колокольный звон храм григория
Колокольный звон храм григория
На Светлой седмице (в первую неделю после Пасхи) на колокольни многих храмов пускают всех желающих позвонить в колокола. Считается, что традиция открывать колокольни настежь к XIX веку уже существовала. Это единственное время в году, когда звон может быть в неурочное, не богослужебное время. Но есть уставные ограничения: такой «свободный» трезвон не должен попадать на литургию или вечернюю службу, чтобы не мешать молящимся в храме. Теоретически, можно звонить хоть круглосуточно. Однако не все церкви пускают на пасхальной неделе звонарей-любителей. Журналист Александр Полотнюк, который уже много лет ходит звонить в колокола московских храмов, рассказал нам, где можно это сделать.
Пробираюсь вверх по узкой винтовой лестнице в стене колокольни Петровского монастыря. Триста лет назад, когда здание возвели по указу Петра, какой-нибудь церковный служка поднимался точно так же, разве что со свечным огарком в руках вместо телефона. Говорят, винтовые лестницы закручены по часовой стрелке, чтобы было удобнее отражать атаку, защищаясь саблей. Интересно, зодчие всерьёз об этом думали в 1690 году, или это уже была просто архитектурная традиция? Пока поднимаешься наверх, есть время подумать о таких вещах. За все три века по этим стёртым ступеням кто только не ходил — кроме туристических групп. От этого возникает чувство первооткрывателя.
Так я первый раз оказался на колокольне в пасхальную неделю. Подумал тогда, что работа звонаря — чистая романтика. Стоишь над Москвой со всеми пробками, очередями и людским гомоном, и оглушаешь колокольным звоном окрестности. Вокруг — небо, ветер и редкие пролетающие птицы. В Петровском монастыре в то время звонарём служил рок-н-ролльного духа дядька: он с юмором поговорил за жизнь, а потом научил основам мастерства. В правую руку нужно взять связку верёвочек от самых маленьких колоколов — зазвонных. Среднего размера — подзвонные, управляются левой рукой, а благовестник — самый большой — ножной педалью, от которой идёт толстый канат к языку. Зазвонные колокольчики создают постоянный радостный перезвон, а крупные добавляют акцентов на каждый четвёртый счёт — это самая простая схема колокольного звона.
С тех пор стараюсь ни пропустить ни года без тренировок. Каждую пасхальную неделю в православных храмах пускают на колокольни всех желающих — эта традиция уходит корнями в прошлые века. Конечно, далеко не везде удаётся попасть на звонницу, отчего попытки превращаются в увлекательный квест. Выходишь погожим весенним днём на улицу — и гуляешь от храма к храму, ориентируясь на шпили колоколен, как на маяки. Иногда услышишь звон где-то совсем рядом и спешишь на звук, а там как раз кто-то только что взобрался наверх! В такие моменты становится понятнее московское “сорок сороков” — было время, когда координатами для горожан служили не станции метро, а бесчисленные церкви.
Даже сейчас заметно, насколько от храма к храму разнится жизнь приходов. В Елоховском соборе на Спартаковской площади хоть и пускают на колокольню, но строго по часам и обязательно в составе группы. Наверх нужно подниматься на лифте, который нелепо торчит с бокового фасада храма. Во всём чувствуется серьёзность и строгость — всё-таки кафедральный собор Московской епархии. А во Введенской церкви в Барашах как будто бы переняли что-то от духа соседней творческой Покровки. Путь на звонницу проходит через иконописную художественную мастерскую, от пола до потолка заставленную набросками, книгами по искусству и кистями, а пускают наверх, кажется, в любое время, когда звонарь на месте и у него есть свободная минута. Бывает, что где-то вообще охранник откроет дверь и разрешит подниматься самостоятельно, только попросит быть осторожным на лестнице. Тогда можно подзадержаться наверху, любуясь видами Москвы — так недавно вышло в одном храме в Замоскворечье.
Пока поднимаешься на колокольню, всегда проходишь через разные подсобные помещения, и каждый раз удивительно встречать эту скрытую от глаз церковную жизнь. За окном может быть вроде бы знакомая улица с современными кафе и офисами, а тут будто замерло время и сохранился уклад прошлых столетий. Где-то между этажами обязательно будут лежать недописанные иконы, а в некоторых колокольнях на средних ярусах есть целые комнаты, отданные под разные церковные нужды — в том же Елоховском соборе на верхних этажах храма даже своя столовая. В Храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке прячется настоящее сокровище: поднимаясь на колокольню, там можно увидеть обгоревшие деревянные балки. Говорят, это остатки старой церкви, пострадавшей от пожара 1812 года, которую позже заменили на ротонду по проекту Бове.
Трудно представить, сколько ещё таких секретов прячут московские храмы. Так что каждая прогулка оборачивается сюрпризом. На каком-нибудь кирпиче найдётся заводское клеймо с ятями, а на колоколах, кстати, часто попадаются надписи с именами настоятелей, благодетелей или даже мастеров-литейщиков. Иногда просто попадётся такой вид, от которого дух захватывает — и нигде больше такого не увидеть. А бывает, что такие прогулки знакомят с удивительными людьми, с которыми вряд ли бы получилось познакомиться в другой ситуации. Однажды, в студенческое время, нам с однокурсницей не удалось попасть на колокольню Ивановского монастыря, зато весь вечер мы просидели с монахиней во дворике и играли на гитаре — наверное, это самое тёплое воспоминание обо всех пасхальных путешествиях.
Гуляя по храмам, невольно начинаешь привыкать и осознавать все старинные названия — Вишняки, Бараши, Кузнецы, Кулишки, Подкопаи. Как будто попал в машину времени, и видишь Москву, как у Ивана Шмелёва — древнюю, разгульную и немного провинциальную: «Обедают на воле, под штабелями леса. На свежих досках обедают, под трезвон. Розовые, красные, синие, желтые, зеленые скорлупки — всюду, и в луже светятся. Пасха красная! Красен и день, и звон». Пасха — пожалуй, самый «московский» праздник. Это всегда весна, обновление и торжество жизни — всё то, без чего немыслим наш город. Такое чувство рождается каждый раз, когда апрельским днём по какому-нибудь кривому переулку разливается колокольный звон.
Звонить в колокола разрешают всю пасхальную неделю с воскресенья по субботу. В каждом храме на этот счёт разные правила, поэтому лучше всё узнавать прямо на месте: где-то на звонницу может просто пусть охранник, где-то нужно просить благословения настоятеля. Чаще всего разрешают подняться в сопровождении звонаря, а найти его проще всего за какое-то время до службы или сразу после неё (во время богослужения звонить, конечно, нельзя). В целом, можно приходить днём в любое время между утренней и вечерней службой. В остальном никаких ограничений: Пасха — праздник и радость для всех, и в колокола в эти дни может позвонить каждый.
Мы составили небольшой список храмов, в которых в последние годы точно удавалось позвонить в колокола. На него можно ориентироваться, но не стоит всецело полагаться, потому что раз от раза ситуация может поменяться — то звонаря нет на месте, то настоятель сменился и поменялся внутренний устав, то ещё что-то. Лучше всего попробовать в любом храме спросить самим — так даже увлекательнее!
Богоявленский собор в Елохове (Спартаковская улица, 15)
Зачатьевский монастырь (2-й Зачатьевский переулок, 2)
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский пер., 2)
Церковь Святого Мартина Исповедника, Папы Римского (улица Александра Солженицына, 15, стр. 1)
Храм Троицы Живоначальной в Вишняках (Пятницкая, 51 корпус 1)
Церковь Флора и Лавра на Зацепе (Дубининская ул., 9, cтр. 1)
Храм Троицы Живоначальной в Листах (Сретенка, 27/29)
Храм Воскресения Христова в Кадашах (2-й Кадашевский пер., 7)
Храм Святителя Николая в Звонарях (Рождественка, 15/8)
Высоко-Петровский монастырь (Петровка, 28)
Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Большая Ордынка, 20)
Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах (Барашёвский пер., 8/2с4)
Храм Святителя Николая в Подкопаях (Подкопаевский пер., 15/9)
Храм Живонача́льной Тро́ицы в Хохлах (Хохловский пер., 12)
Храм Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (Петропавловский пер., 4/6,стр.8)
Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия (Большая Ордынка, 34)
Храм Григория Неокесарийского (Большая Полянка, 29)
Храм Тихона Задонского на Ширяевом поле в Сокольниках (Майский просек, 5)
Текст и фото — Александр Полотнюк.
Храм Святителя Григория Неокесарийского на Полянке, Москва, Россия. История, деятельность, духовенство, службы, как добраться
Колокольный звон плывёт по утрам над Большой Полянкой и Старомонетным переулком – Красная церковь созывает прихожан на службу. Построена она в стародавние времена и освящена в честь святого Григория Неокесарийского, епископа и чудотворца, жившего в Малой Азии в III веке от Рождества Христова.
Григорьевской церкви выпала нелёгкая судьба. Много веков назад её деревянная предшественница сгорела и была отстроена заново. Каменный храм, возведённый в XVII в., пережил сожжение Москвы во время Отечественной войны 1812 г., более полувека провёл под вывесками светских учреждений в советские времена, обветшал, но выстоял и теперь снова принадлежит верующим.
В древности здесь была глухомань, «дербицы». Сейчас это центр нашей столицы, о далёком прошлом напоминает только название: храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах. Это место дорого москвичам, его посещают паломники и многочисленные туристы.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Храм Григория Неокесарийского на Полянке в его современном, каменном теле создан лучшими зодчими и расписан лучшими художниками XVII столетия. На памятной доске значится: архитекторы Карл Губа, Иван Кузнечик, братья Григорьевы, 1667 – 1679 г.г.
С высоты птичьего полёта он должен был выглядеть как крест, а с земли – радовать глаз гармонией идеальных пропорций, ярких красок и затейливых форм.
В плане это протянувшийся с востока на запад четверик, соединённый с прямоугольной трапезной, которая, в свою очередь, соединяется с квадратной в основании колокольней. Форму креста придавали ансамблю паперти под навесами, устроенные с северной и южной сторон четверика.
Над стенами шапкой высятся 3 ряда кокошников – «огненных языков», а венчают всё 5 куполов-луковок с крестами, на которых можно разглядеть небольшие короны (и неспроста, ведь храмоздателем был царь). Все продольные и поперечные швы стен подчёркнуты декором, богато обрамлены окна. Белокаменные входные порталы украшены искусной резьбой.
Колокольня выглядит тоже празднично, над её кубическим основанием высится ярус звона и шатровый купол с двумя рядами слуховых окон. Но главная изюминка отделки церкви Григория Неокесарийского – изразцовый фриз, выполненный знаменитым гончаром из Белой Руси Степаном Полубесом и его помощниками.
9 тысяч поливных керамических изразцов с многоцветным узором «павлинье око» обрамляют верхнюю часть стен нарядным поясом, до сих пор не утратившим яркости красок.
Стены при строительстве задумано было выкрасить суриком в цвет красного кирпича, «…а слухи и закомары и окна прописать разными красками». В народе церковь стала именоваться Красной и по цвету стен, и потому, что радовала глаз своей красотой.
История строительства
Построить каменное здание задумал настоятель деревянной Григорьевской церкви Андрей Саввинов (Постников). Бог весть, каким образом познакомился он с царём Алексеем Михайловичем, который за набожность свою прозван был Тишайшим. Жизнелюбивый и энергичный настоятель полюбился царю и вскоре стал его духовником.
Более того, Тишайший назначил его протопопом Кремлёвского Благовещенского собора и выделил из казны огромные деньги на строительство каменного храмового ансамбля. Стремительный взлёт простого священника не пришёлся по душе Патриарху Московскому Иоакиму, и пока царь с духовником увлечённо планировали и строили, он искал случая осадить «выскочку».
Строить новое здание решено было рядом с деревянной церковью, чуть севернее, чтобы не прекращать молитв. Камень для строительства взяли свой, подмосковный, из села Мячково. Из него уже возводили ранее постройки в Московском Кремле.
Тишайший приезжал на молитву в Григорьевскую церковь и интересовался строительством. Для него и членов царской семьи сооружали в новом храме особое молельное место в виде балкона, расположенное во втором этаже над трапезной.
Строительство и отделка завершились уже после смерти Алексея Михайловича. А Великое освящение 1 марта 1679 г. прошло и без настоятеля, Андрея Саввинова: без царского покровительства Патриарх Иоаким тут же лишил его сана и отправил в один из северных монастырей.
Внутреннее убранство
Внутри храм был не менее великолепен, чем снаружи. Пространство, наполненное светом из окон в два ряда, пятиярусный иконостас, украшенный позолоченной резьбой, искусно выполненное паникадило вызывали благоговейное восхищение. Образа для иконостаса написаны прославленным изографом Симоном Ушаковым и мастерами его школы.
Храм Святителя Григория Неокесарийского внутри.
Талантливый художник, новатор, Симон Ушаков стремился к соединению жизненной правды, красоты и света. Его творения – такие, как «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Элеуса-Киккская» – выполнены с выдающимся мастерством.
Ученик Ушакова – уже отмеченный при дворе художник Георгий Зиновьев – написал цикл восьмигранных икон, повествующих о Страстях Господних. К росписи привлекли многих искусных художников – Попова, Никитина, Дунаева и других. Благодаря их мастерству, полотна на стенах приближаются к монументальной живописи.
Святыни и мощи храма
Нарядная, как игрушка, церковь содержит немало бесценных для верующих артефактов. В 1998 г. храм на Полянке обрёл свою главную святыню – мощи Святителя Григория Неокесарийского. Хранятся здесь частица Креста Господня и мощи разных святых (Григория Богослова, Сергия Радонежского, Матроны Московской и других).
Весьма почитаема Боголюбская икона Божией Матери.
В числе святых новомучеников поминается казнённый в 1937 г. на полигоне в Бутово настоятель протоиерей Борис Ивановский.
Духовенство, наставники
С тех пор, как здание возвращено Русской Православной Церкви, настоятелем является епископ Иероним (Чернышов). Его заботами храм полностью восстановлен, а там, где была когда-то деревянная церковь, поставлена часовня Спаса Всемилостивого.
Наряду со священниками и дьяконами большую помощь в работе оказывают настоятелю его помощник, кандидат исторических наук Павел Митрофанович Золотарёв, кандидат социологических наук инокиня Алексия (Переведенцева) и другие клирики.
Приход и хор храма
Среди прихожан Григорьевской церкви – самые разные люди: и зрелые, состоявшиеся, и старшее поколение, и молодёжь. Многие молодые люди постигают мастерство звонарей, певчих и алтарников в кружках при храме.
Приход ведёт страничку в социальной сети ВКонтакте, на которой публикуются новости приходской жизни, информация о готовящихся паломнических поездках, предстоящих интересных лекциях и концертах.
На службах поёт мужской хор. Руководит им регент Николай Белов, прекрасно образованный музыкант, среди учеников которого – выпускники Московской консерватории и музыкальной академии им. Гнесиных.
Социальная работа, повседневная жизнь
Храм Григория Неокесарийского на Полянке сотрудничает с медицинскими учреждениями района – проводит беседы с персоналом и пациентами, исповеди, причащения, соборования.
Для малоимущих работает благотворительная приходская столовая, им помогают бесплатными продуктами и одеждой. В воскресные и праздничные дни после службы молящимся раздают белый хлеб. Приход оказывает патронажную помощь больным и немощным людям.
На протяжении многих лет приход духовно окормляет военнослужащих подразделений Московского военного округа, учреждает стипендии отличившимся на воинской службе, помогает с трудоустройством и получением образования увольняющимся в запас молодым воинам. Красная церковь часто становится местом проведения концертов и фестивалей духовной музыки.
Воскресная школа
С 2008 г. при храме работает воскресная школа, в которой дети осваивают основы Православия, правила церковной службы и церковное пение. Создан православный культурно-просветительный центр «Замоскворечье», в нём оборудованы комфортные помещения для творческого и духовного развития молодёжи.
Престольные праздники
С течением времени к главному зданию пристроили новые приделы, и теперь Григорьевский храм празднует в честь престолов:
Расписание служб, режим работы
По субботам Божественная Литургия начинается в 9 часов, а в воскресные дни и в дни больших православных праздников – в 9.30. Накануне праздников в 17 часов служится Всенощное бдение.
Расписание служб составляется на каждый месяц, его можно уточнить в самом храме или на его официальном сайте.
Интересные факты про храм, что в окрестностях
В 1671 г., ещё задолго до полного завершения отделки, царь венчался здесь с юной Натальей Нарышкиной. Есть версия, что младенца Петра I год спустя крестили здесь же. После смерти Тишайшего царское место перестроили в придел святителя Тихона Амафунтского. Однако, путь туда был неудобен и тесен, поэтому служили в нём всего раз в году, в праздник святителя Тихона.
В 1812 г. Бонапарт принял все меры, чтобы очаровавшая его церковь-игрушечка не пострадала от пожаров. Солдатам было велено поливать её водой в случае приближения огня.
В окрестностях находится немало исторических и культурных объектов:
И сама улица Большая Полянка – одна из московских достопримечательностей.
Информация для паломников
Храм Григория Неокесарийского на Полянке открыт ежедневно с 9 утра до 8 вечера.
На стендах у входа есть правила посещения православных церквей, но уже заранее следует знать некоторые из них:
В церковной лавке при входе можно подать записки о здравии и об упокоении, заказать молебен, купить свечи, иконы, книги, памятные сувениры. Свечи есть и по невысокой цене, и дорогие, и совсем бесплатные для малообеспеченных прихожан.
Фотографировать в храме не разрешается. Тем, кто хочет поговорить с настоятелем или исповедаться отдельно, следует передать свою просьбу через алтарника. Приезжающим издалека необходимо заранее позаботиться о ночлеге и забронировать места в гостинице или хостеле. Их поблизости немало, есть возможность выбрать по своему бюджету.
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Добираться до Красной церкви удобнее всего на метро по серой (Серпуховско-Тимирязевской) линии до станции «Полянка».
Выход в город здесь один – на улицу Большая Полянка. На её противоположной стороне слева видна колокольня храма Григория Неокесарийского.
Автор: Елена Анисимова
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Храме Святителя Григория Неокесарийского
Обзор Храма Святителя Григория Неокесарийского:
Звонят колокола. Где в столице можно услышать самый мелодичный колокольный звон
Анастасия Ассорова
Благовестники, подзвонные, зазвонные — это все о них, о колоколах. Как и строка из любимой москвичами песни: «Вечерний звон. » — Традиция звукового собрания на богослужения началась с монастырей, — говорит иеромонах Макарий (Комогоров), помощник председателя Издательского совета Русской православной церкви, — в первых монастырях в Египте и Палестине были не колокола, а било. Это доска с ручкой посередине, по ней били молотком в такт Иисусовой молитве, желая собрать братию. Потом этот метод появился и в русских монастырях. А колокола привычной формы пришли в русскую традицию с Запада примерно в ХII веке и быстро распространились. Эти колокола были глухими (играть музыку на них было невозможно) и, в первую очередь, созывали людей на богослужение
Один из самых старых колоколов Москвы историки относят к 1690 году. Во время службы с улицы хорошо слышен звон, но и видно, как работают звонари.
Из-за цветовых сочетаний красного кирпича и белой декоративной отделки в народе звонницу монастыря прозвали «Кружевная».
Интересная историческая деталь — колокола на протяжении всех трех веков принадлежали исключительно Новодевичьему монастырю, и, несмотря на множественные потери средних колоколов, их мелодичности и музыкальному строю удалось сохранить первозданный звук.
Участницы ХII Пасхального фестиваля на звоннице собора Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади / Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости
Храм Троицы Живоначальной в Останкине
Тут находится один из сохранившихся колоколов, сделанных Константином Слизовым, который был владельцем колокольного завода в Пушкарской слободе.
Другой сохранившийся колокол работы мастера изначально был в церкви Воскресения Христова в Кадашах, а с 1930-х годов находится в Большом театре.
Храм мученика Иоанна Воина на Якиманке
В советское время большевики часть колоколов отдали из храмов в театры.
В 1990-е годы руководство Московского художественного академического театра решило вернуть колокола церквям. Так колокол конца XVII века работы мастеров из Голландии попал в храм Иоанна Воина.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе
Прихожане этого храма смогли спасти колокола, когда большевики пришли к власти. Есть легенда, что, когда священники рассказали приходу, что колокола будут изъяты, народ покрасил их смолой. Наутро колокола не смогли снять.
Самый большой колокол — благовестник — изготовили в 1794 году на заводе Струговщиковой, весит он 1837 килограммов.
Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах
С колоколом этого храма произошел уникальный случай — при большевиках его сняли и увезли на хранение в Новодевичий монастырь.
В 90-х годах их раздали по храмам, и колокол вернулся в обитель святителя Неокесарийского.
Храм Вознесения Господня у Никитских Ворот
Коренные москвичи знают этот храм как место, где проходило венчание поэта Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Новая колокольня, построенная в 2004 году по проекту архитектора Олега Журина, выдержана в стиле колоколен XIX века. Колокол весом 10 тонн находится на первом ярусе, чуть поменьше — в 5 тонн — на втором.
На некоторых колоколах остались клейма. Например, видно печать завода «П. И. Оловянишникова сыновья» или завода майорши Зенькович.
Храм Троицы Живоначальной в Останкине / Фото: Википедия
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади
Храм Флора и Лавра на Зацепе
Храм находится за Павелецким вокзалом. Стоит приехать, чтобы послушать, как старинный пятитонный колокол и современный набор колоколов перебивают мелодичным перезвоном городской шум.
Во время Светлой Седмицы на колокольни храмов и монастырей могут подниматься все желающие. Эти дни называют неделей, когда рождаются звонари и умирают колокола.