коммуникативно деятельностный подход в обучении русскому языку
Статья «Коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы»
Просмотр содержимого документа
«Статья «Коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы»»
на уроках русского языка и литературы
Текст включает существующие языковые единицы, изучение которых и является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы. Уроки «Словесности» во многом решают проблему связи уроков русского языка и уроков литературы.
Таким образом, перед нами стоит задача: как в рамках существующих программ русского языка и литературы восстановить связь между текстом художественного произведения и изучаемой системой русского языка?
В этом случае коммуникация усложняется количеством текстов, и ученик вступает в беседу сразу с несколькими писателями (авторами), т.к. ему предстоит в едином псевдотексте выделить различные тексты. Создать образ автора каждой части псевдотекстов помогает определение стиля каждого «голоса», звучащего в тексте, его темы и лексико-грамматических особенностей, составляющих текст отрезков.
Активно использую метод комплексного анализа текста, который дает возможность представить ребятам текст как целостную систему лингвистических и литературоведческих единиц. При подготовке к ГИА, ЕГЭ мы часто сталкиваемся с художественным текстом.
«Живя среди текстов, мы просто вынуждены постоянно их анализировать».
Как анализировать текст? Каждый учитель ищет свой ответ на этот вопрос, придерживаясь примерных схем комплексного анализа текста.
Примерная схема филологического изучения прозаического текста
1.Сведения об авторе текста.
2.Отражение личностных особенностей автора в тексте.
Литературное направление, в русле которого создавался текст. Отражение в тексте того или иного художественного метода.
1.Лингвистический комментарий, т.е. объяснение непонятных слов, выражений.
а) стилевая отнесённость текста (текст на выявление художественного стиля);
б) строфика текста (прозаические строфы, основанные на синтаксическом параллелизме, на цепной связи между предложениями)
в) стилистика текста:
— лексика (стилистические функции многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, историзмов, архаизмов, неологизмов, терминов, канцеляризмов, жаргонизмов, экспрессивно окрашенной лексики и фразеологизмов)
— стилистическое использование возможностей словообразования
стилистическое использование различных частей речи
— стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные слова и вставные конструкции, типы сложных предложений, прямая речь, цитаты)
изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)
III. Идейный и лингвопоэтический анализ:
1. Тема произведения (тематика)
.Идея (идейное содержание)
4.Тип авторской эмоциональности (пафос): героическое, идиллическое, сентиментальное, романтическое, трагическое, комическое.
5. Родовая и жанровая специфика.
6.Время и пространство произведения.
7.Сюжет как система событий, составляющая содержание действия литературного произведения. Конфликт.
8.Композиция. Характер построения, расположения, организация элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж как элемент композиции. Виды интерьера.
9.Образная система произведения. Персонажи. Автор и герой. Портрет. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: внутренние монологи, поступки, высказывания, диалоги, переписка и т. д. Образ повествователя.
Также на уроках литературы стараюсь вводить приёмы критического мышления: составление кластеров, ментальных карт, фишбоунов.
Коммуникативно – деятельностный подход на уроках русского языка и литературы.
Коммуникативно – деятельностный подход на уроках русского языка и литературы.
Как сблизить уроки русского языка и литературы?
В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка в школе появляются новые подходы. Одним из таких подходов является – коммуникативно – деятельностный по форме организации, а по содержанию обучения – герменевтическим.
В основе методической системы коммуникативно – деятельностного подхода лежит интеграция предметов русского языка и литературы, т. е. принцип изучения языковых (фонетических, грамматических и др.) явлений на материале текстов произведения. Уроки словесности во многом решают проблему связи уроков русского языка и уроков литературы, однако, растягивать учебную неделю школьников за счет введения дополнительных предметов мы не имеем права (Особенно в малокомплектных школах, с её большой нагрузкой на одного ученика.)
Урок-коммуникация – новый тип урока.
Цель урока – формирование языковой, коммуникативной и литературной компетенции, а также языкового чутья, воспитание эстетического чувства языка. Овладение школьниками способами действия с текстом.
Содержание урока : анализ языка текста. Задача: Разработка специальных уроков, на которых в определённой последовательности рассматриваются выразительные средства языка и реализация их в художественных произведениях и текстах других стилей речи.
Методы: 1. Интерпретация текста – ведущий метод;
2. Лингвистический анализ текста;
Приемы: Виды языкового разбора (фонетического, морфемного, словообразовательного, этимологического, лексического, морфологического, синтаксического и стилистического).
Формировать речевую коммуникативную компетенцию школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного). Организация на уроке устной коммуникации с вопросами интерпретационного характера или же чтения произведений с элементами герменевтического анализа помогает развитию речевых способностей школьников и повышения уровня их языковой компетенции.
Структура урока-коммуникации: Для интегрированных уроков русского языка и литературы предлагается специальная система упражнений. Эти упражнения распределены по трем направлениям в соответствии с типом применяемых в них умственных операций:
1. Аналитические – это коллективная (в классе) коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями, т.е. умению понимать текст, занимать позицию адресата, и стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел (то, что на уроках литературы называется идеей произведения). С этой целью исследуются лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические особенности текста.
2. Аналитическо-синтаксические упражнения. В этом случае коммуникация усложняется количеством текстов, и ученик вступает в беседу сразу с несколькими писателями (авторами), т.к. ему предстоит в едином псевдотексте выделить различные тексты. Создать образ автора каждой части псевдотекстов помогает определение стиля каждого «голоса», звучащего в тексте, его темы и лексико-грамматических особенностей, составляющих текст отрезков.
3. Синтаксические упражнения – ученик приобретает умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации. Задания таких упражнений решают проблему мотивации к сочинению учениками собственных произведений. Они помогают тренировать у школьников умение писать свои тексты. Предлагается выполнить эту сложную работу частями, поэтапно, тем самым готовиться к освоению сложного процесса написания сочинения.
Таким образом, школьник сначала разбирает текст, а затем собирает разрозненные предложения в несколько единых по содержанию и форме отрывков. Такая работа возможна лишь после выработки умений лингвистического и герменевтического анализа текста, этому способствуют упражнения первого типа.
Чтобы работа с тестом была продуктивна, следует начинать с аналитических упражнений первого типа, после пяти упражнений можно подключать упражнения второго типа и – через некоторое время – упражнения третьего типа, а далее выполнять упражнения всех типов параллельно. Такое ступенчатое включение учеников объясняется тем, что знакомство с образцами речи (отрывками из художественных произведений) дает ученикам представление о том, как работают и средства языка, помогая понимать содержание текста. Пока школьник не научится анализировать текст, видеть средства языка и понимать их роль, у него не будет «инструментов» для создания собственных речевых произведений.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Кижингинское управление образования
МОУ «Оротская основная общеобразовательная школа
на уроках русского языка и литературы
Выполнила: Цыден-Ешиева Светлана Васильевна,
учитель русского языка и литературы
с. Орот. 2008-09 уч. г.
Введение. Актуальность темы.
Описание научно–обоснованных ориентиров при выборе целей и содержания образовательной программы по русскому языку.
Урок-коммуникация – новый тип урока.
В современной школе, к сожалению, часто отсутствует понимание реального положения вещей.
Хороший учитель понимает, что современные условия жизни ребенка требуют специально организованной ситуации, порождающей мотивацию
• к чтению и письму, без которых развитие речи и мышление невозможно;
• к изучению языковых средств, без которых не формируется языковая, коммуникативная и общекультурная компетенция.
1. Описание научно–обоснованных ориентиров при выборе
целей и содержания образовательной программы по русскому языку
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью культуры народа. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. (Завацкая Г.С. Компетентностный подход в методике преподавания русского языка // http://www.rusnauka.com/8. NPE 2007/ Philologia/20933.doc.htm ).
Именно на уроках русского языка, если руководствоваться классификацией А.В. Хуторского, происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Формирование методологических основ в области компетентностного подхода далеко не завершено. Отсюда вытекает актуальность реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка в школе появляются новые подходы. Одним из таких подходов является – коммуникативно–деятельностный по форме организации, а по содержанию обучения – герменевтическим.
Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Без специального анализа ученику чаще всего остается непонятным содержание текста, будь то параграф учебника или художественное произведение. Такой анализ особенно необходим перед литературоведческим разбором на уроках литературы, чтобы избежать произвольной трактовки произведения близкой читателю, но далекой часто от замысла автора.
