когда выносят плащаницу на пасху

Когда в Страстную пятницу выносят плащаницу

Часто верующие задаются вопросом о том, во сколько выносят плащаницу из храма во время богослужения в день Страстной пятницы. Обычно это происходит в 14-15 часов, сразу после обеда.

Подробный ответ на вопрос приведен ниже.

когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть фото когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть картинку когда выносят плащаницу на пасху. Картинка про когда выносят плащаницу на пасху. Фото когда выносят плащаницу на пасху

Что такое плащаница, и когда ее выносят

Плащаница представляет собой икону на ткани – изображение тела умершего Христа, которое как бы лежит в гробе. Сначала икону держат на алтаре, а затем, около 15 часов выносят из церкви, совершают крестный ход, которым идут все верующие, и ставят посередине в церкви.

Это время выбрано неслучайно. Считается, что именно в три часа по полудню Господь скончался, произнеся свою последнюю фразу: «Отче! В руки твои предаю мой дух!»

когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть фото когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть картинку когда выносят плащаницу на пасху. Картинка про когда выносят плащаницу на пасху. Фото когда выносят плащаницу на пасху

В этот момент произошло несколько необъяснимых событий – днем стало так темно, как будто наступило солнечное затмение. А еще треснули камни, лежащие на холме, где был распят Христос. И занавеска в местном храме разорвалась на 2 части. Толпа страшно испугалась, увидев эти знамения. А многие даже уверовали, что это действительно был Сын Бога.

Как вести себя во время выноса плащаницы

Сегодня верующие вспоминают эти скорбные события, принимая участие в богослужении в Страстную пятницу. Если говорить конкретно о том, когда именно, т.е. во сколько выносят плащаницу, ответ следующий:

После этого икона возвращается в храм. Верующие могут совершить молитву и поклониться святыне.

когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть фото когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть картинку когда выносят плащаницу на пасху. Картинка про когда выносят плащаницу на пасху. Фото когда выносят плащаницу на пасху

А еще считается, что плащаница обладает большой целительной силой. Конечно, чтобы случилось чудо, следует настроиться на самую лучшую волну и искренне поверить в покровительство небесных сил.

Поэтому важно не только знать о том, что значит служба в это время в Страстную пятницу, во сколько выносят плащаницу из храма или на алтарь. Важно также и понимать значение этого символа, а еще от всей души пожелать разделить страдания Христа.

Источник

Вынос плащаницы в Страстную пятницу 17 апреля 2020 года

когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть фото когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть картинку когда выносят плащаницу на пасху. Картинка про когда выносят плащаницу на пасху. Фото когда выносят плащаницу на пасху

Понятие «плащаница» можно встретить в русских религиозных писаниях после XVI столетия. Данный термин применялся к иконам, на которых был изображен Спаситель, лежащий во гробу. Как правило, погребальное место представляло собой объемный отрезок ткани, где изображен или вышит образ Мессии, положенный в гроб. Ежегодная церемония выноса Плащаницы, как и Чин погребения – это одни из наиболее популярных богослужений, проводимых в Великую пятницу недели перед Светлым праздником Пасхи. Этот день является наиболее скорбным в церковном календаре, поэтому почитается христианами восточного и западного обряда. Среди верующих принято вспоминать в это время о Крестных мучениях и гибели Иисуса Христа.

Когда вынос плащаницы в 2020 году в Страстную пятницу?

Принято осуществлять вынос Плащаницы пятничным днем на вечерне во время Великой Субботы. У церемонии есть фиксированное время – примерно в третьем часу дня, когда развивались библейские события Страстной пятницы. в это время Спаситель умер на кресте. По этой причине службу начинают за час до этого, в 14:00. Традиционно главный праздничный атрибут выносит из алтаря, чтобы установить в центральной части храма или «во гробе». Она визуально выглядит, как возвышение с благовониями и цветами, которые уложены, символизируя скорбь о гибели Спасителя. По центру Плащаницы устанавливают Евангелие.

Утреня Великой Субботы, как правило, служится с Чином еще в пятницу вечером. В литургии Плащаница играет важную роль, которая обычно достается праздничным иконам. Утреню проводят в виде надгробной службы. В это время исполняются погребальные тропари, происходит каждение. Прославляется Святая Троица, а после чтения 118-го псалма проводят церемонию освещения храма. Кроме этого, на службе вспоминаются жены-мироносицы, которые пришли ко гробу Христову. Это служит первой весточкой о Воскресении Мессии, в то время как сам Иисус еще пребывал в гробу.

когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть фото когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть картинку когда выносят плащаницу на пасху. Картинка про когда выносят плащаницу на пасху. Фото когда выносят плащаницу на пасху

Прихожане вместе со священнослужителем во время богослужения идут крестным ходом. Они выносят и Плащаницу, обходя вместе с ней храм с песней «Святый Боже». Действо сопровождается звоном колоколов. По завершении чина Плащаницу приносят под царские врата, а затем устанавливают на ее месте в центральной части храма. Это позволит поклониться и прикоснуться к святыне всем прихожанам и священнослужителям. Там ей суждено пребывать до позднего вечера Великой субботы. Уже перед пасхальной утреней, когда проводится полунощница, Плащаницу вновь забирают за алтарь, возлагая на престол. Здесь она пребывает до завершения Пасхи.

Как проводится обряд выноса плащаницы?

В процессе проводимой в день скорби церемонии Плащаницу снимают с престола, что символизирует ее спускание с Голгофы. Затем ее кладут на стол, символизирующий «гробницу». До того, как поднять реликвию, священнику предстоит трижды совершить земной поклон. Рядом должен быть диакон со свечой и кадилом, а также свещеносцы, которым оказана честь вынести Плащаницу за Царские врата. Данный артефакт считается главным на Великой пятнице. В этот вечер Плащаница будет во всех ритуалах играть роль, которую обычно отводят иконам святых, чей праздник отмечается Церковью.

когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть фото когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть картинку когда выносят плащаницу на пасху. Картинка про когда выносят плащаницу на пасху. Фото когда выносят плащаницу на пасху

В некоторых храмах существует традиция, когда священнослужитель, ведя крестный ход, останавливается у входа в церковь. Затем он высоко поднимает Плащаницу, и только тогда прихожане, присутствующие на церемонии, получают право зайти в храм, проходя под ней. После того, как выносят артефакт в Страстную пятницу, проводится служба малого повечерия. В храмах исполняется священный Канон, повествующий о распятии Иисуса Христа. Также проводится песнопение «На плач Пресвятой Богородицы». Его написал Симеон Логофет еще в X столетии. С этого момента Плащаница становится доступна для каждого из присутствующих. Считается, что реликвия обладает чудотворными свойствами. Говорят, что если прикоснуться к артефакту в это время, можно избавиться даже от самых тяжелых заболеваний.

когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть фото когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть картинку когда выносят плащаницу на пасху. Картинка про когда выносят плащаницу на пасху. Фото когда выносят плащаницу на пасху

Источник

Когда и зачем выносят Плащаницу Иисуса Христа, что это и где она находится

когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть фото когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть картинку когда выносят плащаницу на пасху. Картинка про когда выносят плащаницу на пасху. Фото когда выносят плащаницу на пасху

Москва, 18.11.2021, 02:54:41, редакция FTimes.ru, автор Ирина Орлонская.

Заходя в любой православный храм с двух часов дня Великой пятницы до полуночи Пасхи верующие обязательно видят стоящий посреди церкви стол, на котором лежит больших размеров, расшитое золотыми нитками, украшенное бисером и ценными камнями полотнище дорогой ткани. Это – Плащаница.

Плащаница Иисуса Христа, что это и как она выглядит

Иконография православной Плащаницы очень проста. По сути, это живописная копия Туринской плащаницы – пелены, в которую было завернуто тело Спасителя и на которой чудесным образом осталось изображение Господа.

когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть фото когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть картинку когда выносят плащаницу на пасху. Картинка про когда выносят плащаницу на пасху. Фото когда выносят плащаницу на пасху

На храмовых плащаницах Русской Православной Церкви Спаситель изображен лежащим в гробе, нагим, в набедренной повязке. Иногда его окружают фигуры ангелов, Богородицы, апостолов, но сейчас такие композиции встречаются редко. По краю Плащаницы идет вышитый золотыми нитками текст стихиры: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». По углам полотнища (иногда на отдельно пристегиваемых ромбовидных скрижалях) изображаются четыре евангелиста.

Когда и зачем выносят Плащаницу, где она находится в храме

Плащаница употребляется в Православной церкви во время богослужения Великой пятницы и Великой субботы. Вечером, на службе утрени Великой субботы (вечером в пятницу) перед Плащаницей совершается чин «оплакивания Христа». Этим верующие как бы провожают Спасителя и хоронят Его.

когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть фото когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть картинку когда выносят плащаницу на пасху. Картинка про когда выносят плащаницу на пасху. Фото когда выносят плащаницу на пасху

когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть фото когда выносят плащаницу на пасху. Смотреть картинку когда выносят плащаницу на пасху. Картинка про когда выносят плащаницу на пасху. Фото когда выносят плащаницу на пасху

Традиция выносить на середину храма «гроб Господень» – относительно недавняя. Примерно в XIV веке на утрени Великой субботы (то есть во второй половине дня пятницы) во время выноса Евангелия использовали небольшой платок с изображением умершего Спасителя. Этим платком покрывали книгу во время шествия, как бы наглядно показывая, что Господь уже лежит в гробе телом, а душою сходит в ад. Примерно в XVI веке платок превратилось в большое полотнище, известное нам сейчас как Плащаница.

Сначала Плащаница лежала на престоле в алтаре всю Светлую седмицу, чуть позже ее стали оставлять вплоть до Вознесения. Это была уже не просто материя с изображенным на ней Христом, а целый шедевр ткацкого искусства, украшенный по строгим правилам. Традиция выносить «гроб Господень» для поклонения верующих окончательно утвердилась не ранее XVII века, а современный порядок приобрела уже к XIX веку.

Источник

Вынос Плащаницы на вечерне в Великий пяток

Эта двойственность богослужебной практики зависит, без всякого сомнения, от того, что наш современный Устав, или Типикон, ни единым словом не обмолвился относительно выноса Плащаницы на вечерне Великого пятка. Это и вполне естественно, и нисколько неудивительно для того, кто знаком с судьбою современного нам Типикона; потому что Устав Иерусалимский, все, так называемые, обиходники, или монастырские Уставы, древней Руси и даже наши старопечатные Уставы знают только один вынос Плащаницы и именно на утрени в Великую субботу, после великого славословия, о выносе же Плащаницы в описываемое нами время, т. е. Великую пятницу на вечерне, все эти Уставы, согласно с древнейшею практикою церквей греческой и земель юго-славянских, положительно умалчивают. Следовательно, нужно думать, что рассматриваемый нами обычай получил свое начало в практике нашей Церкви гораздо позже 1682 года или, вернее, 1695 года, когда наш церковный Устав, по исправлении его сначала при патриархе Иоакиме, а затем при патриархе Адриане, принял свой настоящий неизменный состав и вид. Поэтому, чтобы произнести суждение о том, какая из двух существующих практик более целесообразна и исторически правильна, мы должны обратиться к рассмотрению источников происхождения этих обычаев в нашей богослужебной практике и причин, способствовавших их утверждению здесь.

Практика первого рода (приготовлять Плащаницу непосредственно после часов или в начале вечерни без всяких молитвословий) вытекает из привязанности к букве нынешнего церковного Устава, который, как мы уже сказали, умалчивает о выносе Плащаницы за вечернею Великой пятницы. Священники, не желающие нарушать течение чина вечерни обычаями и обрядами, Уставом не предусмотренными, приготовляют сами или же приказывают приготовить Плащаницу без всяких религиозных церемоний и церковных песней своим клирикам и сослуживцам, предполагая, что они остаются в этом случае верными Уставу, который, скажем к слову, не только не требует этого приготовления, но прямо говорит о выносе Плащаницы в субботу на утрени из алтаря, где, как увидим после, и должна по Уставу приготовляться Плащаница. Что же касается практики второго рода (выносить Плащаницу во время самой вечерни, при пении стихир на стиховне), то она явилась у нас несомненно под влиянием позднейшей практики церквей восточных. Вот как обычай этот совершается ныне в церквах греческой и болгарской.

На вечерни Великого пятка, по нынешнему Уставу этих церквей, после «Сподоби Господи» и просительной ектеньи, по возгласе священника, протопсалт с остальными певцами становится против царских дверей и начинает пение стихир на стиховне: «Егда от древа Тя мертва» и проч. В это время шесть священников, одетые в священные одежды (ἑνδεδυσάμενοι μετά ἰερατικῆς στολῆς), выходят из алтаря северными дверями (καί ἑξέρχονται ἐις τήν πύλην τοῦ ἁριστεροῦ χόρου), неся на голове епитафий (по болгарскому Типикону – изобразительное на Плащанице погребение, т. е. нашу Плащаницу). Впереди епитафия идут певцы, продолжая петь стихиры на стиховне, за ними примикирий с диванболом (турецкое слово – подсвечником), далее диаконы с лампадами и кадильницами в руках и уже за ними священники с епитафием на головах. Как бы замыкая процессию, позади священников, идет архимандрит с евангелием в руках. Около так называемого кувуклия певцы останавливаются, а епятафий трижды обносится около кувуклия и затем уже полагается внутри его (ἔνδόν τοῦ κουβουκλίου). Является портарь (привратник) и полагает на епитафий живые благовонные цветы. В это время патриарх, не участвовавший в выносе Плащаницы из алтаря, сходит со своей кафедры (ἐκ τοῦ θρόνου), подходит к кувуклию, делает поклонение епитафию, а затем целует его и, благословив народ, удаляется на свое место. Хор поет „ ἐις πολλά ἔτη“. Портарь подает патриарху «цветы благовонные украшены (усобным устоением»), т. е. нечто в роде букетов из цветов. Затем по два в ряд подходят к кувуклию остальные архиереи, присутствующие в храме, священники, церковные сановники (ἐκκλησιαστηκοί ὀφικίαλοι), делаю поклоны, целуют епитафий и, получив цветы из рук патриарха, удаляются на свои места. Во все это время второй лик поет слава и ныне «Тебе одеющагося». Чтением после этого «Ныне отпущаеши», Трисвятого, «Пресвятая Троице» и «Отче наш» и пением, по возгласе священника, тропарей: «Благообразный Иосиф» и «Мироносицам женам» и обычным отпустом чин вечерни оканчивается. (Уст. церковн. по чину Христов. велик. церков. Констант. изд. 2 Георг. К. Протопсалтов. 1860 г. стр. 291).

Если мы теперь исключим из представленного нами описания обряда – выноса Плащаницы за вечернею в пятницу Страстной седмицы раздачу цветов патриархом, что в нашей Руси, особенно на севере было бы далеко не по сезону, если опустим на время из внимания разность в выносе Плащаницы через северные двери, что делается, нужно заметить, в некоторых храмах и у нас на Руси, а не через царски двери, как мы говорили выше, и если, наконец, вынос Плащаницы перенесем, на пение тропаря: «Благообразный Иосиф», то практика относительно данного обычая в нашей Церкви будет положительно тожественна с практикою Церквей восточных и зависимость первой от последней сделается вполне очевидной. Следовательно, если требуется произнести суждение о достоинствах той или другой практики относительно выноса Плащаницы на вечерни в Великую пятницу, то наши симпатии будут на стороне практики второго рода, т. е. выносить ее во время пения тропаря: «Благообразный Иосиф», или гораздо лучше, для полного согласия с практикою церквей восточных, во время пения стихир на стиховне. Пение тропаря: «Благообразный Иосиф», после положения Плащаницы на приготовленном месте, будет гармонировать и с самым содержанием тропаря, в котором говорится, что благообразный Иосиф, сняв с древа Пречистое тело и обвив его чистою Плащаницею «во гробе нове покрыв, положи». Эта практика, или обряд выноса Плащаницы на вечерни, при пении стихир на стиховне, заслуживает полного внимания со стороны нынешних духовных властей и священников не только потому, что умилительная картина несения Плащаницы на головах священников, при стройном мелодичном пении возвышенных и прекрасных стихир на стиховне, производит на молящихся глубокое религиозное впечатление, которое задевает за самые чувствительные струны их сердца и вызывает у них искренние слезы, но и потому еще, что этот обряд вполне согласен с практикою Церквей восточных, от которой наша богослужебная практика находилась в полной зависимости в течение всей истории богослужения в нашей Церкви и от влияния которой, хотя и негласного, не освободилась, как показывает и описываемый нами обычай, доселе. Данная практика, будучи во многом согласна с практикою Церквей восточных, одобрялась и знаменитейшим первосвятителем русской Церкви покойным митрополитом Московским Филаретом (Моск. епарх. ведом. 1876 г. № 50 стр. 441), многими русскими иерархами, издававшими своя распоряжения относительно настоящего обычая, когда вынос Плащаницы приходилось делать не праздник Благовещения, случающийся в Великую Пятницу (Литов. епарх. вед. 1877 г. № 9 стр. 67; Изв. по Казан. епарх. 1877 г. № 1 стр. 15; № 3 стр. 64; Моск. епарх. вед. 1870 г. № 14; Астрах. епарх. вед. 1877 г. № 10; Яросл. епарх. вед. 1877 г. № 2; Тавр. епарх вед. 1877 г. №4; Мин. епарх. вед. 1877 г. № 2, Рязан. епарх. вед. 1877 г. № 14; Харьков. епарх. вед. 1877 г. стр. 168; Смолен. епарх. вед. 1877 г. № 4; Сам. епарх. вед. 1877 г. № 5; Тамб. епарх. вед. 1877 г. № 5; Тульск. епарх. вед. 1877 г. № 4) и, наконец, даже официально утверждена с некоторыми особенностями Св. Правительствующим Синодом в 1855 году особенным указом (Никольск. пособ. к изуч. уст. богосл. прав. Церкв. стр. 604). Нам остается, следовательно, пожелать, чтобы эта практика была принята в возможно ближайшее будущее на страницы нашего Типикона и тем устранила бы весьма немалочисленные случаи уклонения от нее. Поверхностное даже обозрение вышеуказанных цитат из епархиальных ведомостей вполне подтвердит это последнее. Будущий редактор нашего церковного устава, занося этот вполне прекрасный сам по себе обычай, согласный с практикою Церквей восточных и одобряемый нашею высшею церковною санкцию, Св. Синодом, останется вполне верен своему историческому призванию – согласовать нашу богослужебную практику с практикою Церквей восточных. При этом он не должен забывать и всех тех особенных случаев, как, например, стечения службы праздника Благовещения с службою Великого пятка, когда настоящая практика требует особенных принаровлений, которые можно находить в современном нам уставе церквей восточных и вышеупомянутом нами Указе 1855 года. О них обстоятельное слово мы скажем в свое время. Отсутствие указаний в самом уставе на эти особенные случаи и на принаровления к ним богослужебной практики нашей Церкви может всегда порождать недоразумения и затруднения в практике (см. указанные цитаты в епарх. вед.) и даже противоречивые распоряжения одной и той же епархиальной власти (Изв. по Казан. епарх. 1877 г. № 1 стр. 15 и № 3 стр. 63). Мы уже не говорим о противоречии всех этих распоряжений в большинстве случаев с Указом 1855 года. Все это устранить будущий редактор нашего Типикона, если он, занося на его страницы настоящий обычай, воспользуется указанными нами данными.

Подводя итоги всему сказанному, мы должны прийти к таким заключениям:

Обычай выносить Плащаницу на вечерни в Великую пятницу явился к нам, несомненно, под влиянием практики Церквей восточных около начала XVIII столетия.

Вынос Плащаницы, согласно с практикою Церквей восточных и во исполнение Указа Св. Синода 1855 года должен совершаться непременно во всех церквах за самою вечернею, а не до вечерни или после часов непосредственно, как это делается у нас в некоторых местах.

Самый обряд выноса Плащаницы должен совершаться или, согласно с практикою Церквей восточных, во время пения стихиры: «Тебе одеющагося» или, как уже у нас в России установилось в практике во многих местах и одобрено Св. Синодом, при пении тропаря: «Благообразный Иосиф». В этом случае нужно заботиться, чтобы пение тропаря было протяжное и священник должен окончить вынос Плащаницы и положить ее на приготовленное место раньше пения заключительных слов тропаря: «и во гробе нове покрыв, положи».

Наконец, вынос Плащаницы из алтаря на средину храма должен совершаться не через царские двери, как делают в большинстве случаев у нас, но через северные (εἰς τήν πύλην τοῦ ἀριστεροῦ χόρου), как требует этого Устав Церквей восточных, от которых мы заимствовали этот обряд.

Вынос евангелия, в данном случае, есть ни больше, ни меньше, как прямое подражание выносу Плащаницы на утрени в Великую субботу, после великого словословия, как предписывает церковный Устав.

Источник

Снятие св. Плащаницы с престола в день отдания св. Пасхи и обряды, совершаемые при этом в Малороссии

В связи с богослужебными обычаями Страстной недели и первого дня св. Пасхи находится обычай, практикуемый в нашей церкви, полагать Плащаницу на св. престоле по окончании полунощницы, перед началом пасхальной утрени, и оставлять ее здесь до отдания праздника Пасхи. В этот день Плащаница убирается с престола на обычное место, причем в некоторых местах совершаются при этом религиозные церемонии и церковно-богослужебные обряды. «По окончании полунощницы или во время её обыкновенно, – говорит о. Никольский, – все священнослужители в облачении безмолвно переносят Плащаницу со середины храма в алтарь, царскими вратами, – окадив ее, как перед несением, так и по положении её на престоле, и затем Царские двери затворяются до начала утрени.

Здесь же, в этом отсутствии каких бы то ни было письменных указаний относительно времени снятия Плащаницы с престола, кроется главным образом причина и того обстоятельства, что обряды, совершаемые при этом действии в настоящее время, чрезвычайно разнообразны. В Великороссии, например, повсеместно Плащаницу убирают с престола после окончания литургии в отдание праздника св. Пасхи и без всяких обрядовых действий. Так это делается и в некоторых местах Малороссии, но здесь в большинстве случаев настоящее снятие Плащаницы с престола обставлено довольно трогательною и строго религиозною церемонию, которая привлекает в храмы множество молящихся и доставляет им истинно религиозное наслаждение. В Малороссии снимается Плащаница с престола тоже в отдание св. Пасхи. Перед литургией этого дня священник снимает Плащаницу с престола, выносит ее на середину храма и полагает на столе, на котором она обыкновенно лежит в пятницу и в субботу Страстной седмицы. Молящиеся приходят в храмы, лобызают Плащаницу и ставят перед нею во множестве свечи. При окончании литургии, после пения двукратно: «Буди имя Господне», священник выходит из алтаря к Плащанице, трижды кадит ее кругом и на голове с пением тропаря: «Вознесся еси во славе, Христе Боже наш» или стиха: «Вознесыйся на небеса, Боже» уносит ее в алтарь и полагает на обычном месте, где она лежит в течении целого года. Затем поется в третий раз «Буди имя Господне», читается 33 псалом и оканчивается литургия по Уставу. Описанная картина внесения Плащаницы в алтарь производит глубокое впечатление на молящихся и переносит их мысль на гору Елеонскую, с которой Христос Спаситель в виду своих учеников вознесся на небо и сел одесную Бога Отца. Отсюда-то иногда в простом народе этот день называется не отданием праздника Пасхи, а «вшествием».

Из сказанного можно сделать следующие заключения:

1) Положение Плащаницы на престоле, хотя совершается и не по указанию нашего нынешнего церковного Устава, но согласно с практикою церквей христианского востока, от которого мы позаимствовали употребление в церковном богослужении Плащаницы и обряды, совершаемые при выносе её в Великую пятницу и в Великую субботу Страстной седмицы, с той однако разницей, что на востоке это положение Плащаницы совершается в Великую субботу после входа, а у нас, при окончании полунощницы, перед началом пасхальной утрени.

2) Время снятия Плащаницы с престола в день отдания этого праздника, не указывается ни в каких письменных богослужебных памятниках церквей нашей славяно-русской и христианского востока. Сорокадневное пребывание Плащаницы на престоле может быть пока оправдываемо единственно вышеприведенным соображением о. Никольского, что это делается «в изображение сорокадневного пребывания Господа на земле».

3) Все обряды, совершаемые в Малороссии, при снятии Плащаницы с престола в день отдания св. Пасхи, несомненно местного происхождения и не имеют никакого основания в письменных источниках. Но будучи вполне согласно с духом и характером православного церковного богослужения вообще и представляя некоторое видимое соответствие настоящего обряда с тою идеею, или моментом в земной жизни Спасителя нашего, который совершился в сороковой день по воскресении Его в частности, настоящий обряд, по нашему мнению, заслуживает полного внимания и достоин того, чтобы пастыри, унаследовавшие сей прекрасный обычай по преданию от своих предшественников, не оставляли его, а свято блюли бы. При этом считаем однако не лишним заметить, что из всех вышеуказанных обычаев снятия Плащаницы с престола, по нашему мнению, более правилен и более отвечает воспоминаемому событию по своим подробностям тот, по которому снятая с престола Плащаница, при пении тропаря: «Вознесся еси во славе Христе Боже наш» или стиха: «Вознесыйся на небеса, Боже» уносится с середины храма в алтарь, который, по общепринятому и общераспространенному толкованию Отцов и учителей церкви, изображает по отношению к средней части храма небо. Сюда-то, по сказанию книги Деяний Апостольских (1, 9, 10), и было совершено вознесение Господа нашего Иисуса Христа после Его сорокадневного пребывания на земле с момента Его воскресения из мертвых. В этой практике нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что литургия в день отдания Пасхи совершается не на Плащанице, которая, по этому обычаю, еще до начала её выносится на середину храма, тогда как повсеместная практика такова, что Плащаница убирается с престола после литургии. Но это кажущееся неудобство настоящей практики легко может быть устранено положением на престоле для совершения этой литургии другого экземпляра Плащаницы, какой, без всякого сомнения, найдется в каждом даже бедном храме, а если бы даже и не нашелся таковой экземпляр Плащаницы по каким бы то ни было причинам, рассматриваемая нами практика, допускающая снятие Плащаницы с престола до начала литургии, имеет много важных религиозно-воспитательных сторон, которыми пренебрегать никоим образом не следует. Вынесенная Плащаница на середину храма, находясь перед взорами молящегося народа, который лобызает ее и ставит перед нею свечи, дает возможность еще раз перенестись мыслию на Голгофу и привести себе на память то великое дело искупления нашего, которое начато Спасителем нашим Иисусом Христом на Голгофе и завершено Его вознесением на небо. Несение Плащаницы, при пении тропаря вознесению, в алтарь на голове священником бесспорно и будет прямым ответом на мысли и думы истинно молящегося христианина, стоящего при гробе Спасителя. С пробожденным ребром и израненными ногами и руками, что каждый из молящихся будет видеть перед своими глазами в Плащанице, – вот с какою благодарностью от облагодетельствованного от него человечества, вознесся на небо и сел одесную Бога Отца Спаситель наш. Поистине эта картина есть безмолвная и самая красноречивая проповедь, а обряд только естественное и прямое дополнение к ней, дополнение, уже предносящееся в мысли всякого истинно-религиозного молящегося в храме в этот день.

Пособ. к изучению Устав. богосл. прав. церкв. Спб. 1874 г. стр. 611.

Τυπικ. edit. Κωνσταντ. 1838 an. pag. 189; Тип. изд. Конст. Г. К. Протопсалт. 1860 г. стр. 293.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *