когда праздник иконы святогорской божьей матери
Икона Богородицы Святогорская
Празднование
История
30 июля в Святогорскую Свято-Успенскую лавру (Украина, Донбасс) приезжают тысячи паломников, чтобы помолиться у величайшей святыни Донбасса – Святогорской иконы Божией Матери. И хотя в этот день в официальном месяцеслове упоминается другая Святогорская икона (икона Святогорского Успенского монастыря в Пушкинских Горах), считается, что 30 июля (17 июля по старому стилю) – это день празднования и Донбасской святыни.
В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери: одна – древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая – один из её списков, находящийся в настоящее время в обители. Древняя чудотворная икона была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 году, когда согласно новой политике секуляризации церковных земель по указу Екатерины II Святогорский монастырь был закрыт, а всё его имущество отписано в казну.
Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX веку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскорости по открытии монастыря в 1844 году, очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. Образ этот долгое время находился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви. В 1918 году, когда эту икону переносили из села в село и крестный ход расположился на ночлег в селе Байрачек, большевики ночью ворвались в дом, в котором находился образ. Безбожники убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших их хозяина дома с дочерью, оставив пять трупов у подножия иконы, стоявшей в луже крови.
После этого убийства Святогорский образ Божией Матери забрали благочестивые люди и тайно хранили его в течение десятилетий. 4 октября 1992 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, икону торжественно, крестным ходом, который продолжался около 9 часов, перенесли из города Славянска в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе.
В настоящее время икона украшена множеством драгоценных подвесок, монет, крестиков – всё это принесено в дар Царице Небесной как знак любви и благодарения за полученные исцеления и благодатную помощь многим людям.
Святогорская икона Божией Матери. День празднования — 30 июля
В от уже более двух тысячелетий Пресвятая Владычица Богородица являет Свою милость и помощь грешному роду человеческому. На Святой Руси, в избранном уделе Пресвятой Девы, прославлено множество чудотворных икон Богоматери, от которых по сей день подается благодатная помощь всем, с верою притекающим. Одна из таких чудотворных икон называется Святогорской и находится в Свято-Успенской Святогорской Лавре.
До закрытия в Святогорской обители были почитаемы две чудотворные Святогорские иконы Божией Матери. Одна из них, древняя, находилась в иконостасе храма Рождества Божией Матери, другая — в пещерной Иоанно-Предтеченской церкви. Иконы между собой различаются тем, что на древней Спаситель изображен со свитком в руке, а на поздней — со скипетром.
Древняя Святогорская икона Богородицы не сохранилась до наших дней.
История написания чудотворного списка Святогорской иконы Божией Матери, находящегося в Успенском соборе Святогорской Лавры, связана с одним афонским старцем-иконописцем, который посетил Святые Горы вскоре по открытии монастыря в 1844 г. Афонскому иноку очень понравилась Святогорская обитель, ее устав, схожий с афонским, красоты окружающей природы, меловая скала с храмом и пещерами. Будучи бедным, он решил украсить обитель тем искусством, которое хорошо знал, и в дар монастырю написал эту икону. Образ Божией Матери находился долгое время в Иоанно-Предтеченской церкви, в которой в то время молился несший подвиг затвора в меловой скале преподобный Иоанн. Здесь икона была чудесно сохранена не только от сырости, но и от пожара, случившегося в пещерном храме.
Из описи ризницы конца XIX века известно, что Святогорская икона Божией Матери в то время помещалась в деревянном, позолоченном на гольдфарбе киоте, Лики Спасителя и Божией Матери были украшены сребропозлащенными венцами.
Впоследствии икона прославилась чудотворениями и по велению Богородицы была изнесена из пещер. С молебным пением ее носила братия Святогорского монастыря по окрестным селам до самых кровавых революционных годов.
5 октября 1918 г. крестный ход с чудотворной Святогорской иконой Богородицы расположился в одном из домов села Байрачек Купянского уезда. Большевики ночью напали на дом, взломали двери и расстреляли иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота, псаломщика местной церкви, хозяина дома и его дочь. Пять трупов лежали у подножия иконы, стоявшей в луже крови. То, что не мотив грабежа руководил бандитами, видно по словам одного из убийц: «Вы мóлитесь, чтобы Бог наказал большевиков».
В 1922 году во время кампании по изъятию церковных ценностей большевики прежде всего ограбили древнюю Святогорскую чудотворную икону Божией Матери: находившаяся на ней риза была одной из самых драгоценных в обители. После закрытия монастыря местонахождение этой иконы остается неизвестным.
Чудотворный список, сделанный афонским иконописцем, братия монастыря сохраняла во Всехсвятском кладбищенском храме до его закрытия в 1931 году. По свидетельству рабы Божией Евдокии, жительницы города Красный Лиман, некоторое время икона отсутствовала в храме: как впоследствии выяснилось, она находилась на реставрации. До сих пор, если внимательно всмотреться, на Ликах Спасителя и Богоматери видны следы кощунствовавших большевиков — глубокие царапины, закрашенные умелой рукой реставратора. В советское время этот чудотворный список был сохранен благочестивыми людьми. Последним его местопребыванием была церковь в селе Новотроицком Волновахского района.
4 октября 1992 г., в день памяти святителя Димитрия Ростовского, Святогорскую икону Божией Матери торжественно крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. Последний отрезок пути (Славянск — Святые Горы), расстоянием около 32 км, более девяти часов крестный ход шел пешком, а икону несли священнослужители на руках.
Пресвятая Владычица Богородица и доныне посылает Свою всесильную помощь всем, с верою притекающим к Ее Пречистому образу. Многие больные различными недугами получили исцеление после усердной молитвы перед иконой Святогорской Божией Матери, а иногда недужным посылалось здравие после помазания маслом от лампады, горящей перед ней, или прикладывания к больному месту засушенных цветков, украшавших икону. Особую помощь от чудотворного образа получают страдающие онкологическими заболеваниями и бесплодием. Множество золотых и серебряных подвесок, монет, крестиков, цепочек, дукачей у чудотворного образа явно свидетельствуют о совершившихся чудесах и милости к грешному роду человеческому Царицы Небесной.
В 2002 году икону украсили сребропозлащенной ризой, изготовленной из драгоценных приношений, которые были принесены в дар Богоматери как знак любви и благодарения за полученные исцеления и благодатную помощь.
Празднование в честь Святогорской иконы Божией Матери совершается 30 июля. В этот торжественный день в обители из Успенского собора крестный ход следует к памятнику Богородицы на Лаврской площади. Чудотворный образ, который несут священнослужители на руках, сопровождают с молебным пением вся братия обители и около 10000 паломников со всей Святой Руси.
В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения перед чудотворной иконой служится молебен с акафистом Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная!»
Икона Богородицы Одигитрия Святогорская
Празднование
История
В 1563 году, в царствование Ивана Васильевича Грозного, в пригороде Псковской области Ворониче, жил пятнадцатилетний пастух Тимофей, которого все считали юродивым. Однажды он пас свое стадо недалеко от речки Луговицы и вдруг в воздушном пространстве увидел икону Богоматери «Умиление», которая находилась в Вороничской приходской церкви св. Георгия. Это видение Тимофея повторилось вторично в другом месте, на Синичьей горе, причем он в этот раз слышал также голос, предвещавший, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия. Тимофей никому не сказал о своем чудесном видении.
Запомнив слышанный им голос, Тимофей через шесть лет после своего видения, в 1659 году, снова пришел на Синичью гору и нашел здесь икону Богоматери Одигитрии, стоявшую на суке сосны. Он не стал пока снимать оттуда явившуюся ему икону и только устроил себе возле этого места небольшой шалаш, выкопал пещеру и провел там сорок дней в непрерывном посте и молитве. По прошествии этого времени он удостоился услышать исходивший от иконы Богоматери голос, который повелевал ему идти в пригород Воронич и объявить там, чтобы духовенство и народ в пятницу, следующую за неделей Всех Святых, пришли на Синичью гору с иконой «Умиления». Тимофей в точности исполнил повеление Богоматери. В назначенный день вороничское духовенство с крестным ходом и множество народа отправились на Синичью гору. Еще в пути, когда крестный ход достиг реки Луговицы, где пастуху Тимофею было первое видение, начали совершаться исцеления болящих.
Когда все взошли на гору, то началось молебствие, во время которого было явлено чудесное знамение: при чтении Евангелия гору озарил вдруг необыкновенно яркий свет, а воздух наполнился несказанным благоуханием. В этот момент все присутствовавшие здесь узрели икону Одигитрии, стоящую на суке соснового дерева. Некоторые, охваченные религиозным воодушевлением, бросились было снимать ее с дерева, но икона тотчас же поднялась невидимой силой на воздух и спустилась лишь на руки Тимофея, когда он по неотступной просьбе народа приступил, чтобы взять ее. После этого крестный ход воротился обратно. Новоявленная икона Одигитрии и икона «Умиления» поставлены были в Георгиевской церкви Воронича.
Слух о чудесах от новоявленной иконы дошел до Пскова. Царский наместник этого города, князь Георгий Токманов, немедленно донес об этом в Москву царю. Царь Иван Васильевич, заинтересованный донесением о явленной иконе, отправил на место явления особых следователей, которые, ознакомившись со всеми обстоятельствами этого дела, удостоверились в действительности происшедших здесь чудесных знамений и исцелений. Тогда по приказу царя была сооружена часовня на месте явления иконы, на Синичьей горе, которая с той поры стала называться «Святой». В эту часовню были поставлены свв. иконы Одигитрии и «Умиления». Но на следующий год, осенью, после крестного хода сюда в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, часовня эта сгорела дотла, однако святые иконы остались совершенно невредимыми. Царь, узнав об этом, повелел устроить на Святой горе вместо сгоревшей часовни каменный храм в честь Успения Богоматери и основать здесь монастырь. По плану царя, церковь Успения была устроена так, что алтарь занял то место, где на сосновом дереве явилась икона Одигитрии, а престол был поставлен на пне срубленной сосны. Когда новосозданный храм был освящен, обе святые иконы были поставлены в нижнем ярусе иконостаса: икона Одигитрия на правой стороне, а икона «Умиление» — на левой. В этом храме иконы находятся и до настоящего времени.
Святогорский Успенский монастырь, в котором хранятся эти свв. иконы, находится в 110 верстах от города Пскова и в четырех верстах от древнего псковского пригорода Воронича, на берегу живописного озера Тоболенского. Свв. иконы «Умиление» и Одигитрия ежегодно, в пятницу второй недели Петрова поста, переносятся отсюда во Псков, в кафедральный Троицкий собор. В следующее затем воскресенье совершается с ними торжественный крестный ход вокруг внутренней второй городской стены. В течение целого месяца, с 28 августа по 28 сентября, совершается хождение с этими святынями в ближайшие уездные псковские города Новоржев и Опочку с принадлежащими к ним селениями.
Празднование иконе Божией Матери «Умиление» совершается два раза в год: 19 марта и в девятую пятницу после Пасхи. Иконе Одигитрия празднование бывает тоже дважды в году: 17 июля и в день Покрова Пресвятой Богородицы. Икона «Умиление» имеет следующие размеры: 1 аршин 6 вершков высоты и 1 аршин 2 вершка ширины; размеры же иконы Одигитрия таковы: 5 1/2 вершков в высоту и 4 1/2 вершка в ширину. Чудеса от этих святых икон не перестают совершаться по благодатной силе Богоматери и доныне.
30 июля. Святогорская икона Божией Матери
Святогорская икона Божией Матери. В 1563 году, во времена Иоанна Грозного, уроженцу Вороничей, пригорода Пскова, пятнадцатилетнему пастуху юродивому Тимофею однажды вечером недалеко от речки Луговицы в воздухе в чудном сиянии явилась икона Божией Матери «Умиление», находившаяся тогда в Воронической приходской Георгиевской церкви. Глас от иконы возвестил, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия.
В 1569 году этому же юноше на Синичьей горе явилась на сосне икона Богородицы — Одигитрии. Сделав себе кущу, Тимофей провел у того места сорок дней в посте и молитве. Чудный глас от иконы повелел, чтобы духовенство и народ пришли на Синичью гору с иконой «Умиление» в пятницу, следующую за неделей Всех святых. Когда крестный ход, совершенный по повелению Матери Божией, достиг горы и начался молебен, во время чтения Евангелия вдруг воссиял свет, воздух наполнился благоуханием и все увидели на сосне икону Одигитрии. Обе святые иконы, Одигитрия и «Умиление», были поставлены в храме великомученика Георгия. От них стали совершаться многие чудесные знамения и исцеления, о которых было сообщено Иоанну IV. По его указу на Синичьей горе, называемой с тех пор «Святою», была поставлена часовня, в которую перенесли чудотворные иконы. Но вскоре, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда совершен был крестный ход с иконами на Святую гору, ночью часовня внезапно загорелась. Огонь уничтожил все внутри часовни, но святыни остались невредимы.
На священном месте воздвигли каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, алтарь которого находился на месте явления иконы Одигитрии. Обе прославленные иконы были поставлены в нижнем ярусе иконостаса: Одигитрия — на правой стороне (придел в честь которой был устроен в 1770 году), а «Умиление» — на левой (придел устроен в 1776 году).
В том же 1569 году на Святой горе был основан Святогорский Успенский монастырь.
Ежегодно в первую пятницу Петрова поста святые иконы приносились в Троицкий собор города Пскова и в следующий воскресный день с ними совершали обход вдоль внутренней стены города.
Празднование в честь «Умиления» совершается 19 марта и в 9-ю пятницу по Пасхе, а Одигитрии — 17 июля и в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Духовное сокровище Восточной Украины – узнайте всё о чтимом образе
Киевская Русь, как и возникшие на её месте государства, издавна считалась «земным уделом» Небесной Царицы и пользовалась Её особым покровительством. Не удивительно, что в нашей стране хранится столько легендарных реликвий Девы Марии! И одна из них – Святогорская икона Божией Матери, о которой и пойдёт речь в этой статье.
История реликвии Святогорской лавры
Свято-Успенская Святогорская лавра – древняя христианская обитель в Донецкой области. Хотя первые письменные упоминания о монастыре датируются 1526 г., есть сведения, что храмы на правом берегу Северского Донца были возведены ещё до монгольских набегов 1238-1241 гг. А легенда и вовсе гласит, что общину основали выходцы из Византийской империи, которые бежали от ереси иконоборчества, бушевавшей там в VIII-IX ст.
Из-за необычного рельефа (крутой склон реки почти целиком состоит из мела) молельни в скиту делали подземными, вырубая в холмах камеры и соединяя их узкими переходами. В такой пещерной часовне и находился старинный образ Мадонны, выполненный по канону «Одигитрии» (Указующей Путь) – гордость монастыря и его величайшее достояние. Копии реликвии имелись во всех церквях лавры – Успенском соборе, храмах Рождества Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. В укромных криптах не менялась температура и влажность, благодаря чему краски не страдали от сырости, а уникальный микроклимат предотвращал пожары.
В 1844 г. монастырь посетил инок-иконописец из Афона. Восхитившись красотой окружающей природы, разумным и удобным устройством обители, её строгим, но спасительным для души уставом, старец пожелал сделать местной братии подарок. Он изготовил список наиболее ценной святыни скита. От оригинала тот отличался лишь тем, что Иисус, восседающий на руках Богоматери, сжимал в деснице скипетр, тогда как на исходном рисунке Он держал свиток со словами из Библии.
Некоторое время все чудотворные иконы равно почитались монахами и прихожанами. Но 5 октября 1918 г. одна из реликвий безвозвратно погибла. В селе Байрачек Купянского уезда (сейчас – с. Торское Лиманского района Донецкой обл.) на осеняемый образом крестный ход напали большевики. Солдаты расстреляли каждого, кто сопровождал святыню, не пожалев даже женщин, так что киот стоял в луже крови. А в 1922 г., проводя кампанию по изъятию церковного имущества, советские власти вывезли из пещерной церкви и древнейший лик Девы Марии, соблазнившись богатой ризой.
В обители осталась лишь икона, созданная афонским мастером. Но удерживать её удавалось недолго – вскоре монастырь окончательно разорили, устроив в его помещениях Дом отдыха, кинотеатр и библиотеку. До 1931 г. реликвия хранилась во Всехсвятском скиту, затем её прятали прихожане, не устрашившиеся гонений, а в 1970-тых гг. образ доставили в храм с. Новотроицкое Волновахского района.
Вернуть икону в лавру получилось только в 1992 г., когда началось восстановление обители. 4 октября к Святым горам из Славянска отправился крестный ход, во главе которого несли лик Пречистой Девы. Всю дорогу верующие шли пешком, передавая из рук в руки раку с образом. Путь занял около 9 часов – и наконец реликвию торжественно водрузили у алтаря Успенского собора.
Интересные факты о Святогорской святыне
Память образа празднуется 30 июля. В этот день посетившие Святогорскую лавру паломники слушают молебен с песнопениями, а потом присоединяются к шествию иноков. Процессия следует от центрального храма обители к изваянию Девы Марии на Лаврской площади. Ежегодно в обряде участвует до 10 тыс. человек!
Как и многие другие чудотворные иконы Украины, лик Святогорской Богоматери увешан благодарственными подношениями – цепочками, Распятиями, кольцами и серьгами. Но это – далеко не самое роскошное украшение реликвии. Так, из описи, составленной в конце ХІХ ст., известно, что тогда образ был заключен в деревянный киот, декорированный «гольдфарбой» (смесью лака, масла, рыбьего клея, охры и сурика, на которую наносилась позолота), а на главах Мадонны и младенца-Христа сияли серебряные венцы.
Впрочем, теперь пышный убор не только способствует прославлению святыни, но и скрывает следы кощунств. В 1921 г. коммунисты надругались над иконой – стреляли в неё и кололи штыками. Реставраторы устранили большинство отметин, однако под ризой из позолоченного серебра, пожертвованной монастырю в 2002 г., и стеклом, покрывающим поверхность реликвии, всё ещё заметны глубокие царапины, пробороздившие краску.
В чём помогает чудотворная икона Богородицы?
Богородица оберегает всех, кто с надеждой и верой припадает к Её лику. Небесная Царица милосердна и могущественна – по Её ходатайству перед Господним Престолом разрешаются любые проблемы, с которыми сталкивается человек, исцеляются болезни тела и духа, исчезают злые духи и рассеиваются сиюминутные тревоги.
Такими же свойствами наделён и Святогорский образ Божией Матери. После усердной молитвы перед ним Вы ощутите умиротворение и покой, забудете о губительных страстях и пороках, искренне покаетесь в грехах, избавитесь от гнева, горя, уныния и лени. Реликвия ниспосылает здоровье недужным, утешает скорбящих, примиряет врагов, смягчает сердца завистников, приносит в семью мир, достаток и взаимопонимание.