Герменевтический подход позволяет решать проблемы понимания текста. Ориентируясь в основном на толкование текста с целью понимания, герменевтическая наука изучает процессы понимания текста, описывает эффективные методы, приёмы, средства работы с образцами речи, тем самым становясь полезной и методической науке.
Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка.
В методических трудах на эту тему можно выделить такие направления;
• создание единого курса русской словесности, частично вбирающего в себя обе школьные дисциплины и осуществляющего эту интеграцию разными способами (А.И.Власенков, А.И.Горшков, А.Д.Дейкина, А.Ю.Купалова, С.И.Львова, Т.М.Пахнова и др.);
• пересмотр содержания и направленности современного курса русской литературы, в котором усиливается внимание к языковому анализу изучаемых художественных произведений. (М.Л.Гаспаров, СИ. Гиндин, Л.А.Новиков, В.И.Тюпа, Н.М.Шанский и др.);
• значительное преобразование курса русского языка, предполагающее повышенное внимание к вопросам употребления языковых средств в художественной речи (Г.Г.Граник, А.К.Михальская, Б.С.Мучник, Г.Я.Солганик и др);
Уроки «Словесности» во многом решают проблему связи уроков русского языка и уроков литературы, однако растягивать учебную неделю школьников за счет введения дополнительных предметов мы не имеем права. (Особенно в малокомплектных школах, с ее большой нагрузкой на одного ученика).
Таким образом, перед нами стоит задача: как в рамках существующих программ русского языка и литературы восстановить связь между текстом художественного произведения и изучаемой системой русского языка.
Помощь в подготовке и произведении интегрированных уроков русского языка и литературы могут оказать хорошо разработанные разделы филологии и методики преподавании русского языка, а именно:
• лингвистический анализ текста;
• герменевтика как наука, владеющая способами понимания текста;
• психолингвистика как наука, изучившая и описавшая акт коммуникации, результатом которого является текст, а также особенности речевой деятельности автора (говорящего или художника слова); адресата (слушателя или читателя);
• методическая наука, разрабатывающая новые, актуальные для современной жизни способы формирования у школьников языковой и коммуникативной компетенции.
В свою очередь, психолингвистика_изучает_виды речевой деятельности, механизмы речи и речевой ситуации (акт коммуникаций).
Распредмечивающее понимание характерно для читателя, который достиг определенного уровня языковой компетенции. (Я понял, что автор предлагает мне задуматься над этими проблемами. А как бы я поступил. ).
Задача : разработка специальных уроков, на которых в определенной последовательности рассматривается выразительные средства русского языка и реализация их в художественных произведениях и текстах других стилей речи.
Принцип : изучение языковых (фонетических, грамматических и др.) явлений на материале текстов художественных произведений.
Метод : рефлексия – способность сознания возвращаться к осмыслению собственных интеллектуальных операций.
Формировать речевую коммуникативную компетенцию школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного.) Организация нa уроке устной коммуникации с вопросами интерпретационного характера или же чтения произведений с элементами герменевтического анализа помогает развитию речевых способностей школьников и повышения уровня их языковой компетенции. Именно это принципиальное соображение вызвало к жизни новый тип урока – урок-коммуникацию, который позволяет учителю поддерживать мотивацию к изучению языковых средств.
2. Урок-коммуникация – новый тип урока.
Цель урока – формирование языковой, коммуникативной и литературной компетенции, а также языкового чутья, воспитание эстетического чувства языка. Овладение школьниками способами действия с текстом.
Содержание урока: лингвистический анализ языка текста. Задачи:
понять главную мысль, максимально близкую авторской идее;
восстановить конситуацию создания текста;
объяснить приемы и средства, с помощью которых автор достигает реализации своего замысла;
объяснить влияние грамматических и стилистических средств выразительности на оформление текста и его содержание;
создать собственные тексты (устные и письменные), адекватные заданной речевой ситуации.
Методы: 1. Интерпретация текста – ведущий метод;
2. Лингвистический анализ текста;
Приемы : изучение языковых явлений на материале текстов произведений.
Структура урока-коммуникации : для интегрированных уроков русского языка и литературы предлагается специальная система упражнений. Эти упражнения распределены по трем направлениям в соответствии с типом применяемых в них умственных операций:
Аналитические – это коллективная (в классе) коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями, т.е. умению понимать текст, занимать позицию адресата, и стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел (то, что на уроках литературы называется идеей произведения). С этой целью исследуются лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические особенности текста.
Аналитическо-синтаксические упражнения. В этом случае коммуникация усложняется количеством текстов, и ученик вступает в беседу сразу с несколькими писателями (авторами), т.к. ему предстоит в едином псевдотексте выделить различные тексты. Создать образ автора каждой части псевдотекстов помогает определение стиля каждого «голоса», звучащего в тексте, его темы и лексико-грамматических особенностей, составляющих текст отрезков.
Синтаксические упражнения – ученик приобретает умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации. Задания таких упражнений решают проблему мотивации к сочинению учениками собственных произведений. Они помогают тренировать у школьников умение писать свои тексты. Предлагается выполнить эту сложную работу частями, поэтапно, тем самым готовиться к освоению сложного процесса написания сочинения.
Таким образом, школьник сначала разбирает текст, а затем собирает разрозненные предложения в несколько единых по содержанию и форме отрывков. Такая работа возможна лишь после выработки умений лингвистического и герменевтического анализа текста, этому способствуют упражнения первого типа.
Чтобы работа с тестом была продуктивна, следует начинать с аналитических упражнений первого типа, после пяти упражнений можно подключать упражнения второго типа и – через некоторое время – упражнения третьего типа, а далее выполнять упражнения всех типов параллельно. Такое ступенчатое включение учеников объясняется тем, что знакомство с образцами речи (отрывками из художественных произведений) дает ученикам представление о том, как работают средства языка, помогая понимать содержание текста. Пока школьник не научиться анализировать текст, видеть средства языка и понимать их роль, у него не будет «инструментов» для создания собственных речевых произведений. (см. приложение 1)
Высокий процент успеваемости по русскому языку (см. приложение 2);
Овладение лингвистической и коммуникативной компетенцией.
Создание собственных речевых произведений в разных учебных областях и в жизненных ситуациях.
Механизмы реализации: введение в школьную программу нового типа урока: урока-коммуникацию, включаемого в процесс школьного обучения не вместо традиционных уроков русского языка и литературы, а вместе с ними.
Презентация по русскому языку «Методическая тема Коммуникативно-деятельностный подход в изучении русского языка»
Выбранный для просмотра документ презентОВ..pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА Коммуникативно-деятельностный подход в изучении русского языка
Л. В. Щерба Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно, т. е. правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые лучшим образом выражают данную мысль
Цели изучения Обучение русскому языку как средство развитие личности Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка Развитие познавательного интереса и положительной мотивации к изучению русского языка
Коммуникативно-деятельностный подход Опирается на принципы: развития, воспитания активного деятеля, а также совместной деятельности и общения, что способствует формированию новых жизненных установок личности и воспитанию образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны
Планируемые результаты Приглашение к размышлению: (методика Е. С. Антоновой), предлагаю учащимся поразмышлять: культура речи формирование лингвистических компетенций исследование языковых закономерностей обучение орфографии и пунктуации
Траектория успешности Готовность к сотрудничеству Умения слушать и говорить Умение задавать конструктивные вопросы Формирование критического мышления Развитие креативности в восприятии и поиске решения проблем
Творческие тетради «Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь- до дна…»,- А. Т. Твардовский
Речевое взаимодействие учителя и учащихся «…бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет.»(«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский)-сравнение «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой.» (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)-развернутое сравнение
Речевое взаимодействие учителя и учащихся на уроке «Глаза сладкие, как сахар, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару, глаза его делались чрезвычайно сладкими, явя в лице своем выражение не столько сладкое, но даже приторное …» (Н. В. Гоголь «Мертвые души»)-развернутая метафора
Речевое взаимодействие учителя и учащихся на уроке Он … был скорее похож на толстощекий выпуклый арбуз, поставленный на колеса. Щеки этого арбуза, то есть дверцы, носившие следы желтой краски, затворялись очень плохо… Одинокая жизнь дала сытую пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее.(Н. В. Гоголь «Мертвые души»)- развернутая метафора
Речевое взаимодействие учителя и учащихся «Как хороший метрдотель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его на грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата… виконт был подан обществу, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью…» (Л. Н. Толстой «Война и мир»)- метафора и сравнение
Наша задача- научить учащихся внимательно вчитываться в слова Наблюдение над использованием ярких авторских метафор, сравнений, эпитетов открывает нам самого автора, грани его таланта, вызывает интерес к его личности. «Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения»,-писал художник Н. В. Гоголь, осознавая ответственность за каждое написанное им слово.
УРОК-КОММУНИКАЦИЯ Предполагает: Формирование коммуникативной компетенции учащихся через структуру управления деятельностью на уроке: Способности мышления, рефлексии, коммуникации и понимания языковых и лингвистических явлений
Интерактивное обучение Коммуникативная база совместной деятельности представляет форму обучения, основанную на интенсивном межличностном общении и взаимодействии всех субъектов, включенных в учебно-познавательный процесс Решает три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую, социальную
Интерактивное обучение Включает ролевое общение, отстаивает позиции (согласования, оппозиции, сотрудничества): Инициатор (отстаивает свою позицию с помощью аргументов) Конструктивный критик (имеет опыт рефлексии, оценивает работу группы) Деструктор (нарушает плавное течение дискуссии)
Практические нормы сотрудничества Вырабатываются нормы: Использование поддерживающих приемов общения (доброжелательная интонация, умение задавать конструктивные вопросы) Соблюдение правила (человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать) Готовность настроится на актуальное состояние собеседника (понять и принять)
Д. Спиро Чрезвычайно важно, что в новой системе обучения- интерактивного обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Ошибки учащихся учитель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведшую к просчетам, тем самым совершенствуется мыслительный процесс
Результаты деятельности Складываются из результатов индивидуальных достижений учащихся, используются разные формы презентаций: Ярмарка, эстафета, объемная мозаика Эффект данных методик позволяет учителю донести до каждого учащегося вариативность решения поставленных проблем, формируется критическое мышление, развивается креативность, есть возможность выбрать оптимальное решение
Рефлексия Основа для самопознания, самонаблюдения, самоанализа- важнейшие условия личностного роста индивида Специфические приемы рефлексивных приемов(И. Семенова, Н. Алексеева): остановка, фиксация, отстранение, объективизация, оборачивание
Словарь выражений Мы научились слушать друг друга Наши дискуссии заряжают положительными эмоциями Выводы: благодаря такой систематической работе, объединяющей дидактические основы оценивания и развитие рефлексивных умений, происходит целенаправленная оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности
Коммуникативно-деятельностный подход «…Использование коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка, в частности интерактивных методов, критического мышления представляет форму обучения, основанную на интенсивном межличностном общении и взаимодействии всех субъектов, включенных в учебно-познавательный процесс…»(Закон РФ «Об образовании»
Коммуникативно-деятельностный подход Приводит не только к более высокому уровню результативности и продуктивности учебного процесса, формированию более дружественной, доброжелательной обстановки в классе, повышению самооценки и коммуникативной компетентности школьников, но в связи с запросами общества: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству» («Профессиональный стандарт учителя русского языка» 2013 г.)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
• Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно, т. е. правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые лучшим образом выражают данную мысль
Цели изучения
Обучение русскому языку как средство развитие личности
• Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
• Развитие познавательного интереса и положительной мотивации к изучению русского языка
Коммуникативно-деятельностный подход
Опирается на принципы:
• развития, воспитания активного деятеля, а также совместной деятельности и общения, что способствует формированию новых жизненных установок личности и воспитанию образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны
СЛОВА-ЛОСКУТКИ
Именно в словах-лоскутках ученики должны увидеть меткость, разум, лицо слова
• «Я часто читал ей стихи.
• Но она изумления не испытывала: да, это очень хорошо,-говорила она тихо и безразлично
• Конец аллеи исчез в пыли,
• Опять серебряные змеи через сугробы поползли(И. Бунин «Жизнь Арсеньева»)
• Метель- «серебряные змеи»(И. Бунин), «садовые дорожки, проложенные в снегу» (В. Брюсов), «извивающаяся лента снеговой пыли» (Н. Асеев)