княжеский монастырь во владимире
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь города Владимира Епархиальные монастыри РПЦ
История
Монастырь на протяжении своего существования неоднократно страдал от пожаров, татаро-монгольского нашествия на Владимир в 1238 г. и набегов золотоордынских воинов на протяжении XIV, XV и XVI вв. Обитель славилась своими красивыми и богато украшенными Успенским и Казанским храмами.
Главной святыней в монастыре были мощи святого мученика Аврамия Болгарского. Он происходил из Волжской Болгарии, которая исповедовала ислам. Где и когда Аврамий принимает святое Крещение неизвестно. Однако в 1233 г. он принял мученическую кончину от рук своих жестоких соотечественников за проповедь христианского учения. В 1230 г. владимирский великий князь Георгий Всеволодович после удачного похода на волжских болгар, перенс святые мощи мученика Аврамия и положил их в Княгинином монастыре.
Обитель после Октябрьской революции 1917 г. была закрыта в 1923 г. Многие постройки были снесены, а келии отдали для коммунального расселения мирян. В Успенском соборе разместили зернохранилище. В 1919 г. были изъяты мощи св. Аврамия, которые со временем были утрачены. Незадолго до их изъятии небольшую частицу его мощей сохранил иеромонах Афанасий (Сахаров)
В строениях закрытого монастыря разместили с 1985 г. музей. В 1993 г. монастырь был открыт и начала возрождаться монашеская жизнь.
При монастыре действует регентская школа. В 2000 году открыт приют для девочек сирот. Также действует воскресная школа.
Княжеский монастырь во владимире
История монастыря
Владимирский Успенский Княгинин монастырь был основан в 1200 году великой княгиней Марией Шварновной, супругой великого князя Всеволода Большое Гнездо, оставившего заметный след в истории Государства Российского. Князь Всеволод Георгиевич Большое Гнездо был младшим из четырех сводных братьев святого князя Андрея Боголюбского, сыновей второй жены Юрия Долгорукого – греческой царевны Ольги. Князь Андрей Боголюбский был фактическим правителем всех русских земель, но великим князем при жизни не именовался, так как не поехал в Киев на Золотой киевский стол, хотя имел на него все права. Князь Всеволод Юрьевич уже при жизни именовался великим князем Владимирским, не отрицая права на великокняжеский титул князей Киевских, и при его жизни на Руси было два великих князя – Киевский и Владимирский.
У князя Всеволода была сильная дружина, и за тридцать шесть лет его княжения не нашлось охотников испытать ее силу, так что в течение всех этих лет мир и тишина воцарились в Ростово-Суздальском княжестве. Князь Всеволод вел успешные войны за пределами своей отчины, так что его имени, по словам летописца, трепетаху вся страны и по всей земли изыде слух его и вся зломыслы его вда Бог под руце его. Не было для города Владимира времени славнее и счастливее, чем эти 36 лет княжения на нем Всеволода. Характер Всеволода вполне обрисовался при отправлении им сына своего 20-летнего Константина на княжение в Новгород. Отец вручил сыну не только меч, но и крест со словами: Иди управлять народом, – говорит он ему, – будь его судьей и защитником. Бог и Государь – родитель твой дают тебе старейшинство между всеми князьями русскими. Гряди с миром: помни славное имя свое и заслужи оное делами
В 1185 году во Владимире случился страшный пожар. Сгорели все храмы, в том числе и Успенский собор, с любовью и тщанием построенный и украшенный святым князем Андреем Боголюбским. Князь Всеволод Юрьевич приказал призвать со всех концов земли мастеров. Собор восстановили и украсили его с еще большей роскошью, чем было при князе Андрее. Восстановлены были и все остальные церкви. В честь своего Небесного покровителя – великомученика Димитрия Солунского (во Святом Крещении князь был наречен Димитрием) князь Всеволод воздвиг Димитровский собор, который и поныне украшает город Владимир. Великий князь Всеволод основал мужской Богородице —
Рождественский монастырь, ставший духовным и культурным центром Северо-Восточной Руси. С ранних времен эта обитель связана с историей русского летописания, здесь была обширная библиотека. С середины XIII века до 1326 года Рождественский монастырь был резиденцией Предстоятелей Русской Церкви – сначала митрополитов Киевских, а после 1300 года – Владимирских. Святители предпочитали жить в спокойном и благоустроенном Владимире, чем подвергаться постоянной опасности набегов степных кочевников в Киеве, который все больше и больше терял свое значение как государственный и экономический центр всех русских земель. Политической и церковной столицей Земли Русской стал в те годы Владимир, еще в начале княжения святого благоверного князя Андрея Боголюбского бывшего малым, мизинным, по словам летописца, городом. Кончину великого князя Всеволода оплакивал весь народ: И бысть плач и рыдание велико, говорит летописец, не только во Владимире едином, но и по всей земле Суждальской. Бе бо заступник тверд и непобедим во всех местах силою честнаго креста, не только единой Суждальской земле заступник бе, но и всем странам земли Русския.
Супругой такого могущественного князя была княжна Мария Шварновна. Заболев в конце своей жизни тяжелой и неизлечимой болезнью, она прежде всего искала помощи Божией и саму болезнь свою обратила в средство приближения к Богу, задумав устроения женской обители, в которой надеялась провести свои последние дни и обрести там место своего вечного упокоения. Она приобрела под строительство обители участок земли в той части города Владимира, которая называлась Новым, а впоследствии Китай-городом, в северо-западном углу территории, огражденной Земляным валом, над рекой Лыбедью. Писатели Никоновой летописи и Степенной книги уподобляют княгиню Марию Аврааму: Подражая нраву праведнаго Авраама, купила ценою, говорят они, часть земли на строение церкви И монастыря во славу Богу и Пресвятой Богородице. 15 июля 1200 года, в день памяти памяти сввятых мучеников Кирика и Иулиты, великий князь Всеволод по просьбе супруги своей положил основание святой обители закладкой первого камня в основание храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Княгинин монастырь был одной из первых женских обителей и всегда пользовался особой любовью и почитанием не только во Владимирской земле, но и по всей Руси
Благоверная великая княгиня Мария Владимирская
Разновидные типичные черты, в которых обозначилась женская личность до-Петровской Руси, сплетаются в один идеальный образ, который господствует над всеми остальными, это образ постницы, образ иноческого благочестия даже в миру, иноческой чистоты и строгости нрава, иноческого освящения всех помышлений и всех поступков, всякого движения душевного и телесного. В этом только образе познавалась нравственная красота женской личности. Мария Шварновна была непрестанной носительницей в своей жизни этого образа, к которому стремились – и нередко достигали его – благочестивые русские княгини и княжны. Великая княгиня Мария происходила из рода чешского князя Шварна. Известно её чешское княжеское имя — Милослава. В раннем возрасте она осталась сиротой и росла в родственной семье Владимиро-волынского князя. Как свидетельствует Троицкая летопись, будущая великая княгиня была воспитана от детского возраста в страхе Божием. В 1174 году она была повенчана с князем Всеволодом, с тех пор она обрела на Руси новую родину, близкую ей по духу. Княгиня любила книжную грамоту, непрестанно поучалась в слове Божием. Особенно дороги ее сердцу были поучения святителя Иоанна Златоуста, с благоговением чтила она память праведного Иова Многострадального, моравских святых, своей небесной покровительницы блаженной Марии, племянницы преподобного Авраамия. В деле устроения и управления великим княжеством на долю супруги великаго князя приходились дела благотворительности, и великая княгиня Мария выполняла их с истино христианской любовью и ревностью. Она была не только добра, но преизлиха добра до всех. В «Истории» В. Н. Татищева говорится, что после пожара 1185 года, когда, по выражению летописца, погоре бо мало не весь город и церквий числом 30 и 2 и соборныя церкви святая Богородицы золотоверхая, юже бе украсил благоверный князь Андрей, тогда и велико-княжеск дворец послужил жертвой пламени, Великий князь немедленно озаботился возобновлением святых церквей и раздачей неимущим погорельцам на построение жилищ из собственнаго имения, княгиня же преимущественно убогим раздавала, хотя уборы ея богатые едва не все погорели. Мария Шварновна была верной и самоотверженной помошницей своему супругу, чадолюбивой и благочестивой матерью, вырастившей двенадцать детей, среди них восемь сыновей.
Особое расположение княгиня Мария всегда питала к монашеству. Быть может, это и было ее истинное призвание с самых ранних лет, которое не осуществилось сразу, но всегда жило в ее душе. В глубине ее души много лет зрело желание принять иноческий образ, и только обязанности супруги и матери отдаляли момент исполнение этого заветного желания. Это горение души любовью к Богу, тайное стремление к иноческой жизни передалось от княгини Марии не только детям, но и внукам и правнукам. С рождением в 1198 году последнего сына, Иоанна, великая княгиня впала в тяжкую болезнь. По свидетельству Степенной книги и Жития святого благоверного князя Георгия, великая княгиня лежала в немощи семь лет и никакого слова хульного не произнесла. Она с благодарностью и терпением переносила свои страдания, молилась и часто вспоминала слова праведного Иова: если мы могли благое принять от руки Господни, то неужели не стерпим злаго. Великая княгиня почерпала силы и утешение в воспоминаниях о страданиях Господних. Во время болезни в ней окончательно утвердилось желание принять иноческий образ и приготовить себе место для вечного упокоения, основав для этого первый во Владимире женский монастырь.
Незадолго до этого события княгиня напутствовала старшего сына своего Константина на княжение в Новгород и дала предсмертное завещательное наставление своим детям, в котором отразилась кроткая, любвеобильная, богобоязненная душа великой княгини: Возлюбленные мои дети! Вот вы видите меня весьма болящую, а скоре я отойду от сего маловременнаго света ко отцам своим. И так вы, доколе пребудете в суетном житии, первее всего имейте веру и любовь к Богу и Пречистой Его Матери, истинной Богородице, и всею силою потщитесь страх Божий в себе иметь. Святителям же и пресвитерам и всему священническому чину не стыдитесь главы своей приклонять, так как они служители самого Бога и Пречистой Богородицы и пастыри словесных овец; почитающий священника Божия, Самого Бога почитает, а оскорбляющий священника Божия, самого Бога оскорбляет. Всегда имейте тихость и кротость, и смиренномудрие, и любовь, и милость; алчущих насыщайте, жаждущих напояйте, нагих одевайте, больных посещайте и себя в чистоте соблюдайте. Милостыню всегда творите, ибо она поставит Вас перед Богом; никакого человека не минуйте без привета. Сами же между собой имейте нелицемерную любовь, и Бог мира и любви будет в вас и сохранит вас от всякого зла, и да покорит врагов ваших под ноги ваши. Если же в ненависти, и в распрях и во вражде будете между собою, то сами погибнете, и благословенное наследие—державу отечества вашего погубите, которую праотцы ваши, и отец ваш и прочее родство ваше, многим трудом и потом приобрели. Поэтому пребывайте мирно и любезно между собой, слушая брат брата своего. Старейшаго же брата вашего Константина имейте, как отца и главу. Ты же, старейший мой сын Константин, имей братию свою, как сыновей, береги их, как член своего тела, слушай Иоанна Евангелиста Богослова говорящаго: „если кто говорит „люблю Бога;, а брата своего ненавидит, тот лжец. Поэтому пребывайте в любви, ибо „Бог есть любовь, и пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нем пребывает;. Сыновья мои любимые, Бога бойтесь всей душею своей; епископам, иереямъ и диаконам и всякому чину священническому не стыдитесь подклонять главы, потому что они пастыри словесных овец и предстоятели тайной Божией трапезе. Особенно же всякаго монаха не минуйте без поклона. Больных посещайте, алчущих и жаждущих накормите и напойте, нагих одевайте; имейте чистоту в себе; пост и молитву любите, паче же милостыню, ибо она поставит вас перед Богом. И наклоняйте главу перед всяким старейшим среди вас, и не давайте сильным обижать меньших, совершайте суд на защиту сироте, оправдайте вдовутрезвость имейте, гордость возненавидьте, ибо она и ангелов свела с неба;.
Вскоре Константин отправился на княжение в Новгород, а на другой день, 2 марта, великая княгиня переселилась в монастырь и приняла монашеское пострижение. Вот как повествует о том Троицкая летопись: В 1206 году 2 марта пострижеся великая княгиня Мария в монашеский чин в монастыре святыя Богородицы, юже сама создала и нарекоша ей имя Мария, в тоже имя крещена бысть. И проводил ее великий князь Всеволод сам со слезами многими до монастыря святыя Богородицы и сын его Георгий и дщи его. И бысть Епископ Иоанн, Симон игумен, отец ея духовный, и инии игумены, вси бояре и боярыни и черницы изо всех монастырев, и горожане вси проводиша ее со слезами многими до монастыря, зане была до всех преизлиха добра. Того же месяца в девятнадцатый день преставися великая княгиня Мария, пребысть бо в монастыре 18 дней постригшися, и всея болезни ея 8 лет, наставшу девятому лету отошла ко Господу ; великий князь Всеволод и Георгий сын ея плакали над нею и не хотели утешиться, зане любимы были ею, и епископ Иоанн и Смоленский епископ Михаил и игумен отрочего монастыря….. и Симон игумен, отец ея духовный, и иные игумены и пресвитеры, опрятавше тело ея, возложиша ю в гроб каменый и положиша ю в церкви святой Богородицы.
Перед кончиною, следуя влечение своего сердца, инокиня Мария приняла схиму с именем Марфы; под этим именем она значится и в синодиках монастыря, о том же свидетельствует и надпись на ее гробнице. Погребена была схимонахиня Марфа в нише на северной паперти Успенского собора монастыря, но в более позднее время ее гробница оказалась в Благовещенском приделе храма. С того времени (до перенесения великокняжеского престола в Москву) монастырь служил также усыпальницей великих княгинь и княжон Владимирских. За монастырем в честь основательницы закрепилось наименование Княгинин.
Свято-Успенский Княгинин монастырь
Свято-Успенский Княгинин монастырь – женская обитель, находящаяся в самом центре города Владимира. Она была основана женой князя Всеволода III Большое Гнездо – княгиней Марией Шварновной на рубеже XII-XIII веков. Отсюда и пошло название женского монастыря – Княгинин.
Княгиня Мария Владимирская, в монашестве Марфа, родилась в городе Маас – столице православной Алании (Северный Кавказ). Ее отец – боярин Шварн упоминается в свите одного их южнорусских князей. Есть сведения, что в раннем возрасте она осталась сиротой и росла в родственной семье владимиро-волынского князя. В 1174 г. – была повенчана с великим князем Всеволодом Юрьевичем (Большое Гнездо). В браке родила 12 детей, из которых четверо сыновей (Константин, Юрий-Георгий, Ярослав, Святослав) в дальнейшем были великими князьями Владимирскими. По летописным сведениям, после рождения в 1198 г. последнего сына, Ивана, княгиню постигла неизлечимая болезнь и более 7 лет она переносила страдания с истинно христианским терпением. Во время болезни княгиня утвердилась в решении принять монашество и основать для этого первый во Владимире женский монастырь.
В 1200-1202 гг. в центре монастыря был построен Успенский собор. В отличие от возведенных ее мужем Всеволодом III белокаменных Дмитриевского и Рождественского соборов, Успенский храм был выстроен из кирпича-плинфы, однако в формах и пропорциях, близких традициям владимирского зодчества. От первоначального здания сохранился только фундамент, на основании которого (это подтверждают археологические исследования) на рубеже XV-XVI веков был построен большой четырехстолпный одноглавый кирпичный храм с двумя пределами.
Его облик, в основном, сохранился до сегодняшнего времени, несмотря на некоторые переделки XVII и XVIII веков. Храм отличался сложной формой верха – двухъярусной композицией из килевидных закомар и венцом кокошников, меньшего размера, обрамляющих основание барабана со шлемовидной главой. Это было единственное во Владимире здание подобной архитектуры. При этом строгий монастырский собор не имел какого-либо скульптурного убранства. Белый ступенчатый силуэт монастырского Успенского собора красиво возвышается над всей окрестностью к северу от Золотых ворот.
Монастырь стал усыпальницей для представительниц многих знатных родов, начиная с его основательницы – княгини Марии, которая была погребена в южной стене северной галереи – Благовещенского предела. Там же покоятся останки второй жены Всеволода III – Анны, и его дочери, княжны Елены. В XIII веке в южной галерее – Христорождественском приделе – были погребены обе жены и дочь Александра Невского.
Кроме того, обитель использовалась для ссылки аристократических узниц, как и Покровский монастырь в Суздале. Среди них, например, Пелагея Соловая, жена царевича Ивана, сына Ивана Грозного, а также дочь Бориса Годунова Ксения. Для них были построены при монастыре особые покои – «царицыны хоромы».
Внутреннее убранство собора Княгинина монастыря отличается редкой красотой и живописностью благодаря величественным фрескам 1647-1648 гг. крупного московского мастера Марка Матвеева «со товарищи», работавшими до того над росписью московского Успенского собора. Жизнерадостная, красочная живопись, тяготеющая к реальным бытовым деталям, взятым из окружающего мира, существенно приумножает художественную ценность Княгининского храма. Религиозные сюжетные композиции фресок, такие, как «Страшный суд», создавали совсем не мрачное и монашеское, а радостное и жизнеутверждающее настроение.
В XX в. судьба монастыря резко изменилась. В 1923 г. он был закрыт и подвергся изъятию церковных ценностей. Позже была разобрана колокольня и часть ограды. В послевоенный период после длительной реставрации фресковая живопись Успенского собора стала доступна для посетителей открывшегося в нем музея.
Этот спокойный уголок в центре мирской суеты выдерживал удары многочисленных исторических событий, несколько раз был сильно разрушен. Изначальный вид монастыря сильно изменился, но неизменным каждый раз было возрождение обители.
В 1993 г. на старом месте был восстановлен женский Свято-Успенский Княгинин монастырь. При монастыре в настоящее время работает Епархиальное женское училище (подразделение Владимирской духовной семинарии). С 2001 г. в монастыре также находится детский приют, где воспитываются около десятка девочек от 5 до 23 лет, родители которых лишены родительских прав или умерли.
По ходатайству архиепископа Евлогия в 1993 г. в Успенском соборе обители была помещена знаменитая икона XII в. «Богоматерь Боголюбская», православная святыня, признанная памятником федерального значения. Условием передачи Владимиро-Суздальским музеем-заповедником (ВСМЗ) иконы монастырю на временное хранение было установление специальной витрины, которая обеспечивала постоянный благоприятный для иконы температурно-влажностный режим.
Эта древнейшая из икон Владимирской земли считается чудотворной и привлекала к себе большое количество паломников. Однако в 1998 г. из-за сбоев в работе датчиков витрины состояние сохранности памятника стало вызывать тревогу. Икона была перемещена в новую, изготовленную в Германии климатическую витрину. Но в действующем храме даже такие меры не спасли уникальный памятник от разрушения (появилась плесень, отставание красочного слоя, шелушение). Временное хранение иконы Боголюбской Богоматери в Княгинином монастыре закончилось летом 2009 г.
Икона с соблюдением особых мер сохранности была перенесена в специальное помещение реставрационных мастерских ВСМЗ. Было проведено комплексное исследование, на основании которого разработана методика реставрации уникальной иконы, примененная специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. К началу 2016 г. основная фаза научно-реставрационных работ завершена, но по решению Реставрационного совета ВСМЗ будет проведен двухлетний мониторинг за состоянием иконы Боголюбской Богоматери. Поэтому в ближайшие два года уникальная святыня будет закрыта и для верующих, и для ценителей древнерусской живописи.
Святыни монастыря:
Успенский Княгинин монастырь
Успенский Княгинин монастырь во Владимире основала в 1199 году великая княгиня Мария Шварновна, жена великого князя Всеволода Большое Гнездо, или сам князь в 1200 году по настоянию супруги. Поэтому монастырь имеет второе название Княгинин – он с самого начала стал духовным приютом и местом захоронения для княгинь и других знатных женщин. Сегодня это относительно хорошо сохранившийся монастырский ансамбль, совокупность памятников архитектуры и святынь.
Главным храмом монастыря является Успенский собор XVI века. (Владимир издревле был одним из центров культа Богородицы, и не удивительно, что Мария Шварновна назвала «свой» женский монастырь и собор в нем так же, как главный собор Владимира). Женский монастырь вновь действует, представляет большой интерес для паломников и туристов. На его территории прогулки вблизи монашеских келий ограничены. Зато перед входом в ларечке можно купить монастырский хлеб.
Основательница и другие княгини
О национальности основательницы монастыря великой княгини Марии Шварновны нет единого мнения. По одной версии, она была дочерью чешского короля, по другой – ясской (осетинской) княжной. Так или иначе, межнациональный брак оказался счастливым и очень плодовитым, недаром Всеволода прозвали Большое Гнездо. Мария Шварновна родила ему 12 детей. В конце концов, даже она что-то приболела. Поэтому, вероятно, и задумала основать обитель. Незадолго до кончины сама приняла схиму и ушла в свой монастырь, где и скончалась в 1206 году. Ее захоронение в Успенском соборе Княгинина монастыря сохранилось, несмотря на многочисленные перестройки храма – в правой стене алтаря Благовещенского придела, под сводом ниши.
Вслед за Марией Шварновной вечный покой в обители обрели ее дочь, вторая жена Всеволода, обе жены Александра Невского и многие другие знатные женщины. К сожалению, многие захоронения были уничтожены в советское время.
Обитель была влиятельной в допетровские времена. Здесь устроили даже «царицыны хоромы», присмотр за которыми с самого верха возложили на местного воеводу. Хотя местом ссылки цариц, чем-то не угодивших супругам, стал все-таки Покровский монастырь в Суздале, а не Княгинин во Владимире.
Храмы и другие постройки
Одноглавый Успенский собор Княгинина монастыря является главным шедевром XVI века во владимирской архитектуре. Его легко отличить по шлемовидному куполу с восходящими к нему кокошниками. Такой первоначальный вид собор принял после реконструкции в 60‑е годы XX века. На дореволюционных фотографиях запечатлен совсем другой вид этого собора – со скатной крышей и луковичным куполом – результат нескольких перестроек.
Интересно, что Успенский собор стоит на фундаменте более древнего собора времен Марии Шварновны, который был построен не из белого камня, а из тонкого глиняного кирпича – плинфы – и окружен галереями. Считается, что тот, первый собор, пострадал во время набега татар в 1411 году (см. фильм Тарковского «Андрей Рублев»). Поэтому и пришлось возводить, по сути, новый. Во всяком случае, в грамоте Василия III за 1512 год он упоминается как «новый».
В соборе сохранились ценные росписи, выполненные авторитетной московской артелью мастеров под руководством Марка Матвеева в середине XVII века. Более яркими выглядят более поздние росписи.
Вторым храмом на территории монастыря является Казанская трапезная церковь XVII-XVIII веков, построенная также на месте более древней церкви.
Кроме Успенского собора и Казанской церкви охраняемыми памятниками архитектуры считаются настоятельский корпус, трапезная (отдельное сооружение), более 30 келий, здание церковно-приходской школы, сторожка-просфорня, ограда с воротами.
На территории монастыря было и кладбище. От него осталась только могила инженера и деятеля профессионального образования Дмитрия Советкина, да и та восстановлена в приблизительном месте.
Святыни
Главными святынями Успенского монастыря считаются знаменитая Боголюбская икона Богоматери, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы, и мощи святого мученика Авраамия Болгарского, которые были перенесены сюда в 1230 году при князе Юрии Всеволодовиче.
После революции мощи Авраамия были вскрыты спецкомиссией и отправлены в музей. Сейчас ковчежец с ними снова можно увидеть в Успенском соборе Княгинина монастыря.
Боголюбская икона сильно пострадала от времени и неблагоприятных условий. Реставраторы давно пытаются спасти древний образ. В 1992 году с возрождением монастыря икону было вернули в Успенский собор, и она привлекла массу верующих. Но в 2009 году в связи с ухудшением состояния образ снова пришлось забрать в музей на реставрацию – необходимы особые условия хранения.
«Поселок Воровского» и музей атеизма
В советское время монастырский ансамбль превратился в… поселок имени Воровского в черте города.
Постройки использовались под разные нужды. В Успенском соборе был зерносклад, потом спецмастерская. В конце 50‑х его передали музею-заповеднику, и после реконструкции там был устроен Музей православия и атеизма! Время было такое – без атеизма музей православия не прошел бы идеологический фильтр тогдашних властей.
Возобновление
Возрождение обители началось в 1992 году, когда прибыли первые монахини. Успенский собор был освящен еще в 1991 году.
С тех пор в монастыре открылись епархиальное женское училище, где готовят регентов церковного хора, псаломщиков, катехизаторов и преподавателей воскресных школ; приют для девочек, а также иконописная мастерская. В обители сейчас около 30 монахинь.
Восстановлено историческое название улицы Девической, которое дали ей в честь насельниц Княгинина монастыря (с 1927 года называлась Красномилицейской).
Около стены монастыря в 2005 году установлен памятный знак о закладке жилищно-гостиничного и офисного комплекса в рамках проекта инвестиционных программ РПЦ. Однако этот проект пока не осуществлен.