коллекции гербарии это средства обучения являющиеся

Коллекции гербарии это средства обучения являющиеся

По своему значению в процессе обучения естествознанию ведущее место среди средств обучения принадлежит натуральным — коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются частицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возможность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным.

Коллекции. Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому признаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления. Наряду с ними в практике работы широко применяются самодельные коллекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведческом основе, из сборов учащихся.

Объекты живой природы для начальных классов представлены в коллекциях насекомых, которые составлены из наиболее характерных обитателей биоценозов.

Гербарии. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабричного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Живые объекты природы — это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований растений к условиям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения.

Разнообразие натуральных средств обучения предполагает использование различных методов и приемов в работе с ними. Но вместе с тем есть и общий подход в определении методики работы, который исходит из самой сущности средств обучения — это практическая деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры, запах и т. д. В этом случае в получении учебной информации задействованы различные органы чувств, что делает обучение более убедительным и достоверным.

Источник

Натуральные средства обучения

По своему значению в процессе обучения естествознанию веду­щее место среди средств обучения принадлежит натуральным — коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются ча­стицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возмож­ность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным.

Коллекции.Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому при­знаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демон­страции и мелкие, используемые в качестве раздаточного материа­ла. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления. Наряду с ними в практике работы широко применяются самодельные кол­лекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведчес­ком основе, из сборов учащихся.

Объекты живой природы для начальных классов представлены в коллекциях насекомых, которые составлены из наиболее харак­терных обитателей биоценозов.

Гербарии.Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабрич­ного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Живые объекты природы— это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований растений к услови­ям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения.

Разнообразие натуральных средств обучения предполагает исполь­зование различных методов и приемов в работе с ними. Но вместе с тем есть и общий подход в определении методики работы, который

исходит из самой сущности средств обучения — это практическая деятельность детей, во время которой школьники тщательно рас­сматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, раз­меры, запах и т. д. В этом случае в получении учебной информации задействованы различные органы чувств, что делает обучение бо­лее убедительным и достоверным.

Работу с коллекционным материалом (например, «Полезные ископаемые») можно организовать по-разному. Крупные образцы используются для демонстрации с целью формирования общего представления о предмете. Раздаточный материал применяется для уточнения и конкретизации представлений о нем, выявления его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты. До тех пор, пока у школьников не сформировано умение работать с природным объектом, учитель непосредственно руководит их дей­ствиями: показывает и объясняет, как следует выполнять работу. Затем ее делают дети, а педагог помогает им и контролирует их действия. Другой подход — учитель и учащиеся выполняют прак­тические действия параллельно, используя план работы в учебни­ке или разработанный учителем и записанный на доске.

Ученики III—IV классов уже владеют некоторыми навыками ра­боты с предметами природы, поэтому работу с коллекционным материалом целесообразно организовать так, чтобы школьники были поставлены в положение исследователей, т. е. самостоятель­но выявляли свойства изучаемых объектов. В этом случае роль учителя состоит в том, чтобы осуществлять руководство самостоя­тельной деятельностью школьников. Для этого можно использовать планы проведения практической работы в учебниках. Но при этом надо иметь в виду, что задания в учебниках даются в обобщенном виде. Задача учителя — исходя из особенностей объекта природы, внести дополнения и коррективы, обратив особое внимание на ука­зания о записи результатов работы.

1 Горение торфа и других полезных ископаемых, а также опыты с кислотой демонст­рирует сам учитель.

Коллекции используются и при проверке знаний. Виды работы на этом этапе урока могут быть различны: классификация полезных ископаемых по различным критериям, например по способу ис­пользования, месторождений и т. д.; выполнение опытов, доказыва­ющих свойства полезных ископаемых; различные игры, например «Путешествие по нашему классу», «Что это?».

Коллекции полезных ископаемых используются не только на те­кущих, но и на обобщающих уроках, а также во внеклассной рабо­те. Аналогично в учебном процессе используется коллекция почв.

При работе с коллекцией насекомых ведущим методом являет­ся наблюдение. Дети рассматривают животных под руководством учителя, а затем сравнивают их с рисунками в учебнике. Известно, что наблюдать насекомых в природе трудно, так как они находятся в движении. Поэтому на экскурсии ребенок видит его лишь мгно­вение, и сформировать представление о насекомом сложно. При ра­боте с коллекцией ученик может детально рассмотреть внешние признаки животного, а рисунок учебника, в котором отражены ха­рактерные признаки объекта, поможет формирование четкого пред­ставлениям о нем.

При работе с гербарием ведущей формой обучения служит прак­тическая работа, во время которой дети наблюдают растение в целом, исследуют его органы, рассматривают рисунки, на которых растение изображено полностью, составляют характеристику. Для составления характеристики детям можно предложить такой план работы:

1. Название растения.

2. Что это — дерево, кустарник, трава?

3. Где растет — в лесу, на лугу, в водоеме, на болоте, в поле?

4. Величина, форма, окраска листьев, цветка, плода, стебля.

В качестве источника информации гербарии используются и при знакомстве с растениями различных природных зон. Так, при зна­комстве с растениями тундры используются гербарные экземпляры карликовой березки, полярной ивы, морошки, клюквы, голубики, ли­шайников — типичных представителей тундровой растительности (из гербария «Дикорастущие растения»). Для того чтобы создать у учащихся правильные представления об особенностях растений тун­дры, целесообразно использовать прием сравнения. Сравнивать гер­барные экземпляры или иллюстрации нужно с растениями, хорошо знакомыми детям.

Карликовую березку можно сравнить с березой бородавчатой по плану: величина и форма листа, цвет коры. Для этого учитель де­монстрирует таблицу «Тундра», на которой изображена карликовая березка. Предлагает учащимся рассмотреть и сделать вывод о вели­чине дерева, форме ствола. Учитель добавляет, что корни дерева

располагаются в почве горизонтально, так как в тундре на глубине 30—50 см находится слой многолетней мерзлоты. Знакомство с ягодными кустарниками тундры также строится на работе с гербар-ными экземплярами: учащиеся находят корни, листья, стебель и цветки (или плоды) растений, делают вывод: в чем состоят особен­ности растений тундры. Аналогично строится работа при знаком­стве с растениями других природных зон.

При проверке знаний школьники на гербарных экземплярах на­ходят части растений, называют и показывают их, выполняя, напри­мер, задание по классификации. На этом этапе урока можно исполь­зовать гербарий для организаций дидактических игр типа «Угадай», «Узнай по описанию», для отгадывания загадок и т. д.

Объекты живой природы в практике чаще всего представлены комнатными растениями. При работе с ними решается несколько задач: расширение и углубление знаний о многообразии растений, разнообразии их органов, приспособительных особенностях, а так­же формируются практические умения ухода за растениями. Работа с комнатными растениями проводится на уроке и во внеурочное вре­мя. На уроке школьники исследуют внешнее строение растений — величину, форму и цвет листьев, стеблей, величину и окраску цвет­ков, плодов. Сравнивают их, выделяя своеобразие органов разных растений. Продолжением этой работы является практическая дея­тельность детей, в ходе которой они учатся приемам ухода. Деятель­ность детей будет более эффективной, если ее организовать как груп­повую работу. Каждая группа получает 2—3 растения, необходимое оборудование и план работы. Во внеурочное время дети продолжа­ют наблюдать комнатные растения, фиксировать их заметные изме­нения (появление бутона, листьев и др.), ухаживать за растениями. Это помогает детям воспринимать растения как живые организмы, о которых следует заботиться и которым следует помогать.

Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 2375 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Коллекции гербарии это средства обучения являющиеся

К средствам обучения естествознанию можно отнести сле­дующие группы учебно-методических пособий:

2) учебники, учебные пособия, методические пособия для учителя;

3) рабочие тетради, тетради для контрольных работ, «Днев­ники наблюдения», хрестоматии, книги для чтения, спра­вочники, определители.

1) изображения и отображения предметов и явлений: модели, муляжи, таблицы, карты;

2) натуральные объекты неживой и живой природы;

3) аудиовизуальные средства (грамзаписи, видеофильмы и т.д.);

1) средства для проведения лабораторных опытов: прибо­ры, посуда, реактивы, лабораторные принадлежности;

2) технические средства обучения (по С.Г. Шаповаленко).

Средства обучения, входящие в состав системы для препо­давания учебного предмета, взаимосвязаны, и эти связи оп­ределяются прежде всего содержанием, методикой препода­вания, особенностями усвоения предмета, а также функцио­нальными свойствами отдельных средств обучения. Такие связи порождают целостность, структурность и относитель­ную автономность системы (Голов В. П.).

Вербальные средства обучения. Наша страна обладает богатейшими традициями в области разработки теории создания школьных учебников и другой дидактической и методологической литературы. Одна из лучших в мировой научно-педагогической литературе книг, посвященных школьному учебнику, создана Д.Д. Зуевым.
Учебник является наиболее важным средством обучения. Он связан со всеми другими средствами непосредственно или опосредованно, и, прежде всего с программой, содержание которой представляет в конкретном виде, одновременно уточняя, развивая и совершенствуя ее, оказывая обратное воздействие. Главная идея, вокруг которой группируется учебный материал, — идея целостности окружающего мира. Учебник связан и с другими вербальными средствами обучения: рабочими тетрадями на печатной основе, теста­ми для проверочных работ и др. Он стимулирует возникно­вение этих средств, определяет их содержание и методику построения.
Все виды печатных пособий являются необходимым до­полнением к учебной книге. Материал этих пособий должен конкретизировать, несколько развивать материал книги, но не составлять другого рода сведений и работ, не связанных с программой и перегружающих учащихся. Содержание учебных пособий должно учитывать фонд применяемых в школе наглядных объектов и средств для воспроизведения явлений.

Наглядные средства обучения естествознанию. Принцип наглядности был обоснован Я. А. Коменским еще в XVII в. Он писал в «Великой дидактике»: «слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подоб­но тому как. дерево — с корой, плод — вместе с кожи­цей».

Наглядные средства обучению естествознанию можно классифицировать по содержанию и дидактическим целям применения (В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова).

А) Натуральные объекты

Натуральные объекты играют ведущую роль при изучении естественных наук. Они занимают главное место на первой (эмпирической) ступени познания. Натуральные пособия помогают сформировать наиболее точные представления об изучаемых природных объектах.

К живым объектам относятся комнатные растения и жи­вотные уголка живой природы. При организации уголка живой природы и работы в нем учащихся необходимо руководствоваться следующими тре­бованиями:

■ доступность материала возрасту учащихся;

■ краеведческий подход в подборе материала;

■ принцип сезонности в работе;

■ общественно полезная направленность.

■ Отбор растений для оборудования уголка осуществляется с учетом требований школьной программы и обязательного минимума содержания образования.

Если в школе есть возможность содержать животных, то уроки по их изучению могут проводится в уголке живой природы. На базе уголка живой природы возможно проведение дли­тельных наблюдений и исследовательских работ с младшими школьниками. Большую роль играют растения и животные уголка живой природы в воспитании у детей уважения к любому живому существу, в формировании природоохранных умений и на­выков.

Фиксированные объекты живой природы могут использо­ваться на уроках естествознания в качестве демонстрацион­ного или раздаточного материала.

Для начальной школы созданы гербарии дикорастущих и культурных растений, коллекции плодов и семян. Кроме них учитель может пользоваться и гербариями растений различ­ных природных зон по курсу географии и гербариями по систематике растений к курсу биологии.

На уроках по изучению разнообразия и размножения жи­вотных могут применяться коллекции насекомых, чучела птиц, влажные препараты — объекты, зафиксированные в растворах (развитие рыбы, ужа, цыпленка).

Б) Искусственные и изобразительные наглядные пособия

Это средства, воспроизводящие натуральные объекты и процессы, или описывающие их с помощью условных знаков, символов.

Наиболее приближены к натуральным объемные пособия .

Модели (макеты) — «это материально реализуемая сис­тема объектов и явлений, существующих в реальной дейст­вительности. В процессе познания они занимают промежу­точное положение между натуральными объектами и изобра­жениями их на плоскости в виде картин, таблиц и т.д., спо­собствуя формированию представлений. ». Модели обычно не передают точную величину предмета. В начальной школе используются статические, дейст­вующие и разборные модели, которые изготавливаются фабричным способом и закупаются в магазине наглядных пособий.

Муляжи (слепки) это модели предмета в натуральную величину точно передающие его внешние признаки (цвет, форму), но без внутреннего содержания.
Близки к объемным и рельефные наглядные пособия. Такие пособия имеют односторонний объем. К ним отно­сятся системы органов дыхания, кровообращения, строе­ние кожи и др.

Плоскостные пособия воспроизводят натуральные объ­екты или их знаковые заместители с помощью двухмерного изображения.

Статические пособия не передают движение, развитие природных объектов. Это учебные таблицы, картины, фото­графии, слайды, географические карты, которые широко используются в преподавании начального курса естествозна­ния. Географические карты формируют у детей пространствен­ные представления о размерах различных участков земной поверхности и размещении на ней природных объектов. Гео­графические объекты на карте обозначены при помощи оп­ределенных знаковых символов, т.е. обладают высокой сте­пенью абстракции.

Диапозитивы — это черно-белые или цветные позитивные фотографические изображения на прозрачном материале (чаще на пленке), предназначенные для демонстрации на экране с помощью проектора. Диапозитивы одни из самых ранних экранных пособий, не потерявшие своего значения до настоящего времени. Это объясняется тем, что они пере­дают на экране натуральные объекты без искажений.

Диафильмы — это учебные фильмы, составленные из диа­позитивов, объединенных одной общей темой. Кадры диа­фильма снабжены краткими субтитрами. Для начальной школы выпущена серия диафильмов, освещающих различ­ные темы курса природоведения.

Для показа диафильма или диапозитивов нужен диапро­ектор. Он должен обладать достаточной мощностью, чтобы не требовать затемнения кабинета. В противном случае учи­телю в ходе урока придется нерационально расходовать вре­мя, выключая и включая свет.

Методические требования к демонстрации экранных по­собий следующие:

■ перед просмотром учитель ставит познавательную за­дачу, которая решается в процессе просмотра;

■ не следует демонстрировать без перерыва более 7-8 кад­ров, чтобы удержать устойчивое внимание детей;

■ фрагменты диафильма или кадры диапозитивов могут демонстрироваться на различных этапах урока;

■ для активизации познавательной деятельности детей при закреплении материала можно закрыть субтитры и попросить учащихся «озвучить» кадры.

Экранно-звуковые средства обучения помогают увидеть динамику развития природных процессов. А.А. Половинкин отмечал, что за 10-15 мин демонстрации кинофильма учащиеся усваивают объем информации рассчи­танной на урок. Это доказывает, что учебные фильмы эконо­мят время и повышают производительность педагогического труда.

Наиболее рационально использовать на уроке видеофиль­мы . Их показ не требует затемнения класса; при необходи­мости учитель может замедлить или ускорить просмотр ви­деофильма, остановить или вернуть кадр.

Звуковые средства обучения — это аудиокассеты и грам­записи звуков природы: шума морского прибоя, шелеста листьев, голосов птиц, зверей и др. На уроках можно исполь­зовать и аудиозаписи выступлений известных ученых или отрывки из рассказов о природе, путешествиях и т.п. К этим средствам обучения предъявляются требования, сходные с требованиями к словесным методам обучения:

■ продолжительность прослушивания не больше 3-5 мин;

■ учитель должен предварительно познакомиться с запи­сью, выбрать материал, необходимый при изучении текущей темы, определить время и место прослушива­ния на уроке;

■ нужно составить вопросы или задания к выбранному для урока фрагменту для того, чтобы дети целенаправ­ленно слушали запись;

■ после прослушивания дети отвечают на вопросы учите­ля, делают выводы.

В последние годы разрабатываются компьютерные про­граммы , для начальной школы, которые призваны повысить эффективность усвоения естественнонаучных знаний. В ско­ром времени эти средства обучения займут одно из ведущих мест в обучении младших школьников.

Вспомогательные средства обучения. Эти средства необходимы для демонстрации опытов и проведения практических работ.

Лабораторное оборудование требуется для проведения опытов учителем и учащимися.

Для проведения экскурсий в начальной школе нужно иметь необходимый минимум экскурсионного оборудования ( компас, планшеты, измерительная лента с делениями, термометры, энтомологические сачки (воз­душные и водные), стеклянные баночки (для рассмотрения мелких животных).

Важное место в начальной школе занимает работа детей с действующими приборами — термометром, компасом. Для формирования навыка работы с этими приборами необходи­мо иметь их в количестве, достаточном для раздачи каждому ученику.

Для демонстрации аудиовизуальных пособий в начальной школе нужны магнитофон или музыкальный центр, телеви­зор, видеомагнитофон, проекционное оборудование. Все это — технические средства обучения .

Материальная база преподавания естествознания не может ограничиваться учебным оборудованием кабинета. Она долж­на включать учебно-опытный участок и географическую площадку во дворе школы.

Источник

НАТУРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Коллекции. Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому признаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Могут применяются самодельные коллекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведческой основе, из сборов учащихся.

Объекты живой природы для начальных классов представлены в коллекциях насекомых, которые составлены из наиболее характерных обитателей биоценозов.

Гербарии. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабричного производства, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Коллекции используются и при проверке знаний. Виды работы на этом этапе урока могут быть различны: классификация полезных ископаемых по различным критериям, например по способу использования, месторождений и т. д.; выполнение опытов, доказывающих свойства полезных ископаемых; различные игры, например «Путешествие по нашему классу», «Что это?».

Коллекции полезных ископаемых используются не только на текущих, но и на обобщающих уроках, а также во внеклассной работе. Аналогично в учебном процессе используется коллекция почв.

При работе с коллекцией насекомых ведущим методом является наблюдение. Дети рассматривают животных под руководством учителя, а затем сравнивают их с рисунками в учебнике. Известно, что наблюдать насекомых в природе трудно, так как они находятся в движении. Поэтому на экскурсии ребенок видит его лишь мгновение, и сформировать представление о насекомом сложно. При работе с коллекцией ученик может детально рассмотреть внешние признаки животного, а рисунок учебника, в котором отражены характерные признаки объекта, поможет формирование четкого представлениям о нем.

При работе с гербарием ведущей формой обучения служит практическая работа, во время которой дети наблюдают растение в целом, исследуют его органы, рассматривают рисунки, на которых растение изображено полностью, составляют характеристику. Для составления характеристики детям можно предложить такой план работы:

1. Название растения.

4. Величина, форма, окраска листьев, цветка, плода, стебля.

Карликовую березку можно сравнить с березой бородавчатой по плану: величина и форма листа, цвет коры. Для этого учитель демонстрирует таблицу «Тундра», на которой изображена карликовая березка. Предлагает учащимся рассмотреть и сделать вывод о величине дерева, форме ствола. Учитель добавляет, что корни дерева располагаются в почве горизонтально, так как в тундре на глубине 30-50 см находится слой многолетней мерзлоты. Знакомство с ягодными кустарниками тундры также строится на работе с гербарными экземплярами: учащиеся находят корни, листья, стебель и цветки (или плоды) растений, делают вывод: в чем состоят особенности растений тундры. Аналогично строится работа при знакомстве с растениями других природных зон.

При проверке знаний школьники на гербарных экземплярах находят части растений, называют и показывают их, выполняя, например, задание по классификации. На этом этапе урока можно использовать гербарий для организаций дидактических игр типа «Угадай», «Узнай по описанию», для отгадывания загадок и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *