кодирование информации 5 класс задания
Контрольная работа 5 класс по теме «Кодирование информации»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
«IQ и EQ как основа успешного обучения»
5 класс. Контрольная работа.
Отметь на координатной плоскости точки, а затем соедини их в заданной последовательности.
1(5, 1),2(6, 2), 3(6, 3), 4(5, 6), 5(4, 7), 6(5, 8), 7(6, 8), 8(8, 9), 9(9, 9), 10(7, 8), 11(9, 8), 12(7, 7), 13(7, 6), 14(9, 6), 15(11, 5), 16(12, 3), 17(12, 2), 18(13, 3), 19(12, 1), 20(7, 1), 21(8, 2), 22(9, 2), 23(8, 3), 24(6, 1), 25(5, 7)
Задание 3
Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученную шифровку
Нь обфшймйтэ лпейспгбуэ!
Отметь на координатной плоскости точки, а затем соедини их в заданной последовательности.
1(3, 1),2(3, 2), 3(4, 3), 4(4, 6), 5(3, 7), 6(4, 10), 7(2, 10), 8(1, 11), 9(1, 12), 10(3, 12), 11(3, 14), 12(4, 14), 13(5, 15), 14(5, 14), 15(6, 13), 16(6, 10), 17(7, 9), 18(12, 9), 19(13, 8), 20(14, 9), 21(13, 9), 22(12, 10),
23(13, 11), 24(14, 11), 25(15, 10), 26(15, 8), 27(14, 7), 28(13, 7), 29(13, 2), 30(12, 1), 31(11, 1), 32(11, 2), 33(12, 3), 34(11, 6), 35(6, 6), 36(6, 2), 37(4, 12)
Задание 3
Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученную шифровку
Нь фнёён еёлпейспгбуэ.
Отметь на координатной плоскости точки, а затем соедини их в заданной последовательности.
1(5, 1),2(1, 1), 3(1, 2), 4(5, 6), 5(4, 10), 6(3, 11), 7(4, 11), 8(4, 12), 9(5, 13), 10(6, 13), 11(8, 11), 12(8, 16), 13(12, 20), 14(13, 20), 15(14, 15), 16(12, 11), 17(14, 8), 18(15, 8), 19(18,10), 20(18, 3), 21(13, 6), 22(9, 4), 23(5, 11)
Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения буквой, стоящей через букву следующую после неё. Например: слово ЁЛКА будет зашифровано как ДЙИЮ
Декодируйте полученную шифровку
Оэ пвхщкнкую мрёктрдвфю!
Отметь на координатной плоскости точки, а затем соедини их в заданной последовательности.
1(1, 8),2(3, 12), 3(3, 13), 4(2, 13), 5(3, 14), 6(3, 15), 7(4, 16), 8(6, 16), 9(7, 14), 10(6, 12), 11(7, 11), 12(8, 11), 13(10, 15), 14(11, 16), 15(23, 15), 16(16, 12), 17(14, 9), 18(22, 7), 19(21, 6), 20(17, 6), 21(11, 1), 22(7, 1), 23(3, 3), 24(4, 14).
Задание 3
Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения буквой, стоящей через букву следующую после неё. Декодируйте полученную шифровку
Например: слово ЁЛКА будет зашифровано как ДЙИЮ
Оэ хожжо ёжмрёктрдвфю.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Применение облачных сервисов в педагогической практике учителя (практический курс)
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Контрольная работа имеет 4 варианта.
Задания контрольной работы касаются всех видов кодирования. Кодирование графической информации, Использование шифров при кодировании и ребусы.
Контрольная работа рассчитана на весь урок.
После выполнения работы, ребенок сразу может понять правильно ли он выполнил задание. (у него получится фраза, слово и рисунок)
Номер материала: ДБ-482249
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате
Время чтения: 1 минута
В московских школах, где будут участки для выборов, организуют выездные занятия в музеях
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Amazon оплатит своим сотрудникам обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения определило 17 сентября в школах рабочим днем
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки предлагает дифференцированный подход к аккредитации вузов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Кодирование текстовой информации (5 класс)
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
«IQ и EQ как основа успешного обучения»
Занимательные задачи по кодированию
Дана кодовая таблица флажковой азбуки.
Старший капитан Лом сдаёт экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст :
Вася Троечкин очень увлекается компьютером и любит иногда похвалиться этим. Полина Пятерочкина решила проверить его знания и написала ему письмо.
«Вася! Помоги мне найти слова, полученные с помощью пляшущих человечков.
Что эти слова могут обозначать:
код для изменения хода компьютерной игры;
код для бесплатного Интернет;
способ кодирования информации;
сленг для общения хакеров?
Для расшифровки сообщения, Вася решил воспользоваться кодовой таблицей пляшущих человечков, помоги Васе перевсти послание и ответить на вопросы Полины.
Задача про собаку
Ребусами записано условие задачи о собаке. Реши задачу.
,
,
?
Несколько дней назад некоторые из землян получили загадочное электронное послание. Известно, что оставлено оно было жителями черно-белой планеты, которые хотят подружиться с землянами. Используя кодовую таблицу, помогите расшифровать это сообщение.
“ Изучаем индейские письмена”.
Однажды одна группа ученых обнаружила камень, на котором было что-то написано.Помоги ученым перевести вот эту надпись на камне:
.
,
,
.
,
,
.
Используй для перевода индейский алфавит, который ученые уже расшифровали.
Незнайка и компьютер
Незнайка решил изучать информатику и учиться работать на компьютере, но у него возникли трудности. Помогите Незнайке расшифровать сообщение Компьютера и подружиться с ним.
Урок информатики по теме «Кодирование информации». 5-й класс
Класс: 5
Кодирование информации, 5 класс, 12 урок.
Данный урок является текущим по программе. На данном уроке, идет знакомство с информационным процессом – кодирование информации.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу «Информация вокруг нас» и на практике показать учащимся способы кодирования информации.
Основным методом при реализации образовательных задач, является иллюстративно – объяснительный. Для стимулирования мыслительной деятельности учащихся их внимание акцентируется на теме в ходе диалога, кроме того, используются наглядные методы обучения (презентация подготовленная в NoteBook). При закреплении используется работа в парах и индивидуальная работа на персональном компьютере с использованием программных средств. Домашнее задание направлено на развитие познавательного интереса к данной теме и предмету в целом.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Основные понятия: условный знак; код; кодирование.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Кодирование информации» (Приложение 1, выполнено для интерактивной доски в программе-notebook), раздаточный материал: таблицы с азбукой Морзе, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
(Приложение 1,страница 2)
– Прочтите эпиграф нашего урока: «Если человек не знает, к какой пристани он идет, то ни какой ветер не будет ему попутным!» Автор этих слов Луций Аней Сенека, римский философ, который родился в 4 году до н.э.
– Как вы понимаете это высказывание?
– Актуально ли оно в настоящее время?
– Я желаю вам попутного ветра в приобретении новых знаний.
II. Проверка домашнего задания.
– Кто приступил к выполнению задания под звездочкой *Р.Т. №5 с.6?
– Скажите где вы взяли материал для ответов? (учебник истории)
III. Индивидуальная работа по карточкам и тест на ПК.
Учителем назначается консультант – тот ребенок, который на предыдущем уроке выполнил задания на отлично. В результате четверо ребят получают отметки.
Консультант | |
Тест | Приложение 2 |
Карточка 1 | Приложение 3 |
Карточка 2 | Приложение 4 |
IV. Проверка усвоения изученного материала.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на предыдущих уроках.
Сопоставить человека и компьютер (страница 5)
Человек | ПК | |
Получение информации | Органы чувств | Устройства ввода |
Обработка информации | Мозг | Процессор |
Хранение информации | Память | Жесткий диск |
Передача | Жесты, голос, мимика | Устройства вывода |
Кто работал на карточках, сдаем их консультантам.
V. Постановка проблемы.
– Дорогие ребята! Приглашаю вас в прекрасную страну. Чтобы узнать ее название, давайте обратим внимание на следующую страниц (страница 6). Эта девочка пытается нам что-то сказать. Как вы думаете, что она хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 5, показывает, что всё хорошо, передает привет)
Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано).
– Тема нашего урока (открывается часть шторки)
– Ничего не понимаю? Кто может прочесть? Что произошло со словом? (закодировано).
(Открывается правая часть шторки и дети разгадывают слово – кодирование)
– Запишите тему нашего урока «Кодирование информации». Работа ведется в тетради по карте урока (Приложение 5)
VI. Физминутка на основе §3.6. Материал для любознательных.
Игра. Покажите с помощью жестов:
а) просьбу сохранять молчание; погрозите; покажите важность темы (указательным пальцем);
б) удивление, сомнение (пожиманием плечами);
в) несогласие, согласие (движением головы).
VII. Изучение новой темы.
– Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование (Приложение 5) и (страница 7)
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).
Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется. (Прилож. 5)
Существует три основных способа кодирования информации (страница 8):
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так
Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе (страница 13).
Существует целая наука криптология, которая изучает шифры, способы шифрования (страница 14).
– А где могут пригодиться вам эти знания?
VIII. Закрепление новой темы.
А теперь разделимся на команды по 4 человека. работаем в группах, расшифровываем закодированную информацию.
Каждая группа получает задание:
1 группа. С помощью азбуки Морзе. (Приложение 6)
2 группа. С помощью цифрового кода.( Приложение 7)
3 группа. С помощью морской семафорной азбуки. (Приложение 8)
4 группа. С помощью графических символов. (Приложение 9)
– Сообщите информацию, которую несет ваша карточка.
IX. Практическая работа за ПК.
(Приложение 10)
X. Итог урока.
– Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что мы с вами сегодня успели сделать, над какой проблемой поработали:
XI. Домашнее задание.
§ 1.6 учебника, Задания РТ: №15 – №19.
* (по желанию) Закодировать свое имя, используя азбуку Морзе и шифр Цезаря
Урок информатики по теме «Кодирование». 5-й класс
Класс: 5
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА
Образовательная – показать учащимся многообразие окружающих человека кодов, отметить роль кодирования информации, научиться кодировать и декодировать информацию, показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов.
Развивающая – развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения использовать дополнительную литературу
Воспитательная – воспитывать культуру общения, усидчивость.
Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование – мультимедийная установка, презентация, рабочие листы для учащихся, будильник.
Основные термины и понятия: код, кодирование информации, декодирование информации.
Умения и навыки: умение выполнять кодирование и декодирование информации.
Дидактическая цель
Виды деятельности учащихся
1
2
3
4
5
6
7
Рефлексия
8
ХОД УРОКА
1. Приветствие.
Вы такие молодцы, на урок ко мне пришли.
Не забыли про тетрадки, учебник, ручка все в порядке?
Начинаем мы урок, чтобы все успеть нам в срок.
Проверка готовности класса к уроку, определение отсутствующих учащихся на уроке.
2. Проверка знаний учащихся
Чтоб проверить правильность домашнего задания,
На рабочий лист нужно обратить внимание.
Ошибки в задании – вмиг исправить,
Кто выполнит, тому пятерку можем поставить.
(Учащиеся выполняют задание №1 в “Рабочем листе”)
3. Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов.
Задача 1. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос?
(Ухо – звуковую, глаз – зрительную, нос – обонятельную);
Задача 2. Какую информацию воспринимает ухо, глаз и язык?
(Ухо – звук, глаза – цвет и размер, язык – сладкое и кислое);
Задача 3. (Демонстрирует слайд 1)
Является ли это изображение информацией?
Какой же вид информации представлен на экране.
1) 2)
Расшифруйте ребус (выполняют задание 2 в “Рабочем листе”)
Мы с вами расшифровали слово “КОД”. Так как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Тема нашего урока – Кодирование информации
Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию.
Для начала давайте с вами познакомимся с основными понятиями нашего урока
Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. Ребята, чтобы не терять время в рабочем листе есть эти определения. Дома необходимо будет переписать их в тетрадь.
– Ребята с помощью чего записывают музыку на бумагу? (С помощью нот).
– То есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку.
Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. Существует несколько способов кодирования информации
Числовой способ – с помощью чисел. (На каких уроках мы применяем числовое кодирование?) Математика.
Символьный способ – информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст. (На каких уроках мы применяем символьное кодирование?) Русский язык, литература.
Графический способ – информация кодируется с помощью рисунков или значков. (На каких уроках мы применяем графическое кодирование?)
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте вспомним, когда используют кодирование информации.
На дорогах с помощью чего кодируют информацию?
(С помощью дорожных знаков и разметки)
Код используется для оценки знаний в школе (Число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих).
Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква “А” имеет двоичный код 11000000, а цифра “254” – 11111110. Этот код называется двоичным. Это главный код информатики.
– Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной и флажковой азбуки.
– Ребята, а кто знает, что изображено на этом слайде? (После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель объясняет).
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. “Буквы” этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.
4. Физкультминутка.
Давайте передадим информацию закодированную действиями и словами.
Я говорю а вы жестом показывают нужное движение (действие):
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем– в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь
Учитель: закодируем слово загадка при помощи цифр
Учитель: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами.
Что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию. Задание выполняется в рабочем листе.
Давайте с вами попробуем кодировать и декодировать информацию самостоятельно, каждый в своем рабочем листе.
1. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:
12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15.
(Ответ: кукушку кукушонку сшила капюшон)
2. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:
а) колос, мебель, таракан;
б) молоко, нерест, таракан;
в) кора, лото, боксер;
г) баран, рана, банщик;
д) монета; лошадь, корова
3. Расшифровка сообщения на доске:
С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова – “молодец”;
С помощью азбуки Морзе зашифрованы слова – “сканер”;
С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова – “школа”;
4. Раскодировать ребус на доске (Расшифровка ребуса: информация, столица, восемь).
7. Закрепление изученного на уроке.
Обсуждение с учащимися темы урока, новыми понятиями. Какие способы кодирования они применяли при разгадывании планет? Какой способ им больше всех понравился? Закодируйте свое имя этим способом!
Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с помощью нуля и единицы, как это принято в информатике. Если да, то поставьте на своем рабочем листе, в низу страницы в маленьком квадратике цифру “1” если вам понравился урок, если нет, то “0”.
Выставление оценок за работу на уроке.
8. Домашнее задание.
Объяснение выполнения домашнего задания.
§1.6 стр 25-28, РТ: №14-19 стр.17-23
Загадайте слово и придумайте собственный способ кодирования: графический (с помощью картинок или знаков), числовой (с помощью чисел) или символьный (с помощью букв).