колористика для художников обучение
2. Азы композиции. Азы колористики
Цель сегодняшнего занятия: Изучить основные законы композиции и цветоведения.
Основы композиции
Композиция
Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.
Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.
Композиция в переводе с латинского означает «составлять, сочинять». Компоновка — составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово «композиция» означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий «композиция» и «компоновка» носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин «композиция» употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании «композиция» — это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке — это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.
Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции — это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту… И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей». Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного — это гармония. Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.
В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение.Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом — везде.
Основы цветоведения простыми словами
Оттенки цветов богаты и разнообразны, но все они подчиняются законам цветоведения. Давайте попробуем разобраться с основными понятиями науки о цвете, не влезая глубоко в научные дебри.
Примечание: цвет и оттенки в масляной живописи могут слегка отличаться от оттенков в акриловой живописи,например, или от цвета тамперы. Поэтому, в качестве примеров цветоведения, возьму художественную масляную краску. Хотя основы цветоведения практически одинаковые во всех видах красок.
Сколько цветов в радуге?
Наверняка вы знаете, что р адуга состоит из 7 цветов, в то время как наш «живописный круг» включает в себя 12! Тем не менее, радуга на небе радует нас ни чуть не меньше от этого. Но речь пойдет не о красоте радуги, а о цвете как таковом.
В цветоведении живописи существует понятие как основные цвета, второстепенные и производные.
Второстепенные цвета, то есть следующие 3 цвета получаются при смешении двух других первых красок. Например, как получить зеленый. Просто смешиваем желтый с синим… Естественно, светлота, и интенсивность зеленого будет зависеть, в каких пропорциях были смешаны эти цвета.
Также стоит помнить о том, что купленные в тюбиках синие, желтые и красные краски, будут отличаться друг от друга по теплоте и холодности. Если вы пишите картины, то наверняка знаете, что среди желтых цветов есть и теплые и холодные. Поэтому, смешивая желтый и синий, мы, конечно же, получим зеленый. Но какой нужно взять синий и какой желтый, чтобы получить нужный зеленый? Ведь оттенков зеленого очень много.
Многообразие зеленых при смешивании желтых и синих
Скажу, что изучить теорию цвета безусловно нужно, но без практики никак. Причем, практика в мире цвета занимает большую часть времени. Нужно научиться смешивать, заставляя цвет работать в наших живописных картинах! Ниже я приведу небольшой пример, выполненный в разных тепло-холодных гаммах. Есть также производные цвета. Получить можно их путем смешиваний трех основных и трех вторичных цветов.
Но, говоря о цветоведении в живописи, мы будем считать основными все 12 хроматических цветов спектрального круга и ахроматические – черный, белый и все разновидности серого.
Цветоведение в живописи
Изучение спектрального круга дает понимание о взаимодополнительных цветах. Они расположены напротив и обладают свойством усиливать друг друга при соседстве на картине. Например, розовый выглядит намного ярче в компании зеленого, а желтый «зажигается» рядом с синим.
Главные характеристики цветов
Если бы краска была одушевленным предметом, то можно было бы сказать, что у нее есть характер, который состоит из трех составных черт. Да, скорее всего так.. ведь именно эти черты в цвете на живописной картине и вызывают у зрителя различные эмоции.
Цвет в искусстве существует для выражения эмоций одних (живописцев) и эмоциональной реакцией других (зрителей). На примере красных цветков приведу пример «характера цвета».
К основным свойствам характера цвета относятся 3 термина :
Насыщенность и светлота красного цвета
Если, например, неправильно был взят цвет, значит и тональность получится иная. Это важный признак, определяющий близость цвета к светлому или темному. Как можно изобразить цветок, если пользоваться только цветовым тоном? Никак, он был бы плоским и похож на детский рисунок в чисто-красном цвете. Внутренняя часть цветков темнее и насыщее.
Светлота и насыщенность добавила в цвет все, что необходимо. А ведь сам цветок состоит только из одного цвета- красного. Все остальные только его производные. Как вы догадались, для того, чтобы сделать цвет светлее, нужно добавить белил. Так можно получить градус светлости и светотеневой тон. И темнее, добавляя, например серый. Чтобы регулировать цвет, включаем в палитру белый и черный цвет. Конечно, получится светлее, но и оттенок получится иной. Из ярко насыщенного красного, с белилами она станет светлее, это точно, но и цвет при этом меняется до розового. Поэтому, стараемся не менять сам цвет краски.
Определять насыщенность можно в процентном содержании цветового тона в цвете. Запутано получилось? Вот еще фруктовый пример: цвет мандарина и абрикоса имеют одинаковый цветовой тон – оранжевый. И даже светлота в обоих предметах светлая. И все же насыщенность абрикоса и мандарина разные. Цвет мандарина будет насыщеннее цвета абрикоса: в мандарине как будто более контрастный оранжевый. Еще проще другими словами описать можно так: сильно-яркий оранжевый мандарин и тускло-бледный-оранжевый абрикос …
Оттенки от оранжевого к желтому цвету
Чистые цвета из тюбика, могут быть самые насыщенные. Смешивая их с другими красками и растворителями, тем самым меняет чистоту и интенсивность цвета. Насыщенность можем «погасить», добавляя в него серый оттенок
Правда живописцы редко пользуются чистым цветом прямо из тюба. При умелом смешении красок, можно получать огромнейшую палитру цветов и оттенков. В некоторых техниках живописи все же используют краски в чистом виде, например, в технике Импасто, или «мастихиная живопись», или любители чистых контрастных картин. Причины могут быть разные, ведь и цветовидение у всех разное. Об основных техниках в масляной живописи читайте в статье-подборке.
А вы знаете, почему белый и черный по тоновой шкале не считаются цветами? Потому что, «белила» и «чернила» имеют только одну светлоту. Они не могут быть более или менее насыщенными. Вы когда-нибудь слышали «светлая белая», или «светлая черная»? Все что они могут, трансформироваться в серые оттенки, отличаясь лишь по светлоте серого цвета.
Насыщеность черной есть, например, сажа газовая- холодная и ярко выраженная, в то время как жженая кость— противоположна, теплая и неяркая. Есть еще виноградная черная, которая находится между ними по темноте и яркости. Смешивая краски с белой или черной, можно отлично поупражняться и познакомиться со всеми свойствами краски. Попробуйте, это очень интересно!
Многие художники безумно боятся использовать на своей палитре черную краску, а зря! Ведь она может сделать палитру шире и богаче. А вот какую из черных красок выбрать решать вам, их тоже нужно попробовать все. В принципе, для изменения других цветов они крайне важны.
Темность черных красок
В цветоведении есть такое понятие, как исполнение картины в теплой и холодной гамме. Смешением 2-х хроматических цветов в разных комбинациях можно получить оттенки с различными теплыми и холодными полутонами. Идеальными считаются сочетания оттенков с одинаковым полутоном. Не все цвета могут гармонично соединятся на одной картине.
К примеру, холодный фиолетовый отлично гармонирует с холодным зеленым, их связывающей «ниточкой» является синий полутон. А вот холодный фиолетовый с теплым зеленым совсем не сочетаются, синева конфликтует с желтым полутоном в зелени.
Поэтому, лучше использовать цвета красок по теплоте и холодности. Например, можно изобразить похожий сюжет в разных гаммах и сравнить.
Цветоведение в живописи — теплая и холодная гамма
Согласитесь, что теплые цвета создают совсем иное ощущение, чем холодные. В первом варианте теплые нотки подобраны так, чтобы создать впечатление жаркого дня. В то же время, второе изображение в холодных цветах создает ощущение холодного утра.
Зная все основы цветоведения, мы можем создавать настроение картине. Дополнительно читайте о колористике и гармоничном сочетании цвета в картине.
Палитра цветов масляных красок
Сегодня палитра красок многообразна и радует нас таким широким спектром выбора. И чем богаче у вас будет палитра, тем интереснее и «нескучной» получится ваша работа. Тюбиков красок 12-15 достаточно для начала, но по мере изучения разных смешиваний, вы научитесь получать новые цвета и оттенки. Или покупать уже готовые смешанные краски в тюбиках, если позволяют средства. Масляная краска в тюбиках хранится очень и очень долго, а изучать и практиковаться, безусловно, нужно…. Без этого ни как!
Палитра цветов масляных красок
Цена краски в тюбиках зависит на прямую от того, сколько раз она смешивалась, чтобы получился тот или иной оттенок. И чем интереснее и редкостнее происходило смешивание, тем дороже будет стоит краска. У меня в арсенале имеются дорогие краски редких цветов, таких как теплый серый или малиново-пурпурно-фиолетовая. Я редко ими пользуюсь, так как со временем научилась «добывать» их путем смешивания.
Важно: не все масляные краски для живописи одинаковые. У разных производителей может несколько отличаться краски по цвету, густоте и даже по названию. Поэтому крайне важно выбирать все же качественные краски, особенно, на этапе изучения живописи маслом.
Как вы думаете, из чего делается краска? Какой у нее состав и почему одни сохнут быстрее других? В состав масляной краски входят цветные пигменты и связывающие вещества. Обычно это масла, мягкие смолы, пчелиный воск и эфирное масло. Эфир помогает «разжижать» густотертые красочные пасты. И соотношение пигмента по отношению связывающих веществ разное. И одна из причин медленного высыхания масла, именно это. Вот пример состава масляных красок:
Часто можно услышать вопросы по поводу смешивания оттенков и цветов: что с чем смешивать можно, а что с чем смешивать не желательно, во избежании грязи.
При написании картины нужно помнить об основных характеристиках цветов и о том, как температура краски изменяется под влиянием разных оттенков. Также о теплой и холодной гамме, но в целом в смешивании красок запретов нет. Это область, где можно смело экспериментировать и получать результаты путем проб и ошибок. В статье о смешивании красок на палитре и на холсте будет подробно рассмотрены способы смешивания.
И не забывайте, творчество должно приносить радость от процесса, добавлять энергии и сил, а также заряжать нас бодростью и никак не наоборот. Даже усталость после написания картины будет приятная и с чувство удовлетворенности.
Как видите, основы цветоведения не такие уж и тяжелые, при определенных знаниях и правильных пропорциях разумеется. Живопись живая, нельзя научиться цветоведению раз и на всегда, это то, что может изучаться и изучаться на протяжении жизни… Вы согласны с этим?
Колористика и основы цветоведения
Начиная в детстве изучать цвета, мы рассматриваем базовые стандартные оттенки: трава зеленая, небо — голубое, яблоко — красное. И только взрослея и анализируя окружающий мир мы начинаем замечать всё больше оттенков и тонов стандартных цветов и использовать их в своих творческих работах и картинах. Сочетание цветов — важнейший аспект в живописи, то, что воздействует на восприятие, комбинации цветов могут рассказать целый сюжет. Для того, чтобы понять, как работают цвета рассмотрим колористику и основы цветоведения.
Как из учали цвета? История
история изучения цвета начинается не с живописцев, а с ученой мысли. Первым крупным исследованием в понимании природе цвета стало учение Исаака Ньютона, который вывел спектр солнечного света (или излучения) из семи цветов. Изучение этих спектров повлияло в дальнейшем не только на физические и природные науки, но и на философию.
Философская мысль Иоганна Гёте о цветоведение произвела революцию в понимании цветов. Он считал, что в борьбе между светом и тьмой, победителями вышли три первичных хроматических цвета — синий, красный и желтый, все дальнейшие цвета получились в результате смешения этих базовых оттенков. Зеленый, оранжевый и фиолетовый — вторичные цвета, которые получились в результате смешения хроматических цветов.
В 20 веке случился важнейший прорыв в колористика. Основы цветоведения расширил художник из Швейцарии Йоханнес Иттен. Именно он разработал современную схему цветоведения. Обобщив знания и навыки остальных художников, он создал удобную схему, которая позволяет подобрать оптимальную палитру цветов, которые сочетаются между собой. Цветовой круг Иттена представляет собой круг, в центре которого находятся три основные цвета, их опоясывает тройка вторичных цветов, самыми внешними цветами являются производные от предыдущих оттенков.
Систему Иттена возможно расширить, если добавить в нее черный и белый. Эти два цвета могут быть дополнительно смешаны с 12 производными цветами. Большинство цветов круга мы видим в стандартных наборах красок — синий, красный, желтый, оранжевый, зеленый и фиолетовый, черный и белый, а также различные варианты этих цветов в теплых и холодных оттенках.
Практически любой оттенок возможно получить с помощью смешения цветов. На занятиях “Колористика и Основы цветоведения” в нашей студии мы создаем цветовой круг и выкраску со смешением всех цветов, чтобы понять максимальные возможности смешивания своих красок.
Колористика и живопись
Подбор цвета в живописи никогда не бывает случайным. Рассматривая зарождения живописи, мы можем говорить о том, что ограниченность цветов вызвана тем, каким образом производились пигменты в ту пору. Пигменты добывались вручную из природных материалов, об искусственном смешивании цветов речи тогда и не шло. При этом не стоит делать упор только на практическую сторону в ограничении цветовой палитры.В эпоху Средневековья использовали золотые, красные и синие. Случайные цвета в произведениях этой эпохи представить невозможно.
С изменением эпохи искусство меняется, преображается во время Возрож дения и цветовая палитра художников. Стремясь изобразить мир реалистично и досконально, художники при этом не забывали уделять внимание гармоническим сочетаниям цветов. Поэтому рассматривая реалистичные картины художников периода Возрождения, не возникает сомнений в том, что они знали, что такое колористика и основы цветоведения.
В 20 веке снимаются любые ограничения, что приводит к тому, что искусство и цвет в живописи приобретает новое смысловое содержание. Достижения науки позволили расширить цветовую палитру до невиданных границ, поэтому потребовался новый взгляд на теорию цвета. Цветовые эксперименты импрессионистов показывают, что возможно сочетать любые краски, чтобы поймать ощущения света. При этом появляется монохромные работы Казимира Малевича.
Художники отходят от гармоничных сочетаний, смотрят в сторону контрастных и нестандартных сочетаний, тем самым передавая новую волну в понимании живописи и жизни.
Теория цвета как основа для дизайна и иллюстрации
Цвета присутствуют во всем, выражаясь во множестве оттенков, градиентов и комбинаций. Если повнимательнее рассмотреть окружающий нас мир, то можно удивиться, насколько большим разнообразием цветов и оттенков он наполнен. В то время как некоторые из них непосредственно вызывают в нас приятные чувства, существуют также и уникальные цветовые смеси, оказывающее заметное влияние на человеческие эмоции. Для лучшего же понимания всех этих особенностей, необходимо знать теорию цвета.
Для дизайнеров эта теория является руководящим принципом, определяющим восприятие и, в частности, применение цветов. Что в живописи, что в дизайне, что в иллюстрации, цвета имеют первостепенное значение. Для эффективного их использования важно быть знакомым с такими понятиями, как комплементарные (дополнительные) цвета, сплит-комплементарные и триадические. Все их усвоить можно, опять же, исходя из теории цвета. Дизайнеры зачастую опираются на нее и цветовой круг при выборе подходящих цветовых смесей, способных передать посыл и эмоции бренда или людей.
Независимо от того, работаете ли вы профессиональным дизайнером или иллюстратором, а может просто увлекаетесь живописью, чем больше вы знаете о теории цвета, тем лучших результатов достигаете. С ее помощью можно получить ответы на ряд важнейших вопросов, например какие цвета смешивать для получения нужного тона, или какой уровень оттенка, насыщенности и яркости будет более подходящим. В данной статье я познакомлю вас с основами этой теории, а также представлю некоторые советы и эффективные способы достижения цветовой гармонии и совершенного дизайна.
Немного истории
В древности цвета существовали в форме пигментов, например в виде цветной почвы, угля или животного жира. Древние цивилизации, например Египтяне создавали произведения искусства с помощью пигментов, получаемых из минералов, в связи с чем наиболее распространенным в их произведениях был синий цвет. С течением лет различные выдающиеся художники привносили весомый вклад в живопись, и эволюция цвета продолжалась. Тот же великий Леонардо да Винчи исследовал различные особенности и принципы создания цветов, о чем писал в своих рукописях.
С тех пор история цвета развивалась путем исследований и научных экспериментов. В 18 веке уже начала формироваться сама наука о цвете – колористика. В 1704 году сэр Исаак Ньютон совершил прорыв, когда в результате эксперимента с призмой открыл, что свет состоит из нескольких цветов. Несмотря на то, что тогда многие сочли это утверждение спорным ввиду всеобщего убеждения, что свет является бесцветным, открытие все же легло в основу известной нам сегодня теории цвета.
Эксперименты показали, что красный, желтый и синий являются основными цветами, из которых можно получить все остальные. Ньютон также создал первую версию цветового круга, который существенно повлиял на дальнейшую историю и принципы работы с цветом. Параллельно с этим начала формироваться и другая концепция, определявшая, что, смешиванием основных цветов можно получать уже другие, а именно фиолетовый, оранжевый и зеленый. Трансформация знаний продолжалась, и цветовой круг постепенно дорабатывался.
В дальнейшем благодаря системе Манселла он был дополнен третичными цветами, такими как желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. Альфред Манселл также был выдающимся исследователем цвета, который расширил размерность идей Исаака Ньютона. В своих работах Манселл определил, что двухмерный цветовой круг подходит для описания только одного измерения цвета. В итоге он первым представил цвет в трехмерном цветовом пространстве через три его атрибута: тон, значение (яркость) и хроматичность. Сегодня дизайнеры используют цветовой круг для создания красивых притягательных работ с помощью палитр, в основе которых лежит теория цвета.
Цвет и его теория
Чтобы лучше понять цвет и его теорию, мы для начала вспомним, какие в цветовом круге существуют категории.
Основные цвета выступают основой для получения всех остальных цветов. К ним относятся красный, синий и желтый. (примечание: данное определение характерно для художественной системы цветовоспроизведения, которая расходится с аддитивной системой RGB Максвелла, где основными цветами являются красный, зеленый и синий).
Вторичные цвета получаются совмещением двух основных. К ним относятся оранжевый, фиолетовый и зеленый.
Третичные цвета создаются смешиванием основных со вторичными. Всего их насчитывается шесть: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый и желто-оранжевый.
Категории цветов
Цветовой круг представляет основные, вторичные, третичные цвета, а также их оттенки, тени и тональности. Он выступает в качестве ориентира, позволяя дизайнерам создавать уникальные и привлекательные цветовые палитры.
Основные термины колористики
Различные температуры цветов
Тон указывает на цветовой пигмент и может полноправно называться соответствующим цветом.
Хроматичность описывает чистоту цвета. Высокая хроматичность тона указывает на то, что в нем отсутствует черный, серый и белый. С другой стороны, присутствие черного или серого просто снижает хроматичность. Дизайнер должен понимать, что следует избегать использования тонов со схожей хроматичностью и предпочитать брать те, чья хроматичность отличается на несколько оттенков.
Насыщенность определяет, как выглядит тон при различный условиях освещения. Для достижения цветового соответствия рекомендуется использовать степени насыщенности, максимально приближенные к природным.
Тональности представляют цвета, получающиеся после добавлении в тон серого. Смотрятся они тускло и скучно, как старые программы, в связи с чем подходят далеко не для всех дизайнерских решений. Тем не менее, если в проект нужно добавить винтажный эффект, с их помощью можно сделать это более элегантно.
Тени используются для затемнения цвета путем добавления в его тон черного.
Значение (яркость) цвета отражает его светлоту или темноту.
Оттенок противоположен тени и отражает, сколько белого было добавлено к цвету. Оттенки зачастую применяются в области женского дизайна, и их в изобилии можно встретить на сайтах, посвященных родительству или воспитанию юных детишек.
Цветовые палитры
Смешивание цветов в поиске нужных комбинаций является интересным и увлекательным занятием, особенно для дизайнеров. С помощью цветовой палитры они добиваются нужных красочных решений при проектировании UI или логотипов. В умелых руках таким образом создаются визуально привлекательные фирменные стили, которые успешно резонируют с эмоциями целевой аудитории.
Дизайнер оперирует богатым арсеналом цветовых схем, при использовании которых очень важно добиваться гармонии. В этом как раз и помогают цветовые палитры, позволяя получать согласованный и эстетически привлекательный дизайн. Придуманы они были не одно тысячелетие назад, но в современной цифровой эпохе получили еще большую популярность. Цветовые палитры представляются в форме HEX-кодов, с помощью которых мы сообщаем компьютеру о том, какой цвет нам нужен.
Цветовая палитра
Виды цветовых палитр
Монохроматическая
Подразумевает использование одного цвета, его тональностей и теней. Монохроматическая цветовая гармония всегда оказывается предпочтительным выбором. За счет уникального контраста оттенков она делает дизайн более привлекательным.
Монохроматическая цветовая схема
Аналоговая
Аналоговые палитры основываются на цветах, располагающихся рядом на цветовом круге. Такие палитры используются в случаях, когда нужно создать дизайн без контрастов. В оформлении сайтов это означает соблюдение гармонии цвета за счет заполнения фона страницы аналоговыми цветами.
Аналоговая цветовая схема
Комплементарная
Комплементарная палитра строится на основе двух противоположных цветов круга и используется для создания эффекта контраста.
Комплементарная цветовая схема
Сплит-комплементарная
В основе сплит-комплементарной схемы лежит та же контрастная пара цветов, только в этом случае один из них разбивается на два соседних.
Сплит-комплементарная цветовая схема
Триадическая
Триадическая цветовая схема строится из трех равноудаленных друг от друга цветов круга. С помощью такой палитры удается одновременно добиться и контраста, и гармонии.
Триадическая цветовая схема
Прямоугольная
Прямоугольная палитра включает две пары комплементарных цветов. Наиболее опытные дизайнеры используют ее для создания завораживающих изображений.
Прямоугольная цветовая схема
В современном цифровом мире существует широкий спектр инструментов для создания цветовых палитр. Можно выбирать цвета из предлагаемого этими инструментами круга и автоматически генерировать HEX-коды для дальнейшего использования в проектах. Существуют также инструменты, генерирующие цветовые палитры на основе загружаемых изображений. Такой способ создания нужных палитр очень эффективен и существенно сокращает время разработки дизайна.
К известным инструментам работы с палитрами относятся:
Adobe Color
Coolors
Canva Color Wheel
Paletton
Color Hunt
Психология цвета
Многие знают о существовании подраздела психологии, изучающего влияние цвета на человеческие эмоции. В окружающей нас повседневной действительности можно заметить, что, как правило, яркие и привлекательные цвета оказываются более желанными и притягательными, в то время как темные оттенки обычно навевают хмурое настроение и чаще ассоциируются со стариной.
То же можно сказать о тепловом восприятии цветов. Например, красный, оранжевый и желтый ассоциируются с ощущением тепла, синие оттенки, наоборот, связывают с холодом или водой, а зеленые цвета с природой. Все эти ощущения являются результатом того, как именно глаза воспринимают цвет, передавая в мозг определенный сигнал, который обрабатывается мозгом и отражается в том или ином настроении. Исследованиями в области психологии восприятия цвета занимаются многие ученые, и на этот счет существуют различные теории.
Все большее число как небольших фирм, так и крупных корпораций используют данные этих исследований для формирования бренда и разработки сопутствующего дизайна, который будет вызывать у целевой аудитории правильные ассоциации и устойчиво фиксироваться в памяти. В случае удачного подбора цветов и их согласования с задачей бренда на выходе получается изящный дизайн, который делает конечный продукт очень привлекательным и запоминающимся.
На протяжении десятилетий многие крупнейшие корпорации инвестировали в разработку логотипов и маркетинговых стратегий согласно психологии цвета. Некоторые из них определили публичный образ компании с помощью особого дизайна логотипа и комбинации цветов, что сделало их узнаваемыми и заложило в целевую аудиторию определенные ассоциации.
Психология восприятия цвета
Культурные различия в восприятии цветов
Очень важным фактором в дизайне, не подчиняющимся никакому своду правил, являются культурные различия. В нашем полном разнообразия мире каждый регион имеет свои психологические отличия, сформированные разными культурными особенностями. К примеру, в некоторых западных странах белый цвет считается символом чистоты и надежды, но в то же время в других культурах он ассоциируется с печалью и утратой.
Некоторые другие цвета, например желтый или оранжевый, обычно воспринимаются как отражающие надежду, радость и позитив. Аналогичным образом красный почти повсеместно считается цветом опасности или молодости и энергичности. Синий ассоциируют со спокойствием, умиротворением и стабильностью.
Это говорит о том, что дизайнеру важно понимать задачи и суть разрабатываемого им фирменного стиля, а также учитывать целевую аудиторию. Исходя из потенциальной клиентской базы в общий дизайн бренда могут вносится небольшие доработки с целью соответствия локальным особенностям аудитории. В иных случаях предпочтение может отдаваться универсальному дизайну, подходящему всем возможным регионам присутствия компании.
Согласованность цветов фирменных стилей
При создании цветовой палитры важно добиться уникальности бренда. Здесь дизайнеру нужно учесть ряд факторов, например фирменный дизайн конкурентов и их цветовые схемы. Использование схожей цветовой палитры может вызвать путаницу среди потребителей. Однако при этом не обязательно брать абсолютно иную цветовую гамму, лучше будет просто обыграть аналогичную в собственном ключе. Например, сети McDonald’s и Burger King обе работают в сфере быстрого питания и предлагают аналогичный сервис. При этом и тот, и другой бренд используют в фирменном стиле комбинацию красного и желтого.
Кроме того, уникальность бренду могут добавить нестандартные цвета. Типичным подходом к реализации подобных решений является использование цветовых комбинаций с акцентами. Это делает общий дизайн модным и привлекательным. Ниже приведены некоторые уникальные комбинации (источник), призванные подтолкнуть вас к более углубленному изучению подобных цветовых палитр.
Рекомендации по выбору цветов
Заключение
Колористика является достаточно сложной наукой, но при грамотном ее изучении с самых основ сложностей на пути освоения возникнуть не должно. Она послужит трамплином, который позволит вам начать самостоятельно нарабатывать базу знаний для создания характерных и цепляющих глаз дизайнерских решений.
Важно научиться использовать сложные цветовые палитры, так как это позволит добиваться высокой эстетичности конечного результата. Помимо теорий и принципов, выступающих основами, дизайнерам необходимо также учитывать и понимать такие дополнительные факторы, как эмоции целевой аудитории, региональные особенности ее психологии, а также задачи самого бренда. Все это говорит о том, что для наращивания навыков и создания беспрецедентных дизайнерских проектов нужно использовать не только формальные принципы работы с цветом, но также опираться на интуицию.