения этого придела сведений нет. В первый раз встречается упоминание о нем в описи за 1665 год, где говорится, что патриарх Иосиф, наряду с другими заботами об украшении Успенского храма, покрыл вновь крыши, как главного храма, так и приделов. Поводом к устроению Рождественского придела послужили, очевидно, таковые же обстоятельства, как и для Благовещенского. В ходовой галерее с южной стороны Успенского храма были погребены супруги вел. кн. Александра Невского и его дочь. Из глубокого уважения к великому князю, естественно вытекало желание и над могилами его супруг и дочери устроить придел для совершения заупокойных литургий.
Рождественский придел также имеет четыре самостоятельных стены. Северная стена придела непосредственно примыкает к южной стене главного храма, и над местом погребения первой супруги вел. кн. Александра Невского княгини Вассы, могила которой находится подле стены главного храма, также перекинута арка.
По размерам этот придел менее Благовещенского. Восточная стена алтаря полукруглая. Алтарь освещается двумя окнами. Из Рождественского придела есть выходная дверь наружу. Штукатурка и живописная уборка произведены в 1895 г.
С западной стороны храма, вместо прежней обветшавшей, пристроена в 1823 году обширная паперть. В южной стороне паперти устроено помещение для ризницы, покрыто сводом, с северной стороны кладовая. Кладовая имеет два входа, один снаружи, другой из паперти. Освещается кладовая одним окном. В ризницу ведет один вход из паперти; освещается она тремя окнами.
Над серединой церковного здания возвышается трибун с длинными узкими, полуциркульными окнами, но без отлива наружу. Трибун покрыт полусферическим сводом, над которым в 1781 году возведена восьмиугольная шейка с луковицеобразной главой, увенчанной железным прорезным восьмиконечным крестом с полумесяцем у подножия.
Расширение прежних окон и пробивка новых в алтарных абсидах произведена, с разрешения Епархиального Начальства, в 1784 г. для увеличения света, как говорится в докладе настоятельницы монастыря, игумении Назареты.
В 1823 г. здание окружила новая паперть, в состав которой вошла нижняя часть стоявшей у юго-западного угла собора колокольни XVII в.
Страшный суд. Фрагмент фрески Успенского собора Княгинина монастыря. 1647—1648 гг.
Интерьер Успенского собора обители. Фото кон. ХХ века.
Фрески алтарной апсиды Успенского собора. XVII в.
Фрагменты росписи Акафиста Божией Матери. XVII век.
Успение Божией Матери. Фреска на алтарной арке собора. XVII век.
В нач. ХХ века: «Штукатурка, вследствие сырости в стенах, укреплена на толстых с широкими шляпками гвоздях. Все стены покрыты живописью по сырой штукатурке (альфреско)».
Внутри храма находятся четыре четырехугольных столпа, на которых опирается трибун и боковые своды. Два столпа в алтаре, к ним прикреплен иконостас и два столпа в трапезе. Жертвенник и диаконик отделены собственно от алтаря глухими стенами с необходимыми для сообщения пролетами. В диаконике устроена была вверху особая палатка для хранения ризницы и утвари церковной.
Своды в трибуне полусферической формы, по сторонам храма парусные; арки, поддерживающие трибун, и своды сжатой, пониженной формы.
Святой мученик и чудотворец Авраамий Болгарский. Фреска на западной стороне юго-западного столба в Успенском соборе.
Образ св. блг. кн. Андрея Боголюбского. Фреска на княжеской колонне Успенского собора. Сер. XVII в.
Образ св. блг. кн. Георгия Всеволодовича. Фреска на княжеской колонне Успенского собора. Сер. XVII в.
Успенский собор Княгинина монастыря до реставрации
Архитектурная реконструкция здания осуществлена в 1960 г. по проекту И.А. Столетова, восстановлен его прежний облик.
В ноябре 1605 года, накануне обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения Борисовна Годунова (дочь Бориса Годунова) была пострижена в монашество: «через пять месяцев постригли в монахини, назвавши ее Ольгою монахиней, и сослали в ссылку в Белоозерский женский монастырь» (скорее всего имеется в виду Горицкий монастырь), где она провела в заточении 1605—1606 годы. Как утверждали слухи, после пострига в монастыре Ксения родила сына от Лжедмитрия.
Ее положение изменилось с воцарением Василия IV Шуйского (29 мая 1606 года). Ксению (инокиня Ольга) перевели в Успенский Княгинин монастырь…
Новая гроза разразилась над святой обителью в начале XVII века: то было польско-литовское нашествие. В челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу, настоятельница монастыря игумения Таисия с сестрами жаловалась, что «Литва, как в Володимире была, и у них в Успенском девичьем монастыре стояли, монастырь без остатку разорили».
Десятки лет обитель святая не могла оправиться от разгрома. На помощь пришел патриарх Московский и всея Руси Иосиф. Он все ветхое исправил, недостающее все восполнил собственным иждивением. Из описи 1665 года видно, что за счет патриарха Иосифа в Успенском храме устроен иконостас, написаны местные иконы, приобретены серебряные богослужебные сосуды, священные одежды; стены храма покрыты художественной росписью, вновь перекрыты крыши на храмах, построена колокольня, приобретены два благовестных колокола, вокруг монастыря сооружена ограда, даже выкопан новый колодезь.
Богослужебные сосуды из монастырского Успенского собора. XVII век. Книжная иллюстрация XIX века.
Владимирский образ Божией Матери. Шитье шелком. Вклад патриарха Иосифа в Княгинин монастырь. XVII век.
Плащаница Пресвятой Богородицы. Шитье разноцветными шелками. XVII век.
Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. Шитье разноцветными шелками. XIX век.
С 1840 г. Павел Абрамович Прудентов († 1871) произведен был во священника к Успенскому Девичьему монастырю.
Игумения Мария (Белаго)
В 1852 году обитель почти вся была истреблена пожаром. По этому случаю в 25-й день марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, по уложению монастырскому, бывал пред Литургией крестный ход вокруг Успенского девичьего монастыря.
Основная тяжесть трудов по восстановлению обители пришлась на долю игумении Марии (в миру Магдалины Ивановны Белаго), управлявшей обителью в 1864-1878 годах. Игумения Мария заботилась прежде всего о внутренней жизни обители. Она входила во все нужды сестер, стремилась быть им матерью, наставницей, часто собирала у себя старших и младших сестер.
Больница и богадельня для престарелых сестер (на 10 — 12 лиц) устроена стараниями игумении Марии; на содержание ее имелся неприкосновенный капитал в 6000 руб.
Во время русско-турецкой войны (1877-1878) матушка игумения почти ежедневно приглашала к себе сестер и поручала им различные работы для военных лазаретов, при этом она сама или трудилась вместе с ними, или читала им что-нибудь назидательное. Игумения Мария по благословению святителя Феофана, Затворника Вышенского, в то время управлявшего Владимирской епархией, стала попечительницей основанного им женского Епархиального училища. Она ввела в обители чтение Псалтири (по чину Троице-Сергиевой Лавры), а также установила порядок в выпекании просфор.
Игумения Аглаида (Вышеславцева).
Много потрудилась для благоукрашения обители и для устройства внутренней жизни сестер игумения Аглаида (в миру Вышеславцева Варвара Петровна), управлявшая обителью в 1878-1888 годах. Сама она вела высокую подвижническую жизнь. По свидетельству современника, ей хотелось, чтобы монастырь представлял собою образец тех древних обителей, которые проникнуты были духом строгого аскетизма. В этом стремлении ее поддерживал епископ Феофан, к которому она питала глубокое уважение и с которым находилась в переписке. Игумения Аглаида своим примером подвигала сестер решительно шествовать тернистым путем монашеской жизни, поддерживала слабых, ободряла падающих, всем готова была служить, примиряла враждующих. Матушка Аглаида проливала в долгих ночных молитвах горячие слезы покаяния и совсем ослепла от непрестанных слез.
Общая трапеза была устроена, стараниями игумении Аглаиды (1878 — 1888 гг.) на пожертвованный капитал 9000 руб., из коих 5000 руб. израсходовано на устройство самой трапезы, а остальные оставлены неприкосновенным капиталом на ее содержание.
Указом Св. Синода от 18 октября 1888 года за № 5260 игумения Аглаида по прошению уволена от должности настоятельницы Владимирского Успенского женского монастыря, и на ее место, тем-же указом Св. Синода, определена настоятельницей казначея александровского Успенского женского монастыря монахиня Маргарита с возведением ее в сан игумении.
Игумения Маргарита (Лаврова).
8 января 1889 г. при монастыре стараниями игумении Маргариты (в миру Рипсимии Ивановны Лавровой), управлявшей обителью в 1888-1914 годах, была открыта церковно-приходская школа с рукодельным отделением для бедных девочек в память чудесного избавления Их Императорских Величеств и Августейшей Семьи от опасности 17 октября 1888 года.
15 июля 1900 года во Владимире проходило торжество в честь 700-летнего юбилея Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря (15 июля 1200 – 1900 гг.).
В 1900 году, в связи с 700-летием со дня основания обители, по Указу Святейшего Синода монастырь был причислен к разряду первоклассных с присоединением к нему прежнего названия «Княгинин».
Опись древних предметов монастыря в нач. ХХ века: «Древние иконы в предъалтарном иконостасе Успенского храма:
Иконостас деревянный, простой, столярной работы, прямой, окрашен белой масляной краской, местами украшен резьбой, отзолоченной на полимент, конца XVIII в.
Все иконы в иконостасе, за исключением некоторых местных, писаны одновременно с устройством самого иконостаса, в 1767 году.
Прежний иконостас, устроенный патриархом Иосифом в пол. XVII века, за ветхостью был уничтожен и, с разрешения епархиального начальства, 39-ть икон из него проданы в пригородную церковь села Красного в 1821 году.
В нижнем ярусе иконостаса, по правую сторону царских врат, находится икона Преображения Господня, мерой 1 ½ арш. х 1 арш. Оклад на иконе отбельный; венец серебряный, позолоченный, с такой же короной, в которой 9 алмазов, 27 яхонтов красного и 3 голубого цвета; вверху коронки крест, в середине которого яхонт красного цвета и четыре искры алмазные, прочие венцы серебряные, вызолоченные. Икона эта, можно полагать, не позднее XVI века, на что имеется косвенное указание, именно: эта икона составляла храмовую икону Преображенской женской обители, существовавшей, как отделение Успенского женского монастыря, на берегах реки Колокши, в виде скита. Из этой обители, по упразднении, перенесен в Успенский монастырь и колокол.
Икона Успения Божией Матери, мерой 2 арш. 4 верш. Х 1 аршин 12 верш. Риза серебряная, чеканной работы, одеяние на Спасителе по бели низано жемчугом мелким с разноцветными простыми камнями; препоясание шито золотом; венец позолоченный, украшен разноцветными камнями; в закрепах 11-ть жемчужин. Одеяние на Богоматери низано по бели мелким жемчугом, а каемки средним с разноцветными камнями; в убрусе три звезды из разноцветных камней; в закрепах венца 10-ть жемчужин. Покров шит золотом, с пронизкой мелким жемчугом с разноцветными камнями. Над ангелами и св. апостолами 26 венчиков серебряных и вызолоченных. Хотя краски очень потемнели, а на иконе Спасителя заметны и трещины, но лики видны ясно, а лик Спасителя привлекает внимание своим строгим взглядом. О ней упоминается в монастырской описи за 1665 год.
Кроме этих икон помещаются еще 9 икон в Успенском храме XVII и XVIII вв.
В паперти Успенского храма поставлено 5 икон старинного письма, между которыми особенно достопримечательна икона св. муч. Авраамия 2 арш. 12 верш. х 1 арш. Эта икона написана в то самое время, когда были принесены и св. мощи св. мученика Авраамия. С течением времени, от разнообразных причин, вызывалась необходимость поновлять икону. Художники, вместо того, чтобы держаться строго оригинала, закрашивали прежнее писание и каждый по своему писал вновь. Случайное обстоятельство побудило настоятельницу, игумению Маргариту реставрировать икону. Было снято несколько слоев красок. С каждым разом изменялся лик св. мученика Авраамия. Наконец, обнаружился первоначальный слой красок. Тщательно были исправлены повреждения, не отступая от первоначального письма. Реставрация иконы произведена в 1891 году. Доска деревянная с выемкой, живопись произведена по золотому полю.
В Благовещенском приделе поставлены 18 старинных, XVII и XVIII в., икон, которые, очевидно, прежде помещались в иконостасах, но во вновь устроенный иконостас, по своим размерам, не подошли.
В Христорождественском приделе, в алтаре и в трапезе имеется 11 икон не позднее XVII в., на которых краска потемнела, но лики видны ясно».
Казанская церковь Княгинина монастыря
Мозаичная икона «Казанской Божией матери». Находится на внешней стороне алтарной стены Казанской церкви.
Для частицы мощей мученика Авраамия устроен красивый ковчег, перед которым находится вновь написанная икона святого, и деревянная резная сень над ними. Все притекающие к святому получают благодатную помощь и милостивое заступление.
Иконостас северного придела во имя святителя Иоанна Златоуста в Казанском храме. Фото 1926 г.
Интерьер Казанского храма. Современный вид
В обители занимались рукоделием, льнопрядением, вышивкой, содержанием больницы для престарелых и больных насельниц.
В 1913 году в монастыре подвизались 27 монахинь, 85 послушниц и 38 проживавших на испытании белиц.
Преосвященный Иустин, взяв справедливому представлению Попечительства, с разрешения Св. Синода в 1853 г. открыл небольшое заведение при Владимирской Успенском женском монастыре под скромным названием «приюта». На средства Попечительства в 1853 г. он устроил в монастыре дом (в будущем ставший игуменским) и все в нем приспособил для помещения сирот. На первый раз помещено было в нем 12 беднейших девочек.
См. Женский «Приют».
8 января 1889 г. по предложению бывшего тогда архиепископа Владимирского Феогноста вновь назначенной (13 ноября 1888) настоятельницей Успенского женского в г. Владимире монастыря игуменией Маргаритой была открыта церковно-приходская школа для девочек. Школа приютилась в помещении монастырской трапезной, в нее поступили 12 девочек, обучение поручено было послушнице монастыря А. Либеровской (1864-1937), окончившей курс в женском Епархиальном училище.
См. Церковно-приходская школа при Успенском монастыре.
Владимирское епархиальное женское училище
22 июля 1863 г. на Владимирскую кафедру был назначен преосвященный Феофан (Затворник). Перед самым переходом своим на Владимирскую кафедру преосвященный Феофан основал женское училище в 1863 г. в Тамбове. Святитель Феофан в октябре 1863 г. предложил Епархиальному Попечительству на обсуждение вопрос об открытии во Владимире женского духовного училища, предварительно дав с своей стороны просвещенные и опытные руководственные указания. 20 марта 1864 года преосвященным Феофаном отправлено было в Святейший Синод и представление об открытии училища.
С 5 июля 1869 года Владимирское училище девиц духовного звания стало именоваться Владимирским епархиальным женским училищем.
Женское епархиальное училище было закрыто в 1917 г.