коммуникативные практики в библиотеке
Всероссийская научно-практическая конференция
«Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик»
Открытие конференции Фирсов Владимир Руфинович, докт. пед. наук, заместитель генерального директора, Российская национальная библиотека, Президент Российской библиотечной ассоциации. Санкт-Петербург
Человек коммуникативный в современной России. Дубин Борис Владимирович, социолог, переводчик, литератор. Москва
Практики чтения: привычка или профессия. Козловский Владимир Вячеславович, докт. философ. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург
100 книг для чтения как шанс культурного диалога. Галактионова Татьяна Гелиевна, докт. пед. наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург
Наследие Н. А. Рубакина: уроки из прошлого в настоящее. Бородина Валентина Александровна, докт. пед. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Санкт-Петербург
Проблемное поле коммуникативного пространства современной библиотеки. Ялышева Вера Викторовна, канд. пед. наук, директор Центра чтения, Российская национальная библиотека. Санкт-Петербург
Дегуманизация библиотек? Взгляд с Запада. Равинский Дмитрий Константинович, канд. пед. наук, старший научный сотрудник, Российская национальная библиотека. Санкт-Петербург
Коммуникативный голод в общении с библиотекарем как фактор непопулярности современной библиотеки. Кашкаров Андрей Петрович, специалист-эксперт, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Санкт-Петербург
Обратная связь. Как занять правильное место в «голове пользователя»? Власова Людмила Ивановна, заведующий отделом, Научно-техническая библиотека, Томский политехнический университет. Томск текст
Конкурсы буктрейлеров в России: К вопросу о новых технологиях рекламы книг. Сидорова Анна Геннадьевна, канд. филолог. наук, доцент, Алтайский государственный университет. Барнаул
Переходная модель к книжному делу будущего. Ключевые элементы и принципы. Котов Денис, генеральный директор, Петербургская книжная сеть «Буквоед», заместитель председателя, Санкт-Петербургский филиал Российского книжного союза. Санкт-Петербург
Механизмы взаимодействия пользователей сети и библиотек: современное состояние и перспективы развития. Редькина Наталья Степановна, канд. пед. наук, заведующий отделом, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук. Новосибирск презентация
Электронные книжные клубы в пространстве социальной практики. Варганова Галина Владимировна, докт. пед. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Санкт-Петербург текст
«Место встречи изменить нельзя!» (из опыта работы библиотечных клубов Красноярского края). Позднякова Анна Ониковна, заведующий сектором, Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края. Красноярск
РНБ: прогрессирующее несоответствие потребностям научной работы. Золотоносов Михаил Нафталиевич, кандидат искусствоведения, писатель, обозреватель, Союз писателей СПб, журнал «Город 812». Санкт-Петербург
«Светловка» on-line: библиотека в цифровую эпоху. Юрманова Светлана Валентиновна, заведующий отделом, Центральная городская юношеская библиотека им. М. А. Светлова. Москва презентация
Ребенок с книгой в пейзаже нашей жизни (проблемы развития доверия детей и подростков к детской библиотеке). Степанова Людмила Валентиновна, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, главный библиотекарь, Ленинградская областная детская библиотека. Санкт-Петербург
Библиотекарь и читатель: психологические ловушки общения. Соколова Татьяна Владимировна, канд. пед. наук, заместитель заведующего отделом, Российская национальная библиотека. Санкт-Петербург презентация, текст
Пользователи информационно-поисковой системы «Санкт-Петербург»: распространенные формулы поиска. Андреева Александра Николаевна, старший научный сотрудник, Российская национальная библиотека. Санкт-Петербург презентация
Презентация фильма «Летние читальные залы». Теплякова Оксана Геннадьевна, заведующий отделом, Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова. Москва
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Полный текст:
Аннотация
Освещаются вопросы организации социально-коммуникативных практик средствами библиотечной деятельности. Рассматривается опыт Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края по формированию коммуникативного взаимодействия различных социальных групп через информационные сервисы, услуги и систему библиотечного общения.
Ключевые слова
Об авторах
Андроненко Оксана Владимировна, заместитель директора
Жуковская Людмила Николаевна, заведующий отделом консервации библиотечного фонда, Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края; доцент, Сибирский федеральный университет
Список литературы
1. Соколов А. В. Социальные коммуникации : учебник / науч. ред. Г.В. Михеева. СПб. : Профессия, 2014. 288 с.
2. Кузнецова Т. Я. Инновационная модель библиотеки как субъекта системы социальных коммуникаций // Инновации в науке и практике. Уфа, 2017. Ч. 4. С. 149–161.
3. Туева Л. М. Библиотека в контексте социальных коммуникаций // Вестн. КемГУКИ. 2014. № 27. С. 211–216.
4. Зотов В. В., Лысенко В. А. Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества // Теория и практика обществ. развития. 2010. № 3. С. 53–55.
5. Жуковская Л. Н. Использование информационно-просветительных технологий в организации досуговой деятельности современной библиотеки: креативный процесс // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2017. Вып. 12, т. 2. С. 175–181.
6. Гончаренко Л. В. Коммуникативная деятельность и ее социальная значимость // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=12540 (дата обращения: 22.10.2019).
7. Жуковская Л. Н. Повышаем информационную культуру: проекты формирования информационнообразовательного пространства // Библ. дело. 2013. № 6. С. 14–15.
8. Жуковская Л. Н. Проектная деятельность региональной библиотеки по формированию информационной культуры обучающейся молодежи: системный подход // Библиосфера. 2014. № 3. С. 11–14.
Для цитирования:
Андроненко О.В., Жуковская Л.Н. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ. Труды ГПНТБ СО РАН. 2019;(4):96-100. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2019-4-96-100
For citation:
Andronenko О.V., Zhukovskaya L.N. COMMUNICATIVE PRACTICES IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE OF THE REGIONAL LIBRARY. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2019;(4):96-100. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2019-4-96-100
Профессионально-коммуникативная практика «Библиотекарь» в рамках краевого исследовательского проекта «Формирование коммуникативных компетенций через организацию социально-коммуникативных практик»
Профессионально-коммуникативная практика «Библиотекарь» в рамках краевого исследовательского проекта «Формирование коммуникативных компетенций через организацию социально-коммуникативных практик»
, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МАОУ «СОШ №3» г. Краснокамска
В настоящее время библиотеки как социально-культурный институт играют важную роль в духовной жизни общества, в повышении политического, образовательного и культурного уровня людей.
Библиотеки призваны помочь гражданам получить необходимые знания, расширить их читательские интересы, содействовать развитию самостоятельного мышления, творчества.
Библиотеки являются местом межличностного общения и прямых личных контактов. Сейчас, когда в библиотечных учреждениях получают все большее развитие клубы по интересам, любительские объединения, дискуссионные клубы и другие формы деятельности, способствующие общению людей, обмену информацией, коммуникативная функция получает все большее развитие.
Библиотекари призваны оказывать влияние на читателей, прививать им любовь к книге, воспитывать культуру чтения.
В программе ПКП «Библиотекарь» используются активные и интерактивные методы обучения. Использование таких методов способствует созданию непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознанию личной ответственности за свой выбор.
Целью проведения ПКП «Библиотекарь» является создание условий, ориентированных на обеспечение взаимодействия личности обучающихся и библиотечной среды для приобретения ими социального, общекультурного опыта и профессиональных коммуникативных навыков.
ПКП позволяет наиболее эффективно решать следующие задачи:
- ознакомление обучающихся с профессией библиотекаря, содержанием профессиональной деятельности; развитие у обучающихся интересов, склонностей и качеств, важных для данной профессии; приобретение опыта коммуникативного взаимодействия в профессиональных ситуациях.
ПКП «Библиотекарь» проводилась на базе Центральной детской библиотеки. В ходе ПКП с учащимися работал руководитель профессионально-коммуникативной пробы (учитель) и эксперты (сотрудники библиотеки). Практическая работа заключалась в создании различных профессиональных ситуаций, направленных на реализацию коммуникативных компетенций. Каждая профессионально-коммуникативная ситуация содержала коммуникативную задачу, которую обучающийся решал на своём уровне.
Рассмотрим профессиональную ситуацию – выдача книг посетителям библиотеки. Задача ребят – качественно оказать услугу, удовлетворить запросы посетителей, подобрать и выдать книги, необходимые читателю.
Реализуются такие коммуникативные компетенции, как умение установить доброжелательный контакт, умение общаться с разными категориями людей, варьировать коммуникативные средства в связи с изменением ситуативных условий общения, умение выявить запрос посетителя, способность оперировать имеющимися знаниями и навыками для решения определённых коммуникативных задач.
И как результат этой деятельности – это качественное оказание услуги, выдача книг в соответствии с запросом читателя.
Кроме этого на базе центральной детской библиотеки были созданы такие профессиональные ситуации, как работа на компьютере ( например, ребята работали на сайте детской библиотеки, набирали текст, делали рассылки-напоминания должниками контакте), работа с каталогом, работа в читальном зале (например, подшивка газет, обновление данных о книгах), звонки должникам, работа на абонементе «Малышок» с детьми от года до трёх (вовлечение малышей в различные игры, чтение сказок, умение установить с ними контакт).
В деятельности библиотек в последнее время большое место занимают различные социальные акции, направленные на привлечение читательского интереса. Особое значение имеет пропаганда книги для подрастающего поколения. В рамках ПКП «библиотекарь» была проведена акция «Бросай мышку – читай книжку», которая стала значимым событием для участников социально-коммуникативной пробы.
Местом проведения была выбрана центральная площадь города – площадь Гознака. В ходе акции ребята подходили к прохожим (прежде всего к взрослым с детьми и к детям), беседовали с ними, говорили о значимости чтения, раздавали листовки и сувениры. Задача участников – привлечение внимания разных категорий людей к проблеме падения интереса к чтению, раздача листовок и сделанных детьми сувениров с мотивирующими надписями. Акция привлекла внимание окружающих, особенно персонаж в образе великого поэта.
Здесь реализуются такие коммуникативные компетенции, как умение установить доброжелательный контакт, общаться с разными категориями людей, вызвать внутреннее побуждение к действию, воздействовать на сознание и чувства людей с помощью положительных стимулов, убедительной аргументации, преодолевать психологическое сопротивление.
Как результат – вовлечение большого количества людей в проведение акции, привлечение внимания не менее 30 человек, раздача всех листовок и сувениров, изготовленных для акции.
В конце ПКП проводился анализ рефлексивного дневника, который ребята вели на протяжении всей профессионально-коммуникативной пробы, и проходила презентация в группе участников ПКП полученного опыта профессиональной деятельности. При подведении итогов руководитель проанализировал деятельность обучающихся и дал необходимые рекомендации.
Таким образом, данная практика знакомит школьников с информационными, психологическими, практическими особенностями профессии библиотекаря. И знание этих основ помогает учащимся осуществлять успешную коммуникацию как в профессиональных ситуациях, так и в жизни.
Плохотник Т.М. Задачи и возможности современной библиотеки в формировании коммуникативных навыков подростков
Татьяна Михайловна Плохотник,
заместитель директора по методико-инновационной
деятельности МУК «ЦСДБ им. А.С.Пушкина»,
г. Саров Нижегородской обл.
Задачи и возможности современных библиотек
в формировании коммуникативных навыков подростков
Знакомясь с исследованиями специалистов из разных областей знаний, прихожу к следующим выводам:
— Психологи, изучая процессы индивидуального развития и становления подрастающей личности, часто не учитывают процессы трансформации современной информационно-коммуникативной среды.
— Социологи, этнографы, политики исследуют изменения в социуме в целом (большие массы людей), без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида.
— В области педагогики в последнее время акцент ставится на методики развивающего обучения. Они уже существуют (методики Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова, Г.Н. Кудиной-З.Н.Новлянской и др), но не получают широкого распространения, в том числе и потому, что не адаптированы к возрастным особенностям и возможностям детского восприятия. Удивительно, но факт: многие педагоги, несмотря на углубленное изучение в институтах детской возрастной психологии, относятся к восприятию ребёнком информации как к несовершенному взрослому восприятию, недостатки (?!) которого нужно исправлять.
Между тем, российской педагогике известен и другой подход. Наиболее отчётливо он представлен в научном творчестве Л.И. Беленькой (1931-2007гг.)[3]. Исследовательница, опираясь на эстетику М. М. Бахтина и теорию развития ребёнка Л. С. Выготского, показывает: детское восприятие обладает весьма существенными, хотя и своеобразными достоинствами, которые необходимо совершенствовать.
— Если говорить о библиотечных социологических исследованиях, то здесь акцент обычно ставится на проблему чтения-нечтения современных детей, подростков и юношества. Детские библиотеки и накопленный ими практический опыт под углом формирования коммуникативных навыков детей и подростков до сих пор не привлекали внимание библиотечных исследователей.
Считаю, что детские библиотеки имеют огромный потенциал влияния на становление коммуникативных навыков растущей личности, формирование уровня ее общей культуры. «Это становится возможным благодаря уникальному информационному пространству детской библиотеки, смягчающему негативное воздействие непрерывных информационных потоков на сознание ребенка, приучающего его к свободному ориентированию в окружающем информационном пространстве, вхождению в культуру общества»[5].
Это пространство создается из различных составляющих, среди которых главные:
— оформление интерьеров и информационных зон детской библиотеки, организованное с учетом визуального восприятия детей (использование игровых моментов, зрительных «приманок», необычных цветовых решений. );
— адаптированные информационные материалы на различных носителях (традиционные книги, аудио- и электронные книги, электронные презентации книг, эл.календари, литературные игры и викторины, которые разработаны специалистами детского чтения, видеофильмы. );
— массовые, групповые библиотечные мероприятия, индивидуальные беседы, которые проводятся с учетом психологии детского чтения.
Именно в детских библиотеках культура общества «воссоздается в универсальной для ребенка информационно-коммуникативной модели»[6].
В нашей библиотеке уже накоплен определенный опыт проведения исследований, затрагивающих коммуникативные навыки подростков:
— Анкетирование «Диагностика уровня толерантности школьников 7-11 кл.», 2008 г.
— Участие в общероссийском исследовании «Картины мира школьников», проведенном
— Это же исследование («Картины мира школьников») мы провели и на городском уровне, ограничив возрастную категорию 5-11 классами.
Найдены и внедрены в практику некоторые формы диалоговой работы с подростками в библиотеке, положительно влияющие на развитие коммуникативных навыков.
К примеру, на протяжении восьми лет мы вместе с заведующей школьной библиотекой лицея № 3 г.Сарова Балуевой Л.А. ведем программу библиотечных встреч-обсуждений книг для подростков.
Систематическая работа с одними и теми же группами ребят на протяжении нескольких лет позволяет проанализировать и динамику развития ребят как читателей, и влияние таких встреч на их умение вести конструктивный диалог в коллективе (т.е. на развитие коммуникативных навыков).
Библиотечный проект«Формирование коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети ВКонтакте»
МБОО Дмитриево Помряскинская СШ
Инновационный педагогический проект
«Формирование коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети ВКонтакте»
«Самое маленькое доброе дело лучше,
чем величайшее доброе намерение».
Коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном становлении личности и является одной из приоритетных задач образования. Именно коммуникативная культура, является условием успешнойтации личности ребенка к жизни в обществе и поэтому заслуживает особого внимания.
Разрабатывая проект, мы исходили из первоочередной роли школьной библиотеки в формировании коммуникативной культуры обучающихся. Обучая школьников читательской и информационной культуре, самостоятельному осмыслению печатной и виртуальной продукции, формируются ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Сельская школьная библиотека – центр коммуникации и дополнительного образования, территория безопасного детства, создание комфортных условий для приобщения детей и подростков к ценностям мировой и отечественной культуры, удовлетворение потребностей в интеллектуальном и духовном росте, образовании и самообразовании, обеспечение равного доступа к информации.
Социальная сеть — это интерактивный, многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети под присмотром опытных педагогов.
Положительным качеством сообщества является неофициальность. Для «официоза» есть сайт, а формат группы предполагает более свободное общение. Ещё один плюс – это возможность оперативно размещать новости и фотоотчёты.
При этом чтение остается, мощным фактором развития личности, библиотека – средой, формирующей грамотного и культурного читателя.
Паспорт проекта
«Формирование коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети ВКонтакте»
Направление реализации проекта:
Создание благоприятной среды для формирования коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса в ходе поднятия престижа школьной библиотеки.
Наименование образовательной организации
МБОО Дмитриево Помряскинская СШ
Руководитель проекта
Алатырская Ирина Викторовна-библиотекарь
Почтовый адрес
с.Дмитриево Помряскино, Старомайнский район, Ульяновская область, Школьная,3
Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ»О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»(с изм. от 18.12.2018г.);
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ»О библиотечном деле»(с изм. от 03.07.2016г.);
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006г.(с изм. от 18.12.2018г.);
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ № 2765 от 29.12.2014 г.;
Приказ Министерства образования и науки России №715 от 15.06.2016 «Об утверждении концепции развития школьных информационно-библиотечных центров»;
Заказчики проекта
Обучающиеся и их родители (законные представители)
Участники проекта
администрация школы, библиотекарь, учителя, родители ( законные представители), обучающиеся
Основная идея проекта
Цель проекта
-повышение коммуникативной культуры и привлечение в библиотеку новых читателей из молодежной среды;
-формирование у субъектов образовательного процесса устойчивого интереса к чтению;
-оптимизация связи с пользователями, интересующимися библиотекой, её услугами и деятельностью в целом.
Задачи проекта
-использование новых форматов продвижения книги и чтения, расширение читательской молодежной аудитории, увеличение числа пользователей;
-содействие совершенствованию личности молодого человека через соединение книги и новых информационных технологий.
-оказание помощи в формировании у молодых пользователей художественного вкуса путем организации комплекса презентационных и иных мероприятий.
-привлечение молодых людей к активному участию в организации и проведении мероприятий в рамках проекта.
-формирование литературного вкуса и читательских интересов при использовании жанрового разнообразия художественной литературы, с присутствием творческих заданий, с наличием взаимодействия между читателем и библиотекарем, педагогом, родителями, с возрождением традиций семейного чтения;
-обмен опытом, получение обратной связи.
Срок реализации проекта
2020-2021гг.
Этапы реализации проекта
сбор информации о состоянии проблемы совершенствования коммуникативной культуры обучающихся;
анализ опыта работы библиотеки;
сбор информации о необходимости выполнения проекта, анализ полученной информации (анкетирование родителей ( законных представителей) во время проведения родительского собрания «Безопасный интернет»);
разработка плана мероприятий по реализации проекта, направлений проекта ;
определение перспектив развития проекта.