колокольня храма рождества пресвятой богородицы в бутырской слободе история
О храме. История и современность.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках, в г. Москве.
Церковь Рождества Богородицы, что на Бутырках, Троицкого благочиния Северо-Восточного викариатства епархии города Москвы, находится в пяти километрах на север от Кремля, за Савеловским вокзалом, в начале Бутырской улицы, построена при царствовании Петра и Иоанна Алексеевичей и освящена Патриархом Иоакимом в 1684 году. По стилю зодчества принадлежит к наилучшим зданиям XVII века, по величине занимала едва ли не первое место между приходскими церквями того времени. Это был первый в России полковой храм, выстроенный на средства регулярного полка и ставший его духовным центром, поэтому и размеры храма были таковыми, чтобы мог вместиться целый полк. Но годы богоборческого лихолетья безжалостным шквалом обрушились и на этот дивный храм.
Начало 20 века. Вид с Бутырской улицы.
И ныне на Бутырской улице из всего церковного ансамбля можно увидеть только восстановленную колокольню.
Восстановленная колокольня. Вид с Бутырской улицы.
Сам же храм, вернее то, что от него осталось, оказался за промышленным зданием бывшего завода «Знамя», (ныне деловым центром), построенным в 70-е годы ХХ века. Теперь, чтобы увидеть сам храм, нужно пройти на Большую Новодмитровскую улицу, пролегающую параллельно Бутырской с восточной ее стороны.
Нашему взору предстанет изуродованный до неузнаваемости четверик со снесенной купольной частью и пристороенными справа и слева уродливыми постройками, с пробитыми в стенах нелепыми окнами, с торчащими из стен трубами, за большим каменным забором до недавнего времени обнесенным колючей проволокой.
Вид с Б. Новодмитровской в наши дни.
А в начале XX века это был красивейший ансамбль, состоящий из четверика храма, примыкающей к нему большой трапезной части с двумя приделами во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского и отдельно стоящей шатровой колокольни, имевшей справа и слева пристроенные крылья, в которых располагалась часовня и подсобные помещения, а также церковно-приходской школы и богадельни. Рядом с территорией храма на Бутырской улице находилось красивое здание Алтайской духовной миссии.
Нач. 20 в. Вид с Бутырской ул. На переднем плане здание Алтайской духовной миссии.
Нач. 20в. Вид на северную стену храма.
На внешних стенах четверика храма с четырёх сторон располагались великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной.
Икона Благословение Царицы Небесной. (Северная стена храма).
К четверику храма примыкала длинная трапезная с двускатной крышей и с большой папертью с западной стороны, над которой располагалась икона Рождества Пресвятой Богородицы. Северная и восточная паперти были меньше и вели в четверик храма.
Южная половина трапезной части с приделом преподобного Сергия.
Западная паперть, трапезная часть храма.
Придел преподобного Сергия и южная паперть. Вид с Б. Новодмитровской ул.
Отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – слухов. Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойдён – шатровым стало не само здание церкви, а только колокольня. В Москве до сих пор сохранились храмы с подобными шатровыми колокольнями, но не стоящими отдельно, а примыкающими к храму. Колокольня состояла из трёх уровней, гармонично сочетавшихся между собой.
Колокольня храма в начале 20 в.
Нижний ярус был проходным на территорию церкви, на втором ярусе между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским (точно такая же икона, была на Спасских воротах Кремля). Под карнизом второго яруса располагались прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых были рельефно изображены вазы с цветами, такие же изразцы, но изображавшие райских птиц были при входе в храм.
Второй ярус был предназначен для хранения церковной утвари. Третий ярус колокольни был восьмиугольным с пролётными арками здесь находилась звонница, увенчанная конусообразным восьмигранным шатром с окошками-слухами.
Первый и второй ярусы колокольни. Нач. 20 в.
К 1917 г. эта колокольня и практически такая же колокольня церкви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1931 г.) признавались наиболее изящными и изысканными в Москве. В настоящее время колокольня со звонницей полностью восстановлены в историческом виде.
«В 1810 году, стены главного храма и купол расписаны в стиле итальянской живописи, известным в Москве живописцем Колмыковым, а в 1874 году украшена живописью и трапеза с алтарными приделами художником Н. А. Стожаровым. Но была ли прежде сего Церковь расписана, об этом ничего нам неизвестно»[1]. Хотя внешне церковь с XVII в. до середины 30-х гг. ХХ в. практически не изменилась, но внутренняя роспись была заново сделана в конце XIX – начале XХ века, образа же в новом иконостасе XIX века оставались старые.
В конце XIX – начале XX вв. на территории храма были построены здания церковно-приходской школы и богадельни.
Храм был окончательно закрыт в 1935 году. До этого времени при богоборческой власти в нем, хоть и нерегулярно, но совершались богослужения и требы, и некоторое время (по воспоминаниям Н.К.и П.К. Максимовых) при храме жили или Святейший Патриарх Тихон, или кто-то из архиереев Русской Православной Церкви.
Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе после уничтожения храма Христа Спасителя рассматривался и в числе претендентов на Кафедральный собор, поскольку входил в пятерку крупнейших храмов Москвы.
Несмотря на то, что храм считался памятником архитектуры, уже в 1926 году Правление промышленных и производственных предприятий «Промвоздух» организовало на территории храма механические мастерские № 4, на базе которых в 1931 году был создан филиал завода №1 ВВС РККА, а в 1933 году филиал получил статус самостоятельного завода №132 ГУАП Наркомтяжпрома, и в 1935 году за подписью директора завода № 132 Главного Управления Авиационной Промышленности тов. Фреймана в Президиум ВЦИК поступило прошение о передаче здания церкви в пользование заводу, хотя согласно письму Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК, здание могло было быть использовано только «для культурных надобностей» и «при условии сохранения в неприкосновенности наружной архитектуры (куполов, окон, оконных наличников, порталов и т.д.) и основных внутренних конструкций». Но богоборческая власть и руководство завода и не стремились к сохранению таких исторических памятников и « уже в конце 30-х годов были сняты главы церкви и покрыты четырехскатной железной крышей. Колокольня же простояла в бездействии до начала Великой Отечественной войны. Вот тогда сочли за благо сломать шатер и восьмерик, чтобы они не были приметным ориентиром для вражеских самолетов…»[2] Здания богадельни и церковно-приходской школы были снесены практически перед войной. Если бы не противостояние группы историков и искусствоведов, были бы снесены и остатки храма и колокольни.
1) открыть доступ к памятнику со стороны Б. Новодмитровской улицы.
2) полностью освободить от пристроек и производственных цехов.
3) изменить характер использования здания храма.
4) провести ремонтно-реставрационные работы, восстановить внешний облик храма.
Однако никто эти обязательства выполнять не собирался и, даже более того, в 1970 году были снесены большая часть трапезной и крылья колокольни. Хотели снести и оставшиеся два яруса колокольни, но не удалось. Между храмом и оставшимися двумя ярусами колокольни было построено производственное здание, придавшее Бутырской улице неприглядный вид и закрывшее собой четверик храма. Теперь несведущему человеку невозможно стало догадаться, что на этом месте был прекрасный церковный ансамбль.
1970-е гг.-1998г. Бутырская ул., остатки колокольни.
Чтобы полностью оградить остатки храма от взора прохожих, с севера и юга храма были построены еще два производственных здания. Храм оказался закрытым со всех сторон.
За время использования заводом здания храма оно до такой степени было изуродовано, что невозможно себе представить, что такое было сделано нашими же соотечественниками: выбитые кирпичи, с северной и южной стороны огромные уродливые пристройки, в стенах храма прорублены окна и огромные дыры для труб, кирпичи древней кладки от неестественной эксплуатации здания разрушились, появились трещины, из которых торчали выросшие за это время деревца. Вход был пробит через алтарную часть.
Коней 20 в. Зданием храма пользуется завод.
Еще более страшную картину представляло собой внутреннее состояние храма : все пространство было разделено на три этажа, в алтарной части храма сделана лестница, соединявшая три этажа, и туалет, фрески большей частью были полностью разрушены, а оставшиеся были замазаны 6-ю слоями масляной краски. В помещениях расположили цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены (при литье) нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых. Когда воздух охлаждался, изображения постепенно исчезали.
Остатки росписей купольной части храма.
В 1996 году указом Святейшего Патриарха Алексия в храм настоятелем назначается клирик храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке иерей Алексий Талызов. В колокольне храма (Бутырская, 56) начинают еженедельно совершаться молебны, проводится ремонт колокольни и реконструкция её под храм (площадью 16 м 2). В 1993 году создается инициативная группа по возрождению храма и церковных богослужений, регистрируется устав общины храма.
В апреле 1999 года в первом ярусе колокольни был сооружен храм, освященный во имя благоверного Великого Князя Димитрия Донского, и в нем начались регулярные богослужения. В 2012 году колокольню восстановили в первозданном виде на народные средства.
Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2000 года, подписанным председателем правительства Владимиром Путиным, предписано ММЗ «Знамя» в течение одного месяца передать здание храма верующим. Храм был передан только в 2006 году. Освобождение от заводских цехов продолжалось до 2010 года. В четверике храма, разделенном заводом на три этажа, на втором этаже силами прихода храма был сделан ремонт и уже в 2007 году начались регулярные богослужения.
[1]А. Ансеров. Историческое описаение церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках.
[2]цитата из книги «Храмы Северного округа Москвы.»
КРАСИВЕЙШИЙ АНСАМБЛЬ
… Если смотреть с Новодмитровской улицы, за высоким каменным забором нашему взору предстанет изуродованный до неузнаваемости четверик со снесенной купольной частью, с пробитыми в стенах нелепыми окнами, с торчащими из стен трубами.
До 2012 года и колокольня находилась в плачевном состоянии: ее шатер и восьмерик были снесены в начале Великой Отечественной войны, чтобы они не стали приметным ориентиром для вражеских самолетов. От высокой, украшенной поливными изразцами трехуровневой колокольни, в которой было сорок маленьких декоративных окошек-слухов (по пять на каждой из восьми граней шатра — уникальный даже для Москвы случай!), осталось только два нижних яруса.
Этот непонятный обрубок простоял на тротуаре Бутырской улицы больше половины столетия, породив множество легенд, объясняющих его происхождение. Народная фантазия связала его и с Наполеоном, который, захватив в 1812 году Москву, будто бы купил на Бутырской улице землю и построил там «часовню» в знак уважения к христианской вере, и с предводителем Крестьянской войны 1773-1775 годов Емельяном Пугачёвым, якобы проведшим в подвалах церкви немалый срок перед казнью, и с Александром Васильевичем Суворовым.
Однако история храма на Бутырках богата не только легендарными, но и реальными событиями. В XVII веке на территории Бутырской слободы размещался один из старейших регулярных полков России, который вместе с Лефортовским послужил Петру I образцом для составления потешных войск.
По занимаемой слободе полк получил название Бутырского: «бутырками» в старину называли небольшие селения, несколько домов на отшибе, отдаленные от главного посада и разделенные с ним лесом или пустошью.
Солдаты и офицеры Бутырского полка собрали средства и построили деревянную приходскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы. По одной из версий, день ее закладки совпал с датой бракосочетания царя Алексея Михайловича с его первой женой, Марией Милославской.
Государь Алексей Михайлович к этой церкви благоволил, делал для нее богатые пожертвования. Однако вскоре деревянный храм перестал вмещать в себя разросшийся приход. Вот тогда и началось строительство каменного полкового храма, растянувшееся, однако, на десятилетия.
Еще несколько раз Алексей Михайлович «инвестировал» в строительство: один из активных этапов постройки был приурочен ко второму браку царя с Натальей Нарышкиной, а в 1672 году храм получил большое пожертвование от царской семьи в связи с рождением сына Петра.
Каменный храм был закончен в царствование сыновей Алексея Михайловича Петра I и Иоанна V — в 1684 году — и освящен патриархом Иоакимом.
С именем Петра I связан и такой эпизод из истории Бутырок: после взятия Нарвы будущий всероссийский император жил в слободе, ожидая там пленников и завоеванные у шведов пушки.
Новая церковь по изысканности архитектурного исполнения и богатству внутреннего убранства принадлежала к лучшим зданиям XVII века в России. Еще в начале XX века это был изумительный, красивейший ансамбль, состоящий из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, примыкающей к ней большой трапезной части с двумя приделами во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, а также отдельно стоящей шатровой колокольни с крыльями справа и слева.
Церковь сильно пострадала во время нашествия армии Наполеона. И хотя богослужения возобновились уже в конце 1812 года, окончательное восстановление завершилось лишь в 1855 году.
В конце XIX — начале XX вв. на территории Рождественского храма были построены здания церковно-приходской школы и богадельни.
Отдельного рассказа заслуживают настенные росписи храма. Последний раз церковь расписывали в 1909-1913 гг. мастера знаменитой иконописной школы Сафоновых из Палеха. Яркий иконописный стиль при безусловном соблюдении православного канона, стройность и строгость композиции, приверженность старым традициям — таковы основные черты росписи в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках.
Незадолго до начала Первой мировой войны на земле церкви Рождества Богородицы в Бутырках началось устройство подворья Алтайской миссии, занимавшейся распространением православной веры среди коренных народов Алтая.
Двухэтажное здание Алтайской миссии простояло по крайней мере до 1970 года, мы видим его на фотографии тех лет, а потом было снесено.
ЭПОХА РАЗОРЕНИЯ
После октябрьского переворота 1917 года, гражданской войны и гонений на Церковь храмовый комплекс в Бутырской слободе постигла участь большинства храмов России. И это несмотря на то, что в 1918 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы декретом В. И. Ульянова-Ленина была причислена к «архитектурным памятникам народов России» и поставлена на государственную охрану.
Впоследствии даже рассматривался вопрос о признании Бутырского храма кафедральным собором вместо снесенного (взорванного) в 1931 году Храма Христа Спасителя.
Все основное церковное имущество было разграблено или сожжено прямо перед воротами колокольни. По воспоминаниям внуков протоиерея Христофора Максимова, служившего в храме до его закрытия, прихожане из огня выхватывали иконы и уносили их домой — одна из таких икон, возвращенная в храм в 2006 году, находится теперь в алтаре.
Уже в 1926 году на территории храма были организованы механические мастерские, а в 1935-м в Президиум ВЦИК поступило прошение о передаче здания церкви в пользование заводу, после чего храм окончательно закрыли, купольная часть была снесена и покрыта четырехскатной железной крышей.
Перед Великой Отечественной войной снесли здания богадельни и церковно-приходской школы. Колокольня продержалась до 1941 года — верхний ярус был снесен как возможный ориентир для вражеских самолетов.
За время нахождения церкви в пользовании завода она была изуродована до невозможности: выбитые кирпичи, с северной и южной стороны огромные уродливые пристройки, в стенах прорублены окна и огромные дыры для труб, кирпичи древней кладки от неестественной эксплуатации здания разрушились, появились трещины, из которых торчали выросшие за это время деревца. Вход был пробит через алтарную часть.
Еще более страшную картину представляло собой внутреннее состояние некогда красивейшего храма: все пространство разделили на три этажа, в алтарной части сделали лестницу и туалет, фрески большей частью были разрушены, а оставшиеся замазали шестью слоями масляной краски.
В помещениях, где служили Богу, расположились ядовитые цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены при литье нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых… Когда воздух охлаждался, изображения постепенно исчезали.
Даже французское нашествие не нанесло церкви Рождества Пресвятой Богородицы столько чудовищных разрушений и увечий, как советские годы…
ВОЗРОЖДЕНИЕ. БОРЬБА ЗА ХРАМ
Бутырский храм стал постепенно возрождаться в постперестроечное время. В 1993 году создается инициативная группа по возрождению храма и церковных богослужений, регистрируется устав общины храма.
В 1996 году указом Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Алексия настоятелем церкви назначается клирик храмов святого Митрофана, епископа Воронежского, на 2-й Хуторской улице и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке иерей Алексий Талызов.
В апреле 1999 года в первом ярусе колокольни был сооружен храм, освященный во имя благоверного Великого Князя Димитрия Донского, и в нем начались регулярные богослужения, сначала только утренние, потом и вечерние.
Наконец, в 2000 году распоряжением правительства РФ от 15 апреля, подписанным председателем правительства Владимиром Путиным, храмовый комплекс на ул. Бутырской, 56 был официально возвращен верующим.
Однако на деле бизнес-центр пользовался зданием храма еще шесть лет: оказалось, что церковь, в отличие от колокольни, числится по другому адресу и будто бы была приватизирована как одно из заводских зданий — соответственно, как утверждалось, не может быть передана «третьим лицам».
В итоге дело дошло до судебных разбирательств. Наконец постановлением арбитражного суда Москвы храм Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках был признан существующим, его статус памятника архитектуры официально подтвержден, и здание было возвращено Церкви.
В четверике храма, разделенном заводом на три этажа, на втором этаже силами прихода был сделан ремонт, и уже в 2007 году начались регулярные богослужения.
Сейчас храмовый комплекс в Бутырках активно возрождается. В соответствии с историческим обликом восстановлена колокольня, в 2012 году на нее подняли многотонные колокола. Внутри проводятся богослужения, на официальном сайте церкви можно увидеть 3D-панораму внутреннего убранства.
Колокольня и храм открыты для посещения. Правда, входить придется с разных сторон: в колокольню с Бутырской улицы, а в храм по-прежнему с Большой Новодмитровской.
К настоящему времени в самой церкви Рождества Богородицы снесены уродливые пристройки, оставшиеся с заводских времен, силами волонтеров осенью 2017 года внутренняя территория очищена от строительного мусора.
Храм окормляет и соседний Савёловский железнодорожный вокзал (в начале XX века называвшийся Бутырским): в 2016 году на средства благотворителей и прихожан церкви Рождества Богородицы на третьем этаже вокзала была построена часовня святителя Спиридона Тримифунтского, которую может посетить любой желающий путешественник.
…Как уже было сказано в начале очерка, некоторое время назад ветеран Группы «Альфа» Герман Щиповский и представители газеты «Спецназ России» встретились с настоятелем храма протоиереем Алексием Талызовым. Батюшка показал гостям церковь и поделился планами восстановительных работ.
Да, сделать предстоит еще очень многое, прежде чем к храму вернется его исторический облик, поэтому приход будет рад любой помощи неравнодушных людей.
Но делать это нужно!
В публикации использованы материалы официального сайта Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе и статьи Т. Е. Калашниковой «Судьба легенды» (журнал «Живая старина», № 3, 2000 год).
Площадки газеты «Спецназ России» и журнала «Разведчик» в социальных сетях:
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!
Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе
Разделенный надвое
Это место всегда вызывает много вопросов: почему колокольня есть, а церкви нет. Еще интереснее название «на Бутырках», что значит «на отшибе». А ведь в XVI веке эти места принадлежали боярину Никите Романовичу Захарьину, деду первого царя из рода Романовых. В середине XVII столетия здесь разместили Бутырский стрелецкий полк.
В 1682-1684 годах на средства стрельцов построили храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе. Автором чертежей был царь Федор Алексеевич.
При пятиглавом храме была трапезная на 2 000 человек, церковно-приходская школа, богадельня и отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня. Церковь стала одним из красивейших зданий XVII века в России.
Во время войны 1812 года занявшие столицу французские войска превратили храм в продовольственный склад. Но уже к концу года в церкви возобновились богослужения. А в 1855 ансамбль Рождественского храма восстановили.
В 1918 году церковь Рождества Богородицы на Бутырках признали ценным произведением русской культуры и поставили на государственную охрану. В начале 1930-х храм даже едва не стал кафедральным собором вместо Елоховского. Но уже к тому времени богослужений в церкви не было, а в 1935 году ее закрыли.
После этого здание храма передали заводу «Знамя» Глававиапрома. Церковь перестроили до неузнаваемости и превратили в один из заводских цехов.
Есть несколько версий, почему в советское время Рождественскую церковь не сломали: говорили, что в ней похоронен французский маршал Наполеоновской армии, и за охрану его могилы платит французское посольство. Также вспоминали Суворова и его возможные подвиги в этих местах.
В начале Великой Отечественной войны верхние ярусы колокольни разобрали, так как она могла стать ориентиром для вражеской авиации. Тогда же исчезли трапезная, здания приходской школы и богадельни. А в 1970 году между сохранившимися частями церкви Рождества Богородицы построили новое заводское здание. Фактически оно разрезало храм надвое: основная часть церкви оказалась во дворе, а колокольня выходит на Бутырскую улицу. При этом еще в 1960 году Совет Министров СССР обязал завод «Знамя» освободить храм, очистить его и прилегающую территорию от пристроек, отреставрировать здание и обеспечить удобный проход для прихожан. Но эти указания проигнорировали.
В конце 1990-х власти занялись вопросом возврата храмовых построек верующим. Но оказалось, что после строительства здания завода колокольня храма Рождества Богородицы сохранила исторический адрес на Бутырской улице, а сам храм оказался прописан по местоположению завода на Большой Новодмитровской, дом 23. По документам памятниками культурного наследия были только строения по адресу Бутырская, 56. Так Рождественский храм вновь остался цехом завода.
Наконец 15 апреля 2000 года вышло распоряжение Правительства РФ передать здание церкви Рождества Богородицы в Бутырской слободе Московской Патриархии. Еще долго службы совершали в освященном в 1999 году на первом этаже колокольни храме Димитрия Донского. На колокольне уже восстановили утраченные ярусы и 40 слухов с кокошниками на шатре. Работы выполнили с исторической точностью, даже кирпичей потребовалось столько же, сколько и при строительстве — 162. А основному зданию храма Рождества Богородицы в Бутырской слободе реставрация еще только предстоит. Богослужения все еще идут во временном помещении.