когда нельзя ходить по храму во время литургии

Когда нельзя идти в церковь?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Когда нельзя идти в церковь?

Ответ:

Церковь — место особого Божьего присутствия на земле. Прийти туда можно в радости и в печали, богатому и бедному, чтобы помолиться одному или ради соборной (общей) молитвы на богослужении.

Церковные таинства сопровождают человека всю жизнь — вначале в Крещении он становится христианином, затем исповедуется, причащается, венчается при вступлении в брак, соборуется в случае болезни… Безусловно, Бог видит человека и слышит его молитвы в любом месте. Мы можем молиться дома, во время работы, в дороге. Но в храме вся обстановка способствует общению с Богом и отрешению от повседневной суеты.

На вопрос, когда нельзя идти в церковь, можно ответить так: прийти в церковь можно всегда, есть лишь совсем небольшое число исключений.

Например, в 2020 году мы столкнулись с пандемией коронавирусной инфекции. Из-за этой чрезвычайной ситуации во многих странах возможность посещения богослужений была ограничена. Естественно, если вы сами заболели и можете служить источником инфекции для окружающих — надо оставаться дома. Это касается, разумеется, не только COVID-19/ Если вы тяжело болеете, можно вызвать священника домой. Дома можно будет поисповедоваться, пособороваться, причаститься.

Также в Православной Церкви есть традиция, согласно которой женщина после родов в течение 40 дней не посещает храм. На 40-й день над ней читается специальная молитва, и новоиспеченная мама возвращается к участию в богослужениях. Конечно, при особых обстоятельствах время чтения послеродовых молитв может быть перенесено. А вот период менструации, вопреки распространенному мнению, не является препятствием для того, чтобы приходить в храм — в эти дни нельзя лишь причащаться.

Другие обстоятельства, которые называются иногда как препятствия к посещению храма, на самом деле по церковным законам таковыми не являются. Да, входить в храм желательно в пристойной одежде, но женщине вовсе не обязательно надевать длинную юбку и платок. Да, в храме мы ставим свечи перед иконами как символ нашей молитвы и свечи обычно можно взять за пожертвование. Но если вы стеснены в средствах — можно просто помолиться, это не будет менее «эффективно» (к тому же, во многих храмах взять свечу можно бесплатно).

Есть такая поговорка: «Рад бы в Рай, да грехи не пускают». Действительно, бывает так, что когда мы совершаем какой-то грех, и нас мучает совесть, прийти к храм бывает особенно страшно и трудно. Но этот страх — ложный. Наоборот, лучше как можно скорее прийти в храм, и облегчить душу в молитве или, еще лучше, в таинстве исповеди.

А если вы смущаетесь из-за того, что не знаете правил поведения в храме и боитесь сделать что-то не так, вам поможет эта статья.

Источник

Что можно и что нельзя в Церкви?

Правила поведения в Церкви

Приблизительное время чтения: 7 мин.

когда нельзя ходить по храму во время литургии. Смотреть фото когда нельзя ходить по храму во время литургии. Смотреть картинку когда нельзя ходить по храму во время литургии. Картинка про когда нельзя ходить по храму во время литургии. Фото когда нельзя ходить по храму во время литургии

протоиерей Алексей Митюшин

Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Мы выбрали наиболее распространенные вопросы и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.

Можно ли в церкви фотографировать?

Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.

Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.

когда нельзя ходить по храму во время литургии. Смотреть фото когда нельзя ходить по храму во время литургии. Смотреть картинку когда нельзя ходить по храму во время литургии. Картинка про когда нельзя ходить по храму во время литургии. Фото когда нельзя ходить по храму во время литургии

Фото Владмира Ештокина

Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?

Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае – все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.

С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой – не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.

Могут ли животные находиться в храме?

По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.

А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.

В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.

Можно ли некрещенным посещать церковь?

Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещенным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.

Может ли некрещенный человек прикасаться к святыням?

Некрещенный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.

Некрещенному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещенным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.

Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?

Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду – по рождению христианка. А потому – каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.

Можно ли кушать перед посещением храма?

Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.

В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.

Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.

Кому нельзя венчаться?

Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.

Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.

В какое время нельзя венчаться?

Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.

Можно ли развенчаться в церкви?

В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.

Подобная ситуация – из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.

Как следует выглядеть женщине в церкви?

Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.

Может ли женщина ходить в храм в брюках?

Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.

Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно.

Можно ли приходить в храм накрашенной?

Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех – не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.

Когда можно исповедоваться в церкви?

Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.

Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.

Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь – это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа – время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.

Когда можно причаститься в церкви?

В основном литургия совершается ежедневно. В какое время – можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.

Время причастия зависит от храма, в каждом – свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.

Когда можно заходить в церковь?

В храм можно заходить в любое время. С 1990х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.

Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?

Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.

Плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.

Что можно заказать и купить в церкви?

В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.

Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.

В какой церкви можно покреститься?

Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.

Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий – купель для полного погружения.

Можно ли чем-то заразиться в церкви?

Если речь идет о таинстве Евхаристии – нет, заразиться во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия – величайшее из таинств Христовой Церкви.

Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.

Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь во время критических дней?

Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.

Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.

Церковь Христова – пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.

В такие дни женщины не приступают к таинству причащения и, по традиции, не целуют иконы.

Источник

Правила благочестия

Пра́вила благоче́стия – опре­де­лен­ные пра­вила пове­де­ния, соот­вет­ству­ю­щие Божьему закону, при­ня­тые в Церкви.

Архи­манд­рит Платон (Игум­нов): Бла­го­че­стие – это как бы вер­ти­каль, устрем­лен­ная от земли к небу (чело­век-Бог), цер­ков­ный этикет – это гори­зон­таль (чело­век-чело­век). При этом нельзя под­няться к небу, не любя чело­века, и нельзя любить чело­века, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пре­бы­вает ( 1Ин.4:12 ), и не любя­щий брата своего, кото­рого видит, как может любить Бога, Кото­рого не видит? ( Ин.4:20 ). Таким обра­зом, духов­ными осно­ва­ни­ями опре­де­ля­ются все пра­вила цер­ков­ного эти­кета, кото­рые должны регу­ли­ро­вать отно­ше­ния между веру­ю­щими, устрем­лен­ными к Богу.

1. Пра­вила пове­де­ния в храме

Вхо­дите в святой храм с духов­ной радо­стью. Когда вхо­дите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Гос­подь и все святые смот­рят на вас; будьте в это время осо­бенно бла­го­го­вейны.

Свя­тость храма тре­бует к себе особо бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния. В храм сле­дует при­хо­дить в при­лич­ной, чистой одежде, не в спор­тив­ной или вызы­ва­юще яркой. Жен­щи­нам пола­га­ется иметь на голове платок или голов­ной убор. Храня хри­сти­ан­скую стыд­ли­вость, свою и ближ­них, не сле­дует при­хо­дить в храм в нескром­ной одежде или в брюках. По воз­мож­но­сти, надо при­хо­дить в храм без сумок и паке­тов.

В храм всегда при­хо­дите зара­нее, чтобы успеть до начала бого­слу­же­ния поста­вить свечи, зака­зать поми­но­ве­ние, при­ло­житься к иконам.

Перед входом в храм сле­дует совер­шить пояс­ной поклон с молит­вой и крест­ным зна­ме­нием. Войдя в храм, нужно также совер­шить в сто­рону алтаря три поклона с молит­вой мытаря.

Ста­вить свечи, при­кла­ды­ваться к иконам и свя­ты­ням надо до начала бого­слу­же­ния, а во время службы не сле­дует нару­шать общую молитву хож­де­нием по храму и пере­да­чей свечей.

Нельзя цело­вать свя­тыни храма и участ­во­вать в Таин­стве Свя­того При­ча­ще­ния с накра­шен­ными губами.

Про­ходя напро­тив Цар­ских врат пола­га­ется пере­кре­ститься и покло­ниться в сто­рону пре­стола. Нельзя про­хо­дить между амво­ном и цен­траль­ным ана­лоем, когда перед ним молятся посреди храма свя­щен­но­слу­жи­тели. В храме не поло­жено раз­го­ва­ри­вать, тем более сме­яться и шутить. При­вет­ство­вать друг друга при­нято покло­ном.

В пра­во­слав­ном храме во время бого­слу­же­ния при­нято стоять. Сесть и отдох­нуть раз­ре­ша­ется в слу­чаях нездо­ро­вья. Впро­чем, хорошо сказал о немощи телес­ной свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телес­ной сла­бо­сти можно при­сесть на стуль­чик или скамью.

По тра­ди­ции муж­чи­нам пола­га­ется стоять на правой сто­роне храма, а жен­щи­нам на левой.

Под­хо­дить к Чаше во время при­ча­ще­ния при­нято сна­чала мла­ден­цам, потом муж­чи­нам, а затем жен­щи­нам. Эта же после­до­ва­тель­ность соблю­да­ется и на елео­по­ма­за­нии. На испо­веди, идя ко кресту в конце литур­гии, а также во многих других слу­чаях не сле­дует ста­раться опе­ре­дить других, но соблю­дать оче­ред­ность.

Войдя в храм во время особо тор­же­ствен­ных момен­тов – чтения Еван­ге­лия, Херу­вим­ской, Евха­ри­сти­че­ского канона – сле­дует оста­но­виться при входе, дождаться окон­ча­ния и лишь тогда встать на место молитвы. Нельзя счи­тать какое-то место в храме «своим», тем более про­сить перейти заняв­ших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не ози­ра­ясь по сто­ро­нам. Во время каж­де­ния храма надо отойти от стены, давая проход свя­щен­но­слу­жи­телю, и, повер­нув­шись к нему, покло­ниться на каж­де­ние.

В Пра­во­слав­ной Церкви поло­жено молиться стоя, тихо и бла­го­го­вейно, поэтому нехо­рошо как-либо внешне про­яв­лять свои осо­бен­ные молит­вен­ные чув­ства: воз­де­вать руки, стоять на коле­нях и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в поло­жен­ные моменты литур­гии, чтобы не рас­тал­ки­вать окру­жа­ю­щих.

Во время службы, когда свя­щен­ник бла­го­слов­ляет пред­сто­я­щих рукой или совер­шает каж­де­ние моля­щихся с амвона, сле­дует делать поклон без крест­ного зна­ме­ния, а когда бла­го­сло­ве­ние совер­ша­ется кре­стом или Чашей, пола­га­ется пере­кре­ститься, а потом покло­ниться.

Нельзя одер­ги­вать и учить, если кто-нибудь из при­хо­жан по незна­нию делает что-то не так. Если же его дей­ствия мешают общей молитве, то сле­дует со сми­ре­нием под­ска­зать ему.

Не осуж­дайте неволь­ных ошибок слу­жа­щих или при­сут­ству­ю­щих в храме – полез­нее вни­кать в соб­ствен­ные недо­статки и про­сить Гос­пода о про­ще­нии своих грехов. Бывает, что во время бого­слу­же­ния кто-то на ваших глазах мешает при­хо­жа­нам сосре­до­то­ченно молиться. Не раз­дра­жай­тесь, никого не одер­ги­вайте (если, конечно, не совер­ша­ется явное хули­ган­ство и кощун­ство). Поста­рай­тесь не обра­щать вни­ма­ния, а если по немощи не спра­ви­тесь с иску­ше­нием (т.е. испы­та­нием), лучше отой­дите тихо в другое место.

Не стоит рас­стра­и­ваться, выслу­ши­вая поуче­ния пожи­лых при­хо­жан. Сми­ренно при­ни­мая их упреки, сами не ста­рай­тесь «про­све­щать» их. В Церкви для этого есть свя­щен­но­слу­жи­тели.

Не бой­тесь попасть в нелов­кое поло­же­ние, сделав что-то не так. Люди при­хо­дят в цер­ковь не для оценки ближ­них, а для обще­ствен­ной молитвы и уча­стия в Таин­ствах.

Глав­ное – это вза­им­ная любовь при­хо­жан и пони­ма­ние содер­жа­ния службы.

Перед выхо­дом из храма нужно совер­шить три поклона с крест­ным зна­ме­нием и молит­вой, побла­го­да­рив Бога и испро­сив Его бла­го­сло­ве­ния. Выйдя на улицу, сле­дует обер­нуться к храму и еще раз покло­ниться. Про­ходя мимо храма, при­нято оста­но­виться и покло­ниться в его сто­рону с крест­ным зна­ме­нием.

2. Пра­вила цер­ков­ных отно­ше­ний

При встрече со свя­щен­ни­ком сле­дует взять у него бла­го­сло­ве­ние и затем уже начи­нать раз­го­вор. При после­ду­ю­щих встре­чах с ним в этот день брать бла­го­сло­ве­ние не нужно. Также при про­ща­нии со свя­щен­ни­ком после про­дол­жи­тель­ного с ним раз­го­вора или общего дела при­нято брать бла­го­сло­ве­ние.

При обра­ще­нии к свя­щен­нику по теле­фону начи­нать раз­го­вор нужно испра­ши­ва­нием бла­го­сло­ве­ния сло­вами: «Батюшка, бла­го­сло­вите» или «Отец (имя), бла­го­сло­вите».

При встрече мирян при­нято трое­крат­ное хри­сти­ан­ское цело­ва­ние или вза­им­ный поклон. Обыч­ное цер­ков­ное при­вет­ствие в празд­нич­ные дни: «С празд­ни­ком!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром при­ни­маем». Поже­ла­ния в путь, в дорогу: «Ангела хра­ни­теля!», «Храни тебя Гос­подь!», «Храни тебя Матерь Божия!». При­ня­тое поже­ла­ние вку­ша­ю­щим пищу: «Ангела за тра­пе­зой!» Ответ: «Неви­димо пред­стоит». За услугу, вни­ма­ние, помощь, а также за уго­ще­ние при­нято бла­го­да­рить сло­вами: «Спаси Гос­подь!», на кото­рые обычно отве­чают: «Во славу Божию!»

Слово к при­хо­жа­нам

Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа.

Я хочу ска­зать несколько слов тем из вас, кото­рые недавно при­были в наш приход и кото­рые часто уходят, не услы­шав про­по­веди.

Наш Приход тем был дорог людям, что в нем на бого­слу­же­ниях можно было молиться в глу­бо­кой тишине, окру­жен­ным мол­ча­нием всех при­сут­ству­ю­щих и непо­движ­но­стью других моля­щихся.

За послед­нее время эта обста­новка горестно изме­ни­лась. При­хо­дя­щие в храм, не при­вык­шие к стро­гому, строй­ному пра­во­слав­ному бла­го­че­стию, часто между собой раз­го­ва­ри­вают, часто ходят по храму, забы­вая, чтo в нем сейчас про­ис­хо­дит. Это совер­шенно недо­пу­сти­мая вещь. Вы должны пони­мать, что, при­ходя в храм, вы ста­но­ви­тесь лицом к лицу со Хри­стом и с Богом, что, стоя перед Ним, вы должны быть испол­нены не только внут­рен­него, но и внеш­него бла­го­че­сти­вого мол­ча­ния, и что ваша не только при­ви­ле­гия, но ваш долг – сде­лать воз­мож­ным, чтобы молитва других людей ничем не была пре­ры­ва­ема.

Поэтому обра­ща­юсь ко всем вам не только с прось­бой, не только с уве­ще­ва­нием, но с реши­тель­ным при­зы­вом: когда вы при­хо­дите в храм, оста­но­ви­тесь у двери храма, пере­кре­сти­тесь, осо­знайте, куда вы вошли.

Вспом­ните мытаря, кото­рый не посмел войти в храм Божий, потому что чув­ство­вал себя слиш­ком греш­ным, чтобы всту­пить в область, где цар­ствует Сам Гос­подь.

Спа­си­тель нам сказал, что где двое или трое собе­рутся во имя Его, там и Он будет при­сут­ство­вать. И вот, когда вы вхо­дите в храм, знайте, твердо знайте, верой и убеж­де­нием, если даже это не дошло до вашего опыта и сердца, – знайте, что вы нахо­ди­тесь в при­сут­ствии Самого Христа, рас­пя­того ради вашего соб­ствен­ного спа­се­ния и вос­крес­шего для того, чтобы вы могли войти в жизнь вечную, тор­же­ству­юще и раду­ю­щеся.

Храм – не место для встречи со зна­ко­мыми и не место, где вы имеете право огля­деться, чтобы посмот­реть, какие иконы нахо­дятся на стенах.

Это место, где вы должны тре­петно, с глу­бо­ким духов­ным ужасом пред­сто­ять перед Живым Богом. И если вы не можете молиться все время, чего многие не в состо­я­нии делать, то должны хотя бы стоять в глу­бо­ком мол­ча­нии души и уст и не мешать никому дру­гому молиться.

И я обра­ща­ясь к вам с прось­бой, с уве­ще­ва­нием, от всей души: вхо­дите в храм бла­го­го­вейно, выбе­рите место, где вы будете стоять и никуда с него не схо­дить, кроме как для того, чтобы, в начале, когда вой­дете, поста­вить свечу, и, если вы будете при­ча­щаться, чтобы подойти к Святым Тайнам. Иначе – пре­бы­вайте в мол­ча­нии, потому что Бог встре­ча­ется в глу­бин­ном мол­ча­нии души, и только в этом глу­бин­ном мол­ча­нии нахо­дя­щи­еся в храме могут между собой стать еди­ными во Христе. Это вопрос не дис­ци­плины цер­ков­ной, это вопрос вашего лич­ного спа­се­ния, того, что вы встре­тили Бога – или что вы мимо Него прошли и пре­зрели Его при­сут­ствие.

При­мите, поэтому, мои слова в учет, будьте вни­ма­тельны к тому, что я сказал, и я попрошу всех тех, у кого есть какое-то глу­бо­кое, чест­ное цер­ков­ное созна­ние – и другим помо­гать в этом отно­ше­нии. Аминь.

Мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний в одну из литур­гий вышел на про­по­ведь и сказал: «Вчера вече­ром на службу пришла жен­щина с ребён­ком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей заме­ча­ние. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал заме­ча­ние, но я при­ка­зы­ваю этому чело­веку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Гос­подь их спас. Потому что из-за вас она может больше нико­гда не прийти в храм». Раз­вер­нулся и ушёл. Это была вся про­по­ведь.

Источник

Руководство для мирян, присутствующих за богослужением

1. Веру­ю­щие должны регу­лярно посе­щать бого­слу­же­ния

«Аще кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, или кто либо из сопри­чис­лен­ных к клиру, или миря­нин, не имея ника­кой насто­я­тель­ной нужды, или пре­пят­ствия, кото­рым бы надолго устра­нен был от своея церкви, но пре­бы­вая во граде, в три вос­крес­ные дни в про­дол­же­нии трех седмиц, не при­и­дет в цер­ков­ное собра­ние: то клирик да будет извер­жен из клира, а миря­нин да будет удален от обще­ния» (80‑е пр. 6‑го Всел. собора)

Вот как объ­яс­няет Валь­са­мон при­чину этого нака­за­ния:

«… ибо из этого откры­ва­ется одно из двух — или то, что тако­вый не при­ла­гает ника­кого попе­че­ния об испол­не­нии боже­ствен­ных пове­ле­ний о молитве Богу и пес­но­пе­нии, или он не есть верный. Ибо почему же он в тече­нии два­дцати дней не захо­тел быть в церкви с хри­сти­а­нами и иметь обще­ние с верным наро­дом Божиим?» (тол­ко­ва­ние Валь­са­мона на 80‑е пр. 6‑го Всел. собора)

«В неде­лях и в празд­ни­ках заве­ща­вай не делати, яо при­хо­дити в цер­ковь, якоже подо­бает Хри­сти­а­ном: аще кто делает в неделю и в празд­ник, да отлу­чится». (ст. 162 Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике).

2. Веру­ю­щие, при­сут­ству­ю­щие на бого­слу­же­нии, должны оста­ваться в храме до про­из­не­се­ния конеч­ного отпу­ста службы

«Всех верных, вхо­дя­щих в цер­ковь, и писа­ния слу­ша­ю­щих, но не пре­бы­ва­ю­щих на молитве и святом при­ча­ще­нии до конца, яко без­чи­ние в Церкви про­из­во­дя­щих, отлу­чати подо­бает от обще­ния Цер­ков­наго». (9‑е Апост. пр.)

3. Миря­нам запре­ща­ется все­на­родно учить в церк­вях. Они могут отве­чать вопро­ша­ю­щим лишь част­ным обра­зом

«Не подо­бает миря­нину пред наро­дом про­из­но­сити слово, или учити, и тако брати на себя учи­тель­ское досто­ин­ство, но пови­но­ва­тися пре­дан­ному от Гос­пода чину, отвер­зати ухо при­яв­шим бла­го­дать учи­тель­скаго слова, и от них поуча­тися Боже­ствен­ному. Ибо в единой Церкви разные члены сотво­рил Бог, по слову апо­стола ( 1Кор.12:27 ), кото­рое изъ­яс­няя Гри­го­рий Бого­слов, ясно пока­зы­вает нахо­дя­щийся в них чин, гла­голя: сей, братия, чин почтим, сей сохра­ним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится. И после немно­гих слов далее гла­го­лет: уча­щийся да будет в пови­но­ве­нии, раз­да­ю­щий да раз­дает с весе­лием, слу­жа­щий да служит с усер­дием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апо­сто­лами, ни все про­ро­ками, ни все истол­ко­ва­те­лями. И после неких слов еще гла­го­лет: почто тво­риши себе пас­ты­рем, будучи овцею; почто дела­е­шися главою, будучи ногою; почто поку­ша­е­шися вое­на­чаль­ство­вати, быв постав­лен в ряду воинов. И в другом месте пове­ле­вает пре­муд­рость: не буди скор в словах ( Еккл.5:1 ), не рас­про­сти­райся убог сый с бога­тыми ( Притч.23:4 ), не ищи мудрых муд­рей­ший быти. Аще же кто усмот­рен будет нару­ша­ю­щим насто­я­щее пра­вило: на четы­ре­де­сять дней да будет отлу­чен от обще­ния цер­ков­наго» (64‑е пр. Антиох. соб.).

«Здесь при­бав­лено: “перед наро­дом”, потому что, если какой-нибудь разум­ный миря­нин будет спро­шен част­ным обра­зом о каком-нибудь дог­ма­ти­че­ском пред­мете, или о другом душе­по­лез­ном деле, он не под­верг­нется нака­за­нию, если даст ответ по своему усмот­ре­нию »(тол­ко­ва­ние Валь­са­мона на 64‑е пр. Антиох. собора).

4. Миря­нам, не состо­я­щим в долж­но­стях цер­ков­ного ста­ро­сты или цер­ков­ных сто­ро­жей и тем более не явля­ю­щихся кли­ри­ками, запре­щено вхо­дить в алтарь.

«Никому из всех, при­над­ле­жа­щих к раз­ряду мирян, да не будет поз­во­лено вхо­дити внутрь свя­щен­наго олтаря». (69‑е пр. 6‑го Всел. собора).

«Заметь насто­я­щее пра­вило и никак не доз­во­ляй на осно­ва­нии оного миря­нам вхо­дить во святой олтарь. Я впро­чем много упо­тре­бил ста­ра­ния, чтобы вос­пре­пят­ство­вать миря­нам вхо­дить во святый олтарь храма Пре­свя­тыя Гос­пожи моея и Бого­ро­дицы Оди­гит­рии; но не мог достиг­нуть успеха: гово­рят, что это древ­ний обычай и не должно воз­бра­нять» (из тол­ко­ва­ния Валь­са­мона на 69‑е пр. 6‑го Всел. собора).

«Мир­стии во святый олтарь да не входят, ни мужие, ни жены, по 69-му пра­вилу, еже в Трулле. Ино­киня же входит, и поме­тает, по пят­на­де­ся­тому пра­вилу свя­таго Ники­фора Царе­град­скаго » (66 ст. Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике).

Кано­ни­че­ские пра­вила отно­си­тельно уча­стия женщин в бого­слу­же­нии

1. Жен­щи­нам должно мол­чать в церкви

«Не поз­во­ли­тельно женам, во время Боже­ствен­ной литур­гии, гла­го­лати, но, по слову апо­стола Павла, да молчат. Не пове­леся бо им гла­го­лати, но пови­но­ва­тися, якоже и закон гла­го­лет. Аще ли же чесому научи­тйся хотят: в дому своих мужей да вопро­шают ( 1Кор.14:34, 35 )» (70‑е пр. 6‑го Всел. собора)

«В Посла­нии к Корин­фя­нам ( 1Кор.14:34 ) вели­кий Павел пове­ле­вает жен­щи­нам мол­чать и пови­но­ваться своим мужам, по закону Мои­се­еву, кото­рый гово­рит: “к мужу твоему”, жена, “обра­ще­ние твое и той тобою обла­дати будет” ( Быт.3:16 ). Итак, согласно с сим пра­вило опре­де­ляет, чтобы жен­щины не раз­го­ва­ри­вали во время Боже­ствен­ной литур­гии, но дома науча­лись от своих мужей о чем желают. В виду сего опре­де­ле­ния не говори, что им запре­щено гово­рить во время литур­гии, а во время других цер­ков­ных собра­ний можно раз­го­ва­ри­вать бес­пре­пят­ственно; ибо и тогда они должны мол­чать. Кажется, что в то время неко­то­рые жен­щины, объ­яс­няя чтение Боже­ствен­ных писа­ний, бра­лись гово­рить в церкви много и давать ответы на вопросы, что, по мнению отцев, не свой­ственно жен­щи­нам, а потому и запре­щено. Но наедине спра­ши­вать разум­ней­ших женщин о каких-нибудь душе­по­лез­ных пред­ме­тах — не ново» (из тол­ко­ва­ния Валь­са­мона на 70‑е пр. 6‑го Всел. собора).

«Не должно постав­ляти в Церкви так име­ну­е­мыя пре­сви­те­риды (ста­рицы), или пред­се­да­тель­ницы» (11‑е пр. Лаодик. собора).

«В древ­но­сти неко­то­рые жен­щины, зани­мая места пре­сви­те­рид в собор­ных церк­вах, настав­ляли, веро­ятно, в бла­го­чи­нии прочих женщин. Итак поелику неко­то­рые тер­пели вред от сооб­ще­ства с тако­выми, кото­рые не добро поль­зо­ва­лись добром из высо­ко­ме­рия, или из коры­сто­лю­бия, то отцы совер­шенно запре­тили быть в церк­вах таким жен­щи­нам, назы­ва­е­мым пре­сви­те­ри­дами, или пред­се­да­тель­ству­ю­щими. Но не скажи: каким обра­зом это бывает в жен­ских мона­сты­рях, и одна жен­щина, то-есть игу­ме­нья, имеет началь­ство над всеми? Ибо услы­шишь, что отре­че­ние ради Бога и постри­же­ние делает то, что многие счи­та­ются единым телом, и все, что каса­ется их, направ­ля­ется только к душев­ному спа­се­нию. А учить жен­щине в собор­ной церкви, где соби­ра­ется мно­же­ство мужей и жен раз­лич­ных мнений, есть дело самое непри­лич­ное и пагуб­ное» (тол­ко­ва­ние Валь­са­мона на 11‑е пр. Лаодик. собора).

2. Только при самой край­ней необ­хо­ди­мо­сти жен­щина может быть допу­щена к несе­нию послу­ша­ния пса­лом­щика

«При­зна­вая полез­ным при­вле­че­ние женщин к дея­тель­ному уча­стию на всех соот­вет­ству­ю­щих их при­зва­нию попри­щах цер­ков­ного слу­же­ния Свя­щен­ный Собор Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церкви опре­де­ляет:

1) Сверх предо­став­лен­ного Свя­щен­ным Собо­ром права жен­щи­нам участ­во­вать в при­ход­ских собра­ние и при­ход­ских сове­тах и зани­мать долж­но­сти цер­ков­ных ста­рост, предо­ста­вить им также:

а) право уча­стия в бла­го­чин­ни­че­ских и епар­хи­аль­ных собра­ниях;
б) право зани­мать долж­но­сти во всех епар­хи­аль­ных про­све­ти­тель­ных, бла­го­тво­ри­тель­ных, мис­сир­нер­ских и цер­ковно-хозяй­ствен­ных учре­жде­ниях, за исклю­че­нием бла­го­чин­ни­че­ского и епар­хи­аль­ного сове­тов и учре­жде­ний судеб­ных и адми­ни­стра­тив­ных, и

2) в исклю­чи­тель­ных слу­чаях допус­кать женщин к испол­не­нию долж­но­сти пса­лом­щика, со всеми пра­вами и обя­зан­но­стями пса­лом­щи­ков, но без вклю­че­ния в клир» (Опре­де­ле­ние Свя­щен­ного Собора Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церкви от 7(20) сен­тября 1918 года).

3. Жен­щи­нам кате­го­ри­че­ски запре­щено вхо­дить в алтарь.

«Не подо­бает жене в олтарь вхо­дити» (44‑е пр. Лаодик. собора)

«Если мужам-миря­нам запре­щено вхо­дить внутрь алтаря, по 69-му пра­вилу Шестого собора, то еще более это может быть запре­щено жен­щи­нам, у кото­рых непро­из­вольно слу­ча­ется и тече­ние месяч­ных кровей» (Тол­ко­ва­ние Зонара на 44 пр. Лаодик. собора).

«Мир­стии во святый олтарь да не входят, ни мужие ни жены. Ино­киня же входит, и поме­тает» (ст. 66 Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике).

«Подо­бает ино­ки­ням вхо­дити во святый жерт­вен­ник в своих мона­сты­рях, и въжи­зати свеща и кан­дила, и укра­шати, и поме­тати» (15‑е пр. св. Ники­фора Испо­вед­ника).

4. Жен­щине, нахо­дя­щейся в очи­ще­нии, не должно при­ча­щаться и даже вхо­дить в цер­ковь

«О женах, нахо­дя­щихся в очи­ще­нии, поз­во­ли­тельно ли им в таком состо­я­нии вхо­дити в дом Божий, излиш­ним почи­таю и вопро­шати. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть верныя и бла­го­че­сти­вый, нахо­дясь в таком состо­я­нии, дерз­нули или при­сту­пити к святой тра­пезе, или кос­ну­тися Тела и Крови Хри­стовы, Ибо и жена, имев­шая две­на­де­ся­ти­лет­нее кро­во­те­че­ние, ради исце­ле­ния, при­кос­ну­лася не Ему, но токмо вос­кри­лию. Моли­тися, в каком бы кто ни был состо­я­нии и как бы ни был рас­по­ло­жен, поми­нати Гос­пода и про­сити помощи, не воз­бра­нено есть. Но при­сту­пати к тому, еже есть Святая Святых, да запре­тится не совсем чистому душею и телом» (2‑е пр. св. Дио­ни­сия Алек­сан­дрий­ского).

«Жена, в тече­нии сущая, сиречь обычно своя имущая, не при­ча­ща­ется в Пасху, дон­деже очи­стится, ниже входит в цер­ковь» (64 ст. Номо­ка­нона при Боль­шом Требнике)1.

Бого­слу­жеб­ный Устав для мирян

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин должен всякий раз идя в храм, вхо­дить в него как в дом Божий, со стра­хом и бла­го­го­ве­нием, оста­вив за дверьми храма все житей­ское, ста­ра­ясь сколь воз­можно при­ве­сти в мол­ча­ние буйные помыслы своего сердца. Цер­ков­ная тра­ди­ция пред­пи­сы­вает при входе в цер­ковь читать стихи 5‑го псалма: «Вниду в дом Твой, покло­нюся ко храму свя­тому Твоему, в страсе Твоем…» Перед входом в храм сле­дует поло­жить 3 поклона с молит­вою: «Боже, очисти мя, греш­наго, и поми­луй мя».

Войдя в храм, сле­дует поло­жить 3 поклона с той же молит­вою, а затем покло­ниться направо и налево людям, вошед­шим прежде, со сло­вами: «Про­стите и бла­го­сло­вите, отцы и братие».

Став на своем месте, сле­дует поло­жить сле­ду­ю­щее начало своей молитве: трижды покло­ниться со сло­вами: «Боже, очисти мя, греш­наго, и поми­луй мя (поклон). Созда­вый мя. Гос­поди, поми­луй мя (поклон). Без числа согре­ших. Гос­поди, прости мя (поклон)». Затем помо­литься Кресту Гос­подню: «Кресту Твоему покла­ня­емся, Вла­дыко, и Святое Вос­кре­се­ние Твое славим» и сотво­рить покло­не­ние. Потом сле­дует помо­литься Пре­свя­той Бого­ро­дице: «Достойно есть…» и сотво­рить ей покло­не­ние: «Слава, и ныне. Гос­поди поми­луй (трижды). Бла­го­слови», «Молит­вами святых отец наших. Гос­поди, Иисусе Христе Боже наш, поми­луй нас. Аминь» и еще раз покло­ниться.

Стоя на своем месте, не сле­дует вер­теться, ози­раться, шуметь, каш­лять, раз­го­ва­ри­вать с сосе­дями, и вообще отвле­кать вни­ма­ние пра­во­слав­ных от службы ни словом, ни дея­нием или дви­же­нием, но сле­дует пре­бы­вать со стра­хом Божиим в мол­ча­нии и тишине, со всяким вни­ма­нием отно­сясь к службе Божией, чтению и пению цер­ков­ному.

По издревле сло­жив­ше­муся пра­вилу муж­чины должны стоять в правой части храма, а жен­щины в левой.

Все покло­не­ния во время бого­слу­же­ния надо тво­рить сооб­разно Цер­ков­ному Уставу, не отсту­пая от него и ничего от себя к нему не при­ла­гая.

Вот как об этом гово­рит Типи­кон: «Не бо туне, ни якоже при­лу­чися о святых покло­нех и молитве умыс­лиша святии отцы, и Церкви устав пре­даша: но разум имуще во святых покло­нех и молитве, с правою мыслию плод имети будем. Темже, елико вас хотяй кто святых отец пре­да­ния хра­нити и во святей церкви бла­го­чинно упра­вити молитву и поклоны: аще ли пред­сто­я­тель, да не нера­дит ни мало о сих; аще ли при­чет­ник, или людя­нин, да вни­мает: ид еже Напи­сано вели­кий поклон, да творит вели­кий неспешно, по изгла­го­ла­нии святыя молитвы, со стра­хом Божиим. А идеже просто поклон напи­сан, то да творит просто поклон, и не вкупе с молит­вою, но прежде молитву, и по молитве поклоны. И не якоже нецыи, не поко­ря­ю­щеся святых отец пре­да­нию, ниже ведуще сами искус святых покло­нов, ниже святою молит­вою добре разу­меют моли­тися, но покло­ни­вся единою нагор­би­вся, мало вос­кло­ня­яся кре­стяся, главою кивает, и тем своим без­чи­нием аки чин напол­няет пре­дан­ных от отец покло­нов: ниже молит­вою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгор­би­вся творит сует­ныя своя поклоны, тако и молитву свя­таго Ефрема, аки изум­лен­ный спешит про­го­во­рити. Такожде и вся молитвы поспе­шает с поклоны упра­вити, и от тех мнимых без­чест­ных покло­нов, и от безум­наго моле­ния своего воста­нет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на пред­сто­я­теля церкве, но ин инаго пред­ва­ряет, мятутся аки тро­стие ветром колеб­леми, не смотря луч­шаго, ниже хотят научи­тися: но елико кто како соста­вил свой нрав, тако и утвер­жда­ется быти. Страшно, обаче реку, да не неве­дуще оте­че­скаго утвер­жде­ния имут под запре­ще­ния впа­дати, яже чтется в Пра­во­слав­ную Неделю свя­таго Поста, собор­ное свя­таго сед­маго Все­лен­скаго собора сице: вся, кроме цер­ков­наго пре­да­ния, и учения, и изоб­ра­же­ния святых и прис­но­па­мят­ных отец, обнов­ля­е­мая или посем соде­ян­ная, ана­фема.

Речем и о святей всем единей молитве, яже в цер­ков­ном таин­стве лежит, отне­леже речет свя­щен­ник сла­во­сло­вие, гла­го­лет: «Миром Гос­поду помо­лимся». С миром да молим Гос­пода, и да просим, кую молитву тво­рити, якоже подо­бает, не вемы, и да не мно­го­сло­вим, научает нас оным, имже подо­бает о молитве, и первое нраву, яко в мире подо­бает моли­тися. Что убо по сла­во­сло­вии абие повеле да просим? Ниже испо­ве­да­ю­щеся прежде, ниже дающе Богу бла­го­да­ре­ние: но что просят? — да поми­ло­вани будут. Сие же про­ше­ние есть чело­ве­ков осуж­ден­ных и пре­гре­шив­ших, иже ни един ответ имуще, или пра­ведну вину рещи судии, испус­кают сей глас, и вопиют: «Гос­поди поми­луй», не от правд наших, но от чело­ве­ко­лю­бия Твоего: и прочая. Таже гла­го­лет пре­сви­тер: «О свыш­нем мире и о спа­се­нии душ наших Гос­поду помо­лимся». Свя­щен­ник бо помо­лится вкупе с людьми, и гла­го­лет: о людие, помо­лимся Гос­поду, да даст мир Свой нам и спасет души наша. И отве­щают людие: «Гос­поди поми­луй». Посем же и прочая разу­ме­ния. Егда же гла­го­лет диакон: «Рцем вси…», сей же глагол не ино что при­но­сит разу­мети, но точию самое, еже всем вкупе моли­тися, не клиру точию еди­ному, но и всем обре­та­ю­щимся в церкви. Таже речет диакон: «И от всея души, и от всего помыш­ле­ния нашего рцем». Но что убо рцем? — ничтоже убо ино, разве еже оную же общую молитву: «Гос­поди поми­луй». О сей убо святей молитве свя­щен­ный Зла­то­уст пишет к Корин­фя­ном, в 18‑м нра­во­уче­нии: «Ибо о дей­ству­е­мых о иже в пока­я­нии общия и от свя­щен­ника и от людей бывают молитвы: и вси едину гла­го­лют молитву, мило­сти испол­нену, еже есть “Гос­поди поми­луй”».

Сего ради в Слу­жеб­ни­ках пишется: людие гла­го­лют сие, или оно, на нихже местех напи­сася. Во святей же Восточ­ной Церкви не инако тво­рится, но тако якоже пишется. Идеже напи­сася, «людие гла­го­лют», то вси вкупе, елицы обре­та­ются в церкви, гла­го­лют: или «Гос­поди, поми­луй», или «Подай Гос­поди», или «И со духом твоим», или «Отче наш». Аще у нас и не тво­рится сего, обаче подо­бает тво­рити. Ибо, якоже выше речеся, егда речет диакон: «Миром Гос­поду помо­лимся», или «Рцем вси», тогда всем подо­бает и отве­щати: «Гос­поди, поми­луй». Аще бы ко еди­ному клиру гла­го­ла­лося отве­щати, то не бы напи­сали: людие гла­го­лют. Такожде и святый свя­щен­ный Зла­то­уст в том же нра­во­уче­нии гла­го­лет паки: «Во время самых страш­ных тайн, при­вет­ствует иерей людем: “Мир вам”, при­вет­ствуют и людие иерея, гла­го­люще: “И духови твоему”. Ничтоже ино есть, разве сие: яже бла­го­да­ре­ния паки общая, ниже бо он сам бла­го­да­рит, но и людие вси. Первее бо их прием глас: таже согла­сив­шимся яко достойно и пра­ведно сие бывает, тогда начи­нает бла­го­да­ре­ния. И что чуди­шися, аще негде со свя­щен­ни­ком людие вещают, ид еже и с самыми Херу­вимы, и с выш­ними силами обще свя­щен­ныя оны песни воз­сы­лают?» Сия же вся оная речена быша, да кождо и от начи­на­е­мых трез­вится в поуче­нии сем: да увемы, яко тело есмы вси едино, толико имуще друг ко другу раз­ли­чие, елико уд ко удом. И не все на свя­щен­ники воз­вер­заем, но и сами якоже о общем теле, о Церкви всей тако печа­луем. Сие бо утвер­жде­ние боль­шее и нам и вам пре­по­дает мно­жай­шия устро­яти доб­ро­де­тели: даже про­хо­дя­щий сия, полу­чим милость Божию зде, и в буду­щем веце Цар­ство Небес­ное, о Христе Иисусе Гос­поде нашем. Яко Тому подо­бает слава, со Отцем, и со Святым Духом, во веки, аминь» (Типи­кон, 49‑я глава).

При всяком бого­слу­же­нии

сле­дует тво­рить сле­ду­ю­щие крест­ные зна­ме­ния без покло­нов, крест­ные зна­ме­ния с пояс­ными покло­нами и крест­ные зна­ме­ния с зем­ными покло­нами:

Во время все­нощ­ного бдения

Во время литур­гии

Кроме этих покло­нов суще­ствуют еще и сле­ду­ю­щие:

При выходе из храма чита­ются те же молитвы, что и при входе, и также тво­рятся 3 поклона с обыч­ною молит­вою.

Когда пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин желает полу­чить бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ника (или епи­скопа), он под­хо­дит к свя­щен­нику (епи­скопу), пре­кло­няет голову, скла­ды­вает руки ладо­нями вверх, правая на левую, и про­из­но­сит: «Бла­го­слови, отче (Вла­дыко) святый». И затем, полу­чив бла­го­сло­ве­ние, лоб­зает дес­ницу бла­го­слов­ляв­шего. Кре­ститься при полу­че­нии бла­го­сло­ве­ния не сле­дует.

Нельзя про­сить бла­го­сло­ве­ния у свя­щен­ника, совер­ша­ю­щего каж­де­ние, т.к. в это время он совер­шает свя­щен­но­дей­ствие, а пре­ры­вать свя­щен­но­дей­ствие без особой важной при­чины нельзя.

Во время бого­слу­же­ния нельзя при­кла­ды­ваться к иконам, это надо делать или до службы, или после нее.

Во время бого­слу­же­ния нельзя зани­мать места, пред­на­зна­чен­ные для свя­щен­но­дей­ствия — солею, амвон, про­стран­ство между амво­ном и ана­лоем с празд­нич­ной иконой и, во время литии и поли­е­лея, про­стран­ство от аналоя с празд­нич­ной иконой до цер­ков­ного при­твора, т.к. можно поме­шать совер­ше­нию устав­ного бого­слу­же­ния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *