комарова методика обучения изобразительной деятельности читать
Библиотека старых советских учебников по Черчению и Рисованию
Скачать Советский учебник
Назначение: Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для учащихся педагогических училищ по специальности 03.08 «Дошкольное воспитание»
Авторство: Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, В. А. Езикеева, Е. В. Лебедева, А. А. Грибовская, Т. Г. Казакова, О. И. Нерсесова, Л. А. Парамонова.
Формат: DjVu, Размер файла: MB
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Изобразительное искусство и его виды 7
Глава 2. Изобразительное искусство в детском саду 13
§ 1. Отбор художественных произведений
§ 2. Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством 16
§ 3. Эстетические требования к оформлению детского сада 18
Педагогические основы обучения изобразительной деятельности
Глава 3. Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника 22
§ 1. Задачи всестороннего развития
§ 2. Подготовка к школе 30
Глава 4. Программа обучения изобразительной деятельности 32
§ 1. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета 34
§ 2. Знания, умения и навыки, необходимые для передачи сюжета 38
§ 3. Знания, умения и навыки, необходимые в декоративной деятельности 39
§ 4. Знания, умения и навыки по технике рисования, лепки, аппликации 40
Глава 5. Методы обучения 42
Глава 6. Организация и проведение занятий в детском саду
§ 1. Подготовка к занятиям 55
§ 2. Организация занятий 60
§ 3. Методический кабинет. Подбор материалов по изобразительной деятельности 64
Глава 7. Планирование занятий по изобразительной деятельности и конструированию 66
§ 1. Общие принципы планирования
§ 2. Усвоение программы по изобразительной деятельности 73
Глава 8. Подготовка воспитателя к руководству изобразительной деятельностью 75
§ 1. Изучение искусства и практическая подготовка воспитателя
§ 2. Повышение художественных знаний и практических умений 80
Изобразительная деятельность в детском саду
Глава 9. Рисование 83
Ранний возраст. Развитие рисования от 1 года до 2 лет
Первая младшая группа 84
§ 1. Характер рисования у детей от 2 до 3 лет
§ 2. Программа воспитания и обучения 86
§ 3. Прохождение программы 88
§ 4. Методы и приемы обучения, руководство рисованием 90
Вторая младшая группа 92
§ 1. Программа воспитания и обучения —
§ 2. Прохождение программы 96
§ 3. Методы и приемы обучения 100
Средняя группа 103
§ 1. Программа воспитания и обучения —
§ 2. Прохождение программы 105
§ 3. Методы и приемы обучения 111
Старшая группа 114
§ 1. Программа воспитания и обучения —
§ 2. Прохождение программы 117
§ 3. Методы и приемы обучения 122
Подготовительная к школе группа 126
§ 1. Программа воспитания и обучения —
§ 2. Прохождение программы 130
§ 3. Методы и приемы обучения 137
Глава 10. Лепка 142
Первая младшая группа
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —
§ 2. Задачи обучения и прохождение программы —
§ 3. Методы и приемы обучения 144
Вторая младшая группа 146
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —
§ 2. Задачи обучения и прохождение программы —
§ 3. Методы и приемы обучения 149
Средняя группа 151
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —
§ 3. Прохождение программы 152
§ 4. Методы и приемы обучения 154
Старшая группа 157
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —
§ 2. Задачи обучения 158
§ 3. Прохождение программы 159
§ 4. Методы и приемы обучения 162
Подготовительная к школе группа 164
§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми
§ 2. Задачи обучения 165
§ 3. Прохождение программы
§ 4. Методы и приемы обучения 170
Глава 11. Аппликация 174
§ 1. Аппликация как вид декоративного изобразительного искусства
§ 2. Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста 175
Вторая младшая группа —
§ 2. Прохождение программы 176
§ 3. Методы и приемы обучения 178
Средняя группа 180
§ 2. Прохождение программы 181
§ 3. Методы и приемы обучения 182
§ 2. Прохождение программы 185
§ 3. Методы и приемы обучения 186
Подготовительная к школе группа 188
§ 2. Прохождение программы 189
§ 3. Методы и приемы обучения 190
Глава 12. Конструирование 198
§ 1. Конструирование в детском саду и его роль в воспитании детей 193
§ 2. Виды конструктивного материала
Первая и вторая младшие группы 200
§ 2. Прохождение программы
§ 3. Методы и приемы обучения 202
Средняя группа 204
Конструирование из строительного материала
§ 2. Прохождение программы 205
§ 3. Методы и приемы обучения 206
Конструирование из бумаги и природного материала 207
§ 2. Прохождение программы
§ 3. Методы и приемы обучения 208
Старшая группа 210
Конструирование из строительного материала
§ 2. Прохождение программы 211
§ 3. Методы и приемы обучения 212
Конструирование из бумаги, природного и дополнительного материала 213
§ 2. Прохождение программы 214
§ 3. Методы и приемы обучения 215
Подготовительная к школе группа 217
Конструирование из строительного материала
§ 2. Прохождение программы
§ 3. Методы и приемы обучения 219
Конструирование из бумаги, природного и дополнительного материала 220
§ 2. Прохождение программы 221
§ 3. Методы и приемы обучения 222
Глава 13. Разновозрастная группа. Методика обучения детей изобразительной деятельности 227
§ 1. Организация занятий
§ 2. Методика проведения занятий 230
Глава 14. Изобразительная деятельность вне занятий 236
§ 1. Содержание самостоятельной изобразительной деятельности
§ 2. Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью 238
Глава 15. Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами деятельности и занятиями 243
§ 1. Изобразительная деятельность как часть воспитательно-образовательной работы в детском саду
§ 2. Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с играми детей 245
§ 3. Взаимосвязь изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению детей с природой, развитию речи, музыкальными занятиями 248
КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?
СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ
Скачать.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Данное учебное пособие поможет в этом.
Основная цель пособия — раскрыть вопросы методики работы с детьми по обучению их изобразительной деятельности, развитию творчества.
Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда воспитатель знает, чему и как (программное содержание и методика) учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными назыками и умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он прежде всего обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения. В учебном пособии все эти вопросы раскрываются применительно к каждому виду деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
Основная мысль — ома проходит красной нитью через все пособие — процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающей жизни, произведений литературы и искусства. (Овладение техническими навыками важно не само по себе, а для создания разнообразных изображений.)
Цель каждого задания, предлагаемого детям, — развивать их творческие потенциальные возможности. И методика руководства изобразительной деятельностью детей предполагает именно такое решение.
Говоря о детском изобразительном творчестве, мы исходим из понимания творчества в советской педагогике как процесса создания человеком объективно и субъективно нового посредством специфических интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий. (См.: Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1983.) Применительно к изобразительному творчеству дошкольника — это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация), в который малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные им самим средства.
Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии — обязательное условие для развития его творчества.
Детям небезразлично, как относятся к результату их творческой деятельности родители, воспитатели, сверстники. Они стараются вызвать интерес окружающих к изображенному, стремятся показать свою работу. Об этом важно помнить начинающему педагогу, чтобы правильно относиться к творчеству своих воспитанников и активно направлять их развитие.
Под руководством воспитателя творчество ребенка-дошкольника приобретает еще одну особенность: овладев самыми элементарными изобразительными умениями, он выражает желание выполнить рисунок, лепку, аппликацию для кого-то (в подарок маме, папе, бабушке к празднику, ко дню рождения), сделать что-то полезное другим, например коробочку, чтобы посеять семена травки для птичек, игруйку для брата или сестры и т. п. Учитывая эту особенность, педагог сможет более эффективно с учетом интересов воспитанников подбирать такие задания, которые будут вызывать положительный эмоциональный отклик у каждого, способствовать развитию общественного характера творчества.
Освоив знания, навыки и умения, необходимые для работы с детьми по развитию изобразительного творчества, воспитатель не должен останавливаться#на достигнутом. Очень важно продолжать поиски новых методов воспитания детей средствами изобразительной деятельности.Только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность.
Данное учебное пособие создано в соответствии с ныне действующей программой педагогических училищ. Авторы учли достижения передовой практики, а также результаты научных исследований в области детской изобразительной деятельности.
При подготовке к переизданию пособие обсуждали преподаватели методики изобразительной деятельности педагогических училищ Москвы и Горьковской области. Предложения, советы учтены авторским коллективом в работе.
Структура пособия продиктована требованиями действующей программы и современным уровнем развития науки о детском изобразительном творчестве. Однако пособие несколько отличается от программы логикой изложения, что объясняется необходимостью обоснования методики изобразительной деятельности с позиций реалистического изобразительного искусства. Пособие состоит из трех разделов: «Изобразительное искусство», «Педагогические основы обучения изобразительной деятельности», «Изобразительная деятельность в детском саду».
Каждый из разделов включает несколько глав. В конце глав даны вопросы для контроля и самоконтроля степени усвоения материала. Каждый раздел и некоторые главы завершаются примерным перечнем заданий. Их можно использовать как для письменных работ, так и для проведения практики в детских садах. В разделе «Изобразительная деятельность в детском саду» даны конспекты занятий с детьми по разным видам изобразительной деятельности. Их структура, как правило, включает основные вопросы занятий: программное содержание, методику проведения, материалы и связь занятий с другими сторонами воспитательно-образовательной работы с детьми. Разумеется, предлагаемая форма составления конспекта не единственно приемлемая. На наш взгляд, полезно познакомиться с разными формами ведения конспекта в зависимости от задач: так, учебный конспект должен быть более развернутым, подробным, а рабочий — более кратким. Иногда конспект может быть планом или наброском хода занятия. Важно творчески подходить к написанию конспектов, планов и других педагогических материалов.
Данное учебное пособие не единственное по методике руководства детской изобразительной деятельностью. И мы советуем нашим читателям по возможности широко использовать различную методическую литературу.
Авторы пособия: доктора педагогических наук Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина; кандидаты педагогических наук, научные сотрудники Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН СССР В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова; заведующая лабораторией дошкольного воспитания НИИ школ РСФСР, кандидат педагогических наук Т. Н. Доронова; доцент кафедры дошкольной педагогики Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина Н. Б. Халезова; художник-педагог Е. В. Лебедева; преподаватель методики изобразительной деятельности Московского педагогического училища № 3 им. Н. К. Крупской О. И. Нерсесова; методист дошкольного методического кабинета Москвы кандидат педагогических наук А. А. Грибовская.
Предисловие написано Т. С. Комаровой; глава 1 — В. А. Езикеевой, Е. В. Лебедевой; глава 2 — В. А. Езикеевой; глава 3 — Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Е. В. Лебедевой; глава 4 — Н. П. Сакулиной; глава 5 — Т. С. Комаровой; глава 6 — А. А. Гри-бовской; глава 7 — Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой; глава 8 — Т. С. Комаровой, Е. В. Лебедевой; глава 9 — Н. П. Сакулиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой; глава 10 — Н. Б. Халезовой; глава 11 — О. И. Нерсесовой; глава 12 — Л. А. Парамоновой; глава 13 — Т. Н. Дороновой; глава 14 — В. А. Езикеевой, Т. Г. Казаковой; глава 15 — Т. С. Комаровой.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ВИДЫ
Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение.
Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства — отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Посредством искусства воспитываются умения видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления.
Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В каждом значительном произведении искусства мы найдем глубокое содержание, воздействующее на нас, зрителей, благодаря выражению его в художественных образах. Обобщенное отражение жизни через типические явления — одна из главных черт художественного образа.
Вспомним картину художника В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Композиция полотна направлена на передачу движения толпы, провожающей опальную боярыню, одержимую своей верой и не пожелавшую пойти на компромисс. Художник сумел показать единство людей, восхищенных боярыней, боготворящих ее. Центр картины — одержимое лицо боярыни Морозовой. Совсем иное содержание на картине художника А. Пластова «Сенокос»: радостный летний пейзаж с пронизанными солнечным теплом цветами, травами, березами. Остро чувствуется музыкальность, размеренность движений косарей, та полнота счастья, которую люди получают от любимого труда. Картина Н. Ломакина «Рыбаки Балтики» переносит нас в суровое северное море: огромные волны, вздыбленные холодным ветром. Грозной стихии художник противопоставляет мужество и храбрость рыбаков.
Да, все, что зритель испытывает от восприятия картины, оставляет глубокий след в его мыслях и чувствах, помогает ему правильно оценивать явления жизни.
Искусство пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, которое может проявиться в его поступках, в поведении, в отношении к окружающим.
Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека. Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сцены охоты, первые скульптуры — вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времен люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте.
Для произведений изобразительного искусства характерны выбор одного момента, явления и передача их в художественных образах. Художник находит острое решение сюжета, что дает возможность передать впечатление динамики. В этом плане весьма характерно полотно В» Сурикова «Утро стрелецкой казни»: последние минуты жизни перед казнью, а по существу раскрыта эпоха в жизни народа. Или выбирает такое событие, когда особенно ярко выявляются человеческие характеры. Картина И. Репина «Не ждали». Ее содержание — возвращение ссыльного революционера: измученное лицо вошедшего, устремленная к нему фигура матери, радостная улыбка сына. Какая глубина человеческих чувств и отношений!
Иными средствами достигает выразительности скульптор. И здесь нельзя не сослаться на произведение Е. Вучетича «Воин-освободитель»: памятник советским воинам в Трептов-парке в Берлине наполнен жизнью и мужеством.
Глава I. ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.
Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.
Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения.
Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники — самостоятельная и важная задача.
Комарова методика обучения изобразительной деятельности читать
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда, не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчение маленького художника.
Представители реалистического направления в изобразительном искусстве всегда придавали большое значение технике рисунка, уделяя выработке ее особое внимание.
Замечательный русский художник-педагог П.П. Чистяков, подготовивший и воспитавший целую плеяду русских художников, неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабьте стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла художника. Он писал: «К сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходится видеть грубовато-неумелое исполнение, а ведь это большой недостаток» (Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания 1832-1919. М.— Л., 1953, с. 339)
Техника, по образному выражению П. П. Чистякова,— это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения. Большое значение качества исполнения для выражения идей художника отмечали русские художники И. Е. Репин, И. Н. Крамской и др.
Такой требовательный к себе художник, как Эжен Делакруа, считал, что художник должен постоянно совершенствовать свое мастерство в области контура, добиваясь, чтобы уже первые штрихи в зачаточном виде содержали то, чем будет выделяться готовое произведение, а для этого нужно постоянно работать над техникой штриха.
Советский художник Д. И. Киплик в книге «Техника живописи» (Киплик Д. И. Техника живописи. М.— Л., 1950) указывает, что под техникой живописи должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которой является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности. Знание техники даст художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать живописные материалы, с художественной точки зрения.
Комарова методика обучения изобразительной деятельности читать
Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.
Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания. Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.
Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию.
Во втором издании книги значительно шире освещены вопросы методики обучения технике рисования в разных возрастных группах детского сада; включены новые конспекты занятий, которые помогут воспитателям более эффективно использовать материалы, еще мало применяемые в дошкольных учреждениях.
Исследования советских психологов о формировании двигательных навыков при различных способах обучения позволили определить и проверить наиболее эффективные способы обучения графическим навыкам и умениям.
Большое значение в формировании правильных способов действия с карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений и их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с действием руки перед изображением предмета. Результатом этой деятельности является формирование представлений детей о движении руки при изображении. В связи с этим мы выделяем об следование предметов перед их изображением и включение в этот процесс движения руки по контуру предмета, что дает возможность связать последующее действие (при рисовании) с обследуемой и изображаемой формой предмета.