кодирование вопросов в анкете или интервью проводится в целях

Социология. Тест 58

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Понятие «открытый вопрос» в социологическом опросе означает
вопрос, который не получил ответа
вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответов
вопрос, сформулированный предубежденным образом
вопрос, на который можно ответить как угодно

2. Кодирование вопросов в анкете или интервью проводится в целях
сокрытия подлинного замысла исследователя от респондента
облегчения статистической обработки, а также компьютерного ввода данных
упорядочения получаемой первичной информации
помощи респонденту в понимании подлинного замысла иссле­дователя

3. В основе классификации данных социологического исследования лежит
группировка данных по заданному признаку
расположение данных в ранжированном ряду
занесение данных в заранее заготовленные таблицы
расстановка статистических данных по различным кластерам

4. Под вероятностной выборкой понимают
выборку, в которой рассчитывается вероятность совпадения по­лученных результатов с тем, что есть на самом деле
совокупность полученных данных, имеющих определенную степень достоверности
выборку, для которой все элементы в популяции имеют одина­ковую и заранее известную вероятность быть отобранным в ее состав
подбор респондентов в соответствии с общим замыслом иссле­дования

5. Репрезентативностью социологического исследования называ­ется
величина, характеризующая объем и масштабы исследования
понятие, определяющее надежность и достоверность получен­ных данных
степень согласованности выдвигаемых предположений с гос­подствующей социологической парадигмой
совокупность свойств выборочной совокупности, позволяющих ей на момент опроса выступать в качестве «представителя» ге­неральной совокупности

6. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором
условия, в которых протекает наблюдаемый процесс, задаются исследователем
наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблю­даемыми объектами и принимает участие в их деятельности
исследователь разъясняет участникам процесса цели и задачи исследования, тем самым «включая» их в качестве участников
исследователь определяет заранее, какие именно элементы изу­чаемого процесса, явления должны быть включены в наблюде­ние

7. Патефонные пластинки начала века послужат источником первичной социологической информации при использовании следующего метода
опрос
наблюдение
анализ документов
эксперимент

8. Непосредственное участие социолога в работе рабо­чей бригады послужит источником первичной социологической информации при использовании следующего метода:
опрос
наблюдение
анализ документов
эксперимент

9. В ходе социологического опроса выявляются
данные о социально-демографической структуре выборочной совокупности
объективные распределения норм и ценностей в выбранной по­пуляции
документальные отображения фактов социальной реальности
субъективные мнения людей, которых называют респондентами

10. Если вам необходимо произвести систематическую выборку объе­мом в 100 человек, а список генеральной совокупности насчитыва­ет 12 967 человек, то шаг выборки будет равен
100
130
150
200

11. Суть эмпирической социологии состоит в
составлении анкет, их сортировке и последующей статистиче­ской обработке
изучении и описании методов сбора первичной социологиче­ской информации, ее обработки и анализа
составлении выводов и практических рекомендаций для приня­тия оптимальных управленческих решений
подготовке специалистов по сбору первичной социологической информации

12. Верным является суждение
Наблюдение бывает контролируемым и бесконтрольным
Одна из отличительных черт социологического опроса — количест­во респондентов (объем выборочной совокупности)
Перепись населения — разновидность сплошного опроса
В социологической анкете респондент всегда обязан указать свои фамилию, имя и отчество

13. Словарь переменных — это
толкование значений каждой из переменных исследования с со­поставлением определений различных авторов
логический анализ смысла вопросов
сводная таблица переменных исследования с указанием тех возможных значений, которые может принимать каждая из них, кодов, указанных в анкете, а также номеров позиций, которые занимает данная переменная в строке матрицы базы данных
исследовательская интерпретация смыслового значения исполь­зуемых понятий

14. Модальной категорией в линейном распределении называется
разновидность способа заполнения рядов распределений
то значение переменной, которое встречается среди данных наи­более часто
то значение переменной, которое встречается среди данных наи­менее часто
наименование заголовка таблицы

15. Укажите, по какой шкале выстроены наборы вариантов ответов на следующий вопрос анкеты, применявшейся в одном из опро­сов:
«Вы принимали участие в выборах губернатора летом этого года?
А) да
Б) нет
в) не помню»
номинальная
интервальная
ранговая
метрическая

Источник

Какой из перечисленных типов вопросов социологической анкеты не является таковым?

Что НЕ включает себя программа социологического исследования?

1. гипотезы исследования

2. характеристика объекта исследования

3. смета исследования*

4. концептуальная схема исследования

Что включает в себя программа социологического исследования?

1. договор на проведение социологического исследования

2. обоснование целей исследования*

3. инструкцию интервьюерам

4. обработку базы данных исследования

8. Кодирование вопросов и вариантов вопросов в анкете проводится с целью:

1. сокрытия подлинных целей исследования от респондента

2. упорядочивания получаемой первичной информации

3. облегчения статистической обработки и компьютерного ввода данных*

4. расчёта стоимости проводимой интервьюером работы

9. Гипотеза в социологическом исследовании – это:

1. предположение о том, как обстоят дела в действительности*

2. описание процедуры сбора данных

3. предположение о поведении респондентов во время опроса

4. выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки

10. Самым распространенным методом сбора социологической информации в настоящее время является:

1. анализ документов

3. групповой анкетный опрос

Какой из перечисленных методов сбора социологической информации является качественным?

3. телефонное интервью

12. Социометрический метод применяется с целью:

1. анализа общественного мнения в малой социальной группе

2. анализа деловых и межличностных отношений в малой социальной группе*

3. анализа деловых и межличностных отношений в обществе

4. анализа социальных отношений между людьми

Какой из социологических методов не предполагает анонимность респондентов?

1. индивидуальное интервью

14. Репрезентативностью социологического исследования называется:

1. свойство выборочной совокупности отражать основные параметры генеральной

2. «непрезентабельность» полученных результатов исследования

3. количество реально опрошенных в ходе исследования респондентов

4. надёжность применяемых в ходе опроса методов сбора информации

15. Вопросы социально-демографического блока необходимо располагать:

1. в самом начале анкеты

2. в самом конце анкеты*

3. не имеет значения

4. на протяжении всей анкеты

16. Вопросы, в формулировке которых прямо или косвенно представлена позиция большинства людей, называются:

2. социально обусловленными

17. Негативизм основан на стремлении респондента:

1. оценивать себя в хуже, чем это есть на самом деле*

2. оценивать поведение других людей в худшем свете

3. негативно оценивать личность интервьюера

4. испортить результаты опроса

18. Наличие в выборке точной модели генеральной совокупности характеризуется понятием:

19. «Вас часто обижали одноклассники»? – это вопрос:

20. Количество вопросов на измерение искренности в анкете должно быть:

21. При заполнении анкеты респонденты чаще всего актуализируют образ:

3. «Я» глазами других»

4. «настоящего социального идеального «Я»*

Что из перечисленного может подвергаться контент-анализу?

4. надписи на партах

5. всё перечисленное*

23. Чаще без внимания остаются варианты ответов, расположенные:

1. в начале списка вариантов

2. в конце списка вариантов

3. в середине списка вариантов*

4. в начале и в конце списка вариантов

24. Социометрическая методика НЕ применяется:

1. в конфликтных группах*

2. в группах численностью меньше 30 человек

3. в группах, имеющих опыт совместной деятельности более 6 месяцев

4. в группах со смешанным возрастным составом

На какие типы вопросов респонденты отвечают с меньшей охотой и желанием?

1. закрытые вопросы

2. полуоткрытые вопросы

3. открытые вопросы*

Какие из перечисленных методов сбора социологической информации неприменимы для анализа общественного мнения населения города?

4. групповой анкетный опрос*

5. раздаточная анкета

Какие из перечисленных методов сбора социологической информации применимы для анализа общественного мнения населения города?

4. групповой анкетный опрос

5. раздаточная анкета*

Какой из методов сбора социологической информации является наиболее объективным при анализе содержания средств массовой информации?

1. метод фокус-групп

2. массовые опросы общественного мнения

Какой из перечисленных типов вопросов социологической анкеты не является таковым?

Источник

Репрезентативностью социологического исследования называется:

1) величина, характеризующая объем и масштабы исследования

2) понятие, определяющее надежность и достоверность полученных данных

3) степень согласованности выдвигаемых предположений с господствующей социологической парадигмой

4) свойство выборочной совокупности, позволяющее ей на момент опроса выступать “представителем” генеральной совокупности

2. Важнейшим преимуществом опроса перед другими типами прикладных социологических исследований является:

1) более высокая степень достоверности получаемых результатов

2) простота формирования инструментария

3) широта охвата разнообразнейших сфер социальной практики

4) возможность быстрой и непосредственной проверки выдвинутых гипотез

3. Квотной выборкой называется такой вид выборочной совокупности, при котором:

1) отбираемые объекты представляют собой группы или кластеры более мелких единиц

2) применяются процедуры поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе, становится исходной для отбора на следующем

3) выборочная совокупность формируется на основе статистических сведений об определенных (преимущественно социально-демографических) характеристиках элементов генеральной совокупности

4) отбору предшествует процедура разделения исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупности

Под вероятностной выборкой понимают

1) выборку, формируемую на основе статистических сведений – преимущественно о социально-демографических характеристиках генеральной совокупности

2) выборку, в которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую, заранее заданную вероятность попасть в состав выборочной совокупности

3) выборку, построенную с помощью процедуры поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе, становится исходной для отбора на следующем

4) любую выборку, цель которой состоит в получении совокупности, репрезентирующей генеральную

К какому из следующих определений применимо понятие “закрытый вопрос”?

1) вопрос, получивший только один ответ из ряда предлагаемых вариантов;

2) вопрос, на который не существует ответа;

3) вопрос, на который предлагается несколько альтернативных вариантов ответов

4) вопрос, который респондент “закрывает” самостоятельно, т.е. дает ответ без помощи анкетера

6. Если вам необходимо произвести систематическую выборку объемом в 100 человек, а список генеральной совокупности, насчитывает 12867 человек, то шаг выборки будет равняться:

В комплексе методов сбора социологических исследований наибольшей популярностью пользуется

2) анализ документов

8. Ниже приведены суждения. Одни из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то вы отвечаете “да”. Если вы считаете, что суждение неправильное, то отвечаете “нет”:

суждение
Выборочная совокупность всегда больше генеральной.
Характер ответа может быть “подсказан” характером формулировки вопроса.
Одной из главных опасностей при формулировании вопроса является его двусмысленность.
Любое эмпирическое исследование завершается созданием обобщенной теории.
Наблюдение бывает контролируемым и неконтролируемым.
Связь конкретных признаков обычно устанавливается при статистической обработке первичной информации.
Одна из отличительных черт социологического исследования – количество опрошенных.
В социологической анкете респондент всегда обязан указать свои фамилию, имя, отчество.
Перепись населения – разновидность сплошного опроса.
Выборочная совокупность – это увеличенная копия генеральной.

9. Кодирование вопросов в анкете или интервью проводится в целях:

1) сокрытия подлинного замысла исследователя от респондента

2) облегчения статистической обработки, а также компьютерного ввода данных

3) упорядочения получаемой первичной информации

4) помощи респонденту в понимании подлинного замысла исследователя

10. Открытый вопрос в социологическом опросе – это:

1) вопрос, который не получил ответа;

2) вопрос, на который респондент дает ответ в свободной форме, на языке собственных мыслей

3) вопрос, сформулированный предубежденным образом

4) вопрос, оставшийся без ответа

Глава 4. ПОЛЕВОЙ ЭТАП

Плохая им досталась доля –

Немногие вернулись с поля…

Надо сказать, что само понятие “полевого этапа” широко применяется в практике исследовательской деятельности в тех научных дисциплинах, которые в качестве исходной базы для анализа и теоретических выводов черпают данные из наблюдений за окружающей их практической реальностью. Например, геологи четко подразделяют всю свою деятельность на два главных этапа:

а) полевой, в ходе которого поисковики, передвигаясь по заданному маршруту, по определенной методике собирают образцы пород, прикрепляя к ним ярлыки и делая соответствующие отметки на карте, не имея пока возможности сделать достаточно полные выводы о том, каков именно будет полученный конечный результат;

б) камеральный (от “камера” – помещение) – это время, когда в поле не пройти, и когда они – также по заранее продуманной, тщательно разработанной методике – тщательно сортируют, упорядочивают собранные в поле образцы, делают химические и иные анализы, а в конечном счете – выводы о содержании в недрах изучаемого района интересующих их минералов, об их размещении, насыщенности залежей, возможностях индустриальной разработки и т.п.

Аналогичные подходы, строго говоря, присущи и многим другим научным дисциплинам, в том числе изучающим жизнь общества в различных ее аспектах и проявлениях и использующих при этом в качестве исходного материала для последующей теоретической разработки фактический эмпирический материал – антропологии, этнографии, археологии, фольклористике и т.д. Поэтому вполне закономерно, что и в эмпирической социологии этап массового сбора первичной социологической информации также называется “полевым”.

Независимо от того метода сбора информации, который вы изберете для своего эмпирического исследования, можно было бы, вероятно, выделить такие структурные элементы полевого этапа, которые следовало бы принимать во внимание при его планировании: (1) учет ресурсов, имеющихся в распоряжении исследователя; (2) подготовка ассистентов (интервьюеров, анкетеров); (3) оптимальная расстановка этих ресурсов, то есть организация их; (4) график – размещение во времени тех практических шагов, которые нужно проделать для сбора первичной информации. Ниже мы попытаемся кратко коснуться некоторых особенностей этих моментов в зависимости от выбранного метода сбора информации.

Менеджмент полевого этапа

Под ресурсами мы понимаем те средства, которые имеются в распоряжении исследователя для проведения полевого этапа. Прежде всего, необходимо иметь определенную группу помощников. В состав исследовательской группы могут входить, помимо самих исследователей, анкетеры, интервьюеры, наблюдатели, операторы по компьютерному вводу (“набивке”) первичной социологической информации. Если группа формируется достаточно большая, и ее приходится разбивать на несколько подгрупп, целесообразно назначить еще и менеджеров полевого этапа, которые будут, в соответствии с рассчитанной выборкой, разрабатывать конкретные маршруты и точки наблюдения, проводить инструктажи, собирать заполненный инструментарий, вести учет и т.п. Хотя на практике – в особенности при сравнительно небольшой численности группы – в качестве такого менеджера обычно выступает сам исследователь.

В то же время нельзя не учитывать, что некоторые виды исследований требуют весьма основательной подготовки, связанной именно с данным конкретным исследованием. Автору этих строк в 1993 году довелось участвовать в качестве полевого интервьюера в исследовании, которое было организовано Мировым банком реконструкции и развития. Темой исследования был опрос руководителей крупных предприятий в трех городах России с целью изучения их мнения о различных сторонах подготовки корпуса менеджеров и развития бизнес-образования. В состав группы – в качестве интервьюеров – входили профессиональные социологи (в том числе из Института социологии РАН). Семинар интервьюеров, участвовавших в этом опросе, проводился в течение трех полных рабочих дней. Вначале совместными усилиями, с использованием элементов “мозгового штурма”, был разработан план интервью. После чего участники группы разбились по парам и по очереди изображали процедуру интервьюирования (один был интервьюером, другой – респондентом). После каждого очередного “интервью” проводился “разбор полетов” – с оценкой возможных ошибок, промахов, возникновения непредусмотренных ситуаций, с хронометражем и т.п. Благодаря такой тщательной предварительной подготовке, насколько я помню, проведение интервью в реальной обстановке не вызвало никаких затруднений – все они прошли четко, без сбоев, как отлаженный часовой механизм.

Впрочем, в данном случае речь шла о подготовке “полевиков” для так называемых элитных интервью, а они по своему характеру обычно отличаются от жестко структурированных стандартизованных форм социологического опроса, которые используются чаще всего с помощью формализованной анкеты. Вообще роль интервьюера обычно значительно ответственнее и квалифицированнее в сравнении с теми функциями, которые исполняет анкетер. Поэтому к интервьюерам предъявляются более высокие требования, подготовка их занимает больше времени, а оплата их труда, как правило, бывает на порядок выше в сравнении с оплатой анкетеров. Можно сказать, что если анкетер берет количеством, то интервьюер – качеством. В то же время, если говорить о разделении ролей исследователя и интервьюера, последний не только не обязан быть профессиональным социологом, но, как считают некоторые авторы, даже лучше, если он не будет таковым. Иначе может возникнуть опасность, что при недостаточно хорошей информированности о целях исследования интервьюер может начать действовать излишне самостоятельно, пытаясь по своему усмотрению “улучшить” результаты исследования.

Основные требования к участникам полевого этапа таковы. Прежде всего, они должны уметь входить в контакт с любыми людьми, уметь располагать к себе и побуждать собеседника к искренности. Второе требование можно было бы сформулировать так: добросовестность и скрупулезность. Добросовестность требуется для того, чтобы анкетер строго соблюдал все требования, предъявляемые к нему по условиям опроса: следование заданному маршруту, соответствие характеристик каждого последующего респондента характеристикам выборки, определенным в соответствующей матрице. Анкетеру необходимо на веру принимать все предписания руководителей опроса и свою анкету. Иногда это требует и наличия такого качества, которое Элизабет Ноэль называет “моральной стойкостью”. Дело в том, что, скажем, поиск последних респондентов, отвечающих всем требованиям квоты, по которой проводится опрос на данном маршруте, может потребовать весьма серьезных усилий и времени.

Следует отметить, что анкетеру (а тем более интервьюеру) ни в коем случае не следует демонстрировать, что он занят важным государственным и научным делом, и поэтому все просто обязаны оказывать ему всемерное содействие, или стремиться произвести такое впечатление на респондента. Ведь на самом-то деле респондент, соглашаясь принять участие в опросе, делает вам одолжение, и к нему следует относиться с подчеркнутым уважением и участием. Практика показывает: решающее значение имеет первое впечатление, которое произведет анкетер на респондента, сумев проявить подлинный человеческий интерес к опрашиваемому, в дальнейшем же все пойдет значительно легче. Многие американские исследователи делают особый акцент на том, насколько важно находиться в состоянии эмпатии [82] [6] с респондентами для понимания значения произносимого ими и на оценке степени их искренности и готовности сотрудничать с интервьюером или анкетером.

Анкетеру необходимо в максимальной степени воздерживаться от советов по характеру заполнения ответов на вопросы анкеты. Он должен ограничиваться лишь разъяснением техники заполнения и – в необходимых случаях – непонятных терминов и выражений. В противном случае получаемая информация будет искажена эффектом предубежденности и подсказки. Вообще следует принимать меры, чтобы личность интервьюера или анкетера оказывала как можно меньшее влияние на респондента.

Источник

Словарь терминов по прикладной социологии

Тесты для оценки качества знаний по социологии для студентов экономического, юридического и факультета «Социальная работа«.

Вариант 1.

1.Первичным фактором общественного прогресса ______считал умственное и духовное развитие человека Ответ: О.Конт

2.Согласно Т.Парсонсу поддержку мотивации руководителей при исполнении ролей, устранении скрытых напряжений обеспечивает ____ Ответ: система социального контроля

3.Согласно концепции_________ социальное действие включает в себя четыре элемента: актор, мотив,цель,действие, результат.Ответ:Парсонса Т.

5.Задачей социологии согласно Парсонсуявляется анализ общества как системы функционально связанных переменных Ответ: Парсонс Т.

7.Классической теорией социального действияв мировой социологии является социология ______ Ответ: Макса Вебера

8.Согласно правилам «справедливого обмена», сформулированного _____ можно объяснять различные типы социального поведения людей.Ответ: Хоманс

9.Термин «социальный контроль» в социологии впервые использовал ____ Ответ:Г.Тард.

Ответ: социальные изменения.

14.Крупные предприниматели и ответственные чиновники входят в ____ слой. Ответ: субэлитный.

15.Статус безработного, если он получен недобровольно, а в результате массового сокращения производства,экономического кризиса считается:___________Ответ: смешанным.

16.Юридическое закрепление за каждой группой прав и обязанностей характерны для _______ стратификации.Ответ: сословной.

17.Г.Блумер определял ______ как усредненную агрегацию индивидов, разобщенных и анонимных. Ответ: массу.

18.Число индивидов или соц.слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенные промежутки времени называют ______ Ответ: объемом мобильности.

19.Теорию социальных измененийкак процесс смены социокультурных систем разработал _____ Ответ: П.Сорокин.

20.Насильственный захват власти руководителями массовых социальных движений с целью осуществления глубоких преобразований называется ______.Ответ: революцией.

21.Согласно концепции И.Валлерстайна страны Западной Европы входят в _______ мировой системы. Ответ: в ядро.

22.Стремление создать «наилучшее общество» характерно для _______ социального движения.Ответ: утопического.

23.Рассеянное в пространстве множество людей, которые обладают сходными интересами в отношении некоторого объекта, это _______ Ответ: общественность.

25.К дефектарным потребностям А.Маслоу относил потребности в ______ Ответ: в принадлежности.

26.Эстрадная музыка является примером _______ культуры.Ответ: массовой культуры.

27.Автором первой договорной теории происхождения государства был ____ Ответ: Т.Гоббс.

28.Согласно ______ ключевым аспектом социологии является изучение ценностей и убеждений, лежащих в основе человеческого поведения.Ответ: Вебер.

29.По Р.Дарендорфу, источником конфликтов человеческих интересов является ______ Ответ: перераспределение власти.

30.Блумер определил _________ как усредненную агрегацию индивидов, разобщенных и анонимных. Ответ: массу.

31.Когда человек оправдывает свое криминальное поведение трудными жизненными обстоятельствами, он использует ______Ответ: рационализацию.

32.Классовую борьбы считал движущей силой общества _____ Ответ:К.Маркс.

33.Тип девиантного поведения, согласно концепции Р.Мертона, предполагающий согласие с целями, но отрицающий социально одобряемые средства их достижения, называется ____ Ответ: инновацией.

34.Стремительное распространение единого психического состояния на всех участников коллективного действия Г.Лебон определил как _____ Ответ: заражение.

35.Согласно концепции Э.Шилзасущественными признаками общества являются ______ Ответ: наименования.

36.Автором концепции явных и латентных функций социальных институтов является _____ Ответ: Р.Мертон.

Вариант 2.

1.Особый метод соц.интервью это ______ Ответ: фокус-группа.

2.Вопрос социологической анкеты, в которой несколько вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один это _____ Ответ: закрытый вопрос.

3.Метод соц.контроля в концепции Т.Парсонса, предполагающий отлучение девианта от общества, называется ________ Ответ: изоляцией.

5.Экономическую основу традиционного общества составляли: _____ Ответ: сельское хозяйство.

8.Наиболее важным критерием общественного прогресса считал гуманистический критерий— это:_______ Ответ: Фромм.

9.Компонент культуры, представляющий правила и экспектации, посредством которых общество регулирует поведение своих членов называется _____ Ответ: нормой.

10. С позиции ________ все культуры имеют равную ценность. Ответ: с позиции культурного релятивизма.

13.Противоречивые ожидания в отношении какой-то роли, с которыми сталкивается человек часто приводят к ________ Ответ: ролевому конфликту.

16.По форме организациивыделяют наблюдение _______ Ответ: формализованное и неформализованное.

17.Особый метод социологического интервью_____ Ответ: фокус-группа.

18.Элемент социального действия, который не обязательно является индивидом, а может быть группой и общностью называется ______ Ответ: актором.

19.П.Блауявляется представителем теории социального _____ Ответ: обмена.

22.Успешная адаптация к новой социально-экономической ситуации характеризует ______ слой. Ответ: средний.

23.Требования выполнения несовместимых ролей называются ролевым _____ Ответ: конфликтом.

25.Теорию социальных изменений как процесс смены социокультурных систем разработал______ Ответ: П.Сорокин.

26.Согласно ___________ революция является следствием накопившегося общественного недовольства. Ответ: «вулканической модели«.

27.Компоненты культуры, который несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры называются ______Ответ: символом.

28.Процесс создания единого экономического и политического пространства обозначается термином _______Ответ: глобализация.

29.Устойчивое ощущение тождественности и непрерывности своего существования Э.Эриксон определил, как _____ Ответ: идентичность.

30.Процесс отучения индивида от старых ролей, норм и ценностей называется _______

Ответ: десоциализация.

31.С позиций ______ основой социального неравенства является частная собственность. Ответ: марксизма.

32.Совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в определенный момент времени, называется _____ Ответ: статусным набором.

34.Урбанизация,острые проявления социального неравенства, рациональный активизм, способствуют ______ Ответ: революции.

35.Сказки являются примером ______ культуры.Ответ: народной.

36.Адаптируясь к другому обществу эмигранты проходят процесс _____ Ответ: аккультурации.

37.В качестве социальных лифтов мобильности выступают _____ Ответ: социальные институты.

Вариант 3. Тесты по эмпирической социологии.

(Вопросы входятво все варианты тестовых заданий).

2.Понятие «закрытый вопрос» означает; Ответ: вопрос,на который предлагается несколько альтернативных вариантов ответов, из которых предстоит выбрать только один.

3.Понятие «открытый вопрос» в соц.опросе означает:____. Ответ: вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответов.

4.Кодирование вопросов в анкете или интервью проводится в целях___ Ответ:облегчения статистической обработки или компьютерного ввода данных.

5.В основе классификации данных социологического исследования лежит___. Ответ: группировка данных по заданному признаку

7.Под вероятностной выборкой понимают:___Ответ: выборку, для которой все элементы в популяции имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранными в ее состав.

8.Самым распространенным методом сбора социальной информации является ____ Ответ: опрос.

9.Репрезентативностью соц.исследования называется____Ответ: совокупность свойств выборочной совокупности позволяющих ей на момент опроса выступать в качестве «представителя» генеральной совокупности.

10.Преимуществом опроса перед другими типами прикладных исследований является ____ Ответ: широта охвата разных сфер общественной жизни

11.Включенным называется такой вид наблюдения, при котором:___. Ответ: наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми объектами и принимает участие в их деятельности.

12.Контактной выборкойназывают такой вид выборочной совокупности, при котором ____Ответ: выборочная совокупность формируется на основе статистических сведений об определенных (преимущественно соц.демографических) характеристиках генеральной совокупности.

13.В ходе соц.опроса выявляются____Ответ: субъективные мнения людей, которых называют респондентами.

14.Обязательным условием эксперимента является—- Ответ: правильный подбор экспериментальной и контактной группы.

15.Суть эмпирической социологии состоит в ____ Ответ: изучении и описании методов сбора первичной социологической информации, ее обработка и анализ.

17.Словарь переменных— это: ___.Ответ: сводная таблица переменных исследования с указанием тех возможных значений, которые может принимать каждая из них.

18.Эмпирическая социология— это дисциплина, основная функция которой состоит в ____ Ответ:поиске источников эмпирической социальной информации, ее сборе, обработке, анализе.

19.Модальной категориейв линейном распределении называется _____ Ответ: то значение переменной, которое встречается среди данных наиболее часто

21.Величина дисперсии(или среднеквадратического отклонения) показывает _____ Ответ: степень разброса всех зафиксированных значений переменной вокруг среднего.

22.Адекватное соответствие между измеряемым показателем и тем понятием, которое подлежит измерению называется ____Ответ:валидность.

23.Эмпирическое исследование. в котором измерения переменных проводятся для одних и тех же единиц анализа в разных временных точкаХ _____ Ответ: панельное исследование.

27.Наглядное графическое отображение объяснительной схемы исследования называется____ Ответ;стрелочной диаграммой

28.Тип выборки, численность и состав которой формируются произвольно и часто независимо от самого исследователя___. Ответ: стихийная выборка

29.Генеральная совокупность— это та часть объекта исследования, которая локализована по времени и территориально и на которую мы будем распространять все выводы

30.Сумма всех значений переменной, разделенная на общее число значений- это: Ответ: среднее.

31.Вопрос, который на самом деле состоит из двух вопросов___Ответ: альтернативный вопрос

32.Выборка в которой респондентов по окончании интервью просят назвать дополнительных респондентов для последующих шагов___.Ответ: выборка снежного кома.

33.Ранговая шкала— это способ измерения, где признаки представлены в виде упорядоченных категорий (по принципу больше/меньше), которые не обязательно удалены друг от друга на равные расстояния.

34.Катеория или значение преременной с наибольшей частотой наблюдений __. Ответ:мода.

35.Гипотеза,предполагающая наличие взаимосвязи между двумя переменнымими без указания на ее природу и характер___.Ответ:коррелятивная

36.Категория или значение переменной, выше и нижекоторой лежит половина наблюдений ____ Ответ: медиана

37.Степень, до которой измерение дает те же результаты, что и при большинстве повторных попыток ___Ответ: достоверность

38.Тип действующего лица(индивида, института,группы) конкретизируемый в исследовательской гипотезе ___Ответ: единица анализа.

39.Присвоение числовых значений вопросам и значениям переменных (то есть вопросам анкеты и вариантам ответов на них) ____Ответ: кодировка

40.Шкала наиболее высокого уровня измерения ___Ответ:пропорциональная шкала.

41.Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление ____Ответ: реактивность.

42.Статистический термин,представляющий изменение одной из переменных, которое часто детерминируется ее зависимостью от другой, плюс фактор ошибки ___Ответ: регрессия.

43.Перевод теоретических понятий на язык понятных респонденту простых вопросов___Ответ: операционализация понятий.

44.Способ тзмерения,при котором различия в отметках одинаковы на протяжении всей протяженности шкалы ____Ответ: интервальная шкала.

Вариант 4.

1.Автором концепции харизматического господства является:

3.М.Вебер

2.Основоположником какого теоретического направления социологии является Г.Спенсер:

2.органическая аналогия

3.концепция идеальных типов

3.Кто из социологов-классиков, в противовес К.Марксу, настаивал на определяющем воздействии надстройки на базис:

3.Макс Вебер

4.Какой из приведенных ниже статусов является аскриптивным:

3.принц

5.Деление общества на классы представляет собой:

2.категориальную модель

6.Оценка профессионального рейтинга отражает:

1.личный статус

7.Какая из описанных ниже ситуаций является примером групповой восходящей мобильности:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *