когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса

Особенности и этапы когнитивного развития по теории Жана Пиаже

Когнитивным развитием личности называют процесс изменения познавательных процессов в ходе обучения. По мере взросления человек приобретает знания и навыки, развивает память, восприятие, воображение, логическое мышление. Он учится ставить цели и достигать их. То, как происходит развитие когнитивных способностей, изучают до сих пор. А за основу для изучения в большинстве случаев берут теорию Жана Пиаже. Давайте посмотрим, как рассуждал этот знаменитый швейцарский психолог и философ.

Основы когнитивной психологии

Изучение особенностей когнитивного развития – это важный шаг в познании психологического здоровья детей и подростков. Изменение мыслительных процессов происходит постоянно, начиная с раннего возраста, и это необходимо для взаимодействия с окружающим миром. Насколько правильно будет проходить развитие когнитивных функций и способностей, зависит от многих факторов (воспитание, окружение, менталитет). Однако если знать, когда и что целесообразно развивать, шансов на успех больше. Современные родители всё больше уделяют внимание этому аспекту, так как информация на сегодняшний день является более доступной, и чаще говорят о том, что правильное развитие когнитивной сферы увеличивает вероятность успешной и счастливой взрослой жизни.

когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Смотреть фото когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Смотреть картинку когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Картинка про когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Фото когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса

Когнитивная психология – это именно тот раздел психологической науки, который занимается изучением умственных способностей и познавательных процессов. Психологи, работающие в данном направлении, считают, что с малого возраста необходимо развивать в первую очередь память, внимание, восприятие, воображение, логическое мышление. Хорошее развитие этих навыков приводит к легкому взаимодействию с обществом, способности правильно оценивать жизненные ситуации и находить решения, ставить цели и непременно достигать их. Развивать же навыки не так сложно, существует множество достаточно простых методик и упражнений, для понимания принципа работы и применения которых не нужно быть профессором.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

Известный психолог разрабатывал методы совершенствования способностей детей от рождения до 15 лет. Он считал, что именно в этот период легче всего вложить в сознание личности те знания и навыки, которые понадобятся в будущей взрослой жизни. Конечно, развивать когнитивные способности можно и нужно в любом возрасте. Но качество мыслительных процессов у детей отличается:

Дети хорошо воспринимают обучение, и если использовать правильные методы, развитие когнитивных способностей будет проходить легко. Высшая степень совершенства достигается, как правило, к 15 годам.

Жан Пиаже разделил весь процесс когнитивного развития личности на стадии. Они тесно связаны между собой, и без успешного прохождения одной стадии, невозможен успех последующей. На каждом этапе мышление происходит особенным образом, ведь по мере взросления меняется восприятие окружающей действительности.

Итак, согласно теории Жана Пиаже, есть четыре стадии развития:

Сенсомоторная стадия длится от 0 до 2 лет. Познание мира зависит от впечатлений ребенка. Многое он выполняет интуитивно, запоминая и накапливая опыт. Происходит развитие моторных навыков.

Предоперационную стадию ребенок проходит от 2 до 6 лет. В этот период свою точку зрения он воспринимает как единственно правильную. Формируются образы объектов и действия, которые с ними можно совершать. Развивается воображение. При этом рассматривая предмет, ребенок концентрируется на какой-то самой запоминающейся детали, а остальные оставляет без особого внимания.

Операционная стадия длится от 6 до 11 лет. В этот период ребенок может связывать мысли между собой, логически рассуждать. На второй план уходит воображение, и развивается восприятие реальности.

Стадия конкретных операций начинается с 11 лет. Появляется абстрактное мышление, способность объяснять сложные вещи и явления, все больше развивается логика, навык анализа происходящего.

Для когнитивного развития детей в малом возрасте используют следующее:

Начиная со школьного возраста, полезны такие упражнения:

Такие простые упражнения полезно выполнять и взрослым. Постоянные тренировки повышают эффективность когнитивных способностей.

Теория Пиаже стала фундаментом для последующих профессиональных исследований умственного развития детей. На ее основе происходило появление новых взглядов на механизм когнитивного мышления. В настоящее время разработано множество упражнений для улучшения интеллектуальных способностей детей и взрослых. Также можно проверить уровень развития и определить направления для работы. Например, Викиум предлагает диагностическую программу «Тест когнитивных способностей». Она ориентирована не только на оценку способностей, но и на составление психологического профиля личности.

Источник

История зарождения и развития когнитивной психологии

когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Смотреть фото когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Смотреть картинку когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Картинка про когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Фото когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса

Кто решился на проведение первых исследований в области человеческого познания, и какие результаты принесли смелые опыты новаторов? Бихевиоризм и психоанализ не были способны дать объяснение человеческого поведения без трактовки процессов в сознании. Постепенно интерес привел человечество к появлению нового направления, которое затронуло не только кибернетику, биологию, нейрофизиологию, но и лингвистику.

Путь становления новой науки

Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Ученые столкнулись с необходимостью обоснования взаимодействия человека и современных технологий в психологическом ракурсе. Основным интересом новой области было исследование когнитивных, то есть, познавательных способностей человека. Восприятие рассматривалось как фундаментальный акт, на котором строится основа психики человека. Проводились всяческие эксперименты и исследования с целью изучения возможных границ человеческих способностей в отношении обработки и хранения информации в своей памяти.

Стоит отметить, что к числу основоположников науки относят психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса). Но заметному продвижению способствовала встреча в 1956 году в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии, специалисты в области информационных теорий. Эта встреча до сих пор считается настоящей революцией когнитивной психологии, там были подняты вопросы формирования языка и памяти в условиях влияния компьютерных технологий.

Когнитивная психология получила такое название благодаря исследователям Джерому Брунеру («Изучение когнитивного развития», 1967 г.) и Ульрику Найссеру («Познание и реальность», 1976 г.), которые опубликовали свои труды, поведав обществу о предмете своих исследований. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития и т.д.

Выбрав термин «когнитивная..», мы противопоставили себя бихевиоризму. Изначально мы размышляли над использованием понятия «ментальность». Но «ментальная психология» звучало уж слишком нелепо, а «психология здравого смысла» отправляла бы нас к области антропологических исследований, «народная психология» похожа на вундтовскую социальную психологию. В итоге, мы остановились на термине «когнитивная психология».

Джордж Миллер, один из основателей Центра когнитивной психологии

Одним из известных психологов, работающих в этой области, был швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя долгое время посвятил себя увлечению модным на тот момент психоанализом. Работая с детьми, Пиаже провел ряд интересных экспериментов. Посредством тестов он устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.

Пиаже говорил об изменениях человеческого интеллекта и его возможной адаптации к окружающей среде с каждым отрезком развития. Им были выведены четыре когнитивных стадии:

    Сенсомоторная – внешняя манипуляция и зарождение работы с внутренними символами (0-2 года). Дооперационная – построение ассоциативных связей и трансдуктивное рассуждение (переходная обработка информации от одного образа к другому), централизация сознания на броских предметах, внимание к внешнему состоянию (2-7 лет). Стадия конкретных операций – образуется система интегрированных действий, устанавливаются логические операции с классами, строится их иерархия, операции происходят только с конкретными объектами изучения (7-11 лет). Стадия формальных операций – преобразование сознания в гипотетично-дедуктивное, построение мысленных предложений и рассуждений, систематическое выделение переменных, их комбинирование (11-15 лет).

В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма. Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях. Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи.

Необычный эксперимент

Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.

Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом. Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида.

Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.

Дальнейшее развитие интереса

В последующие годы конца 20-го и начала 21-го веков исследователи все больше углублялись в сферу взаимодействия человека и компьютера. Широкую популярность приобрела теория, отображающая психику в качестве некоего центра, который может воспринимать конечное число сигналов, исходящих из окружающей среды, и затем переработанных человеческим мозгом. Когнитивная система человека рассматривалась наподобие системы компьютера, с устройствами ввода, вывода и местами хранения информации.

Психолог Джордж Миллер провел ряд интересных тестов по определению человеческих способностей к запоминанию. Так, в результате эксперимента Миллер выяснил, что мы можем единовременно запомнить не более 7-9 символов. Это могут быть девять цифр, восемь букв или пять-шесть простых слов.

Новый этап исследования

Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию. Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам. Это открытие произвело переворот в когнитивной психологии, так как раньше считалось, что именно серединные доли мозга отвечают за восприятие и хранение информации. Теория и результаты опытов Прибрама не признаны полностью, но косвенно подтверждаются большинством последующих экспериментов.

Взаимодействие с другими науками

В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.

Заключение

Со времен Стэнфордского тюремного эксперимента прошло почти пятьдесят лет, но сообщество психологов до сих пор обсуждает его результаты и приводит в качестве примера решительный поступок исследователя. В ходе опыта вскрылись действительно пугающие свойства человеческой психики. Люди, выбранные случайно и не проявлявшие никаких признаков насилия, всего за сутки смогли стать изощренными садистами. Руководствуясь оправданностью собственных действий и поддаваясь своей внутренней природе, человек допускал крайнюю степень злости. И это явно не защитные механизмы, которые описывал Зигмунд Фрейд.

Когнитивная психология привнесла свой вклад в науку и, несмотря на пугающие выводы, все еще продолжает вызывать интерес исследователей. Возможно, совсем скоро эта сравнительно новая область психологии подарит человечеству возможность глубже заглянуть в истоки человеческого поведения и познать его фундаментальные законы.

Источники литературы:

Автор: Зонира Дженнифер, писатель, лингвист

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Ассимиляция и ребёнок

Когнитивные теории развития. Основные положения концепции Ж.Пиаже. Понятия ассимиляции и аккомодации. Проблема детского эгоцентризма мышления.

Когнитивное развитие (от англ. Cognitivedevelopment) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.

Жан Пиаже изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. Он пришел к выводу, что психическое развитие — есть развитие интеллекта, а стадии психического развития — стадии развития интеллекта. Сущностью развития по Пиаже является приспособление к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней. Механизмами уравновешивания по Пиаже являются аккомодация и ассимиляция. Интеллект по Пиаже – это средство приспособления к жизненной среде. Пиаже выявил важнейшую особенность детского мышления – эгоцентризм, который выражается через такие феномены как: анимизм, артификализм, реализм, трансдукция, синкретизм. Он полагал, что эгоцентрическое мышление является промежуточной формой в развитии детского мышления и обеспечивает переход от автономного (малоосознаваемого) к социализированному, осознаваемому, рациональному мышлению.

Ж.Пиаже выделил четыре стадии интеллектуального развития детей: сенсомоторная стадия (от рождения ребенка до 1,5 – 2-х лет), дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет), стадия формальных операций (после 12 лет) (См. Приложение 3).

Пиаже признавал существенную роль обучения для психического развития, однако, недооценивал влияние обучения на психическое развитие ребенка. Однако вклад Пиаже в детскую психологию огромен: он одним из первых поставил проблему детского мышления как качественно своеобразного, имеющего уникальные достоинства, проследил генезис мышления, открыл феномены детского мышления («феномены Пиаже»), разработал методы его исследования («задачи Пиаже»)

Вариаций подобных опытов множество, но все они демонстрировали одно и то же — неумение ребенка сосредоточиться на изменениях объекта. Последнее означает, что малыш хорошо фиксирует в памяти лишь устойчивые ситуации, но при этом от него ускользает процесс преобразования. В случае со стаканами ребенок видит лишь результат — два одинаковых стакана с водой в начале и два различных стакана с той же водой в конце, но он не в состоянии уловить момент изменения.

Другой эффект эгоцентризма состоит в необратимости мышления, т. е. неспособности ребенка мысленно возвратиться к исходному пункту своих рассуждений. Именно необратимость мышления не позволяет нашему малышу проследить ход собственных рассуждений и, вернувшись к их началу, вообразить стаканы в исходном положении. Отсутствие обратимости — это прямое проявление эгоцентричности мышления ребенка.

На раннем этапе научной деятельности Пиаже анализировал повторяющиеся ошибки детей в решении интеллектуальных тестов, а так же детскую речь. Во-первых, Пиаже считал неправильной позицию, что по ребенок глупее взрослого, утверждая, что мышления ребенка просто качественно иное.

Во-вторых, проанализировав результаты исследования, проведенного в условиях детского сада, в ходе которого фиксировались все высказывания и сопутствующие действия детей во время свободной деятельности, Пиаже разделил детские высказывания на 2 группы, выделив т.н. «социализированную» и «эгоцентрическую» речь. Социализированная речь – предполагает заинтересованность в ответном реагировании партнера по общению, ее функцией является воздействие на собеседника (формы – информирование, критика, приказ, просьба, угроза, вопрос, ответ). Эгоцентрическая речь – речь «для себя», не предполагает ответной реакции собеседника. Функцией эгоцентрической речи, по Пиаже, является экспрессия – сопровождение действий, их ритмизация, «удовольствие разговаривать». Формы эгоцентрической речи – повторение (эхолалия), монолог, коллективный монолог.

К феноменам детского мышления, также открытым Пиаже, относятся: эгоцентризм мышления, реализм, анимизм, артификализм.

Эгоцентризм мышления – это суждение ребенка о мире со своей непосредственной точки зрения, «фрагментарной и личной», связанное с неумением ребена учесть чужую точку зрения. Эгоцентрическое мышление – это активная познавательная позиция, первоначальная познавательная центрация ума. Эгоцентризм, по Пиаже, является основой всех других особенностей детского мышления, он проявляется в реализме, анимизме, артификализме детского мышления.

Анимизм мышления – это склонность к всеобщему одушевлению. Ребенок наделяет вещи (особенно те, которые могут двигаться – объективно (автомобиль, поезд, пароход и т.п.) или в субъективном восприятии (луна, солнце, река и т.п.)) сознанием, жизнью, чувствами.

Артификализм мышления проявляется в том, что все существующее рассматривается ребенком как созданное человеком, по его воле или для человека.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Теория Когнитивного Развития: Реляционный Подход

Современная теория когнитивного развития делает акцент на отношениях, рассматривая социальное взаимодействие как тигель, в котором происходит когнитивное развитие детей.

когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Смотреть фото когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Смотреть картинку когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Картинка про когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Фото когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса

Чтобы понять современный подход к теории когнитивного развития, важно подчеркнуть отношения и рассматривать социальное взаимодействие как тигель, в котором происходит когнитивное развитие детей. Другими словами, ум формируется внося свой вклад в социальное взаимодействие, процесс, заряженный эмоциями. Взросление в семье предполагает длительный период интенсивного социального взаимодействия.

(Другие теории когнитивного развития включают “нативистские” подходы, которые рассматривают ум как обладающий врожденными способностями, растущий скорее как дерево из семени, и “эмпирические” подходы, которые фокусируются только на факторах, которые воздействуют на ум, чтобы сформировать его, а не на том, как ум влияет на эти факторы.)

Реляционный подход можно проиллюстрировать памятной цитатой Дональда Винникотта из 1964 года: “Нет такого понятия, как ребенок”. Он имел в виду, что ребенок встроен в сложную сеть взаимодействий с другими до такой степени, что граница между ребенком и родителем больше не различима. Эта теория когнитивного развития видит, что ребенок и родитель формируют неврологическое развитие друг друга. Дети не просто взаимодействуют со своим окружением, они влияют и формируют среду, в которой они учатся навыкам. Даже такие базовые жесты, как улыбка, появляются в процессе развития.

Реляционная теория когнитивного развития охватывает более широкий социальный уровень: личность и культура сотворены совместно, как родитель и ребенок. Человек становится членом общества, участвуя в быту, традициях, ритуалах, используя предметы и символы, включая язык. Человек и растет как часть культуры, и формирует культуру с другими.

В настоящее время господствующую теорию когнитивного развития называют “процессно-реляционной”.

Где заканчивается биология и начинается социология? Аргумент «природа-воспитание» в этом мировоззрении неприменим. Например, было доказано, что социальный опыт влияет на экспрессию генов посредством эпигенетических изменений. ДНК является исходным материалом и фиксируется, но то, как она выражается, может быть изменено опытом. Это породило совершенно новую отрасль исследований — социальную геномику: изучение того, как социальный опыт формирует экспрессию генов.

Отец теории когнитивного развития: Жан Пиаже

Жан Пиаже (1896-1980) оказал огромное влияние на теорию когнитивного развития. Пиаже предложил теорию развития, основанную на представлении о развитии, известном как “конструктивизм”. То есть мы познаем мир, воздействуя на него. Он писал, что “Чтобы познать объекты, субъект должен воздействовать на них и, следовательно, преобразовывать их”.

Пиаже утверждал, что младенцы и дети познают мир через свои действия. В этом процессе они вырабатывают паттерны взаимодействия, включающие эмоции, ощущения, двигательные движения и восприятие, известные как “системы”. Как только система начинает развиваться через определенные взаимодействия, она будет расширена в несколько иных ситуациях. То есть ребенок ассимилирует новый опыт с тем, что он узнал ранее, но поскольку опыт будет другим, система будет изменена или приспособлена. Многократно повторенный процесс приводит к когнитивному развитию.

когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Смотреть фото когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Смотреть картинку когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Картинка про когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Фото когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса

Пиаже интересовала поэтапная последовательность развития, через которую проходят все дети, каждая стадия обеспечивает основу для следующей. Благодаря необычайно подробным наблюдениям за детьми, он предложил четыре этапа:

Социогенез теория когнитивного развития: Лев Выготский

Еще один гигант теории развития ребенка XX века, Лев Выготский, обычно считается родоначальником идеи о том, что разум формируется через социальные процессы. На самом деле, идея значительно предшествует ему, но он сформулировал ее и оказал большое влияние на современную науку о развитии ребенка, замечательный подвиг, так как он провел только 11 лет, работая над ней, перейдя от работы над искусством и литературой, когда ему было 27 лет, и трагически умер, когда ему было только 38.

Согласно Выготскому, все высшие психические функции происходят дважды: сначала между людьми в социальном взаимодействии, а затем внутри сознания человека. Таким образом, сказал он, социальные взаимодействия формируют сознание.

Ключевым постулатом теории когнитивного развития является “зона ближайшего развития” Выготского. Это вытекает из его идеи о том, что мышление сначала социальное, прежде чем им овладеет индивид. В процессе развития нового образа мышления возникает разрыв между тем, чего дети могут достичь в одиночку, и тем, чего они могут достичь с помощью других.

Ключом к когнитивному развитию, по Выготскому, является помощь, которую более опытный взрослый дает ребенку для роста в этой зоне.

Выготский ввел понятие “элементарных” и “высших” психических функций. Элементарные функции являются продуктом эволюции и объясняются биологически. Они включают непроизвольное внимание и способность устанавливать простые связи между событиями. Напротив, высшие психические функции возникают благодаря социальным взаимодействиям и культуре. К ним относятся язык, системы счета, техники запоминания, искусство, литература, карты и так далее.

Выготский уделял большое внимание тому, как развивается язык, и рассматривал, как дети разговаривают сами с собой. Согласно его теории когнитивного развития, дети учатся говорить через отношения и разговоры, а затем используют речь как инструмент для собственного мышления, разговаривая сами с собой. Это в равной степени относится и к слышащим детям, и к языку жестов, используемому детьми, которые не слышат. Исследования действительно показали, что дети, которые больше взаимодействуют с другими, больше разговаривают сами с собой, когда они одни, и что дети, которым не разрешают разговаривать с собой, хуже справляются с когнитивными тестами.

Позже речь уходит “в подполье”, чтобы стать внутренней речью или вербальной мыслью, хотя иногда она возвращается во взрослом возрасте. Например, когда мы решаем особо сложные задачи. Выготский теоретизировал, что дети (и взрослые) используют речь, работая в своей зоне проксимального развития, как раз за пределами своего уровня компетенции.

Как родители могут поддерживать когнитивное развитие:

Теория когнитивного развития использует метафору из строительной отрасли: строительные леса, временная структура вокруг растущего здания, чтобы помочь его строительству.

В теории когнитивного развития эшафот дает детям структуру для овладения навыком, после чего он становится избыточным. В этом контексте речь идет о поддержке детей в зоне ближайшего развития: постановке целей, регуляции их действий и подавлении нежелательных реакций, организации их действий и выборе стратегий. Это может быть так же просто, как ряд подсказок, которые подходят для уровня развития ребенка.

В последнее время многие исследователи изучают строительные леса и их влияние на когнитивное развитие, когда они применяются по-разному. Когнитивное развитие прогрессирует, когда строительные леса применяются хорошо и постоянно приспосабливаются к прогрессу ребенка.

Пиаже против Выготского

Психологи пытались выяснить, как вклад Пиаже и Выготского в теорию когнитивного развития работает вместе.

На самом деле, оба они подчеркивали социальное взаимодействие до такой степени, что даже ведущие эксперты часто не могут прочитать высказывания одного или другого и быть уверены, был ли он написан Пиаже или Выготским.

Один из способов увидеть разницу — мысленный эксперимент: что произойдет с развитием ребенка, если не будет взрослых? Для Выготского не было бы никакого развития, потому что дети не могут двигаться вперед из своей зоны ближайшего развития без более квалифицированной помощи. По мнению Пиаже, развитие может иметь место, хотя и не так, как следует рекомендовать. Двое детей, взаимодействующих друг с другом, могут выучить больше, чем один.

когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Смотреть фото когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Смотреть картинку когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Картинка про когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса. Фото когнитивная теория впервые была отражена в философских учениях эриксона пиаже выготского лоренса

Исполнительная функция: основная концепция в теории когнитивного развития

Проще говоря, исполнительная функция — это набор умственных навыков, которые помогают человеку обрести контроль над своими действиями и мыслями. Ученые выделили четыре компонента:

Эти навыки развиваются в определенной последовательности. Рабочая память обычно развивается в раннем детстве и улучшается в дошкольном возрасте и после него. Ингибиторный контроль и гибкость внимания развиваются в дошкольном возрасте. Навыки планирования развиваются в детском и подростковом возрасте.

Как и другие навыки когнитивного развития, исполнительная функция проявляется через социальные взаимодействия, в частности родительские строительные леса, которые помогают детям эффективно действовать в своей зоне ближайшего развития. Если детей специально обучают навыкам выполнения исполнительных функций на соответствующем их развитию уровне, то их навыки улучшаются.

Бедность — ключевой фактор, препятствующий развитию навыков исполнительных функций. Но его негативные последствия могут быть смягчены, если ребенок имеет больше социального взаимодействия, например, в детском саду. К сожалению, бедность сокращает родительские ресурсы и часто ассоциируется с ухудшением отношений и большим хаосом.

Теория когнитивного развития: роль языка

Неудивительно, что языковая способность имеет решающее значение для когнитивного развития, которое происходит в отношениях.

Язык развивается в критический ранний период жизни ребенка. Исследования одичавших детей и глухих детей, воспитанных без языка жестов, показывают, что они не могут выучить нормальный синтаксис и морфологию.

Первые языковые способности появляются вскоре после рождения. Дети будут больше реагировать на знакомые голоса, язык своих семей и книги, которые читали вслух, пока они были в утробе матери. Годовалые дети могут различать среди звуков речи то, что взрослые, изучившие отдельные языки, уже не могут различить.

Младенцы понимают слова еще до того, как их произносят.

Так велико богатство и сложность того, что дети усваивают так быстро, что некоторые предлагают определенные врожденные навыки, помимо способности использовать язык, который есть у людей, но нет у других животных. Ноам Хомский предложил “универсальную грамматику” для людей. По мере развития детей, утверждает он, срабатывают уже существующие переключатели включения/выключения, ведущие ребенка от универсальной грамматики к реальным языкам, которые они изучают.

Сторонники теории социального когнитивного развития находят много проблем в этой версии нативизма. Взгляд на развитие, основанный на Пиаже и Выготском, состоит в том, что дети учатся языку через взаимодействие с родителями и другими людьми, а также через изучение социальных процедур, на которых основано общение.

Родители обычно модифицируют язык для младенцев и малышей – высокая интонация, часто называемая детской направленной речью. Это часто называют материнством, хотя отцы тоже так делают. Родители говорят медленнее и проще (хотя, возможно, не во всех культурах). Интересно, что в некоторых случаях отцы склонны использовать более сложную речь, растягивая детей в пределах их зоны ближайшего развития. Возможно, поэтому разговор отца с ребенком лучше коррелирует с более поздними языковыми навыками, чем разговор матери с ребенком.

Исследователи также обнаружили, что просто слышать слова в окружающей среде не имеет никакого значения для их языковых способностей. Вместо этого дети учат слова, общаясь с родителями и опекунами. Снова и снова обнаруживается, что социальное взаимодействие лежит в основе когнитивного развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *