коллекционеры икон в россии

Знаменитые коллекционеры икон

коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россии

Во второй половине 19 века были зарегистрированы первые коллекции, состоящие из икон. Данными ценными экспонатами владели богатые старообрядцы, которым было важно найти «идеальную икону», т.е. дониконианского письма, написанную до середины 17 столетия. Именно по этой причине на редкие иконы была объявлена «охота». Интересным фактом было то, что «владимирские богомазы»-реставраторы часто жульничали и копировали изображение древних икон, а позже продавали богачам. С течением времени появляются все больше просвещенных старообрядцев, которые разбираются в иконописи, более того, создают ценные коллекции и собрания. В начале 20 века подобное искусство пользуется не только популярностью, его также активно изучают и исследуют. Именно в этот период миру представлено творчество Андрея Рублева, а каждый московский меценат-богач по статусу обязан иметь маленькую, но коллекцию редких икон. С 1917 года и до 50х годов интерес к иконописи пропадает в связи с политической ситуацией, сложившейся в то время. Религия не воспринималась всерьез, более того, отвергалась, а любой ее атрибут безжалостно уничтожался. И только во время так называемой «оттепели» иконы вновь понемногу начинают пополнять коллекции антикваров. Активное собирательство икон стартовала в 1964 году, когда на советский журнал «Москва» напечатал очерки Солоухина «Черные доски». Интеллигенты тех времен, собираясь на встречи, обсуждали и рассуждали на темы древних школ иконописи, разнообразных техник и авторов. Икону снова ценят по достоинству, за редкими экспонатами ведется вновь «охота». Впервые частную коллекцию икон показали в 1971 году на выставке, проходившую в Музее им. Андрея Рублева. Экспонаты данного мероприятия были яркими примерами иконописи прошлого, однако реставрационные работы были проведены плохо. В 90е годы даже в московских магазинах было сложно отыскать подобный антиквариат, хотя выставки Европы пестрели иконами из России. К началу 21 века ситуация сильно изменилась, теперь и у нас можно приобрести редкую икону древнего мастера.

Знаменитости и иконы

Ни для кого не секрет, что коллекционирование антиквариата само по себе привлекает много внимания к персоне, а это немаловажно для известной личности. Более того, редкие вещицы или произведения искусства – это выгодное капиталовложение. Сегодня многие знаменитости являются обладателями редчайших экспонатов искусства написания икон. Кто-то долгие года занимается коллекционированием, а кому-то повезло получить ценную икону в подарок.

Григорий Лепс – заядлый коллекционер икон

коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россии

Уже более десяти лет этот талантливый певец занимается коллекционированием икон. В одном из интервью Лепс рассказал о том, как началась его страсть к подобным шедеврам. Дело в том, что у Григория есть друг-антиквар, к которому Лепс однажды заглянул в магазин. Именно там он увидел ту самую икону, с которой и началась его коллекция. На тот момент, рассказывает певец, его финансовое положение не позволяло приобрести столь дорогую вещицу, и он просто обменял свою машину на икону. В той же беседе Лепс признался, что на это увлечение уходят практически все его сбережения. На сегодняшний день коллекция артиста насчитывает более 150 работ иконописцев, датированных 16-20 веками. Лепс сделал себе подарок на 50 летний юбилей выпустил книгу, посвященному его коллекции. В ней проиллюстрирована и подробно описана каждая икона, принадлежащая Григорию. Тираж книги певца под названием «Иконы все самые пречудные, письма самого искусного» составил около 5 тысяч экземпляров. Каталог разделен на четыре раздела: «В новой стилистике», «Иконописные центры и мастерские», «наследие средневековых мастеров» и «По канонам древнего благочестия». По данной книге легко проследить развитие искусства иконописи, начиная с 17го по 20й века. Григорий Лепс отнесся достаточно серьезно к созданию своего «детища». В работу над каталогом были подключены такие научные сотрудники музеев России как Виктория Горшкова и Елена Юхименко, обязанности руководителя проекта взял на себя эксперт аукционного дома МacDougall’s Лев Вольфсон, который дал высокую оценку коллекции Лепса.

Иконописей и коллекционер Никос Сафронов

коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россииГениальный русский художник современности не остался равнодушным к искусству иконописи. Он не только коллекционирует иконы, но и пишет собственные для храмов. Так, например, для Успенского собора Ярославля Никосом было написано несколько шедевров. Такая помощь художника в развитии религии не случайна. В своих интервью Сафронов постоянно утверждает, что он человек православной веры. Более того, он не только об этом говорит, но и подтверждает это своими действиями. Так, например, Никос Сафронов принимал активное участие в строительстве нескольких храмов и церквей, в их числе церковь Святой Анны в Ульяновске. О своей коллекции Сафронов говорит сдержанно и утверждает, что давно уже перестал уделять много времени поиску икон для коллекции. Те иконы, что у него есть, памятные, потому что подарены известными людьми или же на поиски которых Никос потратил много времени. Например, Икону Николая Чудотворца подарил художнику Владимир Васильевич Устинов, экс-генеральный прокурор РФ, а Икону Святой Троицы – Леонид Кучма, бывший Президент Украины. Образ святой Анны Сафронов купил для матери, а деревянное распятие Христа привез со своего путешествия по Эквадору.

Коллекционирование икон – увлечение дорогостоящее и хлопотное. Порой антиквары всей страны ищут одно и тоже изображение святого руки древнего мастера. Однако возрождение подобной традиции имеет прямое отношение к развитию искусства иконописи. Можно смело утверждать, что давние традиции иконописи развиваются и в наше время.

Если вам понравилась статья «Знаменитые коллекционеры икон» и вы хотите купить дорогой и достойных подарок себе или близкому человеку, отправьте запрос на WhatsUp или телефон +7-903-749-4000.

Для самых взыскательных: в продаже 9 лотов с документами от Минкульта РФ

коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россии

Оцените новые поступления, а также топ-15 подарков месяца.

Источник

Оцениваем и выкупаем иконы и антиквариат

Выезд оценщика за 30 минут

Наши услуги

Оценка и выкуп икон

Скупка золотых украшений

Оценка и покупка антиквариата

Схема работы

Способы оплаты

Оплата наличными

После подписания договора наш оценщик выплачивает средства наличными

Оплата на карту

Эксперт-оценщик переводит средства на карту после подписания договора

Банковский перевод

При желании, крупные суммы выплачиваются банковским переводом, можно в отделении банка

Отзывы о нас

Саморекламой занимаются другие. Наша репутация основана на оценках благодарных клиентов.

Антикварный салон РУССКИЕ ИКОНЫ помогает старинным предметам приобрести вторую жизнь, а им прошлым хозяевам поправить своё материальное положение за счёт взаимовыгодного сотрудничества.

Нажмите, чтобы увидеть все отзывы на Яндекс.

Что хорошо в данном салоне, они принимают заявки в онлайне и оценивают по достоинству. Вести из Звенигорода большие часы мне было совсем не радость. А купят ли еще тот вопрос! В данном случае эксперт сам приехал после моей заявки и купил часы на месте. Оценкой осталась довольна. Я ведь и в другие салоны отправляла заявки, те не обещали таких денег, если вообще проявляли интерес. Говорили везите сами, если вам надо. Здесь интерес проявили сразу.

Долго искала нового хозяина своей небольшой коллекции дореволюционного серебра. Это салон был одним из первых соискателей, но другие обещали больше и я подумала какая несерьезная организация. Поехала к ним другим, конечно же. Как выяснилось, все ровно наоборот. Приезжаю, те начинают сбивать цену до грошей. В итоге обратно в Русские Иконы и оформили сделку.

Отзыв просил написать оценщик Евгений после нашей сделки. После всего могу рекомендовать только этот салон. Продавал 3 иконы, фотки отправил в разные салоны, предложили больше всех на Арбате. Зря ездил, при личной встрече предложили мне такую смешную сумму, я был просто в шоке. Потом еще две организации, и все равно предлагали ниже, чем по телефону. Самой порядочной компанией оказался этот салон Русские иконы. Могу рекомендовать только их.

Продавал небольшую коллекцию антикварного серебра доставшуюся по наследству. Очень приятные молодые оценщики, сразу нашли с ними общий язык. Сотрудничеством остался доволен, придраться не к чему.

Иногда пользуюсь услугами этого салона. Оценщики очень интеллигентные и опытные люди. Не всегда мы сходимся в цене, но в любом случае полезно узнать объективное мнение от настоящих профессионалов.

Временами заезжаю присмотреть что-нибудь в коллекцию. Оценка здесь качественная, в итоге стоящие оценивают вещи немного выше среднего или помогают выставить на аукцион, это совсем другие деньги, поэтому интересные вещи попадаются чаще.

Продавала старинную икону. Поездила по антикварным скупкам, в том числе по Арбату, здесь оценили гораздо выше. Оценщики вежливые и приятные люди. Советовала всем!

После моего звонка в эту компанию эксперт приехал через час. Быстро, но смутил возраст. В действительности довольно молодой парень) Но стоит отдать ему должное, оказался толковым, без сомнения. Если хотите продать антиквариат я бы вам рекомендовала эту компанию

Возникла необходимость быстрой продажи не простой иконы. Салон посоветовал знакомый, ранее о салоне не слышал, и действительно оплатили икону в этот самый день. Не было ощущения, что сумма их как-то тяготит. Продажа прошла буднично. 5+

Побывала во многих салонах, здесь оценили лучше всех. рассказали из чего складывается цена. Об иконах знают все. Сразу сложилось доверительное отношение.

Обращались с мужем, чтобы узнать стоимость иконы и Кузнецовского сервиза. Остались очень довольны, от посещения организации только положительное впечатление

Весьма солидна скупка, а вернее антикварный салон. Большой выбор старины, аж глаза разбегаются. Обращался два раза по серьезным вопросам. Сотрудники профессионалы высшей степени, оценке точно можно доверять.

Решил сдать бабушкин фарфор. Из пяти фигурок дети две уже разбили. Здесь в аукционном доме оставшиеся оценили сравнительно высоко. Вообще цену уточнял в разных местах. Если соглашались посмотреть, то оценивали дешево, поскольку это советский фарфор. В общем из всех возможных выбрал наилучшее предложение. Похоже здесь работают профессионалы.

Про большие обещания по телефону очень верно!! Со мной было такое. На Арбате за икону пообещали 600 тыс за икону, а по факту снизили до 60. Русские иконы таких денег не обещали, а оценили дороже чем на Арбате!!

Заезжал по своему вопросу. Оценщик грамотный и адекватный человек. Легко нашли общий язык. Итоговой суммой остался доволен.

Очень понравился сайт. Очень детальное и объективное описание критериев, по которым работают антиквары. Поэтому первым делом обратился сюда для оценки иконы. Тем более оценка ничего не стоит. Получил массу полезной информации и руководство к действию. Рекомендую всем, кто затрудняется в определении ценности старых реликвий!

Бесплатная оценка в моем случае сыграла свою роль. Приехал сюда в первую очередь. Начинать прицениваться не зная приблизительную стоимость антиквариата это занятие такое.. Еще я понял, что можно выручить больше, выставив вещь на аукцион. Ломбарды этого не предлагают. Могу сказать сотрудники произвели впечатление. Вполне возможно обращусь снова.

В вязи с переездом продавала старый столовый сервиз. Оценили не высоко, но и не особо низко. Средне. В других местах и такой цены не давали, поэтому пришлось вернуться обратно. Решила оценить магазин, так как поездив по по городу здесь мне больше всего понравилось. Люди работают более профессионально я бы сказала.

Пару раз оценивал антиквариат в этом салоне, всегда хорошие цены. Видимо сказываются прямые связи с коллекционерами.

Реализовал серебряный портсигар. Дали неплохую цену и главное купили сразу. А так лежал дома без дела. Что с ним делать понятия не имел, т.к. вещь не очень красивая и фамильной реликвией не назовешь. Сдавать на реставрацию смысла для меня не было никакого.

Высоко оценили советские знаки и монеты. Мало того, все делается оперативно, дают чеки, что является редкостью в этом деле.

Это место не просто скупка) Договорился выставить эгретку на аукционе, выручил вразы больше оценки вначале. Доволен не то слово!!

От родителей в наследство остались иконы. Так как я человек не верующий, да и финансы нужны, решил их оценить и продать. Сумму предложили хорошую, да и я по форумам полазил, и по сайтам разным поэтому знал на то расчитывать. Не обманули, оценили хорошо.

Онлайн оценка это клево! Сразу отправил фото часов (золото, но стоят к сожалению). Ответа не ждал поездил по ломбардам. Что заметил. Приезжаешь сам- оценщики предлагают мизер. Упор на мгновенную оплату. Типа скидки за срочность)) Пока мотался перезвонили отсюда из аукционного дома и дали нормальную цену. Профит!

Возила на оценку старый дровяной самовар неизвестно какого года. К сожалению, самовар оказался из советского периода, но, как выяснилось, свою цену он все равно имеет. Спасибо за профессиональный подход и честную оценку!

Приносил икону. Проблема в том что основой иконы служила жесть. Понятия не имел какая может быть ценность. Как оказалось, когда-то живопись на металле было вполне рядовым делом. И предложили хорошую цену. Остался очень доволен!

Была необходимость сделать оценку семейных реликвий. В наследство оставили нам с сестрой, здесь все провели точно в назначенные сроки. Получили реальные цены и хорошее предложение по выкупу. Пока думаем.

Консультация

Евгений Григорьев

Мы предоставляем следующие услуги:

Цены на скупку золота и антикварный изделий

Цены на скупку золота

Цены на скупку серебра

Свяжитесь с нами и мы согласуем цену на скупку

Ответы на вопросы

Сколько времени займёт продажа антиквариата?

Продажа антиквариата, при обоюдной заинтересованности в сделке, происходит сразу после оценки. Оформление документов займёт не больше 15 минут вашего времени.

Какие документы необходимо иметь?

Какой порядок оформления сделки?

После оценки и согласования цены, эксперт заполнит договор купли/продажи. После его подписания происходит расчёт.

Как быстро приедет оценщик на дом?

От 30 минут в зависимости от вашего местоположения. Выезд эксперта в другой город нужно согласовывать детально.

Какие у меня гарантии?

Мы на Яндекс.дзен

Борьба с манипуляциями поддержала рынок драгметаллов

Очень удобное расположение. Пришёл оценить икону, так как лежала дома и было интересно что да как. Оценка оказалась бесплатной.

Борьба с манипуляциями поддержала рынок драгметаллов

Очень удобное расположение. Пришёл оценить икону, так как лежала дома и было интересно что да как. Оценка оказалась бесплатной.

Борьба с манипуляциями поддержала рынок драгметаллов

Очень удобное расположение. Пришёл оценить икону, так как лежала дома и было интересно что да как. Оценка оказалась бесплатной.

Борьба с манипуляциями поддержала рынок драгметаллов

Очень удобное расположение. Пришёл оценить икону, так как лежала дома и было интересно что да как. Оценка оказалась бесплатной.

Но не стоит думать, что ваша находка или семейная реликвия ничего не стоит. Предложенная нами цена после экспертизы икон или других старинных предметов основана на многочисленные факторы и внешние признаки. При оценке антиквариата мы учитываем эпоху, тираж и количество сохранившееся до наших дней, место и даже кто изготавливал. И это только малая часть критерий.

Обратившись к нам с антикварной вещью, Вы можете быть полностью уверены в профессиональном и ответственном подходе с нашей стороны. Мы не занижаем цену с целью дополнительной наживы. На основе реальных примеров, мы составляем индивидуаальную и наиболее актуальную стоимость с максимальной выгодой для своего клиента. У нас вы можете продать антиквариат дорого. Чтобы обратиться за услугами оценки антикварного предмета, звоните по телефону +8 495 921-78-55. Наши эксперты рады будут ответить на все ваши вопросы.

Источник

Продать икону: старинную, 18, 19 века, серебряную, на дереве

На сегодняшний день в семьях и старых домах сохранилось большое количество редких и красивых икон. Иногда люди не знают, что с ними делать. С одной стороны она представляет ценность, с другой случаются причины из-за которых ее можно продать икону. Ниже описан каталог и варианты продажи одной иконы или целой коллекции.

Каталог икон для продажи

В этом каталоге перечислены основные мотивы икон. Естественно встречаются и другие в большом количестве. Они выделены в отдельную категорию.

Как формируется стоимость икон?

В любом антиквариате, в том числе иконах важную роль играет материал изготовления иконы, например оклад серебро или золото с эмалью, дерево кипарис или дуб.

В оценке продажи иконы, как и в живописи, важную роль играет качество написания, антропометрические данные и иногда имя иконописца. Хотя на иконах почти никогда нет имени создателя творения.

коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россииИкона Николая Чудотворца на сусальном золоте

Инструкция: как продать икону дорого

Часто старинные иконы достаются в наследство. В таких случаях, новые владельцы реликвии не всегда готовы хранить ее у себя долго. Всегда подворачивается момент, когда можно задумать о продаже иконы. Тем более, желающих купить икону всегда много: коллекционеры, владельцы магазинов и простые люди, посетители церкви.

коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россииСкладень: литая икона с эмалью

Цена иконы: 11 критериев

Не говоря конкретно, можно перечислить критерии дороговизны или исключительности икон. С помощью этого списка, человек может правильно подготовиться ко встречи с коллекционером или магазином. Иметь представление, что за икону он имеет

Коллекционеры икон

Основной задачей человека, который хочет продать, является поиск коллекционера или человека который сам увлекается старинными иконами и церковной живописью. Сам собирает коллекцию определенных предметов и готов заплатить за какой либо предмет максимальную стоимость. Это могут быть:

Более всех редкие работы покупают коллекционеры иконописи, желающие выделить свою коллекцию редким и необычным экземпляром. Частые и многотиражные представляют большую коллекционную ценность. Редкие образцы иногда даже больше привлекают коллекционера.

Примеры продажи икон

Приведенные предметы следует рассматривать в то время, когда это было сделано, сегодня цены могут сильно измениться, поэтому стоимость узнавайте по телефону или встрече

коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россииСмоленская Божья Матерь. Икона Эмаль.
Цена 850000 руб коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россииНиколай Чудотворец. Икона Золото.
Цена 85000 руб коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россииИкона Огненное Восхождение Пр.Илии на Небо 19 век Палех.
Цена 97000 руб коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россииХрамовая икона Смоленская-Шуйская с избранными святыми.
Цена 51000 руб коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россииИкона 3 эмали Золочение 19 век.
Цена 15000 руб коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россииВседержитель Икона.
Цена 1650000 руб коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россииИкона Святой Иоанн Предтеча (Креститель).
Цена 11000 руб

Как происходит оплата?

Сразу хочется отметить, что Радонежская лавка последовательно следует своей политике конфиденциальности о неразглашении личных данных и контактов о проходящей сделке. Также остаются в тайне переписки и переговоры по поводу цен и состояния икон и другого антиквариата и не хранятся в базе

Полная сумма выкупа (100%) может производится двумя методами:

Способы оплаты производятся на выбор по желанию и никак не отражаются в документах, сохраняя политику конфиденциальности.

Оценка икон

Перед совершением сделки по продаже иконы необходимо провести ее предварительную оценку. Это поможет обезопасить обе стороны от потери средств и времени. Наиболее важные параметры:

Мастера иконописи

Истинные знатоки антикварной иконописи отдают предпочтение работам мастеров из регионов, где сложились собственные каноны изображения:

Как расценивается продажа икон с точки зрения религии

Часто продаже иконы препятствует страх осуждения за это.

Церковь и конкретные служители церкви продажу не осуждают

Можно поговорить с батюшкой перед продажей. Это не является грехом, особенно если отсутствует духовная связь с иконой, если человек не является ярым приверженцем христианской религии.

Источник

ИСТОРИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ ИКОН В РОССИИ

коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россии

коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россии

коллекционеры икон в россии. Смотреть фото коллекционеры икон в россии. Смотреть картинку коллекционеры икон в россии. Картинка про коллекционеры икон в россии. Фото коллекционеры икон в россии

Интерес к русской иконописи в нашей стране и за рубежом почти не угасает на протяжении последнего столетия, начиная со знаменитой Выставки древнерусского искусства, которая состоялась в 1913 году в Москве. Огромная роль в становлении, поддержании и дальнейшем возрастании этого интереса принадлежит частному собирательству, одним из замечательных примеров которого является коллекция М.Е. Елизаветина (1939-2009гг). Как же зародилось собирание икон в России, какова его история, его роль в сохранении национального культурного наследия?

Еще недавно, в советское время, этот вопрос мог быть поставлен лишь в абстрактном ключе. Казалось, что единственно справедливая форма собирания иконописи (если не вообще любых художественных произведений) – государственная, и не случайно богатейшие собрания икон хранятся ныне именно в государственных музеях – Третьяковской галерее, Русском музее, Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и других. Не случайно в нашей стране возникли разные взгляды на собирание икон и на коллекционирование произведений другого рода. Произведения светской живописи, создававшиеся в Новое время, не для церковного употребления, вне средневековых рамок, были, как правило, «авторскими», могли изготовляться по приватному заказу и попадать в частные руки, становясь основой для личной, семейной, корпоративной коллекции, будь то собрание короля или императора, купца или аристократа, а также просто тонкого ценителя искусств. Но православная русская икона с ее изначально сакральным предназначением – каким же путем она оказалась извлеченной из храмового пространства, как она попала в те или иные коллекции?

Вглядываясь в далекую историю русской иконописи, мы обнаруживаем, что первые намеки на коллекционирование икон, выделение определенных произведений не по сюжетным, а по индивидуальным признакам, имеющим ценностный характер, встречаются уже в документах XVI века, причем в них фиксируется более ранняя традиция. Сохранилась опись Иосифово-Волоколамского монастыря, составленная в 1545 г., в которой среди прочего имущества перечислены иконы монастырского Успенского собора. В ряде случаев названы лишь сюжет иконы, ее местонахождение и украшение (оклад, венцы, подвесные пелены). Во многих же других случаях указаны имена знаменитых иконописцев, написавших эти иконы, а это бесспорно говорит об уважении к их конкретным творениям, о сохранении памяти о мастерах, важности их авторства для составителей Описи. В ней упоминаются имена знаменитого Дионисия и его сына Феодосия, московского мастера Паисия, самого Андрея Рублёва, неких Даниила Можайского, Мисаила Конина, «Новгородца». Названы иконы «новгородского письма», отмечено «письмо старое», а если створки складня исполнены не тем же художником, что средник, то и сказано, что они «иного мастера». За этой детальностью стоит нечто большее, чем документальная точность писцов или указание на культурные связи монастыря, основанного Иосифом Волоцким. Традиционный ансамбль икон в храме приобретает качества коллекции творений выдающихся иконописцев.

Такое отношение к труду тех или иных иконописцев отличается от принятого в православном мире, где мастер рассматривался лишь как исполнитель божественной воли, а наибольшая часть произведений оставалась анонимной. На Руси в XVI веке, в период Позднего Средневековья, ситуация начинает меняться, некоторые художники приобретают известность и авторитет, а их имена, особенно Андрея Рублёва и Дионисия, становятся залогом канонической правильности и высокого уровня произведений. Тем не менее, «коллекция» икон в Иосифово-Волоколамском монастыре – явление для того времени редкое, если не уникальное. В этом легко убедиться, если проанализировать интенсивные перемещения икон в XVI столетии, особенно при Иване Грозном и московском митрополите Макарии.

В те годы в Москву, в ее самые прославленные храмы и в некоторые монастыри активно свозили иконы, рукописи и – реже – другие произведения из древних русских городов, а более всего из Великого Новгорода. Но, несмотря на такую активность, импульс к их собиранию в столице носил политическую окраску: привозились святыни и древности, которые призваны были подчеркнуть авторитет Москвы как центра Русского государства.

Признаки коллекционирования присущи деятельности русских меценатов конца ХVI – XVII века, таких, например, как семейство Строгановых. Эти известные промышленники заказывали для своей вотчины, Сольвычегодска, многочисленные иконы, шитые ткани, разнообразную утварь, причем во многих случаях воспроизводили иконографию русских святынь, хранившихся в Москве.

Однако в меценатской деятельности Строгановых проявлялся их собственный художественный вкус, любовь к утонченному, почти миниатюрному искусству определенной части царских иконописцев, творчество которых именно из-за данного обстоятельства, зависевшего от избирательного интереса коллекционеров, получило название «строгановской школы».

Эти изысканные произведения, преимущественно иконы-«пядницы», могли находиться и в строгановских «иконных горницах» и, несомненно, в Благовещенском соборе Сольвычегодска, откуда в 1820-х годах большое количество таких икон было выкуплено старообрядцами.

В качестве последнего штриха в беглом, пунктирном обзоре тех явлений русской средневековой истории, которые можно считать прообразами будущего коллекционирования иконописи, можно назвать Образнýю (то есть хранящую образá, иконы) палату Московского Кремля, существовавшую по меньшей мере с середины XVII века. Помимо различных предметов церковного убранства, в том числе шитья, Опись 1669 года указывает там около трех тысяч икон. В какой-то мере палата служила действительно музеем – историческим, поскольку там хранились кое-какие ветхие иконы, и «дипломатическим», поскольку там находились посольские дары (иконы, поднесенные посольствами из Грузии, Палестины, Греции и славянских стран на Балканах, а также подношения из монастырей Афона). Но значительная часть содержавшихся там икон предназначалась для подарков, храмовых и монастырских вкладов, то есть вовсе не для музейного хранения.

Отношение к иконе как предмету благочестивого почитания, памятнику древности, святыне, носительнице иконографической традиции, и лишь в некоторой мере – как произведению искусства, объекту эстетического восприятия сохраняется и в XVIII веке, а в значительной степени и в XIX столетии. Реформы Петра I, огромные изменения в культуре России, собирательская деятельность Екатерины II, сложение коллекций Эрмитажа не оказали воздействия на отношение к русской иконописи. Она занимала совсем особую нишу национальной культуры, так что коллекционирование икон, хотя и развивавшееся в тот период, носило специфический характер.

Наибольший размах приобрела собирательская деятельность старообрядцев. Противники церковной реформы патриарха Никона, они выступали против создававшихся по новым правилам икон, были сторонниками «древлего благочестия», организовали собственное иконописание и активно собирали дониконовскую иконопись. Наибольшей популярностью пользовались у них иконы «строгановской школы» и сходные с ними произведения тонкого, мелкого, изысканного письма. Эти иконы поступали в храмы старообрядческих общин разных толков, а также в многочисленные молельни. В домах купцов, среди которых было много старообрядцев, моленные комнаты были богато убраны драгоценными иконами. Старообрядцы умели различать нюансы иконописи, выделяя отдельные «письма» («новгородские», «тихвинские», «корсунские», «фряжские» и т.п.), которые, как потом выяснилось, далеко не всегда имели отношение к реальности, тем более что основная часть древних икон была к XVII–XIX векам покрыта поновлениями и потемневшим покровным лаком – олифой.

И приведенная характеристика выдающегося русского ученого, и опыт общения с теми старообрядцами-собирателями, которые дожили почти до наших дней, но успели в молодости вдохнуть атмосферу старообрядческого быта XIX века, позволяют понять, что описанный подход к иконам не имел ничего общего с современным искусствоведением, которое рассматривает в произведении, будь то икона или картина Нового времени, определенную систему художественных средств. Знаточество старообрядцев, как и их эстетическое восприятие, были рождены именно миром русской иконописи. Можно предположить, что в среде старообрядцев сохранялись и развивались те традиции отношения к иконам, которые просматриваются в Древней Руси, например, в приведенных оценках икон в Иосифово-Волоколамском монастыре или в оркружении Строгановых.

Многие произведения из старообрядческих собраний впоследствии вошли, непосредственно или через промежуточные звенья, в коллекции крупных государственных музеев или в частные коллекции, существующие в наши дни. Вполне вероятно, например, что три иконы «строгановской школы» в собрании М.Е. Елизаветина, отличающиеся исключительно высоким художественным уровнем, какое-то время находились у старообрядцев.

В XIX веке в России складывается и «историческое» собирательство, когда коллекционер приобретает различного рода памятники старины исходя не из их конфессиональной принадлежности, а из их отношения к истории России.

В первой половине столетия особого внимания заслуживает деятельность М.П. Погодина, знаменитого историка и собирателя древностей. В его пестрой коллекции находились и выдающиеся древние иконы, часть которых впоследствии очутилась в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Во второй половине XIX века, когда усиливается тяга к познанию национальной истории, а также к изучению Средневековья, основываются нацеленные на это государственные музеи (например, в 1883 году – Исторический музей в Москве, в 1896 году – Русский музей императора Александра III в Санкт-Петербурге), а также музеи и «древлехранилища» в некоторых древних русских городах – губернских и уездных, в том числе музеи епархиальные.

Продолжается и расширяется частное коллекционирование, причем, наряду с коллекциями широкого профиля (например, графа А.С. Уварова, образованного купца П.И. Щукина), складываются собрания собственно иконные (например, Н.М. Постникова, И.Л. Силина – деда сотрудницы Третьяковской галереи Н.Е. Мнёвой, которая стала одним из авторов иконного каталога галереи 1963 года, С.Т. Большакова, небольшая иконная коллекция П.М. Третьякова, которая вместе со всем его собранием живописи легла в основу Третьяковской галереи).

В начале ХХ века в отношении к древнерусской иконописи происходит глубочайший переворот, обусловленный в основном двумя факторами. В результате русской революции 1905–1907 годов старообрядцы получили право возводить собственные храмы. Это потребовало большого количества икон для их убранства. Между тем приверженцы старой веры обладали значительными иконными собраниями, а также располагали и кадрами иконописцев-реставраторов, умевших не только писать и поновлять иконы, но и удалять с них слои поновлений и потемневшую олифу, раскрывая первоначальную живопись. Результаты раскрытий были представлены на выставках, из которых наибольший резонанс получила упомянутая в начале данного очерка Выставка древнерусского искусства, состоявшаяся в 1913 году в Москве. На ней были представлены не только миниатюрные иконы «строгановской школы» с их сдержанным колоритом, строящимся главным образом на оливковых оттенках, но и произведения XV–XVI веков, в том числе новгородские, поражающие лаконичной выразительностью линий и сиянием широких и ярких цветовых плоскостей (например, поясной «Илия Пророк» XV века из собрания И.С. Остроухова, ныне в Третьяковской галерее). Трудно сказать, произвели ли бы эти открытия такое впечатление, будь они сделаны на век или даже на полвека ранее. Но открытие древней русской иконы совпало с новыми тенденциями в культуре начала ХХ века, с рождением невиданных ранее художественных направлений, торжеством искусства Анри Матисса, русских художников группы «Бубновый валет» и других.

Коллекционирование икон приобрело новый характер. Теперь оно диктовалось уже не только интересом к свидетельствам национальной истории, а художественными вкусами, эстетическими пристрастиями. Появляются собиратели нового типа, ставящие во главу угла красоту, яркость, художественную выразительность древней иконописи.

В Москве самыми значительными собраниями такого рода стали коллекции И.С. Остроухова, который и сам был выдающимся художником-пейзажистом, и А.В. Морозова (впоследствии обе вошли в собрание Третьяковской галереи). В Санкт-Петербурге на первом месте стоит коллекция видного историка и палеографа Н.П. Лихачёва, в 1913 году приобретенная Русским музеем.

Описанный поворот сыграл поистине судьбоносную роль как в направленности коллекционирования, так и в самом отношении к русской иконописи, обусловил осознание ее значительного места в истории не только национальной, но и мировой культуры.

События 1917 года резко изменили культурную жизнь страны, в том числе музейную. Отделение Церкви от государства повлекло за собой изъятие из центральных и провинциальных храмов множества древних икон, их раскрытие в Центральных государственных реставрационных мастерских (первое время существовавших при Народном комиссариате просвещения) под руководством известных деятелей культуры И.Э. Грабаря и А.И. Анисимова. Помещенные в музеи, эти иконы стали доступны для широкого круга посетителей, интересующихся древнерусской культурой. Были открыты важнейшие пласты русской иконописи, до той поры почти неизвестные: сначала домонгольские иконы, а в 1930-х годах – псковская школа иконописи. Небывало выросли собрания и экспозиции икон не только в крупнейших музеях Москвы и Ленинграда, но и в древних русских городах – Новгороде и Пскове, Ростове и Ярославле, Вологде и Костроме, и других.

Вместе с тем советская идеология навязывала отрицательное отношение к иконе как к искусству религиозному, «опиуму для народа», что особенно проявилось с конца 1920-х и более всего в 1930-х годах. Правительство, стремясь найти средства для индустриализации страны, продавало на Запад, как известно, шедевры западноевропейского искусства из коллекции Эрмитажа и бурно торговало иконами с целью выручить валюту. Сам уклад советской жизни исключал или, во всяком случае, крайне затруднял развитие частной инициативы, в том числе коллекционирование. Зато собирание русских икон стало интенсивно разворачиваться на Западе. Их известность там значительно возросла в результате выставки древнерусской иконописи, включавшей новооткрытые иконы и показанной в 1929–1933 годах в Германии, Австрии, Великобритании и США. В результате покупок в США и европейских странах сложились замечательные иконные коллекции, причем некоторые из них были приобретены или получены в дар государственными или муниципальными музеями, среди которых следует особо выделить Национальный музей в Стокгольме и Музей икон в Реклингхаузене (Германия).

Если в 1920–1930-е годы, а также после Второй мировой войны, в 1940–1950-е годы, музейное собирание и раскрытие икон в СССР все же развивалось, пусть и неровно, скачкообразно, то частное собирательство было сведено к минимуму. Оно допускалось лишь для немногих: преимущественно для некоторых известных художников, артистов, врачей, архитекторов. Из коллекционеров этого времени можно, в качестве наиболее выразительных примеров, упомянуть известных художников П.Д. Корина и семейную пару – Т.А Маврину и Н.В. Кузьмина. Замечено, что коллекции этих лет состояли преимущественно из тех икон, которые были известны и раньше и когда-то находились в дореволюционных собраниях (принадлежавших, например, А.И. Анисимову, В.М. Васнецову).

Коллекция М.Е. Елизаветина отражает другие, более поздние этапы собирания и изучения древнерусской иконописи. В конце 1950-х годов, в период «хрущёвской оттепели», когда в СССР изменились многие идеологические параметры, в стране усилился интерес к мировой и национальной культуре в ее разнообразных проявлениях, допускавших не только пресловутый «реализм». На протяжении 1960–1970-х годов возрастает внимание к русскому средневековому искусству, к культуре Византии, публикуются книги и сборники по этой тематике, тиражи которых расходятся мгновенно. С другой стороны, отрицательное отношение официальных властей к религии, закрытие многих храмов (хрущёвский указ 1963 года), в том числе в маленьких провинциальных городках и удаленных селах, приводило к гибели церковного убранства, когда церкви и часовни стояли открытыми настежь, а иконы и книги валялись на земле, покрытые голубиным пометом. Противоречивость и драматизм ситуации усугублялись тем, что некоторые государственные музеи стремились развить активную деятельность по обследованию этих брошенных храмов, по учету и вывозу хотя бы древних произведений, но одновременно в эти старинные места устремились и сотни поклонников русской древности, а среди них встречались не только бескорыстные патриоты, но и алчные «охотники», причем одни из них хотели собрать коллекцию для собственного престижа, другие – заработать на продаже.

В парадоксальности тогдашней ситуации мог неоднократно убедиться один из авторов этих строк, наблюдая, как сотрудники Русского музея, а также Музеев изобразительных искусств Карелии и Архангельска, передвигаясь по трудно проходимым северным краям в резиновых сапогах, с рюкзаками, то и дело сталкивались на узких тропинках с индивидуальными любителями старины, рюкзаки которых бывали крепче, дороже и вместительнее, а кошельки – намного толще.

Так или иначе, в этот период необычайно возрос фонд древнерусских икон. Часть из них оказалась в крупных музеях Москвы (не очень много – в Третьяковской галерее, значительно больше – в Музее имени Андрея Рублёва) и Ленинграда (в Эрмитаже, в Русском музее), а наибольшая часть – в областных и республиканских музеях, особенно на Севере (в Архангельске, Петрозаводске, Вологде). Коллекции некоторых местных музеев увеличились едва ли не вдвое. Другая сторона процесса – фантастический рост частных собраний. Неоднозначная история страны в 1950–1980-х годах, крайняя юридическая сомнительность частного собирательства из заброшенных, но все-таки не «ничейных» церквей не остановили напора и азарта коллекционеров и обслуживавших их «дилеров». Многие иконы были переправлены за границу, поступали на аукционы, оседали в тамошних коллекциях, иногда возвращались в Россию. Следует признать, что мы имели дело с важнейшим и еще не оцененным по заслугам этапом формирования корпуса памятников русской иконописи, этапом, который сравним по своему масштабу с 1920-ми годами.

Наиболее видные частные собрания русской иконописи, существующие в настоящее время, и прежде всего собрание М.Е. Елизаветина, не являются прямыми результатами вывоза «с мест», входящие в них иконы успели неоднократно поменять владельцев, прежде чем осесть в современных собраниях. Если иконы, вновь поступившие в музеи, имеют свои «паспорта» с точными сведениями о вывозе из того или иного села и храма, то памятники в частных собраниях в большинстве случаев эти сведения утратили. Рассмотрение современных крупных иконных коллекций позволяет заметить еще одну их особенность. К произведениям сравнительно недавнего вывоза добавляются иконы, с давних пор попавшие в отечественные частные коллекции и медленно мигрирующие из одной в другую, а иногда и те произведения, которые еще в 1920–1930-х годах были проданы в частные руки за рубеж и несут следы старинной реставрации первой трети XX века.

Несмотря на активный рост частных коллекций уже в 1960–1980-х годах, их широкое общественное признание формировалось медленно. Первой ласточкой этого процесса стала выставка, устроенная в 1974 году в Музее имени Андрея Рублёва в Москве. Своей полноты это признание достигло лишь в 1990–2000-х годах, в условиях крупных политических и идеологических перемен в стране. Свидетельством нового отношения к частным коллекциям, знаком их общественной легализации стали разнообразные выставки внутри страны и за рубежом, из которых самые представительные были устроены в том же Музее имени Андрея Рублёва в 2004 и 2007 годах. Одной из важных культурных функций частных коллекций стало возвращение икон, когда-то, в разные периоды, вывезенных за рубеж. По существу, мы имеем дело с их выкупом. Именно этот лейтмотив имела выставка «Возвращенное достояние», организованная в 2008 году в Третьяковской галерее. На двух последних из названных выставок были представлены интереснейшие произведения из коллекции М.Е. Елизаветина, которая именно в этот период, во второй половине 2000-х годов, стала активно расти, получая определенную и продуманную структуру.

Как соотносятся между собой, с одной стороны, современные научные подходы к изучению русской иконописи, а с другой – необычайно возросший фонд икон в государственных и частных собраниях? Наблюдающееся в наше время стремление рассматривать русское средневековое искусство в рамках византийской и позднесредневековой православной культуры, в сопоставлении с европейским художественным миром, как можно заключить, не связано с процессом собирания памятников, тем более что среди них очень мало произведений «византийского» периода. Однако другие научные тенденции явно перекликаются с описанным собирательским процессом. Это прежде всего гораздо более глубокое, чем прежде, более дифференцированное и внимательное отношение к изучению местных художественных центров, например, Ростова и Мурома, Вологды и Костромы, и других. Вновь поступающие из этих краев иконы по-иному освещают и ранее собранные памятники. В результате обогащаются наши представления о художественном развитии многочисленных русских регионов. Кроме того, чрезвычайно расширились хронологические рамки изучения русской иконописи. Теперь это уже не только произведения древнерусского, средневекового периода – по XVII век включительно, но и иконопись XVIII – начала XX века. В основе этого знания лежит, разумеется, новый интерес к религиозному искусству России в целом. Но не последнюю роль играют и новые коллекции, содержащие произведения этого художественного пласта. Собрание М.Е. Елизаветина как раз и является одной из тех коллекций, которые дают серьезный толчок для развития перечисленных новых научных подходов – к изучению местных русских художественных центров и иконописи Нового времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *