когда евангелисты отмечают рождество

Рождество Христово в Евангелии — и в истории

Противоречит ли евангельский рассказ историческим данным?

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Более двух тысяч лет назад произошло необычайное событие — вневременный, вечный Бог вошел в человеческую историю и перевернул ее. На вопрос — что нового принес Христос людям, святой Ириней Лионский отвечал: «Все новое» — omnem novitatem. И это действительно так. Можно было бы перечислить множество вполне осязаемых даров Христа людям — совершенно иную нравственность и философию личности, государство и право нового типа, великую христианскую культуру и, наконец, науку, возникшую благодаря демифологизации окружающего мира. Мы к ним привыкли, для нас они временами незаметны.

Однако некоторые утверждают, будто бы Христос не рождался, поскольку евангельский рассказ о Рождестве Христовом противоречит историческим данным. Итак, существует ли такое противоречие на самом деле?

когда евангелисты отмечают рождество. Смотреть фото когда евангелисты отмечают рождество. Смотреть картинку когда евангелисты отмечают рождество. Картинка про когда евангелисты отмечают рождество. Фото когда евангелисты отмечают рождество

Если в наше время не торгуют людьми в законном порядке, провинившихся рабов не распинают на крестах, не устраивают гладиаторских боев и не травят преступников львами, а родившихся детей не выбрасывают безнаказанно на дорогу, то этим мы обязаны Иисусу Христу и Его ученикам. Казалось бы, уже само по себе такое положение дел должно свидетельствовать в пользу того, что Христос — историческая личность, и Его слова и дела действительно вошли в историю и изменили ее.

Но, к сожалению, богатство даров не всегда ведет к благодарности и рассудительности. Так, сторонники критической школы протестантского богослова Баура вообще отказывали евангельским повествованиям в исторической достоверности, считая, что евангелия были написаны не ранее II века. Однако находки древних папирусов посрамили гиперкритиков: манчестерский папирус библиотеки Джона Рэйланда №457, содержащий фрагменты Евангелия от Иоанна, самого позднего из четырех, датируется двадцатыми годами второго века, то есть копия была создана всего через тридцать лет после написания самого Евангелия. Еще более интересное открытие сделал в 1994 году немецкий папиролог доктор Карстен Петер Тид. На основании сравнения с греческими рукописями Мертвого моря, он установил, что Оксфордская рукопись Магдален Колледж №18, содержащая фрагменты Евангелия от Матфея, которую традиционно датировали концом второго века, на самом деле может относиться к шестидесятым-семидесятым годам I века. «Даже при беглом изучении рукописей можно понять, что они на целый век старше, чем было принято считать вначале», — сказал он в своем интервью. Это означает, что мы имеем дело с почти прижизненной рукописью, так как Евангелие от Матфея было написано в сороковые-пятидесятые годы первого века. Ни один древний исторический источник не засвидетельствован с такой степенью достоверности.

Когда родился Христос?

События Рождества Христова также подвергались атаке гиперкритиков. Повествование евангелиста Луки школа Баура считала слабым и недостоверным, хотя действительно серьезные специалисты уровня сэра Уильяма Рамсея характеризовали св. Луку как «первоклассного историка». Однако против рассказа Луки Баур выдвигал три возражения:

1. Какой смысл был в том, чтобы заставлять людей покидать свое место жительства и идти для переписи? Разве не достаточно было бы сборщикам прийти на место и переписать население?

2. История вообще умалчивает о подобной переписи.

3. Квириний правил Сирией как минимум за десять лет до подлинной даты Рождества Христова.

Для тех, кто знает историю Рима и его отношение к покоренным народам, первое возражение выглядит весьма странным, если не сказать более. Когда Рим считался с их покоем и удобством? Vae victis — «Горе побежденным». Достаточно вспомнить контекст евангельских заповедей из Нагорной Проповеди: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф 5:39-41). Эти слова, конечно, важно помнить в любых обстоятельствах, но они имели и вполне определенный исторический контекст: отношение иудеев к римлянам-оккупантам, ведь те, случалось, снимали с оккупированных последнюю рубашку и частенько подвергали побоям.

Что касается якобы удобства переписи на месте, то для нее потребовался бы огромный штат писцов и чиновников и значительные переезды. Поэтому на самом деле существовало два типа переписи. Первый — запись человека в том месте, где он оказался на день переписи. Второй — каждый обязан был вернуться к месту своего постоянного проживания и оставаться там до постановки на налоговый учет. Именно такой порядок и засвидетельствован в египетском папирусе от 104 года по Р. Х., содержащем следующее постановление римского номарха Гая Вибия: «Пришло время для проведения подомовой переписи, сочтено необходимым принудить всех, кто находится под тем или иным предлогом за пределами своего места проживания, вернуться в свои дома для того, чтобы довести до конца перепись в соответствии с принятым постановлением». Такой же порядок мы наблюдаем и в рассказе Евангелия от Луки: святой Иосиф был из рода Давидова, и даже вполне возможно, что прежде своей жизни в Назарете жил в Вифлееме, на родине своих предков.

Наконец, третье возражение — довод относительно того, что Квириний управлял Сирией уже после Рождества Христова — также нуждается в коррекции. В 1828 году в Риме была найдена надпись, согласно которой Публий Сульпиций Квириний дуумвир (высшая административная должность для муниципий и колоний) направил армию в Сирию незадолго до 6 года до Р.Х. (по нашему летоисчислению). Таким образом, и здесь мы видим удивительную точность евангелиста Луки.

Если вернуться к вопросу о переписи, то, по свидетельству папирусов, в конце I — начале II века после Р. Х. она происходила каждые четырнадцать лет. И, по свидетельству Климента Александрийского, именно перепись в год Рождества Христова положила начало этой системе переписывания населения.

Раннехристианские и византийские богословы и церковные поэты видели глубокий символизм в том, что Спаситель родился во время правления Октавиана Августа и, таким образом, тоже подчинился переписи, как и все граждане своей страны.

Неслучайная звезда

Подвергался сомнению также и рассказ относительно прихода волхвов и избиения младенцев. Однако ничего невероятного и неисторичного в нем нет. Астрология в древности была весьма заметным явлением в жизни общества, а волхвы или маги пришли с Востока или из Парфянского царства, возможно — из Вавилона, настоящей родины астрологии.

Существует точка зрения, согласно которой в 7 году на небе каким-то значимым для наблюдателей образом сошлись три звезды — планеты Юпитер, Сатурн и Марс. Одна из них, в соответствии с астрологическими представлениями, была «звездой Иакова» (то есть Израиля), другая — «царская» звезда, третья — «звезда» войн и преобразований. По ним волхвы узнали о рождении великого преобразователя мира, Царя Иудейского, и пошли в Иудею.

Предание о том, что они были царями, известно по крайней мере уже со II или III века: Тертуллиан называет их «почти царями» — fere reges. Предание называет их имена: Каспар, Валтасар, Мельхиор. Узнав об их приходе, жестокий и подозрительный тиран Ирод решил избавиться от возможного соперника. Вначале он узнал от иудейских книжников о месте, где должен родиться Мессия. Затем, призвав волхвов, послал их в Вифлеем, попросив их разузнать все о Младенце, якобы для того, чтобы поклониться Ему. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. С радостью они поклонились Младенцу и Деве Марии и принесли Ему дары — золото как Царю, ладан — как Богу, и смирну — как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Получив откровение не возвращаться к Ироду, волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. На Западе они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.

Что же касается избиения младенцев — то, как повел себя Ирод, вполне соответствует его характеру, подозрительному и коварному. По свидетельству Иосифа Флавия, за одно подозрение в посягательстве на свою власть он уничтожал ближайших родственников, в том числе свою любимую жену Мариамну, и вырезал целые общины. Тем более для него не было никаких препятствий в уничтожении ничтожных для него младенцев в небольшом селении Вифлеем, если перед своей смертью он приказал казнить наиболее выдающихся граждан громадного столичного города Иерусалима, сказав: «Обо мне плакать не будут, так пусть плачут о них».

Песни праздника

Празднование Рождества Христова вошло в церковную жизнь не сразу. Первоначально оно сливалось с появившимся в III веке праздником Богоявления или Крещения Господня (19 января сейчас, или 6 января по старому стилю), поскольку такие отцы Церкви, как св. Ефрем Сирин, основываясь на словах Евангелия от Луки Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати, считали, что дата Рождества Христова совпадает с днем Его Крещения. В Армянской Церкви до сих пор существует единый праздник Рождества и Богоявления.

Впервые Рождество начинает выделяться на Западе в середине четвертого века. В древнем римском месяцеслове, датируемом 354 годом, под 25 декабря мы уже находим упоминание — «день рождения Христа». Многие светские историки считают, что появление празднования Рождества в Риме именно 25 декабря (то есть 7 января по новому стилю) было связано с необходимостью борьбы против языческого празднества «Непобедимого Солнца», приходившегося на этот же день. Однако из переписки святого Кирилла Иерусалимского с римским папой Юлием следует, что разделение праздников Рождества и Богоявления обусловлено развитием внутрицерковных богослужебных традиций.

В завершении — несколько слов о двух песнопениях праздника. Тропарь, или основной праздничный гимн Рождества, мог быть создан уже в IV веке. Приведем его церковно-славянский текст:

Рождество Твое, Христе Боже наш,

возсия мирови свет разума,

в нем бо звездам служащии

Тебе кланятися, Солнцу правды,

и Тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава Тебе!

Этот гимн говорит о богопознании, пути к которому могут, по промыслу Божию, могут пролегать везде — в том числе, и через внешнее, мирское знание, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Христа как на Источник жизни и света — с одной стороны, чистоты и праведности — с другой.

Следующий за тропарем кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает» был написан святым Романом Сладкопевцем в 10-е или 20-е годы VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса и подвергался насмешкам своих собратий по церковному хору. Однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой о даровании ему способностей к пению. После молитвы он задремал. Во сне ему явилась Дева Мария и повелела ему съесть свиток, который Она держала в руке. Проснувшись, святой Роман неожиданно для всех вышел на середину храма и стал вдохновенно петь сочиненный им кондак «Дева днесь», который и до сих пор считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает,

и земля вертеп Неприступному приносит;

Ангели с пастырьми славословят,

волсви же со звездою путешествуют,

нас бо ради родися Отроча младо,

Парадоксальное соединение земного и небесного, материального и сверхсущностного, человеческого и божественного — вот сама суть христианства. Невидимый и непостижимый Бог воплотился и стал Человеком — вот, что значит день Его Рождения, праздновать который мы имеем полное право.

Источник

Рождество Христово: традиции праздника у протестантов

когда евангелисты отмечают рождество. Смотреть фото когда евангелисты отмечают рождество. Смотреть картинку когда евангелисты отмечают рождество. Картинка про когда евангелисты отмечают рождество. Фото когда евангелисты отмечают рождество

Рождество Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников, который отмечают и католики, и православные, и протестанты. Отличаются только даты (25 декабря, 7 января) и календарные стили (юлианский и григорианский).

В ночь на 25 декабря Рождество вместе с католиками празднуют протестанты – лютеране, англикане, часть методистов, баптистов и пятидесятников, а также 11 из 15 поместных православных церквей мира, пользующихся новоюлианским календарем, который пока (до 2800 года) совпадает с григорианским.

В каждой стране и у каждой конфессии есть свои особенности в праздновании Рождества. Есть они и у протестантов. Протестантизм, наряду с православием и римо-католицизмом, входит в тройку основных направлений христианства. Но в отличие от других, протестанты решили жить на манер первохристиан, отбросив почти все, что было установлено Церковью за много веков. Веруя во Христа, протестанты отвергают церковные традиции, обряды и некоторые догматы.

В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Богослужение в протестантизме максимально упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке. Служитель культа лишен права исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен протестантской общине. Упразднены многие таинства, отсутствует целибат. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество. Библия признана единственным источником вероучения, а священное предание отвергнуто.

Количество разных протестантских конфессий исчисляется десятками тысяч. Точное их число практически невозможно подсчитать. Некоторые протестантские объединения называются по-разному в разных частях света. Так, в германоязычных странах под словом «протестанты» до сих пор понимают только лютеран, в отличие от кальвинистов, которых называют «Реформатской церковью».

Рождество Христово у протестантов – один из так называемых двунадесятых праздников. Причем именно протестанты сформировали его современный облик. Так, например, обычай наряжать рождественскую елку придумали протестанты. Когда-то она увенчивалась фигуркой Христа, затем ангелом или Вифлеемской звездой.

Есть легенда о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке.

Горящие свечи – символ света, звезд, сиявших в небе в час рождения Христа. К числу рождественских традиций относится и рождественский венок, который плетется, как правило, из веток сосны, ели, пихты и украшается свечами, лентами, деревянными фигурками. Его подвешивают над дверью, на стену или кладут на рождественский стол. Нередко в рождественский венок вставляют четыре свечи – по числу недель Адвента (рождественского поста), непосредственно предшествующих Рождеству. Каждое воскресенье на богослужении зажигают одну из этих свечей.

Лютеру приписывают и изобретение Кристкинда (аналог Деда Мороза), который раздает подарки детям в Рождество 25 декабря. Ему хотелось сохранить обычай дарить детям подарки, но так как протестанты не признавали католических святых, Лютер заменил Николауса на Кристкинда.

Так же как и католики, протестанты, в частности, лютеране, на Рождество устанавливают ясли и разыгрывают сцену Рождения Спасителя. Считается, что тем самым Вифлеем как бы входит в дома и церкви, становится ближе и понятнее.

В протестантских церквах проходит рождественская служба. После традиционных торжественных гимнов звучит праздничная проповедь пастора.

В праздник Рождества протестанты приветствуют людей словами «Христос родился!», получая в ответ: «Славьте Его!». Рождество стараются встретить у себя дома, за праздничным столом.

Протестанты, включая англикан, не соблюдают пост и на Рождество едят блюда из птицы – индейки, утки, гуся. Адвентисты седьмого дня (протестанты, соблюдающие субботу) в основном являются вегетарианцами и не употребляют свинину, алкоголь, кофе и чай.

Французские католики и протестанты, забыв о схоластических спорах, в ночь на 25 декабря лакомятся устрицами и традиционной гусиной печенкой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Рождество Христово в Евангелии и в истории

И слово стало плотию, и оби­тало с нами,
полное бла­го­дати и истины ( Ин.1:14 ).

Более двух тысяч лет назад про­изо­шло необы­чай­ное собы­тие – вне­вре­мен­ный, вечный Бог вошел в чело­ве­че­скую исто­рию и пере­вер­нул ее. На вопрос что нового принес Хри­стос людям, святой Ириней Лион­ский отве­чал: «Все новое» – omnem novitatem. И это дей­стви­тельно так. Можно было бы пере­чис­лить мно­же­ство вполне ося­за­е­мых даров Христа людям – совер­шенно иную нрав­ствен­ность и фило­со­фию лич­но­сти, госу­дар­ство и право нового типа, вели­кую хри­сти­ан­скую куль­туру и, нако­нец, науку, воз­ник­шую бла­го­даря деми­фо­ло­ги­за­ции окру­жа­ю­щего мира. Мы к ним при­выкли, для нас они вре­ме­нами неза­метны. Однако неко­то­рые утвер­ждают, будто бы Хри­стос не рож­дался, поскольку еван­гель­ский рас­сказ о Рож­де­стве Хри­сто­вом про­ти­во­ре­чит исто­ри­че­ским данным. Итак, суще­ствует ли такое про­ти­во­ре­чие на самом деле?

Если в наше время не тор­гуют людьми в закон­ном порядке, про­ви­нив­шихся рабов не рас­пи­нают на кре­стах, не устра­и­вают гла­ди­а­тор­ских боев и не травят пре­ступ­ни­ков львами, а родив­шихся детей не выбра­сы­вают без­на­ка­занно на дорогу, то этим мы обя­заны Иисусу Христу и Его уче­ни­кам. Каза­лось бы, уже само по себе такое поло­же­ние дел должно сви­де­тель­ство­вать в пользу того, что Хри­стос – исто­ри­че­ская лич­ность, и Его слова и дела дей­стви­тельно вошли исто­рию и изме­нили ее.

Но, к сожа­ле­нию, богат­ство даров не всегда ведет к бла­го­дар­но­сти и рас­су­ди­тель­но­сти. Так, сто­рон­ники кри­ти­че­ской школы про­те­стант­ского бого­слова Баура вообще отка­зы­вали еван­гель­ским повест­во­ва­ниям в исто­ри­че­ской досто­вер­но­сти, считая, что еван­ге­лия были напи­саны не ранее 11 века. Однако находки древ­них папи­ру­сов посра­мили гипер­кри­ти­ков: ман­че­стер­ский папи­рус биб­лио­теки Джона Рэй­ланда № 457, содер­жа­щий фраг­менты Еван­ге­лия от Иоанна, самого позд­него из четы­рех, дати­ру­ется два­дца­тыми годами II века, то есть копия была создана всего через трид­цать лет после напи­са­ния самого Еван­ге­лия. Еще более инте­рес­ное откры­тие сделал в 1994 году немец­кий папи­ро­лог доктор Кар­стен Петер Тид. На осно­ва­нии срав­не­ния с гре­че­скими руко­пи­сями Мерт­вого моря, он уста­но­вил, что Окс­форд­ская руко­пись Маг­да­лен Кол­ледж № 18, содер­жа­щая фраг­менты Еван­ге­лия от Матфея, кото­рую тра­ди­ци­онно дати­ро­вали концом 11 века, на самом деле может отно­ситься к шести­де­ся­тым – семи­де­ся­тым годам 1 века. «Даже при беглом изу­че­нии руко­пи­сей можно понять, что они на целый век старше, чем было при­нято счи­тать вна­чале», – сказал он в своем интер­вью. Это озна­чает, что мы имеем дело с почти при­жиз­нен­ной руко­пи­сью, так как Еван­ге­лие от Матфея было напи­сано в соро­ко­вые-пяти­де­ся­тые годы 1 века. Ни один древ­ний исто­ри­че­ский источ­ник не засви­де­тель­ство­ван с такой сте­пе­нью досто­вер­но­сти.

Когда родился Хри­стос?

Собы­тия Рож­де­ства Хри­стова также под­вер­га­лись атаке гипер­кри­ти­ков. Повест­во­ва­ние еван­ге­ли­ста Луки школа Баура счи­тала слабым и недо­сто­вер­ным, хотя дей­стви­тельно серьез­ные спе­ци­а­ли­сты уровня сэра Уильяма Рамсея харак­те­ри­зо­вали св. Луку как «пер­во­класс­ного исто­рика». Однако против рас­сказа Луки Баур выдви­гал три воз­ра­же­ния:

Для тех, кто знает исто­рию Рима и его отно­ше­ние к поко­рен­ным наро­дам, первое воз­ра­же­ние выгля­дит весьма стран­ным, если не ска­зать более. Когда Рим счи­тался с их покоем и удоб­ством? Vae victis – «Горе побеж­ден­ным». Доста­точно вспом­нить кон­текст еван­гель­ских запо­ве­дей из Нагор­ной Про­по­веди: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захо­чет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верх­нюю одежду; и кто при­ну­дит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два ( Мф. 5:39-41 ). Эти слова, конечно, важно пом­нить в любых обсто­я­тель­ствах, но они имели и вполне опре­де­лен­ный исто­ри­че­ский кон­текст: отно­ше­ние иудеев к рим­ля­нам-окку­пан­там. Ведь те, слу­ча­лось, сни­мали с окку­пи­ро­ван­ных послед­нюю рубашку и частенько под­вер­гали побоям.

Что каса­ется якобы удоб­ства пере­писи на месте, то для нее потре­бо­вался бы огром­ный штат писцов и чинов­ни­ков и зна­чи­тель­ные пере­езды. Поэтому на самом деле суще­ство­вало два типа пере­писи. Первый – запись чело­века в том месте, где он ока­зался на день пере­писи. Второй – каждый обязан был вер­нуться к месту своего посто­ян­ного про­жи­ва­ния и оста­ваться там до поста­новки на нало­го­вый учет. Именно такой поря­док и засви­де­тель­ство­ван в еги­пет­ском папи­русе от 104 года по Р. Х., содер­жа­щем сле­ду­ю­щее поста­нов­ле­ние рим­ского монарха Гая Вибия: «Пришло время для про­ве­де­ния подо­мо­вой пере­писи, сочтено необ­хо­ди­мым при­ну­дить всех, кто нахо­дится под тем или иным пред­ло­гом за пре­де­лами своего места про­жи­ва­ния, вер­нуться в свои дома для того, чтобы дове­сти до конца пере­пись в соот­вет­ствии с при­ня­тым поста­нов­ле­нием».

Такой же поря­док мы наблю­даем и в рас­сказе Еван­ге­лия от Луки: святой Иосиф был из рода Дави­дова, и даже вполне воз­можно, что прежде своей жизни в Наза­рете жил в Виф­ле­еме, на родине своих пред­ков.

было бежать, то еще неко­то­рое время прошло в Египте, прежде чем Ирод умер в 749 году от осно­ва­ния Рима, что точно известно из неза­ви­си­мых исто­ри­че­ских источ­ни­ков. Между тем ученый монах Дио­ни­сий Малый, делав­ший хро­но­ло­ги­че­ский расчет года рож­де­ния Спа­си­теля в начале VI века, оши­бочно опре­де­лил год Рож­де­ства как 753 год от осно­ва­ния Рима. Сле­до­ва­тельно, Ирод умер в 4‑м году до нашей даты Рож­де­ства Хри­стова и Спа­си­тель должен был родиться как раз около 6 года до нашей эры, и, в таком случае, его рож­де­ние как раз при­хо­ди­лось на тот же год, что и пере­пись, – как и ска­зано в Еван­ге­лии.

Нако­нец, третье воз­ра­же­ние – довод отно­си­тельно того, что Кви­ри­ний управ­лял Сирией уже после Рож­де­ства Хри­стова – также нуж­да­ется в кор­рек­ции. В 1828 году в Риме была най­дена над­пись, согласно кото­рой Публий Суль­пи­ций Кви­ри­ний дуум­вир (высшая адми­ни­стра­тив­ная долж­ность для муни­ци­пий и коло­ний) напра­вил армию в Сирию неза­долго до 6 года до Р. Х. (по нашему лето­ис­чис­ле­нию). Таким обра­зом, и здесь мы видим уди­ви­тель­ную точ­ность еван­ге­ли­ста Луки.

Если вер­нуться к вопросу о пере­писи, то, по сви­де­тель­ству папи­ру­сов, в конце I – начале II века после Р. Х. она про­ис­хо­дила каждые четыр­на­дцать лет. И, по сви­де­тель­ству Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, именно пере­пись в год Рож­де­ства Хри­стова поло­жила начало этой системе пере­пи­сы­ва­ния насе­ле­ния.

Ран­не­хри­сти­ан­ские и визан­тий­ские бого­словы и цер­ков­ные поэты видели глу­бо­кий сим­во­лизм в том, что Спа­си­тель родился во время прав­ле­ния Окта­ви­ана Авгу­ста и, таким обра­зом, тоже под­чи­нился пере­писи, как и все граж­дане своей страны.

Неслу­чай­ная звезда

Под­вер­гался сомне­нию также и рас­сказ отно­си­тельно при­хода волх­вов и изби­е­ния мла­ден­цев. Однако ничего неве­ро­ят­ного и неисто­рич­ного в нем нет. Аст­ро­ло­гия в древ­но­сти была весьма замет­ным явле­нием в жизни обще­ства, а волхвы или маги пришли с Востока или из Пар­фян­ского цар­ства, воз­можно – из Вави­лона, насто­я­щей родины аст­ро­ло­гии.

Суще­ствует точка зрения, согласно кото­рой в 7 году на небе каким-то зна­чи­мым для наблю­да­те­лей обра­зом сошлись три звезды – пла­неты Юпитер, Сатурн и Марс. Одна из них, в соот­вет­ствии с аст­ро­ло­ги­че­скими пред­став­ле­ни­ями, была «звез­дой Иакова» (то есть Изра­иля), другая «цар­ская» звезда, третья – «звезда» войн и пре­об­ра­зо­ва­ний. По ним волхвы узнали о рож­де­нии вели­кого пре­об­ра­зо­ва­теля мира, Царя Иудей­ского, и пошли в Иудею.

Пре­да­ние о том, что они были царями, известно по край­ней мере уже со II или III века: Тер­тул­лиан назы­вает их «почти царями» – fere reges. Пре­да­ние назы­вает их имена: Каспар, Вал­та­сар, Мель­хиор. Узнав об их при­ходе, жесто­кий и подо­зри­тель­ный тиран Ирод решил изба­виться от воз­мож­ного сопер­ника. Вна­чале он узнал от иудей­ских книж­ни­ков о месте, где должен родиться Мессия. Затем, при­звав волх­вов, послал их в Виф­леем, попро­сив их раз­уз­нать все о Мла­денце, якобы для того, чтобы покло­ниться Ему. Звезда, как ска­зано в Еван­ге­лии, вела волх­вов до Виф­ле­ема и оста­но­ви­лась над домом, где посе­ли­лось Святое Семей­ство. С радо­стью они покло­ни­лись Мла­денцу и деве Марии и при­несли Ему дары: золото как Царю, ладан – как Богу, и смирну – как Чело­веку, Кото­рый должен уме­реть ради спа­се­ния людей. Полу­чив откро­ве­ние не воз­вра­щаться к Ироду, волхвы вер­ну­лись к себе на родину и там, по пре­да­нию, тоже про­по­ве­дали рож­де­ние Спа­си­теля. На Западе они почи­та­ются как «три святых царя», их мощи нахо­дятся в Кельн­ском соборе.

Что же каса­ется изби­е­ния мла­ден­цев – то, как повел себя Ирод, вполне соот­вет­ствует его харак­теру, подо­зри­тель­ному и ковар­ному. По сви­де­тель­ству Иосифа Флавия, за одно подо­зре­ние в пося­га­тель­стве на свою власть он уни­что­жал бли­жай­ших род­ствен­ни­ков, в том числе свою люби­мую жену Мари­амну, и выре­зал целые общины. Тем более для него не было ника­ких пре­пят­ствий в уни­что­же­нии ничтож­ных для него мла­ден­цев в неболь­шом селе­нии Виф­леем, если перед своей смер­тью он при­ка­зал каз­нить наи­бо­лее выда­ю­щихся граж­дан гро­мад­ного сто­лич­ного города Иеру­са­лима, сказав: «Обо мне пла­кать не будут, так пусть плачут о них».

Песни празд­ника

Празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­стова вошло в цер­ков­ную жизнь не сразу. Пер­во­на­чально оно сли­ва­лось с появив­шимся в III веке празд­ни­ком Бого­яв­ле­ния, или Кре­ще­ния Гос­подня (19 января сейчас, или 6 января по ста­рому стилю), поскольку такие отцы Церкви, как святой Ефрем Сирин, осно­вы­ва­ясь на словах Еван­ге­лия от Луки Иисус, начи­ная Свое слу­же­ние, был лет трид­цати ( Лк.3:23 ), счи­тали, что дата Рож­де­ства Хри­стова сов­па­дает с днем Его Кре­ще­ния. В Армян­ской Церкви до сих пор суще­ствует единый празд­ник Рож­де­ства Бого­яв­ле­ния.

Впер­вые Рож­де­ство начи­нает выде­ляться на Западе в сере­дине IV века. В древ­нем рим­ском меся­це­слове, дати­ру­е­мом 354 годом, под 25 декабря мы уже нахо­дим упо­ми­на­ние – «день рож­де­ния Христа». Многие свет­ские исто­рики счи­тают, что появ­ле­ние празд­но­ва­ния Рож­де­ства в Риме именно 25 декабря (то есть 7 января по новому стилю) было свя­зано с необ­хо­ди­мо­стью борьбы против язы­че­ского празд­не­ства «Непо­бе­ди­мого Солнца», при­хо­див­ше­гося на этот же день. Однако из пере­писки свя­того Кирилла Иеру­са­лим­ского с рим­ским папой Юлием сле­дует, что раз­де­ле­ние празд­ни­ков Рож­де­ства и Бого­яв­ле­ния обу­слов­лено раз­ви­тием внут­ри­цер­ков­ных бого­слу­жеб­ных тра­ди­ций.

В завер­ше­ние – несколько слов о двух пес­но­пе­ниях празд­ника. Тро­парь, или основ­ной празд­нич­ный гимн Рож­де­ства, мог быть создан уже в IV веке. При­ве­дем его цер­ков­но­сла­вян­ский текст:

Рож­де­ство Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звез­дам слу­жа­щии звез­дою уча­хуся Тебе кла­ня­тися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Гос­поди, слава Тебе!

Этот гимн гово­рит о бого­по­зна­нии, пути к кото­рому могут, по про­мыслу Божию, про­ле­гать везде – в том числе и через внеш­нее, мир­ское знание, как это про­изо­шло с волх­вами. А име­но­ва­ние Христа «Солн­цем правды» ука­зы­вает на Христа как на Источ­ник жизни и света с одной сто­роны, чистоты и пра­вед­но­сти – с другой.

Сле­ду­ю­щий за тро­па­рем кондак «Дева днесь Пре­су­ще­ствен­наго раж­дает» был напи­сан святым Рома­ном Слад­ко­пев­цем в 10‑е или 20‑е годы VI века. Как гласит пре­да­ние, святой Роман в юности не имел музы­каль­ного слуха и пев­че­ского голоса и под­вер­гался насмеш­кам своих собра­тий по цер­ков­ному хору. Одна­жды во время рож­де­ствен­ского бого­слу­же­ния он обра­тился к Пре­свя­той Бого­ро­дице со сле­зами и молит­вой о даро­ва­нии ему спо­соб­но­стей к пению. После молитвы он задре­мал. Во сне ему яви­лась дева Мария и пове­лела ему съесть свиток, кото­рый Она дер­жала в руке. Проснув­шись, святой Роман неожи­данно для всех вышел на сере­дину храма и стал вдох­но­венно петь сочи­нен­ный им кондак «Дева днесь», кото­рый и до сих пор счи­та­ется одной из вершин цер­ков­ной поэзии:

Дева днесь Пре­су­ще­ствен­наго раж­дает, и земля вертеп Непри­ступ­ному при­но­сит; Ангели с пас­тырьми сла­во­сло­вят, волсви же со звез­дою путе­ше­ствуют, нас бо ради родиси Отроча младо, пре­веч­ный Бог.

Паро­док­саль­ное соеди­не­ние зем­ного и небес­ного, мате­ри­аль­ного и сверх­су­ще­ствен­ного, чело­ве­че­ского и боже­ствен­ного – вот сама суть хри­сти­ан­ства. Неви­ди­мый и непо­сти­жи­мый Бог вопло­тился и стал Чело­ве­ком – вот, что значит день Его рож­де­ния, празд­но­вать кото­рый мы имеем полное право.

Можно ли вычис­лить точную дату Рож­де­ства?

диакон Вла­ди­мир Васи­лик

При­выч­ное для нас сло­во­со­че­та­ние «день рож­де­ния» состоит из двух частей: «день» и «рож­де­ние», кото­рые есте­ственно под­ра­зу­ме­вают дату и само собы­тие. И если вокруг собы­тия Рож­де­ства Бога Слова раз­во­ра­чи­ва­лись дебаты бого­слов­ские, то с датой Рож­де­ства Хри­стова был связан кален­дар­ный вопрос и спор о двух стилях запад­ном и восточ­ном.

Еще в III веке, по сви­де­тель­ству Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, Рож­де­ство Хри­стово на Востоке празд­но­ва­лось в один день с празд­ни­ком Кре­ще­ния Гос­подня, 6 января. На Западе же Рож­де­ство справ­ляли 25 декабря. С IV века и в Восточ­ной части Рим­ской Импе­рии Цер­ковь решила отде­лить празд­ник Рож­де­ства Хри­стова от Кре­ще­ния и согласно рим­ской тра­ди­ции стала отме­чать Рож­де­ство Спа­си­теля 25 декабря. Эту тра­ди­цию вводят в своих церк­вях такие святые, как Васи­лий Вели­кий (в Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской), Гри­го­рий Бого­слов (в Кон­стан­ти­но­поле), Иоанн Зла­то­уст (в Антио­хии). Заме­ча­тельно, что из восточ­ных отцов именно они пер­выми про­из­но­сят про­по­веди на этот празд­ник.

Почему же до IV века суще­ство­вали разные тра­ди­ции отно­си­тельно даты Рож­де­ства Хри­стова? По словам того же Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, одни пола­гали это собы­тие 20 мая, другие – 10 или 6 января, третьи при­уро­чи­вали его к 25 или 28 марта. А в Рим­ской Церкви этот вопрос решили в пользу 25 декабря.

Как же так? Неужели пре­да­ния, идущие от апо­сто­лов и Марии Девы, не сохра­нили для нас такой важной, с сего­дняш­ней точки зрения, даты? А дело просто в том, что для древ­него ближ­не­во­сточ­ного обще­ства день рож­де­ния чело­века не был столь важным собы­тием. Он даже не фик­си­ро­вался за нена­доб­но­стью, ведь в отли­чие от совре­мен­ной тра­ди­ции, где каж­дому линей­ному году соот­вет­ствует тот или иной соци­аль­ный статус чело­века, древ­ние исполь­зо­вали так назы­ва­е­мый собы­тий­ный кален­дарь. Появился первый пушок под носом – значит, уже не маль­чик, но юноша; покры­лось лицо боро­дой – значит, уже не юноша, а муж­чина; голову укра­сили седины – значит, стал ста­ри­ком, и так далее. Каж­дому собы­тию, пере­ходу соот­вет­ство­вала своя соци­аль­ная сту­пень. И эти внеш­ние изме­не­ния в чело­веке настолько заметны, видимы, что у древ­них отпа­дала необ­хо­ди­мость фик­си­ро­вать вни­ма­ние на первом дне жизни. Для изра­иль­ского обще­ства это не было исклю­че­нием. Ведь сколько б тебе лет ни было, если борода не выросла, то в сина­гоге читать не дадут.

Итак, не коли­че­ство лет инте­ре­со­вало древ­них, а види­мое каче­ствен­ное изме­не­ние. Поэтому и празд­но­вали не просто день, когда чело­век родился и начал расти, а именно этот пере­ход в новый повзрос­лев­ший статус. Лишь позже, под вли­я­нием эллин­ской куль­туры, евреи, сна­чала в Алек­сан­дрии, а затем повсе­местно, стали отме­чать и день самого рож­де­ния. В нашем пони­ма­нии этого слова, у Христа не было «дней рож­де­ний», ни одного! Как это ни пока­жется стран­ным, но роди­тели Иисуса могли вовсе не пом­нить дату Рож­де­ства их Сына, что было нормой в иудей­ском обще­стве две тысячи лет тому назад.

Итак, месяц и день рож­де­ния Христа неиз­вестны. В про­шлом раз­лич­ные секты вычис­ляли до 136 раз­лич­ных дат Рож­де­ства, но в Церкви издавна было рас­про­стра­нено убеж­де­ние, что Хри­стос должен был нахо­диться на земле полное число лет, как число совер­шен­ное. Отсюда сле­до­вало, что Хри­стос скорее всего был зачат в тот же день года, в кото­рый и постра­дал – то есть день Бла­го­ве­ще­ния сов­па­дает с днем Рас­пя­тия. А еврей­ская Пасха, на кото­рую был распят Спа­си­тель, выпа­дала в тот год на 25 марта. Отсчи­ты­вая отсюда 9 меся­цев, полу­чали 25 декабря как дату Рож­де­ства Хри­стова. Эту дату при­ни­мает уже святой Иппо­лит в III веке, и затем ее защи­щают святой Иоанн Зла­то­уст и бла­жен­ный Авгу­стин. Таким обра­зом, весьма веро­ятно, что дата празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­стова выпа­дает на то время, когда оно и про­изо­шло в дей­стви­тель­но­сти.

До XVI века как на Востоке, так и на Западе Рож­де­ство Хри­стово празд­но­ва­лось 25 декабря. Но в 1582 году папа Гри­го­рий ХIII пред­ло­жил новую кален­дар­ную реформу, при­шед­шую на смену юли­ан­скому кален­дарю. После ряда выче­тов раз­ли­чие между старым и новым сти­лями соста­вило 13 суток. В основе обоих кален­да­рей лежал тро­пи­че­ский год, то есть год, изме­ря­е­мый от одного весен­него рав­но­ден­ствия до дру­гого. Но аст­ро­но­ми­че­ски самым точным явля­ется не тро­пи­че­ский, а звезд­ный год, изме­ря­е­мый по звез­дам, а не по солнцу. И в этом смысле юли­ан­ский год ока­зался ближе к точ­ней­шему звезд­ному году, чем гри­го­ри­ан­ский, то есть старый стиль ока­зы­ва­ется точнее нового.

Тем не менее, прак­ти­че­ски весь запад­ный мир к концу ХIХ века принял новый кален­дарь. И вот в ХХ веке пришла череда пра­во­слав­ных стран. В 1916 году гри­го­ри­ан­ский стиль при­ни­мает Бол­га­рия, в 1919 – Румы­ния, Сербия, а в 1924 году под вли­я­нием англий­ской поли­тики и Греция. Из пра­во­слав­ных пер­выми пере­хо­дят на новый стиль в Кон­стан­ти­но­поль­ском Пат­ри­ар­хате, а под его вли­я­нием Рож­де­ство по гри­го­ри­ан­скому кален­дарю стали празд­но­вать и Пра­во­слав­ные Церкви Румы­нии, Бол­га­рии, Польши, Сирии, Ливана и Египта.

В нашей стране гри­го­ри­ан­ский кален­дарь был введен боль­ше­ви­ками в 1918 году. Но Рус­ская Цер­ковь оста­лась верной ста­рин­ному кален­дарю. Сего­дня вместе с Рус­ской Цер­ко­вью Рож­де­ство по ста­рому стилю празд­нуют Иеру­са­лим­ская, Серб­ская, Гру­зин­ская Церкви и мона­стыри Афона.

И что же? Как нам отно­ситься к тому, что даже внутри пра­во­слав­ного мира появи­лись две даты празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­стова?

Наша Цер­ковь прямо отве­тила на этот вопрос в декабре 1998 года на засе­да­нии Свя­щен­ного Синода. В поста­нов­ле­нии было ска­зано, что в рус­ской цер­ков­ной среде юли­ан­ский кален­дарь (старый стиль) отож­деств­ля­ется с частью наци­о­наль­ной духов­ной тра­ди­ции, пре­дан­ность кото­рой стала нормой рели­ги­оз­ной жизни мил­ли­о­нов людей. В связи с этим вопрос об изме­не­нии кален­даря в нашей Церкви не стоит. Но при этом про­ти­во­по­став­лять одно Рож­де­ство дру­гому – бес­смыс­ленно, ведь мы празд­нуем не «день кален­даря», а еван­гель­ское собы­тие – рож­де­ние Спа­си­теля мира Иисуса Христа. Поэтому упо­треб­ле­ние тер­мина «като­ли­че­ское» или «пра­во­слав­ное» Рож­де­ство некор­ректно – это общий хри­сти­ан­ский празд­ник.

Тайна рож­де­ния Бого­че­ло­века непо­сти­жима для чело­ве­че­ского ума, и стоит ли удив­ляться такому коли­че­ству неиз­вест­ных в этом вопросе. Точное реше­ние скрыто от любо­пыт­ных глаз – тайна Бого­во­пло­ще­ния оста­ется тако­вой со всех сторон. Несмотря на то, что спе­ку­ля­ции на тему пере­смотра цер­ков­ного кален­даря ини­ци­и­руют не хри­сти­ане, а свет­ские люди, дале­кие от рели­ги­оз­ной жизни, в давнем споре о дате Рож­де­ства Хри­стова для хри­стиан все же глав­ным явля­ется Рож­де­ство и Хри­стос. Пред­веч­ный Бог, Творец галак­тик и все­лен­ной, вопло­тился и отдал Себя за жизнь мира, чтобы всякий, веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:15 ). На фоне такого колос­саль­ного собы­тия мате­ма­ти­че­ский спор о вычис­ле­нии дня, недели, месяца и года Его рож­де­ния, для хри­сти­ан­ской Церкви при­об­ре­тает такое же мате­ма­ти­че­ское зна­че­ние: от пере­мены мест сла­га­е­мых сумма (суть) не меня­ется. И сосе­дей поздра­вим, и сами в гости позо­вем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *