когда в храме раздают артос

В храме дали какой-то хлеб. Что с ним делать?

Если коротко: дали в церкви хлеб — ешь. А если хотите понять, какие символы за этим стоят и как этот хлеб различается, — читайте в «Слайдах».

Просфорá

Просфора — самый известный «церковный хлеб», который используется на литургии. С греческого переводится как «приношение» — в древности христиане приносили хлеб для совершения литургии. Выглядит просфора как маленькая булочка из двух частей: нижняя (бОльшая) и верхняя (меньшая). На верхней отпечатывают изображение Креста с буквами «ИС», «ХС», «NIKA»— Иисус Христос побеждает. Также на просфорах могут изображать Пресвятую Богородицу или святых.

Какие бывают просфóры?

Бывают большие просфоры (служебные) — их используют вместе с вином для приготовления вещества Причастия, и малые — из них священник достает небольшие частички, поминая при этом людей о здравии и о упокоении (то есть молится о живых и умерших). В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа. Малые просфоры раздают верующим после службы. Подробнее о просфорах, их видах и использовании на литургии читайте в нашем материале.

Áртос

Артос (дословно «квасной хлеб») — большая просфора с изображением Креста или Воскресения Христова, которую освящают на Пасху. Он стоит всю Светлую неделю перед алтарем, а в субботу после службы его раздают верующим. Артос — символ незримого присутствия Христа. Когда после Вознесения апостолы совершили трапезу и причащались, то, вспоминая своего Учителя, оставляли одно место пустым и клали возле него хлеб. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют с молитвой об укреплении душевных и физических сил.

Хлеб с вином

На всенощном бдении (совершается вечером накануне праздников) освящается пять хлебов. Это символ-воспоминание чуда, когда Иисус Христос накормил 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами (Мф 14:19–21). Священник читает молитву над хлебами, вином, елеем (маслом) и пшеницей. Немного позже на том же всенощном бдении священник помазывает лоб верующих маслом и каждому дают частичку хлеба, смоченного вином. Зерна пшеницы обычно не раздают.

Антидóр

Антидор — остатки одной из служебных просфор (смотрите слайд № 2), которые не использовали для Причастия. Их раздают верующим после причащения вместе с запивкой (еще ее называют теплотой).

Запи́вка

Запивкой (или теплотой) называют воду, которую подают верующим после причастия. Это нужно для того, чтобы частички Тела и Крови Христовых не остались во рту. В разных храмах вместо воды могут подавать сильно разбавленное вино, сок или даже чай.

Источник

Хлеб жизни. Зачем раздают артос

когда в храме раздают артос. Смотреть фото когда в храме раздают артос. Смотреть картинку когда в храме раздают артос. Картинка про когда в храме раздают артос. Фото когда в храме раздают артос

Что такое артос?

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Откуда пошла традиция употреблять артос?

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Что символизирует артос?

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа — в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Как освящают артос?

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.

Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос?

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Источник

Когда раздают артос в церкви к Пасхе 2021: традиции. Когда выпекают, что символизирует квасной хлеб

Артос считается особым хлебом, который связан с самым большим чудом – Воскрешением Иисуса Христа. Эта святыня раздается верянам лишь раз в год — в пасхальный период. Поэтому и неудивительно, что православные всегда хотят получить эту святыню.

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая. Артос в продолжениина всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Откуда пошла традиция употреблять артос?

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Что символизирует артос?

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа — в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Как освящают артос?

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.

Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Когда раздают святыню

В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, его принято есть натощак при болезнях. В церкви каждый православный верующий может получить артос на 6-й день Светлой седмицы.

Традиция раздавать хлеб артос была еще во времена апостолов. После того как Иисус воскрес на 40-й день, он вознесся на Небеса, а его последователи находили утешение в воспоминаниях о Нем, и всем, что с Ним связано. Во время общей молитвы апостолы вспоминали Тайную вечерю, и первое место за столом пустовало. Это связано с тем, что предназначалось оно Учителю, и на это место ставили хлеб.

когда в храме раздают артос. Смотреть фото когда в храме раздают артос. Смотреть картинку когда в храме раздают артос. Картинка про когда в храме раздают артос. Фото когда в храме раздают артос

Как хранить святыню

Как и любая святыня артос требует к себе трепетного отношения – при небрежении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и высушив их хранят в пакетике (лучше полотняном).

Верующие считают, что употребление святого хлеба помогает при различных болезнях и дарует исцеление и крепкое здоровье. Сохранился старый русский обычай, когда не удавалось попасть на службу Светлой седмицы, святыню употребляли натощак со святой водой. Святыня употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Хранят артос в укромном месте, чаще всего возле икон или любых других памятных для христианина вещей. Кладут церковный хлеб, как правило, в льняные мешочки небольшого размера, однако мешок можно заменить и обычным пакетом.

Как и когда выпекают артос

Артосы начинают выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Сам процесс выпекания мало чем отличается от выпечки обычных просфор, но очень трудоемок.

Артос принято печь в Страстную и Светлую седмицу. Процесс приготовления очень похож на то, как готовят просфоры, но только времени требуется дольше – порядка 4-х часов. Если брать процесс со всеми приготовлениями, то готовится артос в течение 24 часов.

Источник

Артос

Светлый праздник Воскресения Христова всегда связан у верующих с особым освященным хлебом, который называется артосом. Что же значит это слово, и зачем нужен этот хлеб?

Что означает слово «артос»

когда в храме раздают артос. Смотреть фото когда в храме раздают артос. Смотреть картинку когда в храме раздают артос. Картинка про когда в храме раздают артос. Фото когда в храме раздают артос

В переводе с греческого языка это слово звучит «квасной хлеб», т.е. хлеб, приготовленный на дрожжах. Его изготовляют из несдобного дрожжевого теста без сахара и соли. Сверху украшают различными узорами и выпекают в печи.

Выглядит артос как большой круглый хлеб, пышный и аппетитный. Его пекут только раз в году, в отличие от просфор, с которыми его не стоит путать. Только на Пасху он изготовляется и выпекается.

Когда артос выносят и раздают

Артос кладут перед открытыми Царскими вратами на сам праздник Пасхи. Его освящают на пасхальной литургии после заамвонной молитвы, затем совершают каждение и окропление артоса святой водой.

Перед открытыми Царскими вратами этот освященный хлеб лежит всю Светлую седмицу. Каждый день праздничной недели совершается крестный ход вокруг храма с артосом. После этого артос полагают на свое прежнее место перед алтарем.

В Светлую субботу артос разделяется священнослужителями и раздается всем верующим по небольшому кусочку. В этот день прихожанам надо иметь с собой пакетик, чтобы не обронить крошек святого хлеба.

Зачем нужен артос

Артос является освященным хлебом, через который мы можем прикоснуться к пасхальной радости в течение всего года. Он напоминает нам о том праздничном духе, который царил на Светлой седмице. Вкушая кусочек артоса, мы обновляемся телом и душой, возвышаем дух.

Хлеб на Литургии имеет большое значение, он претворяется в Тело Христово. В честь Пресвятой Богородицы есть специальный хлеб, именуемый «Панагией». В некоторых монастырях до сих пор существует чин Панагии, т.е. возвышение хлеба в честь Пречистой. Вот какое важное внимание уделяется простому хлебу в православной среде.

Тем более, артос – это особый хлеб, освященный на Пасху. И отношение к нему должно быть особенным. Это – дар, который приносится Богу в честь Его воскресения.

Как и когда вкушать артос

Этот освященный хлеб надо вкушать в особые трудные моменты жизни, чтобы причаститься радости Пасхальной. Например, во время болезни или скорби, когда душа и тело особенно утомлены. Съев кусочек артоса, мы оживляем уставший дух и делаем его способным стремиться к Богу. Но не стоит путать его со Святым Причастием или антидором.

Вкушать артос следует натощак, прочтя молитву на принятие просфоры и святой воды. После молитвы надо добавить слова: «Христос воскресе! Воистину воскресе!», можно спеть пасхальный тропарь. Надо стараться не крошить при вкушении артоса.

Что делать, если артос испортился

Принеся кусочек артоса домой, надо его измельчить и высушить, чтобы он не испортился. Хранить его надо в открытом виде. Некоторые кладут его в открытую баночку, можно и так.

Если все же артос покрылся плесенью, нельзя выкидывать его в мусорное ведро. Зацветший артос надо выбросить в открытый водоем с проточной водой (в реку, но не в озеро). После рассказать об этом грехе священнику на исповеди.

Артос — православный словарь

Источник

Что такое артос?

Зачем он нужен? Как его хранить и употреблять?

Артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

когда в храме раздают артос. Смотреть фото когда в храме раздают артос. Смотреть картинку когда в храме раздают артос. Картинка про когда в храме раздают артос. Фото когда в храме раздают артос

Со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».

Вспомним также, дорогие братья и сестры, как в старину в крестьянских семьях относились к хлебу наши дедушки и бабушки. Это сейчас мы с ним обращаемся как с одним из ряда обычных продуктов, которые можно ронять на пол, выбрасывать в мусорную корзину и прочее. Но не так было раньше. В крестьянских семьях хлеб резали аккуратно и бережно, также вкушали его, крошки подбирали и высыпали в реку или отдавали животным.

С апостольских времен твердо установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать его на возглавие стола Господу. Это было символом того, что Христос и по Своем вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви. То же самое случилось и по Успении Пресвятой Богородицы. Апостолы и ученики начали по преданию на трапезе откладывать хлеб и для Девы Марии, назвав его «панагией», что переводится с греческого языка как «всесвятая» (один из эпитетов Божьей Матери). Позже панагией стали именовать и саму просфору, из которой на проскомидии изымалась частичка в честь Пресвятой Богородицы.

Издревле и по сей день в православных монастырях служится чин возношения панагии. После Божественной литургии игумен в специальном сосуде износил из храма на братскую трапезу панагию, где она раздроблялась и вкушалась братией со специальной молитвой перед едой. Таким образом, трапеза, как и в древние времена вечеря любви-агапа, на которой совершалась Евхаристия, становилась частью богослужения, непрерывно связанного с Литургией.

Отголоском данной древней традиции и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.

Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

Артос на специальном аналое перед началом пасхального всенощного бдения поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

Подтверждением тому, что артос есть великой святыней, является еще и тот факт, что его носят во время крестного хода вокруг храма во всю Светлую седмицу. Ведь он символизирует собой Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме в открытых Царских вратах.
В субботу же Светлой седмицы обычно по заамвонной молитве Божественной литургии совершается чин раздробления артоса. Священник читает определенную молитву, и затем артос раздробляется, а по окончании богослужения раздается верующим.

Как уже говорилось выше, артос – великая святыня. Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символом – духовным составляющим вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.

Конечно же, нельзя путать артос с Телом и Кровью Христовыми. Это совершенно разные вещи. Святые Дары – самая великая церковная Святыня. Артос же одновременно духовное и телесное средство, подобное антидору, святой воде и просфоре, которое служит для поддержания духовных сил человека в нелегком нашем земном борении-странствии.

Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный вами кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Пакетики со святыней храните в открытом виде, чтобы артос не зацвел. Если же все-таки это случилось, то его следует либо принести в храм, либо пустить в проточную воду – реку или море (но не в озеро). Пакетик, в котором артос хранился, нужно сжечь в чистом месте. В небрежном отношении к артосу желательно потом поисповедоваться.
Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

В заключение, дорогие братья и сестры, хочется всем пожелать, чтобы пасхальная радость нас не покидала круглый год. Вспомним преподобного старца Серафима Саровского, приветствовавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И овеществленным выражением этой всеобъемлющей вселенской удивительной радости о Господе Воскресшем как раз является артос. Частичка хлеба, который был принесен нами в дар Богу и который возвращен Господом нам для того, чтобы оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего Воскресения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *