кого на иконе изображают в виде голубя

Допустимы ли изображения Святого Духа в виде голубя?

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

Похожие вопросы

3 Ответа

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

Святого Духа традиционно изображают в виде голубя, т. к. Он явился людям в виде голубя, как описано в Евангелии.

Но вообще, наверное, на такие вещи лучше спрашивать благословение священства, как и на любые важные дела, связанные с вопросами веры.

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

Спасибо, обязательно поговорю со священником, как представится возможность!

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

Изображать сошествие Святого Духа под образом спукающегося свыше (как бы парящего) голубя принято на иконах определенного типа, главным образом, на иконах Крещения Господня. Эта иконографическая традиция связана происхождением с евангельским повествованием о Крещении Господа Иисуса Христа: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» ( Мф.3:16 ).

Источник

Голубь как христианский символ

Праздник Крещения Господня, столь любимый православными христианами, носит еще название Богоявления Господня. И это далеко неслучайно.
Именно при Крещении Господа нашего Иисуса Христа во Иордане произошло явление Пресвятой Троицы. Об этом нам сообщают все апостолы и евангелисты (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22; Ин. 1, 33-34). В Евангелии от апостола Луки читаем: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Сектанты, часто недоброжелательно относящиеся к православной иконе, упрекают Церковь, что символическое изображение Святого Духа в виде голубя противоречит древнему христианству. Впрочем, они так же говорят о запрете любого изображения, связанного со Священным Писанием и Преданием.
Попробуем разобраться и остановимся на символе голубя, ибо он в православном представлении прежде всего связан с Третьим Лицом Пресвятой Троицы – Духом Святым.
Не секрет, что при исследовании римских катакомб, в местах, где собирались для богослужений первые христиане, гонимые языческими властями, найдены древнейшие образы и символы христианства (II-III вв.): крест, рыба, голубь и др.
Кроме того, выдающийся христианский ученый и апологет – пресвитер Климент Александрийский († 217 г.) сообщает в своем сочинении: «Нам разрешается иметь кольцо, служащее печатью. Изображения, выгравированные на нем, должны быть предпочтительно голубь, рыба, быстрый корабль под надутыми парусами; можно изображать на нем даже лиру Пликрата или якорь, как Селевк; наконец, рыбака у берега моря, вид которого напомнит нам Апостола и детей, вынимаемых из воды».
Таким образом, голубь использовался православными христианами как символ более 1800 лет.
В иконописи символ голубя используется неоднократно, но далеко не всегда он относится только ко Святому Духу. И это использование опирается на различную наполняемость символа.
Изначально, еще с дохристианских времен голубь принимается в виде образа чистоты души, любви, непорочности, верности, мира, вестничества (здесь на ум приходит «голубиная почта», существующая не позднее чем с периода древнего Классического Востока), жертвы и спасения.
В Ветхом Завете голубь почитается чистой птицей, пригодной для жертвоприношения в Иерусалимском храме (см., например, Чис. 6, 10-11 или Лев. 14, 30). Поэтому далеко неслучайно на ряде икон Сретения показан праведный Иосиф с двумя жертвенными голубями. А на весьма редкой иконе Божией Матери Тромбоденская – на руке Пресвятой Богородицы изображают одного или двух голубей, также предназначенных в жертву, что перекликается с Новым Заветом (Лк. 2, 24). На Коневской (Голубицкой) иконе голубей держит сам Богомладенец Христос.
Праведный Иосиф и Дева Мария поступили в соответствии с ветхозаветным Законом: «По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей [младенца] мужеского или женского пола. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» (Лев. 12, 6-8).
Кстати, из этого мы узнаем, что праведный Иосиф и Дева Мария были очень бедны и не имели возможности для принесения иной жертвы.
Голубь как символ спасения также появляется в Ветхом Завете. Он свидетельствует об окончании потопа и спасении праведного Ноя с семейством (Быт. 8-12).
Пересечение Ветхого и Нового Заветов мы можем увидеть на некоторых иконах великомученицы Ирины Македонской (I век- от Р. Х.). На ней часто изображается голубь с масляничной ветвью. Обратимся к ее житию: «Она была дочерью язычника Ликиния, правителя области Мигдония Македония. До святого Крещения она носила имя Пенелопа. …Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы – голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы – смирение, кротость и целомудрие, принес масличную ветвь – благодать Божию, получаемую в Крещении; орел – знамение высоты духа, достигаемой через богомыслие, – принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа; ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла Крещение от руки апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной». Здесь видится прямой отсыл и к праведному Ною, и празднику Крещения Господня.
В русской житийной литературе известен сюжет, нашедший отражение в иконографии. Это «Чудо о птицах» преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, поздно вечером, стоя у себя в келии, как обычно, на молитве, он услышал голос: «Сергий!» Преподобный помолился и отворил оконце келии. Дивный свет льется с неба, и в нем Сергий видит множество прекрасных, неизвестных ему раньше птиц. Тот же голос говорит:
– Сергий, ты молишься о своих духовных детях: Господь принял твою молитву. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальныя Троицы.
А птицы летают в свете и необычайно сладостно поют.
– Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют».
Какие это были птицы – символы учеников, точно неизвестно, но обыкновенно иконописцы их рисуют как голубей. И опять для понимания символики необходимо обратиться к Ветхому Завету – к книгам пророков Иеремии и Осии.
Главный монастырь Руси, созданный трудами преподобного Сергия Радонежского – это Свято-Троицкая обитель. И здесь мы возвращаемся к Богоявлению Господню.
Символичное отображение Святого Духа в виде голубя мы находим на иконах Пресвятой Троицы, таких, как «Отечество» и «Сопрестолие». Кроме того, на иконе «Распятие Господне» также встречается символическое изображение Святого Духа как голубя.
Нельзя обойти вниманием и икону Пятидесятницы. В книге «Деяний святых апостолов»: «При наступлении дня Пятидесятницы (апостолы) все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4). Данное событие на иконах отображается по-разному. Причем есть иконы, где Дух Святой показан опять же как голубь, иногда как огненный голубь.
Символическое изображение Святого Духа в облике голубя неоднократно встречается и на иконах Благовещения Пресвятой Богородицы.
Почему же Господь избрал голубя для открытия глубоких смыслов, ведь, в конце концов, есть и более величественные птицы? Да по той же причине, почему были призваны для евхаристии хлеб и вино. Богу не нужны помпезность и вычурность. Бог дает нам самое простое, самое главное, и зовет к Вечной Жизни.
Обращаясь к символике христианства, яснее понимаешь слова Спасителя: «…будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10-16).

Источник

О разных иконах Пресвятой Троицы

О разных иконах Пресвятой Троицы

Часто в храм приходят с просьбой освятить икону, на которой изображена, как говорят, «Новозаветная Троица»: Бог Отец в виде старца, Бог Сын – в виде Христа Воплощенного и Дух Святой – в виде голубя.
Говорю: «А ведь эта икона – неканоническая…»
Люди недоумевают: «Погодите, это мы в церковной лавке купили. Что же там, будут неканоническое что-то продавать. »

Давайте сегодня поговорим на тему: как допустимо на иконах изображать Святую Троицу.

Всего существует несколько типов икон Троицы. Я приведу основные.

Икона, изображающая Троицу в виде Трех Ангелов, пришедших к праотцу Аврааму. Это эпизод из 18-й главы книги Бытие. Давайте я приведу фрагмент этого рассказа:

И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего.
Они сказали: сделай так, как говоришь.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей.

И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.

И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.

Вот в соответствии с этим рассказом о явлении Господа Его часто изображали в виде трех странников, или Трех Ангелов, сидящих в гостях у Авраама.

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

Это второй тип иконы. Она изображает явление Трех Лиц Святой Троицы, сидящих на Небесном Престоле.

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

Здесь сюжет вообще придуман. На Небесном Троне сидит Бог Отец. На коленях у Него – отрок Сын. Над ними парит Дух Святой.

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

Очень редкое изображение, которое грубо, как бы в игнорируя всю догматическую логику запретов Бога Отца, именно Его и изображает.

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

Эта икона показывает нам, как Отец держит Крест с Распятым Сыном. Рядом помещается Святой Дух.

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

Теперь – несколько слов о допустимости таких икон

Для нас программным в этом отношении является текст Апостола Иоанна Богослова: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1, 18). Бога Отца, продолжает Апостол Иоанн, что нам явил Сын Божий.

Таким образом, изображение Бога Отца если и возможно, то только в том случае, если Он изображается символически, например, под видом Сына. Именно такой вариант мы встречаем на иконах Троицы первого типа (к которым принадлежит и рублевская «Троица»). На этих иконах все три изображенных персонажа имеют черты Сына. Таким способом достигается цель иконописца: показать, что Сын явил нам всю Тайну Пресвятой Троицы. Сын явил нам и Себя, и Отца, и Духа.

Все остальные иконы, несмотря на их назидательную доступность (прекрасно понятна психология простых верующих: чего гадать о тайне Троице, вот она вся, как на ладони), неверны с догматической точки зрения.

Искусствоведы гадают о причинах появления этих икон. Несомненно здесь влияние Запада, а именно Римско-Католической церкви, где подобные сюжеты были широко известны.
Самые древние православные образцы подобного рода находятся не в России. Это фреска в Матейче, в Сербии (1356–1360 годы) и фреска в церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Охриде, в Македонии (середина 15-го века).

В России такие иконы появляются в начале 16-го века. Московский собор 1554 года утверждал возможность подобных изображений по ветхозаветным свидетельствам, при этом многократно подчеркивается, что «живописцы Божьяго Существа не описуют», а описуют, то есть изображают, только тот вид, под которым Бог являлся в Ветхом Завете.

Надо напомнить, что, говоря про Ветхий Завет, все подразумевают книгу пророка Даниила, где, действительно, пророку является некий старец Ветхий днями. Вот один из этих текстов: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 3-14).
Если в 1554 году разрешение на написание икон, на которых изображен Бог Отец и Бог Дух, было дано, то через 100 лет другой Собор запретил такие изображения.

В 43-м правиле Большого Московского собора 1667 года говорится (приведу текст подлинника без перевода):
«Повелеваем убо над иконописцами, искусну художнику, и доброму человеку (от духовнаго чина) во старостах, сиречь началником и дозорщиком быти. Да не поругаются невежди святым иконам, Христа и Его Богоматере, и угодников Его, худым и нелепым писмом пищуще: и да престанет всякое суемудрие не праведное, иже обыкоша всяк собою писати безсвидетельства: сиречь Господа Саваофа образ в различных видех [. ].
Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти. Токмо якоже Христос виден бысть в плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти: а не по Божеству: подобие и Пресвятая Богородица, и прочии святии Божии [. ].
Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти… Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын. И Исаия пророк во главе 40 глаголет: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его. Подобие и святый Павел Апостол. род убо суще Божий, не должни есмы непщевати, подобну быти Божеству злату, или сребру, или камению и начертанию художну, и смышлению человека. Глаголет бо и Иоанн Дамаскинский: коим же, невидимаго и безтелеснаго и не описаннаго и не образнаго Бога, кто может сотворити подражание; пребезумия убо крайняго и нечестия образовати Божество. Подобие же возбраняет о сем и Святый Григорий Двоеслов…

И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. А Бога никтоже виде, якоже Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует, обаче аще во Иордане при святом Крещении Христове, явися Святый Дух в виде голубине; и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда, инако. Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица. По Дионисию Ареопагиту, Саваоф толкуется от жидовска языка, Господь сил: се Господь сил, Святая Троица есть, Отец и Сын и Святый Дух. Обаче аще и Даниил пророк глаголет: яко видех ветхаго денми седяща на судищи. И то не о Отце разумеется, но о Сыне, еже будет во Второе Его Пришествие судити всякаго языка страшным судом.

Еще же пишут во иконах Святому Благовещению тоже Саваофа, Иже от уст дышет, и то дыхание идет во чрево Пресвятая Богородицы: и кто то виде, или кое Святое Писание о сем свидетельствует, и откуду сие взяша; явственно есть, яко таков обычай, и ина подобная, от некоторых суемудрых, или паче рещи буемудрых и безумных, приятся и обыче. Сего ради повелеваем, от ныне то суемудрое и безместное писание да престанет. Точию в Апокалипсисе Святаго Иоанна по нужде пишется и Отец в седине, ради тамошних видений».

Отметим, что единственное допущение писать образ Отца и Духа было сделано:
А) Изображение Духа Святаго в виде голубя только для сцен Крещения Христова.
Б) Изображение Бога Отца оставить только для изображения сцен Апокалипсиса, «ради тамошних видений».

В Русской Церкви, таким образом, в этом вопросе была поставлена точка. Но споры о возможности написания таких икон не утихали. Еще через 100 лет аналогичный запрет был принят в Греции.
Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 году «соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы (то есть «Новозаветная Троица») является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».

Последний вопрос, который нам нужно задать: как поступать с подобными иконами, которые можно встретить даже на прилавках церковных лавок?

Православный христианин не должен иметь подобных икон в своем молитвенном уголке.
Как мы знаем, всякая икона нуждается в освящении. Существует чин освящения и иконы Святой Троицы. Однако в этом чине специально указано, какие иконы Троицы можно освящать. Это икона, изображающая явление Трех Ангелов Аврааму, и три иконы, которые рассказывают о явлении Троицы в Новом Завете: иконы Крещения, Преображения и Пятидесятницы.
Икона запрещенного типа, таким образом, даже не может быть освящена.

В нашем Соборе есть уникальная старинная икона Пресвятой Троицы. Икона датируется 1406 годом – это древнейшая из хранящихся в храмах Петербурга икон. В большевистские годы икона была продана за рубеж. Именно с этой иконы, хранившейся в Нью-Йорке, Пабло Пикассо срисовал быка для своей бессмертной Герники.

В 2003 году икона вернулась в Россию. Ее купили меценаты и подарили Президенту России, тот, в свою очередь, преподнес ее в дар нашему Собору.
А теперь вопрос: какие надписи сопровождают персонажей, изображенных на этой иконе? Задумывались ли об этом прихожане, которые прикладывались к этой иконе?

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя
Икона Пресвятой Троицы в Свято-Троицком Измайловском соборе.

Вы будете изумлены, в чем я совершенно уверен, если внимательно посмотрите на эту икону. Я специально сфотографировал икону вблизи и чуть повысил контраст.

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя
Попытайтесь самостоятельно определить: какими именами надписаны изображенные Лица Святой Троицы?

Да, именно так: Каждого из Персонажей этой иконы сопровождает подпись: IС. ХС. То есть, каждый из Ангелов, оказывается… Иисус Христос?
Не совсем так. Это все Три Лица Святой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Просто изображения Отца и Духа нам запрещены. Всю Троицу – нам явил Сын Божий. Значит, если мы хотим показать Отца и Духа, мы все равно должны изображать Сына. Хотя можем сообщить тем Лицам, которых изображают под видом Сына, Отца и Духа, свойственные именно Им черты.
Вот такой богословский парадокс. Благодаря этому приему Православная Церковь не искажает библейский запрет на изображение Бога, Которого «…не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1, 18).

И не верьте протестантам, которые любят критиковать православных за то, что те нарушают библейскую заповедь о неизобразимости Бога. Мы можем им ответить: мы изображаем только Сына. Ведь никто не будет спорить, что Сына мы видели. А Отца и Духа изображаем условно, опять же, через образ Сына.

Источник

Свет и огонь Святого Духа

Хотя мы и привыкли в день Пятидесятницы видеть на аналое икону Троицы (обычно копию с написанной преподобным Андреем Рублевым), но точный исторический смысл этого праздника передает икона Сошествия Святого Духа на апостолов («Пятидесятница»). Разобраться в иконографии этого образа нам помогла искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведущая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте святого апостола Андрея.

История и смысл

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

Сошествия Святого Духа

В основе сюжета иконы Сошествия Святого Духа лежит рассказ книги Деяний святых апостолов (см. Деян. 2: 1-13), из которого мы знаем, что в день Пятидесятницы апостолы собрались вместе в сионской горнице. В третий час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках, что привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению. С тех пор это чудесное событие торжественно отмечается как день рождения Церкви и день установления Таинства Священства. (Еще до Своего Вознесения Господь дал апостолам обетование: «…Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы).

Несмотря на единство сюжета этого события, есть несколько вариантов его иконографии. «Правила написания многих икон были оговорены и зафиксированны на VII Вселенском соборе (восстановившем иконопочитание; VIII век), но традиция написания икон праздников сложилась раньше, и образцы старой иконографии чудом сохранились в период иконоборчества на глиняных сосудах и среди синайских икон, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова. — Поэтому сегодня мы имеем несколько вариантов (изводов) написания этой иконы. Их можно поделить на исторические, где иконописец старается максимально точно передать евангельскую историю, и литургические, основная цель которых — раскрыть смысл произошедшего события. Для сравнения: например, есть икона Тайной Вечери и есть икона Причащения апостолов. Тайная Вечеря — это исторический извод, то есть там все изображено так, как это описывает текст Евангелия, а Причащение апостолов — это литургический (символический) извод, где Христос одет как священник и причащает апостолов в Царствии Небесном, а через них и всю Церковь».

Павел, которого там не было

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

Сошествия Святого Духа

Самый распространенный вариант иконы Сошествия Святого Духа на апостолов — литургический. На иконе изображен триклиний (трапезная), где полукругом сидят апостолы, в руках у них книги и свитки, они оживленно беседуют. С неба на апостолов опускаются лучи света, иногда с огненными языками. В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное (это тьма отражает состояние мира до того, как апостолы пошли просвещать его светом Христовым). Здесь помещены народы (в виде толпы людей), ждущие света Евангелия, о чем сказано во второй главе книги Деяний. Ирина Языкова: «Интересно, что на литургическом изводе в центре композиции — апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. (И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолов все же Церковь считает Павла.) Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов — это символы их церковного учительства. Все они с нимбами, внутри которых часто вписан язычок пламени, как удостоенные просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию».

Царь Космос

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубяПозже, но еще до иконоборчества, на литургическом изводе, во «тьме» между апостолами появляется загадочная фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Над этой фигурой (без нимба) сделана надпись: «Космос». «Идея персонификации отдельных явлений, стихий или понятий вообще очень свойственна грекам, — объясняет Ирина Языкова. — Например, следуя античным изобразительным приемам, в иконографию Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего на берегу или находящегося в самой реке (самый ранний пример — мозаика в Баптистерии в Ровенне, VI век), а иногда добавляли и персонификацию моря в виде уплывающей женщины. Основой такого буквального изображения иконописцу послужил текст псалма: “Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять” (Пс. 113: 3). Так и здесь, царь-Космос — это персонификация обитаемой вселенной, он символизирует собой все народы, всех людей, которых предстояло просветить апостолам».

Исторический извод

Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (см. Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. «По преданию, Пресвятая Богородица присутствовала при этом событии, — говорит Ирина Языкова. — И, следуя ему, в историческом изводе в центре композиции мы видим именно Пресвятую Богородицу. Эта икона очень похожа на икону Вознесения, где апостолы стоят вокруг Богородицы и смотрят на восходящего Христа, а здесь они сидят, беседуют и на них сходит Святой Дух. Разница только в том, что на иконе Вознесения нимб есть у одной Богородицы (не случайно Благовещение называют малой Пятидесятницей — Богородица первая получила Святого Духа), а на иконе Пятидесятницы нимбы появляются уже и у всех апостолов — это подчеркивает их состоявшуюся принадлежность к Царствию Божию. В Испании сохранились даже такие иконы VIII века, где объединены оба события: Вознесение и Пятидесятница. Апостолы собрались вместе, Христос возносится на небо, посылая апостолам Святого Духа».

На историческом изводе иконы Пятидесятницы Святого Духа иногда изображают в виде голубя (в поздних иконах — голубь в языках пламени), но такое изображение, говорит Ирина Языкова, неканонично, так как Дух Святой, как и Бог Отец, не имеет своего ипостасного образа, в отличие от второго лица Святой Троицы — Сына Божия, «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», то есть явленного миру как богочеловек Христос. Стоглавый собор (прошел в Москве в 1551 году), осудивший в том числе и неканонические изображения, настаивал на том, что Духа Святого нельзя изображать в виде голубя нигде, кроме Крещения, где Он был явлен, согласно евангельскому повествованию, именно в этом образе. В Пятидесятницу, согласно книге Деяний, Святого Духа видели в виде огненных языков — и так и должны изображать.

Троица или Пятидесятница?

кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть фото кого на иконе изображают в виде голубя. Смотреть картинку кого на иконе изображают в виде голубя. Картинка про кого на иконе изображают в виде голубя. Фото кого на иконе изображают в виде голубя

«Икона Сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) — это икона рождения Церкви, — говорит Ирина Языкова. — Из апостолов Святым Духом соединяется Тело Христово, апостолы, получившие Святого Духа, передают Его всем народам».

Называть праздник Пятидесятницы Троицей на Руси начали с XVI века (в Греции такой традиции нет), после того как икона преподобного Андрея Рублева была объявлена на Стоглавом соборе каноничным образом Троицы. Дело в том, что до этого еще существовал образ «Гостеприимство Авраама», а Рублев по существу создал новый образ — Святой Троицы, в котором уже нет Авраама и Сарры, а сидящие за столом ангелы символически истолкованы как Лица Пресвятой Троицы. Постепенно в народном сознании Троица и Пятидесятница слились — в трех ангелах проще «увидеть» Три Лица Пресвятой Троицы, чем в сюжете Сошествия Святого Духа на апостолов, где проявление Божественных Ипостасей не так явно выражено.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *