когда появилось слово собор
Когда появилось слово собор
Мы чтим русский язык как основу нашего самобытного бытия и независимой, то есть суверенной государственности. В этом почтении надо прислушаться к некоторым основополагающим словам, спрашивая себя об их смысле, задавая простейшие вопросы.
Итак — СОБОР. Вот в чем вопрос!
Краткое, но фундаментально-основательное, веское в самих звуках, его составляющих, слово говорит очень о многом верующему сердцу и пытливому уму русского человека. Мысленным взором охватывая безкрайние земли и безчисленные родственные лики державно-братских племен нашего Отечества, с благодарностью вспоминаешь о подвиге предков, мужественно собравших всё это в единое целое, именуемое Россией. Их великий собирательный труд Промыслом Божиим был начат еще во времена языческие, когда всепроникающий свет Христовой Истины только-только брезжил над просторами Древней Руси.
Поиск надежной основы для могучего единства национального духа в одно время привел Киевского Государя Великого Князя Владимiра из поколения Рюрикова к устроению столичного пантеона всевозможных языческих божеств народов Земли Русской. Даже в этом нечестивом деянии усматривается благое намерение собирания восточнославянских земель, проглядывает чаяние державной соборности.
Некогда первый Император Рима Август Октавиан пытался вдохновить и сплотить народ своей мiровой державы строительством Пантеона — храма всех «богов». Его проектировали и строили около трехсот лет. Но еще при жизни Августа в далекой римской провинции, в городе Вифлееме, родился Спаситель мiра. Рождество Царя царей и Сына Божия предсказывали Императору римские пророчицы-сивиллы. В честь Него Император возвел на одном из семи столичных холмов Алтарь мира, посвященный неведомому мiру Помазаннику. На этом алтаре не приносились кровавые жертвы, но только совершали возлияние драгоценного елея. Оба капища — и Пантеон, и Алтарь мира в конце концов стали христианскими храмами.
Промысел Божий в значительно меньший срок, чем трехсотлетняя череда Римских Императоров, вразумил Князя Владимiра, что невозможно возвести государственное здание на зыбком фундаменте разноплеменного многобожия и языческого суеверия. Искренний выбор им веры — единственной для Руси, для русского народа — Православной Веры в Иисуса Христа привел к тому, что Князя — в прошлом закоренелого язычника, Святая Церковь давно уже именует Святым Равноапостольным Великим Князем Владимiром, а народ прибавляет — Красное Солнышко.
Именно соборный, общинный дух христианства оказался наиболее близким сердцу Великого Князя Владимiра Святославовича во время судьбоносного выбора вер. Одним из первых после Крещения Руси духовно-державных деяний Князя-Христианина было возведение соборной церкви Пресвятой Богородицы как раз на месте прежнего столичного пантеона. Церковь была построена очень быстро, потому что Князь повелел выделять на ее созидание и впоследствие на содержание и дальнейшее благоукрашение десятую часть всех своих даней и прочих доходов, а также призвал киевлян поступать по его примеру. Вследствие этого Собор стал именоваться Десятинным, он был центром не только церковной, но и княжеской власти Древней Руси. От этого храма и пошли все соборные церкви нашего Отечества.
Софийские соборы в Киеве и Великом Новгороде, Троицкий собор во Пскове, Успенские соборы Владимiра и Московского Кремля, Покровский собор Василия Блаженного являют в самосознании нашего народа образцы могучего храмоздательства, представляют собой исчерпывающий художественный очерк общенационального искусства — архитектуры, живописи, словесности, музыки, пластики, всех сущих некогда рукодельных ремесел. Сама тысячелетняя история Руси отображена в этих вещественно-невещественных воплощениях соборного национального духа.
По особому, отличному от приходских церквей, великолепному соборному служению Единому в Троице споклоняемому Богу, по соборному сослужению высокопоставленного духовенства, Великих Князей, Царей, Императоров и верующего народа издревле стали именовать эти храмы соборными. И уже по сему учиненному образцу соборами со временем стали называться кафедральные церкви во всех епархиях, главные храмы в лаврах и крупных монастырях, высочайше учрежденные особо значимые престолы в столицах — в Москве, Санкт-Петербурге. Столичные соборы символизировали не только духовные центры нашего Отечества, но являли собой зримые устои и символы русской православной державности. И в губернских городах главными зданиями, олицетворявшими собой лицо города, были кафедральные соборы.
Именно поэтому слово «собор» в русском сознании в первую очередь связывается с могучим храмом, построенным общими усилиями, в котором собирается весь окрестный и приезжий народ по самым главным церковным торжествам.
Весьма и весьма дороги верующему народу российскому и другие значения слова «собор».
«Собрание молящихся на другой день после Великаго Праздника, для прославления того лица, которое было главным участником в Празднике. Например на другой день Рождества Христова — Собор Пресвятой Богородицы, на другой день Крещения — Собор Иоанна Предтечи, на другой день Благовещения — Собор Архангела Гавриила» (1).
Соборами в русской церковной традиции называются также праздники в честь сонма местночтимых святых и угодников Божиих, например: Собор Карельских святых, Собор Оптинских святых, Собор Волынских святых, Собор преподобных отцев Киево-Печерских, Собор Радонежских святых и т. д.
«Этим словом в богослужебных книгах часто называется всенощное бдение, совершаемое многими священнослужителями, отчего богослужение является более торжественным» (2).
Но пожалуй самым главным, самым возвышенным значением этого слова для нас является:
«Собор — собрание пастырей и учителей Церкви для утверждения истин веры и правил благочиния церковнаго. Обычай решать церковные дела собором утвержден на словах Христовых о Церкви и на примере Апостолов, державших собор в Иерусалиме. В первые три века соборы были поместные. Их них важнейшими были те, на которых рассуждалось о времени праздника Пасхи, о крещении еретиков, о принятии падших, о ересях. С 4-го века, кроме поместных, стали собираться соборы Вселенские. Ряд Вселенских Соборов в Православной Церкви окончен 7-м Вселенским Собором» (3).
В чём уясняется происхождение и внутренний смысл слова СОБОР?
Ближе всего в русском языке с этим словом соотносятся слова «собрание», «собирать», «сбор». Эти слова означают соединение, объединение, выявление, концентрацию кого-либо, чего-либо из общего разнообразия и многообразия по роду, по типу или какому-либо другому общему свойству в качественно новое целое. Слово же «собор» выражает всецелостность, исключительную полноту(4).
Ближе всего к понятию «собор» находится более широкое понятие «собрание». Эта взаимосвязь не случайна, она имеет духовное значение, поскольку «собрание иногда значит церковь, где христиане собираются к славословию Божию, к молитве общей, к слушанию Священного Писания и пения, к отправлению таинств новозаветных. Не оставляюще собрания своего, якоже есть неким обычай, но друг друга подвизающе (Евр. 10, 25), то есть не переставайте собираться вместе с братиею своею христианами. Будеши в собрании языков (Быт 28, 3) — да будешь родоначальником многочисленных племен» (5).
Одинаковы ли по значению слова «собрание» и «Собор»?
И да, и нет. Понятие «собрание» по своему качеству значительно шире, оно может определять явления совершенно недуховные и даже низкие, тогда как «Собор» в правиле имеет исключительно духовный, непременно христианский и возвышенный характер. Невозможно сочетать слово «собор» с чем-то обыденным, суетным и нечестивым. К последним двум мы скорее отнесём созвучное, но сразу отрицательно звучащие слова «сборище» или «соборище».
Название самой Церкви как «собрания» имеет греческое происхождение. Понятие «Церковь» в греческом языке преимущественно, практически повсеместно обозначается словом «Екклесия», что по-гречески собственно «собрание» в самом широком смысле и есть.
Но русский и церковно-славянский язык более «привязан» к слову «соборность» и «собрание», чем, скажем, греческий. Так, девятый член Символа Веры «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» по-гречески звучит: «EaiV Maian, UaAgaian, Kaqolikhn kaai AApostolikahn uaEkklhsaian» — где церковно-славянскому определению Церкви «Соборная» соответствует «кафоликен», то есть «кафолическая», «вселенская», что, безусловно, связано в церковно-славянском языке и самосознании с духовно «неразрывным» словосочетанием «Вселенские Соборы», в котором для Русской Церкви наиболее ярко выразилась кафоличность, вселенскость Православной Церкви (6).
Вместе с тем в греческом языке собственно Соборы как собрания пастырей — Вселенские и Поместные — обозначались совершенно иным словом, не имеющем даже общих корней с «кафоликен» или «екклесиа», а именно — «синодос».
Так же церковно-славянскому собору-празднику в греческом соответствует слово SunaxiV (синаксис), которое можно было бы истолковать как «содостойные». Тем же словом «синаксис» по-гречески называются собрания монастырских старцев для решения важнейших вопросов, связанных с жизнью обители.
Кафедральные соборы у греков называются Kaqedriko Nao, где «нао» — просто «храм», будь то языческий или христианский, либо — Mhtropolh — «митрополи».
Как видим, то, что в русском языке обозначается одним словом «собор», в греческом, наиболее близком нам церковном языке, выражается различными по звучанию, значению и этимологии словами. В этом ничего противоестественного или чрезмерного нет. Таковы языковые законы, эти примеры отнюдь не свидетельствуют о бедности или богатстве одного языка в сравнении с другим.
Так например, в языках северных родственных между собой народов России существуют многие десятки различных по звучанию и корням наименований льда и снега, но нет одного, которое, переводилось бы просто как «снег» или «лёд». Мы же, напрягая память, наберем к ним от силы три синонима: «наст», «фирн», «шуга» — при том явно заимствованные. Разнообразие свойств снега или льда у нас выражается определениями и другими выразительными средствами.
Так и в случае с «собором». Здесь скорее обнаруживаются специфические свойства русского национального характера, который выделяет как главное в этих различных явления свойство СОБИРАНИЯ, соединения разрозненного в качественно новое целое — неслиянное и нераздельное.
собор
Полезное
Смотреть что такое «собор» в других словарях:
СОБОР — СОБОР, собора, муж. 1. Собрание должностных или выборных лиц для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления (ист.). Земский собор всея Руси. Церковные соборы. Поместные соборы. Вселенские соборы. «Собором положили в последний раз … Толковый словарь Ушакова
Собор — главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает основные тенденции господствующего архитектурного… … Художественная энциклопедия
собор — См. собрание … Словарь синонимов
Собор — Собор ♦ Concile Общее собрание епископов под руководством главного из них. Вольтер, посвятивший соборам отдельную статью своего «Словаря», иронически ссылается на самые знаменитые из них: Никейский, Константинопольский, Эфесский, Латеранский … Философский словарь Спонвиля
СОБОР — 1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России 16 17 вв. (Земские соборы, Вселенские соборы); см. также Церковные соборы.2) Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо… … Большой Энциклопедический словарь
Собор — 1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России 16 17 вв. (Земские соборы, Вселенские соборы); см. также Церковные соборы; 2) главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо… … Политология. Словарь.
СОБОР — название двухпалатного парламента Хорватии … Юридический словарь
СОБОР — СОБОР, а, муж. 1. Собрание, съезд (устар. и спец.). Земский с. Церковный с. Поместный с. (съезд служителей христианской церкви). 2. Главная или большая церковь в городе, в монастыре. | прил. соборный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова
СОБОР — СОБОР, 1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел (Земские С. в 16 17 вв.); см. также ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ. 2) Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и… … Русская история
Собор — главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея. Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) … Официальная терминология
собор — Крупный христианский храм города или монастыря [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения, помещения EN cathedral DE Dom FR cathédrale … Справочник технического переводчика
Храм, собор, церковь, часовня — в чем разница?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Пошел в церковь, а попал в храм. Как попасть туда, куда собирался, — в наших суперполезных «Слайдах». Больше не ошибетесь.
Храм
Храм — строение для совершения богослужения и таинств, главное из которых — литургия, во время которой верующие причащаются. В храме всегда есть алтарь, в котором находятся престол, жертвенник, на которых и совершается литургия. Это может быть либо отдельно стоящее здание (как правило — с куполом и крестом), либо оно может находиться внутри большого корпуса или дома (домóвый храм). В древности храмы могли находиться под землей или в пещерах, где жили подвижники. Такие храмы называются пещерными.
Церковь
Церковь — у этого слова несколько значений. Первое — это собрание верующих людей, во главе которых находится Христос. Второе — это сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру. В самом узком смысле слова церковь — это синоним слова «храм» (смотрите слайд № 1).
Собор
Собор — главный (и большой) храм города или монастыря. Если в соборе постоянно служит местный епископ, то он называется кафедральным — то есть там находится епископская кафедра. Кафедрой иногда называют возвышение в центре храма, на котором стоит епископ, но на самом деле кафедра — это большое кресло, которое стоит в алтаре за престолом, с греческого καθέδρα (кафедра) — сиденье, седалище. Там епископ сидит в определенные моменты богослужений.
Часовня
Часовня — малый храм без алтаря, в котором не служат литургию (поэтому и алтаря нет). Но в часовне можно совершать другие богослужения, например, молебны, панихиды, часы (короткая служба-воспоминание страдания и смерти Христа). Отсюда и название.
Базилика
Базилика — изначально прямоугольное античное здание, поделенное на несколько частей (нефов) колоннами. В Римской империи это была постройка, предназначенная для общественных собраний. Впервые слово «базилика» (имея в виду храм) упоминает церковный историк IV века Евсевий Кесарийский — к этому времени уже появились христианские храмы такой архитектурной формы.
Баптистерий
Баптистерий — круглое помещение с небольшим бассейном внутри для крещения взрослых людей. Иногда в баптистериях были алтари, и в таком случае это был полноценный храм для крещения. Чаще всего баптистерий является пристройкой к основному храму или располагается рядом, а иногда — в подвале.
Вера-это слово исконно русское,ве-ведать,ра-солнце или божественный свет
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Значение слова «собор» в православном христианстве
Слово «собор» часто встречается в богословских текстах и обычной речи. Знакомо оно каждому человеку. В отличие от большинства обычных слов, оно имеет не одно, а несколько значений. В лексикологии выделяется такое понятие, как «полисемия» (когда у слова есть разные значения, исторически связанные и происходящие одно от другого). Именно в такой полисемической связи и находятся значения слова «собор».
В православном христианстве выделяется четыре основных значения этого термина. Некоторые из них уже устарели, соответственно, являются архаизмами, т. е. лексикой, что уже вышла из общественного употребления. Другие – атрибуты непосредственно богословской дискуссии. Разберемся в каждом из лексических толкований, а также узнаем вместе, откуда вообще произошло это слово?
Значение слова «собор» в толковых словарях
Если обратиться к толковому словарю, то вот какие понятия вкладываются в это слово:
Лексическое толкование слова
Лексическое значение любого слова тесно взаимосвязано с его этимологией. «Собор» – не исключение. Без понимания того, откуда вообще произошло это слово, невозможно понять, что оно означает на сегодняшний день.
Этот термин – исконный для русского языка. Впервые он появился еще в старославянском языке, который был создан в первую очередь для богослужений, а также для передачи духовных текстов и христианских понятий людям, населявшим Русь.
Он имел аналог в греческом языке, означавший «собрание». И не какое-то там абстрактное, а непосредственно собрание христианских служителей. Греческий прообраз этого слова звучал как «синагога», буквально означая место для сбора людей с определенной целью. Родственные слова – «сбор», «собрание», «собирать». Зная все это, уже легче понять лексическую суть термина.
Таким образом, мы выделяем первоначальное значение. Собор – место, куда приходили люди и священнослужители для молитвы и обращения к Богу. Собором называли не только локацию, но само объединение, сходбище этих людей. Впоследствии у этого слова выделилось «мирское» значение, ставшее определением одного из важных исторических процессов на Руси – Земского собора. Также этим словом называли торжественные религиозные празднования со скоплением людей.
Собор — это здание
Если изначально наши первые православные предки называли «собором» любое место проведение богослужений, то сейчас это значение несколько трансформировалось. Сейчас так уже никто не назовет какую угодно церковь или часовню. Собор – это ключевая локация в православном микромире какой-либо местности (города, области, монастырского подворья). Это обязательно крупное строение, имеющее статус главной церкви города. В монастырях это всегда основное, т. е. центральное здание, где проводятся богослужения и таинства.
В наши дни собором может называться не только главная городская церковь, но и другие храмы, у которых особое значение. Например, в большом городе может быть несколько соборов, центральных для конкретной административной единицы. Нередко соборы возводятся в память о военных победах, серьезных сражениях, а также на месте знаковых событий. Таким является собор Спаса на крови, построенный в том месте, где погиб русский император Александр II.
Настоятелем собора всегда является служитель церкви в высоком сане (патриарх или архиепископ). Интересно, что богослужения в соборах проводятся не одним священником, а несколькими. В идеальной модели такой службы ведет ее настоятель и еще двенадцать священников. Символизм модели отсылает нас к Иисусу Христу и его апостолам. Но на практике священников, ведущих службу, обычно меньше.
Церковное понятие
Непосредственно в богословском активном словаре есть еще одна трактовка слова «собор». Издревле так называли некий православный совещательный орган. Входившие в число соборных священников богослужители продолжали и продолжают по сей день принимать важнейшие решения, касающиеся Русской Православной Церкви и всех ее прихожан.
Изначально у него разделялось два значения: поместный и архиерейский. В Поместный собор входили (кроме священников) также и местные жители. На собраниях шла речь о нравственности прихожан, судьбах местных церквей, решались многие насущные вопросы. Совсем иным был собор архиерейский. Высшие церковнослужители собирались без присутствия мирских людей. С течением веков традиция допуска местных жителей и прихожан к собору канула в Лету, хотя само понятие «поместного» собрания осталось.
Говоря простым языком, можно назвать Архиерейский собор главным органом законодательной власти в православной Церкви, т. е. аналогом парламента. Но есть и более высокий орган – Вселенский собор. Представители крупнейших поместных церквей собираются очень редко. Когда это происходит, событие, конечно, впечатляющее и имеющее невероятную важность.
Земский собор и что это такое
Вот мы и перешли к архаическому значению искомого слова. Думаем, оно знакомо всем из школьного курса истории. Первое такое собрание было организовано в период правления Ивана Грозного. Название «земский» – прямая отсылка к церковным соборам, т. е. прямая ее противоположность. Земское, мирское собрание было для людей, не имеющих к священнослужению отношения. Вопросы, которые обсуждались во время таких сборищ, тоже были мирскими. Решались вопросы государственного строения, реформ.
В этом мероприятии (кроме царя и бояр) участвовали выборные представители различных сословий и местностей. В каждом городе и области было предписано выбрать «старост», представителей, которые и будут докладывать волю народа царю на земском собрании. Из всех слоев населения только крепостные крестьяне по понятным причинам не принимали в этом участие. Почти полтора века такой способ народного волеизъявления и решения государственных вопросов успешно существовал, пока не был упразднен после образования Российской империи.
Примечательно, что в современном хорватском языке есть понятие «сабор». Так называют парламент этой страны.
Собор или праздник
Четвертое значение, о котором поговорим, означает празднования и памятные дни в честь великих святых. Здесь мы снова обращаемся к значению «собрания», вот только собираются на этот раз не люди, а православные святые. Такие праздники называются днями совместной памяти. Например, собор Двенадцати Апостолов.
Как можно понять, несколько святых объединяются для праздника в единую группу по определенным признакам: территориально, исторически. При этом отмечаются в православии и отдельные памятные дни, что не мешает празднованию Соборов.
Есть и отдельные святые, чьи деяния провозглашаются великими почестями в соответствующие дни. Такими торжественными празднованиями являются Соборы Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи.
Соборные праздники – обширная группа важных в православном календаре дат, насчитывающая не один десяток пунктов.
Как произошло слово Церковь?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Место молитвы, община, народ Божий… — у слова Церковь множество значений. Как же произошло слово Церковь? В каждом языке — своя история. Например, вы знаете, что в лютеровском переводе Библии на немецкий язык нет слова «Церковь»? Немецкое слово Die Kirche там отсутствует. Когда речь шла о храме, Лютер использовал слово Tempel, а в остальных случаях — слово Gemeinde, что значит по-немецки «община», «приход».
В чем причина этого очень странного обстоятельства? Дело в том, что отвергнув Римо-католическую церковь и не признавая Православной Церкви, Лютер все новозаветные утверждения о Церкви как столпе и утверждении истины, о ее непоколебимости и т.д. стал относить лишь к сообществу мирян, в котором, по сути, нет иерархии и священноначалия.
Впрочем, это лютеровское нововведение в немецком все равно не удержалось, и слово Die Kirche осталось вполне употребительным как обозначение Церкви. Между прочим, именно этому немецкому слову родственно древнеславянское цркы и русское слово «церковь». Их общий предок – греческое слово το κυριακόν (kyriakon). Так греки IV и V вв. обозначали церковь в смысле здания или храма. Образованное от греческого слова «Господь» (Кύριος), дословно оно значило «Дом Господа». Кстати, многие народы стали называть Церковь словом, которое обозначало место богослужения. Так румынское слово «Церковь» biserica образовалось из basilica. А у венгров слово egyhäza (церковь) означает дом, здание. Или польское kos’ciol, от латинского castellum (крепость, стены), тоже указывает на здание или архитектуру церкви.
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине. Фото: fedmp.ru/ Фото: fedmp.ru
Но собственно в Новом Завете для Церкви как Божиего народа и Тела Христова используется другое древнегреческое слово (которое на немецкий и переводится как Die Kirche). При этом оно находится в интересной смысловой перекличке с греческим словом, обозначавшим язычников.
Итак, раньше мы уже писали о том, как в Новом Завете на древнегреческом языке называли язычников. Дословно «язычники» переводятся с древнегреческого как «народы», «племена». Это слово – τὰ ἔθνη (ethnē) – множественное число от τό ἔθνος (ethnos) –«народ», «племя», «общество», (отсюда, например, в русском языке прилагательное «этнический»). Поэтому в Священном Писании на церковнославянском «языки» означают одновременно и народы, и язычников.
А язычникам как совокупности разных непросвещенных светом Христа народов и противостоит народ, состоящий из тех, кого призвал к себе Бог из разных «языков» или племен, – то есть, Церковь. Ведь древнегреческое слово, взятое для обозначения Церкви, – ἡ ἐκκλησία (ekklēsia) – образовано от глагола ἐκκαλέω (ekkaleō), который значит «вызывать», «призывать».
Вообще слово ἡ ἐκκλησία в древнегреческом языке имеет большую и почтенную историю. Первоначально оно значило общее или Народное собрание всех граждан, которое решало самые важные дела в жизни полиса – древнегреческого города-государства. Всех мужчин, имевших в нем право участия и голоса, вызывали (ἐκκαλέω) в установленные часы герольды, поэтому Народное собрание назвали ἡ ἐκκλησία. Потом в Новом Завете этим словом и назвали Церковь. Получается, если следовать древнегреческой этимологии, что Церковь – это те, кто призван из разных «языков» или народов, собрание «призванных». Более того, так стали называть и христиан – призванные. Призванный по-гречески κλητός (klētos). Так и первые ученики Христа, апостолы сознавали себя призванными Богом. Апостол Павел в самом начале Послания к римлянам обращается к христианам, как «κλητός απόστολος κλητοΐς άγίοις», то есть – «призванный апостол призванным святым» (Рим. I. 1, 7).
Члены Церкви – это призванные не только из иудеев, но и из язычников (ἐθνικοί), то есть из разных народов, которые должны составить новый единый народ, единое тело во Христе. Принадлежность к Церкви в христианстве не зависит от этнического фактора. Она открыта для всех народов или «языков», как и для людей всех возрастов, любого социального положения и образования. Ибо во Христе «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28-29).
Вступившие в Церковь должны стать членами Единого Тела Христова, «братьями» и «сестрами». Они ответили на призыв Бога поменять свою жизнь, отказаться от эгоистического и автономного существования. Теперь их под началом Господа Иисуса Христа должны объединять между собой вера и любовь, Таинства и священноначалие.
Члены Церкви участвуют в Евхаристической трапезе, принятии Плоти и Крови Христа под видом хлеба и вина. Во второй главе «Деяний апостолов» описаны исходные принципы, объединившие в Церковь самых разных людей. Верующие постоянно находились «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве» (Деян. 2,42). «Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2, 44-46).
Кстати, эти строки Нового Завета были популярны среди некоторых коммунистических идеологов и комментаторов. Они усматривали особую близость раннего христианства к коммунистическим учениям, которая выражалась в том, что в первых христианских общинах тоже существовала общность имущества. Между тем, общность имущества как признак христианской жизни оказалась исторически преходящим явлением. Гораздо более существенным было другое: «принятие хлеба» и «принятие пищи в веселии и простоте сердца». Евхаристическая Трапеза и участие в Ней является центральным смыслом церковной жизни, по сравнению с этим вопрос, является ли, например, собственность в государстве общественной или частной, выглядит в христианской традиции как совершенно вторичный. С другой стороны, из объединения вокруг Благодарственной Чаши и христианской любви вытекают дела милосердия и то, что сейчас принято называть социальной работой. Напомним, что в ранней Церкви диаконы как раз были такими служителями в христианских общинах, одним из основных призваний которых и была помощь больным, сиротам, беднякам и другим нуждающимся.