княжье озеро икона богородицы храм

Торопецкая икона Богородицы в Истринском районе

В церкви святого Александра Невского поселка Княжье Озеро Истринского района с 2009 года хранится одна из старейших почитаемых в России икон Божией Матери, которая имеет сразу четыре названия: Эфесская, Корсунская, Полоцкая, Торопецкая. Исследователи датируют ее написание XIV веком, а некоторые из них считают образ еще более древним.

Торопецкая икона Божией Матери исторически не связана с Подмосковьем, но по стечению обстоятельств последние годы хранится в одной из приходских церквей Истринского района. Изначально предполагалось, что древняя святыня проведет в Подмосковье один год, пока не будут созданы условия для ее хранения в Корсунско-Богородицком соборе города Торопец Тверской области, однако временное пребывание образа по разным причинам затянулось на восемь лет. Не исключено, что святыня когда-нибудь вернется на свое историческое место в Торопец, но пока увидеть икону можно в церкви Александра Невского при поселке Княжье Озеро.

княжье озеро икона богородицы храм. Смотреть фото княжье озеро икона богородицы храм. Смотреть картинку княжье озеро икона богородицы храм. Картинка про княжье озеро икона богородицы храм. Фото княжье озеро икона богородицы храм

По церковному преданию эта икона Богородицы попала на Русь из греческого города Эфес благодаря княжне Евфросинии Полоцкой в XII веке. По пути из Византии икона более года пробыла в Корсуни – то есть в Крыму, откуда и взялось ее второе название. Когда святыня прибыла на Русь, княгиня поместила ее в Спасском монастыре в древнем Полоцке. Однако многие столетия образу суждено было провести в городе Торопец, по имени которого икона Богородицы получила свое основное название.

В 1796 году торопчане обратились с просьбой о финансировании церкви к императору Павлу Петровичу. В этом письме они упомянули и чудотворную икону Богородицы: «Соборная церковь наша была ознаменована и почтена бывшем в ней бракосочетанием великого прародителя вашего, благоверного князя Александра Невского с княжною Полоцкою Параскевою Брячиславною. Эта княжна принесла с собой из Полоцка помянутую чудотворную икону Божией Матери, принесенную святою княжною Евфросиниею из Эфеса. Сия икона с того самого времени здесь обретается и достолепно почитается».

княжье озеро икона богородицы храм. Смотреть фото княжье озеро икона богородицы храм. Смотреть картинку княжье озеро икона богородицы храм. Картинка про княжье озеро икона богородицы храм. Фото княжье озеро икона богородицы храм

Интересно, что жители Торопца хотели подчеркнуть мнимую родственную связь императора Павла с легендарным князем Александром Невским, чья свадьба действительно произошла в Торопце, несмотря на принадлежность одного к династии Рюриковичей, а другого к Романовым. Традиция символически роднить обе династии восходила еще ко временам царствования Алексея Михайловича, который по той же логике называл Иоанна Грозного своим «прародителем», хотя, очевидно, что прямой родственной связи у них не было.

В XVI веке икона избавила Торопец от нашествия отрядов царя Ивана Грозного. Жестокий правитель разгромил Новгород и наводил страх на окрестные города. Торопчане боялись, что царь приедет в город и увезет в Москву их любимую икону. Они решили прибегнуть к хитрости – художник написал копию образа, который священники потом поставили в соборе на видном месте и богато украсили. Подлинник, напротив, убрали за алтарь и сняли с него все украшения. Однако страх торопчан был напрасным, по милости Девы Марии Иван Грозный вернулся из Новгорода в Москву, минуя Торопец.

княжье озеро икона богородицы храм. Смотреть фото княжье озеро икона богородицы храм. Смотреть картинку княжье озеро икона богородицы храм. Картинка про княжье озеро икона богородицы храм. Фото княжье озеро икона богородицы храм

Похожая история случилась в 1812 году, когда французы стремительно наступали со стороны Смоленска. Местные жители носили икону вокруг развалин старой крепости и ставили ее на въездах в город. Узнав о приближении врага, люди решили покинуть город и взять икону с собой. Почти не имея надежды на спасение, они собрались у некоего «Студеного колодца» и молились о милости Божией Матери. В это время горожанам принесли неожиданную весть – армия Наполеона резко повернула обратно на Смоленск, и, таким образом, город был спасен.

Священник Владимир Щукин приводит текст из рукописного сборника XVIII века, в котором очень подробно описано чудо избавления города от нашествия литовцев в 1611 году. По-видимому, это чудо оставило наибольший след в памяти людей. Литовцы расположились станом у села Конищево примерно в 30 верстах от Торопца и восемь дней готовились к штурму. Летописец повествует: «страшно и ужасно начали бить в остроге из многих пищалей, самопалов и луков. Испустили на град пульки и стрелы, будто дождь сильный шел три часа… от грома их пищалей все дома содрогались». Неожиданно в безнадежной, как казалось, для русских битве произошел перелом: «в один час бессильные сильных одолели, малочисленные множество побило, но не городским войском такое множество побили, а ангельской помощью». Интересно, что у местных крестьян долго еще водилось суеверие кидать к холмику, где предположительно стояли станом поверженные литовцы в Конищево, немного овса. Считалось, что там погребен литовский богатырь и «подкармливать» его нужно, чтобы избежать беды.

княжье озеро икона богородицы храм. Смотреть фото княжье озеро икона богородицы храм. Смотреть картинку княжье озеро икона богородицы храм. Картинка про княжье озеро икона богородицы храм. Фото княжье озеро икона богородицы храм

Однако иконе не было суждено оставаться в Торопце постоянно. В 1930-е годы начался новый круг путешествий образа Богородицы по разным городам. В это время закрыли Корсунско-Богородицкий собор в Торопце, где икона хранилась с XIII века, и святыня попала в местный музей. Из Торопецкого музея икону передали в Ленинград в Русский музей. Там в послевоенные годы была проведена неудачная реставрация, которая только ухудшила состояние древней иконы. Торопецкую Божию Матерь не стали размещать в основной экспозиции, а поместили в подвальные хранилища. Там образ пробыл вплоть до 2009 года, недоступный никому, кроме узкого круга сотрудников музея. Передача иконы из музея церкви вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Одни были рады восстановлению справедливости и тому, что святыня вновь станет доступной для верующих, а других смущал, по крайней мере, тот факт, что икона «вернулась» совсем не туда, откуда была в свое время изъята.

Инициатором передачи стал автогонщик, предприниматель и меценат Сергей Шмаков. Кстати, именно он выступил с известной инициативой подарить квартиру белорусскому спортивному чиновнику, который вопреки запрету, развернул российский флаг на церемонии открытия Параолимпийских игр в Бразилии. Этот предприниматель построил на свои средства храм Александра Невского в подмосковном поселке Княжье Озеро и оплатил покупку для Торопецкой иконы специальной камеры с особым микроклиматом. Этот дорогостоящий аппарат, по данным некоторых СМИ, не мог позволить себе и сам Русский музей. На данный момент музейщики, которые периодически навещают икону на месте ее временного пребывания в Истринском районе, фиксируют ее удовлетворительное состояние, но вопрос о ее дальнейшей судьбе открыт. Так или иначе, пока не принято решение о ее передаче в Корсунско-Богородицком собор в город Торопец или о возвращении обратно в музей, у верующих Москвы и Подмосковья есть уникальный шанс помолиться у этого чудотворного образа, который имеет столь древнюю историю.

Источник

Поселок премиум-класса и отель Руза Фэмили Парк

Собственная набережная Москвы реки

Участки без подряда для жизни и для бизнеса

Новые дома под ключ
в 8 км от Москвы

Московская область
Факт № 041

княжье озеро икона богородицы храм. Смотреть фото княжье озеро икона богородицы храм. Смотреть картинку княжье озеро икона богородицы храм. Картинка про княжье озеро икона богородицы храм. Фото княжье озеро икона богородицы храм

Поселок премиум-класса и отель Руза Фэмили Парк

Собственная набережная Москвы реки

Участки без подряда для жизни и для бизнеса

Новые дома под ключ
в 8 км от Москвы

Икона для храма Александра Невского в Княжьем озере

Новорижское шоссе, 25 км

Министерство культуры РФ приняло решение о временной передаче иконы Торопецкой Божией Матери XII-XIV веков из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского, только что построенную в коттеджном поселке «Княжье озеро» Истринского района Московской области. Связывает икону из Русского музея с элитной подмосковной недвижимостью лишь то, что президент строительной компании «Сапсан», реализующей проект «Княжье озеро», и благотворитель реставрируемого Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, где до 20-х годов прошлого века находилась икона, один и тот же человек.

Распоряжение начать подготовку к временной передаче иконы из фондов музея в храм в Государственном Русском музее получили вчера. Оно подписано директором департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкульта Рамазаном Колоевым; основанием для такого решения стало письмо патриарха министру культуры Александру Авдееву. Пресс-секретарь Минкульта Наталия Уварова подтвердила это решение, добавив: «О сроках нахождения иконы вне Русского музея говорить пока рано, потому что необходимо соблюсти все условия ее транспортировки, хранения и прочие».

«Богоматерь Одигитрия», которую называют иногда «Эфесской», «Полоцкой», «Корсунской» или «Торопецкой» — одна из самых старых икон в собрании ГРМ. Ее появление относят к XII-XIV векам, иконы такого времени в музеях мира наперечет. Специалисты ГРМ считают, что древний образ XII века был некогда утрачен и в XIV заменен новым, написанным псковским мастером, что не делает икону менее уникальной. В настоящий момент сохранность «Богоматери Одигитрии» критическая, согласно заключению реставраторов, «грунт хрупкий, его связь с красочным слоем и паволокой ослаблена»: это значит, что образ в любой момент может осыпаться. В Русском музее из-за этого икону даже не показывают в экспозиции.

Икону «Богоматерь Одигитрия» одни ученые датируют XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие — началом XIV века и считают, что ее написал русский, псковский мастер. История образа начинается в середине XII века, когда княжна Ефросинья Полоцкая основала в Полоцке два Богородичных монастыря и для них из Эфеса привезли икону Божией Матери. С момента захвата Полоцка войсками Стефана Батория в 1579 году икона пропадает из поля зрения историков и появляется в XVII веке в городе Торопец, в Корсунско-Богородицком соборе. Там она находилась до 1920-х годов, когда собор был закрыт, а икона оказалась в местном краеведческом музее. В 1930 году икону передали на постоянное хранение в Государственный Русский музей, но к этому времени живопись на оборотной стороне полностью осыпалась, и только по описаниям известно, что там был Николай Чудотворец.

В течение последних лет община Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, который постепенно восстанавливается на деньги верующих, много раз обращалась к властям с просьбой вернуть Богородицу, но положительного ответа не получала. Еще позавчера заместитель начальника отдела музеев Минкульта Владимир Фомин сказал корреспонденту «Ъ», что эта редчайшая икона находится в очень сложном реставрационном состоянии и требует соответствующего «температурного, влажностного и светового режима», который в данный момент торопецкий собор обеспечить ей не может. На следующий же день директор департамента культурного наследия Минкульта Рамазан Колоев направил в Государственный Русский музей бумагу, в которой сообщил, что Минкульт считает передачу иконы возможной и просит в оперативном порядке проинформировать, кто из представителей музея будет участвовать в комиссии по передаче иконы храму.

Единственная возможная связь с храмом Александра Невского такова: в «Сказании о чудесах иконы Богоматери Корсунской» говорится, что появление иконы «Богоматерь Одигитрия» в Торопце связано со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава, которые получили святыню в дар как благословение на брак. Однако «Богоматерь Одигитрия» икона выносная (такие двусторонние иконы выносили на специальной рукояти по время процессий), имеет сугубо литургическое назначение и должна находиться в алтаре, такими иконами на брак не благословляли и в подарок не давали. Так что связь ее с именем Александра Невского невелика. А связи с коттеджным поселком «Княжье озеро» у иконы и быть не может — если только не принимать во внимание, что президент группы компаний «Сапсан» Сергей Шмаков — горячо верующий православный бизнесмен, отец шестерых детей, учредитель благотворительного фонда «Иваново дело». Сергей Шмаков благотворит и в Торопце — в 2006 году он выделил средства районным больнице и спортклубу, а также пожертвовал 300 тыс. руб. на золочение куполов Корсунско-Богородицкого собора.

В секретариате господина Шмакова «Ъ» сказали, что он будет комментировать ситуацию только тогда, когда «она будет окончательно разрешена».

Окончательное решение на сегодняшний день — за Государственным Русским музеем. Вчера сотрудники отдела древнерусского искусства заявили его директору Владимиру Гусеву, что икону ни при каких обстоятельствах невозможно ни транспортировать, ни хранить вне музейных условий. Стоит напомнить, что в 2008 году при истинно православном министре культуры Александре Соколове директор Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов был готов на три дня отпустить «Троицу» Андрея Рублева в Троице-Сергиеву лавру — если разрешат реставраторы. Реставраторы и хранители иконописи ГТГ не разрешили — и икона осталась в музее. Правда, и господин Родионов уже не директор, и господин Соколов уже не министр.

«Нам ничего не известно о передаче Русским музеем иконы Торопецкой Божией Матери,— сказал «Ъ» пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский.— Очень хорошо, что в церковь хотя бы на время передают икону для храмового поклонения. Хорошо, если бы следующим шагом со стороны Министерства культуры стало решение о предоставлении на праздник Троицы иконы Троицы для поклонения ей верующих в Троице-Сергиевой лавре».

Источник

княжье озеро икона богородицы храм. Смотреть фото княжье озеро икона богородицы храм. Смотреть картинку княжье озеро икона богородицы храм. Картинка про княжье озеро икона богородицы храм. Фото княжье озеро икона богородицы храм

По преданию святой евангелист Лука написал еще при жизни Божией Матери три иконы Ее с Предвечным Богомладенцем, и когда Пресвятая Дева увидела Свое изображение, то сказала: «благодать Рождшагося от Меня и Моя да будет с сими иконами». Одна из этих икон и находится сейчас в Храме Святого Благоверного князя Александра Невского.
История иконы сложна и увлекательна: сначала она находилась в Малой Азии, в Эфесе, куда была принесена самим апостолом Лукою; потом, по одним сказаниям, она была перенесена в Херсон, а оттуда 9 октября 988 года св. князем Владимиром – в Киев, а по другим, более известным, она была перенесена в XII веке из Эфеса в Полоцк преподобною Евфросиниею во вторник на пасхальной неделе. Впрочем, сказания эти не противоречат друг другу, а названия, данные этой иконе (Эфесская – Полоцкая – Корсунская – Торопецкая), показывают, что она действительно была и в Херсоне, и в Эфесе. Есть данные, что эту заветную святыню при распространении христианства носили по городам Руси, и св. Владимир при истреблении идолов показывал новым христианам, кому они должны молиться и как должны изображать Божию Матерь с Богомладенцем.
Из жития преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, видно, что она жила спустя примерно сто лет после просвящения нашего отечества светом христианской веры и происходила из рода святого князя Владимира. Преподобная Евфросиния, кроме Спасской женской обители (1125), основала в Полоцке Богородицкий мужской монастырь (1155), для которого и была принесена икона Эфесской Божией Матери. Из Эфеса в Полоцк икону везли через город Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.
Эта икона находилась в Полоцке до 1239 года, когда великий князь Ярослав Всеволодович благословил сына своего Александра (через год, после знаменитой битвы он станет Невским) вступить в брак в Торопце с дочерью полоцкого князя Брячислава – Параскевою (которая была родственницей преподобной Евфросинии). Княжна принесла с собою этот образ Божией Матери и оставила его в Торопецком соборе под именем Корсунского и чудотворного.
Чудотворною икона эта называется издревле, ибо благодать Богоматери от нее открылась во многих чудесных заступничествах Царицы Небесной: Торопца при нападении врагов и при других, постигших его, бедствиях. В 1611 году жители Торопца одержали знаменательную победу надо Львом Сапегою, который с двадцатитысячным войском двинулся к нему, опустошая все на пути огнем и мечом, и ни в каком случае не рассчитывая получить отпор в Торопце. Но отпор был дан. Торопчане, не рассчитывая на свое тысячное войско, искали защиты в иконе Богоматери, посему проливая горькие слезы, только и взывали: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Действительно, благодаря единственно чудотворной помощи Божией Матери, Лев Сапега, потеряв множество своего войска, должен был отступить от Торопца. Есть предания, что чудотворный образ несколько раз спасал город от набегов литовцев и эпидемий. В 1812 г., когда приблизились французы, торопчане вынесли икону на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной.
В 1920-х гг. храм в Торопце был закрыт, колокольня и главы церкви разрушены, а чудотворная Корсунская — Торопецкая икона Богоматери («Эфесская – Полоцкая») была изъята в новообразованный в 1924 г. Торопецкий краеведческий музей. В 1936 г. святыня была передана из Торопецкого краеведческого музея Русскому музею в Санкт-Петербурге, в фондах которого она пребывала до 2009 года.
Размеры иконы — 82,5 х 60,5 х 3,0 мм. Несмотря на то, что живопись от времени потемнела, в начале XX века цвета красок были легко различимы. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца, которое утеряно.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ ВЛАДЫЧИЦЕ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

Кондак 1

Взбранной Воеводе и Заступнице Усердной рода христианскаго, Пресвятей Деве Богородице, даровавшей стране нашей пречудную икону Корсунскую, благодарственное приносим пение. Ты же, Всемилостивая Владычице, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи и от враг видимых и невидимых защити, да зовем Ти:
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Икос 1

Ангелов лицы и человеков собори благоговейно взирают на чудотворныя образы Твоя, Богородице Пречистая, во объятиих Предвечнаго Младенца держащая. Ты бо любве ради к верующим в Сына Твоего, благословила еси апостола и евангелиста Луку образы Твоя честныя написати, да вси вернии преклоняют пред ними колена душ и сердец, воспевающе Ти таковая:
Радуйся, изображение пречистаго лика Своего нам оставившая;
радуйся, всю вселенную иконами Твоими просветившая.
Радуйся, священнаго иконописания Покровительнице;
радуйся, почитания святых икон освящение.
Радуйся, лествице, Небо и землю соединившая;
радуйся, огнь Божества неопально вместившая.
Радуйся, со апостолы веры истинныя Насадительнице;
радуйся, Домостроительнице нашего спасения.
Радуйся, во Успении Своем мир не оставляющая;
радуйся, чудотворными иконами Твоими милость нам ниспосылающая.
Радуйся, всего мира надеждо и утешение;
радуйся, благоуханный цвете девства и чистоты.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 2

Видящи Святая Дева изображение лика Своего, еже святый апостол и евангелист Лука написа, рече: «С сею иконою благодать Сына Моего и Моя да пребудет». Темже веруем, яко и с иконою Твоею, нарицаемою Корсунскою, благодать и сила Божественная пребывают. Сего ради, с благоговением притекающе к иконе Твоей чудотворней, воздаем ей честь, яко Тебе Самой, и благодарственно вопием Сыну Твоему и Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разум неуразумеваемый человеческими помыслы явила еси, Богородице Дево, егда возсия благодатию во граде Ефесе икона Твоя Одигитрия, святым Лукою написанная, и явися всем православным людем путеводительница и защитница веры Христовы от еретических мудрований, яко во Ефесе святии отцы Третияго Вселенскаго Собора, богомудрия исполненнии, еретическая учения низложиша и божественными словесы Тя, едину истинную Богородицу и Приснодеву исповедаша, верныя научающе ублажати Тя сице:
Радуйся, град Ефес иконою Твоею прославившая;
радуйся, в честней иконе Твоей от всех родов покланяемая.
Радуйся, святых отец, ревнителей веры мудрая Наставнице;
радуйся, именем Божия Матере Собором Вселенским возвеличенная.
Радуйся, лжеучителей еретических низложение;
радуйся, веры православныя непоколебимое утверждение.
Радуйся, яко отступницы от веры отеческия Тобою вразумляются;
радуйся, яко Тобою козни врагов Православия посрамляются.
Радуйся, советы лукавыя и коварство еретиков разоряющая;
радуйся, светом истиннаго богопознания нас просвещающая.
Радуйся, православных догматов Охранительнице;
радуйся, учением истинным и доныне нас питающая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 3

Сила Божия укрепи тя, преподобная мати Евфросиние, егда слышавши о величии чудес, исходящих от икон Богоматере, апостолом Лукою созданных, восхотела еси принести едину от них во град свой. Сего ради, создавши в нем обитель иноческую, испросила еси у благочестиваго царя Мануила и патриарха Царяграда Луки икону Пречистыя Владычицы Одигитрии, яже во Ефесе, да покровом Ея защищаеми, иноцы обители и вси людие града Полоцка в веселии сердец воспевают Богу: Аллилуия.

Икос 3

Имущи Матернее попечение о просвещении земли Русския, благоизволила еси, Владычице, даровати праотцем нашим икону Твою чудотворную, Одигитрию Ефесскую. Темже царь и святейший патриарх, уразумевше волю Твою, принесоша из Ефеса в Царьград икону сию, и отпустиша ю на Русь, да будет в знамение покрова Твоего всем людем русским, прославляющим милосердие Твое неизреченное, и воспевающим Ти с любовию таковая:
Радуйся, отчизну нашу яко жребий Свой возлюбившая;
радуйся, лучами чудотворных икон землю Русскую озаряющая.
Радуйся, страну нашу Российскую достоянием Своим избравшая;
радуйся, образ Твой чудотворный в утешение и радость даровати нам изволившая.
Радуйся, благое промышление о стране нашей явившая;
радуйся, любовь Твою к русским людем показавшая.
Радуйся, град Полоцк иконою Твоею Ефесскою облагодатствовавшая;
радуйся, во святем житии преподобную Евфросинию утвердившая.
Радуйся, Царьград на пути в землю Русскую посетившая;
радуйся, вся страны православныя покровом милости Твоея осеняющая.
Радуйся, Путеводительнице, к Небесному Отечеству нас возводящая;
радуйся, пред Богом милостивая наша Предстательнице.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 4

Бурю скорбей и напастей в людех Своих утолити хотящи, святую икону Твою Ефесскую, шествующую на Русь из земли Греческия, граду Корсуни даровала еси, Владычице, да познают вси христиане, коль сильна есть помощь Богоматере, и да поклоняются священному и прославленному образу Твоему, Господеви зовуще: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше жителие Корсуни о пришествии иконы Твоея, Богородице Дево, и о чудесех от нея бываемых, скорбию одержими быша за отшествие чудотворнаго образа от града их. Обаче уведевше, яко сия пречестная икона в наследие христианом Руси даровася, благодаряху Тя, Пречистая, за милости Твоя, и отпустиша икону в надежде на предстательство Твое пред Богом. Мы же, обетование радости сея приемше, гласом хваления приносим Тебе таковая:
Радуйся, чудесы многими шествие иконы Твоея знаменавшая;
радуйся, принесением ея град Корсунь освятившая.
Радуйся, иконою Твоею чудотворною жителей града возвеселившая;
радуйся, предстательством о них Бога умилостивляющая.
Радуйся, икону Твою, яко проповедницу спасения, едино лето в Корсуни оставившая;
радуйся, Предстательнице наша к Богу, мир спасающая.
Радуйся, всемогущество Христово иконою Твоею возвещающая;
радуйся, дары милостей и исцелений от нея источающая.
Радуйся, о всех чтущих образ Твой промышляющая;
радуйся, всем молящимся пред ним покрове и спасение.
Радуйся, скорбь людей корсунских о лишении образа Твоего в радость претворившая;
радуйся, о всем мире христианстем Ходатаице.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 5

Боготечная звезда, землю Русскую сиянием преславных чудес просвещающая, явися чудотворная икона Твоя, Пресвятая Дево, из Корсуни принесенная, юже, яко дар Божественный восприимши, преподобная Евфросиния, радостию несказанною исполненная, постави в церкви Святаго Спаса града Полоцка, и от того часа наречеся дивная икона сия Корсунская. Сего ради молим Тя, Всемилостивая Владычице, освети и нас светом небесным, сохраняющи под кровом Твоим, и услыши глас всех верных страны нашея, любящих Тя и поющих Богу благодарственную песнь: Аллилуия.

Икос 5

Видевше чудеса и знамения от иконы Твоея, Пресвятая Владычице, князи и вси благовернии жителие полоцстии благоговейне храниша святыню сию, яже явися воистинну благая Одигитрия, на путь спасения многих приводящая; к Тебе бо прибегаху людие, помощи на вся дела своя просяще, и благодарная моления приносяще за избавление от скорбей и напастей. Сего ради тако прославляем Тя, Пречистая:
Радуйся, шествием иконы Твоея землю Русскую освятившая;
радуйся, принесением на Русь честныя Твоея иконы нас обрадовавшая.
Радуйся, града Полоцка верная Хранительнице;
радуйся, жителей его милосердная Покровительнице.
Радуйся, обитель преподобныя Евфросинии под Матерний Покров с любовию приемшая;
радуйся, образом Твоим чудотворным обитель сию обогатившая.
Радуйся, преподобней Евфросинии небесная Покровительнице;
радуйся, и в затворе иночестем дивная ея Собеседнице.
Радуйся, яко с верою и надеждою покланяемся пречистаго лика Твоего изображению;
радуйся, яко от него приемлем благодатныя дары на пользу душ и телес наших.
Радуйся, святую икону сию в залог милости Своея нам даровавшая;
радуйся, яко Тобою вера православная в стране нашей утверждается.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 6

Проповедница благодати от иконы Твоея явися Александра, дщи полоцскаго князя Брячислава, иже вручи княжне святыню града своего, благословив на брак с Великим князем Александром Невским. Таже, по глаголу летописца, оженися князь Александр Ярославич и венчася в Т́ропце, и остави благоверная супруга его икону Корсунскую в соборе града сего. Темже радующеся покрову Твоему, Пречистая, дарованному во образе сем, умиленною душею и сокрушенным сердцем взываем Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсия во граде Торопце, яко пресветлая заря, святая икона Твоя Корсунская, Богомати, пред неюже православнии людие во всех бедах, скорбех и печалех молитвенно колена преклоняют. Сего ради вси вернии с любовию к чудотворней иконе Твоей, Пречистая, притекающе, единеми усты и единым сердцем велегласно Тебе возглашают:
Радуйся, иконою Твоею святаго князя Александра с княжною Александрою благословившая;
радуйся, любовь Божественную и согласие в сердца супругов вкоренившая.
Радуйся, домов благочестивых незримое ограждение;
радуйся, благая Домостроительнице жития нашего.
Радуйся, град Торопец, яко место пребывания иконы Твоея, освятившая;
радуйся, по всей земли нашей его прославившая.
Радуйся, пришествием чудотворнаго образа Твоего землю Псковскую осиявшая;
радуйся, яко и в пределех Торопца славу чудес Твоих показала еси.
Радуйся, иконою Твоею град сей от всяких бед избавляющая;
радуйся, благое о нем попечение явившая.
Радуйся, града Торопца похвало и славо;
радуйся, гражданы его радостию небесною исполнившая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Хотяще полки сильных воинов литовских град Торопец пленити, огню и мечу землю нашу предати, и веру православную в ней разорити, обаче преславным заступлением Твоим, Пречистая Владычице, даровала еси благоверному князю Александру Невскому помощь, и град Твой от разорения чудесно спасла еси. О Владычице и Взбранная Воеводо воинства православнаго, сподоби и нас, вкупе с великим воином и заступником земли нашея, сокрушати врагов державы Российския, и воспевати Христу Богу нашему победную песнь: Аллилуия.

Новое знамение милости Твоея о граде Торопце явила еси, Пресвятая Дево, егда прииде на Русь воевода литовский Сапега с воинством великим, яко море грозное и мрачное, в скорбь погрузивше землю нашу и пленивше ю. Тогда вси жителие града устремишася в храм Твой, пред иконою Корсунскою со слезами молящеся о избавлении от погибели. Ты же, Пречистая, устрашила еси врагов, и бежаша неудержимо полки Сапеги от стен Торопца. Темже победу славную, всесильною помощию Твоею совершившуюся, и доныне православнии празднуют, воспевающе сице:
Радуйся, благовернаго князя Александра на подвиг ратный укрепившая;
радуйся, мужество неодолимое воином его даровавшая.
Радуйся, град Твой Торопец от разорения избавившая;
радуйся, в щит и ограждение цельбоносную икону Твою нам оставившая.
Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас свобождающая;
радуйся, во бранех силу духа русских воинов возвышающая.
Радуйся, коварнаго врага внезапным бегством истребившая;
радуйся, упования на помощь Твою не посрамившая.
Радуйся, полцы чуждих далече от святыни Твоея отгнавшая;
радуйся, чтущим образ Твой на враги способствующая.
Радуйся, боголюбивых воинов на поли брани благая Покровительнице;
радуйся, венцы мученическия убиенным православным воином уготовляющая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Странное и неизреченное чудо у иконы Твоея, Всемилостивая Владычице, совершися: девица некая, бесом томимая, молитв ради Церкве Святыя, наипаче же Твоим, Богомати, предстательствам и благословением, потщися направити стопы своя во обитель преподобнаго Нила Столобенскаго, и тамо свободися от насилия диавола, и исцелися от болезни своея. Темже и нас грешных от действия диаволя свободи, Всеблагая, да благодарственно зовем Сыну Твоему и Богу: Аллилуия.

Весь мир преисполнен, яко звездами богосветлыми, чудотворными иконами Твоими, Богородице, в нихже икона Твоя Корсунская предивными чудесы сияет, и согревает хладная сердца наша знаменьми любве Твоея и милости. К Тебе убо прибегаем, Пресвятая Заступнице, и пред образом дивным молим Тя: исполни радости скорбящая сердца наша, мрак уныния разгони, умоли Сына Твоего прощение прегрешений нам даровати, и сподоби чистым сердцем воспевати Тебе тако:
Радуйся, благ временных и вечных Ходатаице;
радуйся, живоносный источниче, всех нас животворяй.
Радуйся, девицу, злым духом одержимую, от мучения демонскаго свободившая;
радуйся, яко иконою Твоею сила диаволя прогоняется.
Радуйся, козни духов злобы разрушающая;
радуйся, от нападений их нас ограждающая.
Радуйся, ада и смерти попрание;
радуйся, жизни вечныя дарование.
Радуйся, демонския полки побеждающая;
радуйся, враги спасения нашего посрамляющая.
Радуйся, светом Божественныя благодати души наша озаряющая;
радуйся, на подвиг духовныя брани нас невидимо укрепляющая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское благоговейно Тебе служит, Небесе и земли Царице, человеческий же род непрестанныя хвалы Тебе приносит, и Твою святую икону с любовию почитает. Сего ради, в благодарную память Твою, жителие града Торопца воздвигоша новую соборную церковь в честь Корсунския иконы Твоея, Богомати, в нейже и доныне вернии не престают прославляти Тя, Владычице, воспевающе благодарственную песнь: Аллилуия.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут по достоянию воспети множество чудес, от святыя иконы Твоея являемых, имиже православныя люди от бед, напастей и всякаго зла сохраняеши, ибо в земли нашей прославися не токмо первописанная икона Твоя Корсунская, но и многи грады, веси, обители иноческия и храмы украсиша подобия ея, пред нимиже теплятся лампады неугасимыя и воздыхания молитвенная не умолкают. Сего ради благодарим Тя, Госпоже Всемилостивая, за дар сей отечеству нашему, и с веселием Тебе взываем:
Радуйся, благодать иконам Твоим даровавшая;
радуйся, всю землю нашу лучами благодати озарившая.
Радуйся, страны Российския Покрове, ширший облака;
радуйся, православныя веры в ней возвышение и утверждение.
Радуйся, грады и веси наша принесением иконы Твоея от бед сохраняющая;
радуйся, храмы и домы наша иконою Твоею благодатно посещающая.
Радуйся, благолепный храм, аки жертву приятную Тебе принесенную, благословившая;
радуйся, в красоте его красоту небеснаго храма показующая.
Радуйся, святых храмов Божиих благодатное освящение;
радуйся, строителей их и благоукрасителей любовию Твоею покрывающая.
Радуйся, пришествием иконы Твоея радости наша умножающая;
радуйся, иконою Твоею присно нас утешающая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 10

Спасти хотяще град Торопец и окрестная селения его от всегубительныя язвы, людие, страхом смерти одержимии, притекоша с верою и надеждою к иконе Твоей Корсунстей, и с пением обносиша ю окрест домов своих. И не посрамися вера их: Ты бо, Всемилостивая, укротила еси бурю смертную, яко заступлением Твоим недузи отступаху, людие же, исцеление от болезни получивше, в радости сердец своих воспеваху Богу Спасителю нашему благодарственную песнь: Аллилуия.

Икос 10

Стену необоримую и крепкое заступление даровала еси граду Торопцу иконою Твоею чудотворною, Богородице Дево, ибо во дни тяжких испытаний и нападений вражиих помощь от святыя иконы Твоея получаху жителие града многочудесно. Темже молимся Тебе, о Всеблагая Мати, якоже град сей древний многажды от погибели спасала еси, тако и нас грешных спасай от всяких бед, зол и напастей, предстательством Твоим к Сыну Твоему, да благодарственно зовем Ти:
Радуйся, от язвы всегубительныя чудесное избавление;
радуйся, гнев Божий праведный, на ны движимый, утоляющая.
Радуйся, прекращением язвы благодатную силу иконы Твоея возвестившая;
радуйся, милость Божию к нам грешным явившая.
Радуйся, яко принесением иконы Твоея болезни лютыя отступают;
радуйся, яко паче жемчуга икона Твоя слезами радости украшается.
Радуйся, во дни мора и язвы непреложная наша надеждо и ограждение;
радуйся, Предстательнице к Богу, мир спасающая.
Радуйся, иконою Твоею нам благодеющая;
радуйся, щедроты великия на нас изливающая.
Радуйся, града Торопца Небесная Заступнице;
радуйся, яко и ныне гражданы его любовию Твоею не оставляеши.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 11

Пение похвальное приносят вернии Тебе, Владычице Преблагая, яко от лет древних и доныне силу огненнаго естества укрощаеши иконою Твоею Корсунскою, и многая чудеса содеваеши: храм бо Твой и град Торопец от запаления огненнаго многажды неврежденны сохраняла еси покровом Твоим. Темже молим пред пречистым образом Твоим: избави нас от пламене страстей и от огня вечнаго, да спасеннии Тобою, воспоем Богу благодарственную песнь: Аллилуия.

Икос 11

Светозарная свеща явися предивная икона Твоя, во граде Торопце возсиявшая и всю страну нашу Российскую озарившая, Владычице Всемилостивая, се бо хромии ходят, разcлабленнии востают, беснующиися исцеляются, людие от смертоносныя язвы избавляются, грады и домы от огня спасаются. Мы же, ведуще Тя яко источник благодатных исцелений, со дерзновением вопием:
Радуйся, Мати Врача Небеснаго;
радуйся, душевных и телесных недугов Целительнице благодатная.
Радуйся, любве Божественныя светильниче светозарный;
радуйся, свеще неугасимая, души верных светом Христовым осиявшая.
Радуйся, чудотворною иконою Твоею пламень огня угасившая;
радуйся, от запаления огненнаго росою молитв Твоих избавляющая.
Радуйся, силою Твоею благодатною силу естества огненнаго победившая;
радуйся, образ Твой яко неопалимую купину явившая.
Радуйся, землю Русскую светом Своим озарившая;
радуйся, Псковския и Тверския земли солнце пресветлое.
Радуйся, от глада, хлада, труса, потопа, огня и меча страну нашу ограждающая;
радуйся, хлебом насущным нас питающая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 12

Благодать свыше даровася святей иконе Твоей Корсунстей, Владычице Преблагая, от неяже точатся исцеления и даруется утешение людем православным, наипаче же Тебе, Матерь Света, в песнех величающим. Темже молим Тя: сохрани град Твой и возлюбленную Тобою страну Российскую от всяких нестроений, неверия и суеверия, от тлетворных учений, да осеняеми покровом Твоим, сподобимся предстати престолу Царя Славы, поюще о Тебе хвалебную песнь: Аллилуия.

Икос 12

Поюще чудеса и милости, от иконы Твоея Корсунския являемыя, радуемся неизреченно, и с любовию прибегаем к Тебе, Небесной Заступнице и Покровительнице нашей: хвалим, славим и величаем Тя, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, веруем, яко и в последняя времена даруеши благодатную помощь, и имиже веси судьбами сохраниши Церковь нашу Православную и чад ея. О Всемилостивая Мати, покрый нас честным Твоим омофором, и избави нас от всяких бед и искушений вражиих, да воспоем Тебе непрестанно гласом радования:
Радуйся, Церкве Небесныя и земныя украшение;
радуйся, во славе Небесней одесную Бога пребывающая.
Радуйся, яко Тобою Русь православная хранится;
радуйся, яко Тобою весь род христианский хвалится.
Радуйся, праотцы и отцы наша во благочестии сохраньшая;
радуйся, царства Российскаго благодатное утверждение.
Радуйся, яко на икону Твою взирающе, Самой Тебе, Богородице, покланяемся;
радуйся, яко иконою Твоею святою окамененная сердца наша умягчаеши.
Радуйся, святому патриарху Тихону под кровом Твоим во граде Торопце пожити даровавшая;
радуйся, яко ныне вкупе с ним молиши за нас Сына Твоего и Бога.
Радуйся, торжество веры православныя в стране нашей являющая;
радуйся, Радосте наша, двери райския верным отверзающая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Царице Небесе и земли, Радость всему миру родившая, приими сие малое хваление наше, пред чудотворною иконою Твоею с верою и любовию возносимое, и всесильными молитвами Твоими спаси землю Русскую, отечество наше от врагов защити, печали наша в радость претвори, в любви и согласии всех людей православных соедини, и сподоби внити в радость Господа и Спасителя нашего, возносяще Ему ангельскую песнь: Аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й: «Ангелов лики и человеков собори …» и кондак 1-й: «Взбранной Воеводе и Заступнице усердной…».

МОЛИТВА

О Всемилостивая Госпоже, Мати Господа и Спасителя нашего, Небесе и земли Царице! Ты благоизволила еси даровати стране нашей образ Твой, святым апостолом и евангелистом Лукою написанный, и град Торопец пришествием Твоим возвеличила еси, повелевающи всем притекати к Тебе с верою и надеждою на скорую помощь и заступление. Приими хвалебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Сына Твоего и Бога, да милостив будет нам грешным, с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему, воспоминающе многая и дивная чудеса, во граде сем и во иных весех и градех земли Русския явленных и являемых. Спаси и сохрани, Владычице, Церковь Русскую Православную, страну нашу Российскую, град наш и вся грады и страны христианския от глада, смертоносныя язвы, огня, меча, междоусобныя брани, даруй нам воздуха благорастворение и земли плодоносие. О Пресвятая Дево, Благая Одигитрие, указуй нам правый путь ко спасению, еретическая возстания низложи, заблуждшия во едино Христово стадо собери, уврачуй язвы душ и телес наших, просвети наш ум, омраченный страстьми, даруй нам время на покаяние и исправление греховныя нашея жизни, и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти и вечныя муки, да спасаеми всесильным Твоим заступлением, Царствие Небесное унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и Твое к нам милосердие во веки веков. Аминь.

КОРСУНСКОЙ-ЕФЕССКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Днесь светло красуется древний град Торопец,/ и с ним вся земля Русская ликовствует,/ прославляющи чудотворную икону Твою, Владычице,/ яко заря солнечная от земли Греческия возсиявшую./ Источает бо нам неоскудныя милости/ Пресвятая Богородица,/ и сохраняет вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих./ Сего ради с любовию возопиим:/ молитвами Твоими избави нас от всякия нужды и печали,/ и спаси души наша.

Яко солнце незаходимое/ возсия во граде Торопце икона Твоя, Богородице Дево,/ святым апостолом Лукою написанная,/ и страну Российскую лучами благодати и милосердия Твоего озарившая,/ к нейже притекающе с любовию вернии/ от всяких болезней исцеляются,/ в скорбех утешение, в бедах избавление приемлют./ Ты же, Всемилостивая Владычице, сохрани град Твой/ и вся грады и веси земли нашея от всякаго зла,/ да зовем Ти, Небесе и земли Царице:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь, глас 4:
Поется во граде Полоцке

Днесь светло красуется древний град Полоцк,/ и с ним вся земля Русская ликовствует,/ прославляющи чудотворную икону Твою, Владычице,/ яко заря солнечная от земли Греческия возсиявшую./ Источает бо нам неоскудныя милости/ Пресвятая Богородица,/ и сохраняет вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих./ Сего ради с любовию возопиим:/ молитвами Твоими избави нас от всякия нужды и печали,/ и спаси души наша.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *