компенсация за семейное обучение в челябинской области
Компенсация за семейное обучение в челябинской области
от 28 апреля 2016 года N 634/1-у
Об утверждении Порядка выплаты компенсации затрат родителей (законных представителей) по обучению детей-инвалидов на дому
1. Утвердить прилагаемый Порядок выплаты компенсации затрат родителей (законных представителей) по обучению детей-инвалидов на дому.
2. Признать утратившим силу приказ Комитета по делам образования города Челябинска от 28.09.2015 N 1316/1-у «Об утверждении Порядка выплаты компенсации затрат родителей по обучению детей-инвалидов на дому».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Комитета по делам образования города Гафурову Ю.Г.
Председатель Комитета
по делам образования
города Челябинска
С.В.ПОРТЬЕ
Приложение
к приказу
Комитета
по делам образования
города Челябинска
от 28 апреля 2016 г. N 634/1-у
Порядок выплаты компенсации затрат родителей (законных представителей) по обучению детей-инвалидов на дому
3. Ответственными исполнителями настоящего Порядка являются:
1) МБУ «ЦППМСП Калининского района г. Челябинска»;
2) МАУ «ЦППМСП Курчатовского района г. Челябинска»;
3) МБУ «ЦППМСП Ленинского района г. Челябинска»;
4) МБУ «ЦППМСП Металлургического района г. Челябинска»;
5) МАУ «ЦППМСП Советского района г. Челябинска»;
6) МАУ «ЦППМСП Тракторозаводского района г. Челябинска»;
7) МАУ «ЦППМСП Центрального района г. Челябинска»;
5. Компенсация предоставляется по месту проживания ребенка-инвалида.
6. Размер компенсации рассчитывается:
7. Размер компенсации составляет:
Размер компенсации в месяц, рублей
Образовательные программы начального общего образования (1 ступень)
Образовательные программы основного общего образования (2 ступень)
Образовательные программы среднего общего образования (3 ступень)
Образовательная программа дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет
Образовательная программа дошкольного образования для детей в возрасте от 3-х лет и старше
8. Расходы на доставку, пересылку компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению банками компенсации на счета получателей компенсации в размере 1,5 процента от суммы компенсации без учета налога на добавленную стоимость не входят в размер компенсации и осуществляются за счет средств областного бюджета.
9. Дополнительные расходы, связанные с организацией обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому, сверх установленного в пункте 7 настоящего Порядка размера компенсации производятся родителями (законными представителями).
II. Предоставление документов на выплату компенсации
10. Для получения компенсации родители (законные представители) предоставляют следующие документы:
1) письменное заявление по форме, установленной приложением 1 к настоящему Порядку;
2) документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя);
3) свидетельство о рождении ребенка, на которого предоставляется компенсация;
4) документ, подтверждающий установление ребенку инвалидности;
5) справка МКУ «ЦОДОО» или его структурными подразделениями по месту проживания ребенка-инвалида о том, что ребенок-инвалид не обучается в образовательной организации;
6) реквизиты банковского счета, открытого получателем компенсации в банковском учреждении;
7) заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
8) документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту жительства (пребывания) на территории города Челябинска.
Опекун (попечитель) дополнительно к перечисленным документам представляет документ, подтверждающий полномочия законного представителя (копия распоряжения органа местного самоуправления о назначении опеки (попечительства)).
Справка, указанная в подпункте 5 настоящего пункта о непосещении ребенком-инвалидом образовательной организации, оформляется МКУ «ЦОДОО» или его структурными подразделениями по месту проживания ребенка-инвалида по запросу родителя (законного представителя) или руководителя МУ «ЦППМСП», а именно специалистами отдела организационно-аналитического обеспечения.
Справка оформляется по форме приложения 2 к настоящему Порядку.
11. В случае рассмотрения вопроса о назначении компенсации на обучение и воспитание ребенка-инвалида, фактически проживающего на территории Челябинского городского округа, но имеющего регистрацию по месту жительства за пределами Челябинского городского округа, дополнительно предоставляется справка органа управления образованием муниципального образования по месту регистрации ребенка о том, что ребенок-инвалид не обучается в образовательной организации и родители (законные представители) ребенка-инвалида не являются получателем компенсации.
12. Если получатель компенсации не представил документы, указанные в настоящем разделе, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Челябинской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении органов местного самоуправления, предоставляющих государственную услугу, иных органов местного самоуправления, государственных органов и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», уполномоченный орган запрашивает сведения в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
13. Одновременно с подачей заявления и документов получателю компенсации подписывает:
— согласие на обработку персональных данных по форме приложения 4 к настоящему Порядку.
Компенсация за семейное образование: что это и как ее получить?
Мало кто слышал о форме домашнего обучения – семейном образовании. Еще меньше людей знает о том, что при таком формате государство обязано выплачивать компенсацию за семейное обучение родителям. Но так ли все просто: перевести ребенка, оформить документы и получать деньги? Оказывается – нет.
Что такое семейное образование – его принципы
Семейная форма обучения – это одна из разновидностей заочного школьного образования. Суть ее состоит в том, что родители принципиально отказываются от перспективы нахождения ребенка в школе и получения знаний наравне со всеми.
Что ж, это их право, тем более, что закон позволяет переводить детей на заочную форму и самостоятельно заниматься их развитием.
Какие могут быть причины для перевода:
Чаще всего встречаются недовольные качеством образования родители, которые трезво оценивают ситуацию и хотят, чтобы ребенок не терял зря времени, а учился индивидуально. В этом есть смысл, потому что подобрать коллектив преподавателей крайне сложно, да и не бывает такого, чтобы все учителя были одинаково позитивно настроены к детям. Обязательно кто-нибудь испортит табель, аттестат или психику.
Что ждет родителей и детей на семейном обучении
Дети на семейном обучении вынуждены заниматься и проходить школьную программу самостоятельно, с помощью родителей или репетиторов. Возможно также посещение специализированных платных школ, которые проводят подготовку по отдельным предметам.
Некоторые родители недооценивают свою ответственность при переводе ребенка на семейное обучение – в школе по новому закону руководство несет ответственность только в период сдачи экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ. Остальное время семьи предоставлены сами себе. Конечно, хорошо, если кто-то из родителей окончил престижній вуз, прекрасно разбирается в науке, может помочь в любом предмете, вдобавок ребенок тянется к учебе. В таких семьях проблем с экзаменами не возникает.
Другое дело, когда родители излишне доверяют школьнику, но не контролируют его знания. В результате оказывается, что к моменту экзаменов ничего не сделано. В таком случае лучше бы было, если бы ученик ходил в школу вместе со всеми.
Финансовый вопрос семейного образования
Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на выплату от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, то столкунлись с проблемами.
Теоретически процесс выплаты денежной компенсации выглядит так:
Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами. Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год. Сумма зависит от местного бюджета – такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.
Они узнали вот еще что:
Дальше были судебные разбирательства. Но закончились они неблагоприятно для родителей – большинство исков против школ и отделов образования были проиграны.
Чтобы как-то сгладить ситуацию, школы со своей стороны начали предлагать бесплатно пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Это делалось для того, чтобы все доступные бесплатные «опции» школы касались и семейников.
Как быть, если планируется перевод ребенка на семейную форму
Прежде чем переводить детей на семейное обучение, необходимо обсудить вопрос компенсации с руководством школы. Дело в том, что не во всех регионах такую форму подачи знаний практикуют. Для сравнения – в Москве и области на семейной форме числится около 2000 учеников средних школ. Это очень небольшая цифра для столицы.
Можно представить, что делается в других регионах страны.
Интересно то, что Сибирь в этом отношении лидирует. В Челябинске около 500 детей учатся семейным способом, там планируют полностью узаконить семейное образование и ввести гарантированные выплаты родителям.
Что же сдерживает столичных чиновников от введения такой денежной компенсации? Больше всего они опасаются, что многие неадекватные родители будут тратить деньги на себя, а не на ребенка. Тем более, что есть опыт в Закарпатской области в Украине, где проживает много представителей ромской национальности, проще говоря – цыган. При введении пособий при рождении детей, в их среде рождаемость повысилась в 4 раза. При этом украинцы не стали «плодиться» выше обычного уровня. Это говорит о том, что детей использовали как повод купить дома, машины, бытовое имущество, алкоголь.
На лицо коррупционная схема: кто сможет договориться с начальством, тот получит компенсацию. Кто не сможет, тот будет платить за обучение ребенка сам, ведь закон звучит двояко: ни в одном акте не прописано, что региональные власти обязаны выплачивать деньги, они лишь могут воспользоваться этим правом.
В лучшем случае, стоит рассчитывать на добровольную помощь учебного заведения, если ребенок действительно нуждается в деньгах. А вот решать, по каким критериям он в них нуждается, будут все равно местные власти.
Рассчитывать на компенсацию или нет?
На данный момент закон о выплатах действует и исполняется в Омской, Пермской и Свердловской областях. В Москве такие расходы из бюджета не предусмотрены, поэтому родители обеспечивают обучение детей самостоятельно.
Если в предварительной беседе с руководством школы и представителями отдела образования выяснится, что в вашем регионе никто не учится заочно, тем более никому не выплачивается денежная компенсация, то рассчитывать на получение денег не стоит.
Для того, чтобы заставить закон действовать, на семейную форму должно перейти больше детей или ужесточиться правила перевода, чтобы антисоциальные элементы не могли использовать средства ребенка в собственных целях. Пока что заниматься данной проблемой некому.
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Компенсация за семейное образование: что это и как ее получить?
Мало кто слышал о форме домашнего обучения – семейном образовании. Еще меньше людей знает о том, что при таком формате государство обязано выплачивать компенсацию за семейное обучение родителям. Но так ли все просто: перевести ребенка, оформить документы и получать деньги? Оказывается – нет.
Что такое семейное образование – его принципы
Семейная форма обучения – это одна из разновидностей заочного школьного образования. Суть ее состоит в том, что родители принципиально отказываются от перспективы нахождения ребенка в школе и получения знаний наравне со всеми.
Что ж, это их право, тем более, что закон позволяет переводить детей на заочную форму и самостоятельно заниматься их развитием.
Какие могут быть причины для перевода:
Чаще всего встречаются недовольные качеством образования родители, которые трезво оценивают ситуацию и хотят, чтобы ребенок не терял зря времени, а учился индивидуально. В этом есть смысл, потому что подобрать коллектив преподавателей крайне сложно, да и не бывает такого, чтобы все учителя были одинаково позитивно настроены к детям. Обязательно кто-нибудь испортит табель, аттестат или психику.
Что ждет родителей и детей на семейном обучении
Дети на семейном обучении вынуждены заниматься и проходить школьную программу самостоятельно, с помощью родителей или репетиторов. Возможно также посещение специализированных платных школ, которые проводят подготовку по отдельным предметам.
Некоторые родители недооценивают свою ответственность при переводе ребенка на семейное обучение – в школе по новому закону руководство несет ответственность только в период сдачи экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ. Остальное время семьи предоставлены сами себе. Конечно, хорошо, если кто-то из родителей окончил престижній вуз, прекрасно разбирается в науке, может помочь в любом предмете, вдобавок ребенок тянется к учебе. В таких семьях проблем с экзаменами не возникает.
Другое дело, когда родители излишне доверяют школьнику, но не контролируют его знания. В результате оказывается, что к моменту экзаменов ничего не сделано. В таком случае лучше бы было, если бы ученик ходил в школу вместе со всеми.
Финансовый вопрос семейного образования
Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на выплату от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, то столкунлись с проблемами.
Теоретически процесс выплаты денежной компенсации выглядит так:
Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами. Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год. Сумма зависит от местного бюджета – такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.
Они узнали вот еще что:
Дальше были судебные разбирательства. Но закончились они неблагоприятно для родителей – большинство исков против школ и отделов образования были проиграны.
Чтобы как-то сгладить ситуацию, школы со своей стороны начали предлагать бесплатно пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Это делалось для того, чтобы все доступные бесплатные «опции» школы касались и семейников.
Как быть, если планируется перевод ребенка на семейную форму
Прежде чем переводить детей на семейное обучение, необходимо обсудить вопрос компенсации с руководством школы. Дело в том, что не во всех регионах такую форму подачи знаний практикуют. Для сравнения – в Москве и области на семейной форме числится около 2000 учеников средних школ. Это очень небольшая цифра для столицы.
Можно представить, что делается в других регионах страны.
Интересно то, что Сибирь в этом отношении лидирует. В Челябинске около 500 детей учатся семейным способом, там планируют полностью узаконить семейное образование и ввести гарантированные выплаты родителям.
Что же сдерживает столичных чиновников от введения такой денежной компенсации? Больше всего они опасаются, что многие неадекватные родители будут тратить деньги на себя, а не на ребенка. Тем более, что есть опыт в Закарпатской области в Украине, где проживает много представителей ромской национальности, проще говоря – цыган. При введении пособий при рождении детей, в их среде рождаемость повысилась в 4 раза. При этом украинцы не стали «плодиться» выше обычного уровня. Это говорит о том, что детей использовали как повод купить дома, машины, бытовое имущество, алкоголь.
На лицо коррупционная схема: кто сможет договориться с начальством, тот получит компенсацию. Кто не сможет, тот будет платить за обучение ребенка сам, ведь закон звучит двояко: ни в одном акте не прописано, что региональные власти обязаны выплачивать деньги, они лишь могут воспользоваться этим правом.
В лучшем случае, стоит рассчитывать на добровольную помощь учебного заведения, если ребенок действительно нуждается в деньгах. А вот решать, по каким критериям он в них нуждается, будут все равно местные власти.
Рассчитывать на компенсацию или нет?
На данный момент закон о выплатах действует и исполняется в Омской, Пермской и Свердловской областях. В Москве такие расходы из бюджета не предусмотрены, поэтому родители обеспечивают обучение детей самостоятельно.
Если в предварительной беседе с руководством школы и представителями отдела образования выяснится, что в вашем регионе никто не учится заочно, тем более никому не выплачивается денежная компенсация, то рассчитывать на получение денег не стоит.
Для того, чтобы заставить закон действовать, на семейную форму должно перейти больше детей или ужесточиться правила перевода, чтобы антисоциальные элементы не могли использовать средства ребенка в собственных целях. Пока что заниматься данной проблемой некому.
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Порядка тысячи детей в регионе смогут получить повышенную компенсацию за семейное обучение
По решению губернатора Челябинской области Алексея Текслера с начала нового учебного года родители (законные представители) детей-инвалидов будут получать единую компенсацию затрат на самостоятельное обучение. На данный момент готовится соответствующий законопроект, формируется финансовый порядок выплат.
Напомним, что с принятием в России новых образовательных стандартов детей-инвалидов разделили на две категории: тех, кто начал обучение до сентября 2016 года, и тех, кто приступил к обучению позже уже по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). От объема стандарта рассчитывается и норматив финансирования образовательной программы – по ФГОС он выше. Поэтому размер компенсации затрат родителей детей-инвалидов, обучающихся в семейной форме, существенно различался: 10 тысяч рублей в среднем для одной группы детей —тех, кто начал обучение до сентября 2016 года и около 22 тысяч – для другой.
«Из-за принятого федерального образовательного стандарта образовалась существенная разница в выплатах. Родители и общественные организации, уполномоченные по правам ребенка и человека обращались ко мне с просьбой обратить внимание на эту ситуацию. Принято решение уравнять эти выплаты. Порядка тысячи детей у нас в регионе смогут получить повышенную компенсацию за самостоятельное обучение на дому. В развитии всех наших социальных инициатив это важное решение для семей в регионе», – подчеркнул Алексей Текслер.
Таким образом, с нового учебного года размер ежемесячной компенсации затрат родителей детей-инвалидов в части организации самостоятельного обучения по основным общеобразовательным программам составит 22 тысячи рублей.
Компенсация за семейное обучение
Компенсации родителям (законным представителям) на ребенка при получении им общего образования в форме семейного образования не предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования установлены в ч. 5 ст. 5, ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Исходя из смысла положений п. 3 ч. 1 ст. 8 указанного федерального закона, органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования предоставляют субвенции местным бюджетам (финансовое обеспечение) с целью обеспечения государственных гарантий реализации прав несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
Следовательно, субъект РФ обязан финансировать получение образования в образовательных организациях.
Образование в Российской Федерации в форме семейного образования получается вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в силу п. 2 ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Вместе с тем в письме Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 даны разъяснения об организации получения образования в семейной форме.
Как отмечено в п. 6 указанного письма, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты РФ в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом РФ может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.
В порядке п. 3 ч. 5 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ, в период получения ими образования.
Таким образом, субъекты РФ в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся родителям (законным представителям) при их выборе получения несовершеннолетним общего образования в форме семейного образования.