комарова обучение детей технике рисования
Глава I. ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.
Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.
Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения.
Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники — самостоятельная и важная задача.
Глава V. ОБУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ
Последовательность формирования технических навыков и умений, как мы установили, должна определяться изобразительными задачами.
Каковы же наиболее эффективные способы обучения детей этим навыкам?
Понятное окружающим изображение может быть создано только на основе отчетливых представлений о предметах и явлениях.
В работах советских психологов указывается, что представления образуются в процессе восприятия, что изображение в рисунке может получиться лишь на основе чувственного знакомства с предметом.
Необходимость формирования представления для последующего изображения подчеркивает и Н. П. Сакулина, отмечая наряду с этим взаимосвязь всех процессов, лежащих в основе деятельности изображения.
«Создать изображение,— пишет она,— ребенок может при условии, что он представляет себе предмет, который хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти производятся под контролем зрительного восприятия. Не глядя на то, как действуют его руки, ребенок не может получить сколько-нибудь отчетливого изображения. Но взор не может контролировать действия, производимые рукой, если нет представления того, что должно получиться. Следовательно, критерием сенсорной оценки создаваемого изображения служит представление предполагаемого результата — изображения» (Теория и практика сенсорного воспитания о детском саду. Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. M. 1965, с.101 — 102)
Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а следовательно, и формирование графических навыков и умений в процессе создания изображения. Регулировать изображение в рисунке может только полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании, а но при простом взглядывании.
Комарова обучение детей технике рисования
Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.
Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания. Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.
Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию.
Во втором издании книги значительно шире освещены вопросы методики обучения технике рисования в разных возрастных группах детского сада; включены новые конспекты занятий, которые помогут воспитателям более эффективно использовать материалы, еще мало применяемые в дошкольных учреждениях.
Исследования советских психологов о формировании двигательных навыков при различных способах обучения позволили определить и проверить наиболее эффективные способы обучения графическим навыкам и умениям.
Большое значение в формировании правильных способов действия с карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений и их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с действием руки перед изображением предмета. Результатом этой деятельности является формирование представлений детей о движении руки при изображении. В связи с этим мы выделяем об следование предметов перед их изображением и включение в этот процесс движения руки по контуру предмета, что дает возможность связать последующее действие (при рисовании) с обследуемой и изображаемой формой предмета.
Комарова обучение детей технике рисования
Учитывая эффективную роль пассивных движений (движение руки ребенка рукой педагога) на ранних этапах формирование двигательных навыков, во второй младшей, а иногда и в средней группе использовался этот метод; в более старших группах основное место отводилось подражательным действиям детей.
При определении методики обучения детой графическим навыкам мы опирались па данные психологических исследований по формированию двигательных навыков, проведенных под руководством А. В. Запорожца.
Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике цветными карандашами и красками и используя новые материалы (графитный и угольный карандаши, сангину, акварель, цветные восковые мелки), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику.
Усвоение всеми детьми одних и тех же навыков и умений не препятствует индивидуальным проявлениям в творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение графическими навыками позволяет детям свободно применять их при создании изображения.
Рекомендации, содержащиеся в книге, проверялись в течение 10 лет в детских садах Москвы и Риги. Проверка показала доступность и целесообразность обучения детей дошкольного возраста технике рисования в обоснованном нами объеме. Рисунки детей стали лучше и разнообразнее по технике исполнения, выразительнее, богаче по содержанию.
В приложении к книге даются конспекты занятий, которые показывают, как в процессе решения изобразительной задачи отрабатываются, совершенствуются графические навыки.
Глава IV. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАБОТКИ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАДАЧ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.
Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.
Маленький ребенок не владеет способами работы карандашом и кистью, не владеет движениями руки, необходимыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются в опыте ребенка, то они носят случайный характер и повторить их сознательно он чаще всего не может. Ребенок не умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества: легкости, слитности движения, определенного темпа его, ритмичности и др., поэтому он не осознает зависимости качества изображения от качества движений руки при рисовании.
Всему этому ребенок учится постепенно на занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребенка формируются необходимые технические навыки и умения. По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.
При формировании техники рисования у детей дошкольного возраста необходимо учитывать то полезное, что есть в детской «естественной» технике, что проявляется в самостоятельных действиях ребенка с карандашом.
Многочисленные наблюдения за детьми показывают, что уже в 1 — 2 года дети, подражая взрослым или старшим братьям, сестрам, берут в руки карандаш и начинают двигать им по бумаге (В освещении этого периода развития рисования мы опираемся на данные, полученные многими исследователями — как зарубежными, так и советскими. Периодизация естественной техники рисования взята нами из монографии Н. П. Сакулиной «Рисование в дошкольном детстве». М., «Просвещение», 1965